- Договор пользования рыбоводным участком, как оформить
- Уважаемые читатели, в настоящей статье мы рассмотрим с правовой точки зрения такой вид бизнеса как фермерское рыбоводство. После введения санкций на импорт отечественное производство рыбной продукции значительно расширилось. Разведение рыбы в искусственных водоемах как бизнес распространено в Поволжье, в Ленинградской области, Московской области и других регионах.
- Права на водные объекты
- Порядок формирования рыбоводных участков
- Договор на рыбоводный участок земли
- Разведение рыбы, законодательство — нестыковки правовых норм
- Строительство водоема для разведения рыбы
- Пруд-копань
- Пруд-копань с позиции водного законодательства
- Строительство пруда-копани с позиции земельного кодекса
- Пруд-копань на землях сельхозназначения
Договор пользования рыбоводным участком, как оформить
Уважаемые читатели, в настоящей статье мы рассмотрим с правовой точки зрения такой вид бизнеса как фермерское рыбоводство. После введения санкций на импорт отечественное производство рыбной продукции значительно расширилось. Разведение рыбы в искусственных водоемах как бизнес распространено в Поволжье, в Ленинградской области, Московской области и других регионах.
Права на водные объекты
Создать рыбоводное хозяйство не так уж сложно. Необходимо будет утвердить проект и оформить в пользование водный объект, после чего на нем можно заниматься разведением рыбы. Сразу отметим, что приобрести право пользования водным объектом для этой цели можно только на аукционе рыбоводных участков.
Следует знать! Водоемы общего пользования (ручьи, водохранилища, реки, озера) не могут являться частной собственностью. Формирование земельных участков на них запрещено, их дальнейшая аренда будет незаконной. Они могут быть оформлены только в качестве рыбоводных участков. Перед тем как организовывать хозяйство, целесообразно изучить порядок формирования рыбоводных участков.
Порядок формирования рыбоводных участков
Разберем по порядку, каким же образом происходит формирование рыбоводного участка и оформление права пользования водным объектом для рыбоводства. Получение рыбоводного участка в пользование через договор возможно двумя путями.
Вариант 1.При выборе данного варианта необходимо будет зайти на сайт Росрыболовства и найти там уже сформированные рыбоводные участки, представляющие для Вас интерес. После этого надо будет подавать заявку на участие в торгах, а затем, выиграв их, заключить договор на рыбоводный участок.
Ставки платы за пользование рыбоводным участком рассчитываются на основании Правил расчета и взимания платы за пользование рыбоводными участками (утв. Приказом Минсельхоза от 02.02.2015г. № 30).
Вариант 2. Здесь процедура будет несколько сложнее и для формирования рыбоводных участков Вам придется самостоятельно проявить инициативу.
Вначале необходимо будет подобрать подходящий для Вас участок акватории, который Вы планируете использовать как водоем для разведения рыбы.
Далее необходимо определить границы выбранной акватории в координатах путем соединения прямыми линиями не менее трех точек. Если водный объект берется в пользование целиком, то можно определить границы рыбоводного участка по границе водного объекта.
После определения границ заявка с координатами или схемой подается в Росрыболовство или региональный орган власти (в зависимости от правового статуса водоема). Региональными органами власти формируются участки для озёрного рыбоводства и прудового рыбоводства. Федеральными органами власти формируются рыбоводные участки для морского рыбоводства.
После подачи заявки направляют запросы в органы местного самоуправления о возможности использования рыбоводного участка. Также параллельно можно сделать запрос в научные организации с целью определения возможности разведения рыбы в том или ином водоеме.
По результату рассмотрения заявки Росрыболовство или региональный орган власти создает комиссию по определению границ рыбоводных участков для принятия решения о формировании или о нецелесообразности формирования такого участка. Комиссия по рыбоводным участкам принимает решение на основании заключений органов власти и местного самоуправления, полученных путем информационного взаимодействия.
При положительном решении издается соответствующий приказ с уточненным перечнем границ рыбоводных участков по региону. После этого назначаются и проводятся торги. Право пользования рыбоводным участком, как правило, закрепляется за юридическим лицом.
Полезно знать! Требования к формированию рыбоводных участков устанавливаются Правилами определения береговых линий и границ частей водных объектов (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2014 г. N 1183).
Договор на рыбоводный участок земли
Теперь разберем, необходимые действия по организации рыбоводного хозяйства после проведения торгов и оформления договора на право пользования рыбоводным участком.
Помимо оформления указанного договора рекомендуется также оформить право пользования участком земли, прилегающим к акватории, а именно береговой полосой общего пользования. Земельным кодексом установлен принцип платности использования земельных участков, особенно если это касается коммерческих целей. Поэтому для пользования рыбоводным участком и закрепления права на подход (подъезд) к нему следует заключить договор аренды земли. В ином случае оформить право землепользования смогут третьи лица, которые будут требовать плату за использование арендованного участка.
Далее остановимся на проблемах, которые могут возникнуть после оформления права пользования акваторией под цели рыбоводства.
Разведение рыбы, законодательство — нестыковки правовых норм
Довольно частым является случай, когда органы местного самоуправления передают в аренду земельные участки с находящимися в их границах водными объектами. Потом эти же водные объекты, только уже Росрыболовством передаются в пользование по результатам аукциона, например, под рыбоводство на водохранилище.
В результате водоем вначале сдается местными органами в аренду как земельный участок одним лицам, а потом этот же водоем как федеральный водный объект передается Росрыболовством (федеральным органом власти) в пользование другим лицам.
Закон будет на стороне тех, кто оформил договор на пользование рыбоводным участком как федеральным водным объектом. Это подтверждается следующими законодательными нормами.
• Согласно ст.102 Земельного кодекса на водных объектах запрещается формировать земельные участки.
• Согласно ст. 24 Водного кодекса распоряжение, пользование, владение, водными объектами, находящимися в федеральной собственности, относятся к полномочиям органов государственной власти.
• Согласно ст.8 Водного кодекса в собственность физических или юридических лиц, а также в муниципальную собственность могут передаваться только обводненные карьеры и пруды. Все остальные водные объекты всегда являются собственностью государства.
Следовательно, предоставлять право пользования водохранилищем от имени собственника такого водного объекта — Российской Федерации вправе только государственные органы. Договор аренды с органом местного самоуправления не является надлежащим доказательством оформленных прав на какой-либо водный объект.
Наличие арендаторов земли вполне может стать неожиданным «сюрпризом» для лиц, выигравших торги, при незнании ими указанных выше норм законодательства. Естественно, что двух хозяйствующих субъектов одновременно на участке быть не может, поэтому возникший спор придется решать в суде.
Особенно интересными в контексте данной проблемы являются недавние поправки в земельное законодательство и в Закон об аквакультуре. Теперь аренда пруда для разведения рыбы в любом случае окажется противозаконной.
Согласно изменениям, внесенным в ст.4 Закона об аквакультуре летом 2017 года, нельзя формировать рыбоводные участки на обводненных карьерах и проточных прудах. … Скорее всего, законодатель таким образом хотел узаконить положение рыбных хозяйств, которые сформировали земельные участки на прудах и оформили на них права. Однако стыковки в законодательстве не получилось. Правовое регулирование рыбоводства в искусственных водоёмах дополнилось новыми коллизиями.
В результате землепользователи участков, включающих проточные пруды, находятся вне правового поля (поскольку это является прямым нарушением ст. 102 ЗК, ст.8 ВК), а узаконить свою деятельность через оформление прав на водоем они не могут (поскольку на проточных прудах запрещается формировать рыбоводные участки).
Помощь в таких ситуациях может оказать юрист в области водопользования.
Стоит особо отметить, что рыбоводный участок и водопользование под рекреационные цели имеют совершенно разное назначение. Более того, предоставлением акватории под рекреацию занимается не Росрыболовство, а Федеральное агентство водных ресурсов.
Строительство водоема для разведения рыбы
Для рыбоводства на землях сельскохозназначения можно осуществить строительство специального водоема. Однако стоит учитывать, что сделать это можно только при строго определенных условиях. Возводимый искусственный пруд для разведения рыбы должен замкнутым контуром и находиться в пределах земельного участка. Строительство прудов на водотоках влечет возникновение права собственности РФ на эти водоемы в силу закона (ст.8 ВК РФ). Судебная практика во всех случаях основывается на том, что все проточные водоемы являются федеральной собственностью независимо от их статуса. Это касается, главным образом, возводимых на водотоках прудах и водохранилищах. Поэтому водными объектами для рыбоводства на землях сельхозназначения могут являться только пруд-копань или обводненный карьер.
Многие задаются вопросом, как выкопать пруд для разведения рыбы на земле сельхозназначения по строительным нормам.
Для строительства таких объектов не требуется получать разрешение на строительство, поскольку право собственности на пруд определяется через право собственности на земельный участок, включающий этот пруд. Данная позиция подтверждается в письме Минэкономразвития от 17.08.2011г. N ОГ-Д23-962.
Однако для строительства пруда на своем участке потребуется разрешение на производство земляных работ. При создании технически сложного сооружения со множеством объектов водопользования рекомендуется получить необходимое согласование проекта в органах местной архитектуры.
В заключение добавим, что при проведении земляных работ снятие плодородного слоя почвы без согласованного проекта рекультивации будет являться событием административного правонарушения.
Источник
Пруд-копань
В настоящее время на территории Росийской Федерации складывается практика выкапывания водоемов, строительство прудов-копаней. Пруд-копань в рамках законодаткельства:
Пруд-копань с позиции водного законодательства
Для правильного понимания вопроса необходимо определиться с терминологией.
Согласно п.4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Пункт 3 ч.2 ст. 5 ВК РФ дает закрытый перечень водоемов — озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища.
Термины пруд и водохранилище даются в ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» (далее — ГОСТ 19179-73), который устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области гидрологии суши. ГОСТ 19179-73 дает следующие термины:
— Водоем — водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием. Различают естественные водоемы, представляющие собой природные скопления воды во впадинах и искусственные водоемы – специально созданные скопления воды в искусственных или естественных углублениях земной поверхности;
— Водохранилище — искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока;
— Пруд — мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км.
Исходя из приведенных в ГОСТ 19179-73 терминов, пруд – мелководный искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока площадью не более 1 кв. км.
Также ГОСТ 19179-73 дает понятие «Пруд-копань» — небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
На практике существуют разные классификации прудов.
По происхождению принято различать:
- выкопанные водоемы (пруды-копани)
- созданные путем перегораживания постоянного или временного водотока плотиной (русловые пруды).
В зависимости от назначения выделяются пруды-охладители, пруды-отстойники, пруды-накопители, пруды-испарители и т.д.
ПРУД – мелководный искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке или в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей площадью не более 1 кв. км.
Строительство пруда-копани с позиции земельного кодекса
Согласно п.2 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов применяются соответственно законодательство о недрах, водное законодательство.
Согласно подп. 1 и 3 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право:
— использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Согласно п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственниками земельных участков являются лица, являющиеся собственниками земельных участков.
Согласно ст. 15 и ст.16 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут находиться в собственности граждан и юридических лиц (частная собственность) и государственной собственности, т.е. в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность).
Согласно п.1 и п.2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах и занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Согласно п.4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Согласно п.3 ч.2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водоемами являются озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища.
Согласно ч.2 и ч.6 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах. В соответствии с преамбулой Закона «О недрах», данный закон регулирует отношения, возникающие в том числе, в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования подземных вод.
Согласно ч.1 и ч.3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса.
Таким образом, использование водного объекта: пруд-копань попадает под правила водопользования водным объектом.
Пруд-копань на землях сельхозназначения
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе земли, занятые водными объектами.
По смыслу абз. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» основной деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства может являться рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции.
Также ст. 4 Федерального закона от 03.08.1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее — Закон № 123-ФЗ) предусматривает, что законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство. Частью 1 ст. 10 Закона № 123-ФЗ предусматривается, что земельные участки, предоставленные гражданам — членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования).
Следовательно, осуществление рыбоводства допустимо на землях сельскохозяйственного назначения.
Вопрос: Какие документы необходимо собрать организации, для того чтобы получить разрешение на создание пруда на территории земли сельскохозяйственного назначения, находящейся в ее собственности, для разведения рыбы?
Ответ: В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее — Закон N 123-ФЗ) земельные участки, предоставленные гражданам — членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования). Права на земельные участки, порядок предоставления и режим использования земельных участков, установление охранных зон на указанных участках определяются законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статьей 4 Закона N 123-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство.
Отношения в области разведения и использования диких животных и домашних животных, не являющихся сельскохозяйственными племенными животными, регулируются иным законодательством Российской Федерации. Подпунктом 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ предусматривается, что собственник земельного участка имеет право строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ пруды являются водными объектами.
Частью 2 ст. 8 ВК РФ устанавливается, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно ст. 31 ВК РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.
В государственный водный реестр включаются документированные сведения:
- о водохозяйственных системах;
- об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении;
- об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.
В силу п. 5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253, и пп. 5.5.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с пп. «л» п. 12 Положения о ведении государственного водного реестра сведения в Федеральное агентство водных ресурсов по объектам рыбохозяйственного назначения поступают через Федеральное агентство по рыболовству.
Подпунктом 5.5.14 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 444, устанавливается, что Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Согласно п. 3 Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 569(В настоящее время Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» (вместе с «Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания»)) (далее — Правила), юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее — заявители), представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. На основании п. 4 вышеприведенных Правил в заявке указываются:
а) сведения о заявителе:
полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма и место нахождения — для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства и данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
б) район размещения хозяйственных и иных объектов. В соответствии с п. 5 Правил к заявке прилагаются:
а) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц — для юридического лица;
б) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — для индивидуального предпринимателя;
в) документация, обосновывающая размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, в том числе предпроектная документация, проектная документация и проекты технической документации;
г) данные об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов;
д) сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Таким образом, для того чтобы получить разрешение на создание пруда на территории земли сельскохозяйственного назначения для разведения рыбы, организации необходимо представить в Федеральное агентство по рыболовству документы, указанные в п. 3 Правил.
Источник