Как пройти до красного пруда
mOnter » 16 фев 2013, 19:04
Красный пруд находился между современным Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, в пойме р. Чечеры.
Известен в летописях с 1423 как Великий пруд. В XV—XVIII вв. к северо-востоку от него находилось Красное село (отсюда другое название). Первоначальная площадь 23 га.
В 1695 году пруд был расширен для устройства и проведения на нем празднеств в честь взятия Азова. Была организована пальба по воздвигнутым среди пруда трем городкам. Таким образом, Красный, пруд стал одним из самых больших прудов в Москве.
Красный пруд показан на многих старых картах Москвы:
От Красного пруда происходят названия Краснопрудных улицы, переулка и тупика.
Строительство сети железных дорог во второй половине 19 века вызвали оживление строительной деятельности на территории Красного села и окрестностей. Здесь появились трактиры, съестные лавки для пассажиров и извозчиков, пивные, дешевые привокзальные гостиницы и квартиры, а также множество зданий и сооружений, обслуживающих железные дороги. Пруд, который стал использоваться для спуска отходов и нечистот, стал мелеть. К концу XIX — началу XX века его площадь составляла всего 9 га.
Близость к железной дороге оказалась роковой для судьбы Красного пруда. После того, как место Каланчевских лесных рядов было занято Рязанским (Казанским) вокзалом, чувствовалась потребность устроить эти ряды в другом месте, но непременно у железных дорог. Поэтому и решили засыпать Красный пруд. Это и было сделано с 1901 по 1910 год. По мере засыпки пруда на его территории ставились лесные склады. Засыпка пруда обошлась городу в 143 тыс. руб., а от аренды засыпанных участков он только за 1903-1910 годы получил 154 тыс. руб.
Источник
Как пройти до красного пруда
Нынешняя Комсомольская площадь так привычна в восприятии москвичей! Мало кто знает, что под ней погребен самый крупный когда-то водоем столицы — с лодочными пристанями, купальнями, портомойнями . Случилось это давно, на рубеже XIX-XX веков, по мере развития Московской дороги. Великий Красный пруд оставил о себе память лишь в названиях некoтopых улиц .
Ученые-географы в результате длительных исследований установили, что на нынешней территории Москвы в старину было около 800 озер, прудов и болот, не считая многочисленных речек, речушек и ручьев. Среди множества городских водоемов на всех московских картах особенно выделялся размерами Красный пруд. Упоминание о нем есть в стародавних летописях еще с 1423 года. Тогда он назывался Великим. Водное зеркало его превышало 23 гектара — территория почти равная кремлевской. Действительно Великий! Располагался он между Каланчевым полем, где сегодня высится Ярославский вокзал, и нынешней Верхней Красносельской улицей.
Для исследователей ландшафта Москвы за добрых 250 лет неоценимым и достоверным источником является один из памятников отечественной картографии с таким вот предлинным названием: «План императорского столичного города Москвы, сочиненный под смотрением геодезистов архитектора Ивана Мичурниа в 1739 году».
На этом плане петровских геодезистов у Красного села (отсюда и Красносельские улицы) обозначен обширный пруд, в который с севера, где ныне вагонное депо Октябрьской дороги, впадает небольшая речка. Из южной его части — примерно против универмага «Московски» — вытекает река Чечора; до ХVIIIвека «чечерой называли старое русло, следовательно, эта река на Каланчевке — давнишняя. В Чечору с запада впадал ручей Ольховец, имеющий исток у Домниковки, и образовавший болото на месте современного Казанского вокзала.
К западу от Красного пруда, на месте Ленинградского и Ярославского вокзалов, аккуратным прямoyroльником показан Новый Пушечный или Полевой артиллерийский двор, который известен кроме пушек и тем, что в 1697 году Петр Первый казнил там часть мятежных стрельцов.
В 1849 году на месте сгоревшего артиллерийского двора и ближе к западному берегу пруда был построен Николаевский вокзал С. Петербургско-Московской железной дороги. С его постройкой Каланчевское поле, что расстилалось перед Красным прудом, стало уже не «поле», а привокзальная площадь, которую со временем все гуще застраивали.
Частное Общество Московско-Ярославской железной дороги в 1862 году рядом с Николаевским возвело свой небольшой, беленький двухэтажный вокзал. Предварительно для этого пришлось отвоевать часть земли у Красного пруда, и с этого времени Ярославская дорога понемногу, но регулярно, из года в год, засыпала его акваторию: за вокзалом поставили багажное отделение, «вагонный сарай», мастерские, водокачку.
Шли годы, постепенно, как шагреневая кожа, сжимался красавец-пруд: его берега отодвигала не только железная дорога, но и десятки подрядчиков, что кормились рядом с «чугункой». Все это очень загрязняло округу, и если раньше пруд был славен своими купальнями и хорошей водой, то с середины 90-х roдов прошлоro века об этом стали забывать. В связи с тем, что в пруд сваливали с грунтом и отбросы, санитарный надзор запретил не только содержание купален, но даже и портомоен, то есть стирку белья.
В описываемый период знаменитый Красный пруд, помимо своего естественного предназначения, являлся главным вoдoxpанилищем обширного района на случай пожаров, а потому и поддерживался в определенном размере и объеме. И только с проведением в 1893 roдy новoro roродскоro водопровода он потерял свое значеиие, и именно с той поры стали возрастать предложения о ero засыпке и сдаче в аренду возникающих участков.
Особенно настойчивой была администрация Московско-Ярославской железной дороги, поскольку сырость и комары в летнюю пору весьма досаждали пассажирам. Имея в виду жалобы на антисанитарное состояние пруда и со стороны населения, неприглядность водоема, лежащеro на оживленной городской магистрали, железная дорога обещала быстро принять меры к засыпке пруда своими средствами, но с условием отчуждения в ее пользу большей части земли или сдачи в долгocрочную аренду для развития своей товарной станции.
Пока прикидывались различные варианты решения гидропроблемы, летом 1898 гoда Краснопрудная улица, что пролегла одной стороной вдоль по бережку, была значительно расширена. Необходимость в этом давно назрела: с появлением трех вокзалов здесь во множестве выросли съестные лавки для пассажиров, пивные, трактиры, появились дешевые меблированные комнаты, небольшие гocтиницы. Проезд же был узким, затрудненным. Для его расширения часть водоема, примыкавшего к Краснопрудной, засыпали землей, выкопали деревья и кустарник, что росли по берегу, намереваясь устроить на образовавшейся площадке бульвар с аллеями и цветником. Это примерно от нынешней Верхней Красносельской до Ярославского вокзала.
После продолжительных раздумий — оставить часть пруда или засыпать весь, устроить сквер возле воды или все замостить камнем — городские власти решили: пруд оставить площадью в 1 тысячу квадратных сажен, то есть примерно как Патриарший или Чистые пруды. Остальное пространство засыпать, разбить на участки и отдать в аренду или под застройку. Город предполагал также некоторые из участков приспособить для собственных надобностей: складов камня, песка и других строительных материалов, подвозимых по железной дороге. Власти посчитали сие весьма выгодным, так как тарифы на перевозку лесных и строительных материалов, местных грузов на Ярославской были ниже, чем на Брестской или Курской дорогах.
Согласно бытовавшей практике, все важнейшие для жизни города решения Московская Городская Дума принимала только после обстоятельного их изучения соответствующим подразделением и составленного по сему доклада. Так же обстояло дело и с Красным прудом. Городская Управа, занимавшаяся им, представила подробный доклад, который и был обсужден Думой 19 августа 1900 года.
Земляные работы предполагали вести со стороны товарных путей Ярославской дороги. Это, по мнению комиссии, представляло сразу два удобства: с одной стороны, скорее можно начать эксплуатацию участков, намеченных под склады; с другой — отсрочить время полного исчезновения пруда для использования его Николаевской, Казанской и Ярославской железными дорогами, ибо они до полной засыпки смогут изыскать новые источники водоснабжения для паровозных и вагонных депо, мастерских.
Комиссия настаивала именно на таком пути как наиболее эффективном, что доказывал ее опыт засыпки достаточно крупных прудов — Вокзального у Рогожской заставы, Балкан у Переяславки. Что касается значительных затрат на засыпкy, то они по расчетам окупались за 7-10 лет, и затем засыпанная площадь станет приносить доход в городскую казну. Последовала резолюция городского головы князя В.Голицына: «Одобрить предложение Городской Управы о засыпке Красного пруда и об устройстве на засыпанной площади сквера, проездов и участков под склады или под застройку».
По планам города тех дней к моменту начала засыпки пруд раскинулся от путей Ярославского вокзала, где сейчас здания метродепо «Северное», на уровне 2-го Краснопрудного проезда и простирался в сторону Красносельской. На месте большого дома № 1 по Краснопрудной улице, где на первом этаже разместились крупнейшие в Москве международные кассы Центрального железнодорожного агентства, располагался ряд ремонтных тупиков станции. На одном из них, восьмом ремонтном, что был рядом с мастерскими и оканчивался забором у Краснопрудной, 17 сентября 1900 года ранним утром маневровый паровоз вел 31 вагон, из которых много было груженых. После отцепки нескольких из них паровоз так их сильно толкнул, что они разбили на своем пути два деревянных упора, ударились в забор, и два вагона были выброшены на Краснопрудную улицу, где повредили асфальт.
Слава Боry, в ранний час пешеходов и экипажей было мало и никто не пострадал. Представим себе сегодня такую картину: в поток машин на Краснопрудной вдруг вклиниваются сбоку грузовые вагоны, взломавшие ограду станции — брр, как это было бы неприятно! Но ведь было.
Управление железной дороги решило использовать этот инцидент; и под предлогом переноса ремонтных мастерских, перепланировки и развития товарной станции начальник Московско-Ярославско-Архангельской дороги надворный советник А.А. Волков обратился в Московскую Городскую Думу с предложением (повторным): не пожелает ли город продать или сдать в долгосрочную аренду эту всю землю. Дума поручила своей авторитетной Финансовой Комиссии все взвесить и просчитать, дабы не продешевить. В консультациях прошло полгода, и вот в своем докладе от 26 апреля 1901 года Финансовая Комиссия сообщила: «Уведомить Комитет Управления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, что Городское Общественное Управление не находит возможным передать в арендное содержание или продать землю из-под Красного пруда.
Поручить Городскому Управлению немедленно приступить к засыпке Красного пруда, устройству там сквера, проездов и участков под склады, т.к. городу выгоднее иметь самому высокую арендную плату».
Вот с этого документа 1901 года вопрос о судьбе пруда был окончательно решен. Засыпать пруд Дума решила «малой кровью»: в газетах многократно сообщалось, что приглашают сюда бесплатно сваливать чистую землю всех желающих, а не возить далеко на городские свалки. Однако в тот период большого строительства в Москве не велось, и землю на засыпку не везли: за 9 месяцев наскребли всего 3500 кубических сажен из почти 27 тысяч потребных. Причем в основном эту землю подбросили соседи. Дело в том, что на Верхней Красносельской фабриканты братья Абрикосовы купили 4 гектара земли, где заложили цехи карамельно-кондитерской фабрики (ныне Фабрика им. Бабаева). Здесь же Абрикосовы на пересечении Верхней Красносельской и Проезжей улиц строят себе двухэтажный жилой особняк — сотни подвод с землей из котлована под фундаменты цехов и особняка потянулись к засыпаемому Красному пруду.
Наибольшее же число подвод с землей везли из местности, недавно прирезанной к Москве за Крестовской заставой, где велись работы по спланированию проездов и также дрyrиx мест. При таких условиях к зиме 1902 года смогли засыпать, утрамбовать и сдать под склады 2300 квадратных сажен, и какая-то арендная плата тонким ручейком пошла в городскую казну, что было не лишним: общая смета на засыпку составила 150 тысяч рублей.
Во всей «эпопее» не обделили вниманием речку Чечору, что вытекала из пруда, приняв в себя и верховые воды окружающей местности — ее заключили в массивную кирпичной кладки трубу. Засыпка пруда по всему периметру , вспомним, началась в 1902 году, продолжалась эта масштабная работа довольно долго – 9 лет. Из общей площади замостили камнем для проездов к складам 4 тысячи квадратных сажен. Остальное пошло под аренду. Для удобства клиентуры залили асфальтом тротуары, поставили керосиновые фонари (хотя шел уже ХХ век), к пакгаузам провели железнодорожные ветки.
На всю эту прудовую эпопею израсходовали 142 тысячи рублей. Одновременно за эти годы получено 122 тысячи рублей арендной платы за склады и площадки. Тем не менее, к 1910 году оставалось засыпать свыше двух тысяч квадратных сажен. По решению Городской Управы в смету расходов на 1911 год дополнительно внесли 33 тысячи рублей на окончание работ по планировке и замощению участков на засыпанном Красном пруду, установку освещения и иного благоустройства. О цветах и деревьях здесь уже не говорится: им места просто не нашлось. Именно с 1911 года на картах Москвы перестали помечать Великий Красный пруд, ушла в небытие еще одна частичка древнего города.
Источник
Куда исчез самый большой пруд Москвы?
Привет, друзья! С вами снова Илья — один из создателей блога про историю Москвы. Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на Instagram . Там информации еще больше:)
Этот пруд занимал площадь аж в 23 гектара. Это почти как Московский Кремль! Здесь находились лодочные станции и купальни. Но всё изменилось на рубеже 19-20 веков. Так где же был этот огромный пруд и почему его там больше нет? Сейчас расскажу!
Древний водоем.
О существовании Красного пруда известно с 1423 года. Тогда он назывался Великим и занимал площадь от современного Ярославского вокзала примерно до входа в станцию метро «Красносельская». Здесь же находилось одна из древнейших подмосковных деревень — Красное село. Оно получило название из-за очень живописной местности.
Цари эти земли жаловали не очень. Предпочитая ездить в Коломенское, Измайлово и Преображенское. Все изменилось при Петре I. По его приказу в конце 17 века на месте современного Ленинградского вокзала построили Артиллерийский двор. А сам будущий император частенько посещал Красный пруд. Местные даже придумали легенду, согласно которой Петр I очень любил общаться у водоема с русалками. Но, конечно, это всё выдумки.
Начало конца.
Артиллерийский двор в 1812 году сгорел. Взорвались снаряды, которые находились внутри. Почему, установить так и не удалось. Ну, а позже, в 1849 (по некоторым данным, в 1851) практически на его месте построили Николаевский железнодорожный вокзал (ныне Ленинградский). Правда часть Каланчёвского поля перед Красным прудом пришлось забрать. Оно стало привокзальной площадью. Но это было только начало.
В 1862 году рядом с Николаевским появился ещё один вокзал — относительно небольшой (предшественник Ярославского). Уже тогда, чтобы построить здание, пришлось часть территории пруда позаимствовать. И с каждым годом строители засыпали всё большую акваторию водоема. Около вокзала появились багажное отделение, мастерская, водокачка и много чего ещё.
Всё это негативно сказывалось на состоянии пруда. Если раньше в нем всегда купались, то к 1890 санитарный надзор это делать запретил. Даже стирать белье в водоеме было нельзя — настолько он был грязным. Спасало Красный пруд от уничтожения в те времена лишь то, что он был водохранилищем. Его использовали пожарные. Но в 1893, с появлением водопровода, пруд совсем потерял значение.
Борьба за территорию.
В администрации Московско-Ярославской железной дороги настойчиво просили водоем засыпать и сдать участки в аренду. А то Красный пруд такой грязный, летом комаров куча. Летают и пассажирам мешают. Конечно, из-за кого пруд стал таким грязным, тактично не вспоминали:)
Тем временем, часть водоема уже засыпали при расширении Краснопрудной улицы. Это было необходимо, потому что на прилегающей площади находились три вокзала. К ним требовался удобный проезд.
После долгих раздумий городские власти решили, что нужно оставить пруд по размерам примерно такой, как сейчас Патриарший или Чистые и устроить сквер. А остальную территорию засыпать и сдавать в аренду.
Пруда здесь больше нет.
Согласовали смету к 1901 году. Расходы должны были составить 150 тыс. рублей. Если сначала часть бывшего пруда планировали превратить в сквер, то потом уже об этом и не вспоминали. Отдали всю землю в аренду. Работы длились целых 10 лет. Кстати, идея не окупилась. На сдаваемых территориях городской бюджет заработал меньше, чем потратил на весь этот проект.
Ну, а Красный пруд с 1911 года перестали указывать на картах Москвы. Вот так самый большой пруд города исчез совсем. Теперь на его месте улицы, жилые дома и разные постройки железной дороги и метрополитена.
На сегодня это все! Если вам было интересно, то не забудьте подписаться на мой блог! Спасибо, что прочитали:)
Источник