Устройство и назначение судовых грузовых устройств Назначение и устройство судовых грузовых устройств, их классификация
В процессе эксплуатации любого судна возникает необходимость в подъеме, спуске или перемещении различных грузов, предметов снабжения и продовольствия. Комплекс конструкций и механизмов, обеспечивающих производство таких операций силами самого судна, называется грузовым устройством.
Важность создания эффективного грузового устройства диктуется не только техническими, но главным образом экономическими соображениями. Известно, что чистое эксплуатационное время судна, так называемое навигационное время, слагается из времени, затрачиваемого на переходы, и времени стоянки судна в портах при разгрузке и погрузке. Чем меньше стояночное время, тем больший экономический эффект приносит судно. Уменьшение стояночного времени может быть достигнуто главным образом за счет увеличения эффективности работы грузовых устройств. Этим объясняется наличие на судах различных конструктивных типов грузовых устройств, зависящих от назначения судна, его размерений и района плавания.
Грузы, транспортируемые на сухогрузных судах, можно разделить на штучные или генеральные, к которым относятся сухогрузы и жидкие грузы в таре (мешки, бочки, кипы, ящики), навалочные или массовые, т. е. различные сыпучие грузы (зерно, уголь, руда) и лесные (лес круглый, пиленый, тесаный, колотый). При создании специализированных судов характер перевозимых грузов существенно влияет на тип и конструкцию судовых грузовых устройств.
Основные грузовые устройства судов, применяющиеся в современном судостроении, можно разделить на устройства:
-смешанные со стрелами и кранами;
Грузовые устройства со стрелами — наиболее старый конструктивный тип перегрузочных средств. Судовые краны успешно применяются на ряде сухогрузных и пассажирских судов. В последние годы все чаще используются смешанные грузовые устройства из стрел и кранов, причем стрелы, как правило, тяжеловесные. Грузовые устройства с транспортерами редко применяются на морских судах. Их можно встретить на судах внутреннего плавания для перемещения грузов из трюмов на закрытые палубы и затем на берег.
Все типы судовых грузовых устройств имеют свои преимущества и недостатки. Так, грузовые стрелы — довольно универсальное средство для перегрузочных работ в портах и особенно на рейдах. Их конструкция проста, недорога, управление несложно. Современные схемы стрел имеют ускоренный цикл работы. Возможна перегрузка тяжеловесных грузов. Но цикл работы стрел более длителен, чем кранов, и производительность их меньше. Наличие грузовых мачт в определенной степени усложняет работы, производимые береговыми крановыми средствами.
Рис. 86. Оснастка легкой грузовой стрелы
а —без грузовых и топенантных талей; б—с грузовыми и топенантными талями; в—стопенантной вьюшкой.
1 — стрела; 2—мачта; 3—обух топенанта; 4, 7, 9 и /5—скобы такелажные; 5 — топенантный блок; 6—топенант; 7 — обух нока; 10—грузовой блок; 11 —противовес; 12 — вертлюг; 13—грузовой гак; 14—оттяжка; 16—тали оттяжки; 17 — палубный обух топенанта; 18—башмак шпора; 19 — вертлюг шпора; 20 — шкентель; 21 —направляющий блок; 22—конец на лебедку; 23—конец к канифас-блоку; 24—топенант-ные тали; 25—грузовые тали; 26 — топенантная вьюшка; 27—швартовный барабан лебедки; 28 — обойма блока; 29 — установочное кольцо; 30 — установочный винт.
удовые краны значительно дороже стрел и нуждаются в большем уходе во время эксплуатации, для их обслуживания необходимо предусматривать в штате экипажа специальный квалифицированный персонал. На рейдах краны работают плохо в условиях даже небольшой качки. При крене более 5-8° работа кранов невозможна. Груз на кранах может раскачиваться при их повороте.
Для люковых закрытий требуется специальный автономный привод. При установке грузовых стрел он не нужен. Однако рабочий цикл кранов меньше, чем даже у механизированных стрел. На специализированных судах краны значительно повышают эффективность грузовых работ, улучшают архитектуру судна. Выбор типа грузовых устройств обосновывается при проектировании судна подробным анализом всех факторов и особенностей его предполагаемой эксплуатации, с учетом экономических соображений.
Источник
1. Грузовые устройства.
Грузовое устройство — это комплекс конструкций, механизмов предназначенных для грузовых операций силами судна.
Грузовместимость (liftcapacity) — наибольшая масса груза, включая приспособления для креплений, допустимая к подъему данным грузовым устройством.
Вылет стрелы крана (armofcrane) — расстояние между ЦТ поднимаемого груза и вертикальной осью вращения крана. Грузовые устройства бывают:
- Периодического действия, то есть грузовые стрелы и краны
- Непрерывного действия, то есть транспортеры и элеваторы, которые применяются только на специализированных саморазгружающихся судах.
2. Элементы судового грузового устройства.
Наиболее распространенным является грузовое устройство со стрелами (стреловое либо смешанное). Основные элементы такого устройства: • мачты или грузовые колонны, которые служат опорой для стрел (на некоторых судах опорой может являться лобовая переборка надстройки); • грузовые стрелы с такелажем и оборудованием для проводки и крепления такелажа; • грузовые лебедки; • грузовые помещения (трюмы и твиндеки) с соответствующим закрытием грузовых люков.
3. Типы судовых грузовых кранов.
- Стационарные (на фундаменте), имеющие жесткую стрелу.
- Передвижные, имеющие переменный вылет стрелы.
- Электрические, стрела которых телескопическая.
- Гидравлические и электрогидравлические, то есть краны-манипуляторы.
4.Виды и порядок освидетельствования грузовых устройств.
- первоначальное освидетельствование — перед вводом в эксплуатацию.
- ежегодное освидетельствование — каждый год.
- полное освидетельствование — раз в пять лет, еще называют «пятилетним».
- внеочередное освидетельствование — в случае замены элемента грузового устройства или его целиком, а так же после переоборудования или капитального ремонта).
- проверка документации и сертификатов.
- визуальный осмотр.
- испытание в действии без нагрузки, то есть проверка ограничителей и пр.
- Испытание пробной нагрузкой, которое производится каждые пять лет, и если грузоподъемность стрелы менее 20 тонн, тогда пробная нагрузка составляет 1,25% от максимальной нагрузки.
- непосредственное оформление соответствующих документов.
- SWL 1,25*SWL
- 20t 1,05*SWL
- SWL>50t, => 1,1*SWL
Источник