3.6. Грузооборот и грузопереработка, характеристика грузопотоков и транспортно-технологических систем перегрузки грузов в портах.
Производственная работа стивидорной компании и порта (пристани) характеризуется грузооборотом и грузопереработкой. Эти показатели являются основными для их проектирования и планирования работы.
Напомним, что под грузооборотом понимается количество грузов в тоннах, прибывших в порт и на приписанные к нему причалы стивидорной компании или клиентуры и отправленных портом и приписанными к нему причалами стивидорной компании или клиентуры за определенный период в судах соответственно морского или речного флота. Грузы, прибывшие в вагонах и автомобилях и после их хранения отправленные сухопутными видами транспорта, в грузооборот не включаются, так как водным транспортом не перевозятся. В зависимости от вида грузов грузооборот стивидорной компании и порта разделяется на сухогрузы (лес, уголь, руда, хлеб, штучные и другие грузы), наливные грузы и лес в плотах, а в зависимости от направления грузопотоков — на грузооборот по отправлению и грузооборот по прибытию. Полный грузооборот стивидорной компании и порта (пристани) равен грузообороту по отправлению и по прибытию. Грузооборот отдельных стивидорных компаний является предметом оперативного учета и в действующей практике морских портов данные от каждой стивидорной компании получают администрации морских портов и направляют их для обобщения в Росморречфлот. (см. Приложение 1-4).
Неравномерности грузооборота характеризуется коэффициентами месячной и суточной неравномерности. Месячная неравномерность грузооборота объясняется сезонностью производства и перевозок ряда грузов, навигационно-метеорологическими условиями (падение глубин и т. п.) и другими факторами. Месячная неравномерность определяется в пределах наиболее деятельного месяца. Она возникает вследствие недостатка планирования и неравномерности прихода судов в порты, вызываемого нарушением движения судов, метеорологическими условиями и другими причинами.
Грузопереработка является показателем, охватывающим весь объем перегрузочных работ, выполняемых силами и средствами порта, а также с помощью привлекаемой в порт рабочеи силы и арендованного подъемно-транспортнога оборудования. Поэтому грузопереработка по сравнению с грузооборотом более полно характеризует производственную деятельность порта. Грузопереработка выражается в физических тоннах и тонно-операциях. Под тонно-операцией понимается законченное перемещение одной тонны груза по какому-либо варианту (судно — склад, склад – вагон, судно — вагон и пр.) независимо от расстояния перемещения и дополнительных работ (перевески, затаривания, сортировки и т. д.).
Общий объем погрузочно-разгрузочных работ за расчетный период (сутки, месяц, навигация) в физических тоннах определяется как сумма отдельных партий грузов, прошедших через причальный фронт за данный период.
Общее количество тонно-операций, выполненных в стивидорной компании и порту за определенный период, равно сумме произведений отдельных партий грузов на количество основных операций, которые выполнялись с этими грузами,
При загрузке-разгрузке судна выполняемые тонно-операции учитываются как физические тонны. Перегрузка груза по остальным вариантам выражется только в тонно-операциях. Например, в завершенном перегрузочном процессе, производимом по вариантам вагон — склад, склад — склад, склад — судно, с каждой физической тонной груза совершаются три тонно-операции. При прямом перегрузочном процессе вагон — судно совершается одна тонно-операция, учитываемая как физическая тонна.
Грузопереработка учитывает и перегрузочные работы, не связанные с водным грузооборотом: перегрузка грузов, поступающих в порт не водным путем и после хранения отправляемых из порта не водным путем, ногрузка-разгрузка лихтеров, судов портового флота, осуществляющих местные перевозки, и др.
В ряде случаев для характеристики работы стивидорной компании и порта, технико-экономических и других расчетов наряду с грузооборотом рассчитывают судооборот стивидорной компании и порта или отдельных его участков за определенный период времени. Этот показатель дает представление о количестве судов, проходящих через порт, но не характеризует объем перегрузочных работ.
Для управления обработкой вагонов, необходимых для вывоза грузов из порта и ввоза их в порт, определяют вагонооборот порта, измеряемый количеством прибывших и отправленных вагонов за сутки. Его рассчитывают на основании суточного грузооборота порта с учетом рода груза, грузоподъемности вагонов и ее использования.
Перегружаемые в портах грузопотоки классифицируются по следующим признакам: видам перевозок речным или морским транспортом; объему грузопотока; транспортной характеристики груза.
К видам перевозок относятся заграничное плавание (экспорт, импорт, транзит), каботажное плавание, которое может быть разделено на малый и большой каботаж. Вид перевозки не влияет на технологию погрузочных, перегрузочных, разгрузочных работ. От вида перевозки зависит порядок оформления грузовых документов при обязательном таможенном контроле и оформлении перегрузок экспортных, импортных и транзитных грузов.
По объему грузопотока выделяют грузопотоки массовых грузов и грузопотоки эпизодических грузовых партий.
Массовый грузопоток характерен тем, что его перегрузка осуществляется на одном или более специализированных перегрузочных комплексах. К их числу относятся:
контейнерный (100 – 150 тыс. контейнеров). TEU, ДФЭ – единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером;
угольный – 400-500 тыс. тонн;
генеральных грузов — 150 – 200 тыс. тонн. Но в целом, перегрузка генгрузов осуществляется преимущественно на универсальных причалах.
Для технологии и организации перегрузки грузов существенное значение имеет структура судовой грузовой партии. Она может быть однородной или композитной по номенклатуре грузов.
По транспортной характеристике груза выделяются навалочные, насыпные, тарно-упаковочные, тарно-штучные, металлы, лесные, рефрижераторные, пылящие, выделяющие вредный запах и др. Особые физико-химические свойства учитываются при разработке технологии погрузочно-разгрузочных работ и определяют условия хранения грузов в складах.
Транспортно-технологическая система (ТТС) перевозки грузов характеризуется типом используемых транспортных средств и технологией погрузочно-разгрузочных работ.
Различают контейнерную, лихтеровозную, накатную (ролкерную) и универсальные ТТС. В контейнерной ТТС используются суда-контейнеровозы, железнодорожные платформы и специализированный автомобильный транспорт (рис.3.2). Перегрузка осуществляется на специализированном грузовом терминале, как в порту, так и вне территории порта.
В лихтеровозной ТТС используются суда-лихтеровозы, погрузка — разгрузка которых осуществляется на рейде, а груженые лихтеры выгружаются на причалах порта, или буксируются по внутренним водным путям к пунктам назначения.
В накатной ТТС используются суда типа РО — РО, которые обычно загружаются укрупненными грузовыми местами, автотехникой. Для доставки автотехники используются обычные платформы и специальные вагоны и платформы.
Контейнерные и накатные ТТС характеризуются более низкой трудоемкостью работ, так как однажды загруженный контейнер и укрупненные грузовые места в последующем перегружаются по комплексно-механизированным технологическим схемам.
Балкерная ТТС применяется при перевозке навалочных и насыпных грузов на однопалубных судах большой грузоподъемности с использованием хопров, полувагонов, вагонов в зависимости от транспортных характеристик грузов, перегружаемых по специальной или универсальной схеме механизации.
В универсальной ТТС используются однопалубные и многопалубные суда различной грузоподъемности, обрабатываемые по универсальной схеме механизации. Универсальная ТТС применяется при перевозке тарно-штучных грузов, металлов и других грузов, перегружаемых по универсальной схеме механизации.
В таблице 3.3. приведены комплексные нормы времени (КНВР) и нормы времени (НВР) при транспортировке и перегрузке груза в мешках весом места 50 кг от пункта отправления до морского порта.
Таблица 3.3. Сравнение контейнерной и традиционной системы
Источник
Что это — грузооборот, виды и особенности морских перевозок
Для определения эффективности любого предприятия, экономической отрасли, потребуется посчитать множество показателей. Один из них грузооборот.
Что такое грузооборот? А это количество перевезенного груза на отдельном виде транспорта или на конкретном предприятии. Показатель может рассчитываться в рамках одной отрасли или государства.
Единица измерения
Основная единица измерения грузоперевозок – это тонно-километры. Суммарный тоннаж выполненных перевозок может определяться просто в тоннах. Для определения грузоперевозок в рамках страны или отдельного района применяются обе единицы. Такой показатель отражает развитие страны или отдельной отрасли, административной единицы.
Если же показатель определяется для отдельной транспортной единицы или узла, то рассчитывается только суммарный вес в тоннах или килограммах, для более мелких партий.
Масса транспортируемого газа определяется в кубических метрах с последующим перерасчетом на тонны.
Объем груза определяется по формуле – количество груза за определенный промежуток времени. Этот показатель отражает эффективность отдельно взятого транспорта или пропускного пункта.
Виды
Что такое грузооборот и его виды? Рассмотрим этот момент. Виды грузооборота разделяют по видам транспорта. Показатель «раскрывает» возможности определенной транспортной отрасли.
Железнодорожный грузооборот. Самый доступный и распространенный вид транспорта в большинстве стран – железнодорожный. Несмотря на экономический спад, даже в нашей стране продолжается прокладка железнодорожных путей. Именно на железнодорожный транспорт приходится 4/5 всех перевозок нашей страны.
Водный грузооборот. Водный транспорт самый дешевый в любой стране, но производить перевозки этим транспортом можно только при наличии речек и морей. Речная навигация в большинстве стран возможна только в летний период, тем более, если речь идет о нашей стране. Поэтому в России речным транспортом перевозится лишь 15% всех грузов, а речным около 7%.
Виды грузооборотов включают автомобильный транспорт. Несмотря на дороговизну, именно эти перевозки обеспечивают сообщение между предприятиями внутри страны, позволяют обеспечить доставку в труднодоступные регионы. По сравнению с ж/д перевозками, перевезти груз автомобилем намного быстрее.
Воздушные грузоперевозки. Пожалуй, это самый дорогой вид транспорта, поэтому используется только при крайней необходимости. Воздушный транспорт позволяет доставить груз в те места, где нет железнодорожных и автотранспортных веток. Для РФ авиагрузооборот значительный, так как территория страны огромная, с наличием труднодоступных регионов.
Трубопроводный грузооборот. Это вид транспорта применим исключительно для газообразных и жидких грузов. Традиционно это газ и нефть, также по трубам могут транспортироваться химические вещества, аммиак. Прирост грузооборота таким видом транспорта определяется исключительно монтажом новых веток.
Портовый грузооборот
Что такое грузооборот для порта? Этот показатель отображает количество груза, проходящего через конкретный порт за определенный промежуток времени.
Грузооборот – это основной показатель, отображающий технико-экономическое значение инфраструктуры порта. Полученные данные используются для проведения анализа и дальнейшего планирования производственной деятельности.
По структуре грузооборот характеризуют:
- по роду груза;
- по направлению (импортные и экспортные операции);
- по виду плавания (малый и большой каботаж, заграничные перевозки);
- сезонные показатели;
- равномерность поступления и отгрузки грузов за определенный промежуток времени.
В отличие от грузопереработки, грузооборот выражается всегда в тоннах. При этом, груз учитывается только один раз, по факту завершения производственного процесса в порту. Грузопереработка включает в себя весь объем перегрузочных работ и может выражаться не только в тоннах, но и в тонно-операциях. В расчет берутся абсолютно все перегрузочные работы, даже не связанные с морским грузооборотом, к примеру, хранение и перегрузка товара из порта не морским транспортом. Поэтому именно этот показатель отображает полную картину производственного процесса в порту.
Что такое грузооборот и что в него не включается? При определении показателя, в расчет не берутся грузы, подлежащие дальнейшей отправке автомобильным или другим транспортом, и те, которые прибыли в порт ж/д или автотранспортом.
Последние статистические данные морских портов
В целом, за период с января по июль 2017 года, грузооборот России в морских портах увеличился на 10,5%, если сравнивать с тем же периодом за предыдущий год.
Количество перегруженных грузов, млн т
Источник