Фонтан «Богиня Ночь» — самый загадочный в Крыму
В позапрошлом веке Гурзуф был элитным местом, привлекавшим представителей российской верхушки – хоть по рождению, хоть по кошельку. Надо отметить, что богачи не только наслаждались богатством крымской природы – они стремились сделать полуостров еще привлекательнее. И часть их наследия до сих пор радует взгляд отдыхающих – в том числе фонтан «Богиня Ночи».
Где находится фонтан «Богиня Ночи» на карте
Он расположен на территории Гурзуфского парка, рядом с несколькими корпусами санатория «Гурзуфский», а также с такими интересными арт-объектами, как Лестница со львами, Первая любовь, Губонинский курорт, памятниками А.С. Пушкину и В.И. Ленину.
Удачная копия
Своим появлением в Гурзуфе фонтан со статуями обязан купцу П.И. Губонину. Он приобрел здесь имение в 1881 году и вкладывался не только в гостевые дома (по последнему слову тогдашней техники), дававшие ему неплохой доход, но и в эстетику. Денег у богатого предпринимателя хватало на многое.
В 1889 году Губонин посетил Всемирную выставку в Вене. И там ему понравились работы немецкого скульптора Бергера, в частности, фонтан в античном стиле, изображающий богиню Ночи со свитой. Купец захотел приобрести работу, но оказалось, что она не продается.
Губонин не растерялся – он нашел русских мастеров, которые в рекордные сроки и очень качественно исполнили ему копию понравившейся работы. В качестве материала использовалась особо качественная сверхпрочная сталь – это было необходимо, чтобы металл выдерживал постоянное воздействие воды. Эту копию Губонин и привез в свое гурзуфское имение.
Действовал купец с размахом, кроме «Богини Ночи», он установил еще 4 фонтана — «Рахиль», «Музу», «Любовь» и «Нимфу». Хороши были все, да не все пережил бурные события ХХ века.
После немецкой оккупации Крыма в период Великой Отечественной войны на месте остались 2 из 5 инсталляций – «Богиня Ночи» и «Рахиль». Остальные были вывезены оккупантами и затерялись. Но оставшиеся фонтаны сохранены, сейчас они в отличном состоянии и работают.
Непобедимый… вандализм
Однако оказалось, что бывают вещи, даже более опасные для памятников искусства, чем нацистская оккупация. После гитлеровцев «Богиня Ночь» сохранилась практически в целости. Однако некий преисполненный вдохновения турист (история не знает его имени), забравшийся в чашу фонтана ради «крутого» снимка, исхитрился… отломать ногу у одной из фигур композиции.
Реставраторы были потрясены – они не могли понять, как такое оказалось возможным. Им пришлось немало повозиться, подбирая правильный состав металла для восстановления поврежденной части – сталь действительно была уникальная, изготовленная по рецептуре, ныне не использующейся. Но мастера сумели сделать необходимое – оторванная конечность статуи вернулась на положенное место. На память о вандализме у скульптуры остался «шрам» в виде едва заметного рубчика-шва.
Тьма, защищающая свет
Гурзуфский парк, где находится фонтан, ныне принадлежит санаторию. Это представляет определенные проблемы для тех туристов, что в данном курортном заведении не живут – осмотреть парковые достопримечательности они могут только с групповой экскурсией в строго определенное время.
По этой причине может не выйти посмотреть на фонтан с подсветкой – парадокс, но попасть к «Богине Ночи» ночью проблематичней всего. Но прогулка по парку хороша и днем – кроме фонтанов, можно увидеть еще много интересного.
Композиция «Богиня Ночь» выполнена в стиле барокко и на основе сюжетов греческой мифологии – достаточно распространенный подход в XIX веке. Основной фигурой является собственно Ночь – богиня Никта (или Нюкта).
В руках она держит горящий факел – греки были уверены в том, что после ночи обязательно наступит день и даже в самой черной темноте можно обнаружить источник света. Богиня стоит на сфере, символизирующей небесный глобус. По кругу его опоясывает золотая полоска с изображениями знаков зодиака – ведь именно греки дали названия большинству созвездий.
Компанию Никте на небесном своде составляют еще два божества, чья сила возрастает ночью – Эрос и Морфей (бог сновидений). Они являются соратниками Ночи, творцами главных чудес темного времени суток.
Ниже основных героев композиции расположены фигуры атлантов и кариатид, поддерживающих небесный глобус. В руках у них рыбы, являющиеся собственно фонтаном – струи воды бьют из их ртов. Вода устремляется к факелу Ночи, но не достигает его.
Таким образом передается идея существования света, который ничто не в силах погасить. Основание фонтана имеет форму чаши – туда и стекает вода. Такая форма типична для стиля барокко. Наиболее красиво фонтан выглядит именно ночью, когда его красиво подсвечивают.
К скульптурной группе ведет каменная лестница, украшенная изображениями двух львов. Они не имеют сюжетного отношения к композиции, но тоже типичны для эстетики стиля барокко. Правда, гурзуфские львы отличаются некоторым легкомыслием – морды у них не грозные, а какие-то хитрые и даже улыбчивые. Вокруг разрослась пышная парковая растительность – она придает Ночи загадочности.
В определенном смысле даже хорошо, что к фонтану сложно попасть самостоятельно. Наши современники не так уж сведущи в тонкостях древнегреческой мифологии, и объяснения знающего экскурсовода будут им только полезны. С их помощью получится лучше понять замысел скульптора.
Как добраться (доехать) до фонтана
Чтобы добраться до фонтана «Богиня Ночь», совсем необязательно искать городской транспорт – до композиции легко пройти самостоятельно от Гурзуфской автостанции. Расстояние, которое придется преодолеть, лишь немного превышает 700 м.
Ну а чтобы вы не потерялись, предлагаем посмотреть на карте маршрут движения:
Туристу на заметку
- Адрес: улица Ленинградская, Гурзуф, Ялта, Крым, Россия.
- Координаты GPS: 44.543231, 34.277311.
Несмотря на ограничение доступа, отзывы о «Богине Ночи» встречаются часто. Фонтан действительно красив – он просто-таки превосходно вписывается в общую концепцию Гурзуфского парка. А санаторию можно простить его строгие требования к посетителям за то, что он и парк, и фонтаны содержит в образцовом состоянии. В заключение – видео в тему, приятного просмотра!
Источник
Гурзуфский парк
Один из красивейших парков в Крыму находится в Гурзуфе. Это не только уникальное произведение садово-паркового искусства, а огромный зеленый музей под открытым небом. История парка связана с именами известных в России личностей. Один из владельцев зеленого рая — основатель цивилизованного курорта в Гурзуфе Петр Ионович Губонин – был человеком незаурядного ума и таланта. Под сенью местных кипарисов и олив когда-то сочинял свои нетленные стихи А.С.Пушкин. В красоте окрестных пейзажей черпали вдохновение русские художники, среди них Коровин, Шишкин, Васнецов, Айвазовский…
Колыбель Онегина
История одного из старейших парков Южного берега Крыма начинается с 1808-го года. Праправнук герцога Ришелье, с которым так отчаянно боролся персонаж романа Александра Дюма – Д`артаньян, купил в Крыму участок земли площадью около 40 га. Потомок французского кардинала – Арман Ришелье сделал в России отличную карьеру. Будучи в чине генерал-губернатора Новороссийского края и основателем Одессы, Ришелье выбирает для строительства южной резиденции именно крымское побережье. Увидев однажды живописную бухту Юрзуфа – так раньше называли Гурзуф, он влюбляется в это место раз и навсегда. По проекту одесского архитектора, имя которого стерлось в истории, возводится двухэтажный особняк, вокруг которого разбивается парк в пейзажном стиле.
Уютное, воздушное здание с открытыми терассами как нельзя лучше подходило для отдыха и созерцания окружающих красот. Когда-то, стоя на веранде второго этажа, можно было видеть море как на ладони. Сам Ришелье редко наведывался на свою дачу. Дом какое-то время сдавался в аренду. Отдыхающие приезжали сюда со своей мебелью, прислугой и даже гостями.
В1820-м году в имение приезжает семья Раевских. Для совместного отдыха они приглашают своего давнего друга Александра Сергеевича Пушкина. Поэту был предоставлен мезонин, выходивший на запад. Будучи сосланным на юг, Александр Сергеевич весьма плодотворно проводит время в Крыму. Особенно его впечатляет южный берег полуострова, и несколько недель, проведенных в Гурзуфе, вдохновляют на написание гениальных произведений. В доме «Ришелье» Пушкин работает над поэмой «Кавказский пленник», пишет несколько лирических стихотворений, которые посвящает дочерям Н. Н. Раевского — Елене и Марии. В живописном поселке поэт задумывает поэмы «Бахчисарайский фонтан» и роман «Евгений Онегин». «Там колыбель моего Онегина», — напишет Пушкин в конце жизни, вспоминая Гурзуф.
Это был один из самых счастливых периодов в жизни поэта еще и потому, что связан он был, конечно же, с влюбленностью. «В Юрзуфе,- писал Пушкин, — жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом: Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря, — и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество». Кстати, кипарис этот сохранился до наших дней.
Еще одно «пушкинское» место – оливковая роща, находится около южных ворот парка. Здесь поэт любил гулять, любуясь морем. Рядом установлен памятник и мемориальная доска с надписью: «Здесь был А. С. Пушкин».
Недалеко от дома «Ришелье» растет, так называемый, пушкинский платан, посаженный одним из последующих владельцев имения, сенатором И.И. Фундуклеем в годовщину смерти поэта. Под сенью широкой кроны мощного дерева находится стела, посвященная Пушкину. В начале 60-х годов XIX века Фундуклей также установил перед домом фонтан в виде чаши с изящно развернутыми краями, выполненный по эскизам архитектора З. Юдкевича. Между прочим, форма фонтана не повторяется ни в одном из парков Крыма.
Сейчас в доме «Ришелье» находится музей А. С. Пушкина. В его залах можно увидеть рукописи поэта гурзуфского периода, а также полюбоваться пейзажами Гурзуфа. Среди раритетов, сохранившихся с пушкинских времен до наших дней — семь мраморных ваз на площадке возле дома и некоторые предметы интерьера.
Губонин и Ко
После смерти Ришелье, имение в Гурзуфе несколько раз перепродается. Вначале оно переходит к адъютанту Стемпковскому, через год землями уже владеет новороссийский и бессарабский генерал-губернатор граф М.С. Воронцов. Спустя 10 лет Воронцов продает гурзуфские владения сенатору И.И. Фундуклею. После смерти последнего владельцами имения становятся барон Врангель и генерал Краснокутский. У них, в свою очередь, имение выкупает Петр Ионович Губонин – богатый московский промышленник.
С этого момента начинается новая и, пожалуй, самая насыщенная страница в истории гурзуфского парка. Приобретя в 1881-м году имение, за 250 тысяч рублей энергичный Петр Ионович превращает его в первоклассный курорт. Предприниматель строит гостиницы, почтово-телеграфную станцию, ресторан, торговые лавки, аптеку, православный храм. Новый курорт очень быстро становится популярным местом отдыха, рассчитанным не только на богатую публику, но на представителей среднего класса.
Кто же такой, этот удивительно деятельный и сказочно богатый созидатель по фамилии Губонин? Свое многомиллионное состояние промышленник нажил на крупных подрядах по строительству железных дорог. Сын крепостного крестьянина, каменщика из деревни Борисовки Коломенского уезда Московской губернии, Петр Ионович смолоду привык неустанно трудиться. Начиная свое дело с небольшого заведения для тески камней, он постепенно переходит в строительную область. Беря подряды на каменных работах, он знакомится с весьма перспективным путейным миром. В 60-е годы XIX века строительство железных дорог становится одним из самых выгодных бизнесов. Губонин участвует в прокладывании Московско-Рязанской железной дороги, выступая в качестве десятника, затем работает подрядчиком, ведущим земляные работы по поставке камня. Развивая свое дело, предприниматель расширяет бизнес, зарабатывая огромные деньги. В 70-х имя Губонина становится широко известно в Москве. Его принимает сам Император Александр II и награждает чином тайного советника и потомственным дворянством за «В воздаяние пожертвований с 1870 по 1872 год и обеспечение бывшей в сем году политехнической выставки в Москве и во внимание к стремлению своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе». Сегодня фамилия Губонина забылась. Мало кто знает, что в строительстве железной дороги Москва-Севастополь, по которой туристы ежегодно едут в Крым, принимал непосредственное участие Петр Ионович. Но для своих современников, особенно для крымчан, российский миллиардер стал благодетелем.
Имение в Гурзуфе Губонин любовно называл «своей любовницей». И правда, за южными владениями он ухаживал словно за любимой женщиной. Проекты губонинских гостиниц разработал ялтинский архитектор Платон Константинович Теребенев. Каждое здание неповторимо. Фасады гостиниц, сохранившиеся до наших дней, украшены навесными деревянными террасами и балконами. Разноцветные сказочные дома имеют яркий, праздничный вид. Высокие и светлые комнаты были некогда обставлены с роскошью и вкусом. Для отдыхающих были предусмотрены все удобства: отопление в виде голландских печей и каминов, ванные и души с пресной и морской водой, телефонная связь. Территорию гостиничного комплекса обслуживал доктор.
В 1888-м году Губонин открывает аптеку. Лекарства в ней отпускаются местному населению со скидкой.
В каждой гостинице имелись номера на любой кошелек. В бархатный сезон, например, плата за номер составляла от 1 до 10 рублей в сутки, с ноября по август цена поднималась. Полный же пансион стоил 60 рублей в месяц.
Любимой достопримечательностью гурманов стал ресторан, построенный Губониным в отдельном помещении. Просторный зал ресторана имел по три отдельных входа, во всю длину здания была устроена галерея с летними столиками. Поблизости играл духовой оркестр, а по воскресеньям в большом зале устраивались танцы.
Провизия доставлялась со всего Крыма. Меню поражало воображение разнообразием и аппетитностью. Посетителям предлагались различные сорта свежевыловленной рыбы. Султанка, кефаль, камбала, хамса, анчоусы – выбор был весьма широк. В ресторане Губонина можно было отведать свежего осетра или белугу, а также недорогую зернистую икру из Керчи и черноморские устрицы. Московская булочная и пекарня снабжали население поселка и его окрестности различной сдобой. Свежая зелень и овощи выращивались на собственном огороде, там же были разбиты баштаны, на которых росли арбузы различных сортов и лучшие в округе дыни.
Не забывал Губонин заботиться и о парке. Прежний владелец Гурзуфа сенатор Фундуклей положил отличное начало, выписав из-за границы редкие экземпляры растений. Благодаря его стараниям, в 60-е годы XIX века парк считался одним из самых лучших на Южном берегу Крыма.
Нижняя часть парка и частично верхнего хорошо освещались электричеством, но особенно оригинален был разноцветный фонарь, расположенный перед домом владельца имения. Он испускал фантастический свет, и освещенный парк с верхних этажей гостиниц смотрелся волшебной панорамой. Но самым неповторимым украшением зеленого рая были и есть фонтаны.
Изюминкой гурзуфского парка является фонтан «Богиня ночи» или как его называют «Ночь». Интересна история этого шедевра. Прогуливаясь как-то по Вене, на одной из выставок Губонину приглянулся фонтан, который он тут же решил купить. Однако местные власти не согласились продавать скульптурную композицию русскому «олигарху». Целеустремленный Губонин находит ее автора — скульптора Бергера и выкупает у него макет, по которому отливается копия, не уступающая по красоте оригиналу.
Недалеко, ближе к реке, расположена другая фонтанная группа – «Дети во время дождя», выполненная по модели скульптора Каменского.
Не менее интересен фонтан «Гречанка». Его Губонин также приобрел на одной из выставок уже в Москве.
Фонтан представляет собой высокую колонну, верх которой украшен женской фигурой. Девушка наклонилась и из ее кувшина струится прозрачная, чистая вода.
Еще одно скульптурное произведение — «Рахиль» иллюстрирует библейский сюжет, в котором иудейская красавица стала матерью Иосифа.
Фонтаны «Ночь», «Нимфа» и «Рахиль» украшают гурзуфский парк и сегодня. А вот церковь, построенная Петром Ионовичем, к сожалению, не сохранилась. Строительство храма началось в 1887-м году. Впоследствии церковь Успения Богородицы, возведенная в византийском стиле, стала одной из достопримечательностей Южного берега Крыма. При храме Губонин открыл церковно-приходскую школу, в которой обучалось 40 человек. Кстати учебники и пособия учащиеся получали бесплатно. На пожертвования русского миллиардера также была проведена внутренняя отделка Владимирского собора в Херсонесе, при его непосредственном участии строился храм Христа Спасителя в Москве. Однако быть похороненным Губонин пожелал именно в Гурзуфе.
Петр Ионович и его жена Марина Севастьяновна были погребены в мраморном склепе Успенской церкви. Когда в 1932 –м году советские власти беспощадно рушили храм, местные жители, почитавшие своего благодетеля, не дали осквернить его могилу. Останки Губонина были перенесены на местное кладбище. На одном из надгробных венков на могиле Петра Ионовича было написано: «Незабвенному глубокоуважаемому Петру Ионовичу Губонину от признательных и благодарных гостей Гурзуфа». Через два года после этого не стало и знаменитой гурзуфской мечети, построенной в основном на пожертвования русского благотворителя.
Добро пожаловать в зеленый рай!
На рубеже веков имение Губонина было приобретено акционерным обществом курорта Гурзуф, в которое входили Голицын, Долгоруков, Оболенский и другие.
После октябрьской революции и Гражданской войны хозяином парка и гостиниц стала Военно-курортная станция, позже — санаторий Министерства обороны.
Сегодня парк общедоступен и является любимым местом отдыха крымчан и гостей полуострова.
Прогулка по уютным зеленым террасам доставляет незабываемое удовольствие всем посетителям. Разросшиеся деревья и кустарники придают окружающему пространству закрытость, а композициям – камерность. Поражает величием 200-летняя роща итальянской сосны – одного из самых красивых деревьев Средиземноморья.
В центре первоначальной части Гурзуфского парка раскинулось зеленое море растительной пластики. Отдыхающие с восторгом рассматривают разнообразные образцы формовки живых изгородей и отдельных растений. Создание их – дело рук настоящего мастера-топиария – Александра Поклада.
Попасть в парк можно вместе с экскурсией, которая проводится каждый день в 11.00 и 17.00 часов.
Источник