- Законно ли отключать горячую воду?
- Это законно вообще?
- Что делать, если ежегодные 2 недели прошли, а горячей воды все нет?
- А может, воду вообще незаконно отключают и нарушают наши права?
- Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения
- Общие положения
- Роспотребнадзор намерен закрепить в СанПиНе норму об отключении горячей воды летом не более чем на 14 дней
Законно ли отключать горячую воду?
Я проживаю в Архангельске. В нашем городе летом всегда отключают горячее водоснабжение: на неделю в каждом округе. Этим летом несколько домов, в том числе тот, в котором живу я, отключили не на неделю, а на целых две. А через 5 дней после включения горячая вода снова исчезла.
Законно ли на такой длительный срок отключать горячую воду? И как часто можно ее вообще отключать?
Раз в год практически все жители нашей страны страдают по банальной причине: они не могут помыться горячей водой.
Это законно вообще?
Действующий Санпин 2.1.3684-21 не упоминает ни о ежегодном профилактическом ремонте, ни о периоде отключения горячей воды.
Пробел в законодательстве ставил под вопрос законность принудительного мытья холодной водой летом. Тогда Минстрой решил разъяснить, можно ли ремонтировать системы горячего водоснабжения, и напомнил о давно забытых правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, которые утвердил еще Госстрой 27 сентября 2003 года.
В пункте 5.1.5. правил упоминается рекомендуемый срок ремонта теплосетей, во время которого отключают горячую воду, 14 дней. Финальное решение по срокам остается за органами местного самоуправления.
Водоснабжающая организация не может просто так, хоть и планово, отключить горячую воду у абонента. Вас должны предупредить не менее чем за сутки до отключения.
Однако ремонт систем горячего водоснабжения не всегда бывает профилактическим. Иногда требуется капитальный ремонт. На него уходит больше сил и времени. В этом случае срок, на который отключают воду, не ограничен 14 днями.
Так, в Республике Карелия водоснабжающая компания в течение 21 дня проводила капитальный ремонт систем водоснабжения. Роспотребнадзор посчитал, что это в корне нарушает законодательство, которое установило крайний срок — 14 дней.
Но Верховный суд Республики Карелия поддержал водоснабжающую организацию и в решении по делу № 12-164/2017 указал, что продолжительность капитального ремонта устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от его сложности. А 14 дней — это максимальный срок только для ежегодного планового профилактического ремонта.
Если у вас в квартире стоит счетчик, то, чтобы не переплачивать за воду во время ежегодного профилактического отключения, перекройте кран горячей воды. Ведь, если вы вдруг включите его по ошибке в период отключения, оттуда все так же будет литься холодная вода, но счетчики ее посчитают по тарифам горячей. А вы переплатите.
Что делать, если ежегодные 2 недели прошли, а горячей воды все нет?
Во-первых, стоит узнать, в связи с каким видом ремонта воду отключали и какой срок отключения согласован. Сделать это можно либо в водоснабжающей организации, обслуживающей ваш дом, либо в управляющей компании, либо в профильном органе исполнительной власти (например, в Государственной жилищной инспекции и ее региональных отделениях).
Если вы живете в Москве, вам должны помочь:
- в электронной приемной Мосжилинспекции;
- в управляющей компании, которая обслуживает ваш дом. Узнать ее можно на сайте «Дома Москвы»;
- в водоснабжающей организации ПАО «МОЭК» по телефону горячей линии: 8 495 539-59-59.
Вне зависимости от вида ремонта, если воду отключили на больший, чем должны были, срок, водоснабжающая организация обязана рассчитывать плату за горячую воду по схеме: за каждый час превышения срока размер платы за коммунальную услугу за расчетный период снижается на 0,15% (п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354). Эта обязанность поставщика коммунальных услуг закреплена и в п. 4 ст. 157 Жилищного кодекса РФ .
Поэтому, когда будете звонить в одну из указанных организаций, заодно сообщите, что горячей воды все еще нет или она прохладная, а вас это не совсем устраивает.
Если у вас установлен счетчик. Периодически включайте кран и проверяйте, есть ли вода. Потом не забывайте перекрывать его. Неправильного начисления быть не должно, потому что фактически горячую воду вы не потребляете.
Если у вас не установлен счетчик по техническим причинам. Советуем вызвать представителя водоснабжающей организации для составления акта о том, что горячей воды нет или она на самом деле совсем не горячая. Это поможет вам впоследствии сделать перерасчет, если в платежках за месяц сумма за горячую воду не будет уменьшена в соответствии с действительностью.
Чтобы сделать перерасчет, нужно подать соответствующее заявление в территориальном МФЦ или в управляющей компании, образец вам дадут на месте. К заявлению вы прикладываете тот самый акт, о котором мы писали выше.
Если у вас не установлен счетчик по личным причинам. Установите его, потому что иначе вы нарушаете пп. 5 и 6 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении». Плату за воду вам давно начисляют с повышенным коэффициентом.
А может, воду вообще незаконно отключают и нарушают наши права?
Один мужчина уже попытался защитить свое право мыться под горячей водой и попробовал оспорить право водоснабжающей организации ежегодно отключать ее. Он заявил в суде, что граждане не должны страдать от отключения воды и орган местного самоуправления обязан найти любой другой способ подачи этой воды в случае ремонта.
Мужчина упорно сражался за свои права и дошел аж до Верховного суда. Но Верховный суд его не поддержал и в решении от 18 января 2017 г. № АКПИ16-1189 пояснил следующее:
- Обязанность органа местного самоуправления, о которой говорит истец, существует, только когда ремонт продолжается слишком долго — дольше допустимого по закону.
- Требования о регулярном ремонте систем водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09 ничему не противоречат, а, наоборот, помогают делать воду чистой и безопасной.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Источник
Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (п. 1.1).
Настоящие правила обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и обеспечением СЦГВ (п. 1.2).
Они распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также на автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (п. 1.3).
Контроль за выполнением правил осуществляет федеральный орган исполнительной власти, который выполняет функции контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и его территориальными органами (п. 1.4.).
Общие положения
- предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагенозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60°С;
- минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась;
- предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С (п. 2.4). Не допускается применение технической воды, в том числе после восстановления и очистки в качестве горячей воды СЦГВ (п. 2.5).
В СЦГВ должна использоваться продукция (материалы, реагенты, оборудование и т.д.), разрешенная для применения на основе санитарно-эпидемиологической экспертизы, выполненной в аккредитованных организациях и учреждениях (п. 2.6).
При отсутствии санитарно-эпидемиологических нормативов на реагенты или их компоненты, используемые для применения в СЦГВ, разработчик должен обеспечить проведение работ по обоснованию гигиенических нормативов в воде, регламентирующих их безопасность и разработку метода контроля за их содержанием в воде (п. 2.7).
При эксплуатации СЦГВ должны соблюдаться требования действующих нормативных документов в области безопасности технологических и производственных процессов (п. 2.8).
Источник
Роспотребнадзор намерен закрепить в СанПиНе норму об отключении горячей воды летом не более чем на 14 дней
Срок летнего профилактического отключения горячей воды не должен превышать 14 дней. Такая норма содержится в проекте поправок в СанПиН о требованиях к содержанию жилых помещений, разработанных Роспотребнадзором. Документ представлен на общественное обсуждение.
Более продолжительные сроки должны быть согласованы с органом местного самоуправления.
При этом, как отмечалось в письме Минстроя, муниципалитет обязан «организовать горячее водоснабжение иными способами». Поскольку маловероятно, что муниципалитеты, например, начнут раздавать жителям кипятильники, скорее всего, они постараются не продлевать ремонт более 14 дней.
Инициатива ограничить отключения горячей воды 14 днями должна, в первую очередь, согласовываться с представителями ресурсоснабжающих организаций (РСО), так как именно они ответственны за состояние теплоснабжающих сетей, считает гендиректор управляющей организации «Кордис Хоум» Артем Румянцев. В противном случае сокращение сроков отключения горячей воды летом может негативно сказаться на выполнении планово-предупредительных ремонтов и, как следствие, на увеличении аварийных ситуаций в зимнее время. При этом в Москве срок отключения горячей воды давно не превышает 10 дней, добавляет Румянцев. В домах-новостройках зачастую первые несколько лет вообще летних отключений нет. Вопрос о сроках отключения должен решаться исключительно на уровне региона с учетом состояния инженерного оборудования, подчеркивает Румянцев.
Как уточнили «РГ» в Роспотребнадзоре, норма по отключению горячей воды не более чем на две недели существует и сейчас. Но она носит рекомендательный характер. Регионы сами могут сокращать сроки летней профилактики, если есть к этому технические возможности. Теперь же планируется сделать эту норму обязательной.
О том, когда будет отключена горячая вода, власти должны сообщить в средствах массовой информации, на сайтах муниципальных образований. А управляющие компании заблаговременно разместить объявления на подъездах домов и информационных стойках.
При летних отключениях горячей воды и проведении профилактических работ жителям важно следить за своими подключениями на стояке — краном горячего водоснабжения и кранами полотенцесушителя, напоминает президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН) Никита Чулочников. При обслуживании трубопроводов из-за изменения давления они могут потечь и вода затопит соседей. Для того, чтобы горячая вода была в квартире круглый год, можно установить водонагреватель. Если места в ванной комнате немного и электрические мощности позволяют, то можно поставить проточный бойлер. Если места достаточно, но электрических мощностей не хватает — бойлер с накопительным баком.
Тем же проектом документа корректируются и некоторые другие нормы. К примеру, расстояния от жилых домов до зданий, связанных с ритуальными услугами. Ранее было оговорено, что от колумбариев до жилых домов должно быть не менее 50 метров. Теперь будет добавлено, что такое же минимальное расстояние должно соблюдаться между жильем и моргами, помещениями для подготовки тел к похоронам и проведения церемоний прощания.
Кроме того, ведомство предлагает смягчить требования к наличию туалетов в магазинах. Сейчас в правилах говорится, что на территориях торговых объектов должны быть оборудованы общественные туалеты. В будущем же эти заведения должны будут быть только в торговых объектах площадью более 400 кв.м.
Источник