Как работают музыкальные фонтаны

Поющие фонтаны.

Как оказалось, светомузыкальные, или цветомузыкальные фонтаны в мире всё чаще называют ПОЮЩИМИ, хотя это не совсем правильно.

Поющий фонтан — это водяной фонтан, устроенный таким образом, что вода при разбрызгивании и падении создает не просто шум, а музыкальные звуки. От ветра или от других внешних факторов условия падения воды изменяются, и , соответственно, изменяется его звучание.

Особое искусство устройства поющего фонтана состоит в том, чтобы на основании знания типичной розы ветров в данном месте и действия иных внешних факторов выстроить его так, чтобы в результате получались не просто звуки, а приятные связные мелодии.

Впервые такой фонтан построил мой пра-пра. прадед в древней Греции несколько тысяч лет назад. Однако с тех пор утекло много воды, и не только фонтанной, и более точных и полных сведений об этом факте в нашей семье не сохранилось.
Как, к сожалению, мне пока и неизвестно, сохранились ли сами такие фонтаны.

Однако нечто подобное, правда в несколько упрощенном виде, всё же удалось найти.

Уцелевший с 16-го века поющий фонтан располагается перед Летним дворцом королевы Анны — Бельведер. Это, возможно, самое замечательное здание в стиле ренессанс в Праге. Основная часть дворца была построена по планам Паоло дела Стела в 1535-1537 году, но закончен он был только к 1557-63 годам под управлением архитектора Вольмюта.

Поющий фонтан получил свое название от звука, который производит вода, падающая в бронзовую чашу.

Талантливый колокольный мастер середины XVI века Томас Ярош из Брно стал создателем поющего фонтана. По указу императора Фердинанда I, который для своей жены королевы Анны приказал создать уникальный фонтан, итальянский художник и архитектор Франческо Терцио выполнил эскизы, а скульптор Гануш Пайссер вырезал деревянную модель.

Мастер по обработке из металла Ярош занялся литьем фонтана в 1562 году. Помогал ему подмастерье Вулф Хофпруггер. Работа затянулась на несколько лет, в связи со смертью Фердинанда I в 1564 году начались финансовые затруднения.

И лишь в 1568 году строительство было завершено и фонтан установлен. Однако отделочные работы производились позднее, в частности трубопровод был установлен только в 1574 году, тогда же и начал полноценно функционировать фонтан.

Фонтан весит 5121 килограммов. Изготовлен фонтан из мягкой бронзы, основная составляющая (94%) – медь. Состоит он из двух резервуаров для воды, соединенных между собой мощной колонной. Большая резервуарная чаша покоится на коротком широком столбе, который в свою очередь располагается на небольшом пьедестале.

Богатое украшение фонтана восхищает и радует взор, он весь декорирован рельефными изображениями и орнаментом.

Короткий столб украшен мифическими диковинными персонажами. Нижняя большая чаша обрамлена фризом с чередующимися мужскими и женские масками, и веерообразными листьями пальмы.

Основная колонна украшена статуями пастухов, животных; гордо восседает древнегреческий бог Пан, защитник лесов и полей. Струи воды вытекают их масок зверей.

Верхний резервуар окружен фигурами мальчиков, как будто парящими над водой. Красиво свисающие гирлянды из цветов и листьев, соединяют фигуры и маски, создавая совершенную композицию. Из человеческих масок струится вода.

Читайте также:  Капельные фонтаны своими руками

Нужно заметить, что гирляндами из цветов и листьев, а также причудливым извилистым лентами украшена не только верхняя чаша, но и колонна. Такие свободные асимметричные фрагменты олицетворяют гармонию с природой, ведь в природе нет идеально ровных линий.

На самом верху поющего фонтана расположена скульптура мальчика, играющего на необычном музыкальном инструменте, окруженного водными струями, направленными вверх и затем ниспадающими на чашу.

Аналогичный принцип используется в Эоловой Арфе — это такие сооружения типа беседки (обычно на высокой горе), особой формы и расположения, устроенные так, что меняющийся ветер также создаёт музыкальные звуки и мелодии.

Эолова арфа — воздушный «поющий фонтан»

Такую я видел в Пятигорске в 1989-1990 гг., возможно, они есть и в других местах.

Принцип изменения свойств объекта и генерации наблюдаемых явлений при изменении внешних факторов используется и в знаменитом Стоунхедже — каменном парке, в котором в определенные дни тени располагаются таким образом, что само сооружение может служить и календарём, и астрономическим инструментом

Я думаю, что настоящий поющий фонтан, построенный на изложенных выше принципах, у нас ещё впереди.

Помогаем строительным фирмам, получившим заказы на фонтаны, избежать ошибок и выполнить их хорошо.

Созданный фонтан мы НЕ БРОСАЕМ на произвол судьбы, а СОПРОВОЖДАЕМ ВСЮ ЕГО ЖИЗНЬ

Если Вы хотите такой фонтан, но у вас ещё остаются какие-то сомнения или вопросы —
просто позвоните мне или напишите, и мы их разрешим.
Если сомнений нет — тем более звоните, и мы начнём совместно работать.

С уважением,
Директор и Главный Конструктор
Научно-Производственной фирмы ТРИАК
Фотианов Сергей Дмитриевич

Источник

Танцующие фонтаны – как это устроено?

Фонтан как айсберг — то, что наверху — самая красивая, но далеко не самая большая его часть. Под землей находятся насосные станции и пункт управления. Помещение, где расположены насосы для фонтанов напоминает машинное отделение подводной лодки.

Оказавшись на рабочем месте дежурного по фонтанному комплексу, понимаешь, что это пульт управления чем-то большим и современным, все эти компьютеры показывают, что танцующие фонтаны 21 века это не просто насос и несколько форсунок, а в первую очередь высокотехнологичное сооружение.

Фонтаны, способные двигаться в такт музыке, мир увидел еще 1939 году в Нью-Йоркске, где это светомузыкальное водное чудо стало частью всемирной выставки. Чтобы заставить водяные струи двигаться правильно, огромные насосы вручную включали и выключали несколько операторов. Нынче все по-другому и фонтаны научились сами «слышать» музыку и колоритно танцевать под нее.
Чтобы из пока еще бассейна сделать фонтан, его, прежде всего, осушают, после чего устанавливают оборудование. Фонтанная система выглядит как скучное переплетение множества проводов, подключенных к металлическим форсункам. Волшебство начинается после того, как водопроводная вода наполнит чашу и включится механизм. Кстати, вода расходуется экономно, она забирается из бассейна и вновь выплескивается в него же, совершая бесконечный круговорот.

Спа-фильтр очищает воду от загрязнений, откуда она попадает прямиком в насос, а тот под высоким давлением выбрасывает ее через форсунку. Сила водных струй может быть необычайно мощной, порой они способны вздыматься на высоту многоэтажных зданий!
На монтаж фонтанной системы могут уйти всего сутки, а вот разработка проекта такого шоу воды, музыки и светы готовится долгие месяцы, а то и годы командой профессионалов — конструкторов, инженеров и программистов.

Смонтированный фонтан управляется при помощи современных разработок, некоторые конструкции отражают уникальные возможности новых концепций и способов применения цифровых технологий. Это кропотливая работа, где каждый элемент программируется отдельно. К примеру, фонтанная система «тяжелый дым» распыляет воду мельчайшими каплями, создавая завесу, похожую на густой туман. Магия начинается с наступлением темноты, когда освещенная светодиодами струящаяся вода окрашивается сказочной многоцветной палитрой и танцующие струи выглядят необычайно эффектно.

Человек научил воду слушать музыку и заставил ее танцевать — так из капель, струй и потоков родилось настоящее шоу, оставляющее незабываемые впечатления у каждого зрителя.

Источник

Управление музыкальными и динамическими фонтанами. Современные системы против древности

Этот материал непосредственно рассматривает системы управления цветомузыкальных фонтанов (светомузыкальных фонтанов) и их упрощённой разновидности — светодинамических фонтанов. К классическим фонтанам это тоже относится.

Так повелось с начала ХХ века, что фонтанные насосы размещались в подземном техническом помещении. В середине прошлого века насосная техника сделала мощный рывок, и стали появляться насосы подводного исполнения. Постепенно их цена стала доступней, конструкции компактней и надёжней, что привело к возможности широкого применения таких насосов в строительстве фонтанов. Уже к концу прошлого века более 80 % строящихся в мире общественных фонтанов были сконструированы на базе погружных насосов разных моделей и производителей. И практически 100 % частных фонтанов в мире базируются именно на погружных насосах. Чем они лучше «сухих» насосов, установленных в подземелье? Ничем они не лучше, они другие, просто погружные насосы экономят деньги, а буржуи деньги считать умеют.

Нет необходимости строить дорогие подземные сооружения, оснащать их освещением, вентиляцией, отоплением, защитой от конденсата, гидроизоляцией, водоотведением и энергией, которая на эти системы расходуется. Не нужно укладывать километры защищённых от коррозии трубопроводов подачи и возврата циркулирующей воды, не нужно тратить энергию на трение воды о стенки этих трубопроводов, а потери там просто неприличные. Быстро запустить большой насос и разогнать объём воды в большой трубе, что обычно требуется в цветомузыкальном фонтане, невозможно. Это происходит слишком медленно.

Системы с применением погружных фонтанных насосов таких проблем не имеют. Ещё несколько лет назад можно было сказать, что погружные насосы слишком дороги и поэтому нужно использовать «сухие» насосы. Но в нашем веке «погружники» производятся миллионами штук в год по всему миру, а как известно, большой тираж делает продукт более дешевым.

Вернёмся к системам управления цветомузыкального фонтана (светомузыкального фонтана). Системы управления, как и насосные системы, бывают центральные и распределённые.

Центральная система управления фонтана выглядит как зал управления атомной электростанцией. Огромные клацающие шкафы управления с мигающими лампочками вдоль всех стен, километры соединительных кабелей, шлейфы кабелей освещения, уходящие через десятки кабельных вводов в ванну фонтана. Гудящие трансформаторы, свистящие частотные преобразователи. Рядом с этим великолепием стоят огромные консольные насосы допотопных конструкций с диким уровнем шума и вибраций. Переплетение труб, задвижек, клапанов. И главное место занимает стол оператора. На столе расположены 2, 3 или даже 5 мониторов. На каких-то мониторах открыты окна странных программ, на других мониторах трансляция с наружных камер видеонаблюдения, направленных на фонтан. Оператору же нужно видеть, что он там включает, из подземелья не видать ничего.

Распределённая система управления фонтана выглядит иначе. Обычно центральный блок управления цветомузыкальных фонтанов размером с небольшой чемодан, а центральный блок управления светодинамических фонтанов размером с очень маленький чемодан. Просто для светомузыкального фонтана требуется установка в шкаф управления ноутбука, а для светодинамического фонтана не требуется. Центральный блок управления фонтана по единственному двужильному экранированному проводу передаёт кодированные команды на все исполнительные компактные блоки распределённого управления фонтана, которые располагаются непосредственно возле управляемых насосов или светильников в ванне фонтана. Исполнительные блоки декодируют сигнал и исполняют полученные команды, управляя насосами и светильниками. Техническое подполье не требуется, километры кабелей и трубопроводов не требуются. А как же рабочее место оператора? Рабочее место оператора не нужно. Современные программы имеют функции 3D визуализации. Оператор может лежать на шезлонге и писать программу управления фонтана, а потом просто перегоняет программу через интернет в центральный блок управления. После этого оператор фонтану не нужен, всё работает автоматически. Если уж очень нужно видеть живой фонтан, поставим веб-камеру с прямой трансляцией в сеть.

Может быть распределённые системы управления какая-то новинка и об этом мало кто знает? Это не так. Уже в 80-х годах прошлого века, с широким распространением компьютеров в промышленности, был разработан и принят стандартный протокол кодирования и обмена данными по паре проводов RS485. С помощью него решалась задача управления с центрального процессора всеми отдалёнными исполнительными устройствами и приборами по единственному кабелю. Ведь большие производственные и технологические линии имели протяжённость в сотни метров, а иногда и тысячи. За несколько десятков лет было разработано огромное количество приборов и программ под этот протокол. Приборы есть в уличном исполнении, в подводном исполнении и даже во взрывозащите. Программы написаны так хорошо, что даже пятилетний ребёнок может ими пользоваться. На этих приборах и программах строятся системы управления роботами и театральными сценами, и конечно, иностранные производители различных водных шоу тоже работают исключительно с этим стандартом.

«Ну почему. « Зачем, при таких преимуществах распределённой системы управления фонтана перед централизованной, фонтанные «специалисты» применяют древнюю технологию? В чём причина? Причина первая: пробел в образовании, усиленный ленью. Зачем работать когда можно не работать, всё и так продаётся. Причина вторая и главная: несколько маленьких коробочек с маленькими насосами гораздо сложнее продать за 10 миллионов рублей, чем подземную мега-фабрику с сотнями моргающих лампочек и большими мониторами за 25 миллионов рублей. Заказчик не специалист, а чиновник. Он оценивает возможности системы исходя из её размеров. По его логике маленький чемодан не может стоить дорого, потому что он слишком маленький. А уж огромный железный шкаф, да ещё и с лампочкой, определённо должен стоить очень дорого. А потом ещё телевидение приедет, надо будет что-то показать, чтобы горожанам предъявить куда ушёл весь бюджет на благоустройство. А тут есть что предъявить — гудящая мега-фабрика в недрах земли, а маленький чемоданчик не солидно по телевизору показывать, не впечатляет.

Выводы. Хотим построить хороший фонтан-используем распределённую систему управления фонтаном и погружные фонтанные насосы. Хотим построить хороший фонтан, но за долго и очень дорого — используем древнюю систему управления с допотопными насосами. Успех гарантирован.

Источник

Оцените статью