Интерьер детского бассейна должен соответствовать

Подготовка мест для занятий плавания

Стационарный крытый бассейн

Разработаны и утверждены правила эксплуатации бассейнов подобного типа, и руководители детских садов получают соответствующие инструкции: о санитарном состоянии и смене воды, температурном режиме, правилах гигиены и т. д. Однако проектировщики и строители часто не учитывают «мелочи», отсутствие которых затрудняет учебный процесс. В связи с этим автор настоятельно советует тем руководителям детских садов, где строительство бассейнов начато или только проектируется, учесть следующие рекомендации. Во-первых, лучше всего строить безжелобный бассейн с покатым дном террасного типа; максимальная глубина воды у торцовой части — не менее 1 м.

Вход в воду и выход из нее в таком бассейне будут плавными, безлестничными. На одном из длинных бортов (на глубокой части) можно заподлицо с полом оборудовать стартовые места; здесь же или на другом — установить горку для игр. Во-вторых, желательно вделать в борта металлические стаканы (глубиной не менее 25 см), куда будут вставляться стойки, за которые можно привязать шнур и разместить на нем обручи и игрушки.

Целесообразно (правда, это зависит от ширины помещения, в котором находится ванна бассейна) на противоположных стенах заподлицо сделать по нескольку колец или крючков, чтобы так же можно было укрепить указанные шнуры. В-третьих, вделать в длинные борта (на расстоянии 3-5 см от дна, напротив друг друга) металлические стаканы разного размера, в которые можно будет вставить деревянные или металлические шесты, необходимые для выполнения некоторых упражнений и игр. В-четвертых, на дне бассейна разноцветными плитками выложить: в 30-40 см от бортов — прямые линии, образующие квадрат, диагонали; по всему дну — цифру 8. Возможна и другая разметка, что зависит от размеров бассейна. Строители нередко украшают стены детских бассейнов цветной мозаикой. Руководителям дошкольных учреждений следует проследить за тематикой мозаичных панно, чтобы она была близка к данному виду спорта и понятна детям.

Интерьер детского бассейна должен отвечать задачам обучения. Он бывает постоянным и временным (сменным).

Постоянный интерьер оформляется цветными плакатами или фотографиями большого формата, где отражены основные элементы техники всех спортивных способов плавания, а также выполнение различных упражнений, выдоха в воду и т. п.

Временный (сменный) интерьер оформляется фотографиями или рисунками, отвечающими задачам изучаемой темы (например, как находиться под водой с открытыми глазами, как раздувать щеки при задержке дыхания, как лежать на дне подобно «подводной лодке», как падать на воду «столбиком» и т.д.).

Естественный водоем

В таких водоемах (за исключением специально оборудованных детских купален) групповые занятия с дошкольниками требуют тщательной организационной подготовки. Автор рекомендует проводить занятия в форме массовых купаний и уроков индивидуального обучения. Но и в этих случаях нужна строжайшая дисциплина занимающихся и предельная внимательность взрослых, которые находятся в воде и при групповом обучении: каждый из них должен опекать не более 5 детей. За малейшее непослушание — самостоятельный вход в воду и выход из нее, попытки толкать, притапливать товарища или садиться верхом друг на друга, ныряние без разрешения, ложные выкрики «Тону!» и т. д. — нарушителей следует удалить из воды и строго наказать.

Организовать купание детей можно на морском, речном или озерном пляже, а также на любом естественном водоеме. При этом, особенно во время группового купания, необходимо соблюдать следующие обязательные условия:

  • берег должен быть песчаным или тальковым, пологим, плавно сходящим к воде; дно — ровным, твердым, лучше всего покрытым мелкой галькой; вода в водоеме — прозрачной и чистой;
  • глубина воды на расстоянии минимум 5-6 м от берега не должна превышать рост ребенка;
  • перед каждым уроком необходимо тщательно проверять состояние дна и удалять посторонние предметы, которые могут стать причиной травм;
  • температура воды должна быть не менее +20° (при условии предварительного обучения или проведения закаливающих водных процедур), а температура воздуха — не ниже температуры воды;
  • выбранное для купания место должно находиться вдали от сточных канав, мест водопоя скота и полоскания белья;
  • если вода в водоеме неспокойна (например, в море), групповое купание проводить нельзя, так же как и в дождливую ветреную погоду;
  • присутствие посторонних лиц во время купания крайне нежелательно.

При проведении групповых и индивидуальных занятий в естественных водоемах необходимо соблюдать следующие обязательные требования.

  1. Педагог входит в воду первым, подает разрешающий сигнал и занимает место, дальше которого детям заходить нельзя; необходимо также обозначить зону купания по берегу.
  2. Вход в воду и выход из нее разрешается только по сигналу всем детям одновременно — лучше всего взявшись за руки (парами, по три человека, всей шеренгой). В связи с этим необходимо предварительно выявить детей, не решающихся с первого раза войти в воду, объединить их в специальную группу и заниматься с ними отдельно под руководством одного или нескольких (в зависимости от численности группы) педагогов.
  3. Перед уроком в воде (в естественном водоеме) желательно принять солнечную ванну, а затем выполнить комплекс упражнений на суше.
  4. Продолжительность урока зависит от ряда факторов. Вначале она не более 5-8 мин, а по мере адаптации детей увеличивается до 20-25 мин.
  5. Все упражнения и передвижения можно выполнять только с глубокого места на мелкое или вдоль берега.
  6. Инвентарь и количество игрушек должны быть минимальными; резиновые надувные круги можно использовать и как средства поддержки, надевая их на ребенка, — руки и ноги в этом случае свободны. Если игрушка окажется на глубоком месте, кто-либо их взрослых должен быстро вернуть ее детям. Ни в коем случае нельзя разрешать ребенку самостоятельно доставать игрушку, даже если он уже умеет плавать.
  7. При индивидуальном обучении, в каких бы условиях оно ни проводилось, нельзя вводить или вносить в воду плачущего ребенка. Если он боится идти к стоящим в воде родителям, то одному из них нужно взять малыша за руку и медленно ввести в воду; папа и мама могут оба взять малыша за руки и втроем войти в воду; можно внести ребенка на руках, но опять-таки если он ведет себя спокойно. Заходить глубоко с ребенком на руках не рекомендуется, особенно на начальном этапе обучения.
  8. Если у детей появляются признаки переохлаждения — посинение, «гусиная» кожа, — их нужно немедленно вывести на берег, растереть сухим полотенцем и одеть.
Читайте также:  Морской порт каспийского бассейна

Домашний бассейн (ванна)

Для успешного обучения плаванию в домашнем бассейне необходимо тщательно продумать его организационное обеспечение. Оно заключается в следующем.

  1. Ребенок должен быть совершенно здоров перед началом занятий, поэтому необходимо пройти с ним медицинский осмотр и получить заключение врача.
  2. Время проведения индивидуальных круглогодичных занятий плаванием в домашних условиях зависит от множества причин, но все-таки оптимальной для занятий является первая половина дня, перед дневным сном.
  3. Нужно приучать ребенка перед занятием (не купанием, а уроком плавания) отправлять естественные надобности, сморкаться.
  4. Помощь взрослых следует постепенно сокращать до минимума: приучать детей самостоятельно раздеваться, надевать купальные трусики и т. д. Девочки не могут сами спрятать под резиновую шапочку длинные волосы — это делают родители.
  5. Перед занятием необходимо тщательно вымыть ванну и подготовить воду соответствующих температуры и уровня. Врач может рекомендовать какие-либо добавки к воде (хвойный экстракт и т. п.), что непременно следует выполнять. Для контроля за временем удобно пользоваться песочными часами.
  6. Для обеспечения безопасности проведения занятий следует прикрывать краны поролоновыми подушками или специальными приспособлениями.
  7. Подбор игрушек и вспомогательных средств должен отвечать теме и задачам урока.
  8. Желательно смастерить складную лесенку и приучать малыша самостоятельно спускаться в воду (для этого ставьте на дно ванны утяжеленную маленькую табуретку, ступеньку или другое приспособление).
  9. Необходимо снять с сушилок и веревок белье и полотенца, чтобы интерьер домашнего бассейна соответствовал предстоящему уроку.
  10. Одежда домашнего педагога: на голове — специальная шапочка (женщинам нужно повязать волосы косынкой), а также непромокаемый клеенчатый фартук и резиновые шлепанцы.
  11. Во время занятий нельзя отвлекаться на телефонные звонки или звонки в дверь, а также следует выключить газовую или электроплиту, телевизор, радиоприемник. Если в доме во время занятий с малышом находятся другие члены семьи, они должны не отвлекать домашнего педагога, соблюдать тишину. Ни под каким предлогом не оставляйте ребенка в ванне одного.

Ванную комнату следует подготовить так, чтобы каждый урок был для ребенка праздником, а само пребывание в воде было бы во всех отношениях полезным и радостным. Этому во многом способствует красочно оформленный интерьер домашнего бассейна; так же как игрушки и вспомогательные средства, он должен помогать ребенку не только осваивать необходимые упражнения, но и познавать окружающий его мир.

В условиях домашнего бассейна интерьер тоже может быть постоянным и сменным.

Игрушки и особенности их применения

Игрушки должны быть небольших размеров, в ограниченном количестве, отражать принадлежность к жизни на воде (утки, другие водоплавающие) или к определенной деятельности (лодка, пароход, паровоз), чтобы ребенок учился нырять «как утка», плавать «как пароход», гудеть «как паровоз», т. е. сопоставлять свои действия в воде с чем-то уже знакомым. Игрушки можно варьировать, но желательно делать это в познавательных или методических целях. Например, если ребенок для решения задач урока «перерос» данную игрушку — она уже не способствует познанию, раскрытию секретов плавания и связанных с ним упражнений, значит, ему нужна другая. Какая именно? Установить это и должен домашний педагог.

Страховка и помощь педагога при индивидуальном обучении

Ходьба на месте. Стоя лицом к педагогу, руки вперед — педагог держит ребенка за руки; то же, но ребенок держится обеими руками за руку педагога; то же левой (правой) рукой поочередно; то же, но ребенок держится за палочку в руках педагога, за борт ванны. Стоя спиной к педагогу — педагог удерживает ребенка под мышки, большими пальцами обхватывая спину, остальными — грудь ребенка. Стоя боком к педагогу — ребенок держится обеими руками за опору*; одна рука педагога располагается на затылке малыша, другая — под грудью.

Читайте также:  Артезианский бассейн московской области

Ходьба грудью (спиной) вперед. Ребенок держится обеими (одной) руками за «двигающуюся палку». Ходьба маленькими и большими шагами со страховкой педагога (лицом к нему).

Приседания. Стоя лицом к педагогу — ребенок держится за его руки (руку), за палочку, борт ванны; стоя боком к педагогу — ребенок держится за опору, за одну руку педагога, за борт ванны; стоя спиной к педагогу — педагог удерживает ребенка под мышки.

Прыжки на месте и в движении. Приведенные выше способы удержания с обязательной страховкой педагога: одна рука располагается на затылке, другая — под грудью малыша.

При ползании, ходьбе на четвереньках, во время игр в положении сидя и в горизонтальном положении на груди и на спине, когда руки прижаты к туловищу, педагог должен обязательно страховать голову ребенка.

Вставания. Приведенные выше способы удержания с обязательной страховкой головы (затылка) малыша.

Перевороты из положения сидя в упор лежа и наоборот — одной рукой педагог страхует голову ребенка, другой помогает ему переворачиваться.

Учебный инвентарь

Для содержательной и интересной работы с детьми 1-2 лет и с дошкольниками желательно иметь следующий инвентарь:

  • доски пенопластовые размером 23X45 см; круги надувные; предметы для доставания со дна: плексигласовые (или из других небьющихся оргматериалов) кубики разных размеров и плоские фигурки, пластмассовые разноцветные тарелочки (диаметром 13-14 см и меньше); речные или морские камешки различных размеров и формы; диски из легкого металла (диаметром 8 см и меньше); утяжеленные деревянные кубики (И.О.)*. Все эти предметы должны быть окрашены в яркие цвета;
  • плавающие резиновые и пластмассовые игрушки различных размеров (И.О.); резиновые мячи малых, средних (И.О.) и больших размеров, сетки для мячей. Эти игрушки предназначаются только для занятий плаванием и должны храниться отдельно от остальных;
  • «двигающаяся палка» (И.О.); шнуры капроновые различной длины; шесты пластмассовые, деревянные или из легкого металла разных размеров; обручи различных размеров и цветов (И.О.); барабан, звуковые дудочки, свисток; очки-маска; разноцветные флажки;
  • металлические стойки с вертикально расположенными крючками или отверстиями для подвешивания иг рушек (при наличии соответствующих стаканов в бортиках бассейна); «стопор» — приспособление для ограничения движений ногами (см. ниже).
  • «Алфавит», «Счет» — плавающие или тонущие: все буквы русского алфавита и цифры от 0 до 9 (И. О.) — несколько комплектов.

Инвентарь, который можно изготовить самостоятельно

«Стопор». На фанеру или тонкую доску размером 40X20 см (для занятий в домашней ванне можно меньше) с одной стороны нужно наклеить один слой поролона, а с другой — прикрепить ручку или вырезать паз для удержания руками (И.О.). Применяется при изучении движений ногами. Педагог удерживает «стопор» у ног ребенка, если стопы слишком выходят из воды. Можно применять с этой целью и обычную пенопластовую доску.

«Двигающаяся палка». Пластмассовая или деревянная хорошо отшлифованная палка диаметром не более 25 мм; на одном ее конце крепится круглый (деревянный или пластмассовый) фиксатор строго по ширине ванны, а другой конец упирается в стену.

«Алфавит». «Счет». Плавающие буквы и цифры вырезаются из любого дерева, фанеры, пенопласта; тонущие — из плексигласа, оргстекла, эбонита, легкого металла. Должно быть несколько комплектов букв и цифр одинакового цвета для складывания слов и чисел. Таким же образом делают любые плоские фигурки.

«Утяжеленный кубик». Его можно изготовить из доски толщиной 40-50 мм. Вырезав кубик, нужно ввинтить в него несколько крупных винтов так, чтобы они полностью вошли в дерево. Затем следует тщательно отшлифовать кубик и покрасить яркой нитрокраской. Можно сделать два квадрата, выдолбив в середине каждого из них лунку, куда вкладывается камень, гайка и пр.; затем квадраты соединяют, скрепляют, шлифуют и окрашивают в яркий цвет.

«Флажок». Вырезается из ткани любой расцветки (размером 20-26X Ю-12 мм) и крепится к древку необходимой длины.

Источник

Создание предметно-пространственной развивающей среды в плавательном бассейне ДОУ в соответствии с ФГОС

Ирина Пупышева
Создание предметно-пространственной развивающей среды в плавательном бассейне ДОУ в соответствии с ФГОС

Предметно-пространственная развивающая среда в бассейне ДОУ в соответствии с ФГОС.

Учитывая требования ФГОС ДО по созданию предметно — пространственной развивающей среды и обеспечения условий для максимальной организации образовательного пространства, помещение бассейна разграничено на зоны.К ним относятся: чаша бассейна, зал для разминки и уголок для формирования плавательных навыков и умений.

Для создания здоровьесберегающего пространства, в целях формирования здорового образа жизни, умения заботиться о своем здоровье, привития гигиенических навыков и приемов самообслуживания, в помещении бассейна оборудованы «Центр здоровья» и «Комната отдыха», предусмотрены душевая и раздевальная комнаты.

Читайте также:  Бассейн рядом метро университет

Помещение бассейна с чашей

Для эффективной организации совместной игровой деятельности, двигательной активности, выполнения упражнений, способствующих успешному формированию навыков плавания, плавательный бассейн обеспечен необходимым спортивно-игровым и обучающим оборудованием.

надувные круги разных размеров;

плавательные доски большие (пенопластовые);

плавательные доски маленькие (поролоновые);

обручи, горизонтальный и вертикальный;

ласты, соответствующие возрастным особенностям детей;

поролоновые палки — «нудлсы»;

мячи резиновые разных размеров;

плавающие и тонущие игрушки.

Для создания содержательно-насыщенной, полифункциональной, вариативной среды все зоны плавательного бассейна оснащены нестандартным спортивно-игровым оборудованием, которое соответствует всем гигиеническим и техническим требованиям (легкое, прочное, безопасное).

Перечень нестандартного оборудования

Дуги-модули «Радуга» — для совершенствования координационных возможностей.

Рефлекторные коврики «Солнечная полянка» — для закаливания и профилактики плоскостопия во время разминки.

Дуга «Воздушные пузырьки» для формирования правильного выполнения вдоха и выдоха.

Разделительный канат, для разделения чаши бассейна на дорожки, для проведения эстафет и соревнований.

Цветной канат (поперечный) для скольжения над и под ним, как препятствие в играх и эстафетах.

«Медвежата на льдинах». Используется как плавающая платформа для игрушек; как зрительный ориентир для детей с нарушением зрения; для игр и упражнений, способствующих развитию координационных возможностей на воде.

ля выполнения упражнений формирующих умение лежать, скользить, плавать; как зрительный ориентир для детей с нарушением зрения.

В сочетании с «буксиром» (гимнастическая палка и скакалка) для игр и эстафет.

«Плавающие веночки». Для игр и упражнений, совершенствующих умение погружаться в воду с открытыми глазами и выныривать в определенном месте.

Для игр и упражнений, способствующих формированию навыка погружения в воду.

Обруч вертикальный «Бубенчики» (со специальным центром тяжести для вертикального расположения в воде и звуковым сигналом). Для скольжения и как звуковой ориентир при неправильном выполнении упражнений.

Обруч горизонтальный «Кувшинки». Для игр и упражнений с погружением в воду.

Кубики с утяжелителем внутри. Для игр формирующих навык погружения в воду.

Плавающие пособия, соответствующие интегрированной теме периода. «Снежинки», «цветы», «листочки», «фрукты» и др. используются для оформления праздников на воде, игр и как зрительный ориентир для детей с нарушением зрения.

В бассейне собрана и классифицирована по интегрированным темам периода обширная картотека «550 шагов к здоровью». Картотека содержит разминки, пальчиковые игры, зрительные гимнастики, дыхательные упражнения, упражнения координации речи с движением, элементы психогимнастики, игровые массажи и самомассажи.

Собрана картотека игр и упражнений на воде для всех возрастных групп.

Картотека «Большие ошибки маленького пловца» содержит карточки с изображением типичных ошибок, допускаемых воспитанниками во время плавания или при выполнении упражнений на воде.

Для воспроизведения аудио и видеозаписей, бассейн обеспечен музыкальным центром и компьютером, который содержит специальные программы для детей с нарушением зрения.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, насыщенность предметно-пространственной среды в плавательном бассейне соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей; обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе приобретение плавательных навыков, развитие крупной и мелкой моторики; создает возможность общения. В плавательном бассейне имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и пособий, обеспечивающих содержательно-насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную среду.

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования Статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования – гарант охраны и укрепления.

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС Слайд 2. Я представляю Вашему вниманию опыт своей работы по организации развивающей предметно-пространственной среды как условия развития.

Компоненты развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии.

Построение предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС Формируя развивающую предметно-пространственную среду в средней группе «Звездочки» МБДОУ «Детский сад № 340» г. о. Самара, я ставила для.

Организация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в ДОУ в соответствии с ФГОС «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста[/b].

Деловая игра «Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования Сообщение на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Слайд 2. Реальная.

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО Предметно — развивающая среда позволяет взрослому организовать образовательный процесс «с наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций:.

Источник

Оцените статью