- «Большая волна в Канагаве» – в чём секрет популярности японской гравюры?
- Мастер гравюр
- Любовь и мастерство
- «Когти» волны и две Фудзи
- Секреты Хокусая
- «Большая волна» Хокусая: секрет популярности
- Драма или развлечение для глаз?
- Как встреча двух миров создала «Большую Волну»
- Почему «Большая волна» стала самой известной
- Как грошовая гравюра стала высоким искусством
- «Большая Волна» в России
«Большая волна в Канагаве» – в чём секрет популярности японской гравюры?
Создавая свою гравюру «Большая волна в Канагаве», её автор Кацусика Хокусай и представить не мог, что это творение станет невероятно популярным. Изображения на обложках книг, футболках, чашках, обоях – это только небольшой список того, что украшала «Большая волна». Неслучайно эту картину называют одной из самых известных работ восточного мастера.
Причём при первом взгляде на неё европейцы могут вовсе не понять, что же особенного в этой гравюре. Она напоминает скорее книжную иллюстрацию, нежели привычный для нашего глаза шедевр. Но дело здесь и в разнице культур, и в особенностях этого творения. Как же Хокусай создавал своё произведение? И почему оно приобрело популярность столь огромного масштаба?
Мастер гравюр
Начиная свой рассказ о «Большой волне в Канагаве», я хочу отметить, что в Японии гравюры были значительно популярнее, нежели обыкновенные картины, написанные на холсте. Первые росписи деревянных поверхностей встречаются уже в XIII веке, хотя в ту пору они чаще всего служили для отражения религиозных сюжетов. Однако ко времени Хокусая (а это XIX столетие) мастера гравюр всё чаще затрагивают светскую тематику. При этом авторы получили простор для творчества – они могли изображать и изящных гейш, и красоту японской природы, воспетую поэтами.
Над «Большой волной в Канагаве» Кацусика Хокусай работал достаточно долгий период. Он начал писать её ещё в 1823 году, а завершил работу лишь через восемь лет. Он постарался максимально ярко и при этом со свойственным работам азиатских мастеров колоритом изобразить мощь и высоту волны, грозную и величественную красоту стихии. Это был тот самый случай, когда художник переносил на полотно стихи поэтов, которые так ценились в Стране восходящего солнца. Как писал Окума Котмити:
«В мире у меня
Ничего нет своего –
Только, может быть,
Эти горы и моря,
Что в картину перенёс…».
Как мне кажется, эти слова в полной мере можно отнести и к творчеству Хокусая. Среди сотен тысяч гравюр японских мастеров именно «Большая волна в Канагаве» стала самым известным произведением искусства – по популярности она не уступает «Рождению Венеры» Боттичелли или «Сикстинской Мадонне» Рафаэля.
Любовь и мастерство
Впервые публика увидела «Большую волну» в 1832 году. Она вошла в серию «Тридцать шесть видов Фудзи». Что интересно, картина, предназначенная для японского зрителя, поразила многих европейцев. Что же особенного было в этой картине?
Как мне кажется, «секрет» Хокусая крылся в двух особенностях его знаменитой работы. Во-первых, он искренне любил природу своей родины и старался изобразить её с душой, полностью проникаясь моментом, которому был посвящён сюжет гравюры. Несомненно, в этом заключалась часть успеха «Большой волны».
А вот второй «изюминкой» творчества Хокусая и конкретно этой работы стали символы. На переднем плане мы видим огромную волну, готовую обрушиться на небольшие баржи, которые изображены в центре гравюры. Такие судёнышки использовались во времена Хокусая рыбаками и, разумеется, нередко попадали в шторм. Каждый выход в море был связан с огромным риском для жизни, но эти отважные люди снова и снова отправлялись на борьбу со стихией.
«Когти» волны и две Фудзи
Вся грозная сила и мощь природы показана на этом творении мастера. Только посмотрите на вершину волны и изгибы на самом её краю. Они напоминают когти, и может показаться, что перед нами – вовсе не водная стихия, а какая-то огромная когтистая лапа хищника, желающего схватить людей. Те кажутся совершенно беззащитными, а сами лодки напоминают игрушки в руках суровой стихии.
Как истинный японец, Хокусай запечатлел на гравюре главную гордость и святыню своего народа – гору Фудзи. При этом увидеть её можно в двух местах гравюры. Ну конечно, вы заметили её на заднем плане – она высока и величественна. Кажется, что даже драма, которая разворачивается на переднем плане, не способна вызвать смятение этой могучей вершины.
Однако есть на гравюре и вторая Фудзи. Присмотритесь к малой волне, той, которая находится ниже, чем грозная громада с «когтями». Она словно бы повторяет очертания Фудзи. Такое загадочное повторение образа указывает и на единство природы, и на вечную силу священной горы.
Секреты Хокусая
Но всё-таки – почему именно «Большая волна в Канагаве» стала самой популярной работой Хокусая (ведь он создал немало прекрасных гравюр – но ни одна из них не превзошла эту работу)? Как считают искусствоведы, в этом творении соединились традиционный японский и европейский стили.
Несмотря на классический для Японии стиль изображения природы, Хокусай сделал акцент на отельном эпизоде и явлении, что больше соответствует принципам европейской живописи. Кроме того, «Большая волна» – гравюра, наполненная драматизмом.
И если прежде японские мастера писали своего рода «пасторальные» гравюры о повседневной жизни, странствиях или созерцании красот, то в этом произведении мы видим динамику, борьбу человека и природы, а это, конечно, не может не вызвать эмоций зрителя. Хокусай же совершил настоящую революцию, создав в стиле уктиё-э, который подразумевал изображение бытовых сцен и картинок для увеселения, гравюру, наполненную драматизмом и способную произвести сильнейшее впечатление на зрителя.
Надо признать, что «Большая волна в Канагаве» – работа своеобразная и удивительная. Конечно, далеко не каждому современному человеку придётся по душе стиль Хокусая, но это вовсе не умаляет заслуг автора. Согласитесь, не так-то просто создать гравюру-иллюстрацию, которая вызывает сильные эмоции у публики и является самым узнаваемым творением среди прочих работ соотечественников. «Большая волна» Хокусая позволяет нам задуматься о вечной борьбе, которую ведёт человек – как с природой, так и с самой судьбой.
Источник
«Большая волна» Хокусая: секрет популярности
«Большая волна» Хокусая — самая известная работа восточного мастера. Это изображение настолько популярно, что нанесено на миллионы кружек, украшений и футболок. По количеству воспроизведений оно легко может соперничать с «Венерой» Боттичелли и ангелочками «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.
Как же получилось, что обыкновенная гравюра, которая в XIX веке продавалась за гроши, теперь стоит миллионы долларов? И почему изображение, созданное для японцев-паломников, так запало в души европейцам?
Драма или развлечение для глаз?
На переднем плане мы видим колоссальных размеров волну. Она вот-вот обрушится на три лодки несчастных рыбаков.
Справа море тоже вздымается, превращаясь в очередную гигантскую волну. Ещё одна волна, поменьше, находится ближе к нижнему краю.
Очень примечательно изображена пена волн. С помощью линии, которая как будто выписывает… когти! Это делает волны ещё более зловещими. Не остаётся никаких сомнений, что рыбаки в смертельной опасности.
Но тут взгляд останавливается на горе вдали. Она абсолютно спокойна. Над ней мы видим хлопья пены от волны. Они очень похожи на снег, который вот-вот упадёт на вершину.
Получается такая иллюзия. Волна нависает над лодками. Кажется, что она и гору сейчас проглотит. Но мы-то знаем, что это лишь оптический обман. Гора далеко. И «снежные» хлопья тоже никак до неё не долетят.
И вот нас уже не так страшит «когтистая» волна. На наших глазах страшный морской пейзаж превратился в игру для глаз.
Возможно, именно такое сочетание иллюзии движения, драматизма и оптической игры сделало картину столь популярной.
Но это не единственное объяснение того, как этой гравюре Хокусая удалось завоевать весь мир.
Как встреча двух миров создала «Большую Волну»
Япония веками была закрытой страной. Ни французы, ни англичане, ни испанцы не могли останавливаться у берегов страны восходящего солнца с начала XVII века. Таким правом обладали только голландцы.
До голландцев японцы создавали вот такие работы. Видите, насколько композиция непривычна для нас?
Японцы не знали линейной перспективы и перспективного сокращения. Поэтому фигуры на заднем плане на этой росписи того же размера, что и на переднем. И вы не найдёте единой точки схода: изображение состоит из нескольких отдельных сцен.
Но через некоторое время голландцы стали ввозить в Японию свои медные гравюры. И японские мастера увидели совершенно иной тип композиции.
Часть этих особенностей впиталась в японское искусство. Хокусай тоже использовал методы западной живописи.
В «Большой Волне» мы видим привычную нам композицию. Волна и лодки на переднем плане, гора — на заднем. Последняя — уменьшенного размера, как и полагается вести себя тому, что вдалеке.
Есть, правда, одна особенность. Хокусай не стал изображать средний план! Поэтому иллюзия глубины получается ошеломляющая.
Мы как бы проваливаемся взглядом в изображение, без резких переходов в виде среднего плана. Но это все равно более привычная для западного человека композиция.
Именно поэтому европейцы с таким энтузиазмом восприняли подобные гравюры, когда Японию вынудили открыть границы в середине XIX века. Европейцы увидели нечто экзотичное, но довольно привычное (в плане построения изображения).
Благодаря появившейся моде на все японское гравюры Хокусая стали очень популярны. Но «Большая волна» приглянулась европейцам больше всего.
Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.
Почему «Большая волна» стала самой известной
«Большая волна» на самом деле входит в серию из 36 гравюр, посвящённых горе Фудзи.
Да-да, Хокусай создал десятки изображений этой сакральной для японцев горы. Напечатанные гравюры в большом количестве продавались местным паломникам, которые приходили к подножию горы. Некоторые даже забирались на вершину. Такая сцена показана на одной из работ серии.
Однако «Большая волна» кое-чем сильно отличается от остальных изображений этой серии.
Она драматична! Все-таки в море гибнут моряки. А западного человека борьба человека и природы всегда привлекала. К тому же именно в первой половине XIX века были популярны картины в стиле романтизма. Тогда родилось немало шедевров на эту тему.
Такое тематическое родство выделило «Большую волну» среди прочих работ Хокусая. Остальные гравюры из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи» хоть и примечательны, но менее эмоциональны.
Как грошовая гравюра стала высоким искусством
Выделялся Хокусай и на фоне других японских мастеров. Его «Волна» относится к гравюрам в стиле укиё-э. Это оттиск на бумаге, изображающий бытовые сценки. Что-то вроде наших иллюстраций в журналах. Они были в первую очередь развлекательного характера.
Но Хокусай решил выйти за пределы жанра. И не стал ограничиваться только бытовыми сюжетами. Он начал живописными средствами рассуждать о роли природы, ее силе. Поэтому его гравюры стали приобретать многослойность, свойственную высокому искусству.
Такой вывод мы можем сделать хотя бы по тому, какие полярные интерпретации искусствоведы дают этой работе!
Одни считают, что Большая Волна — это символ Барьера для Японии. Она защищает уникальность страны от иноземного влияния.
Другие думают, что, наоборот, это символ перспектив в открытии Японии для Запада и ее торговле с другими государствами.
Благодаря этому гравюры стали покупать музеи и их цена только росла со временем.
«Большая Волна» в России
Да, «Большую волну» вы можете найти и в музее Метрополитен, и в Британском музее. И даже… в Пушкинском музее Москвы!
Все это экземпляры напечатаны ещё в XIX веке. И цена каждого из них достигает нескольких миллионов долларов! Несмотря на то, что изображение не единственное.
Кстати, в Пушкинском музее вы также можете найти более раннюю работу Хокусая с волнами и лодками.
Идею создания этого образа художник вынашивал очень долго. Это в том числе позволило в 1830 году сделать его настолько выразительным.
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
Но главное — «Большая волна» стала символом объединения западной и восточной культур. Ведь она создана комбинированным живописным языком.
А ещё она доказывает, что даже самое обыкновенное изображение, когда-то проданное как сувенир за два гроша, может войти в историю мирового искусства.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Источник