Голубоватые сумерки простирались над морем над равниной тусклой

Дидактические материалы к урокам русского языка в школе для 8-11 классов.Синтаксический разбор. Работа с текстом. Комплексный анализ текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к урокам русского языка на основе текстов К. Паустовского. Могут быть использованы как раздаточный материал для полного синтаксического разбора предложений и словосочетаний, для развития навыков комплексного анализа текстов.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы к урокам русского языка в школе для 8-11 классов.Синтаксический разбор. Работа с текстом. Комплексный анализ текста.»

Дидактические материалы к урокам русского языка

1.Выполнить синтаксический разбор предложений

(из произведений К. Паустовского).

2.Объяснить знаки препинания (при их наличии).

В бочке с дождевой водой у крыльца поселилась лягушка.

В непролазной траве весь день копошились и гудели шмели.

Лягушка вылезала из бочки только вечером и сидела, отдуваясь, около крыльца, посматривала на скворцов.

Скворцы постоянно дрались с галками, а успокоившись, рассаживались на ветвях вековой липы и начинали изображать пулеметный бой.

На солнце было сонно, тепло.

Дождь прошел, но с крыш еще падали капли, постукивали по дощатому тротуару.

Из лугов тянуло холодной, завялой травой, сладковатым запахом ивовых листьев.

Сумрачная ночь лежала над заводями, над черными стогами, над зарослями.

Октябрь был на редкость холодный, ненастный.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи.

У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье.

Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю.

В степи, недалеко от старого липового парка, поблескивает в отлогой балке маленькая река Каменка.

У подножья деревьев прячется в тени маленький белый дом.

Часто по ранним утрам я уходил на Каменку ловить рыбу.

Как только я выходил в парк, сотни птиц начинали суетиться в ветвях.

Блестела пустынная росистая степь.

Как все пастухи, Федя хорошо знал всякие травы, цветы, растения и любил о них говорить.

Я приносил из степи, с берегов Усмани, из заповедного леса охапки разных цветов и трав и определял их.

Однажды я пришел на Каменку на рассвете.

Читайте также:  Можно ли кормить кота морской вареной рыбой

Одинокая капля дождя отвесно упала в воду.

Далеко в разрывы мягких туч светило широкими лучами солнце, и степь дымилась и блестела.

Жара убывала, дело шло к осени.

Волны то выбрасывали на берег, то смывали мандариновые корки и коричневые листья магнолий.

3. Вставить нужные буквы, знаки препинания и раскрыть скобки; составить схему предложения с прямой речью.

Г…лубоватые сум…рки прост…рались над морем над равниной тусклой и тихой воды а (в)дали на б…регу какой(то) (н…)извес…ной страны г…рели ж..лтые портовые ф…нари. Их свет о…ражался в воде длин…ыми столбами. И одна(ед…нств..н…ая) страшно отдален…ая зв..зда бл..стела в небе похож..м на туман, – п…чал…ная зв…зда спутница к…раблей. Что там на берегу думала Настя. Должно быт… пр…стань и на ней с…дят деву…ки в таких(же) светлых плат…ях как эта сев…рная ноч…, – счас…ливые девушки верящ…е любимым. И тиш…на. Тиш…на на тысяч.. и тысяч… миль. Тол…ко (из\ис)ре…ка у пес…чаного бер…га вспл…снет (с)просонок в…лна и стихн…т испугавшись собств…н…ого плеска.

(Голубоватые сумерки простирались над морем, над равниной тусклой и тихой воды, а вдали, на берегу какой-то неизвестной страны, горели желтые портовые фонари. Их свет отражался в воде длинными столбами. И одна-единственная, страшно отдаленная звезда блестела в небе, похожем на туман, – печальная звезда, спутница кораблей. «Что там, на берегу?» – думала Настя. Должно быть, пристань, и на ней сидят девушки в таких же светлых платьях, как эта северная ночь, – счастливые девушки, верящие любимым. И тишина. Тишина на тысячи и тысячи миль. Только изредка у песчаного берега всплеснет спросонок волна и стихнет, испугавшись собственного плеска).

4. Выполните комплексный анализ текста. Отрывок из произведения К. Паустовского « Сказочник (Ганс Христиан Андерсен)»

Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснется губами к деревьям. Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах! Что они стоят по сравнению с этой благодатной, душистой весной.

Читайте также:  Море сливается с солнцем

Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему, как он того заслуживал.

Было много, слишком много огорчений и обид, особенно в первые годы в Копенгагене, в годы нищеты и пренебрежительного покровительства со стороны признанных поэтов, писателей и музыкантов.

Слишком часто, даже в старости, Андерсену давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе и что ему – сыну сапожника и бедняка – следует знать свое место среди господ советников и профессоров.

Андерсен говорил о себе, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что?

За то, что в нем текла «мужицкая кровь», что он не был похож на спесивых и благополучных обывателей, за то, что он был истинный поэт «божьей милостью», был беден, и, наконец, за то, что он не умел жить.

Неумение жить считалось самым тяжким пороком в филистерском обществе Дании. Андерсен был просто неудобен в этом обществе – этот чудак, этот, по словам философа Киркегора, оживший смешной поэтический персонаж, внезапно появившийся из книги стихов и забывший секрет, как вернуться обратно на пыльную полку библиотеки.

«Все хорошее во мне топтали в грязь», – говорил о себе Андерсен. Говорил он и более горькие вещи, сравнивая себя с тонущей собакой, в которую мальчишки швыряют камни, но не из злости, а ради пустой забавы.

Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан венками.

  1. Докажите, что это текст. Определите тему и идею текста; его стиль и тип речи.
  2. Найдите в тексте вопросительное и восклицательное предложения. Расскажите о типах предложений по цели высказывания и по интонации. Какие вопросы называются риторическими?
  3. Объясните знаки препинания в последнем предложении.
  4. Выполните полный синтаксический разбор второго предложения.
  5. В предложениях «Слишком часто, даже в старости, Андерсену давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе…» и «За то, что в нем текла «мужицкая кровь»…» объясните кавычки в словосочетаниях.
  6. Укажите осложняющие компоненты в предложении «Было много, слишком много огорчений и обид, особенно в первые годы в Копенгагене, в годы нищеты и пренебрежительного покровительства со стороны признанных поэтов, писателей и музыкантов».
  7. Объясните значение слов « незлобивость», «невзгоды», «клеветали». Составьте с ними предложения.
  8. Подберите синонимы к словам: невзгоды, порок, персонаж.
  9. Укажите в тексте деепричастные обороты, определите их синтаксическую роль. Поясните знаки препинания при них.
  10. Из предложения «Андерсен говорил о себе, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи» выпишите 2 глагольных словосочетания, укажите тип грамматической связи в них.
  11. Выполните морфологический разбор слова «беден».
  12. Найдите и выпишите 3 словосочетания с типом грамматической связи — примыкание, выполните их синтаксический разбор.
  13. Объясните значение слова «обыватель». Попробуйте составить с ним предложение.
  14. С какой интонацией следует читать текст и почему?
  15. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
  16. Выполните морфологический разбор слов из предложения:
  1. Определите способ словообразования слов: безоблачной, неудобен.
  2. Выполните фонетический разбор слова «хотелось».
  3. Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания приставок.
  4. Найдите в тексте существительные 3 склонения. Объясните их правописание.
  5. Найдите в тексте синоним к словам: надменный, высокомерный, заносчивый.
  6. Поясните фразу « когда весна прикоснется губами к деревьям».
  7. Объясните значение фраз: «филистерское общество Дании» и «пренебрежительное покровительство».
  8. Объясните пунктуацию в предложениях:
Читайте также:  Название популярных морских рыб

Источник

Оцените статью