В одной из древних летописей, записанной на бамбуковой дощечке, дается предание об использовании вод (т.е. морей) еще в правление мифической династии Ся неким императором Юем.
Величина отражения витринита, пределы изменения в зависимости от метаморфизма углей. Прогноз палеотемператур в осадочном бассейне. Выделение ГЗН(Билет№1,5)
Во сколько раз надо увеличить абсолютную температуру черного тела, чтобы его энергетическая светимость возросла в 9 раз?
Гумусовое и сапропелевое органическое вещество (ОВ). Методы определения. Распределение разных типов ОВ в осадочном бассейне
Законов теплового излучения абсолютно черного тела
Каждый день, для всех желающих, у бассейна Ирина Созонова будет проводить
Черное море занимает собою поверхность около 411 540 км при средней глубине около 1197 м. Черное море окружено сушей почти со всех сторон и сообщается со Средиземным морем только посредством узкого и похожего на реку Босфорского пролива. Оно представляет собою очень правильный и глубокий бассейн с очень простым рельефом дна. Везде к его берегам прилегает неширокая и мелкая прибрежная полоса моря глубиною менее 150 м. Вслед за этими глубинами дно моря начинает быстро и круто понижаться и скоро доходит до 1200 м; затем идет уже основная, громадная и ровная площадь моря с глубинами около 1500 м. Наибольшая длина Черного моря в направлении с востока на запад — 1160 километров; наибольшее протяжение с севера на юг — 600 километров; наиболее узкое место между Крымом и лежащим к югу побережьем Турции — 270 км. Черное море не замер-
Глава 2. Риски разливов нефти на море
зает. На непродолжительное время покрывается льдом только северозападный угол моря под Одессой.
На севере Черное море соединено узким и мелким Керченским проливом с Азовским морем.
В последнее десятилетие Азовское море стало беспокоить острыми экологическими проблемами. В связи с сокращением стока Дона и Кубани в море возросла соленость воды. Приток черноморской воды через Керченский пролив усилил этот процесс. Из-за увеличения солености море перестало замерзать, что приводит к переохлаждению и гибели ценных промысловых рыб. Вода также сильно загрязнена морским транспортом и стоками с материка.
В настоящее время Черное море, наряду с Азовским, является морским регионом с наибольшим антропогенным прессом в Европе. Повышенному уровню загрязнения способствует ряд не только антропогенных, но и природных факторов. К природным факторам можно отнести:
— особое географическое положение, характеризующееся удаленнос тью от океана;
— специфику гидрологического режима Черного моря — ограничен ный водообмен с соседними морскими бассейнами, значительное расслоение вод по плотности, замедленный вертикальный обмен водных масс;
Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
— большую площадь водосбора, которая охватывает территорию стран Европы и Малой Азии и составляет 2,3 млн км ;
— наличие в северо-западной части моря обширной мелководной шель- фовой зоны.
Все страны с тяжелым экономическим положением, имеющие выход к Черному морю, хотят решить свои экономические проблемы за счет транспортировки нефти. Проведено или запланировано строительство множества терминалов, причем часто это делается наспех и с нарушениями нормативов и законодательств. Согласно Конвенции МАРПОЛ 73/78 [24], Черное море определено как «особый район» относительно предотвращения загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Уже сейчас Черное море принимает около 8 процентов всего объема нефтяного загрязнения мирового океана.
Шельфы Черного и Азовского морей еще мало изучены, но уже есть подтверждения о возможной перспективности нефтеразработок в этом районе.
В 2001 год подтверждаются прогнозы геологоразведчиков о том, что на украинском шельфе в северо-западной части Черного моря имеются крупные запасы углеводородов. В ходе разведочного бурения с помощью самоподъемной плавучей буровой установки «Сиваш» на структуре «Олимпийская», расположенной около острова Змеиный на глубине более 2,5 км, было открыто новое нефтегазовое месторождение.
В 2002 году на шельфе Черного моря у берегов Грузии было обнаружено крупное месторождение нефти. В Грузинском национальном агентстве по регулированию добычи нефти и газа, запасы нового месторождения оцениваются в 200 миллионов тонн нефти в акватории Черного моря и 400 миллионов тонн — на береговой части.
«Роснефть» подписала соглашение о совместном проекте с Total по геологоразведке на Туапсинском прогибе в российском секторе шельфа Черного моря. Этот участок недр площадью 12 000 кв. км расположен в нескольких километрах от берега на глубине от 500 до 2000 м. Это уже второй проект подобного рода, в который Total вступает в России. В январе 2002 года компания подписала соглашение с «ЮКОСом» о совместном изучении перспективного участка Вал Шатского. Он расположен на черноморском шельфе между Сочи и Крымом примерно на тех же глубинах, что и Туапсинский прогиб, — до 2000 м. Если нефть найдут, эти проекты окажутся очень выгодными с точки зрения близости к рынкам сбыта, поскольку доставка, например, западносибирской нефти до Черного моря обходится в 3 доллара за баррель [101, 109].
Поскольку старейшие месторождения Кубани уже выработаны на 90%, «Роснефть» планирует постепенно перебираться с суши на море — разрабатывать шельф Азовского и Черного морей.
Глава 2. Риски разливов нефти на море
Черное и Азовское моря как возможные акватории нефтегазодобычи начали изучаться с середины прошлого века. Однако открытие крупных нефтегазоносных провинций в Сибири на шельфах северных и дальневосточных морей привело к ограничению объемов геологоразведочных работ в южных морях. В последние годы как государственные, так и негосударственные предприятия вновь проявили интерес к поискам нефти и газа в пределах Азово-Черноморского бассейна.
Насущной проблемой на настоящий момент является качественное проведение оценки ресурсного потенциала этих акваторий с учетом всего объема накопленной информации, включая и большой массив новейших данных геофизики и глубокого бурения с целью определения и обоснования государственной стратегии их освоения в ближайшем будущем. Под дном Азовского и Черного морей прогнозируются значительные (до 3
4 млрд т.у.т.) ресурсы углеводородного сырья, ожидается возможность открытия здесь крупных и даже гигантских по запасам месторождений. Хотя поисково-разведочные работы на море дороже, чем на суше, но их освоение по ряду параметров может оказаться дешевле, чем на суше, особенно в условиях прекрасно развитой береговой инфраструктуры и близрасположенных крупных потребителей топливно-энергетического сырья.
Добыча и транспортировка нефти и газа из южных регионов страны высокорентабельна. В то же время южные моря являются источником значительных биоресурсов, а их побережье широко используется для оздоровления и отдыха граждан нашей страны и зарубежья. Все это обуславливает необходимость взвешенного подхода к освоению и разработке на их шельфах месторождений полезных ископаемых, чтобы не нарушить природного экологического равновесия [113].
На ближайшее время (до 2010 года) предполагается в пределах акваторий и транзитных зон указанного региона провести значительные объемы геологоразведочных работ.
Несмотря на отмечаемое в последние годы снижение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты бассейнов морей Черного и Азовского морей с территории Российской Федерации, экологическую обстановку в регионе можно охарактеризовать как напряженную. Основными источниками загрязнения Азовского моря и водных объектов его бассейна являются предприятия химической и угольной промышленности, орошаемое земледелие, особенно рисовые чеки, водный транспорт в период навигации.
Загрязненность морской среды Черного моря традиционно определяется количеством нефти и нефтепродуктов, попавших в море в результате аварий на судах или с промышленными стоками. Основными постоянно действующими источниками загрязнения моря являются морские порты, судо- и вагоностроительные заводы, нефтеперерабатывающие пред-
Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
приятия и предприятия по обеспечению нефтепродуктами нефтеперева-лочные базы, муниципальные сооружения очистки сточных вод.
В бассейне Черного моря есть по настоящему «узкие места» и, в первую очередь, проливы Босфор и Дарданеллы.
Несмотря на то, что система управления движением в проливах Босфор и Дарданеллы — одна из самых совершенных в мире, различного рода аварии и даже гибель судов происходят регулярно — по несколько раз в год. В 1996 году через Босфор было перевезено 60 млн тонн нефти. В 2003 году этот поток увеличился более чем вдвое и достиг 134 млн тонн. Сейчас каждый день через центральную часть Стамбула, в котором проживает 13 млн человек, в среднем проходит до 15 крупнотоннажных танкеров. При сохранении сложившихся темпов увеличения объемов добычи и экспорта российской и казахской нефти, к 2010 году потребность в перевозке нефти через турецкие проливы увеличится еще на 50% [101].
Этому будет способствовать наращивание мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которая к 2014 году может достичь 67 млн тонн в год. Кроме того, согласно «Энергетической стратегии России до 2020 года» предполагается увеличение мощностей нефтяных терминалов Новороссийска и Туапсе до 59 млн тонн в год. Вполне возможно, это произойдет гораздо раньше. Определенный дополнительный вклад в поток танкеров через турецкие проливы даст реверс трубопровода Одесса — Броды.
Для снижения вероятности тяжелой катастрофы в связи с танкерными перевозками через турецкие проливы рассматривается вопрос о строительстве обходных трубопроводов.
Нефтеэкспортеры несут большие убытки в связи с перегруженностью проливов Босфор и Дарданеллы. В ноябре 2002 года на прохождение одним танкером проливов в северном направлении уходило в среднем 7
8 дней, в южном направлении — 4-6 дней. На переходе из Черного моря в Средиземное образовывались настоящие заторы из танкеров. В январе 2004 для прохождения танкерами проливов требовалось в среднем уже 20-25 дней.
Возросший объем нефтеэкспорта и введенные Турцией ограничения в Босфоре перманентно ухудшают положение черноморских портов и неумолимо приближают размер убытков, которые несут нефтеэкспортеры, к критическому рубежу. Нефтеэкспортеры теряют на черноморско-сре-диземноморском направлении в среднем 12 долларов на каждой тонне нефти. Суммарные потери российских нефтяных компаний из-за ужесточения Турцией правил прохода танкеров через Босфор и Дарданеллы в 2003 году составили около 700 млн долларов.
Объемы перекачки нефти и нефтепродуктов через бассейн Черного моря нарастают с каждым годом (рис. 12). Это объясняется ситуацией,
Глава 2. Риски разливов нефти на море
складывающейся на мировом нефтяном рынке — происходит нарастание объемов экспорта Каспийской нефти, компенсирующее сокращение ее добычи в регионе Северного моря, ведутся поиски более выгодных маршрутов экспорта российской нефти Волго-Уральских и Западно-Сибирских месторождений в новой постсоветской ситуации.
На Черном море уже существует несколько крупных нефтеналивных и нефтепогрузочных терминалов: в Грузии — в Супсе, Батуми; в России — в Туапсе, Новороссийске; на Украине — в Одессе (порт «Южный»); в Румынии — в Констанце; в Болгарии — в Бургасе. Ежегодно на этих терминалах перегружается свыше 60 млн тонн нефти и нефтепродуктов.
Функционирует терминал КТК в Новороссийске. Его первоначальная пропускная способность составила 28 млн тонн нефти в год, позднее ее планируется довести до 67 млн, то есть более 200 тыс. тонн в сутки. Это даст увеличение вдвое объемов всей перекачиваемой через Черное море нефти. Также в настоящее время ведется реконструкция с увеличением мощности терминала в Туапсе, идут работы по расши-
Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
рению терминала «Южный» (Украина), суммарная мощность которого будет составлять 58 млн тонн, проектируется терминал Кулеви в Грузии, планируется реконструкция терминала в Батуми, расширение терминала «Шесхарис» (Новороссийск). Создается новый терминал на Таманском полуострове.
В течение ближайших 10 лет объем перекачки нефти с учетом увеличения экспорта с каспийских месторождений может увеличиться до 150-180 млн тонн.
Увеличение объемов перевалки нефти через терминалы Украины, России, Грузии, Турции, Румынии и Болгарии превратили Черное море в важный трансконтинентальный коридор. Строительство новых и реконструкция существующих терминалов Причерноморских стран приведет в ближайшее десятилетие к росту ежегодных объемов нефтеперевозок в Черноморском бассейне до 220-250 млн тонн, что создает потенциальную угрозу возникновения крупномасштабных разливов нефти в Азово-Черноморском бассейне.
Дата добавления: 2014-12-30 ; просмотров: 44 ; Нарушение авторских прав
Источник
Черноморско Азовский
04. ЧЕРНОМОРСКО-АЗОВСКИЙ БАССЕЙН 4.1. Общая характеристика Бассейн расположен в юго-западной части Советского Союза и охватывает Черное и Азовское моря, связанные неглубоким Керченским проливом длиной около 40 км, шириной от 9 до 43 км. Со Средиземным морем бассейн связан через пролив Босфор (длина около 30 км, ширина 0,75—3,7 км). Мраморное море (площадь 11,5 тыс. км2, .максимальная глубина1261 м) и пролив Дарданеллы (длина 71 км, ширина 1,3— 18,5км). Выгодное географическое положение, благоприятные климатические и навигационные условия и наличие выхода на оживленные морские международные пути вывели бассейн на передовые позиции в перевозках морского флота страны.. Черное море омывает берега СССР, Турции, Болгарии и Румынии, а благодаря Внутренним судоходным коммуникациям имеждународным морским путям имеет очень большой район тяготения. К бассейну примыкают высокоразвитые экономические районы СССР, с мощной металлургической, машиностроительной, угольной, химической и другими отраслями промышленности, развитым сельским хозяйством. Разветвленная и хорошо оборудованная сеть железных дорог, подведенных почти ко всем морским портам, а также другие сухопутные и водные коммуникацииобеспечивают надежную связь с внутренними районами страны. В сфере тяготения бассейна, кроме причерноморских и придунайских стран, находятся многие государства Средиземноморья, Африки, Азии, Америки, традиционно ведущие торговлю с Советским Союзом; этот бассейн крупнейший по объему внешнеторговых перевозок. На долю Черноморско-Азовского бассейна приходится 46 % объема перевозок и 61 %грузооборота морского флота СССР. Здесь выполняется 55 % всех внешнеторговых перевозок. В бассейне имеется ЗЗ грузовых и 17 промышленных портов— больше чем в других морских бассейнах СССР (рис. 4.1). Здесь и далее имеются в виду порты лесной, газовой, химической и других отраслей.
Рис. 4.1. Черноморско-Азовский бассейн Побережье Черного и Азовского морей — главная курортная база страны, где в летнее время ежегодноотдыхают несколько миллионов человек. Суда морского флота перевозят свыше 35 млн. пассажиров. Черное море (площадь 422-тыс. км’1> — глубоководный и сильно засоленный водоем. По средней глубине (1315 м> оно уступает только Берингову и Японскому, а по объему воды в 26 раз превышает Балтийское море, примерно равное ему по площади. Климат в северной части моря умеренный, а в южной субтропический. Ледянойпокров, затрудняющий навигацию, появляется к северу от линии Констанца — м. Тарханкут, в Керченском проливе и Днепро-Бугском лимане. Однако продолжительность ледостава невелика и непостоянна, толщина льда (35—40 см) позволяет без особых затруднений поддерживать круглогодичную навигацию. На море имеются постоянные циркуляционные течения, движущиеся против часовой стрелки в 2—5 милях параллельноберегу со скоростью 0,5—1 уз. Приливы-отливы отсутствуют, но у северо-западного побережья сгонно-нагонные явления изменяют уровень воды до 2 м. Зимой нередко возникают штормы, образующие волны высотой 5—6 м, а в районе Новороссийска появляется бора— сильный продолжительный горный ветер, вызывающий обледенение судов. Береговая линия малоизрезанная. Наиболее удобные для стоянки судов бухты Цемесская,где расположен порт Новороссийск, Севастопольская, Геленджикская, Самсунская (Турция). Островов очень мало, сравнительно крупные из них: Змеиный (вблизи дельты Дуная) .Кефкен у пролива Босфор и Шмидта (Березань) вблизи Очакова. В Черное море впадают крупные судоходные реки: Дунай, Днепр, Днестр, Южный Буг и менее значительные, которые вместе с 355 км3 воды выносят огромное количество твердогостока и заносят прибрежную часть, отчего на входных каналах приходится выполнять значительные землечерпательные работы. В устьевых участках судоходных рек расположены морские порты Николаев (р. Южный Буг), Херсон (Днепр), Измаил, Рени, Усть-Дунайск (р. Дунай). Черное море — одно из наиболее оживленных в мире международных и внутренних коммуникаций. На его берегах, кроме.