Морской царь
Морской царь (Царь Водяник, Поддонный царь, Заморский царь) — персонаж русских народных сказок: хозяин дна морского, повелитель всех вод, владыка над подводными обитателями, владелец несметных сокровищ. Обычно он изображается царём, причём упоминается дворец, поддонная царица Водяница и толпы морских девиц. Дворец Морского царя, сделанный из хрусталя, серебра, золота и драгоценных камней, помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень-озере. Когда он пляшет и развлекается — на море шторм и поднимается буря. Встречается в былинах о Садко и народных сказках, причём не только русских, но и норвежских.
Облик царя
Морской царь «имеет венец из морского папоротника; разъезжает по морям в раковине везомой морскими псами: в одной у него руке весло, знак укрощения волне, в другой же острога, знак их возбуждения».
Вот как описал морского царя М. Ломоносов в «Петрияде»:
В недосягаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Что мы по зрению обыкли звать мелями,
Покрытый золотым песком простерся дол:
Столпы вокруг его огромные кристаллы,
По коим обвились прекрасные кораллы.
Главы их сложены из раковин витых,
Превосходящих цвет дуги меж туч густых,
Что кажет укротясь нам громовая буря;
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Верхи под чешуей великих рыб бугры;
Уборы внутренни покров черепокожных
Бесчисленных зверей во глубине возможных,
Там трон — жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская — порфира и виссон,
Что сильные моря несут ему пред трон.
Морской царь любит повеселиться, для чего утонувших музыкантов созывает к себе во дворец, где музыканты начинают играть, а водяной царь пляшет под их музыку.
Народный образ
В былинах он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.
Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей нашему морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке. Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа, который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России. Эти водяные, с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, — совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки.
Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний. Личность, соответствующая ему и притом с тем же эпитетом Morski Kralj, известна, например, в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах, в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.
Предположение о финском влиянии
По предположению В. Ф. Миллера, на былинный образ Морского царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти (фин. Ahti), так же как на гусляре Садко — отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене (эстон. Ванемуйне). Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой, носил эпитет царя волн и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо, упавшей с лодки музыкантаВяйнямёйнена к нему на дно морское. Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо, добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице, иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев — Велламон Нейот, то есть девы Велламо. Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вяйнямёйнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо).
По представлениям карел Олонецкой губернии, водяник (называвшийся ими ведэпинэ или вези-кунингуой, то есть водяной король) живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых, с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых.
Просмотров: 6107
Создан: 2015-11-26
Источник
Древняя легенда. Рыбак и русалка. Морской Царь и мыс Таран
Древняя легенда гласит, если влюбленный в суровых волнах Балтийского моря поймает свою невесту и заключит с ней брачный союз на высоком берегу, то влюблённые уже никогда не расстанутся, не смотря на невзгоды и трудности совместного жизненного пути.
По древнейшим преданиям, Морской Царь сначала обитал в бездонной глубине синего неба, раскидывающегося беспредельным воздушным океаном над Матерью-Сырой-Землею. И само небо казалось живому народному воображению не чем иным, как океан-морем, в волнах которого купались и пресветлое солнце, и ясные звезды, омывался и светил месяц. Потом Дворец Морского Царя, находится на острове Буяне (сейчас остров Борнхольм), потом в пучине морской, на дне самой глубокой впадины синего Балтийского моря в нескольких милях от побережья, как раз напротив посёлка Донское. Морской Царь- могучий бог, в последствии стал Царем всех вод земных, особенным божеством, и, будучи столько же древен, как и само Балтийское море, имеет венец из морского папоротника и разъезжает по морям в раковине, влекомой морскими псами; в одной у него руке весло — знак укрощения волн, в другой же острога — знак их возбуждения. Называли морского царя по-разному: Водянник, Поддонный, Чудо-Юдо. Живет Морской Царь во дворце со своей Царицей Водяницей в окружении толпы морских девиц, владычествует над рыбами, животными и гадами морскими. Загоняет рыбу в неводы тех людей, которым покровительствует.
Однажды дочь Морского Царя и Царицы , ударившись о прибрежный камень, потеряла сознание и попала в сети рыбака, а когда юноша поднял девушку на высокий берег, очнулась от поцелуя и полюбила юношу с первого взгляда, на всю жизнь. Заключив любовный союз, молодожёны поселились в Домике у моря, что в рыбацкой деревушке, у мыса Таран, где у них родился сын.
Дело в том, что у Морского Царя и Царицы не рождается сыновей, а только дочери- русалки, вот и решил Морской Царь заполучить наследника престола.
С тех пор, Морской Царь обрушивает на берег огромные волны, чтобы разрушить высокий берег и смыть рыбацкую деревушку в море или топит и выбрасывает рыболовецкие суда на берег, чтобы загубить рыбака, который украл его дочь, разрушить семейное счастье и заполучить наследника.
Морского Царя особенно чтили поморские славяне и варяги, умоляя о счастливом по волнам плавании, поскольку среди них не было того рыбака который украл его дочь.
Но что не предпринимает Морской Царь , у него ничего не получается, чтобы разрушить союз двух влюблённых сердец.
Тому подтверждения прибрежный камень, который до сих пор лежит на пляже посёлка Донское в 200 метрах от ручья, рядом с остатки корабля, выброшенного к подножию обрушившегося , скалистого берега.
Потомки той влюблённой пары счастливо живут, по сей день, в рыбацкой деревушке на высоком берегу мыса Таран.
Мыс Таран — самая западная точка России! Идеально чистый фон для тех, кто нашел любовь и обрел свое счастье.
Бесконечное окружающее пространство природы с высоты птичьего полёта, постоянно меняющиеся разнообразными красками море, небо и земля побуждают сказать самые главные слова друг другу, ощущая невероятную энергетику трёх стихий.
Самое романтическое место Калининградской области– побережье посёлка Донское в районе мыса Таран, притягивает не только молодожёнов для регистрации и празднования дня свадьбы , но и супружеские пары, которые испытывают тяжёлые невзгоды семейной жизни.
С высокого берега мыса Таран открывается удивительной красоты вид природы, восходы и закаты солнца, дыхание ветра и моря, которые дарят ощущения полета и свободы над всеми невзгодами повседневной жизни. Заключать брачный союз и сыграть свадьбу на берегу Балтийского моря — давний обряд. Такая свадьба не забудется никогда.
Незабываемые моменты на берегу Балтийского моря, станут лучшим подарком для Вас, подарив возможность сказать друг другу, заветное слово — «Да!», оставив Вам на всю жизнь свою романтическую историю.
Любовные союзы заключаются на небесах, а на земле Бог создал прекраснейшее место для регистрации и поддержания, этого чарующего момента.
Домик у моря мыс Таран — идеальное место для воссоединения двух сердец.
Балтийское море. Мыс Таран |
Источник
Морской царь
М ОРСКОЙ ЦАРЬ — владыка над всеми морями, над всеми обитателями моря и морскими стихиями. Столь же древен, как и само Море. Разъезжает по морям в раковине, запряженной морскими псами или морскими конями. На голове у него венец из морского папоротника, в одной руке он держит весло, которым укрощает при необходимости волны, Морские стихии, в другой — острогу или трезубец, которым он возбуждает стихии, вызывает бури, сражается со своими противниками и карает ему непослушных. Чертоги его находятся в морской пучине, во глубине океана.
В недосягаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Там трон усыпанный жемчугами янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
М. В. Ломоносов
Служит ему бесчисленное морское воинство. Когда царь Морской гневается или когда он веселится, — а он любит повеселиться и п: причине однообразия подводной жизни старается затащить к себе человека, способного его развлечь, — на море поднимается страшная буря, гибнут корабли и люди.
Женой Морского царя является Белорыбица. Есть у них и дети, но только все дочери. Выдать бы их замуж, да женихов-то где взять? Вот и старается Морской царь во всех сказках затащить какого-либо юношу к себе в подводное царство.
В русской мифологии, бог моря, властелин подводного царства. Безуспешно сватался к Диве, дочери бога ночного неба Дыя. В образе Трехголового Змея сражался с Перуном и был побежден им. Превратил в змею Пленку, которая отказалась выйти за него замуж. После этого женился на Белорыбице, «всем рыбам царице». Жил в большом дворце на дне моря, имел в подчинении огромное морское воинство, разъезжал по морю на золотой колеснице. Восседал на троне, окруженный стражей — «раками-крабами с огромными клешнями». В его ближайшей свите были «рыба-сом со большим усом, и налим-толстогуб — губошлеп-душегуб, и севрюга, и щука зубастая, и осетр-великан, жаба с брюхом — что жбан». В гневе и радости поднимал волны и топил корабли.
Требовал дани с кораблей Садко. Так восхитился игрой Садко на гуслях, что отдал за него свою дочь Чернаву. В его царстве на дне была пещера, ведущая под землю, откуда в конце времен должен был выйти Великий Черный Змей. Мирно уживался с другим царством на дне морском, владычицей которого была Волыня, супруга бога солнца Ра. Когда Ра обратился в реку, Волыня и ее царство опустились на дно моря. Согласно некоторым гипотезам, этот мотив народных преданий мог быть связан с памятью о материках, ушедших под воду, — Атлантидой в Атлантическом, Арктидой в Северном Ледовитом, Лемурией в Тихом, Паци-фидой в Тихом океанах. Царь Морской почитался мореходами также под именами Черноморца, Царя Поддонного. Царь Морской играет также значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он тоже хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь Царя Морского, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Былинного и сказочного Царя Морского следует отличать от водяного духа, который занимал видное место в демонологических верованиях простонародья. Эти водяные, с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, — совершенно отличны от былинного Царя Морского, который живет в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки.
Источник