История названия чистых прудов

История названия чистых прудов

При упоминании Чистых прудов практически у каждого москвича возникают свои, но, обычно, очень светлые чувства и воспоминания. Это одно из немногих мест, которое имеет свою неповторимую ауру и богатейшую историю.

Свое современное имя «чистые» пруды носят с конца 17 века, когда любимец Петра I Меншиков, купивший землю, которую сейчас занимает почтамт, очистил пруды и строжайше запретил загрязнять их. До этого пруды назывались «погаными». Существует несколько версий о происхождении этого названия. По одной из них, оно появилось из-за того, что на этих прудах иноверцы балты поклонялись своим языческим богам. Как известно, в допетровские времена слово «поганый» вовсе не означало чего-нибудь грязного, а отождествлялось со словом язычник, поскольку происходило от латинского «paganus» — «языческий». Эта версия подтверждается книгой «О Московитских делах», написанной курляндцем Я.Рейтенфельсом, жившим в Москве в конце XVII века. В этой книге сообщается, что иноверцы в Москве поклонялись в те времена своим богам на Поганом пруде (in Paganui Prut).

Есть и другая легенда. По преданию, места у Чистого пруда связаны с зарождением Москвы — здесь было село, принадлежавшее боярину Степану Кучке. Рассерженный плохим приемом Кучки князь Юрий Долгорукий, которого боярин «не почте великого князя подобающею честию, яко же довлеет великим княземь, но и поносив ему к тому жь» повелел боярина убить, а тело бросить в пруд, отчего он стал называться Поганым.

Наиболее прозаична версия о том, что такое название пруды получили потому, что мясники с прилегающей Мясницкой улицы сваливали отбросы от забитого скота. С наступлением петровских времен мясники были вытеснены титулованным дворянством во главе со светлейшим князем Александром Даниловичем Меншиковым. Это неудивительно, ведь Мясницкая вела в дворцовое село Преображенское и Немецкую слободу (Лефортово) и по ней часто проезжал царь и его приближенные. Именно Меншиков, купивший землю в районе современного почтамта и биржи, очистил пруды и строжайше запретил загрязнять их. С тех пор пруды именуются Чистыми.

И в наши дни находятся желающие позубоскалить над названием и «переименовать» Чистые пруды в грязные, доказывая, что вода в них не так идеальна. Вот, что писал по этому поводу Юрий Нагибин:

«Мы не вступали в спор, мы продолжали удить, мы пили горстями холодную, ломившую зубы воду, а люди на берегу плевались и предрекали нам хворь. Но мы были уверены, что водоем наш чист, что рыбе в нем живется привольно и сытно…»

Источник

Почему Чистые пруды «Чистые»?

Привет, друзья! С вами снова Илья — один из создателей блога про историю Москвы в Instagram . Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь. Там информации еще больше:)

Никогда не задумывались, почему Чистые пруды так называются? Они что, чище других московских водоемов (заранее скажу, что нет:))? Странное наименование для прудов. Давайте разбираться, почему так получилось.

Как их называли раньше?

Раньше, в 17 веке, пруды назывались Погаными. В нашей истории, кстати, тоже так часто бывает: сначала поганый, а потом чистый, и наоборот:). Так вот. Есть несколько версий, почему так именовалось это место.

1) слово «paganus» имеет значение «языческий». Поэтому считается, что сюда могли приходить язычники, чтобы проводить свои ритуалы.

2) красивая легенда. Якобы в этих местах жил некий боярин Стефан (или Степан) Кучко. Он отказался оказать радушный прием Юрию Долгорукому, когда тот приезжал в Москву. Почему, непонятно. Однако князь разозлился и приказал Кучко убить. А его тело сбросить в пруды.

3) самая правдоподобная. Рядом же Мясницкая улица. А там, как известно, несколько столетий проживали мясники. Они-то и сбрасывали отходы от своего производства в пруды.

Как пруды стали «чистыми»?

В Петровские времена этими местами завладел князь Меншиков. Вытеснил мясников и приказал пруды очистить. А нечистоты сбрасывать туда не только запретил, но и сделал так, чтобы за сохранностью прудов следили. После этого водоем в народе, а потом и на карте, получил свое название «Чистые пруды». Потом уже, в 19 веке, здесь обустроили Чистопрудный бульвар.

А пруды превратились в Пруд. Фактически, он теперь там один. По внутренней стороне бульвара в основном селилась знать, а по внешней — мещане и купцы. Ну, а сейчас здесь очень любят гулять москвичи и туристы. После разных реконструкций стало правда красиво:)

Источник

Мгновения прошлого: грязная история Чистых прудов

Если у меня спросят, есть ли у меня самое любимое место в Москве, то я, не раздумывая ни секунды, отвечу: Чистые пруды . Почему-то именно здесь я чувствую себя особенно спокойно и умиротворенно, нахожусь в гармонии с природой. Как только у меня появляется свободное время, можно не сомневаться, я отправлюсь именно туда.

Сложно сказать, что именно меня очаровало на Чистых прудах , но если ты хотя бы раз окажешься здесь, вглядишься в водную гладь и кроны деревьев, прислушаешься к шелесту листьев и воркованию птиц, то наверняка почувствуешь особую атмосферу, которая витает в воздухе.

Правда, пруд-то там всего один да и название какое-то странное. Что случилось с другими прудами и почему им дали такое пафосное название ?

Слишком много вопросов и мало ответов, надо разбираться.

А были ли эти пруды грязными?

История неоднозначна, многие факты были искажены пока добрались до наз через несколько веков, поэтому докопаться до правды не всегда так легко, как может показаться на первый взгляд. Известно, что в XVI веке этот водоем (и несколько других, которые не дожили до нашего времени) называли » Поганые болота » или » Поганые пруды «. Существует две популярных теории, почему горожане оскорбляли несчастный пруд. В какую из них верить, решать только тебе.

Читайте также:  Отдых зимой с бассейном с подогревом

Большая помойка

Первая теория заключается в том, что раньше сюда сливали отходы и нечистоты с мясных лавок, которые находились неподалеку. Таким образом, водоем превратился в большую помойку с кучей мусора и запахом гнили.

Понаехавшие

Согласно другой версии пруд вовсе не собирались обижать. Оказывается, что язычников на Руси нередко называли «погаными» , что пошло от латинского «paganus» . А нынешний Чистопрудный бульвар и близлежащие территории как раз в XVI веке заселили иностранцы, которые не принимали христианскую веру.

Кто и когда очистил пруды?

На этом моменте обе наших теории сходятся воедино. В конце XVII века Александр Меншиков велел очистить Поганые пруды , после чего они и получили свое новое название, которое и сохраняют до сих пор. Чистили ли водоем в прямом смысле от мясных отходов или в духовном с привлечением церкви остается загадкой.

Вот мы и разобрались с названием и историей Чистых прудов. Лично я удовлетворила свое любопытство, поэтому надеюсь, что у тебя тоже не осталось вопросов на этот счет.

А к какой из теорий склоняешься ты? Поделись своим мнением в комментариях, мне будет интересно их прочитать.

Если ты дочитал статью до конца, то поставь лайк и подпишись на канал Тайные закоулки Москвы , чтобы не пропустить выход новых не менее интересных статей.

Источник

История названия чистых прудов

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Призрачный корабль его воспоминаний. [entries|archive|friends|userinfo]
[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
История Чистых прудов [May. 15th, 2012|02:14 am]

Чистые пруды – удивительное место! Сколько лет существуют – все время притягивают какие-то действия, плохие и хорошие, позитивные и негативные.

Здесь всегда происходили разные события, мелкие и большие, но всегда исторические.

Прогуляться по Чистым прудам от самого раннего прошлого до нынешних дней, почитать истории и посмотреть много старых фотографий —>

А.М.Васнецов. Основание Москвы

Начнем с того, что именно сюда приезжает Юрий Долгорукий. Именно в этих местах было Кучково поле и поселение боярина Кучки. Здесь и произошла известная всем по учебникам истории трагедия, когда боярин Кучка “не почте великого князя подобающею честию”, за что и был убит, а тело его по одной из версий было сброшено в Поганые пруды, называемые по иронии ныне Чистыми.

По еще одной версии, Погаными пруды названы в честь того, что в дохристианскую эпоху здесь (а, как мы знаем, поселение было в этих местах задолго до появления Долгорукого и Москвы) были языческие капища.

Что интересно, с установкой в 2006 г. памятника Абаю Кунанбаеву язычество опосредованно вернулось на пруды.

Рядом с памятником торчат два степных истукана, напоминанием о некогда стоявших здесь идолах

Еще по одной версии пруды звались Погаными из-за того, что мясники из мясницкой слободы (отсюда и название близлежащей крупной улицы) до самых петровских времен проживали здесь и сливали в пруды отходы своего производства.

Так как же Поганые пруды вдруг стали Чистыми?

Дело в том, что район становился все более престижным, а мясники постепенно покидали его. В конечном итоге, большой надел земли здесь попал в руки сподвижника Петра I, Александра Меншикова, которому, конечно же, не понравилось соседство с Погаными прудами. Меншиков приказал их вычистить и впредь называть Чистыми. Так и повелось. Правда, пруд остался лишь один, да и то сместился на бульвар, изначальные пруды же находились в квартале между Мясницкой и Покровкой.

Но и Меншикову эти владения не принесли счастья, не любят Чистые пруды властьимущих.

До сих пор в Архангельском переулке можно видеть колокольню церкви Гавриила Архангела (Меншикову башню) (вид на Яндекс-панораме).

Башня замысливалась Меншиковым как самая высокая постройка Москвы, выше самого Ивана Великого в Кремле, но когда работы еще не были завершены случилась большая гроза и в недостроенную колокольню ударила молния. Как поговаривали, “на Москве” наказан был “Алексашка” за гордыню, впал в немилось и был сослан. Церковь же достроили уже не при нем. Да и достроили ли? Сделали небольшое завершение всего делов!

По изначальному же плану колокольня должна была выглядеть так:

Но шли времена, менялись властьимущие, а пруды всегда были любимым местом отдыха горожан

Начало 20 века. Каток на Чистых прудах (на заднем плане в лесах Меншикова башня)

Хоккей на Чистых прудах. 1912 г.

Площадка, где сейчас стоит Абай Кунанбаев всегда пользовалась популярностью у детей…

…. была популярна и среди студентов:

В 1912 году, к юбилею, именно на Чистых прудах открыли деревянный павильон для панорамы Бородинской битвы:

Газеты того времени наперебой писали, что за несколько лет до юбилейных торжеств удалось по всей России найти аж двух живых ветеранов и привезти их в Москву.

Сейчас полотно можно видеть на Кутузовском проспекте в павильоне 1960-х

В 1930-х Чистые также были излюбленным местом гуляния москвичей.

Именно на Чистых живет и теряется главная героиня фильма “Подкидыш”.

Здесь можно было покататься на лодке.

А зимой заливали каток. Фото конца 1950-х, начала 1960-х

Здесь снимали множество известных советских фильмов:

“Я шагаю по Москве”

“Место встречи изменить нельзя”

“Белорусский вокзал” (ресторан на Чистых)

О них пел Игорь Тальков

Чистые пруды – это удивительная московская история, здесь она начиналась в древние времена и продолжает делаться и на наших глазах дальше

Источник

Чистые пруды на поганом месте

Если открыть практически любой путеводитель по Москве или заглянуть в учебник по истории города, то несложно найти сведения о том, что Чистые пруды ранее именовались Погаными, а новое название получили после того, как были вычищены по приказу сподвижника Петра Первого «полудержавного властелина» Александра Даниловича Меншикова, отстроившего свое имение неподалеку от них. Однако, несмотря на устоявшуюся традицию, утверждение сие весьма спорное. Как часто бывает, лежавшие в его основе реальные факты за долгие годы обросли большим количеством мифических напластований и превратились в городскую легенду. МОСЛЕНТА выяснила подлинную историю Чистых прудов.

Много вопросов

У внимательного любителя московской старины сразу возникает ряд вопросов. Во-первых, современные Чистые пруды (хотя это один пруд!) довольно далеко от места расположения усадьбы всесильного царского друга, которая стояла на Мясницкой улице, примерно на месте Почтамта. Во-вторых, версия о том, что пруды были загрязнены отходами от мясных лавок, которые традиционно располагались на одноименной улице, не выдерживает критики — за чистотой в первопрестольной следили и в пруд со стоячей водой никто отходы сваливать не позволил бы.

Граф Александр Данилович Меншиков.

И самое главное: на месте Бульварного кольца в петровское время шла крепостная стена Белого города, которая окончательно снесена будет… почти через столетие. И, естественно, пруд на этом месте ранее появиться просто не мог! Между тем точное указание на то, что по приказу Меншикова были очищены некие Поганые пруды, в документах имеется. Так о каких же прудах идет речь? Что за водоемы чистили рабочие по приказу Александра Даниловича? Попробуем разобраться, для чего придется совершить небольшое путешествие в прошлое.

Слобода гастарбайтеров

Местность между Китай-городом и Бульварным кольцом исторически называется Белым городом. Название появилось в конце XVI века после строительства новой линии оборонительных укреплений, состоявших из десятиметровой стены с 27 крепостными башнями, из которых десять имели ворота. Это грандиозное десятикилометровое сооружение было построено в 1585-1593 годах, возведением руководил «государев мастер Приказа каменных дел» Федор Савельевич Конь.

Укрепления начинались у Водовзводной башни Кремля, шли вдоль Москвы-реки, а потом (за нынешним храмом Христа Спасителя) поворачивали по линии современных бульваров. Сложена стена была из белого подмосковного известняка и кирпича, а сверху побелена. Собственно, за цвет сооружение и получило название Белый город. Просуществовала стена до времен Екатерины II. К этому времени она уже утратила свое фортификационное значение, да и обветшала изрядно. В итоге ее надземную часть постепенно разобрали на другие постройки, а по линии разбили бульвары. Фундамент же стены кое-где сохранился, а недавно открытый фрагмент в районе Хохловской площади даже собираются музеефицировать.

Белый город в конце XVIII века.

Белый город изначально нельзя было назвать престижным районом, но на протяжении XVII века он таковым постепенно становился. Москва росла, прежде всего, как административный центр, и быстро увеличивающемуся служилому люду нужно было все больше места. Соответственно, ремесленные слободы отодвигались все дальше от центра, а на их месте появлялись боярские и дворянские домовладения.

Но среди придворных были не только коренные россияне. Хорошо известно, что уже первые Романовы стали активно привлекать на службу иностранцев. Естественно, им нужно было место для житья, а селиться они предпочитали компактно, дабы иметь свой круг общения. Так вот, судя по всему, первая такая замкнутая «слобода гастарбайтеров» появилась именно между Покровкой (позже Маросейкой) и Фроловской (позже Мясницкой).

В XVII веке здесь появился целый район, населенный иностранцами, и, что интересно, именно в отношении него во многих официальных и полуофициальных документах употребляется эпитет «поганый». Но не в принятом сейчас значении «плохой», «зловонный», а в старом понятии иноверец, от латинского paganus – язычник. Христиане Римской империи этим словом называли тех, кто оставался верен старым богам, а в средневековой Руси так именовали всех иноверцев: и армян, и евреев, и католиков с протестантами.

Первым на это обратил внимание весьма уважаемый москвовед Сергей Романюк, он же занялся сбором информации о «поганом урочище». Впервые оно встречается на известном «Сизигмундовом плане», который датируется примерно 1610 годом. Составлен он был Иоганном Готфридом Абелином и аугсбургским гравером Лукой Килианом для польского и шведского короля Сигизмунда III. Так вот в легенде при перечислении конкретных объектов Москвы однозначно указан «Поганый пруд», и располагается он внутри Белого города, между Покровскими и Фроловскими (на пересечении с Мясницкой) воротами.

Сигизмундов план Москвы 1610 года.

А вот свидетельство чеха Иржи Давида, автора записок «Современное состояние Великой России, или Московии», написанных ближе к концу того же XVII столетия: «В первое время по прибытии они (иноземцы) жили в пределах города, где и теперь есть улица, на которой обитают старожилы. Их считали язычниками, отсюда москвитяне и сегодня называют их улицу «Поганый пруд», или улицей язычников. Там у них был и собор». В другом, более раннем описании уточняется, что «к этой общине принадлежало очень много Англичан, Шотландцев и Ирландцев — почти больше, чем Немцев, и большинство из них были военные».

А вот данные переписи 1620 года, где в принятой тогда «русифицированной» манере описаны домовладения этого района: дом «немчина Елисея Возбринкова», «вдовы немки Олены», «торгового немчина Андрея Дюкаря», «торгового немчина Ивана Ульянова», «немчина Кашпира Иванова», «неметцкого попа Юрья Томосова», «немецкаго дьячка Якова Юстрова», «немчина Христофора серебреного мастера», «немчина переводчика Юрья». Известно, что здесь же стоял дом одного из самых заметных членов иноземной колонии — Петра Марселиса, богатого заводчика, владельца первых в России металлургических заводов, а заодно представителя датского короля в Москве. В церемониале его встречи 26 декабря 1643 года боярам предписывалось сопровождать Марселиса «на Поганый пруд, на его Петров двор».

Невыгоняемые

Теперь о локализации пруда. В уже упомянутой «Переписи московских дворов» 1620 года упомянута «церковь храм деревянной Гаврила великого, что на Поганом пруде» и «патриаршая слободка, что на Поганом пруде», для которой упомянутая церковь была приходской. Исходя из более поздних документов, ясно, что это та самая церковь, на месте которой впоследствии Александр Данилович построит новую церковь святого Гавриила, которую мы знаем как Меншикову башню. Значит, пруд был совсем рядом с имением и тогда логика в его очистке новым хозяином становится понятной.

Церковь Архангела Гавриила, Меншикова башня.

Но куда же пропала иноземная слобода на Поганом пруде, почему так мало свидетельств о ней осталось в московской топонимике? Ответ кроется в одном любопытном документе, по форме больше напоминающем донос. В 1643 году священники церквей Никольской в Столпах и Космодамиановской на Покровке, а также еще девять настоятелей местных православных храмов подали царю челобитную следующего содержания (орфография сохранена):

«Немцы на своих дворех близко церквей поставили ропаты (так именовали все не православные храмы), и Руских людей Немцы у себя во дворех держат и всякое осквернение Руским людем от тех Немец бывает, и те Немцы, не дождався Государева указу, покупают дворы в их приходех вновь, и вдовые Немки, и держат у себя в домех всякие корчмы; и многие де прихожане, которые у них в приходех живут, хотят свои дворы продавать Немцом, потому что те Немцы покупают дворы и дворовые места дорогою ценою, перед Рускими людми вдвое и болши, и от тех де Немец приходы их пустеют».

Далее следовала нижайшая просьба:

«Государь бы( . ) велел с тех дворов Немец сослать, потому что они те дворы купили без Государева указу, а впредь в их приходех Немцам дворов и дворовых мест покупати б не велеть, чтоб их приходы от Немец не запустели».

Царь Михаил Федорович подумал-подумал и решил: «дворов и дворовых мест Немцам и Немкам вдовам у Руских людей не покупать, (. ) а ропаты, которые на Немецких дворех близко Руских церквей, велети сломать».

Картина С. Иванова «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».

В 1652 году по указу уже следующего государя Алексея Михайловича не принявшие православие иностранцы должны были покинуть пределы столицы и переехать в пригород, где на берегу Яузы возникла новая «немецкая» слобода, известная нам как Кукуй. Тот самый, где так полюбил бывать Петр — внук царя Михаила Федоровича и сын Алексея Михайловича…

Великий реформатор

Став правителем страны, Петр не изменял своим привычкам. А дорога к Кукую (район нынешнего Лефортово) от центра Москвы шла по Мясницкой улице. Так что выбор Меншиковым места для строительства своего двора был вовсе не случайным. Хитер был Александр Данилович, знал, как заманить дорогого гостя. И колокольню поставил в европейском стиле, столь любимом Петром. Впрочем, это уже другая история.

Итак, Меншиков, видимо, действительно очистил Поганые пруды, но это совсем не те пруды, которые сейчас именуются Чистыми. Он (или они) находились не на бульваре (т.е. за стеной), а ближе к центру, в глубине квартала. Известные же нам Чистые пруды появились существенно позже. Впервые они упоминаются на перспективном плане екатерининской эпохи, как раз связанном с разрушением белогородской стены и устройством бульваров. Там прудов отмечено три, на месте остатков крепостного рва. Когда этот план был реализован, точно не известно, видимо, уже после Отечественной войны 1812 года. Пруд был устроен один, но в памяти народной так и осталось множественное число. После пожара началась и застройка территории вокруг бульвара. Внутренняя сторона считалась более престижной, там располагались в основном дома знати. К сожалению, от них мало что осталось, да и то в основном в переделанном виде. Но традиция гуляний по бульвару и катания на коньках осталась со времен Александра Сергеевича Грибоедова и его тезки Пушкина, бывавшего здесь в усадьбе Пашковых.

Со второй половины XIX века бульвар активно застраивался доходными домами, некоторые из которых сохранились по сей день. А незадолго до Первой мировой войны здесь появилось, наверное, самое популярное здание — бывший кинотеатр «Колизей», унаследованный театром «Современник». Пожалуй, на сегодня это новая идеологическая доминанта бульвара, который из места тихого отдыха и неспешных прогулок все больше превращается в один из культурных центров столицы. Не теряя, впрочем, присущего ему своеобразия.

Источник

Оцените статью