- Фонтана, Джованни Мария
- Содержание
- Биография
- Известные работы
- Лефортовский дворец
- Дворец Гагарина
- Фонтана, Джованни Мария
- Биография
- Известные работы
- Лефортовский дворец
- Дворец Гагарина
- Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге
- Большой дворец в Ораниенбауме
- — Строили как панельки — Как строился Петербург в первые годы своего существования (кратко):
Фонтана, Джованни Мария
Джованни Мария Фонтанa (итал. Giovanni Maria Fontana ; 1670 ( 1670 ) , Лугано — 1712 ?) — российский архитектор итальянского происхождения. Известен своими работами в стиле барокко в Санкт-Петербурге и Москве.
Об архитекторе известно очень немногое [1] .
Содержание
Биография
Происходит из тессинской семьи Фонтана, даты жизни неизвестны. Среди архитекторов и скульпторов в этой семье наиболее знаменит архитектор Карло Фонтана, которого некоторые исследователи считают дядей и учителем Джиованни Марио.
Первое письменное свидетельство о пребывании Д. М. Фонтаны в России датировано 1703 годом: после подписания соглашения в Копенгагене с российским послом А. Измайловым Фонтана приезжает в Россию через Архангельск. По мнению И. Э. Грабаря, Фонтана мог участвовать в постройке и переделках различных триумфальных ворот в Москве в 1703—1704 годах. Первым заметным проектом становится перестройка меншиковского дворца в Немецкой слободе.
По мнению Т. А. Гатовой, работы Фонтаны иногда составляли прямое заимствование из архитектурных книг. Тем не менее, Фонтана после нескольких лет в Москве стал именоваться почётным тогда званием «архитектора» (в договоре 1703 года он был «мастером палатного и фортификационного строения»).
Согласно данным архивов, Фонтана переехал в Петербург около 1710 года, практически одновременно с А. Д. Меншиковым. В начале 1710-х годов он продолжил строительство меншиковского дворца на Васильевском острове, участвовал в сооружении и Ораниенбаумского дворца. По мнению Т. А. Гатовой, «трудно представить, что ему было по силам проектирование такого гигантского комплекса, каким является дворец в Ораниенбауме», и Фонтана лишь участвовал в реализации проекта.
Уехал из Петербурга в 1712 году [2] или к 1714 году [3] .
Известные работы
- Перестройка Лефортовского дворца в Москве
- Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге
- Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме
- Дворец Гагарина на Тверской в Москве (не сохранился)
- Перевод первой книги по архитектуре на русский язык (Д. Виньола, «Правило о пяти чинах архитектуры», 1709) [4] . Авторство Фонтана известно из письма Петра I Матвею Гагарину, который в 1701—1709 году распоряжался в числе прочего московской типографией: «Книжку архитектурную, присланную от Вас, мы высмотрели, и в некоторых местах есть неисправно, чему при сем посылаем з знаками опись, и против того вели выправить архитектору Фонтане с кем-нибудь русским, кто хотя бы немного знал архитектуру».
Из московских зданий доказанным считается лишь авторство Лефортовского дворца и дворца князя М. П. Гагарина, атрибуция последнего И. Э Грабарём связана с несомненным знакомством Гагарина с Фонтана (на авторстве «иностранного архитектора» уже в 1852 году настаивал В. Л. Снегирёв); некоторые исследователи приписывают ему и другие постройки в Москве:
- Т. А. Гатова считает возможным авторство Фонтаны в сооружении храма-колокольни во имя св. Исаакия Далматского в селе Степановском Раменского района (1703 год постройки по М. А. Ильину), однако П. А. Тельтевский датирует храм 1730-ми годами.
- А. П. Петров в 1956 году предположил, что Фонтана построил в начале 1710-х годов в Белом городе на Большой Никитской улице дом генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, исходя из переписки Ф. М. Апраксина со его московским управляющим С. В. Рагузинским, которая ссылается на некоего «доброго архитектора италианца», присутствие которого на постройке продолжается до начала 1712 г.
Лефортовский дворец
А. Д. Меншиков получил дворец Франца Лефорта от Петра I в начале 1707 года. Здание дворца, сооружённое в 1699 году под руководством Д. Аксамитова не удовлетворяло Меншикова ни размерами, ни архитектурой. Проведённая под руководством Фонтаны в 1707—1709 годах перестойка изменила облик старого здания; к старому зданию были пристроены флигеля, и дворец был заверщён добавлением замкнутого двора с парадными воротами.
Несмотря на последующие ремонты и перестройки, на стенах дворца сохранились детали ордерного оформления: пилястры, капители, архивольты, свидетельствующие о хорошем знании архитектором традиций классической архитектуры. По мнению И. Э. Грабаря, имело место прямое копирование чертежей из трактата Виньолы в архитектурные формы дворца: например, аркада внутреннего двора повторяет образцы Виньолы.
Дворец Гагарина
В. И. Баженов в своей речи на закладке Большого Кремлёвского дворца сказал: «…а всех домов прекраснее дом князя Гагарина на Тверской». Дворец неоднократно перестраивался, но не дошёл до наших дней, так как был снесён в начале XX века для постройки доходного дома.
Т. А. Гатова указывает на сохранившиеся изображения и описания здания (по её мнению архитектурные членения на всех изображениях одинаковы):
- акварель Кваренги «Вид на церковь Успения на Покровке и дворец князя Гагарина на Тверской улице» (1797) в собрании музея архитектуры имени Щусева;
- план 1819 года, согласно которому дом был частью обширной городской усадьбы;
- четыре чертежа из «Альбомов» М. Казакова;
- акварель М. Садовникова «Вид на Тверскую улицу со стороны Тверской площади» (1833)
- описание и литография дворца в журнале «Русская старина» от 1852 года.
По описанию Т. А. Гатовой, дворец был двухэтажным с центральным и двумя бокововыми ризалитами. Между ризалитами в углублениях располагались террасы-лоджии, перекрытие над которыми поддерживалось тройными арками. Проездные ворота во двор усадьбы располагались в центре главного фасада; лестница на второй этаж находилась в правой части проездной арки. По бокам проездной арки располагались два глухих арочных проёма. Фасады дома были, видимо, украшены каменной резьбой: В. Л. Снегирёв в «Русской старине» за 1852 год отмечает, что «на лицевом фасаде этого дома разными его владельцами много сбито рельефных украшений, сделанных во вкусе архитектуры XVIII века и заимствованных из флорентийских жилых домов», а «на заднем фасаде дома — на двор — находился из второго этажа балкон с балясами, орнаментами на консолях; от всего этого оставались еще обломки каменных листьев, голов кариатид и фигур».
Позднее в здании были пробиты окна из третьего мезонинного этажа и в подвалах, парадная лестница заменена на две парных, изгибающихся к центру здания.
По мнению Т. А. Гатовой, декорации главного фасада дворца сходны с внешним убранством церкви Архангела Гавриила, «что на Чистом пруду» (Меншикова башня).
Источник
Фонтана, Джованни Мария
Джованни Мария Фонтанa (итал. Giovanni Maria Fontana; 1670, Лугано — 1712 ?, по мнению некоторых специалистов, настоящее имя Франческо Фонтана) — итало-швейцарский архитектор барокко, работавший в Санкт-Петербурге и Москве.
Об архитекторе известно очень немногое. Некоторые источники утверждают, что в России в это время одновременно находились два Джованни Фонтана, а также Франческо Фонтана, последний и являлся автором приписываемых Джованни Фонтана построек.
Биография
Происходит из тессинской семьи Фонтана, даты жизни неизвестны. Среди архитекторов и скульпторов в этой семье наиболее знаменит архитектор Карло Фонтана, которого некоторые исследователи считают дядей и учителем Джиованни Марио.
Первое письменное свидетельство о пребывании Д. М. Фонтаны в России датировано 1703 годом: после подписания соглашения в Копенгагене с российским послом А. Измайловым Фонтана приезжает в Россию через Архангельск. По мнению И. Э. Грабаря, Фонтана мог участвовать в постройке и переделках различных триумфальных ворот в Москве в 1703—1704 годах. Первым заметным проектом становится перестройка меншиковского дворца в Немецкой слободе.
По мнению Т. А. Гатовой, работы Фонтаны иногда составляли прямое заимствование из архитектурных книг. Тем не менее, Фонтана после нескольких лет в Москве стал именоваться почётным тогда званием «архитектора» (в договоре 1703 года он был «мастером палатного и фортификационного строения»).
Согласно данным архивов, Фонтана переехал в Петербург около 1710 года, практически одновременно с А. Д. Меншиковым. В начале 1710-х годов он продолжил строительство меншиковского дворца на Васильевском острове, участвовал в сооружении и Ораниенбаумского дворца. По мнению Т. А. Гатовой, «трудно представить, что ему было по силам проектирование такого гигантского комплекса, каким является дворец в Ораниенбауме», и Фонтана лишь участвовал в реализации проекта.
Уехал из Петербурга в 1712 году или к 1714 году.
Известные работы
- Перестройка Лефортовского дворца в Москве
- Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге
- Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме
- Дворец Гагарина на Тверской в Москве (не сохранился)
- Перевод первой книги по архитектуре на русский язык (Д. Виньола, «Правило о пяти чинах архитектуры», 1709). Авторство Фонтана известно из письма Петра I Матвею Гагарину, который в 1701—1709 году распоряжался в числе прочего московской типографией: «Книжку архитектурную, присланную от Вас, мы высмотрели, и в некоторых местах есть неисправно, чему при сем посылаем з знаками опись, и против того вели выправить архитектору Фонтане с кем-нибудь русским, кто хотя бы немного знал архитектуру».
Из московских зданий доказанным считается лишь авторство Лефортовского дворца и дворца князя М. П. Гагарина, атрибуция последнего И. Э Грабарём связана с несомненным знакомством Гагарина с Фонтана (на авторстве «иностранного архитектора» уже в 1852 году настаивал В. Л. Снегирёв); некоторые исследователи приписывают ему и другие постройки в Москве:
- Т. А. Гатова считает возможным авторство Фонтаны в сооружении храма-колокольни во имя св. Исаакия Далматского в селе Степановском Раменского района (1703 год постройки по М. А. Ильину), однако П. А. Тельтевский датирует храм 1730-ми годами.
- А. П. Петров в 1956 году предположил, что Фонтана построил в начале 1710-х годов в Белом городе на Большой Никитской улице дом генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, исходя из переписки Ф. М. Апраксина со его московским управляющим С. В. Рагузинским, которая ссылается на некоего «доброго архитектора италианца», присутствие которого на постройке продолжается до начала 1712 г.
Лефортовский дворец
А. Д. Меншиков получил дворец Франца Лефорта от Петра I в начале 1707 года. Здание дворца, сооружённое в 1699 году под руководством Д. Аксамитова, не удовлетворяло Меншикова ни размерами, ни архитектурой. Проведённая под руководством Фонтаны в 1707—1709 годах перестройка изменила облик старого здания; к старому зданию были пристроены флигеля, и дворец был завершён добавлением замкнутого двора с парадными воротами.
Несмотря на последующие ремонты и перестройки, на стенах дворца сохранились детали ордерного оформления: пилястры, капители, архивольты, свидетельствующие о хорошем знании архитектором традиций классической архитектуры. По мнению И. Э. Грабаря, имело место прямое копирование чертежей из трактата Виньолы в архитектурные формы дворца: например, аркада внутреннего двора повторяет образцы Виньолы.
Дворец Гагарина
В. И. Баженов в своей речи на закладке Большого Кремлёвского дворца сказал: «…а всех домов прекраснее дом князя Гагарина на Тверской». Дворец неоднократно перестраивался, но не дошёл до наших дней, так как был снесён в начале XX века для постройки доходного дома.
Т. А. Гатова указывает на сохранившиеся изображения и описания здания (по её мнению архитектурные членения на всех изображениях одинаковы):
- акварель Кваренги «Вид на церковь Успения на Покровке и дворец князя Гагарина на Тверской улице» (1797) в собрании музея архитектуры имени Щусева;
- план 1819 года, согласно которому дом был частью обширной городской усадьбы;
- четыре чертежа из «Альбомов» М. Казакова;
- акварель М. Садовникова «Вид на Тверскую улицу со стороны Тверской площади» (1833)
- описание и литография дворца в журнале «Русская старина» от 1852 года.
По описанию Т. А. Гатовой, дворец был двухэтажным с центральным и двумя бокововыми ризалитами. Между ризалитами в углублениях располагались террасы-лоджии, перекрытие над которыми поддерживалось тройными арками. Проездные ворота во двор усадьбы располагались в центре главного фасада; лестница на второй этаж находилась в правой части проездной арки. По бокам проездной арки располагались два глухих арочных проёма. Фасады дома были, видимо, украшены каменной резьбой: В. Л. Снегирёв в «Русской старине» за 1852 год отмечает, что «на лицевом фасаде этого дома разными его владельцами много сбито рельефных украшений, сделанных во вкусе архитектуры XVIII века и заимствованных из флорентийских жилых домов», а «на заднем фасаде дома — на двор — находился из второго этажа балкон с балясами, орнаментами на консолях; от всего этого оставались еще обломки каменных листьев, голов кариатид и фигур».
Позднее в здании были пробиты окна из третьего мезонинного этажа и в подвалах, парадная лестница заменена на две парных, изгибающихся к центру здания.
По мнению Т. А. Гатовой, декорации главного фасада дворца сходны с внешним убранством церкви Архангела Гавриила, «что на Чистом пруду» (Меншикова башня).
Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге
Строительство дворца в стиле петровского барокко началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, но отделка интерьеров велась до 1727 года. Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В 1970-х гг. дворец был отреставрирован, в настоящее время в нём находится музей — филиал Государственного Эрмитажа.
Большой дворец в Ораниенбауме
Большой (Меншиковский) дворец — первый и наиболее крупный архитектурный памятник дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум». Выстроен по заказу князя А. Д. Меншикова в 1711—1727 гг. Д. М. Фонтана руководил началом строительства, а с 1713 года оно продолжилось под руководством Г. И. Шеделя. С 1995 года велась реставрация дворца, и с 2011 года часть залов дворца открыты для посещения.
Источник
— Строили как панельки — Как строился Петербург в первые годы своего существования (кратко):
Привет, читатель! Ты перешел по этой статье, значит начинай читать:
Вот, мы решили написать статью про строительство и историю Архитектуры Петербурга. Если точнее, мы расскажем, как начал застраиваться этот город, и как началась его история.
Первым делом стоит отметить, что Петербург основал сам Петр Великий, в годы Северной жесточайшей войны. Тогда городу, казалось бы, как расти — война, опасность того, что враги вот-вот нападут на строящийся молодой городок. Петр сам предпринимал действия по строительству города, он основал его в 1703 году.
Заложив первый камень, Петр начинал привлекать иностранных Архитекторов для разработки генерального плана и самого облика города. Стоить отметить, что царь решил построить город по подобию Амстердама и Венеции — двух городов, которые являются одними из самых Классических в современной Европе, это два города, которые наполнены каналами и реками, а по бокам — расположились дома, Архитектура которых по сей день демонстрирует историческую и культурную Эстетику прошлого времени. Начались громкие и пышные работы уже в ближайшие годы. Петр сам рассматривал планы, которые планировали иностранные Архитекторы. К тому же, сначала город состоял только из деревянных построек.
Вот две гравюры, которые показывают, каковы были первые годы истории города. Так называемое нами «Великое наводнение» не смогло свергнуть новый город с лица земли, которое произошло в 1824 году. Причиной стал подъем воды в дельте Невы и восточной части Невской губы. Из-за этого крупную часть города просто затопило, многие рабочие просто отказались во время строительства, мало кто сможет выжить во время такой ситуации. Основным фактором того наводнения являлась суровая и пасмурная погода, насыщенная ветрами и ураганами, и такой климат вполне обосновывает затопление. Это было одно из крупнейших чрезвычайных ситуаций за всю историю города. Часть Питера скрылась под водой аж на целых семь с половиной метров! И это произошло в 1824 году, через 121 год после начала основания!
Это карта, которая показывает ту часть города, которая погрузилась под воду. Весь центр просто оказался под водяными волнами и город охватил воздух атмосферы Финского залива.
Вот и свидетельство наводнения от одного тогдашнего современника:
Первым каменным зданием в новой Российской столице стал Дворец Меншикова, который построили в 1710 году, всего через 7 лет после основания! Вот как тогда рос Петербург! Петр строго настрого приказывал работниками и строителям строить так, что они боялись сделать погрешность на 1 см, 1 мм, 1 градус! Архитекторами были знаменитые Архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель.
Это здание, построенное в строгих и четких канонах, что дворец стал построен в стиле Петровского Барокко. Три этажа с чердаком делают здание более выразительным и главенствующим в городской одностилевой среде города. Немного напоминает здания, предназначенные под военные цели. Фасады слегка мягкие и плавные. Дворец был построен для первого губернатора Петербурга Александра Меншикова, приближенного Петра I. Работ над интерьерами длились до 1727 года.
После постройки Меншиковского дворца началось строительство величайшего здания Петербурга — Летнего Дворца Петра I.
Здание построено в стиле Барокко, оно относительно небольшое по площади, был образцом для «зело именитых» особ.
Архитектором проекта является Доменико Трезини, родом из Швейцарии.
Вот так и начиналось бурное строительство зданий, дворцов в Петербурге. Работали аж около 10 000 рабочих! Застройка начиналась в центре, неподалеку от Петропавловской крепости и Зимнего дворца.
Петербург так и строился, каждый Архитектор разрабатывал новые, новые генеральные планы, а Петр их самостоятельно рассматривал. Строительство первых жилых домов началось уже после самого основания Петербурга. Город строился в строгих канонах, и до настоящего дня запрещают строить здания выше 5 этажей в центре города — от Невы до Смольного собора, от Обводного канала до Большой Невки.
Так и городская ткань наполнялась многими культурными местами, старания просто были колоссальными.
Для кого-то Питер был настоящим веселым растущим организмом, а для кого-то Питер просто-напросто убивал, рабочие умирали от изнеможенности, голода, жили не все в нормальных условиях для временной жизни рабочих на стройке.
Петербург строили по полному подобию Западноевропейских городов, рылись параллельные каналы, которые по боками насыщены историческими элегантными набережными и старенькими Архитектурными, ценными фасадами.
Источник