- § 18. Цивилизации Востока
- Что объединяет цивилизации Востока
- Китайско-конфуцианская цивилизация
- Индуистская цивилизация
- Японская цивилизация
- § 18. Цивилизации Востока
- Что объединяет цивилизации Востока
- Китайско-конфуцианская цивилизация
- Индуистская цивилизация
- Японская цивилизация
- Китайско-конфуцианская цивилизация
- Китайско-конфуцианская цивилизация
§ 18. Цивилизации Востока
Каковы отличительные черты цивилизаций Востока? Где находятся кристаллизационные ядра восточных цивилизаций? Почему страны Северной и Южной Африки принадлежат к разным цивилизациям?
Что объединяет цивилизации Востока
К восточным цивилизациям относят китайско-конфуцианскую, индуистскую и исламскую, зачастую японскую, реже негро-африканскую. Восточные общества во многом отличны от европейского. Например, роль частной собственности здесь традиционно была невелика. Земля, ирригационные системы и т. д. были собственностью общины. Среди духовных ценностей одно из ведущих мест занимала установка на адаптацию к природным условиям. Духовная сфера человеческого бытия традиционно ставилась выше экономической. На Востоке ценна активность, направленная внутрь человека, на самосозерцание. Свято почитаются традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение. Вот почему данный тип общества получил название «традиционный».
Широко известно выражение английского писателя Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись». Однако сегодня, в эпоху универсализации мировой истории, Запад и Восток, сохраняя свою самобытность, обязаны непременно «сойтись» во имя решения глобальных проблем человечества.
ДЛЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА ХАРАКТЕРНЫ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ИСТОРИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ, АПЕЛЛИРОВАНИЕ В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ К ДУХОВНОЙ СФЕРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ, ЧЕМ К МАТЕРИАЛЬНОЙ.
Китайско-конфуцианская цивилизация
Географическое ядро этой древнейшей цивилизации — бассейн реки Хуанхэ. Именно в пределах Великой Китайской равнины сформировалась древняя культурная область, давшая впоследствии «побеги» в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и т. д. В то же время Тибет (как оплот буддизма) оставался вне сферы влияния конфуцианства.
В развитии этой цивилизации велика роль конфуцианства, получившего название по имени его основоположника Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Это религия-этика. Согласно ей, судьба человека определяется небом (отсюда Китай часто называют Поднебесной империей), младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий — вышестоящему и т. д. В конфуцианстве всегда была четко выражена установка на самореализацию тех способностей, которые заложены в каждом человеке.
Древние китайцы в сокровищницу мировой цивилизации внесли величайшие изобретения — компас, бумагу, книгопечатание, порох, фарфор и т. д.
Долгие годы Китай фактически был изолирован от внешнего мира. Только в середине XIX в. он был открыт для колониальной торговли. Однако многие черты европейской цивилизации (индивидуализм, погоня за материальным успехом на фоне крушения моральных принципов и т. д.) встречали порой отчаянное сопротивление китайцев (движение ихэтуаней на рубеже XIX—XX вв.). В последней четверти XX в. в Китае стали интенсивно внедряться рыночные начала в экономике, что в сочетании с трудолюбием китайцев дало блестящие результаты.
ДЛЯ КИТАЙСКО-КОНФУЦИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ХАРАКТЕРНА УСТАНОВКА НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ТЕХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ В НЕМ ЗАЛОЖЕНЫ. С КОНЦА XIX В. КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА СТАЛА ИСПЫТЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Индуистская цивилизация
Как и китайская цивилизация, индуистская насчитывает тысячелетия. Ее кристаллизационное ядро относится к бассейну Инда и Ганга. На стыке старой и новой эр цивилизационным процессом были охвачены весь Индостан и соседние регионы.
Связующим звеном индуистской цивилизации в прошлом явилась каста как социальное явление. Каста — это обособленная группа людей, связанная происхождением и правовым положением своих членов. Каста наиболее соответствовала местной мифологии и религии. Веками обеспечивая стабильность, она породила специфическую индийскую общину, помогла сохранить языческую религию индуизм, в основе которого лежит учение о переселении душ, повлияла на политическую раздробленность государства, закрепила многие черты духовного склада и т. д. Ко времени получения независимости в Индии насчитывалось более 3000 каст, делившихся на высшие и низшие. Конституция Индии отменила кастовое деление, однако в деревне его пережитки дают о себе знать до сих пор.
Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру огромен. Это прежде всего сама религия индуизм (брахманизм) как комплекс религиозных, этических и философских представлений, учения «отца индийской нации» Махатмы Ганди о ненасилии, Рабиндраната Тагора, идеи Джавахарлала Неру и др. Это также золотой храм в Амритсаре и знаменитый Тадж-Махал в Агре (древней столице), культурные ландшафты юга страны и многие другие памятники материальной и духовной культуры.
ИНДУИСТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ — ОДНА ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ. ОНА СФОРМИРОВАЛАСЬ В БАССЕЙНЕ ИНДА И ГАНГА.
Японская цивилизация
Часть ученых оспаривает существование особой японской цивилизации. Отмечая неповторимость японской культуры, они склонны считать Японию периферийной частью влияния китайской цивилизации. Действительно, китайско-конфуцианские традиции подчас в несколько трансформированном виде во многом определили облик страны, но она и самобытна. В отличие от Китая, остававшегося более скован1гьтм традициями, Японии удалось быстрее синтезировать традиции и европейскую современность. В результате японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим и европейский, и американский.
Среди непреходящих ценностей японской цивилизации — местные традиции и обычаи, культ красоты, Фудзи и сакура, японский сад и храмы из дерева, кимоно и икебана, местная кухня и аквакультура, театральное и граверное искусство, высочайшее качество продукции и т. д.
Источник
§ 18. Цивилизации Востока
Каковы отличительные черты цивилизаций Востока? Где находятся кристаллизационные ядра восточных цивилизаций? Почему страны Северной и Южной Африки принадлежат к разным цивилизациям?
Что объединяет цивилизации Востока
К восточным цивилизациям относят китайско-конфуцианскую, индуистскую и исламскую, зачастую японскую, реже негро-африканскую. Восточные общества во многом отличны от европейского. Например, роль частной собственности здесь традиционно была невелика. Земля, ирригационные системы и т. д. были собственностью общины. Среди духовных ценностей одно из ведущих мест занимала установка на адаптацию к природным условиям. Духовная сфера человеческого бытия традиционно ставилась выше экономической. На Востоке ценна активность, направленная внутрь человека, на самосозерцание. Свято почитаются традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение. Вот почему данный тип общества получил название «традиционный».
Широко известно выражение английского писателя Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись». Однако сегодня, в эпоху универсализации мировой истории, Запад и Восток, сохраняя свою самобытность, обязаны непременно «сойтись» во имя решения глобальных проблем человечества.
ДЛЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА ХАРАКТЕРНЫ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ИСТОРИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ, АПЕЛЛИРОВАНИЕ В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ К ДУХОВНОЙ СФЕРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ, ЧЕМ К МАТЕРИАЛЬНОЙ.
Китайско-конфуцианская цивилизация
Географическое ядро этой древнейшей цивилизации — бассейн реки Хуанхэ. Именно в пределах Великой Китайской равнины сформировалась древняя культурная область, давшая впоследствии «побеги» в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и т. д. В то же время Тибет (как оплот буддизма) оставался вне сферы влияния конфуцианства.
В развитии этой цивилизации велика роль конфуцианства, получившего название по имени его основоположника Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Это религия-этика. Согласно ей, судьба человека определяется небом (отсюда Китай часто называют Поднебесной империей), младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий — вышестоящему и т. д. В конфуцианстве всегда была четко выражена установка на самореализацию тех способностей, которые заложены в каждом человеке.
Древние китайцы в сокровищницу мировой цивилизации внесли величайшие изобретения — компас, бумагу, книгопечатание, порох, фарфор и т. д.
Долгие годы Китай фактически был изолирован от внешнего мира. Только в середине XIX в. он был открыт для колониальной торговли. Однако многие черты европейской цивилизации (индивидуализм, погоня за материальным успехом на фоне крушения моральных принципов и т. д.) встречали порой отчаянное сопротивление китайцев (движение ихэтуаней на рубеже XIX—XX вв.). В последней четверти XX в. в Китае стали интенсивно внедряться рыночные начала в экономике, что в сочетании с трудолюбием китайцев дало блестящие результаты.
ДЛЯ КИТАЙСКО-КОНФУЦИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ХАРАКТЕРНА УСТАНОВКА НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ТЕХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ В НЕМ ЗАЛОЖЕНЫ. С КОНЦА XIX В. КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА СТАЛА ИСПЫТЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Индуистская цивилизация
Как и китайская цивилизация, индуистская насчитывает тысячелетия. Ее кристаллизационное ядро относится к бассейну Инда и Ганга. На стыке старой и новой эр цивилизационным процессом были охвачены весь Индостан и соседние регионы.
Связующим звеном индуистской цивилизации в прошлом явилась каста как социальное явление. Каста — это обособленная группа людей, связанная происхождением и правовым положением своих членов. Каста наиболее соответствовала местной мифологии и религии. Веками обеспечивая стабильность, она породила специфическую индийскую общину, помогла сохранить языческую религию индуизм, в основе которого лежит учение о переселении душ, повлияла на политическую раздробленность государства, закрепила многие черты духовного склада и т. д. Ко времени получения независимости в Индии насчитывалось более 3000 каст, делившихся на высшие и низшие. Конституция Индии отменила кастовое деление, однако в деревне его пережитки дают о себе знать до сих пор.
Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру огромен. Это прежде всего сама религия индуизм (брахманизм) как комплекс религиозных, этических и философских представлений, учения «отца индийской нации» Махатмы Ганди о ненасилии, Рабиндраната Тагора, идеи Джавахарлала Неру и др. Это также золотой храм в Амритсаре и знаменитый Тадж-Махал в Агре (древней столице), культурные ландшафты юга страны и многие другие памятники материальной и духовной культуры.
ИНДУИСТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ — ОДНА ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ. ОНА СФОРМИРОВАЛАСЬ В БАССЕЙНЕ ИНДА И ГАНГА.
Японская цивилизация
Часть ученых оспаривает существование особой японской цивилизации. Отмечая неповторимость японской культуры, они склонны считать Японию периферийной частью влияния китайской цивилизации. Действительно, китайско-конфуцианские традиции подчас в несколько трансформированном виде во многом определили облик страны, но она и самобытна. В отличие от Китая, остававшегося более скован1гьтм традициями, Японии удалось быстрее синтезировать традиции и европейскую современность. В результате японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим и европейский, и американский.
Среди непреходящих ценностей японской цивилизации — местные традиции и обычаи, культ красоты, Фудзи и сакура, японский сад и храмы из дерева, кимоно и икебана, местная кухня и аквакультура, театральное и граверное искусство, высочайшее качество продукции и т. д.
Источник
Китайско-конфуцианская цивилизация
Ядро этой древнейшей цивилизации — бассейн реки Хуанхэ.
Термин «конфуцианская» указывает на огромную роль, которую в развитии китайской цивилизации сыграло конфуцианство (по имени основоположника Конфуция) — религия-этика.
Китайцы издревле отличались высокой организацией труда. Миллионы, сотни миллионов неутомимых тружеников под бдительным «оком» государства веками создавали материальные ценности, немалая Доля которых сохранилась до наших дней, они создали величественные памятники и прославленные гигантские сооружения — от Великой Стены и Великого Канала до дворцово-храмовых комплексов.
В сокровищницу мировой цивилизации древние китайцы внесли четыре величайших изобретения: компас, бумагу, книгопечатание и порох. Наиболее древний из дошедших до нас шедевров китайской медицины «Медицинский канон Желтого императора» (18 томов) был написан около III в. до н.э. В Древнем Китае была изобретена десятичная система исчисления. Китайцы достигли вершин и в таких областях, как искусство керамики и фарфора, разведение домашнего скота и птицы, шелководство и шелкоткачество, чаеводство, изготовление астрономических и сейсмических приборов, и др.
Долгие века Китай фактически был изолирован от внешнего, мира. Только после опиумных войн в середине XIX в. он был открыт для колониальной торговли. Лишь в последние десятилетия в КНР стали интенсивно внедряться рыночные начала в экономике (в частности, созданы свободные экономические зоны).
Вместе с тем китайцы всегда отличались культурной восприимчивостью и отсутствием ксенофобии, а местные власти не чинили препятствий распространению христианства и ислама в прибрежных провинциях. Своеобразными посланцами китайской цивилизации за рубежами Китая являются многочисленные хуацяо (эмигранты).
Важным фактором китайской цивилизации является иероглифическая письменность.
Исламская цивилизация
Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании за исторически короткий срок были объединены в гигантское государство — Арабский халифат, постепенно рассыпавшийся на самостоятельные государства. Но с момента арабских завоеваний все они (за исключением Испании) сохранили одну важнейшую общность — исламскую религию.
Культурное наследие исламской цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур (древних египтян, шумеров, византийцев, греков, римлян и др.) богато и многообразно. Оно включает величественные дворцы халифов (правителей), мечети и мусульманские школы (медресе) в Аммане, Анкаре, Багдаде, Дамаске, Иерусалиме, Каире, Мекке, Рабате, Тегеране, Эр-Рияде и других городах.
Здесь высоко развито искусство керамики, ковроделия, вышивки, художественной обработки металла, тиснения на коже. (Меньшее развитие получило изобразительное искусство, так как ислам запрещает Изображать живые существа, особенно человека.) Широко известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Востока (Низами, Фирдоуси, Омар Хайям и др.), ученых (Авиценна — Ибн-Сина), философов.
Крупнейшим достижением исламской культуры является Коран.
Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 108 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Китайско-конфуцианская цивилизация
Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет. Раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.).
Конфуцианство — этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями.
Как целостное этико-религиозное учение, Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых — людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом.
Согласно конфуцианству все люди были разделены на пять категорий. Первая — люди привычки, живущие повседневной животной жизнью; их понятия дальше глаз, ушей и рта не простираются. Вторая — люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями. Третья — люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать. Четвёртая — люди прямодушные и истинно добродетельные. Пятая — люди, совершенные во всех отношениях. Согласно конфуцианству «человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые — награды.
Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») — высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») — норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.
Источник