Параметры судов транспортного флота
Тип транспортного судна определяется совокупностью конструктивных, технических, эксплуатационных и экономических характеристик.
Каждый тип судна имеет общие характеристики и специальные характеристики.
К общим характеристикамотносятся:
1) размеры корпуса судна строительные (длина, ширина и высота борта), м;
2) габаритные (наибольшие) размеры судна;
3) высота надводного борта, м (от грузовой ватерлинии до верхней кромки основной палубы;
4) осадка, м. Различают осадку в грузу и осадку порожнем;
5) весовое водоизмещение, т. Масса воды, вытесненной судном в загруженном состоянии и порожнем;
6) коэффициенты полноты водоизмещения;
Экономические характеристики:
1) строительная стоимость судна, тыс.руб. Существует 3 основных разновидности строительной стоимости:
— первоначальная, это та стоимость, по которой судно было продано на заводе;
— балансовая, это та стоимость, по которой судно числится в балансе данного пароходства;
— восстановительная, это сколько будет стоить судно в современных условиях.
2) себестоимость содержания судна, руб. за сутки.
Специальными характеристикамигрузового самоходного и несамоходного флота являются:
1) Грузоподъемность. Измеряется в тоннах. Это максимальное количество груза, которое может быть погружено в судно.
Грузоподъемность бывает строительная и регистрационная (регистровая) – с учетом технического состояния и класса судна. Обозначается Qр.
Для морских судов и судов смешанного плавания различают полную грузоподъемность (или дедвейт) и чистую грузоподъемность.
Полная грузоподъемность показывает, какую общую массу груза и необходимых рейсовых запасов может принять судно.
Дедвейт может быть определен как разность между водоизмещением в грузу и порожнем.
Дгр– водоизмещение в грузу;
До – водоизмещение порожнем.
Чистая грузоподъемность является величиной переменной и определяется дедвейтом и массой запасов на рейс, зависящей в основном от дальности рейса.
Qч – чистая грузоподъемность;
Gз – сумма всех запасов на судне.
2) Грузовместимость, Wс. Это объем грузовых помещений судна, м 3 ; а для судов-площадок – площадь палубы, м 2 .
3) Регистровая вместимость судна (это объем внутренних помещений судна). Измеряется в регистровых тоннах. Рег.т = 100 3 футов = 2,83 м 3 . Различают регистровую вместимость брутто (полную) и нетто (чистую).
Регистровая вместимость брутто – это объем всех помещений судна в регистровых тоннах.
Чистая вместимость – это объем в регистровых тоннах помещений, служащих для перевозки грузов и пассажиров, то есть используемых в коммерческих целях.
4) Удельная грузовместимость. Это отношение грузовместимости судна к его грузоподъемности.
с =, м 3 /т
5) Шкала или график грузового размера, определяющие грузоподъемность судна при различных осадках.
6) Приведенное сопротивление воды движению судна.
R =, кг/м 2 /сек 2 , где
R — приведенное сопротивление;
R – абсолютное сопротивление (измеряется в кг).
7) Скорость движения самоходных грузовых судов в спокойной глубокой воде V:
8) Мощность главных двигателей, л.с. (кВт)
(чтобы перевести л.с. в кВт, надо умножить на 0,736)
9) Автономность плавания, сут. Сколько часов судно может находиться в плавании без заправки топлива.
К специальным характеристикам грузопассажирских и пассажирских судов относится пассажировместимость с распределением по классам пассажирских мест: спальные места, места для сидения.
Источник
Технико-эксплуатационные характеристики морских транспортных судов.
Морские транспортные суда отличаются друг от друга размерами, конструкцией корпуса, скоростью хода, планировкой грузовых помещений, конструкцией, расположением главных и вспомогательных механизмов и т.д. Все эти особенности определяют район плавания каждого судна, а также род его перевозок. Внутреннее устройство грузовых помещений, их расположение и объем, оснащенность судна грузовыми средствами, количество и размеры люков, число и площадь палуб, степень их загроможденности различными механизмами и устройствами, а также другие особенности влияют на эксплуатационные показатели и экономическую эффективность работы судна.
Основными технико-эксплуатационными характеристиками судна являются линейные, весовые, объемные характеристики, скорость хода, нормы расхода топлива, воды и смазки.
К линейным характеристикам судна относятся:
Высота надводного борта………………………………………. F
Линейные характеристики определяют возможность захода судна в порты, прохода каналами, плавания в тех или иных районах.
К весовым характеристикам судна относятся:
Водоизмещение в полном грузу………………………………..D
Водоизмещение судна порожнем……………………………. D0
Валовая или полная грузоподъемность (дедвейт)…………….Dw
Водоизмещение судна порожнем D0 – масса судна, готового для выхода в море со всем снабжением, водой в главных механизмах, котлах, конденсаторах и их трубопроводах, но без груза, пассажиров, экипажа, багажа, топлива, воды, масла и всех других расходных запасов.
Водоизмещение в полном грузу D – водоизмещение судна при наибольшей допустимой осадке по грузовую марку, включающее в себя водоизмещение порожнем и массу груза, пассажиров, экипажа, багажа, расходных запасов, топлива, воды и масла.
Дедвейт, или полная грузоподъемность судна Dw – разность между водоизмещением в полном грузу и водоизмещением порожнем т.е.
Чистая грузоподъемность судна – максимальное кол-во тонн груза, которое может быть принято на судно к перевозке. Величина Dч судна – одна из важнейших эксплуатационных характеристик судна, так как по ее значению определяют транспортную работу, которую может выполнить судно. Величина Dч судна представляет собой разность между валовой грузоподъемностью и количеством рейсовых запасов:
К объемным характеристикам судна относятся грузовместимость и регистровая вместимость.
Грузовместимость судна Wс – объемное кол-во грузов в кубометрах, которое может быть погружено в грузовые помещения судна до полного использования их вместимости.
Регистровая вместимость является условным показателем вместимости судна. За ед. измерения регистровой вместимости принята регистровая тонна, которая равна 2,83 м 3 , или 100 фут 3 .
Различают два вида регистровой вместимости: полную или валовую (брутто-регистровый тоннаж), и чистую (нетто-регистровый тоннаж).
Регистровая вместимость используется для установления тождественности судов, статистики тоннажа, сравнения величины судов, взыскания с судов всевозможных сборов.
В валовую регистровую вместимость включают объемы всех помещений под главной палубой и в надстройках, за исключением:
помещений для вспомогательных механизмов, расположенных на верхней палубе;
помещения рулевой рубки; если ее объем не превышает нормальных размеров;
объемов танков двойного дна, если они не используются для перевозки топлива или грузов;
помещений камбуза, если его объем не превышает нормальных значений;
помещений гальюнов на верхней палубе из расчета одного на 50 чел, но не более 12;
объемов световых люков, тамбуров и тамбурных пространств грузовых люков, если их объем не превышает 0,5% полной регистровой вместимости, а если больше, то излишек не исключается;
объемов др. крытых помещений, не вполне защищенных, от воздействия непогоды.
Чистая регистровая вместимость получается из валовой регистровой вместимости после общих и специальных вычетов. В общие вычеты включают объем жилых и бытовых помещений для команды; крытых и огороженных помещений для вспомогательных механизмов и котлов, расположенных не на верхней палубе, но если они не являются частью машинного отделения; помещений штурманских рубок и помещений, в которых хранятся карты, навигационные и сигнальные приборы, шкиперские запасы, помещений водяного балласта, расположенных вне двойного дна, при условии, что они используются только для балласта; помещений, в которых находятся механизмы, служащие для управления рулем, для уборки и подъема якорей, если они не находятся на верхней палубе.
Скорость – одна из важнейших технико-эксплутационных характеристик судна, так как от ее величины зависит его провозная способность и скорость доставки грузов и пассажиров Скорость хода оказывает влияние на величину расходов, связанных с эксплуатацией судна.
Сдаточная скорость судна Vсд – максимальная скорость, которую развивает судно на ходовых испытаниях после его постройки.
Техническую скорость Vтех судно должно развивать в течение длительного периода при нормальном режиме работы главных механизмов на обычном для них сорте топлива.
Техническую скорость судна устанавливают для всех режимом его движения: в грузу Vгр и в балласте Vбал. Техническую скорость определяют в результате теплотехнических испытаний, проводимых службой судового хозяйства пароходства.
Значение скорости, полученной в результате теплотехнических испытаний, заносят в паспорт судна. Поэтому ее называют паспортной скоростью и используют при техническом планировании судна.
Средняя эксплутационная скорость судна Vэкс получается делением всего пройденного судном расстояния на время, затраченное на переход (за вычетом времени стоянки в пути с неработающей машиной).
Важной характеристикой судна являются нормативы расходов топлива, воды и смазки.
Общий расход топлива на судах зависит от: типа и мощности судовой силовой установки и ее технического состояния; коэффициента использования мощности силовой установки; вида топлива и его калорийности; скорости хода судна.
Нормативы расхода топлива устанавливают теплотехническим и испытаниями для каждого судна на всю установку в сутки, отдельно на период нахождения судна на ходу и на стоянке и обозначают соответственно через gт.х. и gт.ст.
Стояночный норматив расчленяется на стояночный расход топлива с применением грузовых судовых средств и расход топлива без применения грузовых средств.
Запасы топлива, воды и смазки зависят от продолжительности рейса, возможности пополнения их в промежуточных портах захода, трассы рейса и вида топлива. Для приема топлива, воды и смазки на судах имеются основные и запасные бункеры и цистерны.
Источник