- Картина Водяные лилии (Кувшинки) — описание серии картин Клода Моне
- История создания
- Автор
- Самые известные «Кувшинки»
- Белые кувшинки
- Водяные лилии в розовом
- Голубые кувшинки
- Пруд с водяными лилиями
- Зеленые отражения
- Интересные факты о цикле и авторе картин
- Почему водяные лилии Клода Моне словно затянуты голубой дымкой
- 30 лет Клод Моне выращивал кувшинки и писал их .
- Дюжина самых дорогих картин Клода Моне
- 1. Клод Моне. Стога сена, 1891
- 2. Клод Моне. Кувшинки в цвету, 1914–1917
- 3. Клод Моне. Стог сена, 1891
- 4. Пруд с водяными лилиями, 1919
- 5. Пруд с водяными лилиями, 1917-1919
- 6. Водяные лилии, 1906
- 7. Водяные лилии, 1905
- 8. Водяные лилии, 1905
- 9. Железнодорожный мост в Аржантее, 1873
- 10. Здание парламента, на закате, 1900-1901
- 11. Водяные лилии, 1904
- 12. Большой канал, 1908
- 13. Мост Ватерлоо в пасмурную погоду, 1904
Картина Водяные лилии (Кувшинки) — описание серии картин Клода Моне
Пейзажные картины Кувшинки (Водяные лилии), авторства Клод Моне, представляют собой цикл, объединяющий 250 полотен. Это произведение занимает центральное место в последнем тридцатилетии творчества прославленного художника-импрессиониста.
История создания
Клод Моне работал над циклом Кувшинки в 1914-1918 гг. Жанрово картина являет собой один из ярчайших образцов импрессионизма. Замысел полотна пришел к художнику сразу после переезда в усадьбу Живерни. Он всегда увлекался, цветоводством – собственное поместье с просторным палисадником было давней мечтой живописца. Там Клод Моне обустроил сад с прудом: вдоль берега цвели ирисы, над водой раскинулся мостик, а в самом пруду плавали водяные лилии.
После того, как первая картина была впервые представлена в 1919 г., все холсты решено было разместить в музее Оранжери (Тюильри). Под «Кувшинки» было отведено две большие овальные комнаты.
Клод Моне сам активно участвовал в оформлении помещений под свои произведения. Картины покрывают стены комнат практически полностью. Однако, выставка произведений «Кувшинки» в этом музее прошла только в мае 1927 г., после смерти автора. 12 холстов до сих пор хранятся в Оранжери, остальные – в разных музеях и галереях по всему миру. В 1999 г. для масштабной выставки из разных стран было собрано еще около 60 произведений цикла водяные Кувшинки.
Автор
Оскар Клод Моне родился в Париже, в ноябре 1840 г. Отец будущего художника был бакалейщиком и видел сына продолжателем семейного дела. В 1845 г. Клод Моне с семьей перебралась в Гавр (Нормандия). Там он окончил школу и, еще в юные годы, приобрел славу карикатуриста. Вскоре Клод Моне стал брать заказы на карикатурные портреты. Он окончательно решил посвятить себя изобразительному искусству.
Клод Моне уезжает в Париж. Родители надеялись, что он получит образование в Школе изящных искусств, но сам художник отказался поступать в учебное заведение. Клод Моне проводил большую часть свободного времени «Кабачке мучеников», где собирались художники нового направления. В 1860 г. Клод Моне отправился на службу в Алжир, но уже в следующем году тетка откупила его от военной повинности.
В первой половине 1960-х годов художник завершает свое обучение живописи. Сначала Клод Моне проходит несколько курсов в институте, на факультете искусств, затем – учится в Студии живописи Шарля Глейра. В 1970-х Клод Моне путешествует – сначала посещает Англию, затем Нидерланды. Наконец, в 1883 г. художник окончательно оседает во Франции, в поместье Живерни. Умер Клод Моне в 1925 г., в Париже.
Самые известные «Кувшинки»
Наиболее известными считаются «Кувшинки», хранящиеся в Оранжери. Впрочем, многие искусствоведы воспринимают весь цикл как единое целое. Почти все картины имеют общее построение композиции и отличаются лишь оттенками и расположением цветов и волн. Объединяет их еще и то, что большинство цветов изображено в движении, и в качестве отражения.
Белые кувшинки
Композиция этой картины, написанной в 1899 г., немного сложнее, чем у большинства других из цикла. На полотне «Белые кувшинки» виден мостик, сквозь густые деревья проглядывает небо. В центре композиции Клод Моне поместил медленно проплывающие под мостиком белые лилии. Размер холста — 89×93, хранится он в Пушкинском музее.
Водяные лилии в розовом
Эта работа серии водяные лилии «Кувшинки» получила свое название из-за розоватого оттенка цветов, окрашивающего их отражения в воде в ало-сиреневый цвет. Композиция картины – одна из самых статичных – цветы на ней прорисованы четче, чем на других. Написаны «Водяные лилии в розовом» в 1898 г., размеры полотна – 81×100. Выставляется произведение в Национальной галерее современного искусства, в Риме.
Голубые кувшинки
На этом полотне, точная дата создания которого неизвестна, ярче всего прорисованы кувшинки, как отражения в воде. На самом деле цветы в композиции – белые, но водяная гладь придает им голубой оттенок. Кувшинки будто тонут в воде, проплывая по ветру. Размеры картины — 200×200, хранится она в парижском музее Д’Орзе.
Пруд с водяными лилиями
Картина, называющаяся иначе «Японский мостик» — первая из серии, созданная в 1899 г. На ней, одной из немногих в цикле, видно деревья не в отражении пруда. В центре композиции – голубовато-серый мостик в азиатском стиле, утопающий в зелени деревьев и кустов. Под ним – медленно проплывающие голубоватые кувшинки. Размеры картины — 90×90, хранится она в музее Принстонского университета.
Зеленые отражения
Поздняя работа цикла «Кувшинки, написанная в 1926 г. Полотно имеет горизонтально вытянутую форму, размеры картины — 200×850 см. Главное в этом произведении – зеленовато-синяя вода, из глади которой виднеются бледно-голубые и розоватые кувшинки. Особое внимание в композиции Клод Моне уделил движению волн. Находится это полотно в Оранжери.
Картины Кувшинки считаются одним из самых знаменитых произведений в жанре импрессионизма. На этих полотнах Клод Моне идеально передает игру цветовых оттенков и переливов света в лепестках цветов и их отражениях в водной глади. Все картины имеют большие размеры и относятся к жанру пейзажа.
Интересные факты о цикле и авторе картин
Клод Моне признан одним из величайших живописцев XX века. А картины цикла «Кувшинки» — одним из важнейших достижений живописи модернистского направления. Несколько интересных фактов об авторе и произведении:
- Само название жанра – «импрессионизм» — было взято у одной из известнейших картин, которую написал Клод Моне – «Впечатление. Восходящее солнце».
- Все свои картины художник писал исключительно при дневном освещении.
- Во время написания полотен «Кувшинки» садовникам приходилось не раз пересаживать цветы, чтобы добиться расположения, которого хотел автор.
- В 1912 г. Клод Моне практически потерял зрение из-за катаракты, перенес операцию и после этого видел некоторые цвета искаженными – это отражают поздние картины цикла.
Кувшинки до сих пор пользуются огромной популярностью, как украшение интерьера – уникальные переливы цвета позволяют полотнам оживить любую обстановку.
Источник
Почему водяные лилии Клода Моне словно затянуты голубой дымкой
Как известно, Клод Моне очень любил писать водяные лилии, которых было очень много в его саду. Всего было создано более 80 работ с изображением кувшинок.
Поселившись во французской деревне Живерни, Моне собственноручно создал пруд, в котором он выращивал восхитительные водяные цветы, ставшие главными героями его картин. Они вдохновляли художника своей чистотой, красотой, светлостью и нежностью.
Однако в серии картин с кувшинками можно заметить одну особенность — они словно окутаны голубой или зеленоватой дымкой. Эта деталь делает полотна Моне сказочными и таинственными. Они словно погружают зрителя в волшебную страну, полную загадок и приключений.
Все считали Моне гением. Близкий друг живописца — врач Жорж Клемансо — говорил, что у него уникальная сетчатка глаза, которая помогает видеть то, что не видят другие. Сам Моне говорил, что хотел бы родиться слепым:
«Я хотел бы родиться слепым, а затем внезапно прозреть — так, чтобы начать писать, не зная, что собой представляют предметы, которые я вижу»
Хотя родился Моне зрячим, но перспектива ослепнуть приблизилась к нему в преклонном возрасте. После 60 лет художник начинал видеть всё хуже. У него развилась катаракта, в результате чего он стал видеть мир словно в дымке.
Вот так стал видеть свой сад Моне, приобретя катаракту.
Именно поэтому его лилии нарисованы так, словно всё находится голубовато-зеленоватом тумане. Особенность картин этого периода объясняется ухудшением зрения Моне, хотя сами картины от этого ничуть не стали хуже. Они только получили ещё большую уникальность и неповторимость, которая позволяет отличить картины Моне от произведений остальных художников. Причём сделать это может даже не сильно близкий к искусству человек.
К 72 двум годам художник почти полностью ослеп, но не переставал создавать картины. Моне сам писал о том, что из-за плохого зрения ему приходилось запоминать, в каком месте находятся различные цвета на палитре.
Художник долго не соглашался на операцию, говоря:
« Откуда я знаю, может, они дадут мне другие глаза? А мне нужны глаза Моне! Как иначе я продолжу работать?»
В итоге мастер сдался и ему удалили хрусталик в одном глазу. В результате операции зрение частично восстановилось.
Полотна Моне и по сей день пользуются невероятной популярностью и стоят огромных денег. Например, картина «Пруд с водяными лилиями» или «Пруд с кувшинками», созданная мастером в 1919 году, была продана на аукционе Christie`s в Лондоне за $80 млн. Эта работа Моне занимает девятое место в рейтинге самых дорогих картин мира, проданных на аукционах. У кого находится сейчас «Пруд с кувшинками» — неизвестно, поскольку коллекционеры, покупая подобные картины, часто предпочитают остаться неизвестными.
Источник
30 лет Клод Моне выращивал кувшинки и писал их .
30 лет Клод Моне выращивал кувшинки и писал их .
Водяные лилии в саду и на картинах импрессиониста Клода Моне: самые красивые картины и удивительные факты.
Когда картина Клода Моне попадает в аукционный дом Christie’s или Sotheby’s, ее сразу объявляют топ-лотом предстоящих торгов, а цена продажи часто превышает оценочную стоимость. Моне на аукционе — это всегда повод для возбуждения, волнения, азарта и внушительных ценников.
Самые дорогие, а скорее бесценные, шедевры именитого импрессиониста, конечно, находятся в музеях (хвала небесам, арт-дилерам и меценатам, жертвовавшим в течение последней сотни лет свои коллекции музеям всего мира!) Трудно себе представить ценник в любой из земных валют, например, под панно с водяными лилиями из музея Оранжери. Но Моне написал достаточно водяных лилий, чтоб некоторые из них украшали чью-то гостиную.
В действительном на сегодняшний день топ-10 самых дорогих картин Клода Моне — 6 картин с водяными лилиями. Все они написаны в те годы, когда Моне было далеко за 60, а чаще — за 70. Не многие художники-импрессионисты в старости (почти все дожили до седин, букета болезней и запоздалого признания) смогли совершить по-настоящему новаторский и мощный переворот по отношению к себе молодому и по отношению к искусству в целом. Моне один такой.
Настоящий повод, смысл и сюжет картин с лилиями — переменчивая, манящая глубина воды. Арт-дилер Рене Гимпель вспоминал, как впервые увидел вблизи сразу много картин с кувшинками Моне: «В этой бесконечности воде и небу не было начала и конца. Это было, как если бы мы присутствовали на одном из первых часов рождения мира».
Водяные лилии
Пруд с водяными лилиями, 1919 (Цена: $80 451 178)
Это полотно не случайно возглавляет список самых дорогих картин Моне, проданных с аукционов, вот уже много лет. «Пруд с водяными лилиями» — одна из четырех масштабных работ (размер 1×2 метра), которые Моне выполнил как эскизы (при этом вполне доработанные и завершенные) к своему проекту «Декорации». Одна из них находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, вторая была продана за 12 млн. долларов с аукциона в 1992 году, а третья сохранилась в виде двух кусков — кто-то из неразборчивых обладателей решил из одной картины сделать две поменьше. Эта четвертая.
Японский мостик
Водяные лилии, 1914
«Я бы хотел использовать тему водяных лилий для украшения гостиной: располагаясь вдоль стен, окутывая весь интерьер целиком, он будет производить иллюзию бесконечного целого, водной поверхности, без горизонта и без берега. Нервы, расстроенные работой, обретут здесь свой покой, следуя примеру стоячей воды. А если бы кто-нибудь пожил в этой комнате, она бы стала его убежищем для спокойной медитации в центре цветущего аквариума…» Наверняка, человек, заплативший 36 миллионов за полотно, каждый вечер успокаивает расстроенные работой нервы, глядя на эту стоячую воду.
16 ноября 2016 года был установлен новый рекорд стоимости на произведения Клода Моне: на торгах Christie’s в Нью-Йорке картина из серии «Стога сена» была продана за 81,4 миллиона долларов, что почти в два раза превысило предпродажную оценку в 45 млн долларов.
Источник
Дюжина самых дорогих картин Клода Моне
1. Клод Моне. Стога сена, 1891
на масштабной выставке Моне в Париже в 1891 году — и влюбилась в картину. Год спустя она приобрела работу у дилера Поля Дюрана-Рюэля. В том же году она собиралась продать шедевр парижскому музею , но передумала. «Стога сена» вместе с восемью другими работами из этой серии отправились с ней в Соединенные Штаты.
На протяжении всей своей жизни миссис Палмер оставалась восторженным поклонником творчества Моне. Помимо « Стогов сена» она владела четырьмя « Тополями», тремя « Руанскими соборами» и тремя пейзажами из серии « Утро на Сене». После смерти Берты Палмер вся коллекция работ XIX века стала частью собрания её сына и невестки — Оноре и Грейс Палмер.
О серии картин « Стога сена»: Фермерское поле со стогами располагалось сразу за садом Клода Моне в Живерни. На самом деле изображенные конструкции — это не сложенное сено , а зернохранилища , накрытые коническими крышами. Эти соломенные крыши защищали зерно от влаги и грызунов до самой весны.
В 1890 году Моне 50 лет — и он каждый день в течение полугода ( с августа по январь) уходит в поле к западу от своего сада , чтобы совершить одну из самых важных живописных революций. Стога — это первая созданная Моне серия из огромного количества полотен , начало той особой живописной формы , в которой художник будет работать потом в Лондоне , в Руане. «Когда я начинал , все было как всегда. Я думал , что достаточно два холста — один для пасмурного дня и один для солнечного» , — рассказывал позже Моне. Когда свет поменялся , он взял еще один холст , потом еще один. К концу января завершенных картин было 25.
Писатель Октав Мирбо , друг Моне , увидел в этой серии грандиозный эффект , выходящий далеко за границы фермерского поля в Живерни. «Это разные состояния сознания планеты, — писал он. — Это драма земли».
Сегодня , чтобы увидеть как можно больше состояний сознания планеты , нужно ехать в Америку , Чикаго и Бостон. Практически вся серия Моне была раскуплена американцами.
2. Клод Моне. Кувшинки в цвету, 1914–1917
Продажа: Christie’s , 8 мая 2018 года
Цена: $84,69 млн
Провенанс: коллекция покойного банкира Дэвида Рокфеллера. Дэвид Рокфеллер Старший был влиятельным американским банкиром , государственным деятелем и глобалистом , внуком нефтяного магната и первого в истории долларового миллиардера Джона Д. Рокфеллера.
Картина Моне в собрании банкира появилась благодаря Альфреду Барру , первому директору MoMA. Тот , согласно семейной легенде , как-то раз в 1948 году вместе с супругой нанес светский визит Рокфеллерам и поразился картинам , которые украшали гостиную. Посредственные работы рядовых художников XVIII века в доме магната?! Вскоре начался отсчет новым работам в собрании Дэвида Рокфеллера и его жены Маргарет ( Пэгги). В 1956 году с подачи Барра Рокфеллеры стали обладателями картины Моне — его поздних « Кувшинок…». Продавцом картины выступала галерея Knoedler & Co ( о ней скажем ниже), получившая работу в 1955 году от прежних владельцев — парижской Galerie Katia Granoff. А уж им картина досталась от сына художника — Мишеля Моне. Работа прибыла из Живерни.
3. Клод Моне. Стог сена, 1891
Продажа: Christie’s , 2016 год.
Цена: $81 447 500
Провенанс: В начале 1891 года Моне пригласил в Живерни Поля Дюран-Рюэля, чтобы показать новую серию работ — стога сена в разное время года , при разной погоде и разном освещении. Решено было устраивать выставку. Успех был грандиозным: большинство картин были куплены здесь же , в галерее Дюран-Рюэля , впервые Моне получал по несколько тысяч франков за одно полотно.
Первым владельцем этой картины стала легендарная американская галерея Knoedler & Co , старейшая и известнейшая , она появилась в Нью-Йорке до всех американских музеев и крупных коллекций. Основанная в Америке в 1848 году , на тогда еще провинциальном рынке искусства , Knoedler & Co была сначала филиалом французской галереи Goupil & Cie. Позже Майкл Нойдлер ( Michael Knoedler), руководитель американской ветви , выкупил филиал и стал владельцем.
Когда агент американской галереи приехал к Клоду Моне смотреть « Стога», художник предложил пять на выбор и сопроводил демонстрацию очень редким для него признанием: «Я верю в то , что преуспел , а я нечасто говорю это о своей работе» . Картина сменила еще нескольких владельцев в Америке , Швейцарии и Франции , прежде чем в 2016 году установила новый для Моне аукционный рекорд.
Knoedler & Co уже в XXI веке оказалась в центре серьезного скандала: сразу несколько коллекционеров , купивших в галерее картины Марка Ротко и Джексона Поллока за круглые миллионные суммы , обнаружили , что владеют мастерскими подделками. Самая старая и значительная галерея Америки закрылась в 2011 году.
4. Пруд с водяными лилиями, 1919
Продажа: Christie’s , 2008 год.
Цена: $80 451 178
Провенанс: картину из рук самого художника получили владельцы парижской галереи « Бернхайм-Жен», братья Жосс и Гастон Бернхайм-Жен. Каждые выходные , уезжая на лимузине в свой загородный дом на морском побережье , Бернхаймы заезжали по пути в Живерни , позавтракать с Моне , посмотреть на его новые картины , выбрать несколько для покупки , а на обратном пути завозили Клоду свежие креветки , которые тот очень любил. Сын Жосса Бернхайма Анри вспоминал позже , что иногда его отец складывал в ящик , прикрепленный к крыше лимузина , картину из своей личной коллекции — показать Моне и насладиться его реакцией.
Владельцами картины были позже Мари-Луиз Дюран-Рюэль и Нортон Саймон , чья частная коллекция стала основой художественного музея в Пасадине ( Калифорния). Покупатель , заплативший за картину рекордные 80 млн., участвовал в аукционе 2008 года по телефону и пожелал остаться неизвестным.
О картине: Это полотно не случайно в течение 8 лет возглавляло список самых дорогих картин Моне , проданных с аукционов. «Пруд с водяными лилиями» — одна из четырех масштабных работ ( размер 1×2 метра), которые Моне выполнил как эскизы ( при этом вполне доработанные и завершенные) к своему проекту « Декорации». Одна из них находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке , вторая была продана за 12 млн. долларов с аукциона в 1992 году , а третья сохранилась в виде двух кусков — кто-то из неразборчивых обладателей решил из одной картины сделать две поменьше. Эта четвертая.
Слово « декорации» впервые прозвучало именно по отношению к этой картине и трем работам из того же цикла. А неистовство , отчаяние и гордость художника , мечтающего подарить своей стране к окончанию Первой мировой войны нечто великое , проявились сначала на этих подготовительных картинах , а позже — убаюканные и пережитые — стали мощным источником вдохновения для гениальных панно , которые сейчас находятся в музее Оранжери.
5. Пруд с водяными лилиями, 1917-1919
Продажа: Sotheby’s , 2021 год.
Цена: $70 353 000
Провенанс: после смерти Моне в 1926 году у его сына и единственного прямого наследника Мишеля осталось более 500 работ , в том числе почти 200 поздних картин художника. В последующие десятилетия Мишель продавал работы своего отца — дилерам , галереям — так случилось и с этой работой. Далее картина меняла владельцев. Она имеет ясный провенанс , и среди ее обладателей — известный Голливудский и Бродвейский продюсер Рей Старк. До последней продажи полотно сменило владельца в 2006 году.
О картине: похоже , «Пруд с водяными лилиями» — еще один представитель проекта « Декорации», подготовительная работа к эпохальным панно , которые показывают в музее Оранжери. Эта работа будет включена в готовящийся цифровой каталог-резонне Клода Моне — отмечают на сайте аукциона.
6. Водяные лилии, 1906
Продажа: Sotheby’s , 2014 год.
Цена: $54 071 001
Провенанс: Поль Дюран-Рюэль — талантливый маршан и главный меценат импрессионистов в то время , когда еще никто их не покупал. Несколько десятков лет он оставался абсолютным монополистом на покупку картин Клода Моне , выплачивая ему кроме стоимости картин еще и дополнительную ренту , чтобы оставить за собой все права на картины и предотвратить безоглядные грошовые продажи ради куска хлеба. Но когда , наконец , к Моне пришла слава , монополия Дюран-Рюэля закончилась. Когда в 1909 году Дюран-Рюэль решил устроить в своей галерее выставку Моне под названием « Водяные лилии», художник долго увиливал , спрятался в Венеции , а потом объявил , что если Поль хочет выставку — пожалуйста , но только пусть выкупит для нее все необходимые картины. Столько денег у Дюран-Рюэля не было — и он предлагает братьям Бернхайм купить будущую экспозицию напополам. Так и вышло , что эта картина сначала принадлежала двум галереям: Дюран-Рюэля и братьев Бернхайм-Жен , и только позже Поль выкупил ее для своей галереи , а затем и в личную коллекцию. Новый владелец , как и два предыдущих , пожелал остаться неизвестным.
О картине: В действительном на сегодняшний день топ-10 самых дорогих картин Клода Моне — пять картин с водяными лилиями. Все они написаны в те годы , когда Моне было далеко за 60 , а чаще — за 70. Не многие художники-импрессионисты в старости ( почти все дожили до седин , букета болезней и запоздалого признания) смогли совершить по-настоящему новаторский и мощный переворот по отношению к себе молодому и по отношению к искусству в целом. Моне один такой.
Из этих бесконечных зарисовок пруда постепенно и настойчиво испаряется предметность: нет первого , второго и последующих планов , нет источника света и перспективы , сами лилии — как маячки , за которые цепляется взгляд. Но настоящий повод , смысл и сюжет — переменчивая , манящая глубина воды. Арт-дилер Рене Гимпель вспоминал , как впервые увидел вблизи сразу много картин с кувшинками Моне: «В этой бесконечности воде и небу не было начала и конца. Это было , как если бы мы присутствовали на одном из первых часов рождения мира» .
7. Водяные лилии, 1905
Продажа: Sotheby’s , 2015 год.
Цена: $54 010 000
Провенанс: В истории продаж этой картины — традиционный для поздних работ Моне зачин: совладельцами и первыми покупателями были галереи Дюран-Рюэля и Бернхайм-Жен. Они продали полотно в Кунстхаус Цюриха , потом 20 лет им владели швейцарские коллекционеры Эмиль и Альма Штауб-Терлиндер , а еще спустя 20 лет картина попала в собрание одной из самых влиятельных и скандальных галерей в мире — галереи Вильденштейн. Это целое поколение арт-дилеров , представители которого кроме чистой коммерции всегда проводили титаническую исследовательскую работу. Внук основателя арт-династии Даниэль Вильденштейн признан во всем мире как ученый , составивший самый полный каталог работ Моне , писем и документальных свидетельств его жизни. Нью-йоркское отделение галереи со временем начало специализироваться на продажах , а парижское отделение было переименовано в Институт Вильденштейн , там хранятся больше 100 тысяч фотографий произведений искусства и обширные архивы. Говорят , когда в ХХ веке умирал какой-то художник , представитель галереи оказывался в его доме раньше , чем врач или нотариус.
Из галереи картина « Водяные лилии» была продана в частную коллекцию в 1955 году и с тех пор ни разу нигде не появлялась. Новый владелец , заплативший за картину 54 млн., проживает в Америке и пожелал остаться неизвестным.
О картине: Даниэль Вильденштейн , изучивший столько работ Моне , что равных ему знатоков в мире еще не было и вряд ли будут , утверждал: с 1905 по 1907 год в творчестве художника происходит самый важный перелом и самая глубокая трансформация. Именно в 1905 из его пейзажей впервые уходит перспектива и линия горизонта. Это взгляд человека , низко опустившегося над водой и всматривающегося в движение всей этой тяжелой массы. Картины 1905 года покрыты плотным , насыщенным красочным слоем , вода на них редко отражает светлое небо , не блестит и не переливается. Это вода-пропасть , вода-бездна.
8. Водяные лилии, 1905
Продажа: Christie’s , 2012 год.
Цена: $43 762 500
Провенанс: Картину , как и десятки других изображений водных лилий , купили совместно галереи Поля Дюран-Рюэля и братьев Бернхайм-Жен для выставки Клода Моне. Уже через год полотно оказалось в Америке у частного покупателя , сменило еще нескольких владельцев и вело вполне скучную и традиционную жизнь шедевра. Вплоть до последней продажи , состоявшейся в 2012 году на аукционе Christie’s.
В тот год многие американские миллионеры расстались с жемчужинами своих коллекций. Американское налоговое законодательство ужесточилось — и богачи решили избавиться от некоторых шедевров , чтоб не разориться на их хранении. С того же аукциона , что и данная картина Моне , ушли две работы Марка Ротко и один из вариантов « Крика» Эдварда Мунка. Но хозяйка « Водяных лилий» вовсе не собиралась сэкономить на этой продаже , напротив , она занималась благотворительностью. С 1979 года владельцами « Водяных лилий» были Этель Стронг Аллен и ее муж Герберт Аллен. В 2012 году уже бывшая вдовой Этель умерла — и завещала эту картину Моне ( и еще по одному полотну Сислея и Писсарро) частной школе Hackley в Нью-Йорке , где учились три поколения ее семьи. Не сразу пришедший в себя директор школы предположил , что это пожертвование должно побить все рекорды благотворительных взносов , когда-либо преподнесенных учебным заведениям Нью-Йорка. Деньги , конечно же , пошли на развитие образовательных программ.
О картине: Выставка 1909 года в галерее Поля Дюран-Рюэля была рекордной: никогда еще столько изображений одного и того же мотива не собиралось в пределах одной экспозиции. На стенах галереи — только водная поверхность и цветы на ней , 48 картин из серии « Кувшинки» и в том числе эта , написанная в 1905 году. И никогда раньше Моне не получал столько лестных отзывов. Критики захлебывались от восторга и сравнивали серию картин Моне то с последними квартетами Бетховена , то с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле. Для посетителей и коллекционеров эта выставка тоже оказалась удивительным шансом — после нее художник написал еще больше ста картин с изображением пруда в Живерни , но ни одну из них больше не захотел показать на выставке или продать. Практически все они после смерти художника попали в музеи.
9. Железнодорожный мост в Аржантее, 1873
Продажа: Christie’s , 2008
Цена: $41 480 000
Провенанс: Трудно себе представить более грандиозное начало для провенанса — эта картина была представлена на Второй выставке импрессионистов в 1876 году. Именно об этой выставке критик Альбер Вольф писал: «Я лично знаком с некоторыми из этих несносных импрессионистов. Все они очаровательные молодые люди , искренне убежденные в своей правоте и воображающие , что нашли собственный путь в искусстве. Общение с ними вызывает такую же скорбь , какую я испытал недавно , поглядев в Бисетре на беднягу сумасшедшего. Зажав в левой руке лопату , он упер один ее конец себе в подбородок наподобие скрипки и водил по ней палкой , словно смычком , уверяя окружающих , что исполняет „Венецианский карнавал“ — вещь , которая , по его словам , принесла ему бешеный успех среди знатоков. Следовало бы поставить этого виртуоза перед входом на выставку — тогда балаган на улице Ле-Пелетье обрел бы полную завершенность» .
Первым владельцем картины стал оперный певец , знаменитый Жан-Батист Фор, один из немногих в те годы любителей новой живописи. Он купил полотно на знаменитом провальном аукционе в отеле Друо , где художники-импрессионисты решили продать по несколько полотен и заработать по несколько сотен франков на хлеб. Покупатели не сильно спешили платить , несколько картин купили ради рам. Но Фор и еще Гюстав Кайботт спасли ситуацию — купленные ими картины позволили хотя бы окупить затраты на холст и краски.
У картины внушительный список продаж и приобретений. Новый владелец , заплативший за полотно рекордный на тот момент для Моне 41 млн., пожелал остаться неизвестным.
О картине: В списке самых дорогих картин Моне эта — самая ранняя. Работы импрессионистов этого периода чаще хранятся в музеях и несут особую историческую ценность: наполняют залы лучших мировых выставок необузданной и витальной энергией грандиозного переворота в мировой живописи. Такой пейзаж
10. Здание парламента, на закате, 1900-1901
Продажа: Christie’s , 2015
Цена: $40 485 000
Провенанс: Поль Дюран-Рюэль с нетерпением ждал возвращения Моне из Лондона с обещанными видами на Парламент и два моста через Темзу. Ждал еще в 1900 году. Но художник не доволен набросками , он снова намерен ехать в столицу Великобритании через год. И снова не доволен. Еще несколько лет он дорабатывает эскизы в мастерской. Дюран-Рюэль получит обещанные лондонские циклы только в 1904 , но ожидание возместится сполна — уже через неделю картина « Здание парламента , на закате» будет продана. Она побывает с тех пор в частных коллекциях в Гавре , Париже , Нью-Йорке и Японии. Предпоследний владелец , британский магнат и владелец нескольких топовых брендов одежды , Филипп Грин купил эту картину в 2001 году за 14 млн., а продал спустя 14 лет за 40 млн.
О картине: «Погода меняется постоянно из-за облаков и сильного ветра… Эти эффекты превосходны , но они длятся не более 5 минут , и это сводит меня с ума. Нет более неподходящей для художника страны , чем эта» , — жаловался в письме из Лондона Моне. По утрам из гостиничного номера он писал мосты Ватерлоо и Чаринг-Кросс , во второй половине дня отправлялся в больницу Сент Томас , где ему с удовольствием предоставили террасу для ежедневных пленэров. Моне одновременно работает над 65 холстами — «гораздо больше , чем я смогу закончить», — но иначе невозможно , состояния природы и солнечные моменты сменяют друг друга с невероятной скоростью. Самый бесценный и дерзкий эффект именно этой картины — яркое красное свечение , прорывающееся между облаками и написанное одним взмахом кисти.
Сегодня из всей серии « Здание парламента» только 5 картин ( включая эту) находятся в частных коллекциях , а остальные 14 — в собраниях музеев: Метрополитен в Нью-Йорке ( 1), парижский д’Орсэ ( 1, 2), Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве ( 1) и других.
11. Водяные лилии, 1904
Продажа: Sotheby’s , 2007 год.
Цена: $36 724 350
Провенанс: Гюстав Жеффруа был одним из тех нескольких отважных критиков , которые первыми разглядели гениев в Клоде Моне , Огюсте Ренуаре и Поле Сезанне. Он отваживался писать восторженные рецензии на их работы в то время , как большинство зрителей и критиков называли это мазней и смеялись. Однажды Моне сел и написал письмо-благодарность критику газеты « Жюстис» за положительный отзыв , а много лет спустя познакомился с ним совершенно случайно , в Бель-Иле , куда оба приехали за вдохновением в 1886-м. С тех пор Жеффруа и Моне стали друзьями , а Гюстав — первым биографом , написавшим о жизни художника прямо с его слов и многословных , увлекательных писем.
Эта картина провела у Жеффруа три загадочных года. В аукционном провенансе указано: мол , была дана самим художником ему взаймы. Что бы это ни значило , три года Жеффруа наслаждался живописью , которую искренне любил. Потом картина недолго принадлежала сыну Клода Моне Мишелю и затем очень долго , почти столетие , неизвестному коллекционеру , потомки которого и продали ее в 2007 году.
О картине: Когда в 1900-х Моне работал над своим любимым мотивом , он еще не думал о «Декорациях» и об овальном зале музея , стены которого полностью покроются водными пейзажами без берегов и границ. Художник робко фантазирует о человеке , который бы захотел окружить себя « Кувшинками» в собственном доме: «Я бы хотел использовать тему водяных лилий для украшения гостиной: располагаясь вдоль стен , окутывая весь интерьер целиком , он будет производить иллюзию бесконечного целого , водной поверхности , без горизонта и без берега. Нервы , расстроенные работой , обретут здесь свой покой , следуя примеру стоячей воды. А если бы кто-нибудь пожил в этой комнате , она бы стала его убежищем для спокойной медитации в центре цветущего аквариума…» Наверняка , человек , заплативший 36 миллионов за это полотно , каждый вечер успокаивает расстроенные работой нервы , глядя на эту стоячую воду.
12. Большой канал, 1908
Продажа: Sotheby’s , 2015 год.
Цена: $35 567 406
Провенанс: Как же страдал Моне , когда узнавал о продаже своих работ « варварам», непонятным , шумным , щеголяющим пачками денег американцам. Но Дюран-Рюэль с патриотическими чувствами Моне не церемонился. Бывало , что целая выставка из его галереи разъезжалась по домам богатых американских поклонников импрессионизма. Первый владелец этой картины из венецианского цикла — Хант Хендерсон — был сахарным магнатом из Южного Орлеана и собрал лучшую на юге Америки коллекцию произведений искусства ( Ренуар , Дега , Пикассо , Джорджия О’Киф). Пока Хендерсон собирал вполне уже привычных и любимых в Америке импрессионистов , ему , как учредителю и попечителю Isaac Delgado Museum of art ( нынешний Художественный музей Нового Орлеана), и его завидной коллекции были несказанно рады в музее и любезно предлагали устраивать выставки. Но со временем Хант начал пугать директора музея своими неожиданными художественными вкусами и приобретениями: Пикассо для городского музея — это уж слишком. Сахарный магнат Хендерсон не церемонился — забрал все свои картины домой , развесил по стенам и передал по наследству детям. Сейчас , когда на аукционе появляется картина из собрания Ханта Хендерсона , это событие вызывает невероятный ажиотаж и рекордные ставки.
О картине: Уезжая в 1908 году в Венецию , 68-летний Моне ворчал , что придется покинуть Живерни , где ему и так неплохо пишется. Но этот город бросил художнику вызов — знаменитая венецианская дымка , окутывающая каждый предмет , здание , воду , небо была новым измерением , в котором он напишет свой цикл. Теперь один и тот же вид меняется не в зависимости от времени суток , как это было в «Стогах» или « Руанском соборе» — Моне пишет Большой канал в одно и то же время суток , ровно по 2 часа каждый день , и каждый раз свет преломляется сквозь эту невидимую оболочку-дымку по-разному. Время дня перестало быть тем фактором , который влияет на изменчивость мотива. Здесь свет , отражаясь от огромной водной поверхности , словно разжижает старинные каменные стены.
Моне привез из Венеции 37 полотен и еще три года никому их не показывал и дописывал в мастерской.
13. Мост Ватерлоо в пасмурную погоду, 1904
Продажа: Christie’s , 2007
Цена: $35 539 140
Провенанс: В галерее Поля Дюран-Рюэля лондонский цикл Моне долго не задержался. Этот вид на мост Ватерлоо купил русский банкир и страстный коллекционер Михаил Рябушинский. Ему было слегка за 20 , когда он начал собирать живопись в своем особняке , ему было 29 , когда его коллекция насчитывала сотню шедевров и когда он купил « Мост Ватерлоо» Клода Моне. Ему было 37 , когда в России произошла революция. Часть коллекции Рябушинский спрятал у себя дома , а часть отдал на хранение в Третьяковскую галерею. Бывший русский промышленник и банкир эмигрировал в Англию , а его коллекция разошлась по музеям: Третьяковская галерея , Русский музей , Государственный музей им. Пушкина. А вот « Мост Ватерлоо» оказался в галерее вездесущих Вильденштейнов.
Картина выбирала себе во владельцы исключительных личностей: сэр Александр Корда — первый в истории Великобритании режиссер , получивших рыцарское звание и снявший фильм « Рембрандт» ( 1936), который даже сегодня называют лучшей историей жизни художника в кино.
Корда купил картину в галерее Вильденштейн , а за несколько лет до смерти подарил еще одной знаменитости. Доктор Генри Лакс был кардиологом-новатором , изобрел тест для выявления атеросклероза и провел важное исследование по диабету , например.
О картине: Клод Моне приехал в Лондон вместе с женой Алисой , чтобы навестить сына , сделал несколько набросков и понял , что вернется сюда снова. Раскрывая по утрам окно гостиничного номера в Savoy , он видел с одной стороны мост Ватерлоо , а с другой — мост Чаринг-Кросс. Как раз за мостом Ватерлоо каждое утро вставало солнце , если оно , конечно , в этот день было видно. Разумеется , Моне помнил о Тернере с его световыми эффектами , он восхищался поэтичными и почти абстрактными ноктюрнами Уистлера, его сводила с ума переменчивая лондонская погода — писать этот город было невероятно сложно и до изнурения захватывающе. Из Лондона в Живерни измотанный и больной Моне вез 8 ящиков холстов , 80 штук сплошных набросков — и ни один не закончен. На просьбы Дюран-Рюэля продать ему хоть одну картину из лондонской серии Моне резко отвечает: никаких продаж! Ему необходимо , чтобы все холсты были перед глазами в мастерской , только так , работая со всеми сразу , он сможет их завершить. Через пару лет.
Источник