География 6 класс схема речного бассейна

§ 38. Реки

Вспомните

  • Что такое исток и устье реки, речная долина? Как образуются речные долины? Какие крупные реки вам известны? Какие реки протекают в вашей местности?

Что такое река. Суша покрыта сетью больших и малых рек. Реки — составная часть поверхностных вод суши. Хотя в реках находится всего 0,0002% объема гидросферы, их значение для природы Земли и жизни человека очень велико.

Река — это постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении — русле.

Русло (рис. 131) — главная часть реки, которая располагается на дне речной долины — более широкого понижения в рельефе.

Рис. 131. Река и ее части

Найдите и покажите на карте в атласе истоки Кубани, Волги, Невы, Амура. Найдите другие примеры разных видов истоков рек.

Каждая река имеет исток и устье (см. рис. 131). В горах реки начинаются от тающих ледников и снегов, на равнинах — от родников. Так, на северных склонах Кавказа, недалеко от Эльбруса, на высоте 2070 м талые ледниковые воды дают начало реке Кубань. Стремительно сбегая с гор, она несет свои воды к Азовскому морю. Небольшим родником на Валдайской возвышенности начинается великая русская река Волга. Некоторые реки вытекают из озер или образуются при слиянии других рек. Например, из Ладожского озера берет начало Нева, а Амур возникает от слияния двух рек — Шилки и Аргуни.

Устья рек могут иметь разную форму. Выделяются два основных типа устьев — дельта и эстуарий (рис. 132).

Рис. 132. Основные типы устьев рек: а — дельта, б — эстуарий

  • Дельта — это устье в виде низменной равнины, сложенной речными наносами и прорезанной многочисленными протоками — ветвящимися руслами.
  • Эстуарий — это воронкообразный залив в устье реки, глубоко вдающийся в долину. Устье в виде дельты имеют реки Волга, Нева, в виде эстуария — Амазонка, Янцзы (покажите их на картах атласа).

Большинство рек впадает в другие реки, образуя их притоки (см. рис. 131). Если смотреть вниз по течению, т. е. стоять лицом к устью, то справа в реку впадают правые притоки, а слева — левые.

Найдите и покажите на физической карте России крупнейший правый и крупнейший левый притоки Волги. Как они называются?

На картах реки показывают от истока к устью. Расстояние от истока до устья называется длиной реки. Самая протяженная река мира — Нил (6671 км). К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга (найдите и правильно покажите их на физической карте России).

Реки у истоков чаще всего едва заметны, это всего лишь небольшие ручьи. Чем ближе к устью, тем они становятся шире и полноводнее, так как принимают все новые притоки.

Рис. 133. Речная система Волги

Если бы Волга не несла воду, собранную множеством малых рек и ручейков с этой огромной территории, Каспийское море обмелело бы.

Рис. 134. Водосборные бассейны Волги и Дона

Что такое речная система и речной бассейн. Речные системы напоминают деревья, где ствол — главная река, ветви — притоки, а маленькие веточки — совсем небольшие притоки (рис. 133).

Речная система — река вместе с впадающими в нее притоками.

Пользуясь физической картой мира, сравните речные системы Амазонки и Нила. У какой из этих рек речная сеть более разветвленная и длинная? Как выдумаете, почему?

В реки и их притоки с окрестных территорий стекает вода, выпавшая на поверхность в виде дождя или образовавшаяся при таянии снегов. Волга со своими притоками отводит воду с огромной площади — 1,4 млн км 2 .

Водосборный бассейн реки — площадь суши, с которой стекает вода к главной реке и ее притокам.

Чем разветвленнее речная система, тем больше площадь ее бассейна. Самый большой в мире водосборный бассейн у Амазонки (7 млн км 2 ), а в России — у Оби (почти 3 млн км 2 ).

Водосборные бассейны соседних рек отделяются друг от друга водоразделами (рис. 134).

Водораздел — это линия раздела речных бассейнов.

По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, по другую — в соседнюю. В горах водоразделы проходят по горным хребтам, на равнинах — по возвышенностям.

Вопросы и задания

  • Что такое река? Является ли оросительный канал рекой?
  • Покажите на карте исток и устье рек: Ангара, Енисей, Обь, Дон, Амазонка.
  • По каким возвышенностям проходит водораздел между бассейнами Дона и Волги?
  • Пользуясь физической картой России, определите, водоразделы каких речных бассейнов проходят по хребтам Уральских гор, каких — по Валдайской возвышенности.
Читайте также:  Бассейн сервис химия для бассейнов

Источник

Урок географии в 6-м классе «Реки. Части реки. Речная система»

Разделы: География

Цель урока: Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.(Река)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.(Река)

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

Плеская шумною волной,
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели, беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии — воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? (Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый).

Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби — Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? (В озере)

Где берёт начало приток? (В горах – ледники)

Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике)

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три)

Что же такое речная система? (Главная река со всеми притоками образует речную систему)

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Читайте также:  Украсим мини пруд своими руками

Реки бывают горными и равнинными.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Читать параграф. На контурной карте обозначить реки, названные в тексте.

Литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Источник

Части реки. Речная система
материал по географии (6 класс) на тему

Части реки. Речная система

Цель урока:

Сформировать представление о реке, ее частях, частях системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным знакам, топографическим определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки I, II и т. д. порядка. Оборудование:

Демонстрационные таблицы «Речная долина». Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «исток», «устье», «главная река», «приток I», «приток II», «речная система», «долина», «пойма», «русло». Карточки с изображением рек, репродукции картин, на которых изображена река. Карточки с изображением различных типов устьев.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Опрос

Задания на знание определений, понятий

— Что такое водоносные слои?

— Вставь пропущенные слова.

а) Если подземные воды находятся между двумя водоупор­ными, то это . воды;

б) Если подземные воды находятся на первом водоупоре, то это.

— Какие воды называют минеральными?

— Подчеркни волнистой линией водопроницаемые породы, пря­мой — водоупорные: глина, песок, гравий, галька, базальт.

Задания на проверку усвоения закономерностей

Какие породы пропускают воду быстрее? Почему?

— Где будете искать родник во время похода?

— Какие воды чище — грунтовые или межпластовые?

— Почему говорят, что родник «бьет»?

— Есть ли закономерность распространения минеральных вод?

— Почему уровень воды в колодцах в летний период меняется?

— В какой сезон года копают колодцы?

Пока ученики готовятся к ответу у доски, можно проверить зада­ние

№ 4 в конце § 30, провести анализ домашнего задания.

III. Изучение нового материала

— Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.

Течет, течет — не вытечет;

Бежит, бежит — не выбежит.

Не конь, а бежит,

Между гор, между дол

Бежит белый конь.

— Вы уже поняли, что тема урока . (Река.)

— Итак, открываем тетради, записываем тему.

— Обратите внимание на картину художника А. М. Васнецова «Северный край» («Керженец» Н. М. Романдина, «Большая вода» И. И. Левитана, «Река-царевна» Н. М. Ремезова). Много великих и прекрасных художников изображали в своих карти­нах реки. Не только художники, но и писатели. Кто не пом­нит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде. », «Редкая птица долетит до середины Днепра. »

— Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.

(Проверить творческие задание, прослушать 2-3 произведения.) Это могут быть:

О, Волга. колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

Нева всю ночь рвалася к морю.

И спорить стало ей невмочь.

. Но силой ветра от залива

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети отвечают, дают свои определения.)

— Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Если определения совпали, учитель дает отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили внимания на эту деталь определения?

— Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради реку, используя в рисунке составные части.

Один ученик работает у доски. На ней изображена река:

— Подпишите: приток, исток, устье, русло.

— Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.

Исток начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

Устье — место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, мо­ре, озеро, водохранилище.

Русло — самая низкая часть речной долины, по которой происхо­дит сток воды.

Читайте также:  Поющие фонтаны арфа расписание

Приток водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.

Существуют различные виды устьев.

Эстуарии — воронкообразное устье реки, расширяющееся в сто­рону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливными течениями, а прилегающая часть моря доста­точно глубока, так что накопления наносов не происходит.

Дельта — форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют тре­угольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелко­водных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов.

— Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись в тетради делается в виде схемы.

— Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная систе­ма? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.

— Где берет начало главная река? (В озере.)

— Где берет начало приток? (В горах — ледники.)

Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике.)

— Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота.

— Сколько всего притоков получилось? (Три.)

— Как их будем различать?

Ученики выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.

— Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слевато ле­вый.)

Если ученики не отвечают сами, тогда ищут ответ в учебнике.

— Посмотрите на притоки, берущие начало из болота и родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые.)

— У вас не возникает вопрос? (Как их различить, если они левые?)

Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым – первого тот, который впадает в приток первого порядкавторой.)

— Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего рисунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная система (или дайте определение сами и сравните с определением в учебнике).

— Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р. Обь. Опишите речную систему по плану:

2) Исток главной реки, устье главной реки.

3) Левые и правые притоки.

4) Притоки I, II, III и т. д, притоков.

1) Обь — главная река.

2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье — Карское море.

3) Левый приток — Иртыш;

4) Приток I порядка — Иртыш; II порядка — Ишим.

— А теперь попробуем описать речную систему той реки, которая протекает в вашей местности.

Учитель вывешивает карточки с изображением рек в системе параллелей и меридианов. Предлагает ученикам определить реки.

— А теперь наша задача — научиться определять длину уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)

— Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С помощью нитки и линейки.)

Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб, длину рек 1 вариант — Оби, 2 вариант — Енисея.

На доске вывешены карточки с фрагментами топографических карт, на которых изображены реки. Учащиеся характеризуют реки по картам.

— А сейчас вернемся к началу урока. Мы начали с поэтов, художников. Какие еще вы приготовили стихотворения о реках?

(Можно на этом этапе урока отгадывать ребусы, анаграммы, омонимы.)

— Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять.)

— Какая сибирская река состоит из личного местоимения и пред­лога? (Яна.)

Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)

— Какую реку можно срезать ножом? Или: какая река растет на дереве? (Прут.)

— Какой приток Дона, носит название дерева? (Сосна.)

— Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)

Я — сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником земли.

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина героя.

Но если «л» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

В Селенгу с буквой «д» впадаю,

А с «п» вливаюсь я в Оку.

И в Волгу с «с» я попадаю,

Но с «ф» я Белую теку.

(Уда — Упа — Уса — Уфа.)

— Немного отдохнули и вновь принимаемся за работу. В контур­ных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.

Домашнее задание

Г.: § 30 (I пункт); К.: § 53.

Обозначение в контурных картах, знать и уметь показывать на карте. Подготовить сообщение о речной долине, принести цветные карандаши.

Источник

Оцените статью