- Практическая работа по геогафии для учащихся 9 класса №1 «Характеристика района добычи нефти» методическая разработка по географии (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок «Нефтяная промышленность России»
- Практические работы к курсу «География», 9 класс
Практическая работа по геогафии для учащихся 9 класса №1 «Характеристика района добычи нефти»
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Использую для самостоятельной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_po_geografii_dlya_uchashchihsya_9_klassa.docx | 13.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа по географии для учащихся 9 класса №1
Характеристика района добычи нефти
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям, уметь сравнивать нефтяные базы между собой.
Материалы для выполнения практической работы: учебник по географии, атлас, другие источники информации (Интернет-ресурс).
Задание: используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных энергетических баз страны, сравнить, дав краткую характеристику нефтяным базам России. Материалы сравнения оформить в виде таблицы.
План сравнительной характеристики нефтяных баз.
1. Географическое положение относительно потребителей
расположена в восточной части Европейской территории Российской Федерации, в пределах республик Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, а также Пермской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Волгоградской Кировской и Ульяновской областей
крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев.
2. Как разведаны бассейны
Район старого освоения (с 1929 года), запасы хорошо разведаны, месторождения освоены.
Район нового освоения (с 1970 г.)
3. Степень разработки бассейна, уровень добычи
Известно свыше 400 месторождений нефти и 50 – газовых. 25% добываемой нефти в России.
Месторождения расположены на глубине 2000 – 3000 м. Добывается 70% российской нефти
4. Способ добычи
Насосный (большая часть), фонтанный.
5. Качество нефти
Тяжелая, содержит примеси, попутный газ.
Высокое, содержание серы – низкое.
6. Условия транспортировки
Нефтепроводами на запад и за рубеж.
Нефтепроводы в основном западного направления и на юг Сибири.
7. Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяных месторождений
Выработка месторождений, требует глубокой переработки, т.к. содержит примеси, устаревшие нефтепроводы.
Неблагоприятные условия добычи: континентальный климат, заболоченность территории, уязвимость и трудновосстанавливаемость природы. Неполная переработка попутного газа. Низкие капиталовложения ведущие к снижению геологоразведочных работ.
Вывод: нефть и продукты ее переработки остаются на сегодняшний день наиболее востребованными видами топлива, но нефтяные предприятия требуют больших капиталовложений для реконструкции нефтепроводов и оборудования, а также проблемы, связанные с расположением месторождений в районах с экстремальными природными условиями, где природа очень уязвима и требует бережного и рационального отношения к себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная работа проверяет умение давать сравнительную экономико-географическую характеристику районов; умение пользоваться статистическими материалами учебника, тематическими картами атласа, делать выво.
С помощью простейших измерительных инструментов (часы, линейка, весы и т.п.), использую знания из курса физики, можно узнать о человеке и его организме много интересного.
Использую для самостоятельной работы.
Практические работы по информатикеДля учащихся 5 – 6 классов«Графический редактор»«Алгоритмы» Практические работы по информатике являются неотъемл.
Материал можно использовать в работе с детьми ОВЗ.
Задания для практических работ по темам: 1. «Окружность, круг, доли», .
Тетрадь для практических работ по обществознанию содержит множество продуктивных заданий.
Источник
Урок «Нефтяная промышленность России»
НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ. НЕФТЕГАЗОНОСНЫЕ ПРОВИНЦИИ Цель: создать условия для развития познавательного интереса к особенностям нефтяной промышленности на территории России через решение проблем нефтяной отрасли. Обучающие: сформировать представление об особенностях нефтяной промышленности России. Определить роль нефтяной промышленности в структуре хозяйства России. Развивающие: способствовать обучению школьников умению обосновывать свои ответы, иллюстрируя их примерами; создать условия для развития исследовательских навыков учащихся; развить умение работать с различными источниками географической информации и переводить информацию из одной знаковой системы в другую. Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры; способствовать формированию нравственно-эстетической культуры оформления работ Оборудование: карта топливной промышленности, атласы, интерактивная доска, презентация урока. Тип урока: урок изучения нового материала. 1 ЭТАП: ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 2 ЭТАП: ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (СЛАЙД 1): “ Есть река, текущая в Джаватской дороге и впадающая в Каспийское море у города, называемого Баку. Около этого города можно наблюдать странную вещь: из земли здесь выходит большое количество масла, за которым приезжают из самых дальних концов Персии: во всей стране оно служит для освещения домов. Это масло – черного цвета. Его перевозят по всей стране на коровах и ослах, и вы можете часто видеть караваны из 400 и 500 таких животных». Как вы думаете, о каком масле писал английский путешественник Джеффери Дэкет в своем труде «Замечания о состоянии Персии» еще в 16 веке? (Ответ: нефть) Правильно, сегодняшний урок мы посвятим изучению нефтяной промышленности (СЛАЙД 2). 3 ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ЗНАЧЕНИЕ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Нефть. Задумывались ли мы как велико значение этого ископаемого в нашей жизни, сколько продуктов получаем и используем мы благодаря переработке нефти? Конечно, нефть — прекрасное горючее. Но она важна для нас не столько как источник энергии, сколько в качестве сырья для синтеза различных материалов. Недаром еще Д.И. Менделеев говорил, что использовать нефть в качестве топлива — все равно, что топить печь ассигнациями. ЗАДАНИЕ (СЛАЙД 3): Из предложенных продуктов и материалов выберите те, которые созданы при переработке нефти: Продукты нефти: бензин, резина, краска, асфальт, книги и журналы, фотографии, губная помада и тушь для ресниц, туалетная вода, капроновые колготки, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, пластелин, пластмассовая мабель, корпусы компьютеров и бытовой техники, искусственные шубы. Продукты не из нефти: мебель из дерева, золотые слитки, драгоценности, гвозди, КОММЕНТАРИИ ПОСЛЕ ЗАДАНИЯ: Каким бы стал мир без нефти. В первую очередь мы бы лишились автомобиля — ведь бензин — то, без чего «железный конь» не смог бы бегать — делают из нефти. Мотоциклам, автобусам тоже нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо, кораблям — мазут. Но не топливом единым жив транспорт. Резина, из которой сделаны шины для колес, — продукт переработки нефти. Именно благодаря нефти по дорогам «бегают» яркие и красивые автомобили самых разных марок и цветов, ведь краску тоже делают из нее. Привычных асфальтированных шоссе в мире без нефти тоже не будет, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Из нефти делают типографские краски — значит, без нее не будет журналов, газет, книг. Конечно, когда-то их печатали и без использования синтетических материалов, но при нынешних объемах выпуска печатной продукции это просто невозможно! Кино и фотографий у нас бы тоже не было: фото- и кинопленки тоже бы не стало. Да и на цифровые носители ничего записать не получилось бы, ведь и они — продукт переработки нефти. Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом, ведь она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии. Так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин магазинов. Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых делают мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. СОСТАВ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (СЛАЙД 4) Нефтяная промышленность состоит из трех отраслей: На прошлом уроке мы уже озвучивали, какие виды транспорта занимаются транспортировкой нефти. Давайте вспомним. (Ответ: трубопроводы, нефтеналивные танкеры, а также в цистернах по ж/д и автомобильным трассам) Особое внимание уделить на достоинства и недостатки каждого вида транспорта при транспортировке нефти и газа: Трубопроводы – «+»: самый экономически выгодный и безопасный. «-»: нарушение экологии в местах прокладки трубопроводов, в зоне многолетней мерзлоты их прокладывают над поверхностью земли, что мешает свободной миграции животных; при аварии загрязняются большие площади территории. Нефтеналивные танкеры и транспортировка по ж/д и автомобильным трассам в цистернах: «+»: высокая маневренность. «-»: небольшие объемы перевозок, большие затраты на перевозку. Более подробно о трубопроводах вы почитаете в материале домашнего задания. СПОСОБЫ ДОБЫЧИ (СЛАЙД 5) ЗАДАНИЕ: Перед вами фотографии, на которых представлены способы переработки нефти. Давайте попытаемся их назвать. Ответ запишем к себе в тетрадь. А сейчас давайте дополним схему и расставим правильные характеристики для каждого способа КОММЕНТАРИИ К СХЕМЕ: Нефть известна людям с незапамятных времен. Археологи установили, что ее добывали и использовали уже за 5-6 тыс. лет до н. э. Наиболее древние промыслы — на берегах Евфрата, в Керчи, в Китае. Упоминание о нефти встречается во многих древних рукописях и книгах. К примеру, в Библии говорится о смоляных ключах в окрестностях Мертвого моря. Древние греки и древние китайцы добывали нефть для военных целей, а в средние века она даже считалась лекарством! В России первые скважины были пробурены на Кубани в 1864 году. В 1866 году одна из них дала нефтяной фонтан с показателем 190 т нефти в сутки. В первые годы советской власти основными районами нефтедобычи были Бакинский и Северокавсказский (Грозный, Майкоп). Однако вскоре истощающиеся запасы старейших районов перестали удовлетворять запросы развивающейся промышленности. Назрела потребность в поисках нефти на других территориях. Были открыты и введены в эксплуатацию месторождения Пермской области и Башкирии, что обусловило создание Волго-Уральской базы. И в 1960 г. она уже давала около 71% нефти страны. Добыча нефти продолжалась здесь многие десятилетия и соответственно она начала сокращаться. Сейчас основная нефтяная база страны – Западно-Сибирская. НЕФТЕГАЗОНОСНЫЕ ПРОВИНЦИИ (СЛАЙД 11 и до конца) ЗАДАНИЕ: Используя карту атласа «Топливная промышленность» распределите текстовые блоки в соответствии с тем, к какой нефтегазоносной провинции они относятся. (Задание выполняется с помощью интерактивной доски – учащиеся переносят блоки текса в соответствие с тем, какой нефтяной базе подходит это описание. Учащиеся параллельно заполняют таблицу в тетради). Таблица состоит из 4 колонок, но на уроке заполняется только 3. Колонка с Тимано-Печорской нефтегазоносной провинцией заполняется дома самостоятельно. Источник Практические работы к курсу «География», 9 классПрактические работы к курсу «География» 9 класса Практическая работа №1 Обозначение на контурной карте границ, соседних государств и субъектов РФ Цель работы: формирование умений работать с картой административно-территориального деления России На контурной карте (стр. 1-2) отметить карандашами разного цвета: Республики и столицы Края и автономную область Практическая работа №2 Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение (Работа с к/к и письменный вывод) Цель работы: формировать умении работать с картографическим материалом, сравнивать и делать выводы о причинах неравномерного размещения населения по территории нашей страны На контурной карте отметить города – миллионеры и городские агломерации желтым и синим цветом выделить районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения Сделать вывод о причинах неравномерного размещения населения по территории нашей страны Практическая работа №3 Определение соотношения городского и сельского населения, естественного прироста населения Ивановской области Цель работы: формирование умений работать с демографическими показателями и картой плотности населения, сравнивать и делать выводы. Используя карты атласа, текст учебника и дополнительные материалы, сравните демографические показатели для России и Ивановской области. Данные занесите в таблицу Численность населения (млн. чел.) Площадь территории (тыс. кв. км.) Плотность население (чел/ кв. км.) Доля городского населения (%) Доля сельского населения (%) Сравните показатели, объясните причины различий Практическая работа №4 Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа Используя текст, карты и таблицы учебника, статистические материалы, заполните таблицу На контурной карте отметьте основные центры металлоемкого и трудоемкого машиностроения Сделайте вывод о том, в какой части страны и почему сосредоточены эти виды машиностроения. Практическая работа №5 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям Используя текст учебника, карты атласа и статистический материал сравнить 2 угольных бассейна. Фактические данные занести в таблицу Печорский угольный бассейн Канско-Ачинский угольный бассейн Какой бассейн наиболее перспективный и почему? Почему нельзя закрывать неперспективный бассейн? Отметить на контурной карте основные районы добычи угля в России Практическая работа №6 Составление характеристики нефтяной базы по картам и статистическим материалам Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям Дать характеристику Западно — Сибирской нефтяной базы по плану: Географическое положение, площадь бассейна Доля в добыче нефти России Использование в хозяйстве Проблемы и перспективы развития Справочный материал к работе Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5 млн. км.Нефтегазоносность бассейна связана с отложениями юрского и мелового возраста. Большая часть нефтяных залежей находиться на глубине 2000-3000 метров. Нефть Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна характеризуется низким содержанием серы (до 1,1%), и парафина (менее 0,5%), содержание бензиновых фракций высокое (40- 60%), повышенное количество летучих веществ, поэтому она ценное сырьё для химической промышленности. Сейчас на территории Западной Сибири добывается 70% российской нефти. Практическая работа №7 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы по картам и статистическим показателям Используя текст учебника, карты атласа и статистический материал составить характеристику Уральской металлургической базы. Фактические данные занести в таблицу Доля района в общероссийском производстве проката (%) Основные месторождения руды (свое сырье, привозное) Месторождения каменного угля (свое сырье, привозное) Крупнейшие металлургические заводы Проблемы металлургической базы Сделать вывод о перспективах развития Уральской металлургической базы Практическая работа №8 Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику производств цветных металлов по картам и статистическим показателям Объясните факторы размещение производства меди в Медногорске и алюминия в Братске. Для этого заполните таблицу К какой группе цветных металлов относится К какой металлургической базе относится Какие факторы размещения наиболее характерны Отметьте на контурной карте основные районы производства цветных металлов в России Сделайте вывод о том, чем производство цветных металлов отличается от производства черных металлов Практическая работа №9 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства Цель работы: формирование умений составлять характеристику отраслей агропромышленного комплекса по картам и статистическим показателям Используя текст учебника и карты атласа, статистические материалы выясните основные факторы и районы размещения основных отраслей растениеводства и животноводства в России. Фактический материал занесите в таблицу Направления растениеводства и животноводства Условия выращивания культур или факторы размещения животноводства На основе таблицы сделайте вывод об основных факторах размещения растениеводства и животноводства Практическая работа №10 Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану Цель работы: формирование умений составлять характеристику транспортной магистрали, используя различные источники информации Дать характеристику транссибирской магистрали по плану: Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условия на эффективность ее работы Крупнейшие транспортные узлы магистрали Состав и направление основные грузопотоков Перспективы развития и пути повышения эффективности работы магистрали На контурной карте показать направления грузопотоков и транспортные узлы Практическая работа №11 Оценка ЭГП Северо-Западного района Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умений составлять такие характеристики Отметить на контурной карте состав экономического района Оценить ЭГП Северо-Западного района России Типовой план характеристики ЭГП района Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное) Экономическое окружение (соседние районы, соседние государства) Положение относительно крупных топливно-энергетических и сырьевых баз страны Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные и т.д.) Перечислите отрасли промышленности Санкт-Петербурга. Почему промышленные предприятия сосредоточены в припортовой части города и вдоль Невы? Сделайте вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства Северо-Западного экономического района Практическая работа №12 Составление сравнительной характеристики экономических районов Цель работы: формирование умений сравнения экономических районов с использованием различных источников информации 1.Сравнить Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы, используя план, текст учебника и карты атласа. Население и трудовые ресурсы Характеристика межотраслевых комплексов 2.Сделать вывод о роли этих районов в развитии нашей страны Практическая работа №13 Составление характеристики одного из ТПК Восточного макрорегиона Цели работы: составить характеристику Норильского промышленного узла, оценив его географическое положение, природные условия и ресурсы, проблемы и структуру производств, систему промышленных центров; совершенствовать навык использования различных источников географической информации для поиска нужного материала; проверка навыка работы с контурной картой. Используя карту атласа (страницы 44 – 45), определите географическое положение Норильска: широту и долготу, положение по отношению к Северному полярному кругу, транспортно-географическое положение, положение по отношению к Енисею, к ресурсным базам. Посмотрите на карту учебника (рисунок 67 на странице 224). На ней показаны выбросы Норильского промышленного узла. Подумайте, почему зона этих выбросов тянется на восток, к реке Хатанге. Подумайте, почему перед вскрытием Енисея убирают подальше от берега все портовые сооружения, краны, рельсовые пути, временные причалы. Используя контурную карту Восточной Сибири, создайте схему Норильского промышленного узла. Для этого: — в пунсонах городов Норильск, Дудинка, Усть-Порт, Талнах, Игарка обозначьте цветом промышленную специализацию; — нанесите на схему природные ресурсы; — соедините центры – покажите связи между Норильском, местами добычи руд, угля, газа (газопроводы), портами (железная дорога); — линиями движения покажите, в каких направлениях по Енисею из портов Дудинка и Игарка направляются грузы, что и куда перевозят по Северному морскому пути; — цветным пунктиром обозначьте главные зоны загрязнения территории района Норильским комбинатом и стрелкой укажите направление выбросов. Город Норильск был назван по реке Норилке, соединяющей озера Пясино и Ламское. Город расположен в 122 километрах к востоку от порта Дудинка (имеющего причалы как для морских судов, так и для речных). С этим портом он соединен самой северной в России железной дорогой. Город возник в связи с открытием в этом районе (1919 – 1922) никелевых и платиновых руд и строительством (с 1935 года) горно-металлургического комбината. И комбинат, и сам город были построены узниками сталинских лагерей (ГУЛАГа). В Норильском районе помимо крупнейших ресурсов комплексных медно-никелево-кобальтовых руд имеются крупнейшие в мире запасы платины, а также ресурсы золота, серебра, селена, теллура. В состав здешних руд входит большое количество серы, из-за чего при их переработке происходят значительные вредные выбросы. На базе Норильской группы месторождений развивается самый северный в мире крупный территориально-промышленный комплекс. Его ядро составляет мощный горно-металлургический комбинат, включающий в себя несколько заводов и рудников. Крупнейшие рудники находятся неподалеку от Норильска, у города Талнаха. Месторождение углей – у города Каеркан и несколько поселков. К западу от Норильска разрабатывают месторождения газа (Мессояха и другие), которые соединены с городом газопроводом. Южнее, на реке Хантайке, построена ГЭС. Есть крупный порт по вывозу леса и лесоматериалов – Игарка, доступный до морских судов, есть порт Диксон – морские ворота енисейского Севера. Наряду с преимущественно русским городским населением близ Норильска проживают ненцы. Есть здесь и поселения менее крупных народов. Они занимаются оленеводством. Значительное количество оленей забивают для снабжения мясом Норильского района. Город Норильск построен на вечной мерзлоте с использованием бетонных свай, приподнимающих здания над поверхностью, что сохраняет грунт в мерзлом виде. Норильск хорошо спланирован, имеет несколько архитектурных ансамблей. В городе есть драматический театр, Дворец культуры и спорта. По реке Енисею через порт Дудинка Норильск связан с краевым центром – Красноярском, куда отправляет часть своей продукции, в том числе концентраты платины и редких металлов, для переплавки на металлургическом заводе Красноярска. Летом по Енисею осуществляется снабжение Норильского района (с юга) всем необходимым для его жизнедеятельности. Дудинка – морской порт на Северном морском пути, по которому Норильск отправляет рудные концентраты и рядовой металл на переплавку в города Кольского полуострова – Мончегорск и Печенгу. Эти центры вместе с Норильским комбинатом объединены в концерн «Норильский никель», производящий 80% никеля, кобальта и значительную часть меди России. Этот комбинат – крупнейший в мире экспортер никеля. В то же время Красноярский край занимает первое место среди республик и областей России по выбросу вредных веществ в атмосферу. Из них 80% приходится на Норильский комбинат. Помимо этого в Норильском районе значительно загрязнены воды, огромны бытовые отходы. Эти проблемы загрязнения сказываются на экологии полуострова Таймыр: 13 миллионов гектаров земель охотничье-промыслового значения и оленьих пастбищ там настолько загрязнены, что выведены из хозяйственного оборота. Неочищенные стоки вод подрывают рыбохозяйственное значение его рек. Практическая работа №14 Определение по картам плотности и особенностей размещения населения Ивановской области Цель работы: формировать умение объяснять основные демографические процессы, происходящие на территории нашей области Определите среднюю плотность населения Ивановской области, используя атлас Ивановской области Определите районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения Сделайте вывод о причинах высокой и низкой плотности населения в отдельных районах Ивановской области Источник |