Главный речной бассейн россии волго камский бассейн

Отзывы наших отдыхающих

На водохранилищах различают: нормальный подпорный уровень или горизонт (НПУ, или НПГ) – уровень, который плотина может поддерживать в течение длительного времени при обеспечении нормальной эксплуатации всех сооружений; форсированный подпорный уровень (ФПУ) – высший подпорный уровень, который можно поддерживать недолгое время в период пропуска паводка, обеспечивая сохранность сооружений; уровень мёртвого объёма (УМО) – минимальный уровень, допустимый в условиях нормальной эксплуатации.
Статические запасы воды представляют собой неиспользуемую часть водохранилищ – так называемый «мёртвый объём». Будучи разово наполненной речной водой, эта ёмкость сохраняется на весь срок существования водохранилищ. Неиспользуемая часть воды, по инженерным соображениям, предусматривается при строительстве любого водохранилища, как емкости и отстойника для речного стока. Твердые частицы выпадают в осадок при изменении гидравлических параметров потока в момент «впадения» в водохранилище. Мёртвый объем водохранилищ постепенно заиливается. Поэтому величина статических запасов речных вод весьма условна, фактически она существенно меньше.
Назначение Яузского водохранилища – водоснабжение г. Москвы. Из него сток р. Яузы подается по каналу в Верхнерузское водохранилище и далее в Москву-реку. Остальные водохранилища имеют емкость менее 10 млн. м3 и используются для рыборазведения, орошения и рекреации.
Главное русло р. Оки остается незарегулированным. Регулирование имеет особое значение на ее левых притоках, протекающих по Московской области. Суммарный полезный объем водохранилищ составляет здесь 1,05 км3, их назначение – водоснабжение г. Москвы и Московской области. Наиболее крупные водохранилища: Можайское (0,22 км3), Истринское (0,17 км3), Рузское (0,21 км3) и Озернинское (0,14 км3).
Следует также отметить каскад резервно-отстойных водохранилищ, образующих водораздельный бьеф канала им. Москвы: Икшинское, Пестовское, Учинское, Пяловское, Клязьминское, Химкинское. Помимо транспортного назначения, эти водохранилища играют важную роль в водоснабжении г. Москвы и Московской области, а также в обводнении Москвы-реки, Яузы, Клязьмы и Учи.
Канал им. Москвы, соединяющий р. Москву с р. Волгой имеет общую длину водного пути 128 км, из них 19,5 км проходит по водохранилищам. Канал берет начало на правом берегу р. Волги у г. Дубны – в 8 км выше устья р. Дубны. Здесь создано Иваньковское водохранилище. Трасса канала идет на юг к г. Москве, пересекая возвышенную Клинско-Дмитровскую гряду. На трассе канала расположено 9 шлюзов. На волжском склоне – от Иваньковского водохранилища до водораздела (124 м над уровнем моря) – 5 ступеней, на московском склоне – 4 ступени. Кроме Иваньковского в систему входят Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Учинское, Пестовское и Икшинское водохранилища. На трассе канала находятся 8 ГЭС и Иваньковская ТЭС. Канал решил проблему водоснабжения г. Москвы и обеспечил водный путь из Балтийского в Каспийское и Чёрное моря.
В Орловской, Калужской, Тульской и Ивановской областях, где в основном зарегулирован сток бассейна Оки, водохранилища используются для целей водоснабжения либо комплексно – для водного транспорта, рыборазведения, водоснабжения. Это небольшие водохранилища (с полезной емкостью, как правило, до 10 млн. м3) сезонного или многолетнего регулирования.
Более 60% объема зарегулированного стока рек Южного склона сосредоточено в водохранилищах Волжско-Камского каскада, которые используются в целях энергетики, промышленного и коммунального водоснабжения, водного транспорта, ирригации, рыбного хозяйства, рекреации. На Волге и ее главном притоке Каме построены 11 гидроэлектростанций. Суммарная установленная мощность Волго-Камского каскада составляет 11409 МВт. Строительство плотин, водохранилищ и гидроэлектростанций снизило скорость течения реки, повлияло на качество воды, рыбопродуктивность и биоразнообразие.
Всего в бассейне Волги насчитывается около 800 водохранилищ с суммарным полезным объемом 101 км3 и площадью зеркала 30,4 тыс. км2. Они аккумулируют почти 70% среднегодового стока волжского бассейна.
Из восьми крупных гидроузлов с водохранилищами на р. Волге четыре (Иваньковское, Угличское, Рыбинское и Горьковское) образуют непрерывный каскад на Верхней Волге (пятое – Верхневолжское водохранилище– находится в верховьях реки).
Эти водохранилища вместе с р. Окой формируют 45% годового стока р. Волга, еще 45% стока приходится на бассейн р. Камы.
В пределах Ярославской области расположены два водохранилища комплексного назначения – Рыбинское и Угличское.
В Тверской области насчитывается 20 водохранилищ с суммарным полезным объемом 2,3 км3. Наиболее крупные из них – Верхневолжское (0,466 км3), Вазузское (0,428 км3), Вышневолоцкое (0,243 км3) и Иваньковское (0,9 км3). Все они в большей или меньшей степени предназначены для водоснабжения Москвы, обводнения рек Окского бассейна, а также для энергетики, водного транспорта и рыборазведения. Более мелкие водохранилища используются для целей водоснабжения, рыбного хозяйства, энергетики, рекреации.

Читайте также:  Отдых голубицкая дома отдыха с бассейном

Куйбышевское водохранилище, протяжённостью до слияния реки Волги с рекой Камой от Куйбышевского гидроузла – 309 км; от Куйбышевского гидроузла до Чебоксарского гидроузла по реке Волге – 508 км; от Куйбышевского гидроузла до Нижнекамского гидроузла по реке Волге и реке Каме – 578 км. Полный объём водохранилища – 58 км3, полезный – 33,9 км3. Это самое крупное водохранилище Волжско-Камского каскада (оно контролирует 97% водных ресурсов Волги), дающее возможность проводить в современных условиях внутригодовое распределение стока Волги в створе Куйбышевского гидроузла. Основные притоки к Куйбышевскому водохранилищу: Кама, Большой Черемшан, Свияга, Сок, Большой Кинель, Уса.

Саратовское водохранилище, протяжённостью – 350 км. Полный объём водохранилища – 12,87 км3, полезный – 1,75 км3. Саратовский гидроузел расположен в 1129 км от устья Волги. Саратовское водохранилище является водохранилищем недельного регулирования стока с большим водообменном. Основные притоки к Саратовскому водохранилищу: Самара, Чапаевка, Сызрань, Чагра, Малый Иргиз.

Волгоградское водохранилище, протяжённостью – 540 км. Полный объём водохранилища – 31,45 км3, полезный – 8,25 км3. Волгоградский гидроузел расположен в 606 км от устья Волги. Гидрологический режим Волгоградского водохранилища определяется работой ГЭС и хозяйственными попусками воды. Основные притоки к Волгоградскому водохранилищу: Терешка, Курдюм, Большой Иргиз, Большой Караман, Еруслан.
В соответствии с нормативным классом капитальности, Куйбышевский, Саратовский и Волгоградский гидроузел рассчитаны на пропуск весеннего половодья вероятностью превышения 0,1% (это расход в 60 тыс. м3/с). В нормальных условиях эксплуатации и проверены на пропуск катастрофического половодья вероятностью превышения 0,01% (это расход в 70 тыс. м3/с).
В современных условиях водохранилища Волжско-Камского каскада используется для срезки естественных максимальных расходов и осуществления специального весеннего попуска на Нижнюю Волгу.

Волго-Каспийский канал. Общая длина канала составляет 210 км. Он начинается из протоки Бертюль, в 21 км ниже Астрахани, и заканчивается в глубоководной зоне Каспийского моря. Канал обеспечивает в межень судоходство через дельту Волги.
Первые 90 км канала проходят по естественному руслу западного рукава р. Волги – Бахтемиру, а далее он разработан до глубин для судового хода и ограничен от мелководий дельты искусственными песчаными грядами. Это вдоль береговые возвышения, достигающие высоты 1-2, иногда до 3 м над меженным уровнем, или искусственные острова. Ширина островов 150-200 м, длина – от 1 до 10 км. Последние 64 км канала не имеют надводных берегов, его борта скрыты под водой на 1-3 м от поверхности.
Гидрологический режим канала определяется Волгоградской ГЭС и вододелителем в дельте Волги. Наибольшая годовая амплитуда уровня воды на р. Волге (г. Астрахань) составляет 4,45 м, а на Волго-Каспийском канале в 137 км ниже Астрахани – 1,14 м. В среднем амплитуда уровней на канале находится в пределах 0,5-0,7 м.

Читайте также:  Закон по аренде прудов

Источник

Водный транспорт

Волжско-Камский бассейн обслуживает экономически наиболее развитые и плотно заселенные районы европейской части России. Он является главным. На него приходится ½ грузооборота всего речного транспорта страны. Подавляющая часть перевозок в этом бассейне осуществляется по Волге, Каме и каналу имени Москвы. Наиболее крупными портами

бассейна являются три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.

На втором месте по объему выполняемой работы стоит Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. Здесь крупными портами выступают Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнанги. Третьим по важности является воднотранспортный бассейн европейского Севера. Главной магистралью бассейна является Северная Двина с притоками Сухоной и Вычегдой. Ведущим портом является Архангельск. [20, c298]

Большое значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии играют Лена и расположенный на ее пересечении с БАМом порт Осетрово.

Стержнем воднотранспортной системы является Единая глубоководная система европейской части России общей протяженностью 6,3 тыс. км. В нее входят глубоководные участки Волги (от Твери до Астрахани), Камы (от Соликамска до устья), Москвы-реки, Дона и межбассейновые глубоководные соединения – Московско-Волжское, Волго-балтийское, Беломорско-Балтийское, Волго-Донское. Составляя лишь 6 % от общей протяженности внутренних водных путей, данная система выполняет 2/3 всей перевозочной работы речного транспорта страны.

Полезные статьи

Понятия и признаки ТНК
Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений. В иностранной литературе по международной экономике прин .

Агропромышленый комплекс, его состав и особенности. Аграрная политика
Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшим межотраслевым комплексом. Он создан для обеспечения населения продовольствием и входит в число о .

Основные районы и центры специализации автомобильной отрасли промышленности.
В автомобилестроении Российской Федерации сложилась четкая специализация предприятий на выпуск отдельных типов машин. Только «старые» заво .

Источник

Какой основной судоходный речной бассейн??

Россия имеет густую речную сеть. Для судоходства используется 146 тыс. км водных путей (СССР) . Несмотря на недостатки речного транспорта по сравнению с сухопутным, в некоторых районах он играет решающую роль. Преимущества речного транспорта особенно заметны в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших капиталовложений.

Современные речные суда имеют большую грузоподъемность и потребляют в 6 раз меньше энергии на единицу перевозимого груза по сравнению с железной дорогой. Поэтому по рекам выгодна перевозка объемных и массовых грузов, не требующих быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, строительных материалов. Речные пути России, в связи с меридиональным направлением течения большинства рек, служат для сообщения между северными и южными районами: с севера идет лес, а с юга — хлеб.

Судоходные речные пути относятся к разным бассейнам. Основной среди них — Волго-Камский бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны. Он является стержнем Единой глубоководной системы Европейской части России. Эта система обеспечивает плавание крупнотоннажных судов с осадкой 3,5 м. В систему входят:

Беломоро-Балтийский канал, сокративший путь из Белого моря в Балтийское в 4 раза;

Канал имени Москвы, давший столице глубоководный выход на Волгу и сокративший на 1000 км водный путь к городам Северо-Запада;

Волго-Донской канал, связавший Волгу с Черным и Азовским морями;

Волго-Балтийский канал — глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн, благодаря ему суда от Волги к Санкт-Петербургу затрачивают не 18, а 2.5 суток.

Читайте также:  Талдыкоргана крытый плавательный бассейн

Источник

Тест с ответами: “Транспорт России”

1. Первое место в России по грузообороту занимает … транспорт:
а) трубопроводный +
б) железнодорожный
в) автомобильный

2. Самый дорогой вид транспорта:
а) морской
б) авиационный +
в) автомобильный

3. Наиболее густая транспортная сеть сформирована в РФ на:
а) севере
б) востоке
в) западе +

4. Главное преимущество автомобильного транспорта:
а) он мобильный +
б) он берет много груза
в) это сезонный вид транспорта

5. Главная железнодорожная магистраль РФ:
а) Байкало-Амурская
б) Печорская
в) Транссибирская +

6. Самые дешёвые перевозки:
а) автомобильные
б) морские +
в) железнодорожные

7. Погодные условия особенно сильно влияют на работу:
а) автомобильного
б) трубопроводного
в) авиационного транспорта +

8. Большую долю флота России составляет…флот:
а) рыболовный +
б) ледокольный
в) пассажирский

9. Самый крупный порт на Балтике:
а) Мурманск
б) Калининград
в) Санкт-Петербург +

10. Первое место в грузообороте принадлежит портам:
а) Черноморского бассейна
б) Тихоокеанского бассейна +
в) Балтийского бассейна

11. Северный морской путь начинается от порта:
а) Мурманск +
б) Архангельск
в) Санкт-Петербург

12. Самый большой объём перевозок грузов имеет порт:
а) Новороссийск
б) Санкт-Петербург +
в) Находка

13. Основной судоходный речной бассейн России:
а) Волго-Камский +
б) Амурский
в) Ангаро-Енисейский

14. Перевозка пассажиров на дальние расстояния – главная специализация:
а) железнодорожного транспорта
б) автомобильного транспорта
в) авиационного транспорта +

15. Какая из приведённых характеристик служит для работы изменения транспорта:
а) грузооборот +
б) скорость
в) протяжённость

16. Какой из перечисленных видов транспорта в России лидирует по массе перевезённых грузов:
а) трубопроводный
б) железнодорожный +
в) морской

17. Какой из перечисленных морских портов ориентирован на вывоз леса:
а) Калининград
б) Находка
в) Архангельск +

18. Пункт, расположенный на Байкало-Амурской магистрали:
а) Дудинка
б) Тайшет
в) Чита

19. Пункт, расположенный на Байкало-Амурской магистрали:
а) Красноярск
б) Чита
в) Тында +

20. Пункт, расположенный на Байкало-Амурской магистрали:
а) Красноярск
б) Советская Гавань +
в) Дудинка

21. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя … железных дорог:
а) 87 тыс. км +
б) 107 тыс. км
в) 57 тыс. км

22. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя … автомобильных дорог с твердым покрытием:
а) более 45 тыс. км
б) более 745 тыс. км г +
в) более 450 тыс. км

23. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя … воздушных линий
а) свыше 800 тыс. км
б) свыше 700 тыс. км
в) свыше 600 тыс. км +

24. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за:
а) длинного навигационного периода
б) короткого навигационного периода +
в) дороговизны

25. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с:
а) Москвой
б) регионами
в) производством +

26. По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье такое количество населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны:
а) 15 %
б) 10 % +
в) 20 %

27. Транспортная система России имеет такую структуру:
а) сложную +
б) простую
в) доступную

28. К транспортной системе относятся:
а) транспортные перекрестки
б) транспортные пути
в) транспортные узлы +

29. К транспортной системе относятся:
а) транспортные коридоры +
б) транспортные пути
в) транспортные углы

30. Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является:
а) Лена
б) Амур +
в) Обь

Источник

Оцените статью