Ханского дворца золотой фонтан

Ханский Дворец

Ханский Дворец

Ханский дворец в Бахчисарае – уникальный памятник крымскотатарской архитектуры XVI-XVIII вв. Дворец-сад, как переводится его название, должен был стать для ханов, их семей и сановников аналогом рая на земле. Каждый новый правитель считал своим долгом оставить потомкам очередное здание комплекса – мечеть, бани, конюшни, башни. Архитектурный ансамбль был почти разрушен после отречения хана от власти и присоединения Крыма к Российской империи, но в дальнейшем его внешний облик и интерьеры начали восстанавливать по записям и рисункам современников. Сегодняшний Ханский дворец – результат кропотливого труда реставраторов XIX-XXI вв., и процесс реконструкции не завершен до сих пор.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Ханский дворец в Бахчисарае

История Ханского дворца

Возводить комплекс начали в XVI веке, когда предыдущий дворец оказался слишком тесным для потребностей ханской семьи Сахиба I Гирея и его приближенных. Два здания, построенные по его распоряжению, стоят до сих пор – это Большая мечеть и бани. Город Бахчисарай рос вместе с Ханским дворцом, ханы сменяли друг друга и достраивали дворец. Ислям III оставил зал Дивана, Бахадыр I – зал для официальных приемов, Каплан I – Золотой фонтан, Селямет II – Летнюю беседку, а самый поэтичный, Кырым Гирей, в память о любимой жене построил Фонтан слез и мавзолей-дюрбе. При нем же иранский архитектор декорировал внутренние покои ханского дома и гарема.

XVIII век стал переломным для истории Ханского дворца. В 1736 году русские войска взяли город, дворец сожгли, но предварительно, осознавая его архитектурную ценность, сделали точное описание комплекса. В дальнейшем сгоревшие постройки восстанавливали сами ханы при финансовой помощи Турции, затем, когда Крым вошел в состав Российской империи и крымскотатарская знать была вынуждена уехать, внешним обликом дворца и его интерьерами занялись на государственном уровне. Чему-то вернули первоначальный облик, руководствуясь записями, что-то достроили по своему усмотрению. Особенно постарались к визиту Екатерины II, дополнив восточные интерьеры западноевропейскими предметами быта. Следующий официальный визит, на этот раз Александра I, оказался фатальным для зданий гарема – вместо реставрации их снесли, оставив только маленький флигель. Заодно провели ремонт Ханского дворца, закрасив уникальные иранские росписи. Второй раз подобное варварство повторилось, когда в 30-е годы ХХ века побелили внешние стены, закрыв слоем извести богатые узоры. В 60-е годы реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы вернуться к первоначальному облику уцелевших зданий и восстановить росписи зодчего Омера в Золотом кабинете.

История музея

В качестве музея Ханский дворец в Бахчисарае функционировал с 1908 года. Неофициальный крымскотатарский художественно-исторический музей на базе комплекса был создан в 1916 году по инициативе проживавшего в Петербурге местного уроженца Усеина Боданинского. Официально начинание признали в 1922 году. Дальнейшая судьба Боданинского трагична. Основатель музея работал его директором до 1934 года, потом был отстранен от должности и вернулся к профессии художника-декоратора. В 1937 году он был арестован в Грузии, где работал, как крымскотатарский националист. Для суда его перевезли в Симферополь, а в 1938 году расстреляли. Музей, однако, не закрыли, хотя про крымских татар здесь долгие годы не упоминалось. В постсоветское время музей стал частью Бахчисарайского музея-заповедника.

Ансамбль Ханского дворца

В музейных зданиях бахчисарайского дворца не найти гигантских залов с высокими потолками, характерных для императорских резиденций европейских и российских столиц. Это скорее богатое поместье, владельцы которого больше всего на свете ценят домашний уют, мягкие подушки и возможность отдохнуть в тенистом саду у фонтана, отдельно от шумного гарема. Образцом для татарских ханов стали строения Турции, хотя для разнообразия они могли пригласить и западных архитекторов. Есть в Ханском дворце элементы, с крымскими ханами вовсе не связанные, например Екатерининская миля – верноподданнический знак почтения к императрице, поставленный в 1787 году, когда она вместе с австрийским императором посетила Крым.

Читайте также:  Зарыбить мой водоем пруд

Портал Деми-Капы

Портал Деми-Капы отличается по происхождению от остальных построек, хотя внешне гармонирует с ними. Сооружение было создано раньше всего дворца, но в другом месте – его просто перенесли в Бахчисарай. Живописный вход – работа, выполненная в 1503 году итальянцем Алевизом Новым, архитектором московского Архангельского собора. В проекте использованы традиционные для ренессансного декора растительные элементы, отлично сочетающиеся с арабской вязью.

Религиозные сооружения Ханского дворца

Большая Ханская мечеть была построена в 1532 году. Это крупнейшее сооружение комплекса и вообще самая большая мечеть в Крыму. Догадаться о религиозном предназначении массивного прямоугольного здания можно по двум узким 28-метровым минаретам, а в остальном это типичный дом крымскотатарской аристократии, с арками, решетчатыми окнами, светлыми стенами. Каллиграфические арабские надписи на зеленом фоне: цитаты из Корана и восхваления хана – датируются XVIII веком, когда пострадавшая в пожаре мечеть была отремонтирована и дополнена мусульманской школой во дворе. Медресе не сохранилось, а Большая мечеть, после революции служившая музеем, недавно была возвращена верующим.

Малая ханская мечеть обслуживала интересы знати – семьи хана и его приближенных. Здание построено в XVI веке, роспись выполнена на два столетия позже. Ниша-михраб, указывающая молящимся направление на Мекку, украшена 7 резными поясами, напоминающими о семи небесах. Над ними – витражная печать Сулеймана, даровавшая царю власть над джиннами.

Мемориалы комплекса

На Ханском кладбище похоронено 9 ханов с 5 сохранившимися памятниками, всего же здесь можно видеть почти 100 мусульманских надгробий – мраморных и известняковых. Вместе с приближенными и членами семей на Ханском кладбище покоится более 300 человек. Типичный надмогильный памятник представляет собой резной каменный саркофаг, по узким сторонам которого стоят стелы с арабскими надписями и мужским или женским головным убором. Ханы Девлет I и Ислям III удостоились отдельных мавзолеев, где, кроме самих правителей, хоронили их ближайших родственников.

Фонтаны

На месте немногочисленных крымских источников в окрестностях Бахчисарая ставили фонтаны. Поскольку воды было мало, то обычно они представляли собой тонкую струю воды, спускавшуюся по щедро декорированной стене. Золотой фонтан использовали в ритуальных целях для совершения омовения перед молитвой. Его украшала позолоченная розетка, напоминающая распущенный хвост павлина, сверху был нанесен ажурный цветочно-геометрический орнамент – отсылка к образу райского сада.

Знаменитый Фонтан слез впечатляет скорее двумя поэтическими историями, связанными с ним, чем внешней выразительностью. Первая история вдохновила Пушкина, чей бюст установлен неподалеку, на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан». Капли воды символизировали скорбь хана Гирея по любимой жене Диляре – первоначально сооружение установили у источника возле ее усыпальницы. Позднее источник иссяк, и фонтан перенесли на новое место. Из мраморного цветка капают слезы, попадая последовательно в чаши разного размера, у подножия лежит спираль, символизирующая вечность. Вторая история – поразительный рассказ о том, что на самом деле застал Пушкин на месте Фонтана слез. Он увидел заржавленную трубу, из которой едва капала вода, но воображение поэта помогло проникнуться страданиями хана и тяготами жизни наложниц и создать стихотворный шедевр.

Сады Ханского дворца

В Персидском саду некогда стояли беседки и фонтаны, из Соколиной башни бдительные евнухи наблюдали за порядком в гареме – женщины предпочитали прятаться в тенистом саду от крымского зноя. Специально для жен и наложниц был разбит розарий. Восьмиметровые стены, отделяющие остальную территорию от половины гарема, надежно защищали обитательниц от внешних посягательств, но не от внутренних интриг, в результате которых погибла Диляра – источник вдохновения Пушкина. В двухэтажной Летней беседке, с витражными стеклами и настенными росписями, вокруг фонтана располагались на мягких диванах на отдых мужчины.

Читайте также:  Днс фонтан для пруда

Покои хана и гарем

Комнаты Ханского дворца были устроены таким образом, что в жару в них было прохладно, а для зимней стужи существовали камины. Везде были постелены ковры, стояла мягкая мебель с множеством подушек. На нижних этажах устанавливали решетки, сквозь которые свободно проникал воздух. Сейчас в ханских покоях – экспозиция, посвященная быту крымских татар. В комнате невесты стоит сундук с приданым – текстилем с искусной вышивкой. В спальне экспонируются кровати и ткацкий станок. От ханского гарема почти ничего не осталось. Три здания на 70 комнат были снесены еще при Александре I. Во флигеле представлена резная мебель, ценные ковры и домашний текстиль с цветочно-геометрическими орнаментами – все очень пестрое, но удивительно гармоничное.

Время работы и билеты

Ханский дворец открыт круглый год, но особенно рекомендуется побывать здесь весной и летом, когда все цветет и работают фонтаны. Бахчисарайский дворец открыт с 9 до 18 часов, касса закрывается за полчаса до конца работы. Входной билет стоит 250 рублей для взрослых, 100 руб. – для детей и 150 руб. – для пенсионеров. Дополнительно за экскурсию в смешанной группе доплачивают по 50 рублей. Услуга обязательная, отказаться от экскурсовода нельзя. Если нанимать экскурсовода отдельно, то возьмут 1000 рублей с группы при работе по графику комплекса, 2000 руб. – вне графика. Комплексный билет на все достопримечательности стоит 500 рублей.

Некоторые объекты можно осматривать самостоятельно – открытый двор с фонтанами, пока не восстановленные бани, периодически закрывающуюся Ханскую ложу и кладбище, Соколиную башню с выставкой оружия. Каждый экспонат оценивается в 100 рублей для взрослых, 50 руб. – для льготников. Посетители с ограниченными возможностями могут осматривать почти все объекты Ханского дворца с внешней стороны, для них доступны все сады, кроме Фонтанного.

Как добраться

Ханский дворец расположен в 2 часах езды от аэропорта Симферополя. В Бахчисарай из столицы Крыма ходит 3 маршрута, внутри города через Ханский дворец проходят автобусы № 1, 2. В этой части Крыма сравнительно недорогое такси, работает прокат машин и велосипедов. Возле комплекса есть бесплатная парковка, свободные места бывают с утра, до наплыва туристов. Восстановительные работы еще не закончены, поэтому часть объектов может оказаться закрытой, администрация просит отнестись к этому с пониманием.

Источник

Фонтаны ханского дворца

Фонтаны — одно из лучших украшений ханского дворца и Бахчисарая. Они сопровождают нас повсюду.

Фонтан на площади при входе во дворец

Крымские фонтаны восточного типа несколько разочаровывали европейского зрителя. В Европе не думают об экономии воды, европеец привык к роскоши бьющих вверх водяных струй. Иное дело Восток — здесь вода добывается с трудом, она — источник жизни и благополучия, отрада и надежда: её берегут и почитают. Источники воды всегда имели особый смысл и значение. За ними ухаживали, очищали, воздвигали над ними плиты с резьбой. Устройство фонтана над источником — дело святое и богоугодное. Характерно, что Эвлия Челеби сведения об источниках сопровождает устойчивым эпитетом — «источник живительной воды» и упоминает о фонтанах в Бахчисарае, устроенных в память воинов, павших за веру.

В Крыму встречаются старые фонтаны трех видов: для сбора питьевой воды «чешме», фонтаны «абдез» или «магзуб» — для омовения перед молитвой, фонтаны «себил» — священные. «Сладкозвучные» фонтаны украшают ханские покои и услаждают слух. Самый рай — «Ирем» (араб.) — представляется на Востоке как сад с журчащими всюду фонтанами. Бахчисарай славился садами и фонтанами, которых было не менее 150 на перекрестках и во дворах. Около двух десятков из них украшали Ханский дворец-сад.

При входе во дворец на площади справа в XIX в. был установлен фонтан в виде массивной каменной вазы. На высоком постаменте стоит чаша, восемь граней которой стилизованы в виде цветочных лепестков. Восемь тонких струек с умиротворяющим журчанием ниспадают в небольшой, восьмигранный, как сама чаша, бассейн. Вокруг него цветник с по-южному яркими цветами. Посетители дворца любят фотографироваться на его фоне.

Читайте также:  Лысьвенский пруд пермского края

Фонтан в честь приезда в Бахчисарай Александра I

В противоположном от входа конце двора, у лестницы, которая прежде вела в дворцовые сады, а ныне — в сквер с мемориалом героям гражданской и Великой Отечественной войн, возвышается еще один фонтан — в виде большой башни с куполом. Он установлен в 1818 г. на средства крымскотатарской общины в память о посещении дворца русским императором Александром I. По рассказам местных жителей, император, посетивший Бахчисарай в 1818 и 1825 годах, оставил по себе хорошую память у местного населения: при встречах с народом щедро раздавал деньги и подарки. Отметим, что это был один из первых памятников в честь скончавшегося в 1825 г. императора: фонтан в память покойника считался священным.

Предположительно, автор проекта — архитектор Эльсон, занимавшийся в то время реставрацией дворца. Судя по картине художника Ф. Я. Алексеева, посетившего Крым в 1785 г. и изобразившего на картине «Бахчисарай» Ханский дворец таким, каким он был в то время, на этом месте ранее существовал фонтан в виде четырехугольной башенки с фигурным навершием; с четырех сторон лилась вода, наполняя круглый бассейн, служивший для водопоя лошадей. Архитектор сохранил основу в виде четырехгранной каменной башни, дополнив её мотивами крымскотатарского зодчества. Башня, украшенная фигурными зубцами по всему периметру, увенчана каменным куполом, напоминающим купола местных дюрбе. По четырем углам башенка украшена тонкими изящными колонками со «сталактитовой» капителью. С трех сторон стены прорезаны высокими стрельчатыми арками, декорированы орнаментом, стилизованным под лепестки цветущего лотоса. На четвертой, глухой стене, над ныне заложенной нишей — плита с арабской надписью, упоминающей Александра I. Вероятно, фонтан имел по сторонам раковины и другие детали, ныне утраченные.

Почти рядом — слева от него — можно увидеть ещё один фонтан, некогда установленный в другом месте, и перенесенный сюда позднее. Фонтан выполнен из темного гранита: приземистое, массивное сооружение в виде ступенчатой пирамиды, украшенное двумя полукружиями чаш первоначально завершалось обелиском и двуглавым орлом. С двух сторон видны следы мемориальных досок. Фонтан был установлен к 300-летию дома Романовых.

После визита императрицы Екатерины II в столицу Крымского ханства, Бахчисарай стал любимым местом российских государей и царствующих особ. В их честь было установлено несколько фонтанов. Рядом с аркой, через которую торжественно въехала в город Екатерина II (арка разобрана, увидеть ее можно только на старых фотографиях и гравюрах), был установлен в XIX в. фонтан. Его разобрали при постройке новой дороги, сохранился лишь участок подпорной стенки, где он находился. На средства граждан был установлен фонтан в честь Александра III по случаю его чудесного спасения в Борках, где произошло крушение поезда в 1888 г. В фондах Бахчисарайского музея сохранились детали этого фонтана.

В правление Каплан-Гирея возвели «Золотой фонтан» — Магзуб, предназначенный для ритуальных омовений. Лицевая мраморная плита фонтана украшена резным орнаментом в духе турецкого барокко: утраченная позолота надписей восстановлена во время реставрационных работ. Верхняя надпись гласит: «Каплан-Гирей хан, сын Хаджи-Селим-Гирея, да помилует Бог родителей его» и дата 1733 г. Нижняя надпись — это строка из Корана: «И поит их (райских юношей) Господь напитком чистым».

Этот фонтан сразу приковывает внимание посетителей Фонтанного дворика своей великолепной позолоченной резьбой. Другой фонтан, расположенный в противоположном углу дворика, поначалу незаметен. Это «Фонтан слез».

Т. М. Фадеева, М. В. Соколова. Бахчисарай и окрестности. Путеводитель. Симферополь, «Бизнес-Информ», 2003.

Источник

Оцените статью