Характеристика одного транспортного морского судно

Параметры судов транспортного флота

Тип транспортного судна определяется совокупностью конструктивных, технических, эксплуатационных и экономических характеристик.

Каждый тип судна имеет общие характеристики и специальные характеристики.

К общим характеристикамотносятся:

1) размеры корпуса судна строительные (длина, ширина и высота борта), м;

2) габаритные (наибольшие) размеры судна;

3) высота надводного борта, м (от грузовой ватерлинии до верхней кромки основной палубы;

4) осадка, м. Различают осадку в грузу и осадку порожнем;

5) весовое водоизмещение, т. Масса воды, вытесненной судном в загруженном состоянии и порожнем;

6) коэффициенты полноты водоизмещения;

Экономические характеристики:

1) строительная стоимость судна, тыс.руб. Существует 3 основных разновидности строительной стоимости:

— первоначальная, это та стоимость, по которой судно было продано на заводе;

— балансовая, это та стоимость, по которой судно числится в балансе данного пароходства;

— восстановительная, это сколько будет стоить судно в современных условиях.

2) себестоимость содержания судна, руб. за сутки.

Специальными характеристикамигрузового самоходного и несамоходного флота являются:

1) Грузоподъемность. Измеряется в тоннах. Это максимальное количество груза, которое может быть погружено в судно.

Грузоподъемность бывает строительная и регистрационная (регистровая) – с учетом технического состояния и класса судна. Обозначается Qр.

Для морских судов и судов смешанного плавания различают полную грузоподъемность (или дедвейт) и чистую грузоподъемность.

Полная грузоподъемность показывает, какую общую массу груза и необходимых рейсовых запасов может принять судно.

Дедвейт может быть определен как разность между водоизмещением в грузу и порожнем.

Дгр– водоизмещение в грузу;

До – водоизмещение порожнем.

Чистая грузоподъемность является величиной переменной и определяется дедвейтом и массой запасов на рейс, зависящей в основном от дальности рейса.

Qч – чистая грузоподъемность;

Gз – сумма всех запасов на судне.

2) Грузовместимость, Wс. Это объем грузовых помещений судна, м 3 ; а для судов-площадок – площадь палубы, м 2 .

3) Регистровая вместимость судна (это объем внутренних помещений судна). Измеряется в регистровых тоннах. Рег.т = 100 3 футов = 2,83 м 3 . Различают регистровую вместимость брутто (полную) и нетто (чистую).

Регистровая вместимость брутто – это объем всех помещений судна в регистровых тоннах.

Чистая вместимость – это объем в регистровых тоннах помещений, служащих для перевозки грузов и пассажиров, то есть используемых в коммерческих целях.

Читайте также:  850 метров до моря

4) Удельная грузовместимость. Это отношение грузовместимости судна к его грузоподъемности.

с =, м 3 /т

5) Шкала или график грузового размера, определяющие грузоподъемность судна при различных осадках.

6) Приведенное сопротивление воды движению судна.

R  =, кг/м 2 /сек 2 , где

R  — приведенное сопротивление;

R – абсолютное сопротивление (измеряется в кг).

7) Скорость движения самоходных грузовых судов в спокойной глубокой воде V:

8) Мощность главных двигателей, л.с. (кВт)

(чтобы перевести л.с. в кВт, надо умножить на 0,736)

9) Автономность плавания, сут. Сколько часов судно может находиться в плавании без заправки топлива.

К специальным характеристикам грузопассажирских и пассажирских судов относится пассажировместимость с распределением по классам пассажирских мест: спальные места, места для сидения.

Источник

Технико-эксплуатационные характеристики морских транспортных судов.

Морские транспортные суда отличаются друг от друга размерами, конструкцией корпуса, скоростью хода, планировкой грузовых помещений, конструкцией, расположением главных и вспомогательных механизмов и т.д. Все эти особенности определяют район плавания каждого судна, а также род его перевозок. Внутреннее устройство грузовых помещений, их расположение и объем, оснащенность судна грузовыми средствами, количество и размеры люков, число и площадь палуб, степень их загроможденности различными механизмами и устройствами, а также другие особенности влияют на эксплуатационные показатели и экономическую эффективность работы судна.

Основными технико-эксплуатационными характеристиками судна являются линейные, весовые, объемные характеристики, скорость хода, нормы расхода топлива, воды и смазки.

К линейным характеристикам судна относятся:

Высота надводного борта………………………………………. F

Линейные характеристики определяют возможность захода судна в порты, прохода каналами, плавания в тех или иных районах.

К весовым характеристикам судна относятся:

Водоизмещение в полном грузу………………………………..D

Водоизмещение судна порожнем……………………………. D0

Валовая или полная грузоподъемность (дедвейт)…………….Dw

Водоизмещение судна порожнем D0 – масса судна, готового для выхода в море со всем снабжением, водой в главных механизмах, котлах, конденсаторах и их трубопроводах, но без груза, пассажиров, экипажа, багажа, топлива, воды, масла и всех других расходных запасов.

Водоизмещение в полном грузу D – водоизмещение судна при наибольшей допустимой осадке по грузовую марку, включающее в себя водоизмещение порожнем и массу груза, пассажиров, экипажа, багажа, расходных запасов, топлива, воды и масла.

Читайте также:  Палочник богомол морской конек тряпичник

Дедвейт, или полная грузоподъемность судна Dw – разность между водоизмещением в полном грузу и водоизмещением порожнем т.е.

Чистая грузоподъемность судна – максимальное кол-во тонн груза, которое может быть принято на судно к перевозке. Величина Dч судна – одна из важнейших эксплуатационных характеристик судна, так как по ее значению определяют транспортную работу, которую может выполнить судно. Величина Dч судна представляет собой разность между валовой грузоподъемностью и количеством рейсовых запасов:

К объемным характеристикам судна относятся грузовместимость и регистровая вместимость.

Грузовместимость судна Wс – объемное кол-во грузов в кубометрах, которое может быть погружено в грузовые помещения судна до полного использования их вместимости.

Регистровая вместимость является условным показателем вместимости судна. За ед. измерения регистровой вместимости принята регистровая тонна, которая равна 2,83 м 3 , или 100 фут 3 .

Различают два вида регистровой вместимости: полную или валовую (брутто-регистровый тоннаж), и чистую (нетто-регистровый тоннаж).

Регистровая вместимость используется для установления тождественности судов, статистики тоннажа, сравнения величины судов, взыскания с судов всевозможных сборов.

В валовую регистровую вместимость включают объемы всех помещений под главной палубой и в надстройках, за исключением:

помещений для вспомогательных механизмов, расположенных на верхней палубе;

помещения рулевой рубки; если ее объем не превышает нормальных размеров;

объемов танков двойного дна, если они не используются для перевозки топлива или грузов;

помещений камбуза, если его объем не превышает нормальных значений;

помещений гальюнов на верхней палубе из расчета одного на 50 чел, но не более 12;

объемов световых люков, тамбуров и тамбурных пространств грузовых люков, если их объем не превышает 0,5% полной регистровой вместимости, а если больше, то излишек не исключается;

объемов др. крытых помещений, не вполне защищенных, от воздействия непогоды.

Чистая регистровая вместимость получается из валовой регистровой вместимости после общих и специальных вычетов. В общие вычеты включают объем жилых и бытовых помещений для команды; крытых и огороженных помещений для вспомогательных механизмов и котлов, расположенных не на верхней палубе, но если они не являются частью машинного отделения; помещений штурманских рубок и помещений, в которых хранятся карты, навигационные и сигнальные приборы, шкиперские запасы, помещений водяного балласта, расположенных вне двойного дна, при условии, что они используются только для балласта; помещений, в которых находятся механизмы, служащие для управления рулем, для уборки и подъема якорей, если они не находятся на верхней палубе.

Читайте также:  Отдых витязево частный сектор 2021 возле моря

Скорость – одна из важнейших технико-эксплутационных характеристик судна, так как от ее величины зависит его провозная способность и скорость доставки грузов и пассажиров Скорость хода оказывает влияние на величину расходов, связанных с эксплуатацией судна.

Сдаточная скорость судна Vсд – максимальная скорость, которую развивает судно на ходовых испытаниях после его постройки.

Техническую скорость Vтех судно должно развивать в течение длительного периода при нормальном режиме работы главных механизмов на обычном для них сорте топлива.

Техническую скорость судна устанавливают для всех режимом его движения: в грузу Vгр и в балласте Vбал. Техническую скорость определяют в результате теплотехнических испытаний, проводимых службой судового хозяйства пароходства.

Значение скорости, полученной в результате теплотехнических испытаний, заносят в паспорт судна. Поэтому ее называют паспортной скоростью и используют при техническом планировании судна.

Средняя эксплутационная скорость судна Vэкс получается делением всего пройденного судном расстояния на время, затраченное на переход (за вычетом времени стоянки в пути с неработающей машиной).

Важной характеристикой судна являются нормативы расходов топлива, воды и смазки.

Общий расход топлива на судах зависит от: типа и мощности судовой силовой установки и ее технического состояния; коэффициента использования мощности силовой установки; вида топлива и его калорийности; скорости хода судна.

Нормативы расхода топлива устанавливают теплотехническим и испытаниями для каждого судна на всю установку в сутки, отдельно на период нахождения судна на ходу и на стоянке и обозначают соответственно через gт.х. и gт.ст.

Стояночный норматив расчленяется на стояночный расход топлива с применением грузовых судовых средств и расход топлива без применения грузовых средств.

Запасы топлива, воды и смазки зависят от продолжительности рейса, возможности пополнения их в промежуточных портах захода, трассы рейса и вида топлива. Для приема топлива, воды и смазки на судах имеются основные и запасные бункеры и цистерны.

Источник

Оцените статью