Гомер море цвета вина

Почему море винного цвета?

Прочел тут у shakko.ru ПОСТпро то, почему у Гомера море цвета вина или по русски фиолетовое.
Я приведу несколько цитат:
«Самый яркий пример — то, как Гомер описывает цвет моря. Одно из самых известных нам выражений в его поэмах — «винноцветное море». Но давайте рассмотрим это описание с гладстоновским буквоедством. Как это бывает, «винноцветный» — это уже интерпретация переводчика, в то время как сам Гомер говорит oinops, что буквально означает «похожий на вино» (oinos — «вино» и op — «видеть»). Но что общего у морской воды с вином? В качестве ответа на простой вопрос Гладстона ученые предложили все вообразимые и невообразимые теории, чтобы отмахнуться от этого затруднения. Самое распространенное предположение — что Гомер имел в виду глубокий пурпурно-алый оттенок, который бывает у волнующегося моря на закате и рассвете. Но нет никаких подтверждений того, что, используя этот эпитет, Гомер имел в виду именно закатное или рассветное море. «

А вот еще:
«А еще как вы объясните использование названия фиалки, которое Гомер применяет как обозначение цвета… моря (фразу ioeidea ponton переводят, в зависимости от вдохновения переводчика, как «темно-фиолетовое море», «пурпурный океан» или «фиолетовые глубины»). И разве поэтическая вольность позволяет Гомеру использовать тот же цветок, чтобы описать овец в пещере Циклопа как «красивых и больших, с густой фиолетовой шерстью»? Предположительно Гомер имел в виду черных овец, которые на самом деле не черные, а темно-коричневые. Но «фиолетовые»? Или как насчет другого места в «Илиаде», когда Гомер использует слово «фиалка», чтобы описать железо? И если фиолетовые моря, фиолетовых овец и фиолетовое железо можно списать на поэтическую вольность, как быть с другим пассажем, когда Гомер сравнивает темные волосы Одиссея с цветом гиацинта?«

И там много подобного, где историки и лингвисты бьют себя в груди и кричат о том, что вот мол непонятно.

Во первых — вот вам маленькая фотография средиземного моря с интернета.

Обратите внимание на цвет. Он не алый, а именно фиолетовый.
Во-вторых, во времена Гомера, фиолетовый цвет назывался пурпурным, и являл собой экстракт редкий и очень тяжело добываемый из раковин, поэтому он был очень и очень дорог, и поэтому был доступен только для знати. Пурпурный подбой (несмотря на описание «алый») был у прокуратора Понтия Пилата.
В третьих, вино в Греции времен Гомера пили разбавленным. Точнее тогда пили не вино, а воду с добавлением туда вина, потому, как водобпровод был еще плох, и вода частенько имела добавки в виде бактерий, котоые убивались спиртом в вине.
Вина были в оригинале густые и насыщенные, а в разбавленном виде, ну если вы добавите красное вино в воду, какой мы цвет получим?

Читайте также:  Подводная камера в море

Увы, такого варианта, что во времена Гомера все было именно так, вино было разбавленно и пилось цветом как на фото, и в общем этот цвет и назывался пупурно-алым.

Источник

Темно-винное море Гомера и тест с платьем. Наши предки не видели синий или не воспринимали его?

Высказывание о том, что «человек видит только то, что хочет видеть», безусловно, абсолютно точно передает нашу особенность восприятия окружающего мира. Большинству из нас знакома, к примеру, ситуация из жизни, когда кто-либо из окружения становится настолько привычным, что мы начинаем воспринимать его как нечто само собой разумеющееся. Такой человек в конечном итоге превращается для нас едва ли не в настоящую «невидимку». И таких примеров из разных сфер жизни можно привести множество.

Подобную особенность восприятия человека можно, конечно же, считать чисто субъективным эффектом, относящимся максимум к области личностной психологии и книг о самопомощи. Однако в истории существуют примеры того, как все человечество целиком «делало» какие-либо физические проявления совершенно «невидимыми», попросту не сосредотачиваясь на них. Причем относиться это могло даже к такому фундаментальному понятию, как цвета.

Субъективное восприятие

В 2015 году в Сети стал вирусным тест, в котором пользователям предлагалось определить цвет платья на фото. Эту провокационную картинку вы можете видеть чуть ниже (левая часть снимка). Некоторые пользователи интернета видели это платье синим с черными полосками, другие — белым с золотистыми полосками. В обсуждении этого фото со странным эффектом, выложенного в соцсети обычной девушкой под ником Swiked, тогда приняли участие даже некоторые знаменитости, включая Ким Кардашян и Тейлор Свифт.

Как бы там ни было, вирусный снимок выявил просто огромные различия, которые могут наблюдаться в восприятии людьми одних и тех же вещей. Зачастую мы просто не улавливаем какие-либо цвета в отдельных сюжетах или додумываем, поскольку «видим», по-сути, вовсе не глазами, а мозгом.

На наше аналитическое восприятие могут оказывать влияние такие вещи, как освещение, скидка на дефекты снимка и пр. В любом случае, даже не воспринимая синего где-либо, мы все равно знаем, что «синий» — это именно «синий» и никакой другой. В древности же ситуация в этом плане была несколько иной.

Темно-винное море

Впервые исследователи обратили внимание на то, что наши предки полностью игнорировали синий цвет, в 1858 году. Тогда любитель истории Уильям Гладстон, который в последующем стал премьер-министром Великобритании, указал общественности на странную особенность, обнаруженную им в «Одиссее» Гомера.

Читайте также:  Мертвая море человек тонет

Исследователь обратил внимание на то, что в своем произведении поэт описал цвет моря как темно-винный. Гладстон задался вопросом о том, почему собственно Гомер не употребил в описании сочетание «темно-синий», гораздо более подходящее в этом случае.

Стремясь удовлетворить свое любопытство, Уильям проштудировал «Одиссею» полностью на предмет выявления встречающихся в ней упоминаний цветов. В конечном итоге исследователь выяснил, что слово «черный» Гомер употребил в своем произведении около 200 раз, «белый» — 100 раз. При этом упоминаний о синем в поэме не было вообще нигде.

В последующем Гладстон некоторое время с той же целью изучал и другую греческую литературу. В конечном итоге исследователю удалось выяснить, что слово «синий» греки не употребляли вообще никогда.

Древнееврейская версия Библии

Интересную инициативу Гладстона в 19-м веке поддержал также еврейский филолог и философ Лазарь Гейгер. Этот ученый внимательно следил за исследованиями Уильяма и одновременно вел свои собственные изыскания. К примеру, Гейгер тщательно изучил на предмет выявления упоминаний синего древнееврейскую версию Библии, старые исландские саги, индийский и китайский фольклор, а также арабские легенды.

Некоторые из прочитанных Лазарем книг содержали тысячи страниц. И при этом ни в одной из них не было упоминания о синем цвете. Многие древние авторы описывали в ярких красках в своих произведениях розовый рассвет, белые облака и ярко-желтое солнце. Но ни один из них ни разу не упомянул голубого неба.

Видели ли древние синий вообще?

Разумеется, исследования проведенные Гейгером и Гладстоном, заинтересовали и других представителей научного сообщества. Многие ученые задались вопросом: «Почему люди в древности не видели синий? Их глаза как-то отличались от наших или для этого были какие-то другие причины?».

Конечно же, сегодня уже невозможно узнать точно, какие именно картинки представлял себе Гомер, когда писал в применении к цвету моря «темно-винный». Однако ученые, конечно же, за основную сразу же приняли версию о том, что в древности оптические свойства глаз человека были точно такими же, как и сегодня.

Поэтому исследователи предположили, что наши предки не упоминали синего в своих произведениях только потому, что у них в лексиконе для него просто не было отдельного слова. В далекие времена люди попросту не отличали синего от зеленого.

Красный, зеленый, синий

Проводя свое исследованием, Лазарь Гейгер, помимо всего прочего, решил выяснить и то, когда именно синий цвет люди в прошлом начали упоминать в литературных произведениях впервые. В результате исследователь заметил одну странную закономерность. Сначала по всему миру люди изобрели понятия «белый» и «черный».

Затем в определенный момент в языках всех народов на планете появился «красный» — цвет вина и крови. Далее древние люди включили в свой лексикон «желтый» и «зеленый». «Синий» же в языках народов мира появился самым последним.

Читайте также:  Улица морской риф ратомка

Странное племя

Разумеется, необычная особенность восприятия наших предков в отношении синего цвета, заинтересовала и современных ученых. В 2006 году психолог Жюль Давидов решил провести интересный эксперимент. Исследователь обнаружил, что слово «синий» в наши дни, как и в древности, отсутствует в языке племени химба из Намибии. Различия между этим цветом и зеленым представители этой народности попросту не знают.

Приехав в Намибию, Жюль Давидов предложил членам племени химба интересный тест. Исследователь показывал жителям деревни круг, состоящий из нескольких зеленых квадратов и одного синего.

Для нас найти резко отличающийся от других элемент на картинке, конечно же, не составляет абсолютно никакого труда. Но большинство членов племени химба, как это ни странно, не смогли выделить синий квадрат из ряда зеленых. У некоторых жителей деревни это в конце концов получилось. Однако поиски отличающегося от остальных квадрата заняли у них очень много времени.

В языке химба, в отличие от лексикона большинства других народов мира, при отсутствии «синего», имеется гораздо больше слов, отражающих оттенки зеленого. А без конкретного понятия, определяющего какой-либо цвет, по мнению исследователей, людям просто-напросто и нет необходимости идентифицировать его как отличающийся от других. Члены племени химба попросту воспринимают синий как один из оттенков зеленого.

Когда слово «синий» появилось впервые?

Слова «белый» и «черный» появились в лексиконе народов мира первыми постольку, поскольку именно с их использованием наши предки обозначали когда-то такие понятия, как «тьма» и «свет». «Синий» же придумали, как удалось выяснить Гейгеру, древние египтяне, первыми разработавшие краситель соответствующего цвета.

В последующем синий цвет, как известно, широко использовался в этом древнем государстве, к примеру, при оформлении гробниц. При этом производился такой краситель в Египте по стандартным технологиям в больших мастерских из ляпис-лазури. Сначала голубой цвет в этом античном государстве стал символом Нила, а затем — и всей Вселенной.

Мы слепы до сих пор?

Если проводить аналогии с древними, то можно задаться в том числе вопросом и о том — все ли цвета мы «видим» сегодня? Не существует ли в природе оттенка, который мы просто еще не воспринимаем как отдельный цвет? И ответом на эти вопросы может стать, к примеру, яркий синий, еще более насыщенный, чем мы привыкли подразумевать под этим словом.

В 2017 году химик Орегонского университета Мас Субраманян придумал название для необычного вещества, изготовленного искусственным путем — YInMn blue (в честь индия, иридия и марганца). Этот странный материал был получен совершенно случайно при аварии в химической лаборатории в 2009 г. Одной из особенностей этого вещества является ослепительно-яркий, даже непривычный для нашего глаза, синий цвет. Возможно, в будущем для какого-нибудь из таких необычных цветов люди и придумают отдельное название.

Источник

Оцените статью