Виды портовой деятельности
Основными видами портовой деятельности являются погрузочно-разгрузочная и складская. Все остальные виды деятельности связанны с обслуживанием грузов и судов, обеспечением безопасности мореплавания и движения судов.
Погрузочно-разгрузочная деятельность – это вид деятельности, осуществляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями собственными или арендованными причалами, портовым перегрузочным оборудованием, кранами, средствами портовой механизации, другой техники, предназначенной для погрузочно-разгрузочных работ в порту.
Погрузочно-разгрузочная деятельность в портах предусматривает выполнение погрузки и выгрузки по принятой технологии всей номенклатуры грузов, включая генеральные, опасные, продовольственные, навалочные, пищевые, химические, накатные, нефтеналивные и другие. Указанный вид деятельности может осуществляться соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, если они имеют соответствующие заключения государственных органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический, санитарный, природно-охранный, технический и другие виды надзоров. Кроме того, стивидорная компания или предприниматель должны иметь паспорт гидротехнического сооружения, декларацию о готовности гидротехнических сооружений к эксплуатации с заключением органа госнадзора. Если осуществляется погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам, то соответствующий предприниматель и стивидорная компания должны иметь лицензию. Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом о “Лицензировании отдельных видов деятельности” и соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 490 “О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте”. Этим постановлением установлены положения “О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах и на внутреннем водном транспорте”. Лицензия предоставляется сроком на 5 лет.
Лицензионными требованиями для морских портов являются:
· осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в соответствии с требованиями и правилами морской перевозки опасных грузов;
· соблюдение правил пожарной безопасности;
· соответствие лицензиата и каждого судна требованиям международного кодекса по управлению и безопасной эксплуатации судов и предотвращение загрязнений и международного кодекса по охране судов и портовых средств;
· наличие у лицензиата в собственности или на ином законном основании производственных объектов порта, таких как гидротехнические сооружения, склады, оборудование, плавучие краны, используемые при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, соответствующих требованиям КТМ РФ;
· наличие на плавкранах и судах судовых документов;
· наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
· наличие у лицензиата руководителей и специалистов, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, и докеров, имеющих соответствующую квалификацию и свидетельство о праве работы с опасными грузами.
Лицензионными требованиями для речных портов предусматривается:
· соблюдение требований Кодекса внутреннего водного транспорта РФ;
· соблюдение правил пожарной безопасности;
· соблюдение правил эксплуатации портовых сооружений;
· соблюдение обязательных постановлений, касающихся деятельности в порту;
· соблюдение технических условий погрузки и крепления грузов и другие.
Упрощенный порядок лицензирования применяется по заявлениям лицензиата при условии заключения договора страхования гражданской ответственности в соответствии с условиями, определенными Правительством Российской Федерации, либо при наличии у лицензиата сертификатов, соответствующих требованиям международных стандартов (ISO 9001 “Системы менеджмента управления качеством”, ISO 14001 “Системы экологического менеджмента”, OHSAS 18001 “Системы менеджмента в области охраны труда и профессиональных заболеваний”).
Складские операции в портах осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием собственных или арендованных крытых и открытых складов. Производство складских операций предусматривает выполнение услуг по приему, перемещению, хранению и выдаче грузов.
Перемещение груза на складе выделяет 3 подфункции:
· перемещение груза внутри склада;
Хранение выделяет 2 подфункции:
· плановое хранение (длительность зависит от продолжительности функционального цикла и фиксируется нормативным актом Федеральной службы по тарифам РФ для конкретного порта);
· сверхнормативное хранение, которое возникает из-за того, что запасы приходится создавать за несколько месяцев для формирования судовой партии и в редких случаях – формирования ж/д маршрутов.
Следует отметить, что перемещение грузов на складе, прежде всего, связано с тем, что прибывший груз нужно расформировать для отправки потребителю.
Подборка груза является одной из основных функций на складе.
Отправка или отгрузка груза со склада, как правило, заключается в проверке подготовленных к отправке товаров на соответствие требованиям заказчика и их загрузки на транспортное средство.
К числу остальных видов деятельности в порту, прежде всего, следует отнести агентское обслуживание судов (в морских российских портах имеется около 20% агентских компаний от общего количества коммерческих структур), которое заключается в следующем:
· представление в качестве доверенного лица интересов судовладельца;
· совершение по поручению перевозчика от его имени и в его интересах определенных действий по организации и координации всех операций по обеспечению и обслуживанию судна. Агент обеспечивает рейс судна, его технические и эксплуатационные аспекты, включая оформление различных документов (информационных, таможенных, снабженческих, юридических, финансовых), которые выполняются до прихода судна в порт, при оформлении прихода, при его нахождении в порту и при отходе из порта;
· обеспечение взаимоотношений с портовыми властями, таможней, капитаном порта, иммиграционными властями по поводу государственного портового контроля и навигационными целями, а также обеспечение взаимоотношений с другими государственными департаментами. Отношение агента по поводу портового обслуживания связано, прежде всего, с системой управления движением судов и лоцманами, стивидорными компаниями, сюрвейерами, шипчандлерами, тальманами;
· отношения агента и судна, включающие бункеровку, ремонт судна, обеспечение запасными частями, провизией, питьевой водой, судовыми документами, здоровье членов экипажа, а также участие в составлении судовой роли;
· отношения агента и судна по поводу судовых и грузовых документов (коносамент, грузовой манифест, грузовой план судна, нотис о готовности и другие).
В соответствии со статьей 801 Гражданского Кодекса Российской Федерации (Часть вторая, СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410), транспортно-экспедиционное обслуживание грузов для перевозки на морских и речных судах – это вид деятельности по организации перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, проверки качества и количества грузов, комплектации погрузочных партий, упаковки и маркировки грузов, выполнение таможенных формальностей и иные документальные услуги по договору транспортной экспедиции. Этот вид деятельности осуществляют юридические лица (транспортно-экспедиционные компании составляют около 23% от всех коммерческих российских морских портовых организаций) или индивидуальные предприниматели, которые, как правило, используют в своей работе собственные или арендованные складские помещения, транспортные средства, средства связи, развитые информационные технологии и логистические системы.
Шипчандлерское обслуживание (около 13% морских портовых коммерческих организаций) – это вид деятельности, который обеспечивает суда всем необходимым для их эксплуатации, включая работу и услуги по обеспечению судна бункерным топливом, маслами, питьевой водой, предметами материального снабжения.
Сбор судовых льяльных вод и других видов судовых отходов, таких как нефтесодержащих вод, нефтешламов, сточных, хоз-фискальных и других вод, запрещенных к свободному сливу на акватории порта, включая сбор продуктов мойки танков, а также очистку акватории порта от плавающего мусора и нефтепродуктов.
Сюрвейерское обслуживание судов сводится к установлению факта, размера и характера повреждения на судне или грузов. Особое место в работе сюрвейера занимают случаи морских аварий, когда необходимо выяснить причины аварии, определить материальные потери и оценить возможные экологические последствия. Важную роль играет заключение сюрвейера при определении качества и количества товаров, доставленных в порт и их соответствия контрактным или перевозочным условиям. Международная судебная и арбитражная практика, а также западные судоходные компании охотно пользуются услугами независимых экспертов.
Сюрвейеры осуществляют широкий круг услуг по определению качества поставляемых товаров, таких как анализ минерального сырья, удобрения и каменного угля, загрязнения окружающей среды, контроль сельскохозяйственной продукции, потребительских товаров, техники и др. На долю сюрвейеров выпадает более 50% всех инспекций мировой торговли. В составе этих инспекций контроль за соблюдением необходимых правил погрузки судна является одним из основных видов деятельности сюрвейеров.
Навигационное обслуживание судов в портах включаетобслуживание, наладку, ремонт навигационного оборудования, обслуживание электронно-вычислительной техники и средств связи, обеспечение судов навигационными пособиями, картами и их корректуру.
К числу остальных видов обслуживания судов, грузов и пассажиров в порту можно отнести виды деятельности:
· проводку судов лоцманами и береговыми службами управления движения судов (СУДС);
· обслуживание пассажиров на территории и акватории порта;
· портовая буксировка судов и иных плавучих средств;
· деятельность по осуществлению швартовки судов в порту;
· техническое обслуживание судов;
· ледокольная проводка судов на подходах к порту и на акватории порта.
Источник
2.6. Основные формы хозяйственной деятельности в порту.
В современных портах используются различные формы организации хозяйственной деятельности от индивидуальных предпринимателей до юридических лиц в форме ОАО, ЗАО, ООО, Государственных и муниципальных предприятий и некоммерческих организаций.
В соответствии с ГК РФ индивидуальным предпринимателем в морских и речных портах являются граждане Российской Федерации, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридических лиц с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. с момента даты выдачи свидетельства о государственной регистрации предпринимателя. Как правило, индивидуальные предприниматели осуществляют брокерскую деятельность, все виды фрахтов, агентские услуги, погрузочно-разгрузочную деятельность и т.д. При этом предприниматель имеет право использовать наемный труд в количестве не более 100 человек. Предприниматель отвечает перед кредиторами всем своим имуществом. Риски хозяйственной деятельности для предпринимателя очень высоки. Это сдерживает применение данной практики в портах, отличающихся повышенными рисками в деятельности предпринимателя. Поскольку предприниматель ограничен в финансовых средствах, такая сфера деятельности не получила широкого распространения в морских и речных портах.
Основными формами хозяйственной деятельности в портах являются коммерческие организации, которые учреждены в форме товариществ и обществ.
Наиболее распространенной формой хозяйственной деятельности для малых и средних стивидорных компаний и других видов деятельности в портах признается общество с ограниченной ответственностью (более 50% всех коммерческих организаций).
ООО может учреждаться одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которых разделен на доли, определенные учредительными документами.
Общее число лиц может быть не более 50 человек. Капитал общества не менее 10 000 рублей. Участники общества несут риск убытков в пределах внесенных вкладов. Поэтому ООО в портах предпочтительнее для деятельности компаний, которые невелики по размерам и связаны с большими рисками, такими как агентская, сюрвейерская, брокерская, шипчандлерская, транспортно-экспедиторская и другие подобные виды деятельности.
Уставом ООО предусматривается возможность осуществления всех видов хозяйственной деятельности без дополнительного указания их видов.
Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учредителями и утвержденный ими Устав. Управление в ООО осуществляет высший орган общества, которым является общее собрание его участников. К исключительной компетенции общего собрания относятся:
- изменение Устава общества и уставного капитала;
- образование исполнительных органов;
- утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов;
- избрание ревизионной комиссии;
- решение о ликвидации и реорганизации общества.
Источник