Хатанга – река, арктический поселок и морской порт
Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 милях от устья реки у поселка Хатанга. Вход в устье реки находится между мысами Большая Корга и Поворотный. В 1952 году впервые в истории судоходства на реке Хатанге была осуществлена проводка морских судов с осадкой около 4 метров непосредственно до одноименного поселка. После этого события в 1954 году на месте Хатангской речной конторы был создан Хатангский морской арктический порт.
В настоящее время морской порт Хатанга входит в зону ответственности ФГБУ «АМП Западной Арктики». Современные границы порта установлены распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1290-р.
Василий Безумов, исполняющий обязанности капитана морского порта Хатанга, ФГБУ «АМП Западной Арктики»
Река Хатанга доступна для морских судов на протяжении 114 миль (211 км) от устья до морского порта Хатанга, причем наименьшая ширина фарватера на этом участке составляет 1 кбт. Далее на 9 миль (17 км) выше порта, до мест слияния рек Хета и Котуй, фарватер также доступен для морских судов, однако им пользуются только речные суда. Нижний участок реки Котуй на протяжении 74 км, до поселка Каяк, доступен для речных судов. Суда с малой осадкой могут проходить также по реке Хета и притоку Хатанги – реке Попигай.
Глубины на фарватере Хатанги колеблются в среднем от 5 до 20 метров, но имеются отдельные впадины с глубинами до 40 метров. Участками с наименьшими глубинами, ограничивающими плавание морских судов, являются перекат Жарковский у острова Жаркова и перекат Кривун у острова Таба-Арыта. Глубины в межень при сгоне и малой воде иногда уменьшаются до 3,6 метра на перекате Жарковский и до 4 метров на перекате Кривун.
Однако осадка судов, которые могут войти с моря в реку и пройти до морского порта Хатанга, зависит не только от глубины на перекатах, но и от глубины на внешнем баре реки. Суда, прошедшие через бар и имеющие осадку, которую в данное время допускают глубины на баре, как правило, проходят до порта Хатанга. Задержки на перекатах Жарковский и Кривун, а также у острова Солнце-Ары происходят лишь при местных сгонных ветрах, но обычно эти задержки бывают непродолжительными. Для того чтобы миновать наиболее опасный перекат Жарковский, для плавания морских судов оборудован Правожарковский фарватер.
Навигация на Хатанге в ее нижнем течении от устья до морского порта обычно начинается во второй половине июня, средняя дата вскрытия реки у порта – 12 июня. Первые суда приходят на реку из порта Тикси обычно в конце июля.
Навигация на этом участке заканчивается в конце сентября – начале октября (с учетом ледовых условий на путях возвращения морских судов на запад или восток). Средняя дата начала льдообразования на реке у порта Хатанга – 2 октября, установления припая – 6 октября. С наступлением минусовых температур в порту строится (намывается) дамба высотой до 10 метров для защиты зимующих судов в период ледохода и паводка. Морской порт является замерзающим, ледокольная проводка в нем не осуществляется.
Информация о начале и окончании периода навигации доводится капитаном морского порта Хатанга до сведения мореплавателей ежегодно. Контроль обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляется круглосуточно, проверки проводятся в соответствии с руководящими документами. Порт закрыт для захода иностранных судов.
Морской порт Хатанга является местом убежища в штормовую погоду в период навигации для судов, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки. За год порт посещают 310-315 судов, в том числе около 250 судов морского транспорта (из них 120 судов местного сообщения), 30 судов рыбной промышленности и 35 судов других ведомств.
Основное назначение порта – снабжение грузами получателей, расположенных в бассейне реки Хатанги с притоками Котуй, Хета, Попигай. В грузообороте порта на долю генеральных грузов приходится 20%, лесных – 7%, навалочных (уголь и песчано-гравийная смесь) – 70%, нефтеналивных – 3%. Перевалку грузов в порту осуществляет АО «Хатангский морской торговый порт».
В порту имеется 5 причалов. Два из них предназначены для судов портового флота, два других — для морских транспортных судов, один — нефтепричал. Конструктивно они представляют собой старые разнотипные суда, заполненные песчано-гравийной смесью.
Грузовые работы производятся как с помощью судового перегрузочного оборудования, так и средствами порта, в состав которых входят 3 плавучих крана, 6 гусеничных, 1 автомобильный и 5 автопогрузчиков.
Для хранения грузов в порту оборудованы открытые складские площадки общей площадью 25,3 тыс. м 2 . Крытых складов нет.
Складирование на территории порта баллонов с жидкостями и сжиженными газами или огнеопасными веществами запрещается. Указанный груз грузополучатели принимают на свой транспорт с борта судна и вывозят его на собственные склады.
В настоящее время в эксплуатации АО «ХМТП» имеется флот, в состав которого входят морские суда, суда класса «река – море», самоходные и несамоходные суда речного класса, плавкраны. В составе портофлота – грузовые (танкеры, лихтеры, понтоны), пассажирские и служебно-вспомогательные суда (рейдовый катер, морские буксиры, сборщик льяльных вод, плавочистная станция).
За деятельностью оператора морского порта, портофлота и судами, осуществляющими перевозки в порту и на подходах к нему, Служба капитана морского порта Хатанга ведет постоянный контроль, руководствуясь в своей деятельности Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ), Общими правилами в морских портах, международными конвенциями и другими нормативными правовыми актами национального законодательства.
Источник
Хатанга
Ха́танга – река в Азиатской части России, в Сибири, на полуострове Таймыр, в Красноярском крае. Название река получила от эвенк. «большая вода», «много воды».
Хатанга образуется при слиянии Котуя и Хеты. Длина реки 227 км (от истока Котуя 1636 км), площадь бассейна 364 тыс. км 2 . Впадает в Хатангский залив моря Лаптевых, формируя дельту выполнения Дельта, образующаяся при впадении реки в мелководный залив. . По площади бассейна Хатанга занимает 2-е место среди рек Красноярского края (после Енисея) и 9-е – в России [*] Без учёта параметров притоков 1-го, 2-го и пр. порядка, а также рек, впадающих в сточные озёра. По сводным данным Государственного водного реестра и Научно-популярной энциклопедии «Вода России». .
Первые сведения о реке были получены от тунгусов в начале ХVII в. В 1610 г. на реку с моря впервые проникли торговые и промышленные люди. В 1625–1926 гг. создано первое русское поселение – ясачное зимовье. С этого времени река стала важнейшим путем продвижения русских землепроходцев на север Сибири, сыграла особую роль в развитии судоходства на Таймыре. В 1934 г. в пос. Хатанге открыта гидрометеорологическая станция.
Река протекает в центральной части Северо-Сибирской низменности, в северо-восточном направлении, разделяя низменность (вместе с Хатангским заливом) на западную и восточную части. Низменность покрыта лиственничными лесами, которые на севере переходят в тундру. В долине реки находится самый северный в мире лес, представленный даурской лиственницей.
Основные притоки Хатанги: Нижняя, Блудная, Попигай (правые), Новая, Малая Балахня (левые). Хатанга течёт в постепенно расширяющейся (до 5–10 км) долине, имея широкопойменное песчаное русло. Русло разветвлённое, много островов. При ширине русла около 1 000 м ширина поймы мала, часто формируются излучины.
Основные источники питания реки – снеговое и дождевое. Условия стока особенно благоприятны из-за высокой водонасыщенности почв и грунтов, позднего их оттаивания. Подземная составляющая стока незначительна из-за сплошного распространения многолетнемёрзлых грунтов.
По водному режиму Хатанга принадлежит к восточно-сибирскому типу. Весеннее половодье начинается обычно в конце мая – первых числах июня, ещё во время ледостава, и характеризуется резким подъёмом уровней, достигающим максимума в середине июня, в начале ледохода. Затем следует медленный спад уровней (на фоне дождевых паводков), продолжающийся вплоть до ледостава. Годовой диапазон изменения уровня воды составляет 6–10 м. На колебания уровней воды ниже слияния Хеты и Котуя накладываются нагоны, достигающие 2–2,5 м в устьевом створе; в меженный период проявляются и приливы.
Максимальный месячный сток наблюдается в июне, составляя до 45–55% годового объёма. С октября отмечается резкое уменьшение стока.
Среднемноголетний расход воды у пос. Хатанга составляет 2370 м 3 /с, максимальный расход – 32,8 тыс. м 3 /с. К устью среднемноголетний расход воды возрастает до 3320 тыс. м 3 /с, что соответствует объёму стока в 104,783 км 3 /год.
Воды реки отличаются небольшой мутностью (в среднем менее 55 г/м 3 ). Наибольшая мутность отмечена в период половодья (до 140–170 г/м 3 ), наименьшая – в зимние месяцы. Средний сток наносов у пос. Хатанга равен 5,2 млн т/год. Среднемноголетний тепловой сток реки в море Лаптевых 2,1∙10 15 кДж. Сток солей достигает 6,3 млн. т/год. Основные загрязняющие вещества в воде реки – нефтепродукты. Условия самоочищения воды в реке средние.
Суровый климат при незначительной толщине снежного покрова обусловливает образование ледяного покрова толщиной до 1,5–2 м. Река замерзает в конце сентября – середине октября, ледостав длится в среднем 235 дней. Вскрытие реки происходит в середине мая – середине июня.
В бассейне реки находятся месторождения нефти и газа, каменного угля. Развит промышленный лов рыбы (ряпушки, омуля, муксуна, нельмы, тайменя, гольца) и оленеводство. Река судоходна до узла слияния Хеты и Котуя, ниже которого находится морской порт Хатанга, принимающий морские суда и суда класса «река–море» с Лены; низовьев рек Котуй и Хета. Навигация длится около трёх месяцев (с середины июня по сентябрь).
В бассейне р. Попигай находится самый крупный из 94 известных метеоритных кратеров (включен в список Всемирного геологического наследия ЮНЕСКО). В сентябре 2012 г. были обнародованы сведения о том, что в районе кратера открыто крупнейшее в мире месторождение импактных алмазов Алмазы, образовавшиеся при падении метеорита. Импактные алмазы не подлежат огранке из-за непрезентабельного внешнего вида и мелких размеров. Могут быть использованы как технические алмазы. . В низовьях реки находится Таймырский биосферный заповедник.
На Хатанге расположены населённые пункты Кресты, Хатанга, Жданиха. В пос. Хатанга находится Музей природы и этнографии при Таймырском заповеднике, музей мамонта.
Источник
Хатангский морской торговый порт
Хатангский порт — форпост Северного морского пути.
Хатангский морской торговый порт. Источник: сайт ЗАО «Хатангский морской торговый порт», www.hmtp.ru Хатангский морской торговый порт. Источник: сайт ЗАО «Хатангский морской торговый порт», www.hmtp.ru
Хатангский морской торговый порт расположен на правом берегу реки Хатанга и производит работы и транспортировку энергоносителей и генеральных грузов при северном завозе. Для защиты «зимующего» флота в Хатангском порту ежегодно строится ледяная дамба в 20 м высотой и 60 м длиной, позволяющая «прятать» суда от ледяных полей, идущих по реке на север, к морю Лаптевых. В настоящее время это единственная известная ледяная дамба в портах мира.
Начало торгового судоходства на реке Хатанга относится к 1936 г., когда небольшой винтовой пароход «Игарец» прибуксировал из бухты «Нордвик» в районный центр баржу с товарами. В 1938 г. с реки Лены перегнали мощный колесный пароход «Летчик Бабушкин» с двумя баржами. 28 февраля 1939 г. был издан приказ об образовании Хатангского речного агентства. Регулярные рейсы были начаты из бухты Кожевникова, где перегружали грузы в баржи с прибывающих морских судов и везли в Хатангу и дальше по Хете. В 1952 г., когда капитаны судов речной конторы и как лоцманы провели из Хатангского залива в районный центр морской пароход «Кузнецкстрой», было положено начало регулярным заходам морских судов в Хатангу. Для этого потребовалось построить причалы, подъездные пути к ним, склады для приемки грузов и гаражи.
В начале гг. в связи с увеличением объема работ порт вынужден был строить второй причал, представляющий собой 3—4 фермы, установленные на грунт, на которые укладывался настил из брусьев для гусеничного крана. С помощью этого непрочного сооружения производилась обработка судов портового флота. Со временем в связи с изменением состава судов возникла потребность в капитальных причальных сооружениях.
С 1975 г. на базе списанных металлических барж были построены причалы № 1, 2 и 3, которые не только обеспечивали обработку судов портового флота, но и принимали часть объема обработки морских судов. Для обеспечения бесперебойной обработки морских судов таким же способом был построен причал № 4, а затем и причал № 5 в 1986 г.
Мощность порта ежегодно увеличивалась. Так, в 1974 г. порт перерабатывал 159 тыс. т и перевозил 75 тыс. т грузов, а в 1984 г. — уже 312 тыс. т и 177 тыс. т соответственно.
В конце и начале гг. Хатангский порт испытывал трудности: производственные объемы упали, флот требовал ремонта, часть судов была списана или выведена с Крайнего Севера и передана другим организациям. Производство возобновилась в 2006 г. с началом деятельности компании морской торговый порт». В настоящее время это единственное предприятие, осуществляющее водные перевозки в бассейне рек Хатанга, Хета и Котуй в Восточной части Таймырского полуострова. Предприятие играет ключевую роль при поставках каменного угля и нефтепродуктов в рамках северного завоза, а также продовольственных товаров и продукции назначения для нужд муниципальных администраций, населения и коммерческих предприятий, расположенных на территории Таймырского муниципального района.
В настоящее время в эксплуатации имеется флот, в состав которого входят морские суда, суда класса «река — море», самоходные и несамоходные суда речного класса, плавкраны. Это позволяет компании выполнять задачи самого различного назначения, в том числе доставку грузов в районы мелководья с ограниченными сроками завоза в бассейне реки Хатанга, перевозку пассажиров в бассейне реки Хатанга, перевозку грузов из южных районов РФ по ВВП и Северному морскому пути в районы Крайнего севера, выполнение комплексных услуг по доставке грузов с выгрузкой на необорудованный берег, международные перевозки грузов морским транспортом в бассейне, Средиземном море, морях Западной и Северной Европы.
Источник
5 морских бассейнов
Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы.
Балтийский бассейн — к нему тяготеют Северо-западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей. Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг, Калининград, Санкт-Петербург.
Северный бассейн перевозит грузы четырёх прилегающих к нему экономических районов: Северного, Уральского, Западно-Сибирского и частично Восточно-Сибирского. Суда этого бассейна выполняют перевозки грузов для населения и предприятий всего побережья Крайнего Севера, т.е. осуществляют большой каботаж между такими арктическими портами, как Тикси, устьями рек Хатанги, Яны, Индигирки, Колымы и портом Певск. Основными портами этого бассейна являются Архангельск, Беломорск, Диксон, Кандалакша, Мурманск, Нарьян-Мар, Онега, Певск.
Черноморско-Азовский бассейн занимает выгодное географическое положение, имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов.
Основные порты этого бассейна: Азов, Ейск, Новороссийск, Таганрог, Сочи, Туапсе.
Каспийский бассейн. К нему примыкают Северо-Кавказский и Поволжский экономический районы. Посредством судоходных рек и каналов он связан практически со всеми морскими бассейнами Европейской части России. Крупным портом является Махачкала. Возведена первая очередь глубоководного порта Оля.
Дальневосточный бассейн. Охватывает значительную территорию Дальневосточного экономического района. В этом регионе морской транспорт для всего побережья от Берингово пролива до Владивостока является основным видом транспорта и выполняет малый и большой каботаж, а также международные перевозки. Основные порты бассейна: Александровск-Сахалинский, Владивосток, Магадан, Находка, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Провидения, Советская Гавань, Усть-Камчатск, Холмск, Южно-Сахалинск.
Движение морских судов организуется либо по расписанию (чаще линейное судоходство , пассажирское) , либо последовательными рейсами (без предварительного объявления расписания) . Графики составляются плановый и диспетчерский , на основании контроля за исполнением — исполнительный .
Управление морским транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации , Департамент морского транспорта .Это первое звено управления морским флотом . Второе — пароходство (объединение) . Порты имеют общий статус структурных единиц .
Сейчас решается вопрос о строительстве в Финском заливе крупнейшего порта в Луге , на Азовском море — Таганроге . Систематически расширяется линейная форма судоходства как в каботажном , так и международном сообщении . Ведётся интенсивная работа по внедрению АСУ в управление движением , особенно в крупных транспортных узлах .
Морской транспорт занимает особое место в экономике страны . Им выполняются 50% всех экспортно-импортных перевозок . Особенно велико его значение в районах Севера , Северо — Востока . Морской транспорт в перевозках тесно взаимодействует с железнодорожным . Это особенно важно в современных условиях распада СССР. Прямые смешанные перевозки , особенно по прямому варианту «судно — вагон» , вызвали реконструкцию железнодорожных станций и путей в ряде портов . В морских портах , расположенных в устьях рек , более тесно взаимодействуют морской и речной транспорт . Морской транспорт всё теснее взаимодействует с автомобильным, особенно в перевозках генеральных грузов .
Спасибо большое за то, что вы помогаете нам😍😍😍😍😍😍😍😍😍😍
Источник