- Инициатива по бассейну нила
- Инициатива по бассейну Нила — Nile Basin Initiative
- Содержание
- Институциональная основа
- Основные программы
- Программа общего видения
- Дополнительная программа действий по Восточному Нилу
- Быстрые инвестиции
- Многоцелевой трек
- Дополнительная программа действий по экваториальным озерам Нила
- Управление природными ресурсами и развитие
- Энергетика и торговля
- Финансирование
- Инициатива стран верхнего течения по созданию Комиссии по бассейну реки Нил
Инициатива по бассейну нила
Инициатива бассейна Нила
Представляется небезынтересным рассмотреть проблему ТВР бассейна реки Нил с позиций так называемой Инициативы бассейна Нила (ИБН) – в целом позитивным примером развития водного сотрудничества в бассейне в последние годы.
ИБН – партнерство прибрежных стран бассейна реки Нил, инициированное в 1993 г. и запущенное в феврале 1999 г. Министрами водного хозяйства 9 стран бассейна (Египет, Судан, Эфиопия, Эритрея, Уганда, Кения, Танзания, Бурунди, Руанда и Конго).
ИБН начиналась с процесса диалога среди прибрежных стран бассейна Нила, который имел итогом согласование общей цели как «достижение жизнеспособного социально-экономического развития через равноправное использование водных ресурсов бассейна Нила и распределение выгод». В итоге цель партнерства Стороны определили, как «стремление развивать речной бассейн кооперативно, разделяя существенные социально-экономические выгоды и продвигая мир и безопасность в регионе».
С самого начала ИБН была поддержана ВБ и другими внешними донорами.
Институциональная структура ИБН состоит из трех ключевых учреждений:
- Совет Министров стран бассейна реки Нил, отвечающих за водное хозяйство в своих странах (NILE-COM) . NILE-COM обеспечивает общее политические руководство ИБН и принимает соответствующие решения. Председатель NILE-COM меняется на ротационной основе каждый год,
- Технический Консультативный Комитет (ТКК), учрежденный в 1998 г. ТКК состоит из ведущих госслужащих (по одному представителю от каждой страны) и обеспечивает технические консультации и помощь NILE-COM,
- Секретариат NBI, учрежденный в 1999 г. обеспечивает административную поддержку NILE-COM и ТКК. Местонахождение Секретариата – Энтеббе, Уганда. Секретариат возглавляется начальником, избираемым сроком на 2 года, на ротационной основе.
ИБН имеет 3 главные программы:
1. Программа разделенного видения (ПРВ). ПРВ имеет задачами создание институтов управления водой, сбор данных и обмен информацией, обеспечение обучения и направлений диалога для решения общих проблем, совместного общего и многосекторного развития, программ инвестиций для устойчивого развития водных ресурсов и др.
В начале 2008 ПРВ включила 8 проектов:
1.1. Проект «Прикладное обучение»
1.2. Проект «Вовлечение ЗИС и создание доверия»
1.3. Проект «Региональная торговля энергией»
1.4. Проект «Координация раздельного видения»
1.5. Проект «Социальная экономика и разделение выгод»
1.6. Проект «Действия для трансграничной окружающей среды»
1.7. Проект «Эффективное использование воды для аграрного проекта»
2 Субсидиарная программа действий восточного Нила (СПДВН).
Программа имеет целью развитие водных ресурсов бассейна Восточного Нила. СПДВН управляется Техническим региональным офисом восточного Нила (Аддис-Абеба, Эфиопия). Реализует ряд краткосрочных специфических и долгосрочных многоцелевых проектов, в частности:
2.1. Проект «Управление водоразделом» (для водосборов рек в системе бассейна Нила в Эфиопии и Судане, включая Озеро Насер/Нубия в Египте; и др).
2.2. Проект «Экспорт энергии Эфиопии» соединяет энергосеть Эфиопии и Судан для облегчения международной торговли энергией и оптимизации действующей и запланированной возможностей энергоемкостей. Это позволит преодолеть серьезную нехватку электричества в обеих странах. ВБ выделяет 41 млн. USD инвестиционного кредита для Эфиопии (одобрен в 2007 г.), Судан финансирует собственные проекты в Судане.
2.3. Проект «Региональная ирригация и дренаж» позволит развить и расширить орошаемое сельское хозяйство и улучшить эффективность существующего сельского хозяйства через более эффективное использование воды. Проект включает 3 национальных подпроекта:
2.3.1. «Сбережение воды дельты западного Египта и восстановления ирригации». ВБ одобрил ссуду в 145 млн. USD;
2.3.2. Проект «Ирригация и дренаж в Эфиопии». ВБ одобрил кредит в 100 млн. USD в 2007 г.;
2.3.3. Проект «Ирригация Судана — Верхняя Атбара».
Перечисленные в п.2.3.1-2.3.3 проекты относятся к краткосрочным проектам с быстрой отдачей. СПДВН включает также многоцелевые проекты, нацеленные на развитие общих аналитических инструментов и разработку предварительных планов инвестиций для энергетического сектора, управления водоразделом и ирригацией/дренажом, объединенных в общую модель долгосрочного планирования.
Это, в частности, проекты:
2.4. Проект «Кооперативная региональная оценка управления водоразделом», который ВБ рассматривает как один из критических блоков для определения будущих региональных инвестиций. Изучение будет основано на оценке воздействия различных вмешательств управления землей в региональном масштабе. Эта оценка включает трансграничный анализ Восточной системы водосбора Нила и взаимных выгод 3 стран этой зоны.
2.5. Инвестиционный Проект «Торговля энергией восточного Нила» имеет целью содействовать региональной торговле энергией через координацию планирования и развития энергетических проектов регионального характера.
2.6. Проект «Кооперативная региональная оценка ирригации и дренажа» включает изучение возможностей развития орошения в данной зоне. Проект ставить целью разработать руководящие принципы для выбора проектов регионального значения, определить выгоды и затраты на реализацию ирригационных проектов в контексте национальных и региональной перспектив, согласовать общий подход к аграрному развитию и облегчить региональное сотрудничество.
2.7. Проект «Модели планирования восточного Нила» имеет целью помочь Египту, Эфиопии и Судану идентифицировать, подготовить и реализовать совместные проекты развития, которые принесут пользу всем трем странам.
3 Субсидиарная программа действий экваториальных озер (СПДЭО) является инвестиционной программой ИБН и предназначена оказывать помощь странам региона в сокращении бедности, увеличении экономического роста и предотвращении деградации окружающей среды. СПДЭО включает 2 широкие области: 1. «Управление природными ресурсами и развитие» (УПРЕРА), 2. «Развитие торговли энергией» (РТЭ).
В частности на начало 2008 г. УПРЕРА включало проекты:
3.1. Проект Объединенное Управление и Развития ТВР Кагера, начатый в декабре 2005 г. Участники проекта: Бурунди, Танзания, Руанда, Уганда.
3.2. Проект Объединенное Управление и Развития ТВР Мара в национальных парках Мара и Серенгети, стартовавший в январе 2006 г.
Участники проекта: Танзания, Кения.
3.3. Проект Объединенное Управление и Развития ТВР Сио-Малаба-Малакиси, имеющий общей целью уменьшение конфликтов между местными общинами, использующими водные ресурсы в трех речных, стартовал в январе 2006 г.
Участники проекта: Кения, Уганда
3.4. Пилотный проект развития рыбного хозяйства в озерах Эдвард и Альберта. Проект был начат в июне 2005 г. Африканский Банк Развития (АФБР) обеспечивает финансовую поддержку проекта.
Участники проекта: Уганда и Конго
3.5. Проект уменьшение водного гиацинта на реке Кагера, часть Проекта Управления окружающей средой озера Виктория.
Участники проекта: Бурунди, Кения, Руанда, Танзания, Уганда.
Сфера РТЭ СПДЭО сосредотачивает усилия на планировании инвестиций и подготовку главных инвестиционных проектов, связанных с выработкой и передачей электроэнергии. Деятельность включает, в частности, предварительные изучение ситуации и оценку выполнимости проекта. Так, в декабре 2005 министры энергетических ведомств 6 стран, вовлеченных в реализацию СПДЭО, приняли индикативный план развития энергетики региона (ИПРЭР). ИПРЭР включает оптимальные варианты выбора путей развития энергетики и передачи энергии на перспективу в 20 лет, включая социальные оценки и воздействия на окружающую среду. Так, предполагается, что региональные проекты гидроэнергетики Русумо и многоцелевой проект на реке Кагера принесут выгоды Бурунди, Руанде и Танзании.
Гидроэнергетический компонент проекта включает строительство ряда ГЭС с суммарной установленной мощностью около 60-80 МВт. Детальные проекты Гидроэнергетического компонента включают также строительство линий электропередач между Бурунди, Конго, Кенией, Руандой и Угандой. Эти работы финансируются АФБР, стоимость – около 160 млн. USD.
В сферу Объединенной Многоцелевой Программы (ОМП) ИБН входят проекты, рассчитанные на долгосрочный период (25-30 лет) и включающие скоординированный набор инвестиций в целях обеспечения гарантий устойчивого развития и управления ТВР Восточного Нила, включая Голубой Нил, системы ряд рек Белого Нила и Нила.
Первый набор инвестиций, согласно ОМП, предположительно, включит проекты:
— по управлению водоразделом и окружающей средой, включая восстановление лесов, контроль эрозии и др. вопросы;
— увязки речных и энергетических систем на основе соответствующей инфраструктуры, включая региональную ирригационную и энергетическую сеть для увеличения мощностей (емкостей) хранения воды для контроля наводнений, гидроэлектроэнергии, ирригации и водного сохранения. Другие потенциальные выгоды включают улучшение навигации, повышения эффективности рыбного хозяйства, воду для нужд экосистем;
— по увеличению аграрного производства через повышение эффективности орошаемого сельского хозяйства через инвестиции в аграрный сектор, маркетинг и другие услуги;
— по созданию институтов для объединенных действий, включая творческие подходы к финансированию, обмену информацией, информированию и общественному участию, прозрачности принимаемых решений.
Финансирование ИБН осуществляется через вклады стран-участниц и многосторонних и двусторонних международных финансовых учреждений – ВБ, ГЭФ , АФБР и других доноров. В 2003 г. создан управляемый ВБ многосторонний Трастовый фонд бассейна Нила (ТФБН) для согласования размера вкладов доноров. ТФБН на начало 2008 г. включал Канаду, Данию, Нидерланды, Норвегию, Швецию и Великобританию. К другим донорам НБИ относятся Финляндия, Франция, Германия, Италия, ЕС и различные агентства ООН (UNDP, FAO, и др.). К началу 2008 г. вклад внешних доноров составил 130 млн. USD первоначальной потребности, оцененной в 150 млн. USD, а правительствами стран бассейна Нила было внесено 14.4 млн. USD.
Финансовые институты в поддержку ИБН требуют, в частности, соблюдения условий:
— максимизация прибыли от прибрежной собственности и контроль процесса;
— выполнение требования донора об ответственности доверенного лица;
— обеспечение своевременного и эффективного управления фондами.
ТФБН в настоящее время управляется ВБ от имени всех доноров, впоследствии управление Фондом, по мере достижения прогресса в выполнении поставленных целей (намеченных Программ развития – см. выше – на региональном, бассейновом, внутрибассейновом уровнях), будет передана непосредственно ИБН.
Основные затраты NILE-COM, ТКК и Секретариата ИБН покрываются за счет вкладов стран бассейна реки Нил.
Предполагается, что политика ИБН будет направлена на изменение ряда положений Соглашения 1959 г. между Египтом и Суданом и перераспределение прав на воды Нила среди прибрежных государств. При этом Египет, Эфиопия и Судан формируют одну общую программу развития, а 6 государств зоны Великих Озер – Бурунди, Конго, Кении, Руанды, Танзания и Уганда – другую объединенную программу.
22 мая 2009 г. в Киншасе (Конго) состоялась встреча Совета Министров стран бассейна реки Нил, отвечающих за водное хозяйство в своих странах (Nile-COM) . Фокусом встречи было Рамочное Соглашение по кооперации в бассейне реки Нила (РСК) , которое предстоит разработать странам-участницам ИБН, и которым должна быть учреждена Постоянная Комиссия по бассейну реки Нил. Переговоры по РСК стартовали в 1997 г. и спустя 10 лет, в июне 2007 г. проект РСК был представлен к встрече NILE-COM на рассмотрение. При разработке проекта РСК, все прибрежные страны, исключая Египет и Судан, придерживались позиции, что ранее «заключенные соглашения по Нилу незаконны». В частности, это касалось таких положений, как «никакие работы не будут предприняты на Ниле, его притоках и Озере, который уменьшил бы объем воды, достигающей Египта», и других положений.
К настоящему времени РСК подписали, без оговорок, 7 стран (Руанда, Кения, Уганда, Танзания, Конго, Эфиопия, Бурунди) из 9. Эритрея в этом процессе имеет статус наблюдателя. На встрече в Киншасе участники NILE-COM завершили переговоры и предварительно приняли РСК, которое открывает путь к учреждению Постоянной Комиссии бассейна реки Нил. РСК передано под мандат Секретариата ИБН с заданием договориться окончательно по тексту ст. 14b (Водная безопасность) и послать согласованный текст каждому из 9 государств-членов ИБН для подписания и ратификации. На встрече не участвовал представитель Судана, а Египет по ст. 14b зарезервировал за собой право на изменение формулировки статьи. Пока эти 2 страны не подписывают договор полностью. РСК, как предполагалось, должна была быть подписана в 2007 г., потом сроки были отодвинуты на 2008 г., а позже – отсрочено на 2009 г. вследствие позиции Судана и Египта по спорным статьям Соглашения.
Так как ст. 14b продолжалась оставаться точкой преткновения на переговорах, на последней встрече предложены варианты выхода из тупиковой ситуации:
— удаление ст. 14b, или
— другая редакция ст. 14b, или
— как альтернатива, предложено создать комиссию с участием международных экспертов для рассмотрения ст. 14b
Как другая альтернатива, решение по ст. 14b поручается Постоянной комиссии реки Нил, которая в течение 6 месяцев со дня создания должна решить этот вопрос.
По мнению экспертов, ИБН обеспечивает уникальный форум для стран бассейна Нила и значительно продвигает вперед процесс достижения согласия по использованию вод Нила странами речного бассейна, учитывая взаимные материальные выгоды. На встрече было выражена уверенность, что РСК будет подписан в течение 6 месяцев.
Фундаментальным достижением Сторон эксперты считают имплементацию в проект Соглашения общепризнанных принципов МВП – равноправное и разумное использование, не нанесение существенного вреда, защиты окружающей среды рек.
До создания Постоянной Комиссии реки Нил, ИБН через свои структуры продолжит осуществлять ее функции, программы, проекты.
В частности, в настоящее время ИБН одобрил финансирование этапа проекта Укрепления институционального потенциала (УИП) в размере 33.6 млн. USD, рассчитанного на 3 года. Проект УИП стартовал в октябре 2008 г. и направлен на объединение возможностей для разработки инвестиционных программ для поддержки усилий государств – членов Nile-COM в развитии бассейна реки Нил.
Финансирование УИП обеспечивается Государствами-членами ИБН и партнерами развития через ТФБН, в частности – германским Агентством GTZ . По мнению экспертов, для нейтрализации углубляющегося водного кризиса потребуется от стран региона широкое сотрудничество по рациональному использованию воды, сокращению ее загрязнения, поискам альтернативных водных источников и высоких технологий их добычи и использования.
Источник
Инициатива по бассейну Нила — Nile Basin Initiative
Инициатива бассейна Нила (ИБН) представляет собой партнерство между Nile прибрежных государств, «стремится развивать реку в духе сотрудничества, разделяют значительные социально — экономические выгоды, а также содействовать региональному миру и безопасности». NBI начался с диалога между прибрежными государствами, результатом которого стала общая цель видения «достижение устойчивого социально-экономического развития посредством справедливого использования общих водных ресурсов бассейна Нила и получения выгод от них». Он был официально запущен в феврале 1999 г. министры водных ресурсов девяти стран, расположенных на одной реке: Египта , Судана , Эфиопии , Уганды , Кении , Танзании , Бурунди , Руанды , Демократической Республики Конго (ДРК), а также Эритреи в качестве наблюдателя. С самого начала Инициатива по бассейну Нила был поддержан Всемирным банком и другими внешними партнерами. Всемирный банк уполномочен поддерживать работу Национального банка Индии в качестве ведущего партнера по развитию и администратора многостороннего донорского трастового фонда бассейна Нила. Одним из партнеров является «Дискурс бассейна Нила», который описывает себя как «сеть организаций гражданского общества, стремящихся добиться положительного влияния на разработку проектов и программ в рамках инициативы по бассейну Нила». е «.
В мае 2010 года пять штатов, расположенных выше по течению, подписали Рамочное соглашение о сотрудничестве с целью поиска большего количества воды из реки Нил — шаг, против которого выступают Египет и Судан. Эфиопия, Кения, Уганда, Руанда и Танзания были первоначальными сторонами, подписавшими соглашение с Бурунди в феврале 2011 года. Ожидается, что ДРК также подпишется, в то время как Египет и Судан этого не сделают. Представители стран, расположенных выше по течению, заявили, что «устали сначала получать разрешение от Египта, прежде чем использовать воду реки Нил для любого проекта развития, такого как ирригация», как того требует договор, подписанный в колониальную эпоху между Египтом и Великобританией в 1929 году.
Содержание
Институциональная основа
Институциональная структура NBI состоит из трех ключевых институтов:
- Совет Нила министров по вопросам водных ресурсов обеспечивает политическое руководство и принимает решения. Его председательство осуществляется на ротационной основе сроком на один год. Организатор очередных заседаний совета традиционно избирается Председателем на предстоящий год. С июня 2010 года председателем является Асфау Дингамо , министр водных ресурсов Эфиопии, избранный на 18-м очередном заседании в Аддис-Абебе в июне 2010 года. Ему предшествовал министр водных ресурсов и ирригации Египта Мохамед Наср эль Дин Аллам (2009–10) , избранный на 17-м очередном заседании в Александрии в июле 2009 года, а также Хосе Эндунду , министр окружающей среды Демократической Республики Конго (2008–09) и министр водных ресурсов и окружающей среды Уганды Мария Мутагамба (2007–2008). Совет проводит регулярные ежегодные собрания, а также внеочередные собрания. Внеочередные встречи были проведены в мае 2009 года в Киншасе и в апреле 2010 года в Шарм-эль-Шейхе.
- Технический консультативный комитет ЦКП , созданный в 1998 году , состоит из государственных служащих высшего звена и предоставляет технические консультации и помощь Совету министров. Комитет состоит из одного представителя от каждой прибрежной страны и одного заместителя. Он собирается два-три раза в год.
- Секретариат ЦКП , созданный в 1999 году предусматривает административную поддержку Совета министров и Технического консультативного комитета. Он базируется в Энтеббе, Уганда, и возглавляется исполнительным директором. Должность осуществляется вахтовым методом сроком на 2 года. Нынешний исполнительный директор Теферра Бейене Асфау из Эфиопии вступила в должность в сентябре 2012 года.
Две вспомогательные программы находятся в ведении Регионального технического офиса Восточного Нила (ENTRO), который находится в Аддис-Абебе, и Координационного отдела NELSAP (NELSAP-CU), который находится в Кигали, Руанда. Кроме того, в рамках различных проектов в рамках программы Share Vision есть региональные подразделения по управлению проектами, расположенные в Каире (прикладное обучение), Аддис-Абебе (планирование водных ресурсов), Дар-эс-Саламе (торговля электроэнергией) и Найроби (сельское хозяйство).
Основные программы
NBI состоит из трех основных программ: Программа «Общее видение», Вспомогательная программа действий по Восточному Нилу и Вспомогательная программа действий по экваториальным озерам Нила.
Программа общего видения
Программа общего видения (SVP), «общерегиональная программа, направленная на создание институтов, обмен данными и информацией, обеспечение обучения и создание возможностей для диалога и общерегиональных сетей, необходимых для совместного решения проблем, совместной разработки и развития нескольких -секторные и многострановые инвестиционные программы для устойчивого развития водных ресурсов ». Он финансируется за счет грантов и направлен на укрепление доверия для создания благоприятной среды для инвестиций. В 2010 году он включал следующие восемь проектов, в основном ориентированных на региональное обучение:
- проект прикладного обучения, обеспечивающий обучение интегрированному управлению водными ресурсами ;
- проект укрепления доверия и вовлечения заинтересованных сторон, который «работает над расширением участия широкого круга заинтересованных сторон — от политиков и лиц, принимающих решения, до мужчин и женщин из малого бизнеса, рыбаков и фермеров, религиозных и молодежных групп»;
- Региональный проект по торговле электроэнергией;
- Трансграничный проект действий по охране окружающей среды, который «обеспечивает обучение в области управления окружающей средой и мониторинга, мониторинга качества воды и сохранения водно-болотных угодий»;
- проект «Эффективное использование воды для сельского хозяйства»;
- проект управления водными ресурсами;
- Социально-экономический проект и проект распределения выгод, который создает «сеть профессионалов из институтов экономического планирования и исследований, технических экспертов как из государственного, так и из частного секторов, ученых, социологов и представителей общественных групп и НПО»;
- Проект координации общего видения.
Дополнительная программа действий по Восточному Нилу
Дочернее Восточного Нила Программа действий (ENSAP) «направлена на развитие водных ресурсов Восточного Нила бассейна на устойчивой и справедливой основе для обеспечения благополучия, мира и безопасности для всех народов». Он управляется Региональным техническим отделением Восточного Нила (ENTRO), расположенным в Аддис-Абебе, Эфиопия. Он подразделяется на быстрые инвестиции и более сложные, долгосрочные многоцелевые инвестиции.
Быстрые инвестиции
В начале 2008 года в этот трек вошли четыре проекта:
Региональный проект управления водоразделами направлен на обеспечение устойчивого управления водосборными бассейнами рек Текезе , Атбара , Мареб , Аббай / Голубой Нил и Баро / Акобо / Собат в Эфиопии и Судане. Первоначально определенные участки проекта включают озеро Насер / Нубия в Египте; Суббассейны Джамма , Реб и Гумара , а также управление водоразделом в Тана — Белес в рамках Проекта интегрированного освоения водных ресурсов Тана-Белес в Эфиопии; и нижняя часть Атбары, горы Ингессена и районы вокруг национального парка Диндер в Судане.
Проект экспорта электроэнергии из Эфиопии (ранее называвшийся Проектом взаимоподключения Эфиопии и Судана) соединит электрические сети Эфиопии и Судана для облегчения трансграничной торговли энергией и оптимизации существующих и планируемых генерирующих мощностей. Он направлен на преодоление острой нехватки электроэнергии в обеих странах. Всемирный банк предоставляет кредит на сумму 41 миллион долларов США для инвестиций в Эфиопию, одобренный в 2007 году. Правительство Судана финансирует деятельность в Судане.
Региональный проект по ирригации и дренажу направлен на развитие и расширение орошаемого земледелия и повышение производительности существующего сельского хозяйства за счет более эффективного использования воды. Он состоит из трех национальных подпроектов:
- Проект охраны водных ресурсов Западной дельты Египта и реабилитации ирригационных систем при поддержке кредита Всемирного банка в размере 145 миллионов долларов США, утвержденного в 2007 году
- Проект ирригации и дренажа в Эфиопии, поддерживаемый субсидированным кредитом Всемирного банка в размере 100 млн. Долларов США, утвержденным в 2007 году, в том числе для инвестиций в водосборные районы Реб и Магеч в регионе Амхара (бассейн озера Тана).
- Ирригационный проект Верхней Атбары в Судане
Проект готовности к наводнениям и раннего предупреждения , одобренный в 2007 году на сумму 4 миллиона долларов США и рассчитанный на три года, будет направлен на создание возможностей прогнозирования наводнений, а также на готовность к наводнениям и реагирование на них. Это будет включать в себя усилия по улучшению распространения информации о наводнениях среди подверженных риску сообществ, укрепление существующих институтов и механизмов для оповещения сообществ; разработать общинные планы по снижению ущерба от наводнений и получения экологических выгод; реализовывать программы государственного образования; и разработать региональные и местные планы готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них.
Многоцелевой трек
Многоцелевой трек включает серию исследований, направленных на разработку общих аналитических инструментов, а также предварительный план скоординированных инвестиций под названием Совместная многоцелевая программа.
Разработка общих аналитических инструментов
Конкретные общие аналитические инструменты будут разработаны для сектора энергетики, управления водосборными бассейнами и ирригации / дренажа, интегрированные в общую модель планирования.
- Водораздел управление Cooperative Региональная оценка по мнению Всемирного банка, является критическим строительным блоком для определения будущих инвестиций в региональном водоразделе. В ходе исследования будет создана общая информационная база для оценки воздействия различных вмешательств по управлению земельными ресурсами в региональном масштабе. Эта оценка будет включать трансграничный анализ системы водосбора Восточного Нила и связанных с ней средств к существованию, а также анализ того, как выгоды накапливаются в трех странах при альтернативных мерах по управлению водосбором.
- Инвестиционный проект Восточного Нила Пауэр Трейд является частью общих усилий по содействию региональной торговли электроэнергией путем координации планирования и развития энергетических проектов и взаимосвязь передачи по трем странам Восточной Нила. Это исследование включает оценку масштабов и потенциала рынка электроэнергии Восточного Нила, потенциальных вариантов производства электроэнергии в трех странах, потенциальных площадок для межсетевого взаимодействия и потенциальных соглашений о торговле электроэнергией.
- Cooperative Региональная оценка по ирригации и дренажу включает в себя как региональные исследования , оросительных и возможностей развития, а также инженерные исследования конкретных сайтов. Региональное исследование направлено на разработку руководящих принципов для выбора проектов, представляющих региональный интерес, количественной оценки выгод и затрат на ирригационные проекты с национальной и региональной точек зрения, а также изучения вариантов институциональной и законодательной реформы для гармонизации подхода к развитию сельских районов и содействия региональному сотрудничеству.
- Проект модели планирования Восточного Нила призван помочь Египту, Эфиопии и Судану определить, подготовить и реализовать проекты совместного развития, которые принесут пользу всем трем странам.
Совместная многоцелевая программа
Совместная многоцелевая программа (СПМ) — это долгосрочная программа с горизонтом 25-30 лет, которая включает скоординированный набор инвестиций для обеспечения устойчивого развития и управления общими водами Восточного Нила, включая Аббай ( Голубой Нил ), Текезе ( Сетит) — Атбара , Баро — Акобо — Собат , участки Белого Нила и Главного Нила. Первый набор инвестиций по программе, вероятно, будет включать:
- Управление водосбором и окружающей средой , включая лесовосстановление , борьбу с эрозией берегов реки и создание альтернативных источников средств к существованию.
- Связывание речных и энергетических систем через магистральную инфраструктуру, включая региональную энергосистему, и увеличение емкости для хранения воды для борьбы с наводнениями , гидроэнергетики , орошения и водосбережения. Другие потенциальные выгоды включают улучшение внутреннего судоходства , более продуктивное рыболовство и достаточные потоки воды для поддержания жизненно важных экосистем .
- Расширение сельскохозяйственного производства за счет интенсификации и расширения орошаемого земледелия в сочетании с целевыми инвестициями в агробизнес , маркетинг и другие услуги по поддержке сельского хозяйства. Улучшенное управление водосбором также поможет расширить сбор дождевой воды , повысить продуктивность животноводства и способствовать развитию рыболовства.
- Дополнительные инвестиции для стимулирования роста и содействия региональной интеграции , например, в телекоммуникациях, транспорте, промышленности, туризме и кредитных системах.
- Создание институтов для совместных действий , включая новаторские подходы к финансированию, совместное использование информационных систем и улучшение коммуникации с общественностью и прозрачности.
Дополнительная программа действий по экваториальным озерам Нила
Дополнительная программа действий по экваториальным озерам Нила (NELSAP) «является инвестиционной программой в рамках Инициативы по бассейну Нила (NBI). Его миссия — помочь снизить уровень бедности, способствовать экономическому росту и обратить вспять ухудшение состояния окружающей среды ». Программы NELSAP подразделяются на две широкие программные области: управление природными ресурсами и их развитие и развитие энергетики и торговля.
Управление природными ресурсами и развитие
В это программное направление входят следующие проекты:
- Проект трансграничного интегрированного управления и развития водных ресурсов Кагера был запущен в декабре 2005 года. Проект реализуется между Бурунди, Танзанией, Руандой и Угандой.
- Проект трансграничного интегрированного управления водными ресурсами и их развития в национальных парках Мара и Серенгети был начат с января 2006 года. Он осуществляется совместно Танзанией и Кенией.
- Проект трансграничного интегрированного управления водными ресурсами Сио-Малаба-Малакиси, осуществляемый Кенией и Угандой, направлен на содействие развитию и уменьшение конфликтов между общинами, использующих водные ресурсы трех суббассейнов, питаемых со склонов горы Элгон . Проект стартовал в январе 2006 года.
- Озеро Эдвард и озеро Альберт Пилотный проект по рыболовству в Уганде и DemocraticRepublic Конго, в том числе небольших инвестиций на уровне общин по улучшению охраны водосборов, подъездных дорог, построить и питьевого водоснабжения и санитарии. Проект был запущен в июне 2005 года и должен был завершиться в 2007 году. Африканский банк развития оказывает финансовую поддержку этому проекту.
- Проект «Снижение уровня водяного гиацинта на реке Кагера», часть проекта по охране окружающей среды озера Виктория в партнерстве с Бурунди, Кенией, Руандой, Танзанией и Угандой.
Энергетика и торговля
В этой программной области основное внимание уделяется инвестиционному планированию и подготовке крупных инвестиционных проектов, таких как проект по объединению линий электропередач и многоцелевой гидроэлектрический и региональный проект « Русумо-Фолс ». Это потребовало проведения предварительных технико-экономических обоснований и оценок.
В декабре 2005 года шесть министров NELSAP, ответственных за вопросы электроэнергетики, приняли Индикативный генеральный план развития энергетики для региона. План включает набор «наиболее оцененных» вариантов выработки электроэнергии и проектов межсетевого взаимодействия на ближайшие 20 лет, включая социальные и экологические проблемы.
Ожидается, что в рамках регионального многоцелевого гидроэлектростанции на водопаде Русумо на реке Кагера будет построена плотина с прилегающей к ней русловой гидроэлектростанцией, которая, как ожидается, принесет пользу Бурунди, Руанде и Танзании. Проект был определен как один из лучших вариантов энергоснабжения в рамках вышеупомянутой оценки NELSAP вариантов развития энергоснабжения. Установленная мощность гидроэлектростанции составит примерно 60-80 мегаватт. По оценкам, около 3 000 человек необходимо будет расселить вокруг объекта гидроэлектростанции.
Технико-экономическое обоснование межсетевого взаимодействия NELSAP включает подробный проект четырех основных линий электропередачи между Бурунди, ДРК, Кенией, Руандой и Угандой, при непосредственной поддержке Африканского банка развития . Общая стоимость региональных линий электропередачи составляет около 160 миллионов долларов США.
Финансирование
Инициатива по бассейну Нила поддерживается за счет взносов самих стран NBI и посредством поддержки международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк , Глобальный экологический фонд и Африканский банк развития, а также других доноров. В 2003 году был создан целевой фонд с участием многих доноров под управлением Всемирного банка для согласования донорских взносов. Доноры, которые внесли взносы через Целевой фонд бассейна Нила до начала 2008 года, включают Канаду, Данию, Нидерланды, Норвегию, Швецию и Соединенное Королевство. К другим донорам NBI относятся Финляндия, Франция, Германия, Италия, Латвия, Эстония, ЕС и различные агентства ООН, такие как ПРООН и ФАО .
До начала 2008 года доноры внесли более 130 миллионов долларов США из первоначального взноса в 150 миллионов долларов США. 14,4 миллиона долларов США было внесено правительствами бассейна Нила.
Инициатива стран верхнего течения по созданию Комиссии по бассейну реки Нил
В мае 2010 года пять государств, расположенных выше по течению, подписали соглашение о поиске большего количества воды из реки Нил — шаг, категорически против которого выступают Египет и Судан. Рамочное соглашение о сотрудничестве (CFA), переговоры по которому велись в течение многих лет в рамках NBI, должно было быть открыто для подписания сроком на один год. Соглашение подписали Эфиопия, Кения, Уганда, Руанда, Бурунди и Танзания; Эфиопия ратифицировала его в 2013 году. Ожидается, что ДР Конго подпишет его, а Египет и Судан не сделают этого. В мае 2010 года официальный представитель египетского правительства заявил, что «Египет не будет присоединяться или подписывать какие-либо соглашения, которые влияют на его долю».
Подписание соглашения уже планировалось во время встречи министров в 2007 году, но было отложено по просьбе Египта. Затем страны верхнего течения на другой встрече министров в Киншасе в мае 2009 г. решили подписать соглашение без одновременного подписания всеми странами. Однако подписание было отложено, и на следующем заседании Совета министров в апреле 2010 года в Шарм-эль-Шейхе Египет снова попросил отсрочить подписание. Статья о водной безопасности (Статья 14b) вызвала особенно возражения Египта и Судана. В статье говорится, что страны-члены будут работать вместе, чтобы «не повлиять существенно на водную безопасность любого другого государства бассейна Нила». Египет и Судан хотят, чтобы статья гласила: «Не оказывать отрицательного воздействия на водную безопасность и текущее использование и права любых других государств бассейна Нила» без оговорки «существенно». Бывший министр водных ресурсов и ирригации Египта Махмуд Абу-Зейд рассматривает рамочное соглашение как положительное начало, говоря, что «все согласились с более чем 95 процентами статей». Статья о защите и сохранении бассейна и его экосистемы — такой как Судд в Судане — и статья, требующая « предварительного обоснованного согласия » перед строительством новых плотин, также вызвали споры во время предыдущих переговоров. Представители стран, расположенных выше по течению, заявили, что «устали сначала получать разрешение от Египта, прежде чем использовать воду реки Нил для любого проекта развития, такого как ирригация», как того требует договор, подписанный в колониальную эпоху между Египтом и Великобританией в 1929 году. Соглашение не включает фиксированные доли воды для каждой прибрежной страны. Соглашение, когда оно вступит в силу, превратит NBI в постоянную комиссию по бассейну реки Нил.
Источник