Глазунов балет времена года лето

Классические формы в балете А. Глазунова « Времена года».

Всякое искусство в художественных образах отображает жизнь, но каждый вид искусства выполняет эту задачу по-разному. Балет использует возможности разных видов искусств – и изобразительных, и выразительных. Изобразительность характерна для пантомимы и декораций, а выразительность – для музыки и танца.

Балеты Глазунова – это определённый этап в общем развитии русского классического балетного искусства. Глазунов закрепил и развил те реформаторские принципы, которые были выработаны Чайковским. Глазунов также стремился к углублению роли музыки в балете и обогащению её содержания. Он достиг особой рельефности и широты развития музыкальных характеристик, повысил драматургические функции танца и пантомим. Музыка в балетах Глазунова – подлинный носитель художественного образа. Сила её выразительности — прежде всего в мелодическом богатстве. Музыка даёт сценарию плоть и кровь, именно она раскрывает внутренний мир героев, их чувства и переживания. Основу любого спектакля (драматического, музыкального, балетного) составляет драматургия. Говоря о драматургии в балете, нужно иметь в виду сценарную, музыкальную и хореографическую драматургию.

Танцы в балетах Глазунова действенны.

В выборе сюжетов Глазунов отходит от традиционной для балетов его времени сказочности в сферу реальных событий, но подаёт их в общественно — романтическом плане, с элементами фантастики. Проблема балетного спектакля разрешается Глазуновым в каждом отдельном случае различно.

«Времена года » — музыкально – хореографическая поэма в четырёх картинах, повествующая о постепенном пробуждении природы, о переходе её от зимней скованности к весеннему цветению, затем к летнему созреванию и пышному осеннему празднику плодородия. Концепция балета оптимистична. В нём в поэтической форме выражена мысль о мудрой закономерности природы, о благотворности всех времён года – звеньев в неразрывной цепи жизни природы. Действующие лица балета представлены аллегорическими персонажами. Зима выступает в окружении Инея, Льда, Града, Снега; Весна – с цветами, птицами; Лето – с хлебными колосьями, васильками и маками, с сатирами, фавнами и наядами. В картине осени все времена года объединяются в стихийной вакханалии: земля, насытившаяся дарами природы, торжествует.

«Времена года» — одноактный балет из четырёх картин, идущих без перерыва. Тема вечности жизни, вечности воскрешения природы захватила Глазунова. И в новом произведении он опять предстал как художник, бесконечно влюблённый в красоту родной земли, русской природы. «Поразительно впечатление от этой музыки, — писал критик Борис Асафьев. – В звучании выражается зимнее безмолвие природы. И воздействие именно то, какое исходит от погруженных в оцепенение рек, ручьёв, полей, лугов и лесов. Значит, и в этом молчании их есть музыка, которую услышал великий музыкант; значит, абсолютного безмолвия нет в мире».

Когда занавес поднимается, на сцене появляется Зима со своими спутниками: Инеем, Льдом, Градом и Снегом. Лёгкий, изящный танец Инея, угловато- торжественная тема Льда, стремительная, колючая музыка Града и грациозный, поэтический вальс Снега «выразительной чередой как бы утверждают ещё непоколебимее мёртвый покой. В мерцающем дрожании и трепете падающего снега чуть слышится, как теплится жизнь: не в лучах ли звёзд на зимнем небе?» (Асафьев).

Читайте также:  Какие куртки модные этим летом

В конце первой картины Зима и её спутники исчезают, и на смену им Весна с Зефиром. Птицами и цветами. В музыке её, томной и мечтательной, как будто ощущаются лёгкие порывы свежего ветерка. Нежен и грациозен танец Розы и звонкое пение птицы.

Но постепенно жара становится всё сильнее. И сцена уже представляет собой хлебное поле, которое волнуется под тёплым дуновением ветра. Началось Лето. В прелестном вальсе «расцветают » васильки и маки, фантастические Наяды танцуют под музыку баркаролы. В вариации Колоса снова повторяются чуть колышущиеся движения. Вдруг появляются Сатир и Фавны, играющие на свирели. Они пытаются похитить Колос, но Зефир спасает его.

Природа достигает наивысшего расцвета, и картина Осени открывается «Вакханалией», где широкая, буйная мелодия вспыхивает и разливается «красным полымем» (Асафьев).

Это – радостная сцена пира на земле. На мой взгляд, — кульминация всего балета. В нем принимают участие аллегорические представители всех других времён года: Зима, с её «вьюжным напевом», Весна, с нежными мелодиями. И Лето, с вальсом цветов.

Заканчивается балет картиной Созвездий, как бы проплывающих над землёй и являющихся вечными свидетелями неизменного хода жизни. Торжественным гимном звучит тема Лета, тема « вечного света, тепла, жизни».

Балет ставил Петипа, затем Н. Г, Легат, А. Варламов, который ввёл дополнительных героев в балет, сделав их главными, позже пытался поставить Сергеев, известна блестящая постановка Фокина.

В балете отсутствуют крупные формы, так как они не подходят к композиционной схеме балета.

Сам замысел, по моему мнению, предполагает преобладание сюитности в балете. Предлагаю рассмотреть данное предположение по картинам.

Первая картина – Зима. Она состоит из 4-х вариаций. Это явный признак сюиты. Кода — волшебный переход от Зимы к Весне.

Картина вторая. Состоит из последовательности танцев: сначала танцуют Розы, затем Весна, потом птица.

Третья картина представляет собой вальс васильков и маков, баркаролу (Наяды и Цветы), вариацию Колоса и Коду – разгар праздника Лета.

Четвёртая картина. Осень. Вакханалия. Здесь присутствуют все времена года. Здесь сюитность ярко выражена. Выход Зимы. Выход весны, с отдельными выходами Птицы и Зефира. Хороводы. Выход Лета. Малое Адажио ( Колос с Вакхом). Вариации Сатира, как дополнительный номер. Выход Колоса и Апофеоз. Недаром Петипа назвал сцену Вакханалии общей кодой, ведь и Зима, и Весна, и Лето являются предпосылками Осеннего урожая.

Читайте также:  Можно ли делать салициловый пилинг летом

По большому счету сами времена года, следуя друг за другом, являются сюитой.

В сценарии Петипа по существу, нет сюжета, как и нет связанного действия. Это четыре самостоятельные картины, изображающие четыре времени года (первоначальное название было « четыре времени года»). Постановка этого балета, как признано не относится к лучшим достижениям Петипа. Возможно, здесь сказался возраст балетмейстера (ему шёл в это время 81-й год), и недоброжелательное отношение директора императорских театров С. М. Волконского (вскоре Петипа был вынужден уйти с поста балетмейстера). Несомненно, что неудача балетмейстера, при всём моём уважении к этой удивительной личности, отчасти заслонила достоинства музыки Глазунова.

Глазунов, работая над партитурой нового балета, конечно, исходил из «план — заказа» Петипа, но с самого начала замысел композитора был шире: он хотел воплотить в музыкально – хореографическом представлении один из любимых мифов человечества: миф о вечном воскрешении природы от зимнего сна и о животворящей силе солнца. И всё же балет был посвящен Мариусу Петипа. В нем Глазунов создал цельное по замыслу и мастерское по воплощению произведение с яркими образными характеристиками, выразительными мелодиями, с единым симфоническим развитием и блестящей оркестровкой. Цельность музыкальной формы сочетается в нём с детальной разработанностью отдельных эпизодов.

Наверное, с особой силой выразительности даны в первой картине образы русской зимы. Б.В. Асафьев сохранил воспоминания о разговоре с Н.А. Римским – Корсаковым после репетиции первой картины «Времён года ». Замечательный мастер зимних музыкальных пейзажей, автор « Снегурочки» и «Ночи перед Рождеством» сказал: « вот одна из лучших в музыке русских зим». А в ответ на мнение Асафьева о том, что «зима в прологе «Снегурочки» … роднее », композитор возразил: « нет уж, что там, вот собираюсь переинструментовывать « Снегурочку» — теперь вот у этой зимы возьму уроки». Глазунов очень любил русскую зиму. И недаром « Времена гола » были для композитора одним из самых любимых среди его собственных сочинений.

Балетная сюита « Времена года» обескураживала многих балетмейстеров своей мнимой бессюжетностью. Здесь отсутствовала драма. Образы были слишком обобщенными для того, чтобы претворить их в конкретные танцевальные образы обычными средствами нужно было найти те , которые пластически воплощали симфонизм музыки Глазунова. Именно поэтому спектакль превратился в дивертисмент: костюмированные персонажи исполняли сольные и массовые номера, построенные на более или менее сложных приёмах и комбинациях движений классического танца.

Нельзя также забывать о том, что балет был написан в эпоху символизма, а сами символисты, объявили высшим искусством музыку. Театр сфокусировал в себе идеи синтетической культуры. Мирискусники сделали основой синтеза балет. Главный идеолог и энтузиаст нового балета, Бенуа ценил в этом жанре условность, склонность к символике, но, кроме того – изначальный синтетизм жанровой структуры, возможность органически сочетать музыку. Зодчество, орнамент. Мирискуснический балет не случайно снискал себе репутацию нового русского балета. Новизна стояла уже в « короткометражном» типе высказывания. Трудно утверждать со всей точностью, кому принадлежит патент на изобретение одноактного спектакля нового типа, зато можно с уверенностью сказать, что Глазунов и его балет « Времена года» стояли у истоков этого жанра.

Читайте также:  Помнишь то лето помню руки трясло мои

Этот балет пережил произведения модернистов и сейчас

сохраняют силу реалистического звучания. Мне кажется, что партитура этого балета ещё найдет достойное воплощение на сцене.

Музыка балета «Времена года» также исполняется как самостоятельное программно-симфоническое произведение.

1.Т. Левая « Русская музыка начала 20 века в художественном контексте эпохи».

2.О. И. Куницын «Балеты А.К. Глазунова».

3.А. С, Курцман «А, К, Глазунов».

5.Музыкальное наследие. Глазунов. В 2-х томах.

Источник

Балет Времена года. Либретто

Предлагаем Вашему вниманию либретто балета «Времена года». Балет «Времена года» в одном действии. Композитор А. К. Глазунов. Либретто и постановка М. Пепипа. Художники П. Ламбин, И. Пономарев. Первое представление: Петербург, Эрмитажный театр, 7 февраля 1900 г.

Действующие лица: Зима. Весна. Лето. Осень. Иней. Лед. Снег. Град. Два гнома. Зефир. Птицы. Колос ржи, цветы. Наяды, сатиры, вакханки, фавны.

Наступила холодная пора. Как царица, возвышается на холме Зима. Подвластные ей Иней, Лед, Град и Снег тесным кольцом сомкнулись вокруг нее. Рассыпался Снег множеством искрящихся снежинок и покрыл землю. Плетет свое кружево Иней, плывет Лед, постукивает Град.

Из леса появляются два седовласых гнома. Они высекают из камня огонь и поджигают хворост. Вспыхнули сучья ярким, жарким пламенем и изгнали Зиму. Заснеженный холмик постепенно превращается в цветник. Первые дуновенья Весны сливаются с дыханием теплого ветра Зефира. Птицы и цветы с любовью окружают Весну.

Но близится Лето, солнце согревает землю яркими лучами. Жарко в поле. Море стройных колосьев волнуется под горячим дыханием знойного ветра. Кудрявые васильки и алые маки кружатся в вальсе, как бы обнимая спелые колосья ржи. Изнуренные жарой цветы клонятся к земле. Как видение, появляются легкие и прекрасные наяды с шарфами в руках.

Шарф олицетворяет прозрачную воду, которую жадно поглощают цветы. Раздаются звуки свирели. Вбегают сатиры и фавны. Они вступают в борьбу друг с другом, пытаясь похитить Колос ржи. Но на помощь приходит Зефир — он спасает Колос. Сатиры и фавны исчезают под землей. Холмик превращается в беседку из виноградных лоз.

Наступает Осень, а с нею и сбор винограда. Сатиры и вакханки кружатся в причудливых хороводах, вовлекая в танец всех окружающих.

Статья «Балет Времена года. Либретто» из раздела Балетные либретто

Источник

Оцените статью