Характеристика черноморско азовского бассейна

Бассейн Черного и Азовского морей

Черное море занимает собою поверхность около 411 540 км при средней глубине около 1197 м. Черное море окружено сушей почти со всех сторон и сообщается со Средиземным морем только посредством узкого и похожего на реку Босфорского пролива. Оно представляет собою очень правильный и глубокий бассейн с очень простым релье­фом дна. Везде к его берегам прилегает неширокая и мелкая прибреж­ная полоса моря глубиною менее 150 м. Вслед за этими глубинами дно моря начинает быстро и круто понижаться и скоро доходит до 1200 м; затем идет уже основная, громадная и ровная площадь моря с глуби­нами около 1500 м. Наибольшая длина Черного моря в направлении с востока на запад — 1160 километров; наибольшее протяжение с севера на юг — 600 километров; наиболее узкое место между Крымом и лежащим к югу побережьем Турции — 270 км. Черное море не замер-

Глава 2. Риски разливов нефти на море

зает. На непродолжительное время покрывается льдом только северо­западный угол моря под Одессой.

На севере Черное море соединено узким и мелким Керченским про­ливом с Азовским морем.

В последнее десятилетие Азовское море стало беспокоить острыми экологическими проблемами. В связи с сокращением стока Дона и Куба­ни в море возросла соленость воды. Приток черноморской воды через Керченский пролив усилил этот процесс. Из-за увеличения солености море перестало замерзать, что приводит к переохлаждению и гибели цен­ных промысловых рыб. Вода также сильно загрязнена морским транс­портом и стоками с материка.

В настоящее время Черное море, наряду с Азовским, является морс­ким регионом с наибольшим антропогенным прессом в Европе. Повы­шенному уровню загрязнения способствует ряд не только антропоген­ных, но и природных факторов. К природным факторам можно отнести:

— особое географическое положение, характеризующееся удаленнос­
тью от океана;

— специфику гидрологического режима Черного моря — ограничен­
ный водообмен с соседними морскими бассейнами, значительное
расслоение вод по плотности, замедленный вертикальный обмен
водных масс;

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

большую площадь водосбора, которая охватывает территорию стран
Европы и Малой Азии и составляет 2,3 млн км ;

— наличие в северо-западной части моря обширной мелководной шель-
фовой зоны.

Все страны с тяжелым экономическим положением, имеющие выход к Черному морю, хотят решить свои экономические проблемы за счет транспортировки нефти. Проведено или запланировано строительство мно­жества терминалов, причем часто это делается наспех и с нарушениями нормативов и законодательств. Согласно Конвенции МАРПОЛ 73/78 [24], Черное море определено как «особый район» относительно предотвра­щения загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Уже сейчас Черное море принимает около 8 процентов всего объема нефтяного загрязнения ми­рового океана.

Шельфы Черного и Азовского морей еще мало изучены, но уже есть подтверждения о возможной перспективности нефтеразработок в этом районе.

В 2001 год подтверждаются прогнозы геологоразведчиков о том, что на украинском шельфе в северо-западной части Черного моря имеются крупные запасы углеводородов. В ходе разведочного бурения с помо­щью самоподъемной плавучей буровой установки «Сиваш» на структу­ре «Олимпийская», расположенной около острова Змеиный на глубине более 2,5 км, было открыто новое нефтегазовое месторождение.

В 2002 году на шельфе Черного моря у берегов Грузии было обнару­жено крупное месторождение нефти. В Грузинском национальном агент­стве по регулированию добычи нефти и газа, запасы нового месторожде­ния оцениваются в 200 миллионов тонн нефти в акватории Черного моря и 400 миллионов тонн — на береговой части.

«Роснефть» подписала соглашение о совместном проекте с Total по геологоразведке на Туапсинском прогибе в российском секторе шельфа Черного моря. Этот участок недр площадью 12 000 кв. км расположен в нескольких километрах от берега на глубине от 500 до 2000 м. Это уже второй проект подобного рода, в который Total вступает в России. В январе 2002 года компания подписала соглашение с «ЮКОСом» о совместном изучении перспективного участка Вал Шатского. Он рас­положен на черноморском шельфе между Сочи и Крымом примерно на тех же глубинах, что и Туапсинский прогиб, — до 2000 м. Если нефть найдут, эти проекты окажутся очень выгодными с точки зрения близости к рынкам сбыта, поскольку доставка, например, западно­сибирской нефти до Черного моря обходится в 3 доллара за баррель [101, 109].

Поскольку старейшие месторождения Кубани уже выработаны на 90%, «Роснефть» планирует постепенно перебираться с суши на море — разра­батывать шельф Азовского и Черного морей.

Глава 2. Риски разливов нефти на море

Черное и Азовское моря как возможные акватории нефтегазодобычи начали изучаться с середины прошлого века. Однако открытие крупных нефтегазоносных провинций в Сибири на шельфах северных и дальне­восточных морей привело к ограничению объемов геологоразведочных работ в южных морях. В последние годы как государственные, так и негосударственные предприятия вновь проявили интерес к поискам не­фти и газа в пределах Азово-Черноморского бассейна.

Насущной проблемой на настоящий момент является качественное проведение оценки ресурсного потенциала этих акваторий с учетом все­го объема накопленной информации, включая и большой массив новей­ших данных геофизики и глубокого бурения с целью определения и обо­снования государственной стратегии их освоения в ближайшем буду­щем. Под дном Азовского и Черного морей прогнозируются значительные (до 3

4 млрд т.у.т.) ресурсы углеводородного сырья, ожидается возмож­ность открытия здесь крупных и даже гигантских по запасам месторож­дений. Хотя поисково-разведочные работы на море дороже, чем на суше, но их освоение по ряду параметров может оказаться дешевле, чем на суше, особенно в условиях прекрасно развитой береговой инфраструкту­ры и близрасположенных крупных потребителей топливно-энергетичес­кого сырья.

Добыча и транспортировка нефти и газа из южных регионов страны высокорентабельна. В то же время южные моря являются источником значительных биоресурсов, а их побережье широко используется для оз­доровления и отдыха граждан нашей страны и зарубежья. Все это обус­лавливает необходимость взвешенного подхода к освоению и разработке на их шельфах месторождений полезных ископаемых, чтобы не нару­шить природного экологического равновесия [113].

На ближайшее время (до 2010 года) предполагается в пределах аква­торий и транзитных зон указанного региона провести значительные объе­мы геологоразведочных работ.

Несмотря на отмечаемое в последние годы снижение сбросов загряз­няющих веществ в водные объекты бассейнов морей Черного и Азовско­го морей с территории Российской Федерации, экологическую обстанов­ку в регионе можно охарактеризовать как напряженную. Основными ис­точниками загрязнения Азовского моря и водных объектов его бассейна являются предприятия химической и угольной промышленности, оро­шаемое земледелие, особенно рисовые чеки, водный транспорт в период навигации.

Загрязненность морской среды Черного моря традиционно определя­ется количеством нефти и нефтепродуктов, попавших в море в результа­те аварий на судах или с промышленными стоками. Основными посто­янно действующими источниками загрязнения моря являются морские порты, судо- и вагоностроительные заводы, нефтеперерабатывающие пред-

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

приятия и предприятия по обеспечению нефтепродуктами нефтеперева-лочные базы, муниципальные сооружения очистки сточных вод.

В бассейне Черного моря есть по настоящему «узкие места» и, в пер­вую очередь, проливы Босфор и Дарданеллы.

Несмотря на то, что система управления движением в проливах Босфор и Дарданеллы — одна из самых совершенных в мире, различ­ного рода аварии и даже гибель судов происходят регулярно — по несколько раз в год. В 1996 году через Босфор было перевезено 60 млн тонн нефти. В 2003 году этот поток увеличился более чем вдвое и достиг 134 млн тонн. Сейчас каждый день через центральную часть Стамбула, в котором проживает 13 млн человек, в среднем проходит до 15 крупнотоннажных танкеров. При сохранении сложившихся темпов увеличения объемов добычи и экспорта российской и казахской нефти, к 2010 году потребность в перевозке нефти через турецкие проливы увеличится еще на 50% [101].

Этому будет способствовать наращивание мощности Каспийского тру­бопроводного консорциума (КТК), которая к 2014 году может достичь 67 млн тонн в год. Кроме того, согласно «Энергетической стратегии Рос­сии до 2020 года» предполагается увеличение мощностей нефтяных тер­миналов Новороссийска и Туапсе до 59 млн тонн в год. Вполне возмож­но, это произойдет гораздо раньше. Определенный дополнительный вклад в поток танкеров через турецкие проливы даст реверс трубопровода Одес­са — Броды.

Для снижения вероятности тяжелой катастрофы в связи с танкерны­ми перевозками через турецкие проливы рассматривается вопрос о стро­ительстве обходных трубопроводов.

Нефтеэкспортеры несут большие убытки в связи с перегруженностью проливов Босфор и Дарданеллы. В ноябре 2002 года на прохождение одним танкером проливов в северном направлении уходило в среднем 7

8 дней, в южном направлении — 4-6 дней. На переходе из Черного моря в Средиземное образовывались настоящие заторы из танкеров. В январе 2004 для прохождения танкерами проливов требовалось в сред­нем уже 20-25 дней.

Возросший объем нефтеэкспорта и введенные Турцией ограничения в Босфоре перманентно ухудшают положение черноморских портов и не­умолимо приближают размер убытков, которые несут нефтеэкспортеры, к критическому рубежу. Нефтеэкспортеры теряют на черноморско-сре-диземноморском направлении в среднем 12 долларов на каждой тонне нефти. Суммарные потери российских нефтяных компаний из-за ужес­точения Турцией правил прохода танкеров через Босфор и Дарданеллы в 2003 году составили около 700 млн долларов.

Объемы перекачки нефти и нефтепродуктов через бассейн Черного моря нарастают с каждым годом (рис. 12). Это объясняется ситуацией,

Читайте также:
  1. Бассейн Каспийского моря
  2. Бассейн Охотского моря
  3. Бассейны северных морей
  4. В одной из древних летописей, записанной на бамбуковой дощечке, дается предание об использовании вод (т.е. морей) еще в правление мифической династии Ся неким императором Юем.
  5. Величина отражения витринита, пределы изменения в зависимости от метаморфизма углей. Прогноз палеотемператур в осадочном бассейне. Выделение ГЗН(Билет№1,5)
  6. Во сколько раз надо увеличить абсолютную температуру черного тела, чтобы его энергетическая светимость возросла в 9 раз?
  7. Гумусовое и сапропелевое органическое вещество (ОВ). Методы определения. Распределение разных типов ОВ в осадочном бассейне
  8. Законов теплового излучения абсолютно черного тела
  9. Каждый день, для всех желающих, у бассейна Ирина Созонова будет проводить
Глава 2. Риски разливов нефти на море

складывающейся на мировом нефтяном рынке — происходит нарастание объемов экспорта Каспийской нефти, компенсирующее сокращение ее добычи в регионе Северного моря, ведутся поиски более выгодных мар­шрутов экспорта российской нефти Волго-Уральских и Западно-Сибир­ских месторождений в новой постсоветской ситуации.

На Черном море уже существует несколько крупных нефтеналивных и нефтепогрузочных терминалов: в Грузии — в Супсе, Батуми; в Рос­сии — в Туапсе, Новороссийске; на Украине — в Одессе (порт «Юж­ный»); в Румынии — в Констанце; в Болгарии — в Бургасе. Ежегодно на этих терминалах перегружается свыше 60 млн тонн нефти и неф­тепродуктов.

Функционирует терминал КТК в Новороссийске. Его первоначаль­ная пропускная способность составила 28 млн тонн нефти в год, поз­днее ее планируется довести до 67 млн, то есть более 200 тыс. тонн в сутки. Это даст увеличение вдвое объемов всей перекачиваемой через Черное море нефти. Также в настоящее время ведется реконструкция с увеличением мощности терминала в Туапсе, идут работы по расши-

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

рению терминала «Южный» (Украина), суммарная мощность которого будет составлять 58 млн тонн, проектируется терминал Кулеви в Гру­зии, планируется реконструкция терминала в Батуми, расширение тер­минала «Шесхарис» (Новороссийск). Создается новый терминал на Таманском полуострове.

В течение ближайших 10 лет объем перекачки нефти с учетом увели­чения экспорта с каспийских месторождений может увеличиться до 150-180 млн тонн.

Увеличение объемов перевалки нефти через терминалы Украины, Рос­сии, Грузии, Турции, Румынии и Болгарии превратили Черное море в важный трансконтинентальный коридор. Строительство новых и рекон­струкция существующих терминалов Причерноморских стран приведет в ближайшее десятилетие к росту ежегодных объемов нефтеперевозок в Черноморском бассейне до 220-250 млн тонн, что создает потенциаль­ную угрозу возникновения крупномасштабных разливов нефти в Азово-Черноморском бассейне.

Дата добавления: 2014-12-30 ; просмотров: 44 ; Нарушение авторских прав

Источник

Черноморско Азовский

04. ЧЕРНОМОРСКО-АЗОВСКИЙ БАССЕЙН
4.1. Общая характеристика
Бассейн расположен в юго-западной части Советского Союза и охва­тывает Черное и Азовское моря, связанные неглубоким Керченским про­ливом длиной около 40 км, шириной от 9 до 43 км. Со Средиземным морем бассейн связан через пролив Босфор (длина около 30 км, шири­на 0,75—3,7 км). Мраморное море (площадь 11,5 тыс. км2, .максималь­ная глубина1261 м) и пролив Дарданеллы (длина 71 км, ширина 1,3— 18,5км).
Выгодное географическое положение, благоприятные климатические и навигационные условия и наличие выхода на оживленные морские международные пути вывели бассейн на передовые позиции в перевоз­ках морского флота страны.. Черное море омывает берега СССР, Турции, Болгарии и Румынии, а благодаря Внутренним судоходным коммуни­кациям имеждународным морским путям имеет очень большой район тяготения. К бассейну примыкают высокоразвитые экономические рай­оны СССР, с мощной металлургической, машиностроительной, уголь­ной, химической и другими отраслями промышленности, развитым сельским хозяйством. Разветвленная и хорошо оборудованная сеть железных дорог, подведенных почти ко всем морским портам, а также другие сухопутные и водные коммуникацииобеспечивают надежную связь с внутренними районами страны.
В сфере тяготения бассейна, кроме причерноморских и придунайских стран, находятся многие государства Средиземноморья, Африки, Азии, Америки, традиционно ведущие торговлю с Советским Союзом;
этот бассейн крупнейший по объему внешнеторговых перевозок.
На долю Черноморско-Азовского бассейна приходится 46 % объема перевозок и 61 %грузооборота морского флота СССР. Здесь выпол­няется 55 % всех внешнеторговых перевозок. В бассейне имеется ЗЗ грузовых и 17 промышленных портов— больше чем в других морских бассейнах СССР (рис. 4.1).
Здесь и далее имеются в виду порты лесной, газовой, химической и других отраслей.

Рис. 4.1. Черноморско-Азовский бассейн
Побережье Черного и Азовского морей — главная курортная база страны, где в летнее время ежегодноотдыхают несколько миллионов человек. Суда морского флота перевозят свыше 35 млн. пассажиров.
Черное море (площадь 422-тыс. км’1> — глубоководный и сильно засоленный водоем. По средней глубине (1315 м> оно уступает только Берингову и Японскому, а по объему воды в 26 раз превышает Бал­тийское море, примерно равное ему по площади. Климат в северной части моря умеренный, а в южной субтропический. Ледянойпокров, затрудняющий навигацию, появляется к северу от линии Констанца — м. Тарханкут, в Керченском проливе и Днепро-Бугском лимане. Одна­ко продолжительность ледостава невелика и непостоянна, толщина льда (35—40 см) позволяет без особых затруднений поддерживать круглого­дичную навигацию. На море имеются постоянные циркуляционные тече­ния, движущиеся против часовой стрелки в 2—5 милях параллельноберегу со скоростью 0,5—1 уз. Приливы-отливы отсутствуют, но у се­веро-западного побережья сгонно-нагонные явления изменяют уровень воды до 2 м. Зимой нередко возникают штормы, образующие волны высотой 5—6 м, а в районе Новороссийска появляется бора— сильный продолжительный горный ветер, вызывающий обледенение судов.
Береговая линия малоизрезанная. Наиболее удобные для стоянки судов бухты Цемесская,где расположен порт Новороссийск, Севасто­польская, Геленджикская, Самсунская (Турция). Островов очень мало, сравнительно крупные из них: Змеиный (вблизи дельты Дуная) .Кефкен у пролива Босфор и Шмидта (Березань) вблизи Очакова.
В Черное море впадают крупные судоходные реки: Дунай, Днепр, Днестр, Южный Буг и менее значительные, которые вместе с 355 км3 воды выносят огромное количество твердогостока и заносят прибреж­ную часть, отчего на входных каналах приходится выполнять значитель­ные землечерпательные работы. В устьевых участках судоходных рек расположены морские порты Николаев (р. Южный Буг), Херсон (Днепр), Измаил, Рени, Усть-Дунайск (р. Дунай).
Черное море — одно из наиболее оживленных в мире международ­ных и внутренних коммуникаций. На его берегах, кроме.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Источник

Читайте также:  13 станция большого фонтана пляж
Оцените статью