Обзор рынка
Развитие макроэкономической ситуации в России в 2020 году соответствовало общемировым трендам и проходило под негативным влиянием при снижении потребительского и инвестиционного спроса.
ВВП России снизился на 3,0 % после роста на 2,0 % в 2019 году. Низшая точка развития российской экономики в 2020 году пришлась на II квартал, когда экономический спад составил 7,8 % в годовом исчислении. В III квартале глубина спада уменьшилась до 3,5 %, а в IV квартале — до 1,8 %. Объемы промышленного производства, имеющие определяющее значение для грузовых перевозок железнодорожным транспортом, в 2020 году сократились на 2,6 % после роста на 3,4 % в 2019 году. При этом, если в добывающих отраслях снижение производства в 2020 году составило 6,9 %, то в обрабатывающем секторе произошел незначительный рост (на 0,6 %).
Дополнительное негативное влияние на экономику России в 2020 году оказывали низкие мировые цены на нефть и некоторые другие товары российского экспорта. По многим товарам, которые обеспечивают объемы грузовых железнодорожных перевозок в экспортном сообщении, снизились поставки в физическом выражении.
Несмотря на негативное воздействие пандемии и низких цен на нефть, российская экономика в 2020 году пострадала не так сильно, как многие развитые страны. В первую очередь это связано со структурой российской экономики. На многие крупные предприятия, составляющие ее основу, ограничения не распространялись в силу особенностей их производственного процесса. При этом доли малого и среднего бизнеса, сферы услуг, которые сильнее других пострадали от кризиса и запрета на деятельность, в России существенно ниже, чем в развитых странах. Свою роль сыграл и отказ от возобновления ограничительных мер в IV квартале 2020 года, что позволило национальной экономике продолжить восстановление.
Среди факторов, которые поддержали экономику России в 2020 году, следует выделить реализацию антикризисной программы Правительства Российской Федерации и активизацию бюджетных расходов, относительно мягкую денежно-кредитную политику Банка России, а также перераспределение населением значительных средств, не потраченных за рубежом из-за закрытых границ, на внутреннее потребление.
Вместе с тем меньший кризисный провал в российской экономике в 2020 году по сравнению с мировой создает вероятность менее активного восстановления. Согласно базовому сценарию прогноза Минэкономразвития России от сентября 2020 года, рост ВВП России в 2021 году составит 3,3 %, а в прогнозе от апреля 2021 года темп скорректирован до 2,9 %. Прогноз МВФ предполагает рост ВВП России в 2021 году на 3,8 % при ожиданиях роста мирового ВВП на 6,0 %.
При этом риски для экономики России в 2021 году достаточно высоки. К ним относятся сохраняющаяся неопределенность по поводу дальнейшего развития эпидемиологической ситуации в стране и в мире, геополитическая напряженность и вероятность новых санкций, эффекты от возврата к консервативной бюджетной политике, а также вероятность ценовой коррекции на мировых товарных рынках.
Рынок грузовых перевозок
В 2020 году, по данным Росстата, грузооборот транспорта в России снизился на 4,9 % относительно 2019 года, до 5 397,2 млрд ткм. В том числе грузооборот трубопроводного транспорта уменьшился на 8 %, воздушного — на 3,7 %, внутреннего водного — на 8,6 %, автомобильного — на 1,3 %, и только грузооборот морского транспорта вырос на 16,2 %.
Груженый грузооборот железнодорожного транспорта снизился на 2,2 %. В то же время доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспортной системы страны выросла до 47,2 % (на 1,3 п. п. выше уровня 2019 года). Доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного составила 87 % (на 0,1 п. п. ниже уровня 2019 года).
Грузооборот по видам транспорта в 2020 году
Вид транспорта | 2020 год | Доля видов транспорта в общем грузообороте, % | ||
---|---|---|---|---|
млрд ткм | Изменение к 2019 году, % | 2019 год | 2020 год | |
Весь транспорт | 5 397,2 | −4,9 | 100,0 | 100,0 |
Железнодорожный Груженый грузооборот. | 2 545,3 | −2,2 | 45,9 | 47,2 |
в том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД» и АО «АК «ЖДЯ» Грузооборот по данным ОАО «РЖД» без учета пробега собственных вагонов в порожнем состоянии. | 2 544,8 | −2,2 | 45,9 | 47,2 |
Автомобильный | 271,8 | −1,3 | 4,9 | 5,0 |
в том числе авто на коммерческой основе | 149,9 | −1,3 | 2,7 | 2,8 |
Морской В перевозках грузов морским и внутренним водным транспортом учитываются перевозки, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях таймчартера), плавающими под государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами. | 42,5 | +16,2 | 0,6 | 0,8 |
Внутренний водный | 60,2 | −8,6 | 1,16 | 1,12 |
Воздушный (транспортная авиация) | 7,1 | −3,7 | 0,13 | 0,13 |
Трубопроводный | 2 470,2 | −8,0 | 47,3 | 45,8 |
Справочно: | ||||
доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного | 87,1 | 87,0 | ||
доля ОАО «РЖД» без учета трубопроводного | 87,1 | 87,0 |
Рынок пассажирских перевозок
В 2020 году пассажирооборот транспорта в России уменьшился на 45,2 % по сравнению с 2019 годом, до 312,7 млрд пасс.-км Без учета городского транспорта. . В том числе пассажирооборот по видам транспорта составил:
- железнодорожного — 78,6 млрд пасс.-км;
- автомобильного — 80,4 млрд пасс.-км;
- воздушного — 153,5 млрд пасс.-км.
В 2020 году на всех видах транспорта произошло снижение пассажирооборота. Пассажирооборот железнодорожного транспорта упал на 41,2 % к уровню 2019 года, но его доля в общем пассажирообороте увеличилась до 25,1 %
Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 25,7 % (+5,8 п. п. к уровню 2019 года). В структуре пассажирооборота общего пользования воздушный транспорт занимает 49,1 % (−7,5 п. п. к уровню 2019 года).
В 2020 году в связи с пандемией и частичным прекращением регулярного и чартерного авиасообщения пассажирооборот воздушного транспорта упал к уровню 2019 года В 2020 году пассажирооборот российских авиакомпаний на международных направлениях снизился на 74,2 %. На внутрироссийских направлениях он сократился существенно меньше, на 22,3 %. Доля внутрироссийского сообщения в общем пассажирообороте российских авиакомпаний возросла на 26,6 п. п. в результате снижения пассажирооборота на международных направлениях. В силу этого железнодорожный транспорт продолжает испытывать конкурентное давление со стороны воздушного транспорта на внутрироссийских направлениях в дерегулируемом сегменте.
Положение ОАО «РЖД» в железнодорожной отрасли
Грузовые перевозки
В сфере грузовых железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» — единственный перевозчик на всей принадлежащей ему инфраструктуре. Начиная с 2011 года вагонный парк холдинга «РЖД», предназначенный для коммерческого использования, находится в собственности дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», информация о деятельности которых представлена в соответствующих разделах данного отчета.
Пассажирские перевозки
ОАО «РЖД» обеспечивает предоставление железнодорожной инфраструктуры для осуществления пассажирских перевозок и является единственной в России компанией, предоставляющей услуги высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок. Традиционные пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении осуществляются дочерними и зависимыми компаниями ОАО «РЖД», информация о деятельности которых, включая их долю рынка, представлена в соответствующих разделах данного отчета.
Пассажирооборот по видам транспорта в 2020 году
Вид транспорта | 2020 год | Доля видов транспорта в общем пассажирообороте, % | ||
---|---|---|---|---|
млрд пасс.-км | Изменение к 2019 году, % | 2019 год | 2020 год | |
Пассажирооборот транспорта общего пользования | 312,7 | −45,2 | 100,0 | 100,0 |
Железнодорожный | 78,6 | −41,2 | 23,4 | 25,1 |
в том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД» | 78,1 | −41,4 | 23,4 | 25,0 |
Автомобильный (автобусы) | 80,4 | −29,1 | 19,9 | 25,7 |
Внутренний водный | 0,2 | −59,5 | 0,1 | 0,07 |
Морской | 0,03 | −39,5 | 0,009 | 0,01 |
Воздушный | 153,5 | −52,5 | 56,6 | 49,1 |
Источник
Грузооборот морского транспорта 2020 год
Ассоциация
морских торговых
портов
Вы здесь
Грузооборот морских портов России за 9 месяцев 2020 г.
Грузооборот морских портов России за январь — сентябрь 2020 года уменьшился на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 611,5 млн т.
Объём перевалки сухогрузов составил 295,8 млн т (+5,2%), в том числе: угля – 138,1 млн т (+4,0%), грузов в контейнерах – 42,4 млн т (+0,9%), зерна – 34,4 млн т (+22,2%), минеральных удобрений – 14,1 млн т (+2,8%), руда – 9,9 млн т (+47,8%).
Объем перевалки наливных грузов составил 315,7 млн т (-9,0%), в том числе сырой нефти – 181,0 млн т (-12,9%), нефтепродуктов – 106,3 млн т (-4,0%), сжиженного газа – 24,0 млн т (-1,6%) и пищевых грузов наливом – 3,5 млн тонн (+15,0%).
Экспортных грузов перегружено 480,6 млн т (-1,8%), импортных грузов – 26,9 млн т (-3,5%), транзитных – 46,2 млн т (-6,5%), каботажных – 57,8 млн т (-6,1%).
Грузооборот морских портов Арктического бассейна составил 71,5 млн тонн (-9,1%), из них объём перевалки сухих грузов составил 21,9 млн тонн (-6,7%), наливных грузов — 49,6 млн тонн (-10,1 %). Грузооборот портов Мурманск составил 41,4 млн т (-10,7%), Сабетта – 20,8 млн т (+0,7%), Варандей – 3,8 млн т (-29,5%) и Архангельск – 2,4 млн т (+16,9%).
Грузооборот морских портов Балтийского бассейна составил 181,1 млн тонн (-6,2%), из них объём перевалки сухих грузов составил 81,7 млн тонн (-1,8%), наливных грузов – 99,4 млн тонн (-9,5%). Грузооборот портов Усть-Луга составил 76,6 млн т (-1,1%), Большой порт Санкт-Петербург – 44,3 млн т (-1,5%), Приморск – 38,4 млн т (-18,3%), Высоцк – 13,5 (-5,7%), Калининград – 7,9 млн т(-6,0%).
Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 185,4 млн тонн (-3,2%), из них объём перевалки сухих грузов составил 79,6 млн тонн (+12,6%), наливных грузов – 105,8 млн тонн (-12,4%). Грузооборот портов Новороссийск составил 105,4 млн т (-9,7%), Туапсе – 19,0 млн т (+10,3%), Тамань – 15,2 млн т (+40,2%), Кавказ – 16,2 млн т (+0,7%), Ростов-на-Дону – 12,9 млн т (+8,1%).
Грузооборот морских портов Каспийского бассейна составил 6,2 млн тонн (+11,3%), из них объём перевалки сухих грузов составил 2,7 млн тонн (+25,3%), наливных грузов – 3,5 млн тонн (+2,7%).Объём перевалки грузов портов Махачкала вырос до 3,8 млн т (+11,8 %), Астрахань – до 1,8 млн т. (+8,5%).
Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна составил 167,3 млн тонн (+4,9%), из них объём перевалки сухих грузов составил 109,9 млн тонн (+8,1%), наливных грузов – 57,4 млн. тонн (-0,6%). Грузооборот портов Восточный составил 58,2 млн т (+6,6%), Ванино – 25,1 млн т (+8,1%), Находка – 20,1 млн т (+4,2%), Владивосток – 17,8 млн т (+0,9%), Пригородное – 12,0 млн т (+1,7%), Де-Кастри – 9,9 млн т (-2,4%).
Источник