Галиат северная осетия высота над уровнем моря

Галиат северная осетия высота над уровнем моря

Селение Галиат

Виртуальный справочник

ГАЛИАТ (ГÆЛИАТ) СЕЛЕНИЕ

Селение Галиат расположено в Уаллагкоме (Галиат, Камунта, Дунта, Хонсар, Ахсиаг) в Дигорском Сонгутидонском ) ущелье. Ирафский район РСО-Алания.
Координаты 43.847789, 42.921981
История заселения Галиата датируется 5 – началом 6 веками. Эта датировка подтверждается археологическими раскопками древних захоронений и могильников, а также остатками и развалинами древних строений. По легенде, здесь в древности жил мифический народ царциата, который разгневал бога, и все его представители были умерщвлены. После этого на Нисан æфцаг (перевале) поселились туальцы. Но и они не очень усердно молились богу и дзуарам и также погибли. Известный кавказовед В.Б. Пфафф селение Галиат считал европейским племенем. Кроме того, он упоминает «об осаде Клата, защищавшемся, между прочим, и осетинским, с кипчаками…». В Туалии есть селение Хълиат «Клиат», название которого, по–видимому, имеет общий корень с названием Галиат, восходящий, очевидно, к этнониму.
Народное предание название селения Галиат считает образованным от фамильного имени. Согласно сведениям этнографа Кайтмурзы Кайтова (записанного со слов старика Александра Каргинова), выходец из Алагирского ущелья Галайон Гавис (Гæлайон Гæуис), основал селение Галиат. В Галиате жили два рода – Мылдзыггатæ и Уыз. По другой версии, в Галиате было два общества – Галаоновское и Булацаоновское. По преданиям предков, Галиат обезлюдил 4 раза. Последний раз он был заселён в начале 15 века или в конце 14 века. Этот период связан с массовым переселением дигорцев-алан с равнины в горы. По преданиям, при появлении дигорцев в ущелье, села были опустошены. Переселенцы долгое время не заселяли дома, только спустя годы постепенно освоили их.
Галиат делился на несколько поселений – Цырухс, Мидгъау, Цузы сых, Фасхъау, Андаг хъау. В совокупности все эти поселения составляли село Галиат или, как считают некоторые исследователи, город Галиат. На вершине горы Уыз некогда располагалась огромная крепость, останки крепостной стены существуют и в наши дни. Также легко прослеживается весь фундамент с остатками известковой кладки и кусками известкового раствора. Возможно, крепость пала в каком-то сражении или из-за надобности была разрушена самими галиатцами, неизвестно. Но многие постройки более позднего периода сделаны из камней крепости. Порода камней многих домов Галиата идентичны с камнями остатков стен крепости.
Недалеко от останков крепости Уыз имеется древний могильник 5-6 веков. Выше могильника на вершине хребта расположено святилище Авд Дзуары (семь божеств или семь ангелов). По некоторым данным, святилище появилось примерно в тот же период – 5-6 век. Святилище очень почитаемо во всем Уаллагкоме, а в наше время и во всей Осетии. (смотри виртуальный тур Авд дзуары). Внутри села находится второе святилище – Фарон. Этимология названия святилища не ясна до конца. Есть версия, что слово «Фарон» происходит от слова «фарн» – изобилие и, возможно, когда-то звучало «фарнон». Но это только версия. Святилище очень почитаемо, каждый год в день празднества собирается до 1,5 тыс. чел.
В Галиате сохранились три целые и несколько полуразрушенных башен. Все они считаются фамильными, но фамилии, за которыми они закреплены, кроме Гадзаовых (Годизовых, Булацевых) появились в Галиате относительно недавно, то есть в 17-18 вв., башни же построены гораздо раньше – 10-14 вв. В Галиате также имеется четырехэтажное здание – жилой дом, где последними проживали несколько семей из фамилии Балаовых. Башня внутри села закреплена за фамилией Езеевых, так как последними его хозяевами были они. Башня в Цырухсе, называемая «Кодоевых», так же прежде называлась башней Цараевых, но ученые считают, что она тоже более древняя. В Галиате сохранились здания церкви 19 века и здание первой церковно-приходской школы в Дигории.
Еще одной достопримечательностью Галиата ученые называют петроглифы – древние рисунки-письмена. Это редкая и загадочная находка для историков. Информация, зашифрованная в рисунках, пока остается тайной. «Это изображение пахаря и животного, по мнению исследователей, представляет собой целую этнографическую картину, несостоявшуюся письменность», – рассказывает Таймураз Плиев. Галиат слыл богатым городом. Археологи утверждают, уже в X веке он имел водопровод и канализационную систему. Здесь были сосредоточены крупные ремесленные мастерские. Местная знать торговала скотом. Галиатские бычки и барашки славились далеко за пределами Древней Осетии. Через Уаллагкомкое ущелье, где расположен Галиат, пролегал знаменитый Шелковый путь
Основные фамилии Галиата: Абагаевы, Арсаговы, Атаевы, Балаовы, Бердиевы, Бесоловы, Газдаровы, Гадзаовы, Галабуевы, Гибизовы, Годизовы, Дзилиховы, Езеевы, Загаловы, Зокоевы, Едзиевы Кадоевы, Калаевы, Коцоевы и др.

Читайте также:  Прилет журавлей есть признак весны эти равнины словно море бескрайнее

Источник

Галиат северная осетия высота над уровнем моря

Галиат — удивительный средневековый архитектурный комплекс. Дома здесь строились ярусами. Крыша одного дома служила двором для другого, поэтому галиатцы могли спокойно ходить друг к другу в гости, не покидая своего собственного двора. Вряд ли еще где-то в горах Кавказа можно увидеть жилые «многоэтажки», датируемые X веком. Каждый особняк принадлежал отдельной семье. Здесь находятся и самые высокие в Осетии родовые башни. Типичная осетинская башня (ганах) — состояла из четырех этажей. Первый этаж предназначался для скота, второй и третий отводились под жилой отсек, четвертый этаж представлял собой оборонительный отсек. В неспокойные времена члены семьи поочередно несли здесь вахту и контролировали из бойниц все подступы к башне.

Еще одной достопримечательностью Галиата, учёные называют петроглифы — древние рисунки-письмена. Это редкая и загадочная находка для историков. Информация, зашифрованная в рисунках, пока остается тайной.

Село Галиат в Северной Осетии

История заселения Галиата датируется V – началом VI века. Эта датировка подтверждается археологическими раскопками древних захоронений и могильников, а также остатками и развалинами древних строений. По легенде, здесь в древности жил мифический народ царциата, который разгневал бога и все его представители были умерщвлены. После этого на Нисан æфцаг (перевале) поселились туальцы. Но и они не очень усердно молились богу и дзуарам и также погибли. По преданиям, жители покидали Галиат 4 раза. Последний раз он был заселён в конце XIV – начале XV века. Этот период связан с массовым переселением дигорцев-алан с равнины в горы.

Галиат делился на несколько поселений – Цырухс, Мидгъау, Цузы сых, Фасхъау, Андаг хъау. На вершине горы Уыз некогда располагалась огромная крепость, останки крепостной стены существуют и в наши дни. Легко прослеживается весь фундамент с остатками известковой кладки и кусками известкового раствора. Возможно, крепость пала в каком-то сражении или из-за надобности была разрушена самими галиатцами, неизвестно. Но многие постройки более позднего периода сделаны из камней крепости.

Читайте также:  Чем помыть морскую свинку от паразитов

Недалеко от крепости Уыз расположен древний могильник V-VI веков. Выше могильника на вершине хребта расположено святилище Авд Дзуары (семь божеств или семь ангелов). Полагают, что святилище появилось примерно в тот же период – V-VI век. В селе находится второе святилище – Фарон.

В Галиате сохранились три целые и несколько полуразрушенных башен. Все они считаются фамильными, но фамилии, за которыми они закреплены, кроме Гадзаовых (Годизовых, Булацевых), появились в Галиате относительно недавно, то есть в XVII-XVIII вв., башни же построены гораздо раньше – X-XIV вв. Башня внутри села закреплена за фамилией Езеевых, так как последними его хозяевами были они. Башня в Цырухсе (Кодоевых) прежде называлась башней Цараевых, но ученые считают, что она тоже более древняя.

В Галиате есть четырехэтажное здание – жилой дом (ганах), где последними проживали несколько семей из фамилии Балаовых. Частично сохранились также здание церкви XIX века и здание первой церковно-приходской школы в Дигории. Галиат слыл богатым городом. В X веке он имел водопровод и канализационную систему. Здесь были сосредоточены крупные ремесленные мастерские. Местная знать торговала скотом. Галиатские бычки и барашки славились далеко за пределами Древней Осетии.

Российский Мачу-Пикчу. Одно из самых загадочных поселений Кавказа в осетинском высокогорье

Село Галиат в Северной Осетии

Многоэтажные укрепления древнего Галиата поражают воображение. Но кто и зачем их построил, а потом бросил? Местные жители уверены: где-то здесь спрятана таинственная реликвия — святая Чаша Грааля. Осетинское село Галиат долгие годы было в запустении. Сегодня сюда вновь возвращается жизнь. Из-за плохих дорог в горах, добираться приходится дольше, чем можно предположить, но вокруг так красиво, что это не сильно удручает. За три часа пути из Владикавказа в Галиат постепенно привыкаешь к яркой палитре осенних гор.

Взгляд выхватывает проплывающие мимо старые домики, приютившиеся, как птичьи гнезда, на уступах скал. Окрестности изобилуют не только невероятными пейзажами. На пути встречаются надземные склепы, древние родовые башни и даже разрушенные стены горно-обогатительной фабрики, ее в XIX веке построили в этих горах бельгийцы — добывать свинцово-цинковую руду. Галиат открывается взгляду путешественника неожиданно, как сказочная Нарния. Извилистая грунтовая дорога, петляющая по склону на высоте 2000 метров над уровнем моря, постепенно спускается к рокочущей реке. Это Комидон. А за очередным поворотом, когда взору предстают величественные каменные каскады, забываешь выдохнуть от внезапно накрывшего изумления.

«Потерянный город» в горах Осетии

Галиат не зря сравнивают со знаменитым Мачу-Пикчу. Этот город в горах Перу на высоте около 2,5 тысячи метров построили инки в первой половине XV века. Высокогорный Галиат тоже сохранил средневековые дома, улицы, усадьбы и крепости — уникальные по своему масштабу в Осетии. Мачу-Пикчу был заброшен после крушения империи инков под натиском испанцев. А вот кто строил Галиат и почему средневековые жители стали покидать его, доподлинно неизвестно.

Читайте также:  Дивноморск жилье недалеко от моря

История села очень мало изучена. Поселение у современного Галиата, вероятно, существовало еще в бронзовом веке (3500−1200 годы до н.э.). Но где именно и каким оно было, неясно. В это время напротив современного села появилось кладбище — благодаря ему историки и сделали вывод, что люди поселились здесь много веков, а то и тысячелетий назад. Это место галиатцы использовали для захоронений на всем протяжении существования села. Благодаря могильникам археологи установили, что в V веке население Галиата было аланским. Но каким было тогда село, тоже покрыто тайной.

Поселение расположено в небольшой котловине, вокруг — пологие холмы, защищающие его со всех сторон. Село будто спрятано среди гор. Вероятно, так и было задумано. Современный Галиат начал формироваться в стратегическом месте — на похожем на мыс выступе, с трех сторон он окаймлен изгибом реки Комидон. Здесь соорудили крепость — она перекрывала вход в долину реки. Затем возникли три сторожевые башни по краям села и укрепленные усадьбы в несколько этажей — ганахи. Сквозь село можно было пройти через очень узкую улицу-проход — по бокам нависали стены и башни.

Несмотря на то, что большинство строений полуразрушены, их монументальность до сих пор впечатляет. В основном это многоэтажные постройки, меж которыми петляет узкая тропа. Есть даже практически полностью сохранившаяся трехэтажная высотка. Считается, что в позднее Средневековье это было довольно крупное для горной местности поселение, почти город — порядка 350 дворов. Есть и версия, что через Уаллагкомское ущелье, где расположено село, пролегала одна из ветвей знаменитого Шелкового пути.

Первые исследователи Галиата были подданными Российской империи. Уже тогда село хранило лишь остатки былого величия. Там жили люди, но укрепления были разрушены. А затем жители стали покидать Галиат ради более удобных равнинных земель.

Живой Галиат

В окрестностях полуразрушенного Галиата сохранилось несколько культовых сооружений. Самое крупное из них — древнее святилище «Авд дзуары» («Семь святых»), оно же Юст-дзуар и Юси-дзуар. Этнограф Вольдемар Пфаф связывал его название с именем римского императора Юстиниана I и датировал объект VI веком. Кто-то из исследователей считал, что святилище документирует дохристианские верования алан — семибожие, кто-то отнес его к христианским постройкам.

Святилище не пустует и сегодня. Раз в год, в последнюю субботу июля, сюда приезжают выходцы из села с детьми и внуками и устраивают большой праздник. Накрывают столы, молятся, просят у покровителей этих мест мира, избавления от болезней и стихийных бедствий. Несмотря на то, что Галиат почти разрушен, село продолжает жить. Он входит в Галиатское сельское поселение, чей центр — Камунта, самое высокогорное село Северной Осетии.

Источник

Оцените статью