Итальянский композитор фонтан рима

Итальянский композитор (1879-1936, «Фонтаны Рима», «Пинии Рима»)

Последняя бука буква «и»

Ответ на вопрос «Итальянский композитор (1879-1936, «Фонтаны Рима», «Пинии Рима») «, 7 (семь) букв:
респиги

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова респиги

Определение слова респиги в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Респиги — итальянская фамилия. Известные носители: Респиги, Лоренцо (1824—1889) — итальянский астроном. Респиги, Отторино (1879—1936) — итальянский композитор. Респиги, Пьетро (1843—1913) — итальянский куриальный кардинал.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
РЕСПИГИ (Respighi) Отторино (1879-1936) итальянский композитор. Мастер оркестровой звукозаписи. Симфонические поэмы «Фонтаны Рима» (1916), «Пинии Рима» (1924), оперы, балеты и др. Профессор консерватории «Санта-Чечилия» в Риме (с 1913).

Примеры употребления слова респиги в литературе.

Вслед за Респиги к папе явился секретарь кардинальской коллегии Мерри дель Валь.

Владислава Булахова В программе: Моцарт, Респиги, Фрид Концертный зал им.

Отторино Респиги уже давно скончался, а оркестр исполнял его бессмертное творение за много сотен миль отсюда.

Но полной тишины не было, потому что музыкальная фантазия Респиги все еще доносилась из комнаты.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

«Пинии Рима» Отторино Респиги

В историю итальянской музыки первой половины XX в. Респиги вошел как автор ярких программных симфонических произведений (поэм «Римские фонтаны», «Пинии Рима»).

Будущий композитор родился в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец — пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В 1891-99 гг. Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф. Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. Торки и Дж. Мартуччи. С 1899 г. он выступает в концертах как скрипач. В 1900 г. пишет одно из первых своих сочинений — «Симфонические вариации» для оркестра.

В 1901 г. в качестве скрипача оркестра Респиги приезжает на гастроли в Петербург вместе с итальянской оперной труппой. Здесь происходит знаменательная встреча с Н. Римским-Корсаковым. Маститый русский композитор холодно встретил незнакомого посетителя, но, посмотрев его партитуру, заинтересовался и согласился заниматься с молодым итальянцем. Занятия продолжались 5 месяцев. Под руководством Римского-Корсакова Респиги написал «Прелюдию, хорал и фугу» для оркестра. Это сочинение стало его дипломной работой в болонском лицее, а его учитель Мартуччи отметил: «Респиги уже не ученик, а мастер». Несмотря на это, композитор продолжает совершенствоваться: в 1902 г. он берет уроки композиции у М. Бруха в Берлине. Через год Респиги снова посещает Россию вместе с оперной труппой, живет в Петербурге и в Москве. Овладев русским языком, он с интересом знакомится с художественной жизнью этих городов, высоко оценивая московские оперные и балетные спектакли с декорациями и костюмами К. Коровина и Л. Бакста. Связи с Россией не прекращаются и после возвращения на родину. В Болонском университете учится А. Луначарский, который позже, в 20-х гг., выражает пожелание, чтобы Респиги снова приехал в Россию.

Респиги — один из первых итальянских композиторов, открывший заново полузабытые страницы итальянской музыки. В начале 1900-х гг. он создает новую оркестровку «Плача Ариадны» К. Монтеверди, и сочинение с успехом исполняется в Берлинской филармонии.

Читайте также:  Города с нефтегазовыми бассейнами

В 1914 г. Респиги — уже автор трех опер, но работа в этой области не приносит ему успеха. Зато создание симфонической поэмы «Фонтаны Рима» (1917) выдвинуло композитора в первый ряд итальянских музыкантов. Это первая часть своеобразной симфонической трилогии: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1928). Дж. Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: «Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки».

Знакомство с И. Стравинским, С. Дягилевым, М. Фокиным и В. Нижинским имело большое значение для творчества Респиги. В 1919 г. труппа Дягилева ставит в Лондоне его балет «Лавочка чудес», основанный на музыке фортепианных пьес Дж. Россини.

С 1921 г. Респиги часто выступает как дирижер с исполнением своих сочинений, гастролирует и как пианист в странах Европы, в США, в Бразилии. Начиная с 1913 г. и до конца жизни он преподает в академии Санта Чечилия в Риме, а в 1924-26 гг. является ее директором.

В симфоническом творчестве Респиги своеобразно сочетаются современная техника письма, красочность оркестровки (упомянутая симфоническая трилогия, «Бразильские впечатления») и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам, т. е. элементам неоклассицизма. Ряд сочинений композитора написан на темы григорианского хорала («Григорианский концерт» для скрипки, «Концерт в миксолидийском ладу» и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, «Дорийский квартет»). Респиги принадлежат свободные обработки опер «Служанка-госпожа» Дж. Перголези, «Женские ухищрения» Д. Чимарозы, «Орфей» К. Монтеверди и других сочинений старинных итальянских композиторов, оркестровка пяти «Этюдов-картин» С. Рахманинова, органной пассакалии до минор И. С. Баха.

О.Респиги Симфоническая поэма «Пинии Рима»(1924)

Источник

Отторино Респиги. «Фонтаны Рима»

В начале ХХ столетия итальянская музыка находилось в двойственном положении. С одной стороны, оперные композиторы – Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло – находились на вершине славы, с другой – музыка инструментальная, в частности, симфоническая если и не пребывала в забвении, то явно уступала опере. Исправить эту историческую несправедливость было суждено Отторино Респиги. Его яркое дарование композитора-симфониста впервые раскрылось в полной мере в симфонической поэме «Фонтаны Рима», над которой он начал работать в 1916 г., а завершил Респиги это сочинение в 1917 г.

Почему фонтаны итальянской столицы привлекли внимание композитора? Вероятно, потому, что они являются истинным украшением Вечного города. Фонтанов в Риме немало, их можно увидеть на площадях и улицах, в парках и садах, они украшают фасады многих дворцов, и каждый из них – произведение искусства, запечатлевшее дух эпохи, в которую был создан тот или иной фонтан. Отторино Респиги в свое симфонической поэме воплотил образы четырех фонтанов – Валле Джулия, Тритон, Треви и фонтан Виллы Медичи.

Со времен своего зарождения в творчестве Ференца Листа жанр симфонической поэмы представлял собою нечто среднее между сонатной формой и четырехчастным сонатно-симфоническим циклом. Отторино Респиги в «Фонтанах Рима» заострил до предела эту двойственность. Поэма состоит из четырех частей, но их последовательность не соответствует классическому строению симфонии, а та свобода, с которой композитор строит произведение, в большей степени характерна для жанра поэмы, равно как и исполнение всех четырех частей без перерыва, а также сам принцип программности. Произведение являет собою серию контрастных картин, которые объединены в одно целое общей образно-поэтической идеей. Картины эти впечатляют не драматичностью, а красочностью. Мастерство оркестровки, которое проявляет Респиги, заставляет вспомнить о том, что он учился у Николая Андреевича Римского-Корсакова, его звуковая палитра простирается от тончайших тембров до громоподобного звучания.

Читайте также:  Скиммер пакет atlantic для сборных бассейнов

Часть первая – «Фонтан Валле Джулия на заре». Речь идет об одном из самых древних фонтанов. Он располагается на окраине итальянской столицы. В тончайших оркестровых красках обрисован идиллический рассветный пейзаж с мирным журчанием фонтанов. В той утонченной звукописи, к которой прибегает здесь композитор, ощущается влияние импрессионизма, впервые получившее преломление в итальянской симфонической музыке. О традициях импрессионизма напоминают и программные заглавия частей, которые соотносят музыкальные образы не просто с достопримечательностями столицы, а с фонтанами, увиденными в определенное время суток – такое стремление «остановить мгновение» характерно для импрессионизма, причем не только музыкального (достаточно вспомнить серии картин художников-импрессионистов, запечатлевшие одни и те же пейзажи в разном освещении).

Совершенно иной образ возникает во второй части – «Фонтан Тритон утром». Этот фонтан находится на площади недалеко от палаццо Барберини. Он был построен в 1642 г., но камень травертин, из которого изваяны скульптуры, напоминает о временах Древнего Рима. Сюжет тоже восходит к античности: на раскрытых створках раковины, поддерживаемой хвостами четырех дельфинов, восседает Тритон – сын морского бога Посейдона, «трубящий» в раковину, как в рог. Вторая часть поэмы начинается именно с «трубного гласа» – фанфарного возгласа, провозглашаемого валторной. Вся вторая часть пронизана энергичным движением, живописующим струю воды, изливающуюся из раковины Тритона.

Третья часть – «Фонтан Треви в полдень» – посвящена фонтану в стиле барокко, построенному в XVIII столетии. Восемь гиппокампов (морских коньков) влекут колесницу Нептуна, окруженного аллегорическими фигурами. Существует поверие, что тот, кому довелось испить воды из фонтана Треви, будет всю жизнь тосковать по Риму. Респиги воплотил образ фонтана в торжественной теме, звучащей сначала у деревянных, затем у медных духовых.

Заключительная часть поэмы – «Фонтан виллы Медичи при заходящем солнце». Этот фонтан, построенный в 1540 г., украшен скульптурами Геракла и Венеры. Меланхолическая мелодия живописует вечерний пейзаж.

Симфоническая поэма «Фонтаны Рима» была впервые исполнена в 1917 г. в Риме в зале «Аугустеум», но подлинный успех ожидал ее по прошествии года, когда произведение прозвучало под управлением Артуро Тосканини в Милане. А Отторино Респиги впоследствии еще дважды обращался к «римской теме» в своем симфоническом творчестве. В 1924 г. была написана симфоническая поэма «Пинии Рима», а в 1928 г. – «Празднества Рима». Эти произведения объединены в «Римскую трилогию», запечатлевшую образ Вечного города в разные эпохи – от античности до Новейшего времени.

Источник

Итальянский композитор, автор симфонической поэмы «Фонтаны Рима»

Последняя бука буква «и»

Ответ на вопрос «Итальянский композитор, автор симфонической поэмы «Фонтаны Рима» «, 7 (семь) букв:
респиги

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова респиги

Определение слова респиги в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Кратер Респиги — небольшой ударный кратер в восточной экваториальной области видимой стороны Луны . Название присвоено в честь итальянского астронома Лоренцо Респиги (1824—1890) и утверждено Международным астрономическим союзом в 1976 г.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
РЕСПИГИ (Respighi) Отторино (1879-1936) итальянский композитор. Мастер оркестровой звукозаписи. Симфонические поэмы «Фонтаны Рима» (1916), «Пинии Рима» (1924), оперы, балеты и др. Профессор консерватории «Санта-Чечилия» в Риме (с 1913).

Примеры употребления слова респиги в литературе.

Вслед за Респиги к папе явился секретарь кардинальской коллегии Мерри дель Валь.

Владислава Булахова В программе: Моцарт, Респиги, Фрид Концертный зал им.

Отторино Респиги уже давно скончался, а оркестр исполнял его бессмертное творение за много сотен миль отсюда.

Но полной тишины не было, потому что музыкальная фантазия Респиги все еще доносилась из комнаты.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Читайте также:  Калькулятор расчета кубатуры бассейна

Источник

Произведения

С появлением в начале нынешнего столетия первых сочинений Отторино Респиги музыкальная Италия вновь, после более чем векового перерыва, вышла на мировую симфоническую арену. Явившись в пору, когда кумирами публики были «последние могикане» итальянской оперы, так называемые «веристы» – Масканьи, Леонкавалло, Пуччини – Респиги решительно вывел итальянскую инструментальную музыку из состояния оцепенения, в котором она пребывала со времен великих инструменталистов XVII–XVIII веков. И хотя Респиги не создал композиторской школы в строгом смысле этого слова, его влияние на все последующее развитие итальянской музыки было чрезвычайно велико и плодотворно.

Респиги – автор опер, балетов, многих камерных и симфонических сочинений, огромного количества транскрипций и обработок, однако и по сей день его слава – это прежде всего слава автора так называемой «римской» трилогии, одного из блестящих мастеров колористической звукописи, тончайшего знатока оркестра. Мировую известность композитору принесла симфоническая поэма «Фонтаны Рима» (1916); последовавшие за нею «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1929) продолжили и завершили своеобразную симфоническую трилогию, в которой черты индивидуального стиля Респиги проявились наиболее отчетливо. Поэмы, составляющие трилогию, живописуют, по мысли автора, античный Рим, папский Рим, Рим эпохи Возрождения и Рим современный.

В инструментовке и общем колорите трилогии несомненно сказывается сильнейшее влияние Римского-Корсакова и Дебюсси. Многое, однако, говорит об антиимпрессионистских устремлениях Респиги, прежде всего его верность классическим пропорциям. Произведения, составляющие «римскую» трилогию, являют собой компромисс между классическим четырехчастным циклом и свободной симфонической поэмой. Группируя в сюиту различные симфонические картины, Респиги объединяет их общностью поэтической идеи, добиваясь в то же время ярких контрастов – красок, темпов, настроений.

Такова и симфоническая поэма «Фонтаны Рима», законченная в 1916 году и впервые исполненная в марте 1917-го в Риме в концертном зале «Аугустео». Подлинный успех, впрочем, пришел к автору лишь год спустя после триумфального исполнения «Фонтанов Рима» под управлением Артуро Тосканини в Милане.

Следующие без перерыва эпизоды поэмы впечатляют контрастностью образов, яркой живописной оркестровкой. Здесь впервые предстало во всем великолепии инструментальное мастерство Отторино Респиги, ученика Римского-Корсакова, последователя и почитателя Дебюсси, современника Стравинского и Рихарда Штрауса. Палитра оркестровых красок в «Фонтанах Рима» простирается от прозрачных акварельных тонов (колокольчики, челеста, две арфы, фортепиано) до мощного органоподобного звучания всего грандиозного оркестра.

Не довольствуясь детальными заглавиями частей поэмы, Респиги предпосылает «Фонтанам Рима» авторскую программу:

«В этой симфонической поэме автор намеревался выразить чувства, впечатления, навеянные четырьмя фонтанами Рима, созерцаемыми в часы, когда их характер особенно гармонирует с окружающим пейзажем, когда их красота кажется наиболее яркой.

Первая часть поэмы, посвященная фонтану Валле Джулия на заре, рисует пасторальный пейзаж: пасущиеся стада овец проходят, теряясь в сизой дымке свежего и влажного римского рассвета.

Внезапно раздается на фоне звучаний всего оркестра громкая и настойчивая фанфара валторны, начинающая вторую часть – фонтан Тритона утром. Это подобно радостному призыву, на который сбегаются наяды и тритоны; они, играя, преследуют друг друга и пускаются среди струй воды в безудержный танец.

Затем возникает, словно из глубины оркестра, торжественная тема. Это фонтан Треви в полдень. Торжественная тема, переходя от деревянных инструментов к медным, приобретает триумфальный характер. Раздаются фанфары: на сверкающей глади воды появляется колесница Нептуна, запряженная морскими коньками и сопровождаемая кортежем сирен и тритонов. Кортеж удаляется, приглушенные звуки фанфар доносятся издалека.

Четвертая часть – фонтан виллы Медичи при заходящем солнце – начинается меланхолической мелодией, поднимающейся над тихим плеском воды. Это тоскливое время сумерек. Воздух напоен звоном колоколов, шелестом листвы, щебетаньем птиц. Все постепенно и мягко замирает в тишине ночи».

Источник

Оцените статью