Художник лучо фонтана работы

Фонтаномания: почему художник, разрезающий и
протыкающий свои работы, увлёк весь мир?

Режь и протыкай. В Мультимедиа Арт Музее открылась первая в Москве ретроспектива Лучо Фонтана. Художника, который первый начал резать и протыкать свои картины. Вредительство? Гоголевщина? Теперь имя Фонтана уверенно прорезано в мировой истории искусства.

Мультимедиа Арт Музей впервые в Москве представляет ретроспективную выставку звезды итальянского и мирового современного искусства Лучо Фонтана, созданную в сотрудничестве с Фондом Лучо Фонтана.

Экспозиция, включающая более 60 работ художника из Фонда Лучо Фонтана, итальянских музеев и частных коллекций, дает возможность проследить эволюцию творчества художника от фигуративных работ к абстракциям, разрушающим традиционное представление о картине.

Лучо Фонтана.
Пространственная концепция. Маленький театр.
1965.
Холст, водоэмульсионная краска, лакированное дерево.
Национальная галерея современного искусства, Рим
Предоставлено Национальной галереей современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Трудно представить другого современного художника, вокруг имени и работ которого было столько споров и противоречий. Подобный жест, как разрез или протыкание, сложно принять за созидание. Фирменные дыры (buchi) на работах Лучо Фонтана были для художника выходом в новое, бесконечное измерение. Свет, обнаруженный за пределами сакрального для мира искусства пространства холста, оказался выходом в космос.

И здесь идеи Фонтана о том, что искусство может предвосхищать научные открытия так же, как научно-технический прогресс не может не влиять на художественное творчество, артикулированные в подписанных им манифестах, проявляют свою провидческую силу. Первый космический спутник будет запущен СССР в 1957 году – через десять лет после «космических прорывов» Лучо Фонтана. За освоением космоса художник будет следить внимательно и страстно.

Одну из представленных на выставке в МАММ работ «Пространственная концепция. Ожидание» (Concetto spaziale, Attesa, 1965 год) он подписал: «Мягкая / посадка / русских на Луне… / Космическая эра».

Лучо Фонтана.
Пространственная концепция. Ожидание.
1965
Холст, водоэмульсионная краска, разрез, лакированное дерево.
Городские музеи Флоренции — Музей Новеченто.©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

В 1958 году Лучо Фонтана начнет свой самый известный цикл «Разрезы» (Tagli), над которым будет работать до конца своей жизни. В этом цикле в картинах, объединенных названием «Пространственная концепция. Ожидания» (Concetto spaziale. Attese), появятся легендарные разрезы (tagli), которые станут кульминацией его духовных поисков и пластической презентацией его веры в бесконечность. Картина окончательно перестает быть пространством отражения материального мира, превращаясь в форму репрезентации концептуальных идей.

Лучо Фонтана
Распятие.
1948
Терракота, цветная глазурь.
Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Фонтана воспринимал живописное пространство как поле для эксперимента, но преодоление объективных ограничений материи было не разрушением, а созидательным действием, стремительным и точно просчитанным. Четкость, с которой выполняется надрез, открывает для художника пространство по ту сторону физической границы и позволяет осуществить прорыв из двухмерного полотна в трехмерность.

Лучо Фонтана.
Пространственная концепция.
1949.
Холст, бумага, дыры.
Национальная галерея современного искусства, Рим
Предоставлено Национальной галереей современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

«„Дыры“, самые первые „Дыры“, не были задуманы как уничтожение живописи, они указывали на измерение, лежащее за пределами картины, предоставляя свободу увидеть искусство в любых формах, в любом материале», — объяснял позже сам Фонтана. Его наиболее известная серия «Пространственные концепции» (Сoncetti spaziali) объединяет циклы произведений, имеющих разную пластическую драматургию. В преодолении традиционных художественных форматов проявляется неугасимая творческая энергия, благодаря которой возникают разнообразные живописные и скульптурные циклы, в том числе — «Натура» (Nature). При всей несхожести форм и техник, каждая работа наделена глубоким философским смыслом.

Лучо Фонтана
Распятие.
1955–1957
Керамика, цветная глазурь.
Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Читайте также:  Место рождения ленского бассейна

Параллельно с поисками новой свободы за пределами холста Фонтана продолжал работать как скульптор, строя диалог с историей мирового искусства, его большими стилями и, прежде всего, стилем барокко, который оказался наиболее релевантным страстной, эмоциональной природе самого художника. На выставке в МАММ будут представлены четыре скульптуры этого периода, а также двенадцать керамических распятий (керамика — один из излюбленных материалов Фонтана). Керамические покрытые цветной глазурью распятия Фонтана раскрывают глубокую взаимосвязь духовных и художественных поисков художника.

Лучо Фонтана.
Портрет Терезиты.
1940.
Мозаика.
Фонд Лучо Фонтаны, Милан
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

В начале XXI века современное искусство снова стоит перед проблемой поиска путей своего развития. Новые цифровые технологии, дополненная реальность, появление нейронных сетей, а также социальные сети, ставшие реальностью сегодняшнего дня, заставляют нас переосмыслить мир, в котором мы живем. У искусства, как и науки, есть логика саморазвития. Взаимодействием этих двух сфер духовной жизни человечества и занимался Лучо Фонтана — патриарх итальянского искусства XX века, чье творчество было отмечено Гран-при 33-й Венецианской биеннале 1966 года.

Лучо Фонтана
Распятие.
1957
Керамика, цветная глазурь.
Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Знакомство с работами Лучо Фонтана дает важный импульс к поиску новых путей развития искусства сегодня.
«Лучо Фонтана для меня – учебник того, как мы можем меняться, как мы можем выходить в другое измерение и предугадывать. Ведь ещё в конце сороковых он делает дырки в холсте, которые показывают, что за нами что-то есть», — рассказала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Лучо Фонтана
Ретроспектива в МАММ
27 ноября 2019 — 23 февраля 2020
Кураторы: Ольга Свиблова и Елена Джеуна в коллаборации с Фондом Лучо Фонтаны

При поддержке:
Департамента культуры города Москвы
Посольства Италии в России
Итальянского института культуры в Москве
Культурно-благотворительный фонд U-ART Иветы и Тамаза Манашеровых

Фото обложки: Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Ожидания. 1964. Холст, водоэмульсионная краска.
Городская галерея современного искусства, Турин. Предоставлено фотостудией Gonella. Воспроизводится с разрешения Фонда музеев Турина ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Источник

Зачем художник Лучо Фонтана режет свои картины

В Мультимедиа Арт Музее открывается первая в России ретроспективная выставка звезды итальянского и мирового современного искусства Лучо Фонтаны. Он основал целое художественное направление, написал манифест о синтезе искусств и объединении науки и творчества, но славу ему принесли картины с разрывами и прорезями – они как раз и будут в экспозиции. Собрали 5 фактов, которые нужно знать о Фонтане перед тем, как пойти на выставку.

Лучо изучал искусство скульптуры на примере надгробий . Фонтана родился в 1899 году в творческой семье: у отца была мастерская, где делали монументальные памятники на могилы. В 10 лет Лучо стал там подмастерьем. Несмотря на свою славу живописца, по образованию он скульптор: в 1927 году поступил в миланскую Академию Брера, там же увлекся кубизмом.

Все изменилось в 1949 году, когда Фонтана проткнул шилом холст. Он не просто начал новую веху в своем творчестве, он создал новое художественное направление – спациализм (от итал. spazio – пространство). В нем живопись и скульптура рассматривались как один вид искусства. До этого считалось, что искусство ограничено неприкосновенным пространством холста. Разорвав его, Фонтана доказал, что это не так.

Дыра означает космос . Сначала художник делал надрез или дырку на холсте с помощью инструмента, а потом руками придавал отверстию нужную форму. Рассекая картину, он стремился сделать ее трехмерной: объем должны были создавать тени от края разреза. Чтобы создать эффект глубины, сзади Фонтана приклеивал к полотну черную ткань. Так получалось ощущение пустоты и космоса.

В конце 40-х Фонтана придумывал пространственные инсталляции, большинство из которых уничтожили. Это были коридоры и комнаты, освещенные неоновыми трубками, куда зрители могли войти и испытать необычайные ощущения, словно погрузившись в нереальное пространство. Они были впервые были показаны в Художественном центре Уокера в Миннеаполисе в 1966 году и на выставке в Стеделейк-музее в Амстердаме в 1967‑м. Почти сразу после нее инсталляции разрушили, потому что в то время никто не подозревал, что они могут иметь какую-то ценность.

Читайте также:  Бассейн кафель своими руками

Сейчас его произведения стоят невероятных денег. В 2015 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне его работа «Пространственный концепт. Конец Бога» 1963 года была продана за рекордную сумму – почти 16 миллионов фунтов. Тогда же еще один «Пространственный концепт» Фонтаны ушел с молотка за миллион фунтов (при эстимейте в 350 тысяч). Большая часть его работ при жизни осталась незамеченной, несмотря на то, что в 1966-м (за два года до смерти) его творчество отметили Гран-при на 33-й Венецианской биеннале. Ранние инсталляции Фонтаны начали тщательно восстанавливать только в 1972 году.

С 27 ноября 2019 года – 23 февраля 2020 года
Билеты: 500 рублей

Источник

Лучо Фонтана

Lucio Fontana

Лучо Фонтана

Lucio Fontana

  • Дата рождения: 19 февраля 1899 г.
  • Дата смерти: 7 сентября 1968 г.
  • Национальность:итальянец , аргентинец
  • Направление:Спациализм (Spatialism) , Арте повера
  • Школа/группа:Зеро (Zero)
  • Сфера:живопись , скульптура
  • Оказал влияние:Тури Симети , Герхард Рихтер , Alfio Giuffrida
  • Арт-институции:Академия Брера
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Фонтана,_Лучо

Заказать
репродукцию

Лучо Фонтана (итал. Lucio Fontana, 19 февраля 1899, Росарио, Санта-Фе, Аргентина — 7 сентября, 1968, Ломбардия) — итальянский живописец, скульптор, теоретик, абстракционист и новатор. Самыми характерными для Фонтана произведениями стали картины с прорезями и разрывами, которые принесли ему широкую известность. Впервые со времен Малевича картина была преобразована таким радикальным способом.

Лучо Фонтана родился в 1899 в Росарио-де-Санта-Фе, Аргентина. Его отец, Луиджи Фонтана, был итальянским скульптором. Луиджи привез сына в Милан в 1905 для получения образования, Лючио начал работать в качестве подмастерья в студии отца в возрасте десяти лет. После Первой мировой войны Фонтана открыл свою собственную студию в Аргентине, а позднее вернулся в Милан в 1928. В 1946 Фонтана основал частную художественную школу, назвав её Академия Альтамира, которая стала важным культурным центром. Именно здесь, в постоянном контакте с молодыми художниками, он сформулировал свою теорию об искусстве, опубликовав затем «Белый Манифест» («Manifesto Blanco»), призывавший к искусству, которое будет охватывать области науки и техники и использовать такие вещи, как неон, радио и телевидение.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Источник

Лучо Фонтана в Мультимедиа Арт Музее — главная выставка зимы

Смотрите более 60 работ итальянского художника, в том числе с прорезями и дырами в холсте

27 ноября Мультимедиа Арт Музей открывает три новые выставки во главе с ретроспективой Лучо Фонтаны — первой в Москве. Вместе с ней показывают работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, диалог их искусства с Лучо крайне важен, и фотопроект молодого китайского художника Ву Гоюна. Vogue осмотрелся в пространстве, из которого исчезли Филип Колберт и Розмари Трокель, и обнаружил редкую возможность познакомиться с Лучо Фонтаной так близко.

Лучо Фонтана. «Пространственная концепция», 1949

© Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Одна из работ Фонтаны была в Москве на недавней выставке «Восточный джаз / East West Jazz» в Пушкинском, но в Мультимедиа Арт Музее их собрали более 60: они прибыли из Фонда Лучо Фонтаны, итальянских музейных и частных коллекций при поддержке посольства Италии в РФ и Итальянского института культуры в Москве. Многие знают Лучо Фонтану по фирменным «Разрезам» и «Дырам», но изменения, которые художник породил в послевоенном искусстве, связаны с куда более широким набором работ. По словам директора музея Ольги Свибловой, выступившей сокуратором выставки, Фонтана более полувека назад предвосхитил все, на чем строится современное искусство сегодня. Это касается и перформанса, и тотальных инсталляций, и работы с неоном и флуоресцентной краской.

«Только в конце жизни Фонтана приходит к разрезам, в шестидесятые, — подчеркивает Ольга Свиблова. — Это то, за чем люди едут в Тибет, — здесь Фонтана приходит к чувству бесконечности».

Лучо Фонтана. «Пространственная концепция. Маленький театр», 1961

© Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Искусство Фонтаны — не просто громада экспериментов и инновационных приемов в работе с материалами, это рефлексия о мире под напором научно-технического прогресса и о глубинном смысле понятия «свобода», которую Лучо искал вне холста. «Чем больше я смотрела на Фонтану, тем больше меня интересовал этот художник, — вспоминает Свиблова в день открытия. — Увидев барочную керамику, которую он делал с 1948-го по 1961-й, я поняла, что искал Фонтана, эти распятия оказали на меня особенное влияние». Экспериментируя с пространством холста, Лучо активно работал как скульптор, стиль барокко был ближе всех к его эмоциональной природе, а керамика стала одним из его излюбленных материалов.

Лучо Фонтана. «Распятие», 1955–1957

© Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Первый этаж музея занимает часть выставки Франциско Инфанте и Нонны Горюновой — их связь с философией Фонтаны Ольга Свиблова считает особенно важной. Художники пересекаются только в шестидесятых — первые работы Инфанте были созданы в начале десятилетия, Фонтана умер в 1968-м, — но близки в своей философии. Фонтана начинается на втором этаже, с «Пространственных концепций» — как самих полотен с легендарными разрезами (tagli) и дырами (buchi), так и фотографий, на которых запечатлен процесс.

«Проделать в холсте дыру было для меня радикальным способом преодолеть пространство картины, — такие слова Фонтаны сокуратор выставки Елена Джеуна, ранее работавшая с МАММ над выставками коллекции Дэмиена Херста и «Арте повера», выносит в эпиграф к своему тексту. — Тем самым я говорил: после такого мы вольны делать все, что захотим».

Лучо Фонтана. «Пространственная концепция. Ожидания», 1964

© Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

В 1949-м Фонтана впервые протыкает холст с помощью шила и в том же году создает первую инсталляцию — «Пространственную среду в черном свете». Погружая всю миланскую галерею Навильо в темноту, Лучо превращает зрителя из простого наблюдателя в действующее лицо — и впоследствии еще не раз продолжит цикл «Пространственных сред». «Эта серия позволяет осознать, насколько тотальными были замыслы Фонтаны, — объясняет Елена Джеуна. — Ему важно вовлечь зрителя в противостояние не только с физическим, но и с умозрительным, бесконечным пространством». В поздние годы художник много работает в этом ключе: «Пространственные среды» продолжаются на 33-й биеннале в Венеции, где Фонтана в 1966-м получает Гран-при, и парой лет позже на 4-й «Документе» в Касселе, незадолго до своей смерти.

Лучо Фонтана. «Портрет Терезиты», 1940

© Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Московская ретроспектива Фонтаны заняла три этажа: от прорезанных и продырявленных холстов переходите ко всему, что также сделало его первопроходцем в искусстве. «Творчество Фонтаны будет правильнее представить себе в виде кристалла, каждая грань которого наделена особым, неповторимым блеском», — уверен историк искусства Лука Массимо Барберо. «Разрезам» противопоставлена, например, серия «Маленькие театры» — Лучо использует холст как задник, накладывая на него лакированные рамы, или многоугольные «Кванты», эти картины предвосхитили живопись на фигурных холстах. Увидеть Фонтану в полном объеме и со всех сторон в Мультимедиа Арт Музее можно до 23 февраля 2020 года.

Что еще?

Кроме Фонтаны смотрите выставку «Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Метафизика, метафора, метаморфозы» (до 16 февраля): это подробный экскурс в искусство российского классика, одного из ярчайших в советской неофициальной культуре. Инфанте родился в 1943 году в Саратовской области, в семье испанского эмигранта-республиканца, к 19 годам стал блестящим академическим рисовальщиком и уже тогда начал работать с абстракцией и геометрией, размышляя о бесконечности космоса и структуре вселенной.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. «Артефакты». Из цикла «Пейзаж диктует». 1997

Источник

Оцените статью