Контрольные работы для 4-го класса (стр. 6 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Слева и справа наш деревенский сад окружали липы. Издалека была видна широкая липовая аллея. Задолго до восхода солнца в вершинах деревьев начинали петь птицы. Пчёлы гудели над душистыми ветками.
Издавна высокие липы росли в русских лесах. Древесина липы дорого ценилась. Из тонкой коры делали лапти. Только теперь взрослых лип в лесах уж не увидишь.
Осенью липа первая сбрасывает листву. Землю сплошь покрывает желтый ковер из опавших листьев. Идёшь и любуешься на милые с детства деревья.
(По И. Соколову-Микитову)
Слова для справок: восход, начинали, росли.
1. Спиши, вставь пропущенные буквы
досыт. занов. начерн. изредк. направ.
2. Письменно объясни, почему в записанных словах на конце пишется ь.
горечь, настежь, беречь, вскачь, приедешь
1. Спиши слова. Вставь, где это необходимо, мягкий знак
проч. замуж. поёш. плющ. отреж.
2. Спиши, графически объясни написание выделенных букв.
насухо, засветло, дочиста, запросто, сначала
3. Итоговый диктант
Тихо ступает осень по земле. Желтеет орешник. Пчелы больше не вылетают. Между сухими листьями краснее крепкая головка подосиновика. Срежешь её — почернее корешок.
На холмах ветер начисто срывает с деревьев сухую листву, кружит её в воздухе, укладывает в большие кучи В лесу землю сплошь покрывает жёлтая, фиолетовая, бурая листва. Бродишь по лесным тропинкам и слушаешь шорох сухих листьев под ногами.
Засветло прихожу домой, топлю печь. Солнце просвечивает сквозь перья серых туч, наполняет комнату мягким светом.
1. Запиши слова в три столбика в зависимости от места орфограммы:
1) слова с орфограммой в корне;
2) слова с орфограммой в суффиксе;
3) слова с орфограммой в окончании.
в лесу, думает, клеить, смешной, беседовать, первого
2. Запиши словами числительные 8, 11, 31, 106.
1. Запиши слова в три столбика в зависимости от места орфограммы:
1) слова с орфограммой в корне;
2) слова с орфограммой в суффиксе;
3) слова с орфограммой в окончании.
сеять, стрела, бросит, хвалить, пятому, скидывать
2. Запиши словами цифры 9, 30, 44, 105.
1. Отметь «х» все сочетания слов с пропущенной буквой а.
1. □ распустил. сь сирень
2. □ дверь приоткрыл. сь
3. □ пламя вспыхнул.
4. □ наступил. утро
5. □ девочка испугал. сь
2. Отметь «х» все глаголы, в которых пропущена буква е.
3. Отметь «х» все слова с ошибкой.
4. Отметь «х» все приставки, с которыми в наречии на конце пишется о.
5. Отметь «х» все слова с пропущенной буквой а.
6. Отметь «х» правильный ответ. Мягкий знак на кон слов после шипящих пишется.
2. □ у существительных 3-го склонения
3. □ у существительных мужского рода 1-го склонения
5. □ на конце наречий
7. Отметь «х» все слова, на конце которых нужно писать ь
8. Отметь «х» все слова, которые пишутся раздельно.
4. □ восемьдесят (пять)
5. □ тридцать (два)
9. Отметь «х» все числительные, в которых пропущен Ь
5. □ шест. надцать
10. Отметь «х» все слова с ошибкой.
1. □ к двадцатому числу
2. □ нет пятаго урока
3. □ одиннадцатого мая
4. □ с четвертай попытки
5. □ около пятого подъезда
11. Отметь «х» все слова с разделительным ь.
12. Отметь «х» все слова с пропущенным ь.
13. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква е.
14. Отметь «х» все предложения, в которых неправильно расставлены или отсутствуют знаки препинания.
1. □ В конце мая появляются первые грибы сморчки и строчки.
2. □ Бобр вынырнул из воды, начал отряхиваться, причёсываться.
3. □ Мы очень торопились но так и не успели засветло добраться до города.
4. □ Густой туман лежал над чёрными прудами, над лугами и озёрами.
5. □ Мы не шли, а тихо брели по узким улочкам.
1. Отметь «х» все сочетания слов с пропущенной буквой о.
1. □ боль отступил.
2. □ солнце скрыл. сь
3. □ озеро замёрзл.
4. □ туча приближал. сь
5. □ облако растаял.
2. Отметь все глаголы, в которых пропущена буква и.
3. Отметь «х» все слова с ошибкой.
4. Отметь «х» все приставки, с которыми в наречиях на конце пишется а.
5. Отметь «х» все слова с пропущенной буквой о.
6. Отметь «х» правильный ответ. Мягкий знак на конце (лов после шипящих пишется.
1. □ у существительных 3-го склонения
2. □ у существительных женского рода 1-го склонения в родительном падеже
3. □ у глаголов в неопределённой форме
4. □ на конце наречий
5. □ в кратких именах прилагательных
7. Отметь «х» все слова, на конце которых ь не пишется.
8. Отметь «х» все слова, которые пишутся раздельно.
2. □ восемь (десят)
5. □ двести (десять)
9. Отметь «х» все числительные, в которых пропущенщен ь.
5. □ восем. наддать
10. Отметь «х» все слова с ошибкой.
1. □ на четвёртом этаже
2. □ нет десятого игрока
3. □ до девятаго класса
4. D к первай учительнице
5. D на пятом уроке
11.. Отметь «х» все слова с ь, обозначающим мягкость согласных.
12. Отметь «х» слова с пропущенным ь.
Источник
Инструкция для учащихся
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Заведи отдельную тетрадь по русскому языку и выполни задания. Пользуйся черновиком.
Задания следует выполнять по порядку в соответствии с инструкцией. В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и записать в тетрадь цифру или цифры, которые стоят рядом с ответом, который ты считаешь верным. В некоторых заданиях потребуется записать в тетрадь краткий ответ в виде числа или слов. Не забывай указывать номер задания! В работе будут задания, в которых надо записать ответ и объяснение ответа. Внимательно читай задания! Не надо долго размышлять над заданием. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Когда все сделаешь, можешь вернуться и ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и запиши тот ответ, который считаешь верным. Когда выполнишь все задания, проверь работу.
1. Маша учится в первом классе и не умеет писать слова
правильно. Она пишет их так, как слышит. В написании,
каких слов Маша может допустить ошибки?
А) автобус; Б) белка; В) воробей; Г) крыльцо.
А и В 3) В и Г А и Б 4) А, В и Г
2. Ученики расставляли книги детских писателей на полке в
алфавитном порядке. Книга, какого автора должна быть
расположена после книги Барто?
Чуковский 3) Гайдар Маршак 4) Носов
3. На уроке русского языка дети записывали слова под диктовку и выделяли в них окончания.
какао 3) метро лицо 4) яблоко
Во всех ли словах можно выделить окончание? Если не во всех, то укажи, какие слова не имеют окончания, потому что не изменяются.
4. Укажи, сколько существительных в форме мужского рода единственного числа творительного падежа 2-го склонения использовано в предложении.
Перед рассветом над лесом кружит прохладный ветерок.
три 3) одно два 4) ни одного
5. Укажи, в какой форме употреблено в предложении выделенное прилагательное.
В это солнечное утро лес был наполнен необыкновенной радостью.
в форме ср. р., ед. ч., И. п. в форме м. р., ед. ч., В. п. в форме ср. р., ед. ч., В. п. в форме м. р., ед. ч., И. п.
6. Укажи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени единственного числа 3-го лица.
(1) Побежали с востока мрачные грозовые тучи. (2) Темнеет, хмурится небо. (3) Затих старый сосновый бор. (4) Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя.
7. Укажи все номера предложений, в которых выделенное
слово является глаголом.
По высокому ясному небу медленно плыло сияющее светило. День был прекрасный, солнце светило и немного припекало. Перед слушателями выступал знаменитый человек — светило науки. Этим зимним днём солнце ярко светило.
8. Укажи номер предложения, в котором неверно выделена
грамматическая основа.
(1) Вот и промчалось знойное лето. (2) Пришла на землю осень и принесла с собой подарки. (3) Старый пень усыпан опятами. (4) Моховое болото угощает спелой клюквой.
9. Укажи номер предложения с однородными сказуемыми, соединёнными союзом И.
Густой туман лежал над чёрными прудами, над лугами и озёрами. Наступила ранняя весна, и проснулся дремучий лес. В нашем саду ещё цветут чудесные гладиолусы и астры. Рыжая собака стояла возле калитки и внимательно смотрела на нас.
Прочитай текст и выполни задания 10—13
(1) Журавли обитают возле болот, лесных озёр, на лугах, берегах речек. (2) Гнёзда строят прямо на земле. (3) Журавль кружит над гнездом, охраняет его. (4) В конце лета журавли соберутся в стаи и улетят в тёплые страны.
10. Укажи неверное утверждение.
В предложении 1 есть однородные второстепенные члены предложения. В предложении 4 грамматическая основа журавли соберутся. В предложении 3 два однородных сказуемых. В предложении 2 подлежащее выражено именем существительным среднего рода в форме множественного числа.
11. Укажи значение слова кружит в предложении 3.
Двигаться, постоянно меняя направление движения. Блуждать, ходить, сбившись с дороги. Делать, описывать круги на лету. Заставлять двигаться по кругу, сообщать чему — либо кругообразное движение.
12. Установи соответствие между словами и их характеристикой.
К каждой позиции из первого столбика подбери соответствующую позицию из второго столбика.
СЛОВО ЧАСТЬ РЕЧИ
собираются 1) имя существительное
Б) берегах 2) глагол
Подумай, какие цифры ты запишешь в таблицу.
Полученную последовательность из четырёх цифр запиши в тетрадь, не меняя порядка следования цифр.
13. В предложении 1 замени слово обитают на слово, близкое по значению (синоним).
Журавли возле болот, лесных озёр,
на лугах, берегах речек.
В тетрадь запиши слово.
14. Установи соответствие между словами и их характеристикой. К каждой позиции из первого столбика подбери соответствующую позицию из второго столбика.
нос, носатый 1) однокоренные слова
Б) носик, носильщик 2) неоднокоренные слова
нос, носом 3) формы одного и того
Г) переносица, поднос же слова
Подумай, какие цифры ты запишешь в таблицу.
Полученную последовательность из четырёх цифр запиши в тетрадь, не меняя порядка следования цифр.
15. Заполни таблицу в тетради, используя слова из предложения.
Вдоль утоптанной дорожки выстроились ровные ряды высоких тополей.
16. Настя должна заполнить таблицу словами. Но одно из перечисленных слов не подходит, ни в одну графу таблицы.
Д. ждливый, дор. ка, грус…ный, . втобус, зв. нок, моро. лес…ница.
Слова с орфограммой
гласные в корне слова»
Слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова»
Слова с орфограммой «Проверяемые
парные по звонкости / глухости согласные в корне слова»
Запиши это слово в тетрадь.
С1. Игорь должен заполнить таблицу словами. Но одно из перечисленных слов не подходит, ни в одну графу таблицы.
Портфель, юла, юг, клён, конь.
Звуков больше, чем букв
Звуков меньше, чем букв
Запиши это слово в тетрадь, указав номер задания — С1.
С2. Ребята играли в слова. Им нужно было составить новое слово из частей написанных слов. Какое слово у них получилось, если они взяли корень из слова моряк, окончание из слова зимний, приставку из слова прилететь, суффикс из слова русский?
Запиши это слово в тетрадь, указав номер задания — С2.
СЗ. Серёжа и Катя проверяли безударную гласную в словосочетаниях зап. вать песню — зап. вать водой. Серёжа утверждает, что в этих словах следует писать гласную Е. Катя считает, что писать следует гласную И.
С чьим ответом ты согласен? Обоснуй свой выбор. Если считаешь, что Серёжа и Катя ответили неправильно, объясни почему.
Ответ запиши в тетрадь, указав номер задания — СЗ.
С4. Прочитай поздравительную открытку с Днём рождения, которую написала девочка Люда своей подруге.
Желаю тебе иметь побольше
хороших подруг, как я.
Твоя подруга Люда.
Как ты считаешь, правильно ли написана поздравительная открытка? Как бы написал ты? Напиши поздравительную открытку своему другу.
Текст запиши в тетрадь, указав номер задания — С4.
Источник
Рабочая программа педагога по__русскому языку, 4 класс_ (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
2. жале…м
3. друж…м
4. кида…шь
5. гон…м
3. Отметь «х» все слова с ошибкой.
1. увидить
2. лаять
3. красеть
4. покупаешь
5. помним
4. Отметь «х» все приставки, с которыми в наречиях на конце пишется о.
1. из-
2. на-
3. до-
4. за-
5. в-
5. Отметь «х» все слова с пропущенной буквой а.
1. досыт…
2. исправн…
3. изредк…
4. направ…
5. снов…
6. Отметь «х» правильный ответ. Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется…
1. в кратких именах прилагательных
2. у существительных 3-го склонения
3. у существительных мужского рода 1-го склонения
4. у глаголов 2-го лица, единственного числа
5. на конце наречий
7. Отметь «х» все слова, на конце которых нужно писать ь.
1. борщ…
2. напроч…
3. невтерпёж…
4. трескуч…
5. мспеч…
8. Отметь «х» все слова, которые пишутся раздельно.
1. сто(шесть)
2. пять(десят)
3. восем(надцать)
4. восемьдесят(пять)
5. тридцать(два)
9. Отметь «х» все числительные, в которых пропущен ь.
1. пят…надцать
2. девят…сот
3. пят…
4. шест…десят
5. шест…надцать
10. Отметь «х» все слова с ошибкой.
1. к двадцатому числу
2. нет пятого урока
3. одиннадцатого мая
4. с четвёртай попытки
5. около пятого подъезда
11. Отметь «х» все слова с разделительным ь.
1. копья
2. огоньки
3. соловьи
4. пятьдесят
5. вьются
12. Отметь «х» все слова с пропущенным ь.
1. кон…чик
2. сем…сот
3. улыбаеш. ся
4. пейзаж…
5. настеж…
13. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква е.
1. р…волюция
2. с…крет
3. эк…паж
4. ф…д…рация
5. ф…олетовый
14. Отметь «х» все предложения, в которых неправильно расставлены или отсутствуют знаки препинания.
1. В конце мая появляются первые грибы сморчки и строчки.
2. Бобр вынырнул из воды, начал отряхиваться, причёсываться.
3. Мы очень торопились но так и не успели засветло добраться до города.
4. Густой туман лежал над чёрными прудами, над лугами и озёрами.
5. Мы не шли, а тихо брели по узким улочкам.
1.Отметь «х» все сочетания слов с пропущенной буквой о.
1. боль отступил…
2. солнце скрыл…сь
3. озеро замёрзл…
4. туча приближал…сь
5. облако растаял…
2. Отметь «х» все глаголы, в которых пропущена буква и.
1. терп…м
2. увид…ть
3. гон…шь
4. жала…м
5. мечта…шь
3. Отметь «х» все слова с ошибкой.
1. приходит
2. зависем
3. называешь
4. ставим
5. ездешь
4. Отметь «х» все приставки, с которыми в наречиях на конце пишется а.
1. из-
2. с-
3. на-
4. до-
5. в-
5. Отметь «х» все слова с пропущенной буквой о.
1. направ…
2. дословн…
3. дочист…
4. справ…
5. засветл…
6. Отметь «х» правильный ответ. Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется…
1. у существительных 3-го склонения
2. у существительных женского рода 1-го склонения в родительном падеже
3. у глаголов в неопределенной форме
4. на конце наречий
5. в кратких именах прилагательных
7. Отметь «х» все слова, на конце которых ь не пишется.
1. проч…
2. замуж…
3. рисуеш…
4. пригож…
5. лож…
8. Отметь «х» все слова, которые пишутся раздельно.
1. сто(восемь)
2. восемь(десят)
3. сорок(пять)
4. шест(надцать)
5. двести(десять)
9. Отметь «х» все числительные, в которых пропущен ь.
1. восем…десят
2. сем…сот
3. сем…надцать
4. сем…
5. восем…надцать
10. Отметь «х» все слова с ошибкой.
1. на четвёртом этаже
2. нет десятого игрока
3. до девятаго класса
4. к первай учительнице
5. на пятом уроке
11. Отметь «х» все слова с ь, обозначающим мягкость согласных.
1. семьсот
2. мыть
3. знаешь
4. мышь
5. камень
12. Отметь «х» все слова с пропущенным ь.
1. пят…сот
2. камен…щик
3. чертёж
4. умывеш…ся
5. вскач…
13. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква о.
1. р…йон
2. с…всем
3. ар…мат
4. пр…вительство
5. х…зяин
14. Отметь «х» все предложения, в которых неправильно расставлены или отсутствуют знаки препинания.
1. На заре звонко поют лесные птицы зяблики, пеночки, славки.
2. Ветер набрасывал листья на стол, на пол, на книги.
3. Кленовый лист вздрогнул, на мгновение замер и медленно полетел к моим ногам.
4. Птица пела негромко но очень выразительно.
5. Берёзы вспыхивали, пламенели и гасли за серой пеленой дождя.
Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени.
В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.
Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. И зимы не было.
Убил человек первую птицу — и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.
(По К. Паустовскому)
Примечание. Перед написанием изложения целесообразно провести следующую подготовительную работу.
1. Ответить на вопросы.
1. О чём рассказывает сказка? Чему она учит?
2. Как относится рассказчик к поступку героя?
С каким настроением рассказывает старик сказку?
3. Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили?
4. Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?
2. Составить примерный план.
1. Первый выстрел.
2. Как было раньше.
3. Загрустила земля.
3. Предупредить возможные лексико-орфографи-ческие затруднения.
1. Объяснить смысл выражений:
ударил из обоих стволов; никуда не подавался; крепко беречь.
2. Обратить внимание на строение предложений.
А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.
Убил человек первую птицу — и загрустила земля.
Выходит, что мы себе навредили.
А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.
3.Обратить внимание на правописание следующих слов.
4. Выбрать из текста опорные слова и выражения
(записать на доске или в черновики):
1) сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья;
2) птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы;
3) загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь.
Диктант «Правописание слов в словосочетаниях».
Зимою и летом, осенью и весной хорош русский лес. Гуляешь по прохладному летнему лесу и не налюбуешься.
Поспевает в середине лета лесная малина. На полянах зреет душистая земляника. Около болот краснеет брусника.
Идёшь по лесу и хорошенько приглядываешься. Вон под густыми елями прячутся крепкие боровики. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок и аккуратно положишь находочку в корзинку. Вон широким хороводом стоят на поляне красные мухоморы.
Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда окроются вам все лесные тайны и чудеса.
1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в глаголах».
2. Спиши, вставь пропущенные буквы
Став…ть, издавн. сильно расстраиват. ся, плава. м. на ствол. ел.
1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой «Безударные окончания глаголов».
2. Спиши, вставь пропущенные буквы.
Езд…ть, быстро приближат…ся, готов…м, изредк…, на обложк… книг…
Итоговый контрольный диктант
«Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2 – 4 классах».
Бабочки на дорожке
Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь — и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.
Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.
Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки улетели прочь с нагретой тропинки.
Слова для справок: вверх, обратно.
1. Выпиши из текста диктанта три слова, с проверяемой гласной в корне, подбери к ним проверочные слова.
2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.
в доме, у мыши, по тропинке, на пристани
1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой в приставке, отметь приставку в словах.
2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.
Источник