География 8 класс тема наши моря

Урок географии в 8 классе на тему: «Наши моря»

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями морей, омывающих территорию России; сформировать умение давать характеристику морей; раскрыть экологические проблемы морей; рассмотреть природные ресурсы морей России;

Воспитательные: прививать чувство любви к родине, продолжать воспитывать культуру общения.

Развивающие: продолжить развивать познавательный интерес учащихся, творческие, коммуникативные способности, воображение, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом; продолжить формировать умение анализировать, делать выводы, обобщать, проводить само-и взаимооценку .

учебники, тетради; атлас; мультимедийный комплекс, презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Организационный момент.

2. Определение темы, целей и задач урока.

Вы уже знаете, что мы живем в самой большой по площади стране. С чем мы с Вами познакомились в этом учебном году ?

(с ГП, часовыми поясами, субъектами РФ, особенностями населения и размещения, разнообразием рельефа, климата).

Впереди вас ждет еще много открытий об уникальности нашей страны. Сегодня мы поговорим о России как о морской державе. К скольки океанам наша страна имеет выход? Как это сказывается на ее ЭГП.

Учитель: Итак, тема нашего урока… (ученики предположительно отвечают «Моря России». «Моря»…)

Учитель: Да, тема нашего урока «Наши моря»

Учитель: какова цель нашего урока ?

(познакомиться с особенностями морей, омывающих Россию!)

3. Изучение нового материала

Что Вы знаете о мировом океане?

( Мировой океан един, а море – это его часть )

На Земле 54 моря. Наибольшее число морей принадлежит к бассейну какого океана?

– 26, к бассейну Атлантического океана – 13, к бассейну Индийского океана – 5 и к бассейну Северного Ледовитого океана – 10 морей.

Вспомните, что моря занимают пограничное положение между сушей и открытым океаном. Отличается ли море от океана? Чем ? Какие бывают моря?

( окраинные – расположены у внешних границ России, отделяясь от океана островами, островными дугами, архипелагами,

внутренние – находятся внутри материка, иногда на очень большом расстоянии от океанов, соединяясь с ними проливом или несколькими проливами ).

Россия – морская страна. Моря, омывающие Россию, очень разнообразны и по природным условиям, и по природным ресурсам, и по степени изученности и освоенности. А теперь попробуем определить моря, омывающие Россию.

По физической карте России ( атлас, Приложение, с. 244– 245 ), выясните, сколько морей омывают берега России, к бассейнам каких океанов они относятся. Результаты запишите в тетрадь. Выполнить это задание вам поможет рубрика «Читаем карту» — с.104– 105.

Приведите примеры внутренних и окраинных морей, заполнив схему.

Ребята, вы сейчас разделитесь на 3 группы. Каждая группа получит карточку с заданием. При выполнении задания вы будете пользоваться текстом учебника, атласом.

Читайте также:  Пос волна темрюкский район море

Пользуясь физической картой, определи какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Атлантического океана.

Определи по физической карте России какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Северного-Ледовитого океана?

Определи по физической карте России какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Тихого океана?

А теперь каждая из групп продолжит изучение морей которые относятся к вашему океану по плану. Через 5 минут группы начинают отвечать.

2. Рельеф. Глубины. Расположение(окраинное или внутреннее).

3.Климат.Соленость и температура морей.

6. Хозяйственное использование.

Характеристика морей Северного Ледовитого океана

1. Все моря окраинные, кроме Белого моря.

2. Все расположены на материковой отмели (шельфе), поэтому они неглубокие (0-200 м).

3. Соленость морей ниже океанической, т.к. в моря впадают крупные реки Печора, Обь, Енисей, Лена и другие. Реки распресняют воды морей. Моря расположены за Северным полярным кругом, где холодно весь год, а значит низкая испаряемость.

4. Климат морей суровый, не замерзает только часть Баренцева моря, благодаря поступлению теплых вод Северо-Атлантического течения. Остальные моря на 8-10 месяцев скованы льдами толщиной до 3-4 метров.

5. Через моря Северного Ледовитого океана проходит Север.ный Морской путь – кратчайший путь из Балтийского моря до Владивостока. Начинается он от Мурманска (раньше от Архангельска) через порты Диксон (в Карском море), Тикси (в море Лаптевых), Певек (в Восточно-Сибирском море) до Берингова пролива. Навигация длится около 4 месяцев.

6. Лед в Северном Ледовитом океане движется под действием ветров и течений по часовой стрелке – дрейфует. Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда – торосы. Льды расходятся, образуя полыньи от нескольких сантиметров до десятков километров.

Характеристика морей Атлантического океана

(Балтийское, Черное, Азовское)

1. все моря – внутренние, то есть соединяются с океаном узкими проливами и окружены со всех сторон сушей. Например, Черное море соединяется с Атлантическим океаном через пролив Босфор, Мраморное море, пролив Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтарский пролив.

2. Глубокое – Черное море (максимальная глубина – 2210 м), а Азовское – самое мелководное море России – наибольшая глубина 15 м, средняя 5-7 м.

3. В тектонической впадине расположено Черное море (отсюда значительные глубины).

4. Балтийское и Азовское моря покрываются льдом на короткое время. В Балтийском замерзают заливы, а Черное море – самое теплое море России и лед бывает только в его северных заливах.

5. Черное море заражено с глубины 200 м ядовитым сероводородом и с глубины 200 м лишено жизни.

Читайте также:  Рыба кит где море

Характеристика морей Тихого океана

1. Все моря Тихого океана (Берингово, Охотское и Японское) – окраинные и отделяются от океана цепочкой островов: Берингово – Алеутскими островами, Охотское – Курильскими, Японское – Японскими островами.

2. Все имеют значительные глубины, так как у них почти отсутствует шельфовая зона.

3. Моря расположены в зоне Тихоокеанского огненного кольца, в области границ литосферных плит, поэтому здесь часты цунами, а по берегам – вулканы, берега морей – гористы.

4. Природа Берингова и Охотского морей – сурова. Моря замерзают , а летом температура воды не выше +12С. Не замерзает только самое южное – Японское море. Здесь часты тайфуны и сильные штормы. В Охотском море – самые высокие в России приливы

Каковы особенности наших морей?

Работа с текстом учебника. Учащиеся сами ищут ответы на вопросы учителя.

а) Самое большое по площади – Берингово;

б) Самое маленькое по площади – Азовское;

в) Самое глубокое море России – Берингово (наибольшая глубина 5500 м);

г) Самое мелкое – Азовское (максимальная глубина 15 м);

д) Моря с самой низкой соленостью – моря Северного Ледовитого океана,

http://www.prosv.ru/ebooks/Nikolina_Geografia_8kl/images/sh_13.jpg

Далее рассматривая вопрос «Что дают моря и люди друг другу?»,. Работа по рисунку в учебнике «Ресурсы морей», стр.112

Рассказ учителя

Самое богатое биологическими ресурсами море Северного Ледовитого океана — Баренцево. Продуктивность Белого моря в 4 раза ниже, чем в Японском. Лед и полярная ночь – неблагоприятные условия для развития планктона, поэтому, замерзающие на длительный период моря Северного Ледовитого океана не имеют важного промыслового значения. Исключение составляет не замерзающее Баренцево море.

Богаче ресурсами моря Тихого океана. Это основной район лова лососевых. В Каспийском море-озере находится 80% запасов осетровых рыб планеты – белуга, севрюга, стерлядь, осетр.

В Балтийском море ловят кильку, салаку, треску, угря. Треску и угря очень ценят местные жители. Треска очень жирная рыба, из нее получают рыбий жир.

Азовское море – важный район лова рыбы. Здесь ловят осетровых, судаков, лещей.

Черное море не имеет важного промыслового значения.

— Почему? (Оно заражено сероводородом). Но и здесь ведется лов скумбрии и ставриды.

На Кислогубской ПЭС (приливная электростанция) в Баренцевом море получают энергию благодаря использованию энергии морских приливов.

— Самые высокие приливы в России наблюдаются в Пенжинской губе Охотского моря, но первую ПЭС построили в Кислой губе Баренцева моря. Почему не в Пенжинской губе? (Баренцево море не замерзает, а Охотское море замерзает на длительный период, Пенжинская губа расположена в северо-восточном заливе Шелихова. Хотя и существует проект строительства ПЭС и в Пенжинской губе).

Читайте также:  Штатные морские авиационные спасательные средства

Моря имеют и богатые минеральные ресурсы. С шельфа Охотского моря (у о. Сахалин), Каспийского моря (а в будущем и с шельфа Баренцева моря) добывают нефть.

Побережья теплых морей являются курортными районами – они имеют особые ресурсы – рекреационные, которые используются для отдыха людей, восстановления их здоровья.

е) Моря. Имеющие главное промысловое значение – Охотское, Японское, Баренцево

ж) Моря, имеющие рекреационное значение – Черное, Азовское

Морской транспорт является самым дешѐвым. Одним из таких путей является Северный морской путь. Он проходит через моря Северного Ледовитого океана и является главной судоходной магистралью Арктики. Он соединяет европейские и дальневосточные порты, начинаясь в Мурманске и заканчиваясь во Владивостоке. Самое благоприятное в климатическом отношении — Черноморское побережье Кавказа. Здесь ежегодно отдыхают тысячи россиян. Побережья Азовского, Каспийского, Японского морей, также являются местами отдыха.

Экологические проблемы морей

Что Вы можете сказать об экологической ситуации морей?

В двадцатом веке очень серьезной стала экологическая обстановка. Океан уже не в состоянии самоочищаться.

Назовите основные источники загрязнения океанских вод.

(это стоки промышленных предприятий, поступающие с речной водой (40% загрязнения). Около 30% загрязнения приходится на морской транспорт. Особый вред наносят аварии танкеров – нефтеналивных судов, аварии на нефтепроводах, проложенных по дну морей, а также добыча нефти в море с буровых установок.

1 г нефти губит 2 тонны воды! Нефтяная пленка является препятствием к обмену влагой, теплом, кислородом между атмосферой и морской водой. Под нефтяной пленкой через 3 суток гибнет икра рыбы. Птицы, садящиеся на воду, облепляются нефтью и уже не могут взлететь. Оказывается и внесение удобрений на полях может погубить живые организмы морей.

Назовите пути которые могут улучшить экологическую ситуацию?

1. Использовать безотходные производства по побережьям и берегам рек.

2. Строительство очистных сооружений.

3. Избегать высокой концентрации (скопления промышленных предприятий) на побережьях морей.

4. Создание охраняемых акваторий (морских заповедников и заказников).

Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме: название океанов, морей, заливов, проливов, островов. Названия рыб.

5.Закрепление материала Выполнение заданий в к.к

6.Итоги урока (ответ на вопрос «можно ли назвать Россию морской державой» 7. Рефлексия
8.Домашнее задание: 1) изучить § 26, №2-5 (устно) 2) подписать на контурной карте моря, омывающие Россию, заливы, проливы, остра.

Источник

Оцените статью