Император лето атрейдес ii

Лето Атрейдес II, Бог-Император Дюны

Cтарше мифического Ноя. Более богоподобный, чем любые предшествующие ему мессии, будь то Мухаммед или же отец его, Муад’Диб, или сама Джеанна Батлер. Даже спустя века после своей смерти, Лето остаётся более многоликим и сложным для понимания, чем любая другая фигура в истории человечества, среди сотен галактик, среди тысяч планет. Он есть миф, окутанный легендой, и, возможно, именно он сам и является творцом и того, и другого. Вполне вероятно, что мы никогда не узнаем правду об этом странном гении, Хищнике Галактики, червеобразном Боге-Черве…количество эпитетов можно продолжить в геометрической прогрессии и всё же никогда не достичь конечной Правды.

Каковы же факты, касающиеся его жизни? Отцом Лето был Пауль Муад’Диб, первый император среди Атрейдесов, а мать — его супруга, Чани Лиет-Кинес. Свергнув тиранию своей тётки-мерзости, Алии Атрейдес, Лето принял кожу Червя (священники-фундаменталисты испокон веков восхваляют это действие как Воплощение) и правил как Бог-Император в течении 3500 лет. Умер Лето при падении с моста, хотя Церковь Разделённого Бога верит в то, что малые песчаные черви, которых можно найти в небольшой безжизненной пустыне на планете Ракис являются Его воплощением (по отношению к Лето они используют заглавную букву) и что Он вернётся, как огромный, ужасный и могучий Шаи-Хулуд, Старый Отец-Вечность, чтобы возродить былое величие Арракиса, Его родного мира, и фрименов, Его верных учеников. Все мы знаем об анархии, что последовала за его смертью, о Великом Голоде и Рассеянии, итогом которых и стала наша нынешняя цивилизация. Но мы ничего не знаем о Нём. Конечно, находки на Ракисе очень сильно помогли нам понять его эпоху. В течении долгого времени мы вновь и вновь изучали по-настоящему бесценные Похищенные Записки, но и они померкли перед теми материалами, что были найдены в ходе раскопок в Дар-Эс-Балат. Они настолько объёмны, что лишь на одну каталогизацию уйдут несколько десятилетий, не говоря уже об их анализе. О Боге-Императоре с уверенностью можно сказать лишь следующее. Его длинные монологи, записанные на диктейтель, страдают от необъективности и эгоизма. Например, его знаменитое высказывание, которое он всегда повторял всем своим гостям: > Существовала ли хотя бы одна личность (если можно судить о Лето как об одной личности) за весь период письменной истории, настолько обременённая прошлым, как сам Лето? Не были ли его разговоры постоянно связаны с опытом тысяч людей, живущих в его предковой памяти? Не упоминал ли он снова и снова легендарных, а, возможно, и мифических личностей в период земной истории, как Чосер или Александр Македонский? Не забыли ли мы то мудрое высказывание из Похищенных записок, которое остаётся таковым, независимо от нашего мнения о самом Лето: >

Читайте также:  Ловля сома летом переметом

Какие же мифы создал Лето? Прежде всего, самого себя. Именно о своём постоянстве, своём всеведении, всемогуществе и, конечно же, собственной вечности он и создал больше всего легенд. В реальности же именно грубая физическая сила, полученная от песчаного червя, стала истинным источником его имперской власти. Он использовал эту силу для собственной выгоды (и сколько легенд было создано о его нечеловеческих способностях!) чтобы укрепить свою власть как императора и наводить ужас на целые народы. С этого момента именно религиозный страх и слепое преклонение, вкупе с долгожительством песчаного червя, сделали его правление практически неизбежным. Ранний гхола Дункана Айдахо, верный слуга Атрейдесов, восстал против растущего авторитаризма Лето и его злоупотребления самой верностью Атрейдесам. Айдахо 11099 возглавил последний мятеж сардаукаров против императора, закончившийся поражением. Сам гхола погиб, имперские легионы были окончательно уничтожены, взамен же них была создана новая гвардия из Говорящих Рыб. Историки; возможно, и среди тех, кто был сожжён Лето на костре из их собственных трудов, отмечали почти трагическую иронию этой неудачной кампании. Конечно, сама идея того, что один из Дунканов Айдахо мог вести ненавистных ему сардаукаров в заранее обречённый, но тем не менее, грандиозный бой, против кого-то из Атрейдесов, способна стать сюжетом великолепной трагедии в руках нашего современника, Харк-аль-Харба. Но сегодня мы не можем списать действия Айдахо на простое психическое расстройство и судить о них так же, как о печально известном предательстве доктора Веллингтона Юйэ. Стоит лучше задуматься над тем, какие колоссальные усилия потребовались от Айдахо, чтобы преодолеть его укоренившуюся, почти генетически вложенную преданность Атрейдесам. Как современные историки-ревизионисты смогли найти причину для предательства самого Юйэ — а именно его невероятную страсть к любимой супруге Уанне, так и мы должны изучить предательство самого Лето (а не Дункана 13724) по отношению к кодексу Атрейдесов; его измену собственному деду, Лето I, Красному Герцогу, его сыну, Паулю Муад’Дибу и самому себе. Лето отступился от самого себя, от древнего рода Атрейдесов и их чувства правды, отваги и преданности. Необходимо помнить тот факт, что на момент вступления на трон и обретения кожи червя он был всего лишь подростком. У него никогда не было возможности вырасти, повзрослеть. Он никогда не мог вкусить радость обычной жизни. Его принуждали преодолевать соблазны, подвергали одному испытанию за другим. Само выживание стало его переходным обрядом задолго до того, как он стал подростком. Лишь в раннем подростковом возрасте он открыл для себя все те глупости и баловство, что мы ассоциируем с юностью на века. Профессор Истрафан Койе, психолог из Универститета Икс в своём монументальном труде > (с подзаголовком >, 3 глав. Салуса Секундус, Каршак) с уверенностью предположил, что ключом к пониманию характера Лето служит простой факт того, что все 3500 лет своего правления он оставался подростком. Он же добавляет, что для понимания > (цитата самого Койе) Лето нужно рассматривать как малолетнего преступника, которых обычно порют розгами. Как ещё можно понять повторяющиеся вспышки гнева по поводу того, что его Дунканы могли не согласиться с ним даже в банальных вопросах, а его мажордомы осмеливались даже подумать, что у > есть ахиллесова пята? (или правильнее сказать, сегмент?)

Читайте также:  Надо ли делать обрезку винограда летом во время созревания

Кто как не классический > мог не знать о противоречивости таких понятий, как наружность и реальность, тень и материя в собственной жизни? К примеру, из последнего сообщения, записанного с помощью диктейтеля незадолго до гибели Лето, мы знаем, что у него развилась безумная — некоторые назовут её > — страсть к > Хви Нори. Несмотря на то, что Лето признавал невозможность сексуальной связи с ней, так как его гениталии были поглощены телом червя сотни лет назад, он грезил ей, как влюблённый юноша. Для того, чтобы быть уверенным в том, что в предковой памяти Лето было достаточно необузданного сексуального опыта, чтобы поддержать его, Лето снова, и снова, и снова говорил, пока какой-нибудь Айдахо, Монео или даже слепо восхищающаяся Наила не переставали удивляться тому, что он возмущается слишком много. В действительности, Койе приводит убедительный аргумент: если сексуальная память могла поддерживать Лето, почему он не мог применить тот же самый принцип к еде и отказаться от неё? Действительно, если воспоминания о распутстве среди своих предков могли удовлетворить его сексуальные потребности, то и память о безумных пиршествах за тридцать и более веков до этого должна была поддержать его телесное >.

Койе также был первым, кто сформулировал невероятные противоречия между знаменитым Золотым Путём Лето и селекционной программой, которую он отобрал у Бене Гессерит. Оба данных явления находятся на разных чашах весов: ты не можешь планировать вывести новое, более совершенное человечество и при этом дать ему необходимую свободу выбора, которая, предположительно, и является сердцем Золотого Пути. Койе утверждал, с той или иной долей точности, что многовековая селекционная программа Бене Гессерит была куда более успешной, чем аналогичная у Лето. Как мы видим сейчас, Сёстры почти дважды смогли создать Квизатц Хадераха: согласно всем данным, дочь Джеанны Батлер, Сара Батлер, умершая в ходе аборта, родила бы Квизатц Хадераха. К сожалению, её смерть отсрочила его появление до рождения Пауля Атрейдеса, отца Лето.

Читайте также:  Черешня летом до какого месяца

Как же мы можем объяснить всю причудливость, все слабости и гениальные способности прославленного/печально известного Бога-Императора? Когда мы видим в нём червя, мы забываем, что он был человеком; видя в нём человека, мы склонны забывать в нём червя. Несмотря на всё, мы не должны забывать, что он также был Королём, во всём легендарном смысле этого часто поносимого слова. На протяжении почти четырёх тысячелетий он правил своим песчаным королевством в попытке создать цивилизацию, человека, культуру, которым не придётся видеть угрозу в самих себе.

Возможно, один неизменный миф, пришедший с легендарной Земли, и которому, вероятно, уже тысячи лет, поможет понять его. Это миф о Короле-Рыбаке, правившем Пустошью настолько бесплодной, что на ней не рос хлеб, люди не рожали детей, а отчаяние стало их неизменным спутником. Королевство Короля-Рыбака, как и он сам, раненый в пах, было бесплодным; и он, и его подданные ждали прихода Спасителя, Рыцаря Чистоты, который исцелит короля и вернёт земле её плодородие. Лето Атрейдес II был тем самым Королём-Рыбаком. По сравнению с его арракинской пустыней, любая мифическая или настоящая Пустошь показалась бы благодатной почвой. Всё же его видение Арракиса было неизбежно ограниченно: возможно, из-за его юности, возможно, из-за его воплощённой природы, возможно, из-за сильной его извращённости, возможно, из-за сильного недостатка человечности, о чём свидетельствует его ограниченность в половой сфере. Если ограниченным было видение родной планеты, то таковым оно было и для Империи. Поскольку он возомнил себя Спасителем своей планеты и Империи, он попытался стать рыцарем особой чистоты, который исцелит себя сам.

Он потерпел неудачу в одном. Он преуспел в другом. Он был королём прошлого и будущего. Его видение родной планеты и королевства оказалось неверным, поскольку Лето не единожды приходилось понимать, что он не Бог в абсолютном его смысле. Его успех заключался в его смерти, а Спасители должны умирать за свой народ. И когда он умер, его ограниченное видение Золотого Пути умерло вместе с ним. Таким образом, после Великого Голода и Рассеяния, мы, наконец, свободны: свободны от Лето, свободны от Золотого Пути и свободны от угрозы самим себе.

Кто знает, что ждёт нас среди звёзд?

Источник

Оцените статью