Иртыш обский артезианский бассейн

Западно-Сибирский артезианский бассейн

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Западно-Сибирский артезианский бассейн» в других словарях:

Бассейн — получить на Академике действующий промокод OBI или выгодно бассейн купить со скидкой на распродаже в OBI

Западно-Сибирский артезианский бассейн — крупнейший в мире артезианский бассейн. Pасположен на терр. РСФСР (Tюменская и Oмская обл., частично Cвердловская, Челябинская, Hовосибирская, Tомская обл., Kрасноярский край) и Казах. CCP (Cев. Казахстанская обл., частично Kустанайская,… … Геологическая энциклопедия

Западно-Сибирский артезианский бассейн — Западно Сибирский артезианский бассейн, крупнейший в мире. В пределах России (Тюменская и Омская области, частично Свердловская, Челябинская, Новосибирская, Томская области и Красноярский край) и Казахстана. Площадь около 3 млн. км2.… … Словарь «География России»

Артезианский бассейн — (a. artesian basin; н. artesisches Becken; ф. bassin artesien; и. cuenca artesiana) бассейн подземных вод, приуроченный к отрицат. геол. структуре (синеклизе, мульде, прогибу, межгорн. впадине), содержащей напорные пластовые воды. Cостоит … Геологическая энциклопедия

АРТЕЗИАНСКИЙ БАССЕЙН — бассейн подземных вод, приуроченный к отрицательной, геологической структуре (синеклизе, мульде, прогибу, межгорной впадине), содержащей напорные пластовые воды. Крупные артезианские бассейны в Российской Федерации Западно Сибирский, Московский … Большой Энциклопедический словарь

артезианский бассейн — бассейн подземных вод, приуроченный к отрицательной геологической структуре (синеклизе, мульде, прогибу, межгорной впадине), содержащей напорные пластовые воды. Крупные артезианские бассейны в России Западно Сибирский, Московский. * * *… … Энциклопедический словарь

Артезианский бассейн — (бассейн артезианских вод), напорные подземные воды, заключённые между водонепроницаемыми пластами. Название от французской провинции Артуа, где эти воды использовались ещё в 12 в. Представляет собой значительный по размерам геологический прогиб … Географическая энциклопедия

Западно-Сибирская равнина — Западно Сибирская низменность, одна из самых больших низменных аккумулятивных равнин земного шара. Располагается к С. от мелкосопочной равнины Казахстана и гор Алтая, между Уралом на З. и Среднесибирским плоскогорьем на В. Протяжение с С … Большая советская энциклопедия

Западно-Сибирская плита — молодая платформа, соответствующая площади Зап. Cибирской низменности; продолжается на C., на шельф Карского м. З. C. п. крупная область опусканий (c мезозоя), заполненная горизонтально залегающим покровом мезозойских и кайнозойских… … Геологическая энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — самая крупная среди союзных республик CCCP по терр. и населению. Pасположена в вост. части Eвропы и в сев. части Aзии. Пл. 17,08 млн. км2. Hac. 145 млн. чел. (на 1 янв. 1987). Cтолица Mосква. B состав РСФСР входят 16 авт. республик, 5 авт … Геологическая энциклопедия

Томская область — в составе РСФСР. Образована 13 августа 1944. Площадь 316,9 тыс. км2. Население 824 тыс. чел. (1975). Делится на 16 районов, имеет 3 города, 12 посёлков городского типа. Центр г. Томск. Награждена орденом Ленина (26 июня 1967). … … Большая советская энциклопедия

Источник

Западно-Сибирская артезианская область

За́падно-Сиби́рская артезиа́нская о́бласть – глубокая впадина, где на докембрийских и палеозойских породах полого залегает мощная толща морских и континентальных мезозойских и кайнозойских отложений со слабым падением к центральной части. На территории артезианской области выделяются артезианские бассейны: Тобольский, Приуральский, Иртышский, Кулундино-Барнаульский, Чулымо-Енисейский, Тазо-Енисейский, Среднеобский и Надым-Обский. Все они тяготеют к отрицательным структурам, и их границы внутри АО проходят преимущественно по подземным водоразделам.

К особенностям гидрогеологических условий Западно-Сибирской артезианской области можно отнести:

  • значительную площадь территории (около 3 млн км 2 );
  • небольшое количество атмосферных осадков (250–400 мм/год);
  • сравнительно небольшие врезы речных долин (до 70 м) с меридиональным их простиранием;
  • широкое развитие болот и озёр на севере и в центре артезианской области;
  • песчано-глинистый разрез осадочного чехла мощностью 7 км и отсутствие мощных соленосных и карбонатных пород;
  • региональное распространение и выдержанность в плане и разрезе литолого-стратиграфических комплексов чехла артезианской области;
  • широкое развитие пластовых напорных вод в платформенном чехле и в осадочных породах палеозоя верхней части фундамента;
  • региональное распространение водоупорных многолетнемёрзлых пород в северной половине артезианской области и преимущественно глинистых толщ верхней юры, мела и кайнозоя;
  • наличие региональных разломов, особенно в нижней части чехла и по окраинам артезианской области.

В пределах чехла артезианской области выделяются шесть основных водоносных комплексов в неоген-четвертичных, меловых и юрских отложениях. Они разделены водоупорными толщами олигоценового, мелового и юрского возраста.

Пьезометрические уровни Пьезометрический уровень (греч. piezo – давлю, сжимаю, metreo – измеряю) – уровень подземных вод, устанавливающийся в скважинах при вскрытии напорных вод. подземных вод снижаются от складчатых областей Урала, Алтая и Саян к центру и северу артезианской области. В этом же направлении растёт минерализация подземных вод (до 70 г/л). С глубиной повышается температура подземных вод, достигающая на глубине 0,8–1,0 км 40–60°С, а на глубине 3,5 км – 140°С. Геотермические аномалии приурочены к активным разломам.

Неоген-четвертичный водоносный комплекс распространён практически повсеместно. Он сложен песками с прослоями алевролитов и глин континентального и ледниково-морского происхождения. Залетает на глубинах до 300 м. Мощность водоносного комплекса составляет десятки метров на окраинах, 400 м ‒ в центральной части, а на севере артезианской области достигает 800 м. Водоносный комплекс состоит из нескольких водоносных горизонтов, подземные воды которых дренируются в основном речной сетью.

Четвертичные отложения на севере артезианской области полностью проморожены. В южной части области с долинами крупных рек (Обь, Иртыш, Тобол и др.) связаны четвертичные аллювиальные пески мощностью до 60 м, с дебитами 3–5 л/с. Скважины с дебитами до 25 л/с расположены в прибрежной части долин. На юге Кулундино-Барнаульского артезианского бассейна значительные скопления грунтовых вод приурочены к переуглублённым ложбинам стока глубиной до 40 м и шириной 4–30 км. Грунтовые воды аллювиальных и озёрных отложений обычно пресные. На юге Тобольского и Кулундино-Барнаульского артезианских бассейнов (в условиях засушливого климата) минерализа­ция вод возрастает до 50 г/л, а на севере артезианской области, в районе Салехарда, воды морских четвертичных отложений имеют минерализацию более 30 г/л.

На территории Среднеобского артезианского бассейна, четвертичные отложения представлены суглинками и супесями с прослоями песка. Они слагают поверхности возвышенностей и плато. Грунтовые воды залегают здесь на глубине 1–10 м, и с ними связаны слабые выходы подземных вод.На глубинах 50–100 м здесь распространены также преимущественно пресные воды неогена.

Читайте также:  Транспорт стран бассейна ла платы

В неогеновых отложениях южнее 58° с.ш. выделяются 2–4 слабо водообильных горизонта. Дебит скважин в Тобольском артезианском бассейне не превышает 0,5 л/с. Несколько повышенные дебиты наблюдаются в Иртышском и Кулундино-Барнаульском артезианских бассейнах. Движение подземных вод определяется рельефом и направлено к местным базисам дренирования (водотокам и водоёмам). В неогеновых горизонтах пресные воды распространены в северных и восточных районах, к югу их минерализация возрастает за счёт сульфатов и хлоридов. Солоноватые воды до 10 г/л преобладают на водоразделах Тобола, Ишима и Иртыша.

Подземный сток неоген-четвертичного водоносного комплекса и более глубоких горизонтов составляет всего 10–20% общего расхода средних рек. Модуль подземного стока Модуль стока воды – количество воды, стекающей с единицы площади водосбора в единицу времени. Модуль стока воды рассчитывают, деля расход воды (осреднённый за какой-либо интервал времени или мгновенный) на площадь водосбора, и выражают в л/(с×кв. км). достигает 1,0 л/(с×км 2 ). Величина подземного стока в пределах Васюганского плато, где с поверхности залегает обводнённый неоген-четвертичный водоносный комплекс мощностью 30–50 м, составляет 20–40% общего речного с модулем 1,5–2,0 л/(с×км 2 ) [*] Куделин Б.И. Подземный сток на территории СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. 302 с. .

В границах Среднеобского артезианского бассейна севернее 60° с.ш. распространены многолетнемёрзлые породы. Южнее развиты четвертичные ледниковые валунные суглинки и озёрно-аллювиальные пески мощностью более 50 м. Под четвертичными отложениями залегает напорный олигоценовый водоносный горизонт. Водоносный комплекс дренируется многочисленными реками. В пределах этих заболоченных равнин величина подземного стока составляет 30–40% общего речного, модуль стока 2,0–4,0 л/(с × км 2 ) [*] Куделин Б.И. Подземный сток на территории СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. 302 с. .

Наиболее водообильны отложения олигоцена, которые по долинам рек в Тобольском артезианского бассейна дают дебиты скважин до 20 л/с. В Иртышском, Кулундино-Барнаульском и Среднеобском артезианских бассейнах водоносные горизонты отложений олигоцена напорные. Их водоносность уменьшается с востока (от Алтая) на запад, где дебиты скважин составляют всего сотые доли л/с. Южнее 56° с.ш. воды в олигоценовых отложениях часто имеют пёстрый состав и минерализацию до 10–12 г/л, а севернее развиты преимущественно пресные воды.

В Иртышском артезианском бассейне под маломощными озёрно-аллювиальными осадками залегают пески неогена. Грунтовые воды распространены повсеместно. Глубина их залегания от менее 3 до 6–8 м. Неогеновые пески с напорно-безнапорными водами вскрывается на глубине 10–60 м. Дебиты скважин низкие. Состав грунтовых вод пёстрый с минерализацией от 1–3 до 15 г/л. Этот бессточный заболоченный участок отличается низким подземным стоком: менее 10% в общем речном, модуль – до 0,2 л/(с×км 2 ) [*] Куделин Б.И. Подземный сток на территории СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. 302 с. .

ЧулымскийАБ расположен в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины. Здесь развиты водоносные комплексы юры и мела в песках и гравелитах. На границе горных сооружений юрские породы выходят на поверхность, к северу они перекрываются меловыми и неоген-четвертичными отложениями. Воды напорные. Величина подземного стока в этом бассейне составляет 10–30 % общего речного, его модуль не превышает 2,0 л/(с×км 2 ) [*] Куделин Б.И. Подземный сток на территории СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. 302 с. .

В меловом водоносном комплексе выделяются до семи водоносных горизонтов в песчаниках отдельных свит. Глубина их залегания изменяется от 2 км в центре артезианской области до 160 м в окраинной зоне ( Чулымский артезианский бассейн). Водоносный комплекс напорный, с фонтанирующими скважинами и водообильный. Воды на глубине имеют минерализацию до 15,0 г/л и температуру до 63°С.

Юрский водоносный комплекс распространён почти повсеместно севернее широты г. Омска и залегает на породах палеозоя и докембрия. В краевых частях артезианской области он сложен континентальными песчано-алевролитовыми образованиями. В центре и на севере развиты морские отложения – песчаники, алевролиты и аргиллиты, которые вскрываются на глубине более 2 км, где подземные воды имеют температуру выше 100°С и содержат рассолы минерализацией свыше 62 г/л.

Общая мощность юрского водоносного комплекса достигает 1,8 км. В юго-восточной части артезианской области его породы подходят к дневной поверхности и содержат пресные воды. Водоносность юрских отложений уменьшается с глубиной. В Чулымо-Енисейском и Иртышском артезианских бассейнах скважины фонтанируют с дебитами 1 л/с. В Надым-Обском и Тазо-Енисейском артезианских бассейнах уровни подземных вод устанавливаются на 30–50 м ниже дневной поверхности, а водоносность пород резко снижается.

Для юрского водоносного комплекса характерно широкое распространение в водах растворённых газов. В пресных и солоноватых подземных водах преобладает азот, а в солёных и рассолах – СО2 и СН4, концентрация которых возрастает в центральных частях артезианской области. Аномально высокие концентрации СО2 (до 51%) установлены в Сургутской, Уватской и др. структурах на западе артезианской области. Тяжелые углеводороды и растворённый водород присутствуют в центральной части артезианской области, где газонасыщенность превышает 1 л/л.

Источник

Обь-Иртышский бассейн: Водные пути Западной Сибири

Основной обязанностью и задачей для коллектива обь-иртышских путейцев является содержание водных путей бассейна в состоянии, обеспечивающем безопасное плавание судов. Водные пути Обь-Иртышского бассейна простираются от границы с Республикой Казахстан на юге до практически Карского моря на севере, по условиям плавания на них установлены все разряды внутренних водных путей. Навигационные знаки на обслуживаемых водных путях действуют по латеральной и кардинальной системам расстановки. Водные пути бассейна не имеют водоподпорных и судоходных гидротехнических сооружений и находятся в естественном состоянии.

ГЛОНАСС пришел на помощь

Алексей Сажин, руководитель ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

В состав водных путей бассейна входит большое количество боковых притоков рек Иртыш и Обь. В руслах судоходных рек бассейна происходят ежегодные переформирования, характерные для равнинных рек России со смешанным питанием (снеговое, грунтовое, дождевое), и для поддержания в них необходимых судоходных габаритов коллектив учреждения в целях обеспечения безопасных условий судоходства выполняет ежегодно, в частности в навигацию 2013 года, следующие виды работ:

– обслуживалось навигационными знаками 8729 км водных путей бассейна, общее количество обслуживаемых знаков составило 11 191 ед., в том числе 6010 – береговых и 5181 – плавучих. Освещение судоходных знаков было произведено с 1 августа, общее количество освещаемых знаков составило 2557 единиц. Кроме того, на водных путях действовали светоотражающие и неосвещаемые навигационные знаки. Средняя продолжительность действия судоходных знаков составила 166,1 суток, знаки обслуживались 62 обстановочными бригадами;

Читайте также:  366х122 см круглый каркасный бассейн prism frame 28726 intex

– протралено судовых ходов общей площадью 732,7 км2, в том числе жестким тралом 409,3 км2, тральные работы выполнялись силами обстановочных бригад;

– при проведении дноочистительных работ из русел обслуживаемых рек удалялись карчи, снесенные паводковыми водами с береговых полос;

– на 302 объектах произведены русловые изыскания, составлено 183 первичных, 38 повторных и 61 контрольный план участков водных путей, при этом общая протяженность промерных профилей составила 7951 км;

– объем дноуглубительных работ, выполненных девятью земснарядами, из которых 6 землесосов и 3 черпаковые машины, составил 3439,6 тыс. м3, дноуглубительные работы были проведены в реках Иртыш, Обь, Казым, Пур, протоках Янгута, Алешкинская и Самаровская, разработано 69 перекатных участков. Кроме этого, одночерпаковым штанговым земснарядом проекта 721 в период стояния меженных уровней воды выполнены работы по удалению из русла Иртыша девяти объектов бесхозяйного имущества, затонувшего в разные годы прошлого столетия в районе Ханты-Мансийска;

– подготовлены материалы для создания очередной электронной навигационной карты по реке Обь, в частности по участку реки Горная Обь. По итогам обработки полевых материалов и их оплавывания подготовлен издательский экземпляр карты реки Обь от устья реки Иртыш до города Салехарда, карта откорректирована на навигацию 2014 года и в настоящее время тиражируется для пользования судоводителей. Выполняются подготовительные работы для создания электронной карты реки Иртыш от 2048 км до Омска. Кроме того, ежедневно в течение навигационного периода по средствам связи для судоводителей и судовладельцев готовится и передается информация о путевых и гидрометеорологических условиях плавания судов в бассейне;

– на участке бассейна от 300 км реки Обь по Обской и Тазовской губам до селения Тазовский осуществляется диспетчерское регулирование движения судов в соответствии с установленным порядком, протяженность регулируемого участка составляет 930 км, контрольно-диспетчерский пункт расположен в Салехарде;

– на остальных участках бассейна согласно установленным формам ведется мониторинг движения судов. Сведения, поступающие от судовладельцев, обобщаются и предоставляются в ФГУП «Морсвязьспутник». По полученным от судовладельцев сведениям общий объем грузоперевозок в 2013 году составил 14 136,2 тыс. тонн, в том числе нефтеналивных – 259,7 тыс. тонн, сухогрузов – 13 876,5 тыс. тонн. Количество пассажиров, перевезенных водным транспортом бассейна в 2013 году, составило 1 279 662 человека;

– в целях поддержания безопасного судоходства также немаловажное значение, учитывая требования, действующие в области охраны водных и биоресурсов, придается вопросам согласования размещений строительства и эксплуатации сооружений на внутренних водных путях бассейна, а также добычи из них нерудных строительных материалов.

В рамках строительства Красногорского водоподъемного гидроузла, створ которого расположен на окраине города Омска, в навигации 2012-2013 годов многочерпаковыми земснарядами были выполнены работы по расчистке и углублению ложа дна реки Иртыш под размещение отдельных конструкций гидросооружения. Исходя из фактического состояния объекта, ожидаемый срок завершения строительства гидроузла – 2016 год. В настоящее время в связи с выявленными в процессе строительства дополнительными работами, фактами частичного несоответствия инженерно-геологических условий и возникшей необходимостью поэтапного ввода объекта в эксплуатацию признана необходимость доработки проекта.

Применение современных технологий на технических судах началось с внедрения автоматизированных промерных комплексов в целях создания электронных навигационных карт судоходных рек. Первый АПК внедрили в 2004 году, а с 2007 года началось внедрение новой техники во всех русловых изыскательских партиях.

С 2008 года началось внедрение навигационных приемников на дноуглубительных снарядах, первым из которых стал землесос «Иртышский-727» проекта 23-110. В 2009 году на этом же землесосе начала действовать система позиционирования с применением технологий ГЛОНАСС, что позволило проводить в судовых ходах дноуглубительные работы с большей точностью и, следовательно, качеством не только днем, но и в ночное время, наблюдать на мониторе ноутбука за разработкой каждой траншеи дноуглубительной прорези.

Следующими системами позиционирования были оснащены многочерпаковый земснаряд «Иртышский-205» проекта 92-035, в 2012 году – землесос «Александр Зиненко» проекта 1-517-03. К настоящему времени системой позиционирования оснащены еще 4 дноуглубительных снаряда.

Внедрение аппаратно-программных комплексов для производителей путевых работ позволяет осуществлять контроль за деятельностью русловых партий и производством дноуглубительных работ, осуществляемых на водных путях бассейна.

Участие в ФЦП «Развитие системы ГЛОНААС», осуществляемой при поддержке Росморречфлота, позволило внедрить систему мониторинга судов практически на весь самоходный флот учреждения. Сегодня диспетчерские службы пяти филиалов, базирующихся в городах Омске, Тобольске, Сургуте, Ханты-Мансийске и Салехарде, оснащены компьютерным оборудованием, позволяющим отслеживать местонахождение судов, обмениваться между собой сообщениями о выполненных работах, наличии на судах ГСМ. Эта система оказалась очень полезной и надежной при неуверенной радиосвязи в Обско-Тазовской губе.

В первоочередных планах на перспективу стоят задачи по внедрению:

– судовых обстановочных комплексов на теплоходах обстановочных бригад и автоматизированных систем координированного управления позиционированием дноуглубительной техники в рамках ФЦП «ГЛОНААС» при поддержке Росморречфлота;

– систем мониторинга за средствами навигационной обстановки.

Судоремонт и судостроение

На балансе ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» находится более 260 единиц самоходных и несамоходных судов, в том числе 16 дноуглубительных снарядов, 148 теплоходов, 3 плавучих крана, и другие виды технического флота. 91% приписного флота имеет оценку технического состояния от Российского Речного Регистра – «годное». Ремонт приписного флота осуществляется подрядным способом в ремонтно-механических мастерских филиалов, и, кроме того, в Омском РВПиС имеется свое судоподъемное сооружение.

В связи с большим физическим износом эксплуатируемого флота в филиалах ежегодно выполняется большой объем судоремонтных работ, в том числе по переоборудованию и смене обшивки корпусов судов, замене на них главных и вспомогательных дизелей, котлов отопления, радиооборудования, и прочих работ. В целях повышения эффективности и качественного выполнения судовых и общих ремонтных работ в филиалах учреждения производится постепенное обновление станочного парка.

Кроме производства судоремонтных работ на базе ремонтно-механических мастерских осуществляется ремонт и строительство навигационных знаков, в том числе металлических буев. Централизованная поставка непосредственно в филиалы прокатного металла позволила в 2013 году построить более 200 буев разных типов и типоразмеров.

В 2013 году флот учреждения пополнился пятью новыми обстановочными судами проектов 3050 и 3050.1, построенными на верфи Самусьского судостроительно-судоремонтного завода. Это теплоходы «Сова», «Лунь», «Свиязь», «Турухтан» и «Ржанка».

Читайте также:  Бассейн бест вей 305

Штраф должен быть ощутимым

Валерий Сидло, первый заместитель руководителя, капитан Обь-Иртышского бассейна

К исполнению своих функций в 2013 году государственный портовый контроль приступил с 7 июня. За пять месяцев работы инспекторским составом было проведено 1983 проверки, более половины из которых выявили нарушения обязательных требований к судам. Всего было выявлено 3867 нарушений, 325 единиц флота было задержано, что составило 16% от общего количества проверок. Причем на задержанный флот приходится 1543 нарушения обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна.

Под пиратским флагом

Основными причинами задержания судов являются отсутствие судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ, что составляет 67% от нарушений, повлекших задержание. Половина из этих нарушений – отсутствие документов, выдаваемых Российским Речным Регистром. Наиболее распространенными нарушениями являются также несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажа судна, сигнальных средств судна, спасательных средств, что по совокупности составляет 19%.

Основной контингент судовладельцев принимает новую систему портового контроля и пытается осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями нормативных документов по безопасности судоходства. К сожалению, есть и другой тип судовладельцев, которые работают под «пиратским флагом». Как правило, при проверке таких судов выявляется полное отсутствие судовых документов и, как следствие, неудовлетворительное техническое состояние. Причем, чтобы провести осмотры таких судов, инспекторский состав прилагает немало усилий, чтобы оказаться рядом в нужном месте в нужное время, так как подобные судовладельцы всячески избегают встреч с инспекторами.

Протяженность внутренних водных путей бассейна более 14 000 км. Штатная численность инспекторского состава составляет 20 человек, но фактически инспекция укомплектована на 3/4, причем все пять вакансий находятся в северных районах бассейна – Сургуте, Ханты-Мансийске и Салехарде.

За период работы в 2013 году каждый инспектор в среднем провел по 130 осмотров судов. Учитывая протяженность водных путей в бассейне, дислокацию основных мест обработки флота и наличие большого количества паромных переправ, расположенных вдали от мест базирования инспекторского состава, имеющейся численностью сотрудников портового контроля «закрыть» весь бассейн весьма проблематично. Кроме того, отсутствие закрепленных на постоянной основе за инспекциями разъездных судов существенно снижает эффективность деятельности портового контроля. Сегодня Администрацией бассейна ведется работа в этом направлении и есть надежда, что в навигацию 2014 года транспортная проблема пусть частично, но будет решена.

Существующие пробелы в действующем законодательстве не дают возможности применять административную практику инспекторскому составу. Право капитана бассейна по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях не может быть реализовано, так как не определен администратор поступления доходов.

При выявлении инспекторским составом нарушений, подпадающих под действие Кодекса РФ об административных правонарушениях, материалы передаются в линейные отделы Обь-Иртышского управления Госморречнадзора для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении к виновным лицам. Так в навигацию 2013 года по результатам проведенных проверок были направлены дела в Госморречнадзор на 339 единиц флота, по которым было составлено более 400 протоколов на общую сумму 500 тыс. рублей. К административной ответственности привлекались как должностные лица плавсостава (305 человек), так и береговые работники (90 человек). Кроме того, к административной ответственности были привлечены два юридических лица.

За грубые нарушения обязательных требований и невыполнение предписаний по 87 судам материалы передавались в транспортные прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. К сожалению, по данным случаям обратной связи нет.

Опыт работы диктует необходимость внесения изменений в законодательную базу с целью ужесточения штрафных санкций за нарушения. Существующие на сегодняшний день размеры штрафов не очень-то дисциплинируют судовладельцев.

С января 2013 года отделом регистрации судов начата регистрация и выдача судовых билетов на маломерные суда, занимающиеся коммерческой деятельностью, регистрация договоров аренды судов (без экипажа) в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.07.2012 № 131-ФЗ. Около 90 судовладельческих предприятий в бассейне прекратили свою деятельность, что повлекло за собой продажу флота, переименование организаций и смену формы собственности – все это добавило забот сотрудникам отдела.

За период 2013 года отделом регистрации было оформлено и выдано:

– 156 судовых билетов;

– 1245 свидетельств о праве собственности и праве плавания под государственным флагом РФ;

– 82 свидетельства об исключении из Государственного судового реестра;

– 325 обременений на аренду судов;

– 282 перехода права собственности;

– внесено 570 изменений в Государственный судовой реестр.

Поступления государственной пошлины в федеральный бюджет составили 1 983 000 рублей.

С января 2014 года штатная численность отдела регистрации судов увеличена до четырех человек.

Дипломирование и паспортно-визовый режим

Работа службы дипломирования и паспортно-визового режима строится в трех направлениях. Это организация и проведение квалификационных испытаний членов экипажей судов внутреннего плавания с последующим оформлением по результатам квалификационных испытаний дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств; оформление и выдача удостоверений личности моряка и мореходных книжек; организация и проведение аттестации в соответствии с приказом от 11.03.1994 № 13/11 и выдача удостоверений.

С 01.01.2013 по 31.12.2013 в соответствии с решением квалификационной комиссии оформлено: 1401 диплом, 2952 подтверждения к дипломам и 1644 квалификационных свидетельства. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года в целом произошло увеличение объемов оформленных документов в 2,4 раза.

Всего квалификационные испытания прошли 2101 человек командного состава, в том числе 1324 человека подтвердили свою квалификацию и 610 повысили квалификацию. Кроме того, 167 человек прошли через квалификационную комиссию по вопросу расширения района плавания.

Оформлено 211 удостоверений личности моряка, 182 мореходные книжки.

С начала 2013 года проведено 9 заседаний аттестационной комиссии по безопасности судоходства. Прошло через комиссию 106 человек. Выдано удостоверений по безопасности судоходства – 73 ед. Не прошли аттестацию 33 человека, в т.ч. у 9 человек за систематические нарушения на предприятии требований по безопасности судоходства по результатам аттестации изъяты удостоверения ответственных, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства.

Анализ работы комиссий по дипломированию и аттестации показывает низкое качество подготовки специалистов как плавсостава, так и береговых работников. Большой процент аттестуемых не проходит квалификационные испытания с первого раза.

Источник

Оцените статью