Глубина экибастузского угольного бассейна

Экибастузский угольный бассейн: история открытия и современность

Киргизские степи – огромная территория, простирающаяся от Урала до самого предгорья Тянь-Шаня. Но это не просто обширная область, а природные богатства, разные виды металлов и полиметаллических руд и каменноугольные бассейны.

Месторождение угля в Казахстане

Одним из крупнейших месторождений угля в Казахстане является Экибастузский угольный бассейн. Находится он в Павлодарской области, около железнодорожной ветки Павлодар-Астана.

Общие запасы оценивают в 10 миллиардов тонн. Замкнутый котлован занимает площадь в 155 кв. км., с общей длиной в 24 километра и шириной в 8,5 км.

Как был найден уголь?

Еще в 1886 году рудознатец Косум Пшембаев (самоучка-геолог) подал заявку своему хозяину, в которой указал месторасположение месторождения. При этом пометил границы двумя глыбами соли, которые принес из соседнего озера. Отсюда и пошло современное название Экибастузского угольного бассейна – «Еки баз туз», то есть «Две головы соли».

В 1893 году, чтобы проверить информацию, в эти места была направлена разведывательная группа. Однако ничего не было найдено и скорее всего, что это произошло из-за неопытности исследователей.

В 1895 году Косум и его купец Деров начали новые поиски. Им удалось заложить разведочный шурф недалеко от западной части озера Экибастуз на глубину в 6,4 метра. Они получили прекрасные результаты, подтверждающие, что здесь находится мощный пласт угля. И в тот же год купец заложил три разведочных шахты.

Богатства Экибастузского угольного бассейна привлекли внимание и других людей. В 1896 году начальник горной партии направил в эти места своего помощника, который определил, что действительно месторождение является надежным. В этом же году Деров уже ввел в эксплуатацию небольшой угольный разрез.

В 1898 году с западной стороны озера начинается формироваться небольшое поселение, которое затем разрослось до размеров города.

Современные исследования

На сегодняшний день недра Экибастузского угольного бассейна полностью изведаны. Исследования проводились на протяжении 8 лет, с 1940 по 1948 года.

Значение для промышленности имеют только три верхних слоя, состоящие из целого угольного комплекса:

  • 1 слой – 25 метров;
  • 2 слой – до 43 метров;
  • 3 пласт до 108 метров.

Качество угля

В Экибастузском угольном бассейне уголь определяют как высокозольный, марки 1СС, то есть слабоспекающийся. Несмотря на то, что такой уголь достаточно сложно разжечь, у него длительное время горения, с высокой степенью теплоотдачи. Зольность на уровне 40%, изменяющаяся в зависимости от пласта и с большим содержанием примесей.

По всей территории месторождения уголь может добываться открытым способом.

Основное предназначение – использование в качестве топлива для электрических станций.

Общая химическая характеристика (в сухом беззольном состоянии):

Источник

Экибастузский угольный бассейн

Экибастузский угольный бассейн — расположен в Павлодарской области Республики Казахстан. Крупнейшее угольное месторождение Казахстана [1] . Близ бассейна проходят железнодорожная магистраль Павлодар — Астана, канал Иртыш-Караганда и автострада Павлодар — Караганда. Приурочен к замкнутой котловине площадью 155 км² при длине 24 км и максимальной ширине 8,5 км. Общие геологические запасы углей около 10 млрд т. Центр добычи — город Экибастуз [2] .

Содержание

История

Открытие месторождения

В 1886 году геолог-самоучка и рудознатец Косум Пшембаев (кстати, его именем назван городской музей) открыл месторождение угля. В заявке, поданной хозяину, Пшембаев написал, что пометил он место двумя глыбами соли, которые притащил с соседнего озера. Отсюда и пошло название: «Еки бас туз» — «Две головы соли» [3] .

В 1893 году для выяснения благонадежности месторождения в Экибастуз отправляется небольшая поисково-разведочная партия. Однако эта разведка из-за неопытности изыскателей не дала положительных результатов. Весной 1895 года павлодарский купец Деров вместе с Косымом Пшембаевым приступают к новым работам. Разведочный шурф глубиной 6,4 метра закладывается в 2,5 километра от западной части соленого озера Экибастуз. Пробы угля из этого шурфа показала наличие здесь весьма мощного крутопадающего пласта с хорошей качественной характеристикой. В 1895 году Деров на Экибастузском месторождении закладывает три разведочных шахты (Владимирская, Мариновская, Ольговская).

Читайте также:  Вид здания с бассейном

В 1896 году начальник Западно-Сибирской горной партии А. А. Краснопольский направляет в Экибастуз своего помощника — главного инженера А. К. Мейстера, который в течение четырех месяцев производит детальную разведку месторождения. Анализ результатов этой разведки оправдал надежность экибастузского угля. Весной 1896 года Деров вводит в строй небольшой угольный разрез. После Мейстера в 1897—1988 годах более детальным исследованием Экибастузского угольного месторождения занимается известный французский горный инженер Жорж де Кателен и Киевский коммерческий банк в лице русского инженера А. Э. Страуса.

В своей книге «Очерки исследований рудных владений А. И. Дерова в Южной Сибири», изданной на французском языке в Париже в 1897 году, Кателен писал:

«Угольное богатство Экибастузского бассейна громадное, мы даже не думаем, чтобы в Европе существовало другое подобное накопление минерального топлива».

Своим исследованием Кателен подчеркнул особенность подземного клада Экибастуза — концентрацию на сравнительно ограниченной площади крупных запасов каменного угля. Тем самым впервые обратил внимание русских горнопромышленников на уникальность Экибастуза и его благоприятные перспективы. В 1898 году на западной стороне озера Экибастуз возникает небольшой населенный пункт под названием Экибастуз. [4]

Развитие угольного бассейна

После Октябрьской революции, в мае 1918 года, В. И. Ленин подписал декрет о национализации предприятий Риддера и Экибастуза. Была начата работа по составлению плана ГОЭРЛО. В одном из разделов плана В. И. Ленин писал

Из других месторождений наибольшее значение имеют Экибастузские копи близ Павлодара

В те годы Экибастуз был самым крупным в Казахстане угольным предприятием. Президиум ВСНХ 16 марта 1922 года выделил специальные средства на восстановительные работы. Но поднять и развить производство в Экибастузе в те годы стране было не по силам.

В 1925 году Экибастузские копи законсервировали, заводы демонтировали, рельсы, оборудование и подвижной состав продали.

Строительство экибастузских разреров началось в 1948 году. В 1954 году— введен в эксплуатацию разрез № 1 мощностью 3 млн тонн угля в год. А в 1959 году начал работать разрез № 2 мощностью 3 млн тонн угля в год. К этому времени была введена в эксплуатацию Экибастузская ТЭЦ мощностью 18 мегаватт, которая до 1966 года обеспечивала электроэнергией разрезы и город.

В то же время сооружались объекты разреза № 3, ввод которого был осуществлен в 1963 году. Строили его на более прогрессивных проектных решениях: вывозка вскрышных пород и угля предусматривалась электротягой, внедрена электрическая централизация в управлении стрелочными переводами, более мощные экскаваторы применены на вскрыше, отвале и добыче угля (ЭКГ-4, ЭКГ-4,6, частично ЭКГ-8). Таким образом, в течение 15 лет было построено 3 разреза общей мощностью 9 млн тонн угля в год.

Реконструировались разрезы № 1 и № 2.Произведена замена паровозов на электровозы, построены тяговые подстанции, питающие ЛЭП и контактные сети на железнодорожных путях. Горное оборудование заменено на более производительное (вместо экскаваторов ЭС-3 стали работать ЭКГ-4, ЭКГ-4,6). На всех железнодорожных станциях и постах внедрена электрическая централизация в управлении стрелочными переводами. Увеличены были мощности ремонтных мастерских. В результате проведенной реконструкции суммарная мощность 3-х разрезов возросла в 1966 году до 14 млн тонн угля в год [5] .

В 1964 году началось строительство самого мощного в стране и в мире разреза «Богатырь».При этом были приняты принципиально новые, самые передовые технические решения. В 1979 году были начаты первоочередные работы по строительству разреза «Восточный» проектной мощностью 30 млн тонн угля в год. В проекте были предусмотрены новейшие технические достижения на тот момент. Впервые на открытых работах применена новая технология угледобычи. Транспортировку угля до погрузочного пункта на поверхности предполагалось осуществлять конвейерами, погрузку угля в вагоны МПС производить не в разрезе, а на станции, находящейся на поверхности, осуществлять усреднение угля по теплотворной способности, что значительно снижало колебание зольности отгружаемого угля, а это имеет большое значение для электростанций, работающих на экибастузских углях.

Читайте также:  Акустический бассейн акустический институт

Характеристика бассейна

Характеристика угля

высокозольный(более 40%), с относительно высоким содержанием примесей.

Тип угля Экибастузский 1СС Общая влага в рабочем состоянии топлива, Wр 6,5 % Влага гигроскопическая, Wг 4% Зольность в сухом состоянии топлива, Ad 36,9 % Сера общая в сухом состоянии топлива, Sd 0,7 % Летучие вещества в сухом беззольном состоянии топлива, Vdaf 25 % Низшая теплота сгорания в рабочем состоянии топлива, Qр 17,38 МДж/кг Коэффициент размолоспособности топлива методом ВТИ, Gr 1,29 Сера колчеданная в сухом беззольном состоянии топлива, Sdafp 0,3 % Сера органическая в сухом беззольном состоянии топлива, Sdafo 0,4% Углерод в сухом беззольном состоянии топлива, Cdaf 44,8 % Водород в сухом беззольном состоянии топлива, Hdaf 3 % Азот в сухом беззольном состоянии топлива, Ndaf 0,8 % Кислород (по разности) в сухом беззольном состоянии топлива, Odafd 7,3%

Источник

Экибастузский каменноугольный бассейн

Экибастузский угольный бассейн — крупнейшее угольное месторождение Казахстана [1] , расположенное в Павлодарской области. Близ бассейна проходят железнодорожная магистраль Павлодар — Нур-Султан, канал Иртыш-Караганда и автострада Павлодар — Караганда. Приурочен к замкнутой котловине площадью 155 км² при длине 24 км и максимальной ширине 8,5 км. Общие геологические запасы углей около 10 млрд т. Центр добычи — город Экибастуз [2] .

Содержание

История

Открытие месторождения

В 1886 году Касым Пшембаев открыл месторождение угля. В заявке, поданной хозяину, Пшембаев написал, что пометил он место двумя глыбами соли, которые притащил с соседнего озера. Отсюда и пошло название: «Еки бас туз» — «Две головы соли» [3] .

В 1893 году для выяснения благонадежности месторождения в Экибастуз отправляется небольшая поисково-разведочная партия. Однако эта разведка из-за неопытности изыскателей не дала положительных результатов. Весной 1895 года павлодарский купец Деров вместе с Косумом Пшембаевым приступают к новым работам. Разведочный шурф глубиной 6,4 м закладывается в 2,5 км от западной части солёного озера Экибастуз. Пробы угля из этого шурфа показала наличие здесь весьма мощного крутопадающего пласта с хорошей качественной характеристикой. В 1895 году Деров на Экибастузском месторождении закладывает три разведочных шахты (Владимирская, Мариновская, Ольговская).

В 1896 году начальник Западно-Сибирской горной партии А. А. Краснопольский направляет в Экибастуз своего помощника — главного инженера А. К. Мейстера, который в течение четырёх месяцев производит детальную разведку месторождения. Анализ результатов этой разведки оправдал надежность экибастузского угля. Весной 1896 года Деров вводит в строй небольшой угольный разрез. После Мейстера в 1897—1898 годах более детальным исследованием Экибастузского угольного месторождения занимается известный французский горный инженер Жорж де Кателен и Киевский коммерческий банк в лице русского инженера А. Э. Страуса.

В своей книге «Очерки исследований рудных владений А. И. Дерова в Южной Сибири», изданной на французском языке в Париже в 1897 году, Кателен писал:

Угольное богатство Экибастузского бассейна громадное, мы даже не думаем, чтобы в Европе существовало другое подобное накопление минерального топлива.

Своим исследованием Кателен подчеркнул особенность подземного клада Экибастуза — концентрацию на сравнительно ограниченной площади крупных запасов каменного угля. Тем самым впервые обратил внимание русских горнопромышленников на уникальность Экибастуза и его благоприятные перспективы. В 1898 году на западной стороне озера Экибастуз возникает небольшой населенный пункт под названием Экибастуз. [4]

Читайте также:  Как самим сделать пруд с водопадом

Развитие угольного бассейна

После Октябрьской революции, в мае 1918 года, В. И. Ленин подписал декрет о национализации предприятий Риддера и Экибастуза. Была начата работа по составлению плана ГОЭЛРО. В одном из разделов плана В. И. Ленин писал

Из других месторождений наибольшее значение имеют Экибастузские копи близ Павлодара.

В те годы Экибастуз был самым крупным в Казахстане угольным предприятием. Президиум ВСНХ 16 марта 1922 года выделил специальные средства на восстановительные работы. Но поднять и развить производство в Экибастузе в те годы стране было не по силам.

В 1925 году Экибастузские копи законсервировали, заводы демонтировали, рельсы, оборудование и подвижной состав продали.

Строительство экибастузских разреров началось в 1948 году. В 1954 году введён в эксплуатацию разрез № 1 мощностью 3 млн тонн угля в год. А в 1959 году начал работать разрез № 2 мощностью 3 млн тонн угля в год. К этому времени была введена в эксплуатацию Экибастузская ТЭЦ мощностью 18 мегаватт, которая до 1966 года обеспечивала электроэнергией разрезы и город.

В то же время сооружались объекты разреза № 3, ввод которого был осуществлен в 1963 году. Строили его на более прогрессивных проектных решениях: вывозка вскрышных пород и угля предусматривалась электротягой, внедрена электрическая централизация в управлении стрелочными переводами, более мощные экскаваторы применены на вскрыше, отвале и добыче угля (ЭКГ-4, ЭКГ-4,6, частично ЭКГ-8). Таким образом, в течение 15 лет было построено 3 разреза общей мощностью 9 млн тонн угля в год.

Реконструировались разрезы № 1 и № 2. Произведена замена паровозов на электровозы, построены тяговые подстанции, питающие ЛЭП и контактные сети на железнодорожных путях. Горное оборудование заменено на более производительное (вместо экскаваторов ЭС-3 стали работать ЭКГ-4, ЭКГ-4,6). На всех железнодорожных станциях и постах внедрена электрическая централизация в управлении стрелочными переводами. Увеличены были мощности ремонтных мастерских. В результате проведенной реконструкции суммарная мощность трёх разрезов возросла в 1966 году до 14 млн тонн угля в год [5] .

В 1964 году началось строительство самого мощного в стране и в мире (на тот момент) разреза «Богатырь». При этом были приняты принципиально новые, самые передовые технические решения. В 1979 году были начаты первоочередные работы по строительству разреза «Восточный» проектной мощностью 30 млн тонн угля в год. В проекте были предусмотрены новейшие технические достижения на тот момент. Впервые на открытых работах применена новая технология угледобычи. Транспортировку угля до погрузочного пункта на поверхности предполагалось осуществлять конвейерами, погрузку угля в вагоны МПС производить не в разрезе, а на станции, находящейся на поверхности, осуществлять усреднение угля по теплотворной способности, что значительно снижало колебание зольности отгружаемого угля, а это имеет большое значение для электростанций, работающих на экибастузских углях.

Характеристика угля

Высокозольный (более 40 %), с относительно высоким содержанием примесей.

Тип угля Экибастузский 1СС
Общая влага в рабочем состоянии топлива, Wр 6,5 %
Влага гигроскопическая, Wг 4 %
Зольность в сухом состоянии топлива, Ad 36,9 %
Сера общая в сухом состоянии топлива, Sd 0,7 %
Летучие вещества в сухом беззольном состоянии топлива, Vdaf 25 %
Низшая теплота сгорания в рабочем состоянии топлива, Qр 17,38 МДж/кг

Коэффициент размолоспособности топлива методом ВТИ Gr — 1,29

Сера колчеданная в сухом беззольном состоянии топлива, Sdafp 0,3 %
Сера органическая в сухом беззольном состоянии топлива, Sdafo 0,4 %
Углерод в сухом беззольном состоянии топлива, Cdaf 44,8 %
Водород в сухом беззольном состоянии топлива, Hdaf 3 %
Азот в сухом беззольном состоянии топлива, Ndaf 0,8 %
Кислород (по разности) в сухом беззольном состоянии топлива, Odafd 7,3 %

Источник

Оцените статью