Грузооборот морских портов балтийского бассейна

Портовая инфраструктура

Грузооборот морских портов Балтийского бассейна за шесть месяцев 2020 года года снизился на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 127,9 млн тонн, при этом 42% этого объема обеспечил порт Усть-Луга в Ленинградской области, еще по 23% — порты Санкт-Петербург и Приморск. В перспективе до 2025 года через новые терминалы Ленобласти может обрабатываться еще около 120 млн тонн грузов.

Активное расширение российских портовых мощностей на Северо-Западе, особенно Усть-Луги, началось после требования Кремля по перенаправлению грузов из Прибалтики на российские терминалы. На российском рынке наливных и насыпных грузов (сжиженный газ и нефтепродукты, уголь, кокс и минеральные удобрения) постоянно вводятся новые мощности, что способствует переориентации грузопотоков, отмечают эксперты. Однако они подчеркивают, что вместе с переориентацией экспортных грузопотоков ощущается дефицит инфраструктуры, в частности железнодорожных подъездных путей.

Грузооборот крупнейшего по перевалке порта Усть-Луга за первые шесть месяцев 2020 года снизился на 1%, до 53,8 млн тонн, следует из статистики ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря». Перевалку обеспечили навалочные (руда, уголь, кокс, минудобрения) и наливные (нефть, нефтепродукты и сжиженный газ) грузы: первые сформировали 21,3 млн тонн от общего грузооборота, что на 5% больше аналогичного периода прошлого года, вторые — 31,1 млн тонн, что ниже на 6% показателя 2019 года.

Грузооборот порта Приморск (ориентирован на прием продукции «Транснефти» из магистрального нефтепровода, хранение и отгрузку нефти в танкеры) за первое полугодие снизился на 1%, до 29,5 млн тонн, при этом перевалка нефти сократилась на 10%, но ее падение компенсировал рост обработки нефтепродуктов, выросший на 26%.

Порт Высоцк снизил перевалку на 5%, до 9 млн тонн, на падение показателей в большей степени повлияло сокращение навалочных грузов, при 2% роста наливных грузов, в частности 43% обработки сжиженного газа. Порт Выборг, специализирующийся на перевалке минудобрений, угля и кокса, снизил грузооборот на 42%, до 0,3 млн тонн.

Крупные инвестпроекты по развитию терминальных мощностей на Северо-Западе сосредоточены в портах Высоцк, Приморск и Усть-Луга. Анонсированных портовых проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области действительно много, констатирует управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. Она называет амбициозным проект ООО «Приморский УПК» Ильи Трабера и Рамиса Дебердеева (потенциальная перевалка может составить 70 млн тонн грузов). Кроме этого, напоминает эксперт, в 2019 году стало известно, что «Лукойл» выбирает площадку для строительства терминала по перевалке угля. Ряд проектов также касается увеличения мощностей по перевалке зерновых, что является, по мнению аналитика, привлекательным вложением. Между тем перевалка нефти, нефтепродуктов и угля составляет две трети от всего оборота морских портов Петербурга и Ленобласти, подчеркивает госпожа Косарева.

Перевалочные горизонты Выборгского района

В перспективе до 2025 года в Ленобласти могут завершить реализацию несколько портовых проектов, при этом общие мощности перевалки могут увеличиться почти вдвое. Среди основных инфраструктурных проектов универсально-перегрузочный комплекс (УПК) в порту Приморск, терминал Lugaport, сухогрузный перевалочный комплекс в порту Высоцк и перевалочный комплекс в Вистино, отмечают в Центре развития промышленности Ленинградской области.

Инвестором терминала в порту Приморск выступает ООО «Приморский УПК» Ильи Трабера и Рамиса Дебердеева. Объем инвестиций в проект оценивается в 120 млрд рублей, построить комплекс планируют к 2022 году. Однако этот проект вызывает негативную реакцию у части местных жителей, которые выступают за отказ от строительства на побережье Финского залива. УПК предусматривает создание терминала по перевалке 20 млн тонн угля, 3 млн TEU контейнеров, 5 млн тонн минудобрений, 5 млн тонн сельскохозяйственной техники и 1,2 млн тонн генеральных грузов, сообщал в 2019 году представитель компании.

Железнодорожный оператор ГК «Технотранс» планирует вложить около 13 млрд рублей в строительство на территории морского порта Высоцк специализированного зернового терминала пропускной способностью 4 млн тонн в год с производственным комплексом переработки пшеницы с последующим производством пшеничного глютена, нативного крахмала, глюкозно-фруктозного сиропа и кормовых добавок в объеме 200 тыс. тонн в год. Комплекс планируется ввести в 2022–2023 годах. Аналогичное предложение по строительству терминала зерновых также поступило от агропромышленной группы «Содружество».

ООО «Газ-Синтез» планирует запустить к 2024 году в порту Высоцк терминал по производству метанола мощностью 1,7 млн тонн в год. Общий объем инвестиций в проект составит 88 млрд рублей. При этом компания рассчитывает экспортировать продукцию в страны Европы, Азии и Южной Америки. В порту Высоцка к 2023 году также может появиться сухогрузный перевалочный комплекс, инвестором которого выступает ООО «СПК Высоцк» (бенефициар — Александр Субботин, которому также принадлежат ООО «Новая транспортная компания», работающая в сфере морского грузового транспорта). Объем инвестиций оценивается в 25 млрд рублей. Первый этап проекта предполагает запуск линии погрузки мощностью до 7 млн тонн в год к 2021 году. Вторую линию, с увеличением мощности грузооборота до 15 млн тонн в год, планируется запустить до 2023 года.

Читайте также:  Каменноугольные бассейны россии список

В Кингисеппском районе к 2024 году планируется ввести терминал по перевалке зерновых, пищевых, навалочных и генеральных грузов с общим объемом почти 25 млн тонн в год. Инвестором строительства выступает входящий в список десяти крупнейших железнодорожных операторов «Новотранс» Константина Гончарова. Вложения составят 46,5 млрд рублей, сообщили в пресс-службе компании.

ООО «Ультрамар», один из крупнейших перевозчиков минудобрений в контейнерах, запустит к 2022 году поизводственно-складской перевалочный комплекс с причалом и промышленной железнодорожной станцией Вистино, инвестировав в проект 30 млрд рублей. В Кингисеппском районе также реализуется другой крупный инвестпроект, связанный с развитием территории Усть-Луги. Комплекс переработки этансодержащего газа ООО «Русхимальянс» предусматривает сооружение мощностей по ежегодной переработке 45 млрд кубометров газа, производству и отгрузке 13 млн тонн СПГ, до 4 млн тонн этана и более 2,2 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ). Запуск первой очереди производства запланирован в 2023 году, второй — в конце 2024 года, отмечают в Центре развития промышленности Ленинградской области. Инвестиции могут составить 750 млрд рублей.

«Еврохим», один из крупнейших производителей минудобрений, планирует расширить производство на площадке «Фосфорит», открывшей в 2019 году предприятие по производству аммиака мощностью 1 млн тонн в год. В этом году инвестор приступил к созданию нового производства аммиака и карбамида. Производительность нового аммиачного завода составит более 1 млн тонн аммиака в год. Объем инвестиций в проект — 98 млрд рублей. Срок реализации первой очереди проекта — 2023 год, второй — 2024 год»,— сообщили BG в областном центре развития промышленности.

«Проекты по наращиванию перевалки угля кажутся не столь привлекательными, поскольку покупатели постепенно отказываются от угля в пользу более экологичного топлива. Кроме того, со строительством морских угольных комплексов могут быть проблемы: такие проекты не пользуются популярностью у местных жителей. А вот проекты по наращиванию объемов морских поставок СПГ и зерна кажутся действительно перспективными»,— заключает госпожа Косарева.

Источник

но она все равно снизилась впервые с 2018 года

Грузооборот российских морских портов Балтийского бассейна в 2020 году снизился на 6% по сравнению с 2019 годом и составил 241,5 млн тонн. Это ниже общероссийского показателя: перевалка по итогам прошлого года снизилась на 2,3%. В Большом порту Санкт-Петербург и Усть-Луге — крупнейших по грузообороту — перевалка сохранилась на уровне 2019 года, однако порт Приморск, откуда транспортируются нефть и нефтепродукты, сократил перевалку почти на 20%.

Порты Петербурга и Ленобласти по итогам 2020 года перевалили 231 млн тонн грузов (не включая порт Калининград), что на 6% меньше, чем в 2019 году, следует из статистики ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря». В порту Бронка грузооборот по итогам года еще не зафиксирован. С 2009 года в регионе наблюдался ежегодный рост перевалки, она незначительно снижалась только в 2018 году.

Всего морские порты России за январь — декабрь 2020 года обработали 820,8 млн тонн грузов, что на 2,3% ниже итогового показателя предыдущего года. Значительнее всего, кроме Балтики, перевалка снизилась в Арктическом (–8,4%) и Азово-Черноморском бассейне (–2,4%), рост показал Каспийский (+9,5%) и Дальневосточный бассейн (+4,6%).

Крупнейшие по грузообороту порты в регионе — Усть-Луга (102,6 млн тонн, –1% к показателям 2019 года), Санкт-Петербург (59,9 млн тонн, аналогично прошлогоднему уровню) и Приморск (49,3 млн тонн, –19%). В Усть-Луге перевалку обеспечили навалочные (руда, уголь, кокс, минудобрения) и наливные грузы (нефть, нефтепродукты и сжиженный газ), первые сформировали 46 млн тонн от общего грузооборота, что на 10% больше, чем в 2019 году, вторые — 54 млн тонн, что на 10% ниже показателя 2019 года. Рост показателей в основном объясняется увеличением экспорта угля (+12%) и минудобрений (+10%).

Контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург за отчетный период снизился на 3% до 2 млн TEU (перевалено 26,6 млн тонн грузов), обработка нефтепродуктов выросла на 16%, до 11,4 млн тонн. Перевалка нефти в порту Приморск сократилась на 30%, до 33,2 млн тонн, но ее падение частично компенсировал рост обработки нефтепродуктов, выросший на 19%, до 16 млн тонн. Сокращение грузооборота также зафиксировано в порту Высоцк (–4%, 18,6 млн тонн) и Выборг (–44%, 0,7 млн тонн)

Читайте также:  План характеристики климат бассейна реки

«Мы видим, что самые мрачные прогнозы не оправдались, хотя риск затоваривания хранилищ в Европе сохранялся до последнего: из-за пандемии резко сократилось потребление нефтепродуктов»,— говорит председатель совета директоров «Петербургского нефтяного терминала» Михаил Скигин. Доля терминала в общем объеме перевалки нефтепродуктов через Большой порт Санкт-Петербург составляет около 80%.

Господин Скигин затрудняется давать прогноз на 2021 год. «Пандемия все еще набирает обороты. Меры по борьбе с ней в крупнейших экономиках Европы становятся жестче, а спрос на нефтепродукты так и не восстановился. Это не значит, что объемы экспорта топлива обязательно будут снижаться, но то, что год будет нестабильным, можно сказать с уверенностью»,— считает он.

Генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает позитивную динамику перевалки угля в специализированных терминалах, подчеркивая, что в 2021 году данная тенденция сохранится, а с учетом повышенного спроса в первом квартале из-за холодной зимы, скорее всего, усилится. Надежда Малышева из PortNews связывает рост перевалки угля в регионе со сбоями железнодорожного сообщения после обрушения моста около Мурманска, когда отправители были вынуждены изменить маршруты транспортировки груза. Увеличение перевалки нефтепродуктов и минудобрений — закономерный тренд после переориентации потоков с прибалтийских портов, поясняет она.

Потери от обвала экспорта нефти удалось частично восполнить увеличением перевалки железнорудного сырья в портах, цены на которое резко взлетели на мировом рынке из-за растущего спроса со стороны КНР, а также запуска торгов рудой на биржах, добавляет начальник аналитического отдела ЛМС Дмитрий Кумановский.

Источник

Грузооборот российских портов Балтийского бассейна в цифрах

Балтика исторически занимает одну из наиболее значимых позиций во внешней торговле России: через балтийские морские ворота осуществляется традиционный экспорт нефтепродуктов, угля, газа, металлов, леса и минеральных удобрений на европейский рынок. В акватории Балтийского моря расположено шесть российских грузовых морских портов, общий грузооборот которых в 2016 году составил 236,6 тыс. тонн: Большой порт Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск, Выборг, Калининград и торговый порт Усть-Луга. Наиболее крупными объектами балтийского анклава являются три порта побережья Финского залива: универсальные порты Большой порт Санкт-Петербург и Усть-Луга и нефтеналивной порт Приморск, которые в последние годы демонстрируют стабильную динамику увеличения объемов перевалки грузов, согласно своей мультиспециализации.

В торговом порту Усть-Луга, лидирующем в рейтинге российских портов балтийского анклава по результатам прошлого года, перевалка наливных (нефть, нефтепродукты, сжиженный газ) и навалочных (руда, уголь, кокс, минеральные удобрения и пр.) грузов составляет 97% от всего оборота порта. В 2016 году МТП Усть-Луга осуществил наибольший среди российских портов Балтики грузооборот — 93 362 тыс. тонн.

Перевалка навалочных грузов по отношению к 2015 году выросла на 10% (27,7 тыс. тонн), что составило 30% от общего грузооборота. В данной категории грузов, помимо угольной продукции, наблюдалось увеличение объемов перевалки минеральных удобрений (68%) и руды (96%): порт перевез на 1,2 млн тонн минеральных удобрений и на 120 тыс. тонн руды больше, чем в прошлом году.

Общее количество обработанных наливных грузов также возросло на 6% — почти 62,5 тыс. тонн, половина из которых относится к нефтепродуктам. В 2016 году морской торговый порт Усть-Луга осуществил 40% российских грузоперевозок в балтийском бассейне, в том числе перевалив 63% всего угля, руды и кокса, перевезенных через российские порты данного региона.

В работе Большого порта Санкт-Петербург наиболее заметно направление контейнерных перевозок, доля которых составила 43% от общего объема перевозок через порт, а также 92% от общего количества контейнерообработок среди морских торговых портов Балтики — 20 811 тонн (1 745 182 TEU), что на 5% выше прошлого года: 20,8 тыс. против 19,8 тыс. тонн. Почти 60% приходится в основном на перевалку генеральных, наливных и навалочных грузов.

Объем генеральных грузов, к которым относятся черные и цветные металлы, металлолом, тарно-штучные и рефгрузы, в Большом порту СПб достиг в прошлом году показателя в 12 тыс. тонн, что на 2% больше объемов аналогичных грузов, обработанных в 2015 году, и составляет 84% от общей доли переваленных балтийскими портами грузов данной категории. Грузооборот наливных грузов, проходящих через Большой порт, продолжает снижаться: в 2016 году было перевезено 6,5 тыс. тонн, что на 32% ниже показателей 2015 года. Подобная ситуация наблюдается и в области перевозки навалочных грузов, объемы которых упали на 12%,— исключением является руда, грузооборот которой вырос на 3%.

Узкоспециализированный нефтеналивной порт Приморск демонстрирует рост грузооборота: +8% по сравнению с данными за 2015 год. В процентной доле общего объема перевозимых через Приморск грузов 79% приходится на нефть, что составляет 62% от российского нефтяного грузооборота Балтики, причем данный показатель в 2016 году вырос на 2%. Перевозка нефтепродуктов, напротив, снизилась на 700 тонн (5%).

Читайте также:  Размер упаковки бассейна bestway

Порт Высоцк, выполняющий грузоперевалку угля, кокса и нефтепродуктов, в среднем снизил свои показатели на 2%: объемы наливных грузов уменьшились на 849 тонн, но оборот навалочных стабильно увеличивается — +8%. Грузооборот порта в 2016 году составил 7% (17 101 тонну) от общего объема грузов, перевезенных через российские порты в Балтике.

В порту Выборг отмечается значительное снижение показателей — на 11%. По всем направлениям, за исключением превалирующих навалочных и отдельно тарно-штучных генеральных грузов, объемы упали: наливные — на 13%, лесные — на 48%, насыпные вовсе в 2016 году через данный порт не перевозились. Говоря о категориях, в которых отмечен рост, стоит сказать о 14-процентном увеличении объемов угольной продукции, составляющей 45% от общего грузооборота Выборга.

Через порт Калининград в 2016 году стали больше перевозить навалочных и насыпных грузов: +8% и +5% соответственно. На данные показатели повлияла увеличившаяся перевалка угля (+38%) и сахара (65 тонн в сравнении с 16 тоннами в прошлом году). Категория продуктовых товаров (зерно, сахар и прочие насыпные грузы) является преобладающим направлением порта Калининград, составляя более трети от всего грузооборота, снизившегося в 2016 году на 8%. За прошлый год порт перевез 5% от всех грузов, прошедших через отечественные порты в Балтийском бассейне.

Одной из косвенных причин высоких показателей грузооборота, осуществляемого российской тройкой ведущих портов Балтийского бассейна, можно назвать изменение транспортной политики России в отношении транзита российских грузов через порты других государств. В 1990-е и 2000-е годы перевалка российских грузов по Балтийскому бассейну велась в основном транзитом через крупнейшие порты Латвии, Литвы и Эстонии — Лиепаю, Клайпеду, Таллин и другие. Но в 2015 году, в связи с введением Россией торговых санкций по отношению к ряду европейских стран и США, а также в рамках «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», исполняемой ФГУП «Росморпортом» с ноября 2010 года, начала осуществляться переориентация транзита на отечественные порты.

Стратегия включает в себя ряд мер, направленных на «формирование конкурентоспособной на международном уровне инфраструктуры морских портов и оказание комплекса портовых услуг, полностью отвечающих потребностям российской экономики в торговле и транспорте». В число потребностей входит наращивание мощностей и их эффективности, решение социальных задач (обеспечение занятости, повышение уровня жизни портовых работников, проведение природоохранных мероприятий). Кроме того, проводится пересмотр тарифной политики грузоперевозок посредством железнодорожного транспорта, что также способствовало динамике отечественных грузоперевозок.

Говоря о ближайших перспективах развития балтийских портов России, стоит дополнительно отметить государственный план, опубликованный 17 июня 2017 года на официальном сайте правительства России, в котором сообщается, что до 2020 года будет реализовано распоряжение Министерства транспорта РФ по налаживанию паромного сообщения между портами Калининград и Усть-Луга. Железнодорожная паромная линия будет реорганизована и оснащена тремя новыми паромами.

По данным издания gudok.ru: «Согласно плану, в июле Министерство экономического развития РФ и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) должны подготовить директиву Правительства РФ об определении позиции для голосования представителей Российской Федерации в совете директоров ОАО “Российские железные дороги” (ОАО “РЖД”) по вопросу участия в специальной проектной компании для реализации проекта строительства и эксплуатации паромов. В августе совет директоров ОАО “РЖД” рассмотрит проект решения об участии общества в проектной компании с долевым участием в размере не менее 25% плюс одна акция. Не позже чем в сентябре специальная проектная компания должна быть создана, о чем должно быть сообщено Правительству РФ. Ответственными исполнителями этого пункта плана правительство определило Минтранс РФ, ОАО “РЖД” и ООО “Пола Менеджмент”. Строительство и эксплуатация паромов будут осуществляться на основании концессионного соглашения».

Данные меры, по прогнозам экспертов, обеспечат увеличение оборота грузов различных категорий на направлении Усть-Луга — Балтийск, а также приведут к расширению линейки грузов и переоборудованию обоих портов, в частности, к закупке новой техники в соответствии с характером обрабатываемой продукции.

В целом, перевалка грузов через российские порты Балтийского бассейна в 2016 году выросла на 3% в сравнении с результатами 2015 года, когда сложная экономическая ситуация, нехватка инвестиций и усиление санкционных мер комплексно замедляли наращивание объемов оборота сухих и наливных грузов.

Источник

Оцените статью