География 6 класс река бассейн реки водораздел

География 6 класс река бассейн реки водораздел

Река – постоянный водный поток, текущий в разработанном им русле и питающийся главным образом атмосферными осадками.

Части рек: исток – место, где река берет свое начало. Истоком может быть родник, озеро, болото, ледник в горах; устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку. Понижение в рельефе, тянущееся от истока до устья рек – речная долина . Углубление, в котором течет река постоянно, – русло . Пойма – плоское, затопляемое во время половодья дно речной долины. Над поймой обычно поднимаются склоны долины, часто ступенчатой формы. Эти ступени называются террасами . Они возникают в результате размывающей деятельности рек (эрозии), вызванной понижением базиса эрозии.

Речная система – река со всеми ее притоками. Название системы дается по названию главной реки.

Речная эрозия – углубление водотоком своего русла и расширение его в стороны. Базис эрозии – уровень, до которого река углубляет свою долину. Его высота определяется уровнем того водоема, куда впадает река. Конечным базисом эрозии всех рек является уровень Мирового океана. При понижении уровня водоема, в который впадает река, базис эрозии понижается и начинается усиленная эрозионная деятельность рек, вызывающая углубление русла.

Бассейн реки – территория, с которой река со всеми притоками собирает воду.

Водораздел – линия раздела бассейнов двух рек или океанов. Обычно водоразделами служат какие-либо возвышенные пространства.

Питание рек

Поступление воды в реку называется их питанием. В зависимости от источника поступающих вод различают реки с дождевым, снеговым, ледниковым, подземным, а при их сочетании – со смешанным питанием.

Роль того или иного источника питания зависит главным образом от климатических условий. Дождевое питание свойственно рекам экваториальных и большинства муссонных областей. В странах с холодным климатом главное значение приобретают талые снеговые воды ( снеговое питание). В умеренных широтах питание рек, как правило, смешанное . Река с ледниковым питанием берет начало в ледниках высокогорий. Соотношение между источниками питания рек может изменяться в течение года. Так, например, реки бассейна Оби могут зимой питаться подземными водами, весной – талыми снеговыми, летом – подземными и дождевыми.

От того, какое питание преобладает, в значительной мере зависит режим реки. Режим рек – закономерные изменения состояния рек во времени, обусловленные физико-географическими свойствами бассейна и в первую очередь климатическими условиями. Режим рек проявляется в виде суточных, сезонных и многолетних колебаний уровня и расхода воды, ледовых явлений, температуры воды, количества переносимых потоком наносов и т. п. Элементами режима рек являются, например, межень – уровень воды в реке в сезон наиболее низкого ее стояния и половодье – продолжительный подъем воды в реке, вызываемый основным источником питания, повторяющийся из года в год. Паводок — кратковременный нерегулярный подъем воды в реке. В зависимости от наличия гидротехнических сооружений на реках (например, ГЭС), влияющих на режим рек, различают зарегулированный и естественный режим рек.

Все реки земного шара распределены между бассейнами четырех океанов.

Значение рек: 1) источники пресной воды для промышленности, сельского хозяйства водоснабжения; 2) источники получения электроэнергии; 3) транспортные пути (в том числе сооружение судоходных каналов); 4) места ловли и разведения рыбы; отдыха и т. п.

Читайте также:  Бассейн для грудничков автозаводская

На многих реках построены водохранилища – крупные искусственные водоемы. Положительные последствия их строительства: создают запасы воды, позволяют регулировать уровень воды в реке и предотвращают наводнения, улучшают транспортные условия и позволяют создавать зоны отдыха. Отрицательные последствия строительства водохранилищ на реках: затопление значительных территорий с плодородными пойменными землями, вокруг водохранилища происходит подъем грунтовых вод, что приводит к заболачиванию земель, нарушаются условия обитания рыбы, нарушается естественный процесс образования поймы и т. п.

Источник

География. 6 класс

Конспект урока

География, 6 класс

Урок 04. Реки Земли

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению поверхностных вод суши – рек.
  2. В ходе урока школьники познакомятся с особенностями строения реки и её частями.
  3. Узнают об основных отличиях равнинных и горных рек.
  4. Узнают об особенностях режима рек

Река – природный водный поток, протекающий в понижении рельефа, созданного её движением.

Русло – самая глубокая часть речной долины, где водный поток постоянный.

Исток – место начала реки.

Устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку.

Приток – реки, присоединяющиеся по пути к основной реке.

Речная система – главная река с притоками.

Речной бассейн – площадь суши с которой река собирает воду.

Водораздел – линии поверхности Земли, по разные стороны от которых сток идёт в разные речные бассейны.

Пороги – твёрдые породы в русле рек.

Режим реки – изменение уровня воды по сезонам, процесс замерзания или ледохода на реке в определённое время.

Межень – период самого низкого уровня воды в реке.

Паводок – внезапное поднятие уровня воды в реке, вызванное выпадением дождей или интенсивным таянием снега.

Половодье – увеличение количества воды в реке, повторяющееся ежегодно в определённое время года.

Основная и дополнительная литература по теме

  1. География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Сайт: Научно-популярная энциклопедия. Вода России. http://water-rf.ru/.
  3. Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
  4. Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
  5. Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
  6. Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
  7. Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
  8. Сайт: Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
  9. Сайт. Мир океана. http://www.seapeace.ru.
  10. Сайт. Гидрометцентр России. https://meteoinfo.ru.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже успели изучить воды Мирового океана. Теперь мы начнём изучать воды суши. На суше огромные запасы пресной воды сосредоточены в реках. Каждый из вас хотя бы раз в жизни видел реку. А каковы особенности рек? Тема нашего урока: «Реки Земли».

Реки – обычно постоянные потоки поверхностных вод, текущих в выработанных ими углублениях – руслах.

Каждая река имеет исток, русло, устье. Река может иметь притоки или сама быть притоком и является частью речной системы. Источники питания рек – дожди, снег, ледники и подземные воды. Водность и режим рек тесно связаны с их источниками питания и климатическими условиями. Характер течения реки зависит от рельефа территории, по которой она протекает.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Подберите подписи к изображениям.

Правильный вариант ответа:

Задание 2. Распределите характеристики горной и равнинной рек.

Источник

Конспект урока (6 класс). Воды суши – поверхностные и подземные. Река: речная система, бассейн реки, речная долина

специалист в области арт-терапии

Читайте также:  Камыш для домашнего пруда

6 класс, А,Б. Урок 52 от 22.03.2018г.

Тема : Воды суши – поверхностные и подземные. Река: речная система, бассейн реки, речная долина.

Цель : расширить знания о реке и частях реки, изучить элементы речной долины; сформировать новые понятия и термины «пойма», «речная долина», «русло реки», «речная система», «бассейн реки», «водораздел»; создать условия для развития умения делать описание географических объектов по плану; способствовать формированию географической культуры .

физическая карта , атлас, контурная карта, учебник, схемы

Тип урока: изучение нового материала.

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

• Что называется гидросферой?

• Какие части гидросферы вы знаете?

• Какие воды суши вы знаете?

• От чего зависит образование вод суши?

А сейчас я с вами проведу игру на внимательность. Что из того что я назову, является частью Мирового океана, а что является частью вод суши? Если названное слово является частью Мирового океана, то вы, ребята, должны поднять руки вверх. Если названное слово является частью вод суши, то вы, ребята, остаётесь на своих местах и руки не поднимаете.

Река, залив, озеро, ручей, водохранилище пруд, море, океан, водопад, болото, горный ледник, подземные воды, речной канал, родник, источник.

Вопрос. Какие ассоциации вызывает у вас слово «река»?

Работа со словарем. Река — это постоянный естественный поток воды, что течет углублением, которую называют руслом . Каждая из рек имеет начало, называется истоком . Одна река вытекает из болота, вторая начинается с источника, третья зарождается на склонах гор, четвертая берет свое начало из озера. Течет река много километров и где-то впадает или в море или в озеро или в другую реку.

Работа со словарем. Место, где река впадает в море, озеро или в другую реку называется устьем.

• Как называется углубление, по которому течет река?

• Как образуется русло?

• Что делает река с горными породами?

Некоторые горные породы река размывает быстро, другие разрушаются в течение тысячелетий, поэтому русло формируется очень медленно. Русло реки находится в понижении, которое называется речной долиной. Долины равнинных рек широкие, извилистые. Горные реки имеют глубокие узкие долины.

Работа со словарем. Часть речной долины, заливаемая водой в период половодья, называется поймой

Демонстрируя макет «Речная долина» формирую понятия «долина», части долины (русло, пойма, террасы)

Коренной берег реки имеет форму ступенек, которые называются террасами . Террасы были когда поймами, но река постоянно углубляла свое русло, поэтому сейчас террасы уже не затапливаются водой во время разлива.

— Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради реку, используя в рисунке составные части.

Один ученик работает у доски. На ней изображена река:

— Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.

Исток начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

Устье — место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, море, озеро, водохранилище.

Русло самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.

Приток водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.

Существуют различные виды устьев.

Эстуарии воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливные течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопления наносов не происходит.

Читайте также:  Второй по величине речной бассейн его река

Дельта форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов.

— Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.

— Где берет начало главная река? ( Родник .)

Каждая река имеет притоки. Они делятся на правые и левые.

Вопрос. Как узнать, какая приток левая, а какая правая?

— Где берет начало приток? (В горах — ледники.)

Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, озере .)

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало из озера и приток, берущий начало из болота.

— Сколько всего притоков получилось? (Три.)

— Как их будем различать?

Ученики выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.

— Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слевато левый.)

Задачи. По физической карте назвать правые и левые притоки.

В местах, где выпадают обильные осадки, притоков много. Там, где осадки выпадают очень редко, притоков мало, а иногда и вообще нет. Так, река Нил, пересекая пустыню Сахару с юга на север, притоков почти не имеет. В то же время река Конго, протекает по территории с влажным климатом, имеет много притоков.

Река со всеми притоками называется речной системой . Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном .

Используя макет «Водораздел» формирую понятие «бассейн реки», «водораздел». Пользуясь картой, привожу примеры, показываю приёмы определения границы бассейнов рек, водоразделы.

Речные бассейны друг от друга отделяются повышениями, иногда горами.

Работа со словарем. Граница между бассейнами рек называется водоразделом.

Направление и скорость течения реки зависят от рельефа поверхности, по которой течет река. Равнинные реки текут спокойно, горные намного быстрее, чем равнинные. Дно в равнинных рек составленное в основном мягкими породами, которые легко размываются течением, однако в некоторых местах встречаются твердые породы, которые размываются медленнее. Когда твердые породы перегораживают русло, на реке образуются пороги. Много порогов было на некоторых участках реки Днепр. Но в 1932 г. там, где было много порогов, построили плотины Запорожской ГЭС. Созданное ею водохранилище затопило пороги, сделав на значительном участке реку судоходной. Иногда на реках образуются водопады.

1 . На физической карте найдите реку Обь. Опишите речную систему по плану:

Исток главной реки и устье главной реки.

Левые и правые притоки.

Притоки первого и второго порядка.

2. На контурной карте подписать реки: Волга (Ока, Кама), Обь(Иртыш), Енисей(Ангара), Лена, Амур, Терек, Кубань, Амазонка, Нил, Конго, Янцзы, Инд, Ганг, Миссисипи.

3. На контурной карте обведите цветными карандашами бассейны рек Волга, Обь, Енисей.

4. Сравнивая с физической картой России определите, что является бассейном рек Волга, Обь, Енисей? Где проходит водораздел между бассейнами этих рек?

1. Итоги урока подводим вместе с учащимися: что узнали на уроке?

1. Работать с текстом параграфа

2. Обозначения на контурной карте знать и уметь показывать на стенной карте.

Источник

Оцените статью