Граница между бассейнами рек 6 класс география

Воды суши: реки и озёра

Что такое воды суши?

К водам суши, которые иногда называют «внутренними водами», относятся реки, озёра, подземные воды и природные льды.

Каждый знает, что такое река, поэтому долгих объяснений не требуется. Тем не менее давайте познакомимся с некоторыми определениями.

Рекой называется водный поток, протекающий в естественном углублении земной поверхности (в речном русле). Чаще всего реки — это постоянные потоки воды. Но в районах засушливого климата реки могут временно пересыхать.

Река течёт от истока до устья, следуя наклону земной поверхности (рис. 148).

Исток — это место, где начинается река. Она может брать начало от родника или от слияния ручьёв и других рек. Она может вытекать из озера, из болота, из-под ледника. Но никогда река не вытекает из моря.

Устье — это место, где река заканчивается. Это место её впадения в другой водный объект. Таким объектом может быть море, озеро или другая река (рис. 149).

В крупную реку могут впадать реки меньшего размера, которые называются притоками.

Река с притоками образует речную систему (рис. 150). А вся площадь, с которой река собирает воду, называется бассейном реки. Граница между соседними речными бассейнами называется водоразделом.

Особенно хорошо водоразделы выражены в горах, где их границами служат вершины горных хребтов. Они буквально «разделяют воду», ведь с каждого склона хребта вода стекает в разные стороны и попадает в разные реки, находящиеся между горными хребтами. На равнине же определить местоположение водораздела иногда бывает непросто.

В зависимости от уклона поверхности и скорости течения различают горные и равнинные реки. Равнинные реки отличаются медленным плавным течением и, как правило, большой шириной. Горные же реки, как правило, узкие, неглубокие, но зато такие быстрые, что переплыть их или перейти вброд почти невозможно (рис. 151).

Если на пути реки оказывается крутой уступ, вода свободным потоком обрушивается с этого уступа вниз, образуя водопад. Самый высокий водопад мира находится на небольшой речке в Южной Америке. Речка-то небольшая, но уступ, оказавшийся на её пути, имеет высоту более километра. Вот с этой-то высоты и срывается вниз эта река. Имя этого водопада — Анхель (рис. 152).

Источник

Урок географии по теме «Реки». 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.

Задачи урока:

  • Начать формирование у учащихся представления о реках.
  • Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
  • Продолжить формирование умения работать с географической картой.
  • Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
  • Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Река Залив Озеро
Ручей Водохранилище Пруд
Море Океан Водопад
Болото Горный ледник Подземные воды
Речной канал Родник Источник

Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.

Загадка

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).

Определение с учащимися темы, задач и цели урока.

III. Изучение нового материала.

– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Кубань.

– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.

Читайте также:  Гибка навесы для бассейнов

Из каких частей состоит река?

  • Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
  • Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
  • Речная долина – более широкое понижение в рельефе.

– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток– начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.

– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)

  • Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.

– Какими бывают типы устьев рек?

  • Дельта – устье реки с протоками;
  • Эстуарий – воронкообразное устье реки.

Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.

– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.

  • Речная система – это главная река со всеми притоками;
  • Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;
  • Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань – главная река нашего края.

Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).

В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:

  1. Нил, Конго (Африка);
  2. Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);
  3. Амазонка (Южная Америка);
  4. Миссисипи (Северная Америка).

– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.

Горные реки имеют:

  • бурное и стремительное течение,
  • относительно прямые русла,
  • речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
  • дно почти все занято руслом,
  • неблагоприятные условия для судоходства.

Равнинные реки имеют:

  • плавное и спокойное течение,
  • русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
  • разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,
  • русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
  • развитое судоходство.

Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.

– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.

Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.

  • Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.
  • Режим реки – поведение реки в течение года.
  • Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?

– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)

IV. Закрепление материала.

  • Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;
  • назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;
  • назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;
  • назовите номера всех правых притоков – 9;
  • назовите номера всех левых притоков – 10, 12.
Читайте также:  Юмз экскаватор копает пруд

V. Подведение итогов.

Практическая работа: «Описание реки по плану».

1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.

  1. Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;
  2. На каком материке находится;
  3. Исток (начало реки);
  4. Устье (место впадения);
  5. Направление течения;
  6. Притоки (левые и правые);
  7. Питание реки;
  8. Хозяйственное использование.

VI. Домашнее задание.

§ 38-39, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий.

Источник

Конспект урока по географии на тему » Воды суши. Реки.» (6 класс)

специалист в области арт-терапии

Урок географии в 6 классе

Тема : «Воды суши. Река. Речная система»

Цель урока : углубить систему знаний о гидросфере путем изучения реки как части мирового кругооборота воды в природе; сформировать знания о реке и ее частях, элементах речной системы, речной долине; сформировать первоначальные понятия о питании рек и водном режиме; развивать практические умения определять элементы речной системы, принадлежность к речному бассейну, географическое положение реки на карте атласа; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование : учебник географии, физическая карта полушарий, атласы, фотографии с изображением горных и равнинных рек, мультимедийный проектор.

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Игра «Узнай, кто я?»

Учитель: Ребята, мы уже с вами познакомились с частями водной оболочки Земли, с частями Гидросферы. Давайте же сейчас попробуем узнать в наших героях тех, без которых не возможен мировой кругооборот воды в природе.

1 ученик : Я самая большая часть водной оболочки Земли. Я великий и могучий, я покрываю больше двух трети территории нашей планеты и состою из неизчеслимого количества капелек воды ( океан ).

2 ученик : Я — являюсь частью океана. Хотя я и меньше его по размерам, но не менее величественно и красиво. А отделяет меня от океана или поднятие океанического дна, или острова, или полуострова ( море ).

3 ученик : А я хотя и самая маленькая часть гидросферы, но без меня не было бы, ни реки, ни озера, ни моря, ни даже тебя, великий океан. Потому что все вы состоите из меня и моих сестер ( капелька воды ).

4 ученик: Но если бы не я, ты бы, капелька, не попала ни в реку, ни в озеро, ни в море, ни в океан. Ведь именно я делаю тебя невесомой и ты свободно летишь по небу ( солнечный лучик ).

5 ученик: А я собираю тебя, капелька, и твоих сестер вместе, для того, чтобы вы смогли вновь вернуться на землю. Если бы не я, ты вечно бы летала по небу ( облачко) .

6 ученик: Но ведь именно я, когда капелька попадает вновь на землю, переношу ее снова в океан ( река ).

Учитель: Не спорте, вы все очень важные части водной оболочки Земли. Ребята, какие же части гидросферы представили наши герои?

Из каких частей состоит гидросфера?

Используя стратегию «Гроздь», назовите воды суши?

Какие воды суши связаны с океанам?

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

( Звучит мелодия песни «Течет река Волга…» )

Учитель: Река, из чащи вырастая,

Немая, светлая, густая,

Как бы литая из стекла,

Пора разливов миновала.

Река ничем не выдавала,

Что целый мир в глубинах вод

Свое пружинистое тело,

Закутав в мягкие леса,

Она белела и алела,

И отражала небеса.

Эти слова являются эпиграфом нашего сегодняшнего урока. Что же такое река? Наша задача сегодня раскрыть понятие «река и ее части», сформировать представления о речной системе и речном бассейне, попытаться установить причинно – следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа.

Итак, как же рождается река?

Жил в лесу звонкий родничок. Тонкая струйка воды выбивалась из – под земли. Родник был совсем крохотный, лес – огромный. По одной песчинке, по комочку земли родник прорывал себе путь. Прошло время и появилась в лесу небольшая лужица. А родник все журчал и работал, не переставая, днем и ночью. И вот из лужицы выбился ручеек, побежал по лесу, встретился с другим ручьем. Подружились они и потекли вместе. По дороге они слились с множеством других ручьев. И прокладывая себе дорогу через леса, поля, горы, вымывая и размывая их, устремился водный поток к океану. Причудливо извиваясь, он возвращает в океаны воду, выпавшую в виде дождя и снега. Так рождается река.

Читайте также:  Как сделать уличный бассейн своими руками

Очень разные и не похожие друг на друга, все реки великие труженицы: они транспортируют воду на огромные расстояния, орошают земельные угодья, снабжают водой населенные пункты, берут участие в создании новых форм рельефа и имеют огромные запасы энергии. Реку можно сравнить с живым существом: она рождается, взрослеет, работает, стареет, имеет свой характер, иногда спокойный, иногда норовистый. Сегодня на уроке вы поближе познакомитесь с этими удивительными творениями природы, а также выясните, что представляют собой реки и как они «живут».

ІV. Изучение нового материала.

Все версии, ключевые слова записываются на доске, анализируются и формируются понятия.

Рассмотрим понятия «река и ее части». Вы уже знаете, что именно называется рекой. Каждая река имеет начало, которое называется истоком. Одна река начинается на болоте, другая начинается из родника, третья начинается на склонах гор. Ее питают талые воды горных ледников. Четвертая река начинается из озера. Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку. Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем.

( учитель показывает с помощью мультимедийного проектора схему речной долины). Учитель демонстрирует схему и дает ее анализ.

Составные части реки:

а) работа с макетом, схемой, рисунком, демонстрация видеофрагмента;

б) построение рисунков – схем в тетрадях.

Как определить является правым или левым приток реки? Определить приток Днепра, Амазонки, Конго.

Вариант 1 – правые. Вариант 2 – левые.

С помощью рисунка учебника « Элементы реки и речной долины » и текста учебника дать определение понятия «пойма».

Пойма – это часть речной долины, которая затапливается водой во время разлива реки.

Обратите внимание на коренной берег реки: он имеет форму ступенек, он называется террасами . Террасы были когда-то поймами, но река углубляла свое русло, и потому сейчас они не затапливаются водой. Вот же, речная долина состоит из русла, поймы и террас.

Главную реку со всеми притоками называют речной системой . Между речными системами Днепра, Волги, Дона должна быть граница. Эта граница называется водораздел. Бесчисленное множество рек, ручьев, речушек несут свои воды в главную реку. При этом каждая из рек собирает воду только со своей территории. Эту территорию называют бассейном реки ( учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора схему бассейна реки и речной системы).

Бассейн реки – это территория, с которой главная река и ее притоки собирают все свои воды.

Водораздел – это граница между бассейнами рек.

Вставьте пропущенные слова: дельта, русло, родник, болото, озеро, исток, притоки, устье, речная система. ( Текст записан на доске.)

Река начинается с …, это может быть… . Она течет в углублении рельефа, которое называется …, по пути в нее впадают другие реки – это … . Вместе с главной рекой они образуют… . Место впадения реки в другую реку, озеро или море называют… , некоторые реки в этом месте образуют… .

3. По характеру течения реки могут быть равнинные и горные .

Сравните равнинную и горную реки.

Спокойная, течет медленно, русло широкое, берега низкие, обычно глубокая, дно не видно

Бурная, русло узкое, берега высокие, скалистые, часто мелкая, хорошо видно каменистое дно

Задание: ( учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора схему образования водопада )

Рассмотрите схему образования водопада, определите условия его образования. Сформулируйте понятие «водопад». Назовите известные вам водопады и покажите их на физической карте мира.

Количество воды в реке не бывает одинаковым на протяжении всего года. Когда реки разливаются? Когда уровень воды в реке самый низкий? Почему так происходит? ( учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора фотографии рек )

Источник

Оцените статью