Фрагмент балета бахчисарайский фонтан

Балет Бахчисарайский фонтан, либретто

Предлагаем Вашему вниманию либретто балета Бахчисарайский фонтан в четырех действиях. Либретто Н. Волкова по мотивам поэмы А. Пушкина. Постановка Р. Захарова. Художник В. Ходасевич.

Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр), 20 сентября 1934 г.

Действующие лица: князь Адам, польский магнат. Мария, его дочь. Вацлав, жених Марии. Гирей, крымский хан. Зарема, любимая жена Гирея. Нурали, военачальник. Управляющий замком. Начальник стражи. Польские паны, паненки, аббат, лазутчик. Вторая жена Гирея. Служанка, евнухи, татары, поляки.

Старинный парк перед замком польского магната. В замке — бал. Из замка выбегает Мария, за ней — Вацлав.

Лирическая, полная юности и нежного лукавства сцена. Внезапно появляются польские воины. Они привели пленного татарина. Близость татарской орды не отражается на веселом настроении гостей, заполняющих зал и парк. Гремит полонез. Вбегает начальник стражи с тревожным известием: татары идут! Мужчины обнажают оружие. Врывается татарский отряд.

Мария бежит из пылающего замка, с ней — охраняющий ее Вацлав. Перед ними вырастает Гирей. Пораженный красотой Марии, он на мгновение замирает, потом бросается к ней. Вацлав преграждает ему путь. Ударом кинжала Гирей убивает Вацлава.

Гарем Гирея. Его жены резвятся, пляшут. Среди них Зарема, любимая жена Гирея. Слышатся приближающиеся воинственные звуки. Это из похода вернулось войско хана. Первой к Гирею бросается Зарема. Но он не замечает ее. Его взор прикован к Марии. Тщетно пытается Зарема привлечь внимание своего владыки пламенной пляской. Гирей не смотрит на нее. В отчаянии Зарема теряет сознание.

Комната Марии. Входит Гирей. Снова и снова он говорит ей о своей любви. В нем ничего не осталось от дикого вожака воинственных орд. Покорно и мягко смотрит он на Марию. Но Мария не любит и не полюбит Гирея.

Гирей уходит. Мария берет арфу и, нежно касаясь ее струн, наигрывает простую песенку своей родины. Она вспоминает отчий дом.

Ночь. Марии не спится. Служанка ложится у порога. Зарема, гибкая как змея, проскальзывает в дверь. Мария в ужасе глядит на Зарему, которая умоляет вернуть ей Гирея.

Искренне и просто Мария рассказывает Зареме, что никогда не полюбит Гирея. Покоренная правдивостью Марии, Зарема успокаивается. Вдруг взгляд ее падает на забытую Гиреем тюбетейку. Вновь вспыхивает в ней пламя ревности. Проснувшаяся служанка, почуяв недоброе, зовет на помощь.

Стремительно вбегает Гирей. Он хватает Зарему, но ей удается выскользнуть из его рук. Прыжок, и кинжал Заремы поражает Марию. Мария умирает. Зарема умоляет Гирея убить ее. Движением руки Гирей велит страже взять ее.

Внутренний двор Бахчисарайского дворца. Погруженный в свои думы сидит Гирей. Неотступно живет в его душе образ Марии.

Военачальник Нурали, вернувшийся из похода, проводит перед Гиреем новых пленниц. Возникает полная огня воинственная пляска татар. Гирей безучастен.

Стража сбрасывает Зарему с высокой скалы в пропасть. Но и это не утоляет душевной муки Гирея. Отослав всех, он остается один. По его знаку приводят в действие «фонтан слез», воздвигнутый в память Марии.

Возникают и исчезают видения прошлого. Ночь миновала. Издалека доносится голос певца:

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль.

Статья «Балет Бахчисарайский фонтан, либретто» из раздела Балетные либретто

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • история (1809)
  • Жизнь Замечательных Людей (419)
  • Женщины в истории (182)
  • Музеи (177)
  • Новейшее время (1918 год — наши дни). (171)
  • История вещей, которые нас окружают (151)
  • оружие и войны (136)
  • История моды (131)
  • Королевские истории (111)
  • Новое время (конец XV в. — 1918 год) (106)
  • Средневековье (96)
  • археология (95)
  • Древний мир (92)
  • Жизнь под шляпкой (59)
  • История от Олеся Бузины (35)
  • По России (1637)
  • Люди России (384)
  • Москва и москвичи (185)
  • По городам и весям (182)
  • Слава русского оружия (163)
  • Петербург-Петроград-Ленинград (144)
  • Россия царская (138)
  • Культура народов России (96)
  • Россия современная (92)
  • Родная речь (75)
  • по Крыму и Кавказу (73)
  • Дворянское гнездо (69)
  • Русь древняя (59)
  • моя Казань (56)
  • Солнечное Забайкалье (53)
  • Сказания о Земле Сибирской (29)
  • Новгородские чудеса (26)
  • Калининградская область- Восточная Пруссия (6)
  • актуальное (1352)
  • свидетельства очевидцев, фоторепортаж (567)
  • живая память народа (425)
  • Наши поздравления (186)
  • Горячие события (127)
  • Новости КамелотКлуба (33)
  • Музыка (1154)
  • Классическая музыка (591)
  • Поп-музыка (155)
  • История известных произведений (144)
  • Народная и национальная музыка (91)
  • Рок в роке (58)
  • Джазовые композиции (55)
  • Самодеятельня и бардовская музыка (48)
  • альтернативный (панк, симфо, новая волна, глем, пр (35)
  • Музыкальные инструменты (29)
  • искусство (939)
  • фотоискусство (241)
  • Прикладное искусство (151)
  • Мода и дизайн (121)
  • Театр (112)
  • Ювелирика (92)
  • Скульптура (73)
  • Игрушки (48)
  • Инсталляции (11)
  • Литература (929)
  • Поэзия (170)
  • О писателях и поэтах (Русская литература) (141)
  • О писателях и поэтах (Иностранная литература) (87)
  • ПУШКИН (78)
  • Проза (75)
  • Литературные герои (73)
  • Книжное (59)
  • Книжные иллюстрации (54)
  • О ПУШКИНЕ (52)
  • самиздат (41)
  • Детская литература (35)
  • ЛЕВ ТОЛСТОЙ (19)
  • ЛЕРМОНТОВ (19)
  • АХМАТОВА (18)
  • ЕСЕНИН (17)
  • ВЫСОЦКИЙ (16)
  • ЦВЕТАЕВА (14)
  • ГОГОЛЬ (13)
  • БУЛГАКОВ (11)
  • ЧЕХОВ (10)
  • БЛОК (4)
  • архитектура (908)
  • Города и достопримечательности (344)
  • Храмы, соборы, сакральная архитектура (205)
  • Дворцы (126)
  • Садово-парковое искусство (92)
  • Замки (75)
  • Интерьеры (65)
  • Старая крепость (34)
  • Кремли (30)
  • живопись, графика, акварель (904)
  • Рассказы о художниках (112)
  • Жанровая живопись (97)
  • Пейзаж (96)
  • Портрет (84)
  • Историческая живопись (70)
  • Религиозная живопись (68)
  • История известных живописных произведений (58)
  • Музеи изобразительных искусств (45)
  • Архитектурная живопись (44)
  • Сюрреализм и современная живопись (42)
  • Декоративная живопись (29)
  • Анималистическая живопись (23)
  • Натюрморт (22)
  • Миниатюра (19)
  • Импрессионизм (18)
  • Марина (15)
  • Батальная живопись (9)
  • природа, экология (768)
  • Окружающая среда (131)
  • животные (128)
  • Растительный мир (73)
  • Природные явления (68)
  • Весна (61)
  • Звездное небо (59)
  • Кошки, коты и котята (55)
  • Цветы (55)
  • Осень (55)
  • Зима (51)
  • Собаки и собачки (46)
  • Лето (41)
  • Пернатые (29)
  • Галопом по Европам (737)
  • Италия (97)
  • Германия (93)
  • Страны Скандинавии (88)
  • Разные страны Европы (72)
  • Прибалтика (72)
  • Испания (54)
  • Греция (41)
  • Австрия (40)
  • Польша (34)
  • Чехия и Словакия (30)
  • Страны-лилипуты (24)
  • Грузия, Армения, Азербайджан (23)
  • Кипр (21)
  • Швейцария (19)
  • Венгрия (15)
  • Финляндия (10)
  • Кинематограф (592)
  • Любимые артисты (наши) (164)
  • И всё кино (отечественное) (159)
  • И всё кино (зарубежное) (124)
  • Любимые артисты (зарубежное кино) (110)
  • Праздничное настроение (585)
  • Новый год (85)
  • Праздничное ассорти (74)
  • Дни рождения (71)
  • Религиозные праздники (70)
  • Рождество (63)
  • Советские праздники (48)
  • 8-е марта и День Матери (45)
  • День Победы (42)
  • 23 февраля — День защитника Отечества (32)
  • День рождения сообщества Camelot_Club (23)
  • День Святого Валентина (18)
  • Языческие праздники (14)
  • Масленница (14)
  • культура (548)
  • юмор (487)
  • Забавности (91)
  • Интересности (64)
  • Артисты шутят (61)
  • Мультяшное (44)
  • Художники шутят (42)
  • Лингвалидол (34)
  • Писатели шутят (19)
  • ВОСТОК- дело тонкое (всё про Азию) (355)
  • Разные страны Азии (97)
  • Китай (66)
  • Япония (55)
  • Индия (51)
  • Турция и Иран (33)
  • Израиль (20)
  • Арабские Эмираты (17)
  • Сирия (15)
  • Обе Кореи (9)
  • Таиланд (5)
  • мифология (354)
  • Религии и верования (122)
  • Легенды и сказания (67)
  • Мифы древнего мира (66)
  • Поверья и предания (65)
  • Бестиарий (36)
  • Камелот и Рыцари Круглого стола (13)
  • этнография (330)
  • Традиции (174)
  • Национальный характер (107)
  • Национальный костюм (65)
  • путешествия (322)
  • Памятное (213)
  • Солдатское (86)
  • Бессмертный полк (72)
  • Родное-любимое (35)
  • Родительский день (27)
  • Открывая АМЕРИКУ (213)
  • США (99)
  • Северная Америка (66)
  • Южная Америка (28)
  • Карибы (23)
  • ОСТРОВ СВОБОДЫ (13)
  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (210)
  • Культура Великобритании (69)
  • Англия (56)
  • История Великобритании (36)
  • Ирландия и Уэлс (30)
  • Королевская династия Великобритании (30)
  • Шотландия (18)
  • Танец (207)
  • Балет (85)
  • Танго (37)
  • Танец как праздник (31)
  • Национальные танцы (27)
  • Балы и Бальные танцы (23)
  • Мюзиклы (14)
  • Приключения, детективы и загадочные события (201)
  • Тайны и загадочные события (84)
  • Детективные истории (64)
  • Мистика (48)
  • ФРАНЦИЯ (187)
  • Париж и парижане (87)
  • Достопримечательности Франции (61)
  • Королевские тайны (16)
  • Взрослым о детях (170)
  • видео и ТВ (157)
  • Угощения (156)
  • Кулинарные традиции (71)
  • Рецепты со всего мира (63)
  • Рецепты наших читателей (24)
  • УКРАЇНА / УКРАИНА, (149)
  • Люди Украины (55)
  • КИЕВ (36)
  • Украинская Земля (23)
  • ХАРЬКОВ (22)
  • ОДЕССА (22)
  • философия, цитаты, афоризмы (133)
  • наука (116)
  • Мой адрес Советский Союз (114)
  • homo homini (105)
  • Психология (87)
  • Любовь — прекрасная страна (80)
  • Добрые дела (71)
  • кич (67)
  • спорт (66)
  • Имена и именины (58)
  • Филателия (47)
  • genius loci (46)
  • секс (39)
  • ПО АФРИКЕ (30)
  • БЕЛОРУССИЯ (17)
  • Австралия и Антарктида (16)
Читайте также:  Вилла с бассейном проект дома

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«Бахчисарайский фонтан» — хореографическая поэма в День театра

liudmila_leto все записи автора

хореографическая поэма в четырех действиях с прологом и эпилогом
Музыка Бориса Асафьева
Либретто Николая Волкова по поэме Александра Пушкина
Хореография Ростислава Захарова (1934)
Декорации и костюмы Валентины Ходасевич
Дирижер – Борис Грузин

Князь Адам – Андрей Яковлев
Мария – Анастасия Матвиенко
Вацлав – Ксандер Париш
Гирей – Роман Беляков
Зарема – Виктория Терёшкина
Нурали – Григорий Попов

Спектакль записан в Мариинском театре в мае 2017 года

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Пролог
Уединенный покой в Бахчисарайском дворце. Перед мраморным фонтаном, воздвигнутым в память «горестной Марии», склонился хан Гирей.

Действие I
В старинном замке празднуют день рождения Марии, дочери знатного польского феодала.
Княжна Мария, оставив гостей, встречается со своим женихом Вацлавом.
Из темноты неожиданно появляется лазутчик из вражеских отрядов хана Гирея. Едва он успевает скрыться в густых зарослях парка, как вбегает выслеживающая его польская стража.
Тем временем праздник идет своим чередом. Под звуки торжественного полонеза в парк выходят гости. В первой паре Мария со своим отцом. Полонез сменяется мазуркой, танец следует за танцем.
Веселье прерывается появлением раненого начальника стражи, который сообщает о набеге татар. Князь Адам призывает мужчин к оружию. Женщины укрываются в замке.
Обнажив сабли, поляки готовятся отразить натиск врагов.
Горит подожженный татарами замок. В смертельной схваткес врагами гибнут его защитники. Чудом уцелевшие Мария и Вацлав бегут сквозь пламя пожара и хаос кровавой битвы, но им преграждает дорогу предводитель набега – крымский хан Гирей. Вацлав бросается навстречу Гирею, но тут же падает, сраженный его кинжалом. Хан срывает с Марии шаль и застывает, восхищенный ее красотой.

Читайте также:  Отопление бассейна инфракрасным обогревателем

Действие II
Гарем хана Гирея в Бахчисарайском дворце. Среди многочисленных наложниц – любимая жена Гирея Зарема.
Звучат боевые трубы. Гарем готовится к встрече своего господина. С богатой добычей возвращаются татары. Бережно проносят плененную Марию.
В задумчивости Гирей входит в гарем. Напрасно Зарема пытается развлечь хана – он ее не замечает. Но вот на лице Гирея вспыхивает радость, и Зарема видит, как через зал служанка проводит новую пленницу – польскую княжну. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея.
Тщетно наложницы пытаются развеселить своего господина, тщетно надеется Зарема вернуть его любовь. Отстранив Зарему, хан уходит. Зарема в отчаянии.

Действие III
Роскошная опочивальня. Здесь, охраняемая старой прислужницей, томится прекрасная пленница хана. Только одна лютня напоминает Марии о прежней жизни, свободе, былом счастье. В памяти возникает целый мир воспоминаний о родном доме и о Вацлаве.
Мечты Марии нарушает приход Гирея. Он молит девушку принять его смиренную любовь и все богатства, которыми он владеет. Но Мария испытывает лишь страх и отвращение к Гирею, убившему ее любимого, родных и друзей. Гирей покорно удаляется.
Ночью в опочивальню княжны проникает Зарема. Она обращается к Мариис горячей исповедью, требует, чтобы она оттолкнула от себя Гирея.
Страстная речь Заремы непонятна Марии и пугает ее.
Зарема замечает тюбетейку Гирея, забытую им при объяснении с Марией. Значит, Гирей был здесь. Охваченная ревностью, Зарема бросается на Марию с кинжалом.
Вбегает Гирей, но поздно: Зарема убивает Марию.

Действие IV
Двор во дворце хана Гирея. Все склонились перед ним в молчаливом раболепии. Ничто не радует и не волнует хана: ни возвращение татар после нового набега, ни новые прекрасные пленницы.
Зарему ведут к месту казни. По знаку Гирея ее бросают в пропасть.
Военачальник Гирея Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум. Но воинственные пляски не приносят забвения.

Читайте также:  Самотечный фильтр для бассейна

Эпилог
Гирей у «Фонтана слез».
Вереницей бегут воспоминания, снова и снова воскрешая прекрасный образ Марии.

О СПЕКТАКЛЕ
Звездный час драмбалета ознаменовало появление в 1934 году в Ленинградском театре, еще не носившем тогда имени С.М. Кирова, спектакля «Бахчисарайский фонтан». В нем стремление приобщить хореографию к темам высокой литературы и ратование нового советского искусства за реалистичность выкристаллизовали новое направление развития балета.
«Бахчисарайский фонтан» рождался в атмосфере творческих дискуссий прогрессивной культурной элиты Ленинграда: профессора консерватории, авторитетного композитора и музыковеда Бориса Асафьева, определявшего в те годы художественную политику театра режиссера Сергея Радлова, дирижера Евгения Мравинского, художника Валентины Ходасевич, либреттиста Николая Волкова, критика Ивана Соллертинского. В эпицентре художественно-театральной жизни оказался и 27-летний хореограф Ростислав Захаров. Его, дебютанта в большой балетной форме, выпускника режиссерского факультета Ленинградского института сценических искусств, зарекомендовавшего себя постановками танцев в операх и пластики в спектаклях радловского Молодого театра, пригласили стать автором хореографии нового балета.
Вдохновленный недавно опубликованными «Письмами о танце» Новерра со вступительной статьей Соллертинского о действенности танца, молодой балетмейстер в новом спектакле стал переносить на балетную сцену хорошо усвоенные уроки режиссуры драмы. Танец подчас оставался на периферии внимания хореографа, балет рождался не из танца, а из действия, умело разыгранных мизансцен. В резонанс с предпочтениями постановщика вошел и актерский потенциал первых исполнителей. Выразительность назначенных на главные партии Галины Улановой и Константина Сергеева стала значительным вкладом в успех постановки. Раз и навсегда выбранный в «Бахчисарайском фонтане» творческий путь, постановка балетов-пьес, привел Захарова к признанию. Литературоцентризм стал «главной песней» Захарова и мейнстримом советского балета последующих двадцати лет. В поэтическую стихию балетного искусства, оперирующего исключительно категорией настоящего эмоционального (реального или нереального), вмещались бытовые подробности прозы. Недосказанность пушкинской поэзии требовала логических объяснений, и в «Бахчисарайском фонтане» появился новый персонаж – Вацлав, возлюбленный Марии, был включен в сюжет, чтобы подчеркнуть грань между миром, в котором была счастлива польская княжна Мария, и миром ее татарской неволи. Захаров приучил артистов к актерской работе над ролью, к неведомому им до того застольному периоду с режиссерским разбором характеров, конфликтов. И не случайно об исполнителях эпохи драмбалета нередко говорят: «Балерина – актриса, танцовщик – актер». Воплотить на сцене характеры пушкинских героев и тем самым заложить традиции актерской выразительности в советском балете стало миссией поколения 1930-1940-х. А зрителя Захаров и его единомышленники по воцарившемуся на советской сцене течению так называемого драмбалета приучили к вопросу «О чем танцуют?» Желая быть понятым, хореограф заставил зрителя думать и, порой, тем самым забыть о красноречии ненагруженного словесным подстрочником танца.
Ольга Макарова

Мировая премьера – 28 сентября 1934 года, Государственный академический театр оперы и балета (Мариинский), Ленинград

Рубрики: Танец/Балет

Метки: Мариинский театр

Процитировано 12 раз
Понравилось: 23 пользователям

Источник

Оцените статью