Исаака левитан заросший пруд

Заросший пруд (картина Левитана)

«Заросший пруд» — картина русского художника Исаака Ильича Левитана.

Время создания: 1887 год [1] .

Существует два варианта картины [2] .

Содержание

[править] История создания

Картина Левитана «Заросший пруд» явно перекликается с одноименной картиной художника Василия Дмитриевича Поленова, ставшего педагогом Левитана. Левитан этого не только не скрывает, но и подчеркивает — и названием, и композицией своего полотна, и главенствующим зеленым цветом, и контрастирующим с зеленым нежно-голубым цветом — неба.

Тематика этого произведения возникла давно. Началось с того, что в апреле 1879 г. в Москве в помещении московского Училища живописи проходила 7-я выставка художников-передвижников [2] , где студент Левитан, учащийся Училища живописи увидел картину «Заросший пруд» В. Д. Поленова. Картина поразила не только начинающего художника И. Левитана, она пользовалась на выставке огромным успехом.

В декабре того же года студент Исаак Левитан представил на ученической выставке свою работу «Заглохший пруд», явно навеянную картиной учителя [2] .

Однако дело только одной ученической работой не кончилось. Успех лиричной картины-элегии Поленова «Заросший пруд» оказался настолько огромным, что тема заросшего пруда стала у русских художников второй половины 19 века не просто популярной, а даже вошла в моду [2] . Появилось немало прудов в русском живописном искусстве.

Вдохновение, навеянного поленовским полотном, не обошло и Левитана [3] , вернувшегося к этой тематике.

В 1887 году Исаак Левитан создал свою картину с таким же названием — «Заросший пруд», причем Левитан создал два варианта [2] .

[править] Сюжет

Как уже было сказано, картина Левитана подчеркивает свою связь с полотном Поленова. Как и у Поленова, на холсте Левитана главенствует зеленый цвет. Чудесная умиротворенная тишина русской природы, застывшая на полотне, вся соткана из оттенков зеленого цвета [3] . Застывшая вода пруда, проступающая сквозь зелень кувшинок и водяную поросль, точнейшим образом передает отображение склонившейся ивы, стволов деревьев, прибрежной осоки… Вся картина пронизана тихим покоем [3] .

Но если у Поленова в такую же тишину гармонично вплетается светлая женская фигура, ставшая такой же частью природы, то у Левитана на полотне живет только одна природа — вода, растительность и контрастирующие с зеленью маленькие вкрапления светлого неба наверху. Левитан словно еще больше приблизил изображение к естественному началу.

[править] Варианты

Как уже было сказано, И. И. Левитан создал два варианта картины.

Один (холст, масло; 35 x 51 см) — изображает недвижимую гладь пруда, которую замыкают вдали группы деревьев и кустов, растущих на берегу. Некоторые искусствоведы считают этот холст этюдом к основному полотну художника [4] . Однако по выразительности и завершенности можно сделать вывод об отдельном произведении. Это полотно находилось в собрании В. Е. Шмаровина; ныне его местонахождение: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская область [2] [4]

Читайте также:  Пансионаты штормового с бассейном

Второй вариант (холст, масло; 42 x 66 см) — считается основной картиной и представляет собой менее статичный и более контрастный пейзаж; деревья на этом холсте максимально приближены к пруду и нависают над ним [2] . Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург [2] .

Источник

Заросший пруд Исаак Ильич Левитан (1860-1900)

Навигация по альбому: Ctrl Ctrl

Лучшие работы современных авторов

КОММЕНТАРИИ: 1 Написать Ответы

ПРАВДА ПРУДА
1
Пруд с гладкою густой водой.
Поверхностное напряженье
Не испугает глубиной –
А ныне нету в пруд вторженья.

И на зелёных берегах
Стоишь, глядишь на воду – воду,
Где ветер в новых письменах
Опишет славу и свободу.

Оливковый мерцает цвет,
И, серой полосой пронзённый,
Закату должен дать ответ –
Его не слышишь, поражённый.

Мелькают быстро письмена:
Вон изумрудная полоска
Возникла – и сокращена,
Хотя на миг блеснула броско.

Вот пара жёлтых лоскутов,
Истреплются довольно скоро.
Вода мудра. Не надо слов,
Что часто сыплем формой сора…

2
Закат на теле пруда тексты
Зигзагами горазд писать.
Вон камыши. Насколь им тесно?
Любой камыш легко сломать.

Зигзаги, дуги расписные –
Картинки покрывают пруд.
И я бы знаки непростые
Расшифровал – да сложен труд.

3
У берега вода прозрачно желтела, и слоистое дно казалось укрытым прозрачной тканью. Пруд вечером был особенно тих, и покоем, умиротворением веяло от него…Лёгкая рябь письменами покрывала его поверхность, и там, где шли эти письмена, пруд играл цветом, будто освещённый изнутри, и тёмно-оливковая полоса, прореженная белыми лоскутками, переходила в синевато-фиолетовый пласт, который сменялся насыщенным кадмием. Камыши на противоположном берегу стояли стражей; и сумеречные тени раскидывали петлистые сети на траве.
Пруд собственного сердца отвечал пруду природы тонкой вибрацией.

4
Можешь дойти до Тибета,
И там откроют тебе
Третий глаз – только это
Не дадено по судьбе.

Видишь лишь то, что видишь –
Сереющий вечером пруд.
Ноги о траву вытрешь,
Если купался тут.

А не купался! – просто
Смотришь на воду ты,
Реагируешь остро
На оттенки её красоты.

Жёлтый, оливковый, белый.
А Тибет далеко –
Всё знающий, мудрый, зрелый…
Мудрость обресть не легко…

Источник

Описание картины Исаака Левитана «Заросший пруд»

Главной темой творческой работы Левитана является русская природа во всей ее полноте и многообразии. Свою знаменитую картину «Заросший пруд» он написал в 1887 году, и находится она в Государственном Русском музее. На создание такого колоритного, глубокого произведения живописи вдохновило полотно с аналогичным названием, которое было написано его любимым учителем Василием Дмитриевичем Поленовым. Картина «Заросший пруд» проникнута чувством искренней любви к природе. Все оттенки зелени мастерски сплелись в одно целое, передавая особую атмосферу интима и своеобразного уюта. Отсутствуют резкие переходы красок. Все гармонично и уравновешенно. Картина красивая и лиричная. Перед нами заросший осокой пруд. Над ним склонились ивы, которые, как в зеркале, отражаются в водной глади. Местами пруд подернут ряской. В просветах между деревьями виднеется небо: бледно-голубое с белыми легкими облаками. Солнце нежно золотит траву и кроны деревьев. Сам водоем наполнен прохладой. Глядя на это изображение, хочется оказаться на берегу этого заброшенного пруда, под тенью деревьев, ощутить легкий запах зеленой травы, свежесть воды.

Читайте также:  Насос от бассейна для пруда

В картине передан мотив уединения. Над заросшим прудом царит безмолвие и неподвижность. Как будто каждый листок, каждая травинка опустилась в приятную дремоту. Картина вызывает глубокие раздумья, ощущение легкой грусти. Все детали в картине говорят нам о таланте Левитана. Он полноценно и убедительно выражал на холсте удивительные откровения, доселе никем не замеченные в природе. В каждой своей картине художник показывал душу русской природы, каждому его творению свойственна красота и поэтичность. Произведения Исаака Левитана просты и легки для восприятия. Они воспитывают в нас умение понимать и любить природу.

Источник

Исаак Ильич Левитан » Малоизвестные картины, пейзажи » Заросший пруд

Заросший пруд

Михаил Нестеров об Исааке Левитане:

«Говорить о Левитане мне всегда приятно, но и грустно. Подумать только: ведь он был лишь годом старше меня, а я как-никак еще работаю. Работал бы и Левитан, если бы «злая доля», ранняя смерть не отняла бы у нас, всех знавших и любивших его, всех старых и новых почитателей его таланта, — чудесного художника-поэта. Сколько дивных откровений, сколько не замеченного никем до него в природе показал бы людям его зоркий глаз, его большое чуткое сердце. Левитан был не только прекрасным художником — он был верным товарищем-другом, он был настоящим полноценным человеком. » читать далее »

А.А. Федоров-Давыдов об Исааке Левитане:

«Исаак Левитан — один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи. » читать далее »

Александр Бенуа об Исааке Левитане:

«Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии, является безвременно умерший Левитан. В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление же «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог. » читать далее »

«Левитан понял, как никто, нежную, прозрачную прелесть русской природы, ее грустное очарование. Живопись его, производящая впечатление такой простоты и естественности, по существу, необычайно изощренна. Но эта изощренность не была плодом каких-то упорных усилий, и не было в ней никакой надуманности. Его изощренность возникла сама собой — просто так он был рожден. До каких «чертиков» виртуозности дошел он в своих последних вещах! Его околицы, пристани, монастыри на закате, трогательные по настроению, написаны с удивительным мастерством.» ( Головин А.Я. )

Читайте также:  Инструкции по технике безопасности для бассейна

Источник

«Spasibo»: главными на Sotheby’s стали две картины Левитана

Russian Art Week

Исаак Левитан. Заросший пруд, 1887-1888 / фото Sotheby’s

Самыми дорогими произведениями искусства прошедших сегодня в Лондоне русских торгов Sotheby’s стали две картины Исаака Левитана. По одинаковой цене в £908,750 на аукционе были проданы пейзаж «Лето» (1891) и «Заросший пруд» (1887-1888).

«Заросший пруд» Исаака Левитана последний раз появлялся на торгах Christie’s в Женеве больше двадцати лет назад. Аукцион Sotheby’s выставил пейзаж с эстимейтом в £450,000 — £650,000. Известно, что холст Левитана вдохновлен одноименной картиной его наставника Василия Поленова. Существует два варианта полотна. Первый находится в Государственном музее-заповеднике В.Д. Поленова и считается рядом исследователей этюдом к произведению. Второй называют основной картиной, холст находится в Русском Музее Санкт-Петербурга. Представленная на торгах в Лондоне работа являет собой переработанный пейзаж петербургского варианта «Заросшего пруда». Картина была показана зимой 1932 года на выставке русской живописи в Риге, где ее приобрел известный русский коллекционер и эмигрант Лео Масковский.

По такой же цене был продан пейзаж Исаака Левитана «Лето» (1891). Он был написан художником в деревне Затишье Тверской губернии, куда он прибыл в мае 1891 года вместе со своей спутницей, художницей Софьей Кувшинниковой. В июне 1891 года из Затишья Левитан отправляет Чехову письмо с такими словами: «С переменой погоды стало здесь интересней, явились довольно интересные мотивы». В это самое время, в селе Берново, в имении Анны Вульф живописец создает одно из знаменитых своих произведений — картину «У омута». Вместе с картиной «Лето» пейзаж экспонировался на 20-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1892-1893 годах в Санкт-Петербурге и Москве. Эксперты оценивали картину в £1,000,000 — £1,500,000.

«Ночь в Кремле накануне коронования царя Михаила Федоровича» (1914) Константина Юона продана за £728,750. Вдохновенно коллекционеры приняли картину Константина Коровина «После бала» (1917) — при эстимейте в £100,000 — £150,000 лот ушел с молотка за £272,750. «Женщины, купающиеся под ивами» (1922) кисти Петра Кончаловского обрели нового владельца за £488,750 при первоначальной оценке в £180,000 — £250,000. Самым дорогим полотном Ивана Айвазовского стала картина «Повозка с быками на берегу» (1868), ушедшая за £320,750. «Портрет Юрия Репина на фоне Неаполитанского залива», написанный Ильей Репиным в 1894, продан за £764,750. «Вид Венеции» Алексея Боголюбова — £500,750. «Вид из мастерской художника» (1947) Александра Дейнеки — £248,750. Авангардный рисунок 1929 года Николая Суетина «Красная и черная композиция» при оценочной стоимости в £6,000 — £8,000 ушел за £52,500. Волнительным моментом аукциона стала продажа розового натюрморта Юрия Анненкова «Розы и гвоздики на розовом фоне». При эстимейте в £5,000 — £20,000 картину приобрели за £97,500.

Источник

Оцените статью