Как работали фонтаны в древности
Сердце современных фонтанов — насос, однако, первые фонтаны появились задолго до появления электрических насосов и электричества. Революцией в мире гидростатики и аэростатики послужила разработка фонтана Герона — прибора, созданного Героном Александрийским за 200 лет до нашей эры. Этот прибор представляет собой своеобразный гидравлический насос.
Принцип работы фонтана Герона заключается в следующем: в вертикальной плоскости располагаются 3 сосуда, сообщающихся между собой при помощи труб. Верхний сосуд имеет форму чаши, в то время как два нижних сосуда закрыты. Вода наливается в чашу, и через отверстие на дне стекает вниз к первому сосуду, минуя второй. За счет напора воды, протекающей сквозь систему, в нижней и средней чашах создается избыточное давление, которое выталкивает воду на поверхность из нижнего сосуда, и она вновь попадает в верхний. Это изобретение древнегреческого ученого Герона Александрийского часто называют «вечным фонтаном». Но как известно, вечный двигатель не существует, поэтому, рано или поздно, вода из среднего сосуда окажется в нижнем, и действие прибора прекратится.
Фонтаны Древней Греции, Рима, Египта и других государств функционировали за счет гидравлических насосов: множество выдающихся ученых работали над вопросами из области механики жидкости, так, представитель древнегреческой школы Ктесибий, изобрел первый поршневой насос для создания струй большого напора. Это изобретение нашло применение и в сооружении фонтанов.
Источник
Каков был механизм первых фонтанов?
Первые фонтаны появились в древней Греции. Они имели очень простое устройство, и совсем не были похожи на пышные фонтаны современности. Назначение их было сугубо практичным. Снабжать города и поселки водой. Постепенно греки начинали украшать свои фонтаны. Обкладывали их плиткой, строили статуи, добивались высоких струй.
Вслед за древними Греками, фонтаны начали строить в Риме. Само слово фонтан имеет римские корни. Происходит от латинского фонтис, что означало источник. Римляне значительно усовершенствовали устройство фонтанов. Для фонтанов римляне делали трубы из обожженной глины или свинца. В эпоху расцвета Рима, фонтан стал обязательным атрибутом всех богатых домов. Дно и стенки фонтанов украшали плиткой. Струи воды били изо рта красивых рыб или экзотических животных.
Фонтан Треви в Риме.
После падения древнего мира, фонтан вновь превращается лишь в источник воды. Возрождение фонтанов как искусства начинается лишь во времена ренессанса. Наиболее известными являются фонтаны Версаля во Франции и Петергофа в России.
Устройство фонтана основано на принципе сообщающихся сосудов известного нам из физики. Воду собирают в емкость расположенную выше бассейна фонтана. При этом давление воды на выходе из фонтана будет равно разнице высот воды H1. Соответственно чем больше разница этих высот, тем сильнее давление и выше бьет струя фонтана. Так же на высоту струи фонтана влияет диаметр выходного отверстия фонтана. Чем оно меньше, тем выше бьет фонтан.
Для работы фонтанов древнего Рима и Греции использовали воду текущую самотеком с гор по акведукам. Ее собирали в специальные емкости. Царь Петр I для фонтанов в Петергофе применил первый паровой насос. В наше время для фонтанов чаще всего используют электрические насосы.
Не менее интересна тема фонтанов древних цивилизаций.
Доисторические майя обладали достаточными инженерными знаниями и навыками, чтобы сооружать фонтаны и даже туалеты со смывом. К такому выводу пришли археологи из Университета Пенсильвании (США) , обследовав древний город Паленке в штате Чьяпас, что на юго-востоке Мексики.
В городе действовала уникальная и весьма сложная система использования водных ресурсов, которая не встречалась более нигде. Система состояла из тщательно продуманных подземных акведуков; источниками воды для них служили ручьи. Майя называли свой город Лакама (большая вода) — из-за девяти не пересыхающих летом водных путей, 56 источников и сотен метров водных каскадов.
Одной из самых примечательных находок в Паленке стал скрытый акведук длиной около 66 метров. Если все остальные акведуки, расположенные под главной городской площадью, на всем протяжении имели одинаковый уровень и постоянную ширину, то этот имел большой уклон и резко сужался в конце. Приняв во внимание, что водопровод был гладко оштукатурен, ученые вычислили, что давление воды на выходе давало фонтан примерно шестиметровой высоты.
Археологи полагают, что в действительности проточная вода была в Паленке символом роскоши.
Источник
История фонтаностроения
Первые гидротехнические сооружения, ставшие прародителями современных фонтанов, появились несколько тысячелетий назад в древнем Египте и Месопотамии. Изначально фонтаны имели практический характер, и их основное назначение было связано с поливом декоративных растений и садовых культур. Первые известные нам изображения фонтанов сохранились на древнеегипетских фресках, где они располагались в центре прямоугольного водоема.
В Персии и Месопотамии славившимися своими красивейшими садами, также строили различные водоемы и фонтаны. По древнеперсидским канонам, вода была обязательным атрибутом каждого сада, поэтому различные фонтанчики, ручьи и водопады получали все большую популярность в садах древней Персии.
Ярким примером применения водных сооружений в древности, могут стать известные и по сей день сады Тадж Махала в которых фонтанам отведено центральное место на территории огромного парка.
Японские и Китайские сады, имеющие большое значение в культуре и духовном развитии этих народов, начиная с древности, и по сей день обязательно включали в свое убранство водоемы и различного вида фонтанчики.
Позже в средневековой Европе, был сформирован новый этап развития и применения фонтанов, изначально, как источник водоснабжения для полива и питья, а позже в эпоху возрождения, как обязательный элемент архитектуры и ландшафта.
Фонтаны в архитектуре формируют яркие акценты, переключают внимание от здания и погружают в мир спокойствия и умиротворения.
Городской фонтан, всегда является одной из обязательных достопримечательностей, посещаемой туристами и жителями города. Сегодня фонтан остается местом притяжения людей и обеспечивает те же функции, что и тысячи лет назад. В первую очередь фонтан, это основной элемент парковой или городской ландшафтной архитектуры. Являясь доминантой в дизайне, он задает концепцию, и отражает основную стилистику территории благоустройства. Вокруг фонтана формируются зоны отдыха, разбиваются парки, прокладываются пешеходные зоны, строятся кафе и рестораны. Фонтан создает вокруг себя благотворную эко систему с влажным и чистым воздухом, которого особенно недостает жителям мегаполисов, а это непосредственно сказывается на их здоровье. В летний жаркий день фонтан становится местом притяжения детворы, которая беззаботно плещется в струях воды.
Каждый может себе представить прохладный вечер с ужином на веранде летнего кафе в приятной компании с видом на музыкальный фонтан, сменяющий водные и световые композиции под узнаваемую классическую музыку. Когда на городской площади появляется фонтан, это место становится привлекательным для инвесторов ресторанного бизнеса. Современные технологии светодиодной светотехники позволяют сохранить не менее красочный эффект от фонтана и зимой, устроив сверху чаши световую инсталляцию.
Фонтан, будучи профессионально спроектированным и построенным гидротехническим сооружением, всегда будет лучшим местом отдыха горожан, находясь в руках заботливого хозяина. Чтобы сохранить незабываемые впечатления, заставляющие возвращаться в ваш город снова и снова, красивый фонтан должен стать обязательным атрибутом городской среды.
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метёт?
Как жадно к небу рвешься ты!.
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- История (561)
- Живописное (275)
- Литература (255)
- ЖЗЛ (255)
- Дальние страны (237)
- Великобритания (36)
- Польша (11)
- Нидерланды (8)
- Франция (3)
- Португалия (2)
- Испания (2)
- Чехия (1)
- Дания (1)
- Достопримечательности (161)
- Архитектура (138)
- Костюмные истории (125)
- Красавицы (122)
- 19 век. (95)
- Города мира (95)
- Женские штучки (85)
- Детская (81)
- Религия (79)
- музыка (70)
- Музеи мира (68)
- Военное дело (65)
- холодное оружие (9)
- Необычности (64)
- Замки (63)
- А в это самое время. (60)
- Города России (58)
- Антиквариат (55)
- Живность (40)
- 1812 (39)
- Актеры и актерки (35)
- Юмор (34)
- Чуланчик (33)
- В воздухе (28)
- Техника (27)
- Танец (27)
- Библиотеки (26)
- Сказки и мифы. (24)
- Сады и парки (19)
- Птицы (17)
- Декабристы (16)
- Цветочное (15)
- Школы (13)
- Пещеры (12)
- Спорт (8)
- Винный погребок (7)
- Друзья — соперники (7)
- Планшет (7)
- С купеческим размахом. (4)
- Море (3)
- Сборник панегириков (3)
- Чехия (0)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
История фонтанов.
Пятница, 22 Октября 2010 г. 10:47 + в цитатник
Краткая история фонтанов
Это уже третий пост в моем блоге о прекрасных рукотворных водных образах — фонтанах.
Сегодня давайте вместе с Вами (тем, кому это интересно) кратко обратимся к истории фонтанов.
ФОНТАН — от лат. fons: 1) источник, родник; 2) источник, начало, первопричина.
Люди в прошлом, глядя на гейзеры и другие подобные источники, напоминающие нам современные фонтаны, пытались повторить гейзер, создав его искусственно. Сначала подобные источники просто украшались – их основание покрывалось плиткой или выкладывалось камнями. А вот фонтаны Древней Греции вначале не предназначались для украшения. Они служили источниками питьевой воды, охлаждали и увлажняли воздух.
Если же говорить в целом, то «родословная» фонтанов начинается в древних «священных» рощах с источниками, которые осмыслялись как исток=начало всего и играли важнейшую роль в языческих ритуалах.
Например, в разрушенных ныне Помпеях, на Вилле Мистерий, среди барельефов, украшавших фонтан, можно увидеть изображение Фортуны с Рогом изобилия. Фортуна олицетворяла собой счастье, удачу, источник великих благ.
В Древней Греции фонтаны стали атрибутом почти каждого города. Выложенные мрамором, с мозаичным дном, они совмещались то с водяными часами, то с водяным органом, то с кукольным театром, где фигурки двигались под воздействием струй. Историки описывают фонтаны с механическими птицами, которые весело пели и замолкали, когда внезапно появлялась сова.
В хронологическом отношении строительство фонтанов вслед на Древней Грецией особенно активно развилось в Древнем Риме, так как обе страны имели тесные культурные связи. Первое римское достижение состояло в том, что люди научились прятать водные струи в трубы из обожженной глины или из бетона. Именно архитекторы Древнего Рима первыми научились делать поразительные для того времени фонтаны, создавая трубы, по которым подавалась вода под давлением, что приводило к появлению фонтана.
Здесь появились первые дешевые трубы — их делали из свинца, которого много оставалось после переработки серебряной руды. В первом веке нашей эры в Риме благодаря пристрастию населения к фонтанам на одного жителя расходовалось 1300 литров воды в день. С этого времени в доме каждого состоятельного римлянина устраивался небольшой дворик и бассейн, в центре ландшафта обязательно бил небольшой фонтан. Этот фонтанчик играл роль источника питьевой воды и источника прохлады в жаркие дни. Развитию фонтанов способствовало изобретение древнегреческими механиками закона сообщающихся сосудов, используя который, патриции устраивали фонтаны во дворах своих домов. Декоративные фонтаны древних можно смело назвать прототипом современных фонтанов. В дальнейшем фонтаны эволюционировали от источника питьевой воды и прохлады к декоративному украшению величественных архитектурных ансамблей. Если в Средние века фонтаны служили только источником водоснабжения, то с началом Эпохи Возрождения фонтаны становятся частью архитектурного ансамбля, а то и его ключевым элементом.
Сейчас одними из самых интересных комплексов фонтанов можно назвать Версаль и Петергоф. Сначала появился Версаль – во Франции, со своим большим количеством различных фонтанов.
Комплекс Версальского Дворца, его великолепие создавалось под руководством лично Людовика XIV, а воплощал идею в жизнь всесильный Андрэ Ле Нотр, закончивший свой проект в 1668 году.
Этот французский стиль со временем стал доминировать в Европе, хотя и претерпел значительные изменения в странах, воспринявших его.
Вот пред нами выдающийся образец из многочисленных комплексов фонтанов в Риме — фонтан Треви, построенный Николо Сальви.
Роскошкая «театральная сцена» фонтана Треви (Fontana di Trevi), где переплетаются стили рококо и барокко — очень знаменитое и популярное место, благодаря которому небольшая базарная площадь ди Треви в Риме стала самой многолюдной.
Фонтан строился и перестраивался на протяжении 100 лет (точнее 1632—1762 гг.). Его окончательная «версия», которая принадлежит архитектору Николаа Сальви, сохранилась до наших дней. Это самый крупный фонтан в Риме. Он примыкает к фасаду палаццо Поли (Palazzo Poli).
Величественный фасад дворца и фонтан воспринимаются как единое целое, и поэтому фонтан кажется ещё грандиознее. Из центральной ниши дворца как на колеснице выезжает Нептун, сидящий на морской раковине, которую тянут тритоны и морские коньки (скульптура Пьедро Браччи).
Фонтан стоит на фоне арки в неоклассическом стиле, которая принадлежит Академии Св. Луки. Боковые выступы фонтана имитируют естественные утесы и водопады. Эти громоздящиеся вокруг скалы, взмывающиеся ввысь струи, стекающая каскадами вода замечательно передают динамику движения. В нишах по бокам от Нептуна помещены аллегорические фигуры, а над ними — барельефы. На правом барельефе молодая девушка указывает римским солдатам, где находится источник. От этого источника проложили акведук, по которому вода поступала в Рим, и акведук, так же как и источник, получил название Acqua Vergine (Acqua — вода, Vergine — девушка). Акведук имеет древнюю историю. Он был построен еще в 19 веке до н.э. Агриппой.
Фонтан Треви (Fontana di Trevi) — место в Риме, где должен побывать каждый человек, приезжающий в Вечный город.
Примерно в это же время, что фонтан Треви в Риме, сооружаются комплексы фонтанов в Мадриде (например, фонтан «Сибелес», архитекторы Хосе Эрмосилья и Вентура Родригес, сооружался с 1777 по 1782 гг.), а также в Барселоне и др.
Таков и Петергоф, великолепие которого поражало не одно поколение жителей Российской Империи.
Петр I решил, что мы ни чем не хуже, и, кое-что позаимствовав, создал свой фонтанный комплекс – в Петергофе. Фонтаны в этих парках отличаются разнообразием, богатством отделки и множеством украшений.
Роскошь сверкающих золотом и никоим образом не связанных с культом фонтанов Нового времени, конечно, затмевает относительную простоту источников в языческих святилищах или же тех источников, которые остаются почитаемыми представителями всех современных религий, однако тот факт, что дворцовый королевский комплекс немыслим без сада и занимающего в нем центральное место фонтана, свидетельствует об удивительном механизме исторической памяти, в которой многие тысячелетия сохраняется первообраз и фонтана и сада. С точки зрения памяти интересны как шедевры собственно фонтанного искусства, так и вербальные тексты. В «Песни Песней» невеста сравнивается с садом: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник. Садовый источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана.(4,12-16).
Позднее на полотнах Ван Эйка и Альбрехта Альтдорфера мы видим евангельские сцены — Мадонну с Младенцем и отдых Святого семейства на пути в Египет.
Фонтан в обеих картинах не является ни иллюстрацией евангельского текста, просто отдых на пути в Египет рядом с фонтаном совершенно естественен.
Тема фонтанов в дальнейшем получила развитие в целой серии великолепных картин различных мастеров живописи, а также поэзии:
К.П.Брюллов. Бахчисарайский фонтан. Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Беспечно ожидая хана,
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне.
Нарочно к ней на дно иные
Роняли серьги золотые.
Кругом невольницы меж тем
Шербет носили ароматный
И песнью звонкой и приятной
Вдруг огласили весь гарем.
А.С.Пушкин. Бахчисарайский фонтан (фрагмент)
Опустошив огнем войны
Кавказу близкие страны
И села мирные России,
В Тавриду возвратился хан
И в память горестной Марии
Вовдвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный.
Над ним крестом осенена
Магометанская луна
(Символ, конечно, дерзновенный,
Незнанья жалкая вина).
Есть надпись: едкими годами
Еще не сгладилась она.
За чуждыми ее чертами
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали,
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали.
А.С.Пушкин. Бахчисарайский фонтан (фрагмент)
Бахчисарай. Фонтан слез
Л.Ф.Лагорио. Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима. 1857-1859. Государственная Третьяковская галерея
В.Ф.Васильев. Эриклик. Фонтан (Крым). 1872. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Возвращаясь же к теме петергофских фонтанов особенно интересна история появления знаменитого фонтана «Самсон» (Б.-К Растрелли).
Фонтан «Самсон» является главным фонтаном большого каскада.
Он был установлен в Петергофе в 1735 году в ознаменование 25-летия победы русской армии над шведами под Полтавой. Через месяц после битвы, 22 июля 1709 г. Феофан Прокопович в своей речи впервые сравнил Петра с Самсоном. Такое отождествление было подсказано тем, что Полтавская битва произошла 27 июня, в день святого Сампсона Странноприимца. В том же 1709 году граверы И.Ф. Зубов и М.Д. Карновский на одной из гравюр «конклизии» — печатной программы диспута, посвященного Полтавской битве, — изобразили поединок Самсона со львом, над которым поместили посвятительную надпись: «Самсону Российскому, рыкающего льва свейского преславно растерзавшему» (лев — часть шведского герба).
Почти на 21 метр — намного выше всех остальных водомётов — возносится мощный радужный столп воды.
Самсон, раздирающий пасть льва, главный персонаж феерического зрелища. Интересно, что группу для него отлил Б.-К. Растрелли из свинца. В начале же XIX столетия она была заменена на бронзовую, выполненную по модели М.Козловского.
———————————————————————————————————-
коммент.:
интересно было прочитать выдержки из воспоминаний (впечатлений) знаменитого художника А.Бенуа о фонтанах. Представляю их вашему вниманию в сопровождении ряда картин художника:
“В России меня когда-то называли „певцом Версаля“; это потому, что я не раз (с 1897 г.) выставлял этюды версальских садов или исторические фантазии из эпохи Людовика XIV.
И действительно, Версаль произвел на меня в первый же день моего „личного знакомства“ с ним, в октябре 1896 г., потрясающее впечатление. Однако это впечатление не может идти в сравнение с теми чувствами, которые я испытывал, когда маленьким мальчуганом ходил, держась за руку отца, по петергофским аллеям, когда я цепенел в восхищении от вида падающего по золотым ступеням каскада у Марли (так называемой Золотой горы) или когда, стоя совсем близко внизу у водопада Большого грота под Большим дворцом, меня осыпала водяная пыль, и я через нее видел, как взлетают среди сияющих на солнце золотых божеств струи водометов!”
А. Бенуа. Петергоф. Римские фонтаны. 1942
Петергоф. Римские фонтаны. Фото. Наше время
Романтическая душа будущего художника ищет не только приятных, но и пугающих впечатлений. Некоторые фонтаны Петергофа кажутся ему устрашающими:
“Я побаивался тех огромных золоченых рож, которые вверху Золотой горы извергают потоки воды, сбегающей затем по беломраморной лестнице до нижнего бассейна. Но еще больше я боялся двух менажерных фонтанов около той же Горы, которые бьют необычайно сильным столбом. Когда их пускали, они на глазах постепенно росли, пока не достигали своей предельной высоты. Если тогда долго всматриваться в их непрестанно клокотавшую макушку, то получалось впечатление — точно этот массивный и тяжелый белый столб валится на вас.
К страшноватым фонтанам принадлежали и черные драконы Шахматной горы, а также фонтан Нептун в Верхнем саду. Черный „железный“ повелитель морей в короне с острыми зубцами и с трезубцем в руке более походил на Вельзевула, нежели на греческое божество”.
———————————————————————————————————-
Интересна, но и печальна история знаменитой статуи и фонтана «Самсон» в Киеве.
Первая статуя Самсона, раздирающего пасть льву, появилась на этом месте в 1749 году. Её создали по проекту архитектора Ивана Григоровича-Барского вместе с новой беседкой. Тогда же вода потекла в резервуар уже по сырецким трубам. Это был самый первый водопровод в Киеве. Резервуар соорудили ещё во времена Киевской Руси. Вода в него поступала по деревянным трубам, и жители Подола использовали её для своих нужд. Когда же в средневековой Европе стало модным украшать центральные площади фонтанами и колодцами со скульптурами, киевляне тоже «облагородили» свой резервуар небольшим фонтанчиком. Сверху его накрыли беседкой, а внутри поставили деревянную скульптуру ангела с чашей в руках, из которой вытекала вода. На верхушке беседки появилась фигурка ещё одного ангела, которая вращалась на ветру. Этот павильон называли «фелициалом».
Во время праздников духовенство освящало воду в фонтане, а колонны ротонды украшали ветками деревьев. На шею библейскому богатырю вешали нательные крестики, чтобы тот охранял город от беды. В конце XVII века на крыше павильона установили солнечные часы, созданные преподавателем Киево-Могилянской академии французом Брульоном. Но в 1811 году на Подоле случился грандиозный пожар, и часы сгорели вместе с павильоном. Вскоре беседку отстроили, но уже без часов. В 1934 году любимый всеми фонтан неожиданно разобрали. Говорят, по недоразумению. Перед каким-то праздником один из местных начальников проводил на Подоле инспекцию территории. Увидев возле «Самсона» кучу мусора, он гневно воскликнул: «Убрать!» и махнул рукой в сторону беседки со скульптурой. Перепутанные подчинённые тут же бросились выполнять распоряжение, так и не уточнив, что именно следует ликвидировать. Так на Подоле не стало знаменитого фонтана. Вторую жизнь «Самсон» получил спустя полвека.
Накануне празднования 1500-летия Руси его воссоздали по сохранившейся копии (сейчас её можно увидеть в Национальном художественном музее Украины). Как и раньше, беседку со скульптурой называют фонтаном, хотя из пасти льва давно уже не льётся вода.
Это историческое место в Киеве очень популярно.
Поражает лично меня и история фонтанов Феодосии.
В архиве Феодосийского краеведческого музея сохранились летописи 14 века. Это был генуэзский период расцвета Кафы (Феодосии). Генуэзцы украшали город великолепными храмами, дворцами, частными домами. Чтобы защитить его от вторжения неприятелей, возводили крепкие стены и башни. Заботились они в то же время и о снабжении жителей предметом первой жизненной необходимости — чистой здоровой водой. С этой целью они устраивали в самом городе «цистерны», а на окружающих город высотах собирали воду в искусственных водохранилищах. Из них вода подавалась по сети гончарных труб в фонтаны, расположенные в разных районах города. Чтобы излишек воды не стекал бесполезно в море, он распределялся по «колодцам» (маленьким цистернам) во дворах домовладельцев. Для сохранения более 200 фонтанов, а также для поддержания чистоты и благоустройства города был учрежден особый попечительный комитет со специальным для него приставом.
В дальнейшем, под властью Турецкой империи (1472—1784 г.г.), генуэзская система водообеспечения города постепенно пришла в упадок. Когда русские войска после освобождения Феодосии находились в черте города, по распоряжению Потемкина с целью пресечения расхищения был составлен план города, на котором были обозначены 33 фонтана и водоемы. Но уже в 1820 году историк Муравьев-Апостолов писал: «. из оставшихся в наследство от турков 33 фонтанов осталось только 3, да и те настолько уже повредились, и в головах своих, откуда в них поступает вода. »
Я уже раньше рассказывал, что Иван Айвазовский славен для города Феодосии не только своими выдающимися полотнами живописи, но в других сферах жизни, в числе которых существенное место занимает решение проблем водоснабжения для населения родного города. Вот фрагмент из давнего моего поста о жизни и творчестве И.К.Айвазовского:
«До сих пор извечной крымской бедой является нехватка питьевой воды. Но сейчас трудно себе представить, насколько остро стояла эта проблема в Феодосии времен Айвазовского. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — писал он в обращении к феодосийцам. Художник сам разработал проект водопровода, радикально облегчившего жизнь горожанам. В благодарность жители города поставили ему памятник, известный как «фонтан Айвазовского». С надписью: «Доброму гению».
Фонтан И. К. Айвазовского. Феодосия.
И.К.Айвазовский. Старый Крым. Фонтан. 1858. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Теперь немного имеет смысл рассказать и об истории фонтанов нашей столицы. Первые фонтаны в Москве появились на территории помещичьих усадеб и дворцов. А дальше они распространились и по многим памятным местам столицы.
Например, старинная Лубянская площадь до революции заменяла собой и извозчичий двор. Между домом Мосолова и фонтаном — биржа извозчичьих карет, между фонтаном и домом Шилова — биржа ломовых, а вдоль всего тротуара от Мясницкой до Большой Лубянки — сплошная вереница легковых извозчиков, толкущихся около лошадей. В те времена не требовалось, чтобы извозчики обязательно сидели на козлах. Лошади стоят с надетыми торбами, разнузданные, и кормятся. ..
Лошади кормятся без призора, стаи голубей и воробьев мечутся под ногами, а извозчики в трактире чай пьют. Извозчик, выйдя из трактира, черпает прямо из бассейна грязным ведром воду и поит лошадь, а вокруг бассейна — вереница водовозов с бочками.
Подъезжают по восемь бочек сразу, становятся вокруг бассейна и ведерными черпаками на длинных ручках черпают из бассейна воду и наливают бочки, и вся площадь гудит ругательствами с раннего утра до поздней ночи. »
Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи»
А дальше — начало печальной истории. Фонтан Витали с площади убрали, а в 1958 году на его месте установили памятник Дзержинскому работы скульптора Евгения Вучетича, который простоял ровно до конца путча 1991 года, после чего был свергнут и перенесен в Парк Искусств неподалеку от Большой Якиманки. Теперь на месте этом — на всякий случай — ничего больше не ставят, а завели цветочную клумбу.
Но с 30-х гг. XX в. вплоть до наших дней для украшения города стали строить новые фонтаны. Возможность массового сооружения городских фонтанов обеспечивалась благодаря активному развитию водоснабжения в крупных населенных пунктах.
Современный фонтан. Оренбургская область, г. Орск
Фонтан Одуванчик. г.Гомель
За столетия земной истории многие фонтаны канули в вечность, некоторые из них сохранили свой облик для нас благодаря старинным литографиям, картинам и фотографиям.
С.Ф.Галактионов. Фонтан в парке. Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого, Севастополь
В наши дни, согласно энциклопедии, фонтан — это устройство, в котором вода бьет из источника (лат. fons), попадает в чашу какого-либо вида и используется вновь. Фонтаны классифицируются на скульптурные, статические, цветодинамические и музыкальные фонтаны.
Фонтаны нового поколения интересны благодаря новым достижениям и открытиям современной эпохи.
И все же старинные фонтаны, лично меня, удивляют и поражают своей уникальностью образов и мастерством скульптуры в большей степени, чем современные творения искусства.
Некоторые старинные фонтаны и сейчас сохранились сквозь века, пусть и не всегда в своем первозданном виде. Они являются достоянием мировой культуры, и все также дарят радость людям.
Завершить рассказ хочется интересными и забавными фактами:
В столице Перу – Лиме по случаю национального праздника был открыт фонтан, из которого била водка. Население очень оценило подобный жест властей. К сожалению, фонтан проработал только один день – праздничный.
В Санкт-Петербурге, в одном из отелей можно полюбоваться на шоколадный фонтан – несомненно, он очень понравится детям. Из фонтана бьет настоящий шоколад, который можно употреблять в пищу.
Официальным рекордсменом мира остается фонтан в Аризоне, высота струй которого составляет 171,2 метра. Носит он название Хилс. Его разработчиком был Р. Маккаллок. Фонтан олицетворяет одноименный город, являясь его символом.
Но реально самый большой в мире фонтан находится в Джидде (Саудовская Аравия). Высота струй уникального сооружения, носящего имя короля Фахда, — 312 метров. На громадную высоту вода поднимается с помощью двух мощнейших насосов, выбрасывающих по 625 литров в секунду со скоростью 375 километров в час. Общая масса воды, которая постоянно “висит” над фонтаном, составляет примерно 18,8 тонн. Фонтан и его коммуникации контролируются компьютерной системой.
Слайдо-галерея фонтана в Джидде представлена здесь:
http://www.profountain.ru/fontan_v_saudovskoi_aravii-103.htm
Самый необычный фонтан построили чехи. Он находится в Праге и выглядит в виде скульптур двух мужчин. Фонтан является усовершенствованной композицией Писающего мальчика, а также реагирует на SMS, отправляемые с близкого расстояния. Текст сообщения скульптуры могут написать струями воды. Фонтан собирает вокруг себя большое количество туристов.
Фото его не для моего дневника, но можно посмотреть здесь:
http://www.photosight.ru/photos/1578949/
Возможно, что тема о фонтанах в моем дневнике будет иметь продолжение
Источник