Формой договора морской перевозки грузов является

Формой договора морской перевозки грузов является

Статья 117. Форма договора морской перевозки груза

1. Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме.

2. Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.

Судебная практика и законодательство — Кодекс торгового мореплавания РФ. Статья 117. Форма договора морской перевозки груза

Соглашением сторон вид транспортного документа прямо не определен, однако предусмотрено, что к их отношениям применяется материальное право Российской Федерации (пункт 9 договора от 03.03.2011). По смыслу статей 117 и 142 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации наличие и содержание договора морской перевозки подтверждаются коносаментом, который выдается перевозчиком. Равным образом пунктом 4 статьи 3 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года (г. Брюссель, 25.08.1924) предусмотрено, что коносамент создает презумпцию, если не будет доказано иное, приема перевозчиком грузов, как они в нем описаны.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе условия заключенного между обществом (судовладельцем) и компанией (фрахтователем) договора перевозки груза (пшеница продовольственная 3-го класса), в соответствии с которым фрахтователь должен был оплатить 100% фрахта путем перечисления на банковский счет судовладельца в течение трех банковских дней с момента подписания коносамента, но в любом случае до выхода судна за пределы территории Российской Федерации, установив, что в связи с просрочкой в оплате фрахта судовладелец на пути следования в порт выгрузки остановил судно на рейде N 5 Астраханского порта, руководствуясь положениями статей 359, 360, 395, 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 115, 117, 135, 152, 155, 160 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что причиной простоя судна явилось неисполнение обязательств ответчиком, что явилось основанием для удовлетворения иска.

Источник

Формы договора морской перевозки

Различают следующие формы договора морской перевозки:

Рейсовый чартер (voyage с/р) применяется в регулярном и трамповом судоходстве при перевозке массовых грузов судовыми партия­ми. «Фрахтователю для выполнения перевозки предоставляется все судно, определенная часть судна или определенные грузовые помещения. Перевозчик обязан предоставить судно, полно­стью подготовленное к выполнению предстоя­щего рейса, и после окончания погрузки на­править его с обычной скоростью в порт вы­грузки. Он не имеет права использовать суд­но для других, даже попутный перевозок, если это не согласовано с фрахтователем. Фрахто­ватель обязан предоставить согласованное количество груза, обеспечить погрузку-выгруз­ку в определенные сроки (сталийное время) и оплатить фрахт в соответствии с условиями договора. В специальных статьях чартера де­тально определены род и количество груза, порты погрузки-выгрузки и порядок их номинирования, количество причалов, сроки пода­чи судна под погрузку, порядок расчета ста­лийного времени, распределение между фрахтователем и перевозчиком расходов по грузо­вым операциям и т. д. По каждому из этих пунктов предусмотрены права и обязанности сторон в случае любых возможных отклоне­ний реальных условий рейса от согласован­ных в чартере (отсутствие «Необходимого ко­личества груза, простой в ожидании причала, опоздание судна ксогласованной дате погруз­ки, различные форс-мажорные обстоятельства). Все условия перевозки, а также ставка провоз­ной платы действительны только для догова­ривающихся сторон и только на период дан­ной сделки.

Заключение конкретных сделок произво­дится на базе типовых форм чартеров. Однако в процессе переговоров стороны вносят в стан­дартный типографский текст различные изме­нения, а также часто согласовывают специаль­ные дополнения к проформе (riper, addendum). Перед началом рейса капитану следует тща­тельно ознакомиться с чартером, всеми изме­нениями и дополнениями к нему, определить на этой основе свои обязанности по отноше­нию к фрахтователю (сроки подачи судна под погрузку, требования по подготовке грузовых помещений к погрузке, порядок подачи пред­варительных нотисов и Нотиса о готовности судна к грузовым операциям, количество гру­за, ограничения по осадке), а также изучить те пункты, по которым судовая администрация должна контролировать действия фрахтовате­ля. Особенно внимательно следует изучить чартер в том случае, если он заключен на ос­нове так называемой частной проформы. Такие проформы разрабатываются крупными отпра­вителями или их организациями и, как прави­ло, недостаточно учитывают интересы перевоз­чика.

Читайте также:  Опасно ли есть сырую морскую рыбу

Коносамент (Bill of Lading) как форма договора морской перевозки применяется обыч­но при доставке генеральных грузов в линейном судоходстве. В отличие от чартера он не пре­дусматривает обязанности перевозчика предо­ставить грузовладельцу определенное грузовое помещение. Отдельные партии груза могут быть размещены перевозчиком (капитаном) на судне по его усмотрению исходя из общих ин­тересов рейса. Только размещение груза на верхней палубе должно быть согласовано с Грузовладельцем, о чем делается отметка на лицевой стороне коносамента. Перевозчик имеет право после принятия данной партии грузить или выгружать любые другие грузы в том или ином порту линии, а также выпол­нять различные вспомогательные операции и ремонтные работы. Условия перевозки и тари­фы разрабатываются линейной компанией, действуют для всех грузоотправителей и в те­чение длительного периода — вплоть до изме­нения.

Букинг-нот (booking note) — предваритель­ная заявка грузовладельца с целые заброни­ровать на судне место для определенной пар­тии груза. Применяется обычно в линейном судоходстве. После подписания перевозчиком или его агентом букинг-нот приобретает характер договора морской перевозки. В нем оговариваются конкретные характеристики сделки:

2. порты погрузки и выгрузки,

Относительно остальных условий перевозки и ставки провозной платы дает­ся ссылка на коносамент и тарифы данной линии.

Берс-нот (berth note) — договор на пере­возку попутных массовых грузов. Использует­ся как в линейном, так и в трамповом судо­ходстве, обычно при погрузке в том же порту (на том же причале), где принимается основ­ной груз. В отличие от букинг-нота содержит ряд статей, характерных для чартерных пере­возок:

1. порядок расчета сталийного времени,

2. распределение расходов по грузовым операци­ям,

В части остальных коммерческо-правовых условий в берс-ноте дается ссылка на одну из типовых проформ чартеров.

Особым видом договора морской перевозки является генеральный контракт (general contract). Он представляет собой долгосрочное соглашение на перевозку регулярными рейсами определенного количества груза данного фрах­тователя. Для выполнения своих обязательств перевозчик имеет право привлекать не только собственный, но и арендованный тоннаж, ис­пользовать одно или несколько судов, произво­дить без согласования с грузовладельцем за­мену судов в течение срока договора. Основ­ные условия генерального контракта:

Читайте также:  От вокзала евпатория до моря

1. срок действия договора с указанием конкретных дат его начала и окончания;

2. порты (ренджи) погрузки и выгрузки;

3. род и особые транспорт­ные свойства груза;

4. общее количество грузов и распределение перевозок по месяцам (в тон­нах, либо по числу рейсов),

5. тип и грузоподъем­ность судов, которые перевозчик может ис­пользовать для выполнения договора,

6. мини­мальный интервал подачи судов под погрузку.

Часто в контракте устанавливаются ограниче­ния по возрасту и размерениям судов (длина, осадка в полном грузу), требования по приспо­собленности к грузовым работам, к перевозке пакетированного груза, по наличию ледового класса и др.

Фрахтовые ставки дифференцируются в зависимости от конкретных портов погрузки-выгрузки. Кроме того, при заключении долго­срочных контрактов могут быть предусмотрены сезонные надбавки (например, в осенне-зимний период) либо порядок регулярного пере­смотра ставок с учетом изменения конъюнкту­ры фрахтового рынка. Контракт оформляется на основе одной из типовых проформ чартеров и определяет единые условия перевозок на весь период договора. На каждый отдельный рейс выписывается отдельный чартер либо пе­ревозки выполняются по коносаменту со ссылкой в части условий фрахтования на гене­ральный контракт.

За оговоренный срок до подачи очередно­го судна под погрузку (обычно за 10—20 сут.) перевозчик должен сообщить фрахтователю его название и грузоподъемность. Перевозчик оплачивает все дополнительные расходы и простои, вызванные несоответствием характе­ристик судна условиям контракта или наруше­нием графика подачи судов под погрузку.

Источник

5.2. Виды договора морской перевозки. Основные условия договора морской перевозки

Основной объем грузооборота мировой внешней торговли приходится на международные морские перевозки — почти 60%. Поэтому целесообразно рассмотреть организацию перевозочного процесса на данном виде транспорта более подробно.

На морском транспорте различают линейные и трамповые виды сообщений. Под линейным судоходством понимается такая форма транспортных услуг, при которой судовладелец организует регулярное движение судов между обусловленными портами по заранее объявленному расписанию.

Читайте также:  Имена морским свинкам девочкам необычные

Договором морской перевозки в линейном сообщении является коносамент. Коносамент — это документ, выдаваемый перевозчиком и удостоверяющий принятие груза к перевозке с обязательством доставить его в порт назначения и выдать получателю. Коносамент выполняет три функции:

  1. является договором морской перевозки в линейном судоходстве;
  2. удостоверяет получение груза перевозчиком у отправителя;
  3. выступает как товарораспорядительный документ.
  1. фрахтование на один рейс. В этом случае после сдачи груза получателю и окончания всех расчетов по данному рейсу обе стороны свободны от взаимных обязательств;
  2. фрахтование судна на несколько последовательных рейсов. По данному договору судовладелец после завершения первого рейса обязан немедленно направить судно во второй, затем в третий и т.д. до выполнения всего согласованного количества рейсов;
  3. фрахтовый контракт представляет собой соглашение о перевозке регулярными рейсами определенного количества груза данного фрахтователя в течение оговоренного календарного периода.
  • букинг-нот (booking note) — предварительная заявка грузовладельца с целью забронировать на судне место для определенной партии груза. Применяется обычно в линейном судоходстве;
  • бэрс-нот (berth note) — договор на перевозку попутных массовых грузов. Используется как в линейном, так и в трамповом судоходстве, обычно при погрузке в том же порту, где принимается основной груз.
  1. Option ofthe ports (опцион портов) — В чартере перечисляются несколько возможных портов погрузки И выгрузки, и при выполнении рейса фрахтователь имеет право направить судно в любой из них.
  2. Range (район побережья) — в чартере указывается участок морского побережья, ограниченный двумя портами, ИЛИ морской бассейн. При выполнении рейса фрахтователь имеет право направить судно в любой порт этого участка, включая оба ограничивающие порта.
  3. Broad charter-party (широкий чартер) — опцион участков побережья. В чартере указывается несколько районов, и при выполнении рейса фрахтователь имеет право направить судно в любой из них.
  4. Direct port (конкретные порты) — указывается один или несколько конкретных портов погрузки и один или несколько портов выгрузки. При этом обязательно захо­дить во все указанные порты во время данного рейса.
  • судовладелец несет расходы по оплате грузовых работ и в порту погрузки, и в порту выгрузки (gross terтs);
  • судовладелец свободен от оплаты по грузки, но несет расходы по укладке груза и его выгрузке (ifree in);
  • судовладелец свободен от оплаты погрузки и укладки груза, но несет расходы по выгрузке (ifree in and stowed);
  • судовладелец свободен от оплаты выгрузки, но оплачивает по грузку и укладку груза (ifгee out);
  • судовладелец свободен от расходов по погрузке и выгрузке груза, но оплачивает его укладку (ifгee in and out);
  • судовладелец свободен от оплаты погрузки, выгрузки и укладки груза (ifгee in and out and stowed).

Источник

Оцените статью