История нашего знаменитого лихого пруда окутана завесой тайны ответ

История нашего знаменитого лихого пруда окутана завесой тайны ответ

Русскую литературу Китая справедливо считают отдельной ветвью богатейшей словесности Зарубежья. В Харбине, Шанхае, Тяньцзине, Пекине, так же, как и в западной диаспоре, издавались русские книги самого разного содержания — от записок военного летчика до математического трактата. Выходили воспоминания, дневники, исторические исследования, политические брошюры, детективные романы, оккультные сочинения, любовные повести, сборники рассказов, книжки для детей, отечественная классика, очерки писателей-натуралистов, работы по востоковедению. И как везде в русском рассеянии — многочисленные сборники стихотворений. «В 20-е — 40-е годы в Харбине и Шанхае было издано около 60 поэтических сборников», — писала исследовательница культуры русского Китая Е. Таскина[1]. Уточним: за тридцать лет (1918–1947) их вышло в три раза больше — авторских и коллективных, талантливых и посредственных, заслуживших известность и оставшихся в тени. При этом некоторые талантливые поэты не сумели или не успели издать ни одного поэтического сборника. Литературоведам еще предстоит собрать и выпустить стихи Г. Гранина, М. Коростовец, И. Лесной, Н. Петереца, С. Сергина, Н. Щеголева. До эмиграции опубликовал во Владивостоке свой единственный сборник «Стихи таежного похода» Леонид Ещин; то, что он написал за семь лет жизни в Харбине, отдельным изданием никогда не выходило.

Пишущих стихи, как и везде в русском рассеянии, было много: поэтов, конечно, раз в тысячу меньше. Наша антология включает 58 поэтов. При менее строгом подходе имен набралось бы больше. Но слишком легко соскользнуть в сомнительную сферу, где краски меркнут, где разбросаны искусственные цветы, а сама суть понятия «антология» (в буквальном переводе — букет цветов) обессмысливается. Много или мало 58 поэтов на эмиграцию количеством от ста до четырехсот тысяч согласно двум крайним исчислениям? Во всяком случае, словесности русского Китая хватило бы для создания не слишком бедной литературы какой-нибудь богатенькой страны. Примечательно, что и В. Перелешин пришел примерно к той же цифре. «…Мне известно, — писал он, — около шестидесяти имен поэтов, как пользовавшихся широким признанием в дальневосточных центрах русского рассеяния — Харбине, Шанхае, Тяньцзине и Пекине, так и малоизвестных и оставшихся вовсе незамеченными»[2].

Могут ли ввести в заблуждение миниатюрные тиражи поэтических книг? Число экземпляров несмеловского «Полустанка» и «Песен земли» Н. Резниковой — 150. По 200 экз. издавал свои первые книги В. Перелешин («В пути», «Добрый улей», «Звезда над морем»). Посмертная книга Нины Завадской «Светлое кольцо» выдержала тираж в 350 экз., а «Желтая дама» М. Спургота — 375. Цифры типичные. Нетипичным был пятисотенный тираж «Стихов» Ю. Крузенштерн-Петерец. Но и это далеко до рекорда, принадлежащего популярному С. Алымову: 1200 экз. его «Киоска нежности». В первые годы пореволюционной эмиграции Алымов слыл кумиром харбинской молодежи, и тираж его «Киоска» был рекордным. Если Алымов на том фоне — тучная гипербола, то Лев Гроссе — тощая литота. Его «Мысли сердца» вышли «в количестве пятидесяти нумерованных экземпляров, из коих лишь двадцать пять поступило в продажу». А ведь тиражи в этой затонувшей «Атлантиде», или, как писал Несмелов, «в затонувшей субмарине», вполне соответствует тиражам поэтических сборников в сегодняшней России при соотношении населения 1 к 300, а может, 1 к 1000. Благодарный читатель у «китайских» поэтов был. Поэтические вечера хорошо посещались; случалось, что чтение стихов проходило в переполненном зале, стульев не хватало, люди стояли у стен, собиралось до тысячи слушателей. Стихи заучивали наизусть, переписывали в заветные тетрадки, читатели радовались, когда находили имя любимого поэта в журнале.

Журналов, относительно стабильных либо вполне эфемерных, существовало так много, что и до сих пор не все они описаны. В начале двадцатых годов возникли и быстро ушли в небытие «Дальневосточный прожектор», «Студенческая жизнь», «Даль», «Китеж», «Фиал» — все они окончились на первом выпуске. Открывались и закрывались более стабильные «Гонг», «Вал», «Баян», «Маяк», «Родная нива». Рекорд принадлежал «Новостям жизни» — вышло по крайней мере 57 номеров[3]. Сравнительно долго выходил «Дальневосточный синий журнал» (30 номеров). Первым ежемесячником стал харбинский журнал «Окно»; в нем можно найти стихи живших тогда во Владивостоке футуристов С. Третьякова и Н. Асеева, а также В. Марта, С. Алымова, Вс. Иванова, поэму А. Несмелова «Смерть Гофмана», «Стихи императора Юань Хао-сянь» в переводе М. Щербакова. Но читатель отреагировал вяло, и «Окно» на втором номере захлопнулось.

В газетах тоже порой находим стихотворения местных поэтов (впрочем, и газеты учтены библиографами не все). В одном только 1922 г. в Харбине выходило 60 периодических изданий, в 1923-м — 53 и столько же в 1925-м. Современный китайский исследователь Дяо Шаохуа называет такое обилие «редким явлением в истории мировой журналистики»[4]. О расцвете печатного дела свидетельствует, например, факт издания в Шанхае тридцатых годов четырех ежедневных русских газет одновременно. Не в каждой стране, где находила приют эмиграция, издавался толстый литературный журнал. В Китае такой журнал возник уже в 1920 г. Назывался он «Русское обозрение»; в нем, в частности, печатались стихи А. Несмелова, А. Паркау, Т. Баженовой. «Русское обозрение» — не единственный толстый журнал, был и «Понедельник», в котором появилась поэма А. Несмелова «Через океан», впоследствии вышедшая отдельным изданием. Русский Китай мог позволить себе даже литературную газету — редкость из редкостей в эмиграции. Называлась газета «Молодая Чураевка», а с 27 декабря 1932 г. просто «Чураевка». Журналов насчитывают около 170, называют и цифру 200. В отличие от литературной молодежи Запада харбинским поэтам было где печататься.

Общий культурный уровень диаспоры превышал дореволюционный среднероссийский. В эмиграцию хлынули образованные классы, процент читающей публики был высок. Литературные произведения различных жанров находим в еженедельных и ежемесячных, в казачьих и детских, военных и железнодорожных, в младоросских и в русско-еврейских журналах. На этом пестром фоне высится «Рубеж». За годы его существования (1927 — август 1945) вышло более 860 номеров — рекорд жизнестойкости. «Рубеж» имел читателей во многих уголках Китая, посылался он в Японию, в Корею и в другие страны, практически повсюду, где обосновалась эмиграция. Являясь коммерческим изданием, тематически и в жанровом отношении «Рубеж», казалось, был всеядным. Все, что редакции представлялось сенсационным, интригующим, вызывающим интерес читателя, шло в печать. В каждом номере появлялось шесть-семь, а то и больше стихотворений. Здесь часто печатался Арсений Несмелов, лучший из поэтов дальневосточного Зарубежья. Здесь начал свой творческий путь Валерий Перелешин. «Рубеж» гостеприимно открыл двери поэтическому содружеству «Чураевка». Все участники этого кружка печатались в «Рубеже». Перечень авторов «Рубежа» представляет собой поистине «кто есть кто» в литературе русского Китая.

И еще выходили альманахи — «Костер порыва», «Сунгарийские вечера» и др. Первый поэтический коллективный сборник «Арс» появился в 1920 г., когда пореволюционнная эмиграция еще распаковывала чемоданы. Последний сборник вышел в Шанхае в 1946-м, когда, со вступлением Смерша в Маньчжурию, невозможно было и помыслить о свободном издательском деле в Харбине. Этот последний коллективный сборник — «Остров» — лебединая песнь дальневосточной диаспоры. Культурнейший из альманахов, шанхайские «Врата», публиковал произведения разных жанров. Оба выпуска открывались подборками стихотворений; их авторы: Т. Андреева, Т. Баженова, К. Батурин, Б. Волков, Л. Ещин, Вс. Иванов, А. Казанский, А. Несмелов, В. Обухов, М. Щербаков, В. Янковская — именно те поэты (кроме Казанского), которые вошли в нашу антологию. Средоточием собственно поэзии явились коллективные сборники. Два из них — «Семеро» и «Излучины» — издал известнейший кружок дальневосточных поэтов «Чураевка».

Читайте также:  Известь для пруда с рыбой норма

Источник

Результаты всероссийских проверочных работ: интерпретация, выводы и рекомендации

Одной из важнейших задач образовательной политики в нашей стране, решаемой на протяжении последних лет, стало создание общероссийской системы оценки качества общего образования, включающей независимые объективные формы оценки и контроля. «Наличие действенных механизмов оценки качества и подотчетности – необходимый атрибут развитых национальных систем образования в современном мире. Мониторинг процессов и результатов образования на всех уровнях – условие эффективного управления, основанного на данных».
Общероссийская система оценки качества общего образования осуществляет свою деятельность по двум направлениям:
· оценка качества образовательных результатов (качества подготовки обучающихся, их учебных достижений);
· оценка деятельности образовательных организаций, включающей в том числе оценку условий реализации образовательного процесса.
В последнее время в Российской Федерации начала активно складываться обобщенная оценка образовательных достижений обучающихся – международные, национальные, региональные и муниципальные исследования, которые используются для оценки эффективности деятельности образовательных организаций, выявления системных проблем в реализации общеобразовательных программ.
На основании приказов № 104 от 7 февраля 2019 года и № 84 от 29 января 2019 года Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) в образовательных организациях были проведены Всероссийские проверочные работы (далее – ВПР) для выпускников начальной школы.
С одной стороны, ВПР осуществляют мониторинг результативности реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), способствуют становлению и развитию единого общероссийского образовательного пространства. С другой – используются для независимой оценки качества освоения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО), позволяют активно корректировать и совершенствовать, наращивать и расширять веер инновационных педагогических технологий, форм и методов работы учителя начальных классов.
Особо важной, на наш взгляд, является возможность ВПР в оценке уровня достижения планируемых результатов ООП НОО: как предметных (обеспечивается в рамках самообследования и функционирования внутренней системы оценки качества образования образовательной организации), так и метапредметных результатов, формирования и развития универсальных учебных действий (далее – УУД) младших школьников:
Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
ВПР носят диагностический характер и проводятся с использованием федерального банка заданий в строгом соответствии с требованиями ФГОС НОО, содержанием примерной ООП НОО, учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в соответствии с отечественными традициям преподавания учебных предметов. Для оценки индивидуальных достижений обучающихся на уровне начального общего образования в структуре ВПР используются задания из открытого банка НИКО (Национальное исследование качества образования), позволяющие объективно судить об уровне достижения значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования.
Решение об участии в ВПР отдельного обучающегося образовательная организация принимает самостоятельно. Результаты ВПР оцениваются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с критериями. Рособрнадзор настоятельно не рекомендует выставление отметок по итогам выполнения заданий ВПР в журнал учета успеваемости обучающихся начальной школы.
В 2019 году для организации, сопровождения и анализа результатов ВПР Рособрнадзор определил новую электронную платформу – ФИС ОКО (https://fisoko.obrnadzor.gov.ru/).
В 2019 году, по данным Рособрнадзора, в ВПР приняли участие:

Предмет Российская Федерация (чел.) Республика Башкортостан (чел.)
Окружающий мир 1538335 47640
Математика 1548189 48005
Русский язык 1536144 47534

Обратимся к аналитическим данным по итогам выполнения заданий ВПР, позволяющим судить об уровне достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО и примерной ООП НОО[1].
Диаграмма 1

«Окружающий мир»
Как следует из диаграммы 1, относительно невысокую результативность при выполнении ВПР по предмету «Окружающий мир» младшие школьники продемонстрировали в группе заданий 3, 6, 9 и 10.
Основой задания 3 является карта материков Земли / карта природных
зон России и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из этих материков.
Задание 3. Рассмотри карту России. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.
3.1. Запиши название каждой природной зоны в отведенное для этого поле. (Позволяет оценить уровень овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
3.3. Какие из этих организмов можно встретить в естественной среде (не в зоопарке и не в ботаническом саду) на территории природной зоны А, а какие – природной зоны Б? Запиши номера фотографий с изображением этих организмов в таблицу под соответствующими буквами. (Позволяет оценить уровень овладения логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. Умение использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе.)
Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Вторая часть задания требует сделать вывод на основе проведенного опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения.
Задание 6. Катя проводила опыт с растворимостью соли в воде. Чтобы выяснить, влияет ли количество соли на скорость ее растворения, она взяла три прозрачных стакана объемом по 200 мл каждый и наполнила их водой температурой 40 °С. В первый стакан она насыпала одну чайную ложку соли; во второй – две чайные ложки, а в третий – три чайные ложки. Все стаканы она оставила на столе и стала наблюдать за растворением в них соли.
6.2. Какие измерения и сравнения нужно провести Кате, чтобы определить, как количество соли влияет на скорость ее растворения? (Позволяет оценить умение вычленять содержащиеся в тексте основные события; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака.)
6.3. Если бы Катя захотела выяснить, влияет ли количество воды в стакане на скорость растворения соли, с помощью какого эксперимента она могла бы это сделать? Опиши этот эксперимент. (Позволяет оценить умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.)
Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры. Задание также предполагает проверку умения обучающихся анализировать информацию и переводить ее из текстовой в цифровую форму.
Задание 9. 21 ноября в мире отмечается Всемирный день телевидения. Обведи эту дату в календаре 2020 года.
9.3. Как ты думаешь, почему просмотр телевизионных передач вызывает большой интерес и детей, и взрослых? Напиши ответ объемом до пяти предложений. (Позволяет оценить умение осознанно излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.)
Задание 10 позволяет проверить знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы.
Задание 10.
10.2. Чем наиболее известен твой регион? Какие звери встречаются в природе твоего региона (укажи не менее трех зверей)? Опиши одного из этих зверей. Чем питается этот зверь? (Позволяет оценить уровень сформированности основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описывать достопримечательности столицы и родного края; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.)
Вывод-рекомендация: результаты выполнения заданий ВПР по предмету «Окружающий мир» указывают на необходимость совершенствования работы учителя начальных классов по освоению школьниками:
· начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
· доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
· умения работать с географической картой и планом (материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте).
Диаграмма 2

Читайте также:  Руководство по строительству бассейна


Как следует из диаграммы 2, сравнительно невысокую результативность при выполнении ВПР по предмету «Математика» младшие школьники продемонстрировали в группе заданий 8, 9, 10 и 12.
Задание 8 позволяет проверить умение решать текстовые задачи в три-четыре действия, при этом необходимо выполнить действия, связанные с использованием основных единиц измерения величин (длина, вес).
Задание 8. На изготовление одного пододеяльника требуется 4 м 90 см полотна, а на одну наволочку – 70 см полотна. Всего было израсходовано 70 м полотна. Пододеяльников сшили 10 штук. Сколько сшили наволочек? Запиши решение и ответ. (Позволяет оценить умение решать текстовые задачи. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр.)
Задание 9 связано с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы) и позволяет оценить уровень овладения основами логического и алгоритмического мышления.
Задание 9. У Даши есть конфеты: 3 шоколадные, 4 карамели, 5 ирисок и 6 трюфелей. Даша хочет разложить все конфеты в несколько пакетиков так, чтобы ни в одном пакетике не было двух одинаковых конфет, и чтобы во всех пакетиках конфет было одинаковое количество.
9.2. Даша разложила все конфеты в шесть пакетиков, причем конфет во всех пакетиках одинаковое количество и ни в одном пакетике нет двух одинаковых конфет. Сколько получилось пакетиков, в которых есть и карамель, и ириска, и трюфель? (Позволяет оценить овладение основами логического и алгоритмического мышления; умение интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы.)
Задание 10 проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию, представленную в виде текста, строить связи между объектами.
Задание 10. Краевед написал очерк о происхождении некоторых названий в его родном городке. История нашего знаменитого Лихого пруда окутана завесой тайны. Откуда пришло название пруда, доподлинно неизвестно. Историк пишет, что рядом с прудом на перекрестке двух главных дорог – Медного шоссе и широкой Рудной улицы – когда-то был постоялый двор, где ночевали купцы, везущие в столицу медную руду и слитки. Иногда на купцов здесь нападали лихие люди – разбойники. От этого якобы происходит название пруда и улочки Лиховки, которая наискосок отходит от Медного шоссе, пересекает улицу Замковую, затем Змеиную и заканчивается на перекрестке с улицей Крайней.
Название Змеиной улицы говорит само за себя – улочка узкая и извилистая, виляет из стороны в сторону. Имя Крайней улицы тоже объяснить несложно – она примыкает к Медному шоссе на самом краю городка. Но вот название улицы За́мковой вызывает немало вопросов. Не было никогда в нашем краю за́мков. Наиболее правдоподобная версия – улица прежде называлась Замко́вой, но затем ударение сместилось на первый слог. В пользу этой версии говорит то, что в XVIII веке на перекрестке Замковой и Змеиной стояла кузница.
Прочти очерк и рассмотри план городка. Пользуясь описанием, которое дал краевед, напиши названия всех улиц и шоссе на плане. (Позволяет оценить овладение основами логического и алгоритмического мышления, собирать, представлять, интерпретировать информацию.)
Задание 12 проверяет умение решать текстовые задачи в три-четыре действия.
Задание 12. Бабушка решила разделить пряники между внуками поровну. Она подсчитала, что если бы пряников было на 14 штук больше, то их можно было бы разделить поровну. А если бы пряников было на 5 штук больше, то после деления поровну осталось бы два лишних пряника. Сколько у бабушки внуков? Запиши решение и ответ. (Позволяет оценить овладение основами логического и алгоритмического мышления; умение решать задачи в три-четыре действия.)
Вывод-рекомендация: результаты выполнения заданий ВПР по предмету «Математика» указывают на необходимость систематизации работы учителя начальных классов по формированию и развитию:
· начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений;
· логических действий сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
· умения оперировать знаково-символическими средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных (текстовых) и практических (жизненных) задач.
Диаграмма 3
«Русский язык»


Как следует из диаграммы 3, традиционно невысокие результаты при выполнении ВПР по предмету «Русский язык» младшие школьники продемонстрировали в группе заданий 1, 6 и 15.
Задание 1 проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнениезадания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.
Задание 1. Запиши текст под диктовку.
Раннее утро. На траве лежит роса. Над озером Долгим повис туман. В камышах застыли с удочками рыбаки.
Птички качаются на тонких ветвях деревьев. Их чудесные песни торопят восход солнца. И вот ивы и камыши окрасились в нежный розовый цвет. В озере вдруг сильно ударила щука. По воде побежали круги.
Первый солнечный луч упал в озеро. Остались от тумана только белые клочья. Рыбаки поднялись и пошли домой.
На берегу озера спит деревня. Подал голос первый петух. Его крик разбудил деревенских жителей.
(80 слов)
(Позволяет оценить умение записывать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.)
В задании 6 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения (общеучебные и коммуникативные УУД) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Прочитай текст и выполни задания.
Горы бывают разными: высокими и не очень, древними и достаточно молодыми. Но в России есть совершенно уникальные горы, которые пересекают страну с севера на юг и делят ее на две части: европейскую и азиатскую. Это Уральские горы – самая древняя горная цепь нашей планеты. Название гор на башкирском языке означает «каменный пояс». Много веков назад тем, кто подходил к Уралу с востока или запада, эти горы казались поясом, перехватившим большую равнину.
Урал поражает неповторимой природой, которая в некоторых местах сохранилась почти нетронутой. Часть Урала на юге называют голубым ожерельем России: именно здесь очень много озер с прозрачной водой. Урал прославился и своими дивными реками. Они удивительны тем, что одни впадают в Каспийское море на юге, другие – в Карское на севере. Чусова́я – единственная река, которая пересекает Уральские горы.
Уральские горы – настоящая кладовая нашей планеты. Здесь добывают около 50 химических элементов из 105 известных человеку сегодня. Наши предки говорили: «Урал – золотое дно, серебряная покрышка». Много секретов хранят Уральские горы, но открывают их только тем, кто по-настоящему полюбит этот диковинный край.
(По С. Гориной)
Задание 6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. (Позволяет оценить умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять тему и главную мысль текста.)
Задание 15 предполагает адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (общеучебные и коммуникативные УУД); умение на основе данной информации (содержание пословицы) и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы (предметное коммуникативное умение, логические УУД), способность строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения); задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные УУД), осознания эстетической функции русского языка (личностные результаты).
Задание 15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Ученье – свет, а неученье – тьма. (Позволяет оценить умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.)
Вывод-рекомендация: результаты выполнения заданий ВПР по предмету «Русский язык» указывают на необходимость усиления работы учителя начальных классов по овладению выпускниками начальной школы:
· первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
· жанрами письма и поздравления, записки и другими небольшими текстами для конкретных ситуаций общения;
· умением создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы.
В процентном соотношении успешность выполнения выпускниками начальной школы заданий ВПР выглядят следующим образом:

Читайте также:  Как сделать бассейн для утки
Российская Федерация (%) Республика Башкортостан (%)
«2» «3» «4» «5» «2» «3» «4» «5»
Окружающий мир 0,9 20,2 55,6 23,3 0,5 19,3 57,8 22,4
Математика 2,4 18,6 43,5 35,5 1,3 18,3 42,5 37,9
Русский язык 4.6 25.8 46.9 22.7 3 26.3 47 23.7

Анализ полученных результатов позволяет указать на ряд причин, препятствующих успешному выполнению выпускниками начальной школы заданий ВПР в 2019 году:
· наличие серьезных пробелов в базовых предметных и межпредметных понятиях, отражающих существенные связи и отношения между объектами, процессами и явлениями;
· низкий уровень логического (анализ, синтез сравнение) и алгоритмического мышления, умения классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, прогнозов и выводов, отнесения к известным понятиям;
· отсутствие уверенных навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
· дефицит умения излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, выбирать адекватные языковые средства и осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, самостоятельно составлять тексты в устной и письменной формах.
Подводя общий итог, отметим тот факт, что результаты выполнения заданий ВПР младшими школьниками 2016 – 2019 гг. акцентируют внимание учителей начальных классов на системных недостатках и образовательных недочетах младших школьников. Интерпретация результатов ВПР в 2019 года позволяет дать оценку сложившихся тенденций и трендов, формирует новые профессиональные вызовы, преодоление которых является важнейшим условием для поступательного развития системы начального общего образования в средне- и долгосрочной перспективе.

С.С. ПИЧУГИН,
кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, г. Москва

1. Всероссийские проверочные работы – 2018: письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 05-11 от 17 января 2018 года [

Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. – URL: http://obrnadzor.gov.ru/ru/docs/documents/ (дата обращения: 01.08.2019).
2. Всероссийскими проверочными работами (ВПР) и Национальными исследованиями качества образования (НИКО): брошюра Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. – URL: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/Broshura_VPR_NIKO.pdf – 20 с. (дата обращения: 01.08.2019).

[1]Вычисляется как отношение (в%) суммы всех набранных баллов за задание всеми участниками к произведению количества участников на максимальный балл за задание.

Источник

Оцените статью