Формой договора морской перевозки грузов является
Статья 117. Форма договора морской перевозки груза
1. Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме.
2. Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.
Судебная практика и законодательство — Кодекс торгового мореплавания РФ. Статья 117. Форма договора морской перевозки груза
Соглашением сторон вид транспортного документа прямо не определен, однако предусмотрено, что к их отношениям применяется материальное право Российской Федерации (пункт 9 договора от 03.03.2011). По смыслу статей 117 и 142 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации наличие и содержание договора морской перевозки подтверждаются коносаментом, который выдается перевозчиком. Равным образом пунктом 4 статьи 3 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года (г. Брюссель, 25.08.1924) предусмотрено, что коносамент создает презумпцию, если не будет доказано иное, приема перевозчиком грузов, как они в нем описаны.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе условия заключенного между обществом (судовладельцем) и компанией (фрахтователем) договора перевозки груза (пшеница продовольственная 3-го класса), в соответствии с которым фрахтователь должен был оплатить 100% фрахта путем перечисления на банковский счет судовладельца в течение трех банковских дней с момента подписания коносамента, но в любом случае до выхода судна за пределы территории Российской Федерации, установив, что в связи с просрочкой в оплате фрахта судовладелец на пути следования в порт выгрузки остановил судно на рейде N 5 Астраханского порта, руководствуясь положениями статей 359, 360, 395, 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 115, 117, 135, 152, 155, 160 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что причиной простоя судна явилось неисполнение обязательств ответчиком, что явилось основанием для удовлетворения иска.
Источник
Формы договора морской перевозки
Различают следующие формы договора морской перевозки:
Рейсовый чартер (voyage с/р) применяется в регулярном и трамповом судоходстве при перевозке массовых грузов судовыми партиями. «Фрахтователю для выполнения перевозки предоставляется все судно, определенная часть судна или определенные грузовые помещения. Перевозчик обязан предоставить судно, полностью подготовленное к выполнению предстоящего рейса, и после окончания погрузки направить его с обычной скоростью в порт выгрузки. Он не имеет права использовать судно для других, даже попутный перевозок, если это не согласовано с фрахтователем. Фрахтователь обязан предоставить согласованное количество груза, обеспечить погрузку-выгрузку в определенные сроки (сталийное время) и оплатить фрахт в соответствии с условиями договора. В специальных статьях чартера детально определены род и количество груза, порты погрузки-выгрузки и порядок их номинирования, количество причалов, сроки подачи судна под погрузку, порядок расчета сталийного времени, распределение между фрахтователем и перевозчиком расходов по грузовым операциям и т. д. По каждому из этих пунктов предусмотрены права и обязанности сторон в случае любых возможных отклонений реальных условий рейса от согласованных в чартере (отсутствие «Необходимого количества груза, простой в ожидании причала, опоздание судна ксогласованной дате погрузки, различные форс-мажорные обстоятельства). Все условия перевозки, а также ставка провозной платы действительны только для договаривающихся сторон и только на период данной сделки.
Заключение конкретных сделок производится на базе типовых форм чартеров. Однако в процессе переговоров стороны вносят в стандартный типографский текст различные изменения, а также часто согласовывают специальные дополнения к проформе (riper, addendum). Перед началом рейса капитану следует тщательно ознакомиться с чартером, всеми изменениями и дополнениями к нему, определить на этой основе свои обязанности по отношению к фрахтователю (сроки подачи судна под погрузку, требования по подготовке грузовых помещений к погрузке, порядок подачи предварительных нотисов и Нотиса о готовности судна к грузовым операциям, количество груза, ограничения по осадке), а также изучить те пункты, по которым судовая администрация должна контролировать действия фрахтователя. Особенно внимательно следует изучить чартер в том случае, если он заключен на основе так называемой частной проформы. Такие проформы разрабатываются крупными отправителями или их организациями и, как правило, недостаточно учитывают интересы перевозчика.
Коносамент (Bill of Lading) как форма договора морской перевозки применяется обычно при доставке генеральных грузов в линейном судоходстве. В отличие от чартера он не предусматривает обязанности перевозчика предоставить грузовладельцу определенное грузовое помещение. Отдельные партии груза могут быть размещены перевозчиком (капитаном) на судне по его усмотрению исходя из общих интересов рейса. Только размещение груза на верхней палубе должно быть согласовано с Грузовладельцем, о чем делается отметка на лицевой стороне коносамента. Перевозчик имеет право после принятия данной партии грузить или выгружать любые другие грузы в том или ином порту линии, а также выполнять различные вспомогательные операции и ремонтные работы. Условия перевозки и тарифы разрабатываются линейной компанией, действуют для всех грузоотправителей и в течение длительного периода — вплоть до изменения.
Букинг-нот (booking note) — предварительная заявка грузовладельца с целые забронировать на судне место для определенной партии груза. Применяется обычно в линейном судоходстве. После подписания перевозчиком или его агентом букинг-нот приобретает характер договора морской перевозки. В нем оговариваются конкретные характеристики сделки:
2. порты погрузки и выгрузки,
Относительно остальных условий перевозки и ставки провозной платы дается ссылка на коносамент и тарифы данной линии.
Берс-нот (berth note) — договор на перевозку попутных массовых грузов. Используется как в линейном, так и в трамповом судоходстве, обычно при погрузке в том же порту (на том же причале), где принимается основной груз. В отличие от букинг-нота содержит ряд статей, характерных для чартерных перевозок:
1. порядок расчета сталийного времени,
2. распределение расходов по грузовым операциям,
В части остальных коммерческо-правовых условий в берс-ноте дается ссылка на одну из типовых проформ чартеров.
Особым видом договора морской перевозки является генеральный контракт (general contract). Он представляет собой долгосрочное соглашение на перевозку регулярными рейсами определенного количества груза данного фрахтователя. Для выполнения своих обязательств перевозчик имеет право привлекать не только собственный, но и арендованный тоннаж, использовать одно или несколько судов, производить без согласования с грузовладельцем замену судов в течение срока договора. Основные условия генерального контракта:
1. срок действия договора с указанием конкретных дат его начала и окончания;
2. порты (ренджи) погрузки и выгрузки;
3. род и особые транспортные свойства груза;
4. общее количество грузов и распределение перевозок по месяцам (в тоннах, либо по числу рейсов),
5. тип и грузоподъемность судов, которые перевозчик может использовать для выполнения договора,
6. минимальный интервал подачи судов под погрузку.
Часто в контракте устанавливаются ограничения по возрасту и размерениям судов (длина, осадка в полном грузу), требования по приспособленности к грузовым работам, к перевозке пакетированного груза, по наличию ледового класса и др.
Фрахтовые ставки дифференцируются в зависимости от конкретных портов погрузки-выгрузки. Кроме того, при заключении долгосрочных контрактов могут быть предусмотрены сезонные надбавки (например, в осенне-зимний период) либо порядок регулярного пересмотра ставок с учетом изменения конъюнктуры фрахтового рынка. Контракт оформляется на основе одной из типовых проформ чартеров и определяет единые условия перевозок на весь период договора. На каждый отдельный рейс выписывается отдельный чартер либо перевозки выполняются по коносаменту со ссылкой в части условий фрахтования на генеральный контракт.
За оговоренный срок до подачи очередного судна под погрузку (обычно за 10—20 сут.) перевозчик должен сообщить фрахтователю его название и грузоподъемность. Перевозчик оплачивает все дополнительные расходы и простои, вызванные несоответствием характеристик судна условиям контракта или нарушением графика подачи судов под погрузку.
Источник
5.2. Виды договора морской перевозки. Основные условия договора морской перевозки
Основной объем грузооборота мировой внешней торговли приходится на международные морские перевозки — почти 60%. Поэтому целесообразно рассмотреть организацию перевозочного процесса на данном виде транспорта более подробно.
На морском транспорте различают линейные и трамповые виды сообщений. Под линейным судоходством понимается такая форма транспортных услуг, при которой судовладелец организует регулярное движение судов между обусловленными портами по заранее объявленному расписанию.
Договором морской перевозки в линейном сообщении является коносамент. Коносамент — это документ, выдаваемый перевозчиком и удостоверяющий принятие груза к перевозке с обязательством доставить его в порт назначения и выдать получателю. Коносамент выполняет три функции:
- является договором морской перевозки в линейном судоходстве;
- удостоверяет получение груза перевозчиком у отправителя;
- выступает как товарораспорядительный документ.
- фрахтование на один рейс. В этом случае после сдачи груза получателю и окончания всех расчетов по данному рейсу обе стороны свободны от взаимных обязательств;
- фрахтование судна на несколько последовательных рейсов. По данному договору судовладелец после завершения первого рейса обязан немедленно направить судно во второй, затем в третий и т.д. до выполнения всего согласованного количества рейсов;
- фрахтовый контракт представляет собой соглашение о перевозке регулярными рейсами определенного количества груза данного фрахтователя в течение оговоренного календарного периода.
- букинг-нот (booking note) — предварительная заявка грузовладельца с целью забронировать на судне место для определенной партии груза. Применяется обычно в линейном судоходстве;
- бэрс-нот (berth note) — договор на перевозку попутных массовых грузов. Используется как в линейном, так и в трамповом судоходстве, обычно при погрузке в том же порту, где принимается основной груз.
- Option ofthe ports (опцион портов) — В чартере перечисляются несколько возможных портов погрузки И выгрузки, и при выполнении рейса фрахтователь имеет право направить судно в любой из них.
- Range (район побережья) — в чартере указывается участок морского побережья, ограниченный двумя портами, ИЛИ морской бассейн. При выполнении рейса фрахтователь имеет право направить судно в любой порт этого участка, включая оба ограничивающие порта.
- Broad charter-party (широкий чартер) — опцион участков побережья. В чартере указывается несколько районов, и при выполнении рейса фрахтователь имеет право направить судно в любой из них.
- Direct port (конкретные порты) — указывается один или несколько конкретных портов погрузки и один или несколько портов выгрузки. При этом обязательно заходить во все указанные порты во время данного рейса.
- судовладелец несет расходы по оплате грузовых работ и в порту погрузки, и в порту выгрузки (gross terтs);
- судовладелец свободен от оплаты по грузки, но несет расходы по укладке груза и его выгрузке (ifree in);
- судовладелец свободен от оплаты погрузки и укладки груза, но несет расходы по выгрузке (ifree in and stowed);
- судовладелец свободен от оплаты выгрузки, но оплачивает по грузку и укладку груза (ifгee out);
- судовладелец свободен от расходов по погрузке и выгрузке груза, но оплачивает его укладку (ifгee in and out);
- судовладелец свободен от оплаты погрузки, выгрузки и укладки груза (ifгee in and out and stowed).
Источник