Фонтан у Казанского собора
Станция метро: Невский проспект
Фонтан в парке у Казанского собора — один из 3-х фонтанов-поилок, созданных Томом де Томоном. Он был построен на 13-ой версте дороги, идущей из Петербурга в Царское Село. Это небольшое сооружение появилось у Казанского собора в 1899 – 1900 годах и стало одним из тех памятников, которые формируют неповторимый облик города на Неве. Начиная с середины XVIII века, богатые вельможи Петербурга стали украшать свои усадьбы такими неповторимыми творениями, приглашая для этого иностранных скульпторов, в основном из Италии. В сквер перед Казанским собором фонтан был перенесен с Пулковского шоссе в 1935 году, где простоял более ста лет.
Французский архитектор Ж. Тома де Томон проектировал фонтан не только как декоративный элемент, чтобы украсить оживленную магистраль, но и для того, чтобы его водой смогли напоить утомившихся лошадей.
Сооружение состоит из тяжелого гранитного цоколя серого цвета, который является подставкой для верхнего участка фонтана, выполненного в форме полуцилиндра. Торцовая часть полуцилиндра имеет вид глухой арки, опирающейся на тяжелый плинт. На гранитном блоке высечена маска Нептуна, который считается богом всех морей. В гранитные чаши стекает вода и наполняет их, что было удобно для того, чтобы напоить лошадей.
Жан Тома де Томон – архитектор и рисовальщик из Франции, который учился своему ремеслу в Италии, а потом работал в России. В Санкт-Петербург он попал в 1799 году по приглашению князя А. М. Голицына. Высшее общество Петербурга было очаровано его карандашными и акварельными рисунками. В 1801 году по желанию императора Александра I Тома де Томон заново отреставрировал Большой театр, за что ему был пожалован титул придворного архитектора.
По давно заведенной традиции именно этот фонтан в апреле запускают самым первым, ежегодно открывая сезон фонтанов.
Полное копирование материалов сайта запрещено. Частичное копирование (не более 30%) разрешено с указанием активной ссылки на страницу материала.
Источник
Фонтан у Казанского собора
Аудиогид
Фотографии
Все, кто приходит в Казанский собор или проходит мимо по Невскому проспекту, обращают внимание на большой фонтан, украшающий зелёную полянку. Он появился у собора в ХХ веке. Но не всем заметен ещё один фонтан – со стороны западного фасада храма и Казанской улицы.
Гранитное четырёхугольное сооружение – сдержанное и строгое, классическое во всех отношениях. Нижняя часть его представляет собой чаши, наполняемые водой, а верхняя – глухую арку с ликом Нептуна, изо рта которого льется вода. Полукругом выбита дата: «1809 года». Да, этот фонтан на столетие старше центрального. Он не сразу оказался здесь, а был перенесён в 1935 году с Пулковского шоссе, где больше века простоял на 13-й версте по пути в Царское Село.
Создатель этого фонтана – французский архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон, приглашённый в Санкт-Петербург в конце XVIII века. Он спроектировал и возвел три фонтана, которые призваны были не только украшать долгую дорогу из Петербурга в Царское Село, радуя глаз путников, но и имели практическое предназначение: напоить уставших лошадей. Поэтому эти творения называют «фонтаны-поилки». Два других «брата» можно увидеть на Сенной площади и у Пулковского холма, на повороте к Царскому Селу.
Сейчас фонтан-поилка у Казанского собора потерял свою утилитарность, оставшись служить исключительно произведением искусства. Вместе с большим фонтаном его первым запускают в апреле, открывая сезон, и последним отключают в октябре.
Источник
Воронихинский сквер
Воронихинский сквер располагается вдоль Казанской улицы напротив главного, западного входа в Казанский собор. Это пространство было задумало автором проекта собора архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным как площадь перед входом в храм, откуда было бы лучше наблюдать западный портик здания. Она должна была использоваться для стоянки экипажей.
Предложение об устройстве площади поступило от зодчего в 1805 году. Императрица Мария Фёдоровна согласилась уступить для этого часть сада Воспитательного дома, состоявшего под её управлением. При расчистке места был снесён служебный флигель, в котором обитали служащие Воспитательного дома. Для них в 1809-1810 годах Воронихин построили новое каменное здание, примыкающее к дому №1 по Казанской улице (№25 по Невскому проспекту). Официальная передача территории от Ведомства Опекунского совета к Комитету Казанского собора состоялась в 1811 году. При этом право собственности фактически всё-равно оставалось за Опекунским советом, который согласно приказу императрицы платил за собор арендную плату.
Создание обрамляющей площадь ограды началось в 1811 году. В мае «Комиссия о построении Казанской церкви» объявила конкурс на поставку материалов для решётки. В июне были приглашены рабочие, которые до конца года соорудили одну из самых красивых в Петербурге оград. Её дуга (длиной 153 метра) оградила площадь от сада Воспитательного дома. Решётка была изготовлена на заводе Ч. Берда. Модели для отливки орнаментальных украшений из чугуна изготовил по рисункам Воронихина резчик Василий Захаров [2, с. 20].
Ограда упирается в два постамента, на которых Воронихин планировал разместить гранитные статуи апостолов Петра и Павла [1, с. 83]. Для них под Выборгом были изготовлены две гранитные глыбы весом около 1 500 пудов. Одна из них утонула при погрузке на баржу, а вторая упала с платформы при её транспортировке к храму по улицам Петербурга. Несколько десятилетий кусок скалы перегораживал Аптекарский переулок. В конце концов этот камень пригодился для строительства фундамента Спаса-на-крови. Утонувшая глыба в 1911 году пошла на изготовление пьедестала памятника адмиралу С. О. Макарову в Кронштадте.
Площадь перед западным фасадом Казанского собора так и не стала использоваться по прямому назначению. Её роль взяла на себя площадь со стороны Невского проспекта (Казанская площадь). Постепенно решался вопрос окончательной передачи этой территории Казанскому собору. Площадь стала принадлежать храму только в 1830 году, но арендную плату после смерти императрицы Марии Фёдоровны в 1828 году вносил Кабинет её величества.
Неиспользуемое пространство близ Невского проспекта долго не могло оставаться таковым. Но лишь к 1859 году относится первая заявка художника архитектуры В. В. Келлера, собиравшегося построить здесь павильон для торговли цветами. Тогда же император Александр II предлагал Российскому обществу садоводства устроить здесь свой цветник для продажи растений. Но Общество не выразило достаточного энтузиазма, так как его главной целью было распространение цветов среди жителей Петербурга, а не получение прибыли. Позже конкурентом Келлера за место у Казанского собора стал купец Ушаков, предложивший более выгодные условия аренды.
Планам потенциальных арендаторов помешали служители Казанского собора. Они захотели построить на площади часовню и установить вдоль Мещанской (ныне Казанской) улицы металлическую ограду, дабы окончательно закрепить за собой территорию. Государь согласился с представителями церкви и распорядился перенести постройку цветочного павильона в создаваемый тогда сквер на Исаакиевской площади.
Для осуществления своих планов притч Казанского собора в 1862 году обратился в Управление путей сообщения с просьбой об окончательном закреплении за собой прав на территорию у западного фасада храма. Но I Округ путей сообщений засомневался в правильности такого решения и отказал в выдаче разрешений на постройку здесь каких-либо зданий.
После отказа собору площадь вернул себе Опекунский совет правления сиротских заведений, что было оформлено приказом от 10 апреля 1865 года. А ещё в начале этого года совет огородил участок вдоль Мещанской улицы и заказал архитектору Г. Х. Штегеману (служившему как раз в Опекунском совете) проект сквера внутри Воронихинской ограды. Проект и рисунки сквера были утверждены императором 27 февраля. Как раз в это время в Петербурге проводилась работа по ликвидации пустых участков в центре города. Создание здесь, на одном из таких участков, сквера вошло в общий план.
Сквер на месте площади был организован очень быстро, в том же году. В июле об этом сообщали петербургские газеты. Устройство зелёных насаждений по утверждённому проекту взял на себя садовник И. Альвардт. На месте площади появились газоны, прямые и извилистые дорожки. Сквер получил среди петербуржцев два названия: Воронихинский и Казанский.
В июле 1866 года архитектор Штегеман представлял проект и сметы на устройство в сквере беседки, ретирадника (туалета) и 13 скамеек. Одновременно с ним был принят проект архитектора Макарова, поступившего тогда на службу в Опекунский совет. Реализован оказался последний.
Начало застройки Воронихинского сквера было положено в 1867-1868 годах. Тогда иностранному предпринимателю Энгелю власти Петербурга разрешили торговать в городских садах и парках парным молоком. А для этого потребовалось устроить не только торговые павильоны, но и коровники. Так как Воронихинский сквер принадлежал Опекунскому совету, разрешение на строительство 15 апреля 1869 года выдал принц Ольденбургский. В 1894 году разрешение на устройство здесь оранжереи получил садовник К. К. Ремпен. Тогда же в сквере установили фотографический павильон Левицкого, любимого фотографа императора Александра III. Чуть позже здесь появились табачная лавка, сеновалы, собачьи будки, сараи. На месте одноэтажного павильона фотограф Левицкий построил двухэтажный каменный дом, а Ремпен с сыном пристроили к оранжерее каменный магазин.
Так как по другую сторону Воронихинской ограды продолжал существовать сад, по которому гуляли воспитанницы Сиротского института, территорию сквера загородили от их взоров железными листами и досками. Ограда оказалось сильно повреждена, ржавчина насквозь проела её детали.
Планы по восстановлению Воронихинского сквера появились только перед празднованием 100-летия войны 1812 года. Это место предлагалось использовать для юбилейных торжеств. Высказывались соображения о постройке в сквере нового памятника, например императрице Марии Фёдоровне. Но начавшаяся Первая мировая война и события 1917 года помешали осуществлению этих задумок.
Воронихинский сквер расчистили только в конце 1920-х годов. Кроме всего прочего здесь пришлось снести две часовни, находившиеся по концам ограды. Как они появились — неизвестно. В 1934-1935-х годах с Пулковского шоссе сюда перенесли гранитный фонтан-водопой, созданный по проекту архитектора Тома де Томона каменных дел мастером Генри Гроуером. На Пулковском шоссе он находился с 1809 года.
В послевоенные годы в Воронихинском сквере проводился капитальный ремонт с подсадкой новых деревьев. В 1975-1978 годах усилиями специалистов завода «Буммаш» (бывший «Сан-Галли») была отреставрирована ограда. При этом 8000 деталей пришлось изготовить заново.
Очередной капитальный ремонт Воронихинского сквера проводился в 2003-2005 годах. Тогда же с его южной стороны появилось новое здание торгового центра (проект архитектурной мастерской «Рейнберг и Шаров»), сразу вызвавшее резкую критику. Многие петербуржцы посчитали неуместным фон стеклянных конструкций современного здания для классических Казанского собора и ограды Воронихинского сквера. Но с течением времени об этой постройке стало появляться всё больше положительных отзывов, петербуржцы стали к ней привыкать.
Источник
Жара в Петербурге: фонтаны-поилки лошадей не спасут
Запряженные в кареты и ландо кони вновь целыми днями стоят на раскаленной брусчатке Дворцовой площади, зачастую без еды и воды.
И если извозчики еще могут раздеться, то лошадям приходится тяжелее. Им даже попить в мегаполисе негде.
Но так было не всегда. В 18-19 веках лошадям было, где утолить жажду, как в городе, так и по дороге из него. Их спасали фонтаны-поилки. Уже начиная с основания Петербурга, фонтаны стали неотъемлемой частью городского убранства. Почти все они утеряны. Исключением, пожалуй, может служить малоизвестный фонтан в саду Института экспериментальной медицины, построенный в1872-1873 годы, и платформы Витебского вокзала (1901-1904 ).
Украшают город и поилки, ставшие туристическими достопримечательностями: фонтан на Сенной площади и у решетки Воронихина возле Казанского собора.
Но их историческое предназначение давно забыто, да и места эти не родные. Раньше они стояли на дороге из Петербурга в Царское Село. Это объясняется ее особым привилегированным положением и очень небольшой протяженностью. Ранее здесь находилось, как минимум, пять фонтанов, в том числе и фонтан «Нептун», стоящий на Сенной площади.
Этот фонтан сегодня — самая известная поилка города. И хотя по назначению она давно не используется, но отдохнуть рядом с ней горожане себе позволяют.
Изначально «Нептун» располагался в центре деревни Каменка (примерно в том месте сейчас расположена развязка КАД и съезд , в аэропорт «Пулково»). Он был заложен в 1809 году и простоял на этом месте почти полтора века.
Однако во время Великой Отечественной войны фонтан был разрушен. В 1945 г. его восстановили и перенесли на площадь Восстания, поставив на место разрушенной Знаменской церкви (сейчас здесь вестибюль метро «площадь Восстания»). Затем в 1950 г. фонтан вновь разобрали и перенесли в парк Победы, но и здесь он надолго не задержался. Через несколько лет после установки его сдали на хранение в музей городской скульптуры, где он и пролежал до 2003 года. К 300-летию Петербурга о «Нептуне» вспомнили и нашли фонтану место на Сенной площади.
Фонтан-поилка у решетки Воронихина возле Казанского собора также родом с Царскосельской дороги. Он был построен на 13-ой версте у станции «Четыре руки». Это место получило название по установленному у почтовой станции дорожному указателю в виде рук на столбе, установленном на перекрестке. Руки указывали направление дорог на Петербург, Царское Село, Москву и Петергоф. Фонтан находился рядом.
Он стоял на плите из серого гранита. Его украшал барельеф с датой сооружения — «1809 год». В сквере рядом Казанским собором фонтан был перемещен в 1935 году. Впрочем, на бывшей Царскосельский дороге, ныне Пулковским шоссе, сохранилось еще два фонтана-поилки. Они не менее знамениты, но в отличие от городских фонтанов — недействующие.
Это фонтан «Грот» (Пулковское шоссе, 65) и фонтан с четырьмя сфинксами (Пулковское шоссе, 53).
Фонтан-водомет «Грот» заработал в 1809 году. Он был возведен на месте родника. За создание фонтана «архитекторам Воронихину и Томону были пожалованы «перстни ценою каждый по семьсот рублей».
Пещера-грот, наполовину «вросшая» в склон, украшала путь в Царское село (ныне город Пушкин) почти полтора века. До Великой Отечественной войны. В ходе боев за Пулковские высоты Грот использовался как перевязочный пункт. В послевоенные годы он был фактически заброшен и продолжается разрушаться и сегодня. В настоявший момент украшением Пулковского шоссе его назвать сложно.
Относительно недалеко от грота и ближе к Петербургу сохранился и фонтан-поилка с четырьмя сфинксами. В народе получивший имя «фонтан с ведьмами» или «ведьмячий фонтан». Дело в том, что сфинксы, охраняющие поилку, очень нетипичны. У них женские головы.
Фонтан устроили в центре деревенской площади Подгорного Пулково в 1809 году. В 19 веке рядом с фонтаном находился почтовый двор и трактир, где отдыхали путешественники. К примеру, здесь останавливался А. С. Пушкин. Фонтан — единственная постройка, уцелевшая в селе Подгорное Пулково во время боев в годы Великой Отечественной войны. Возможно, его сберегли ведьмы-сфинксы. Однако помочь с водой они не смогли или не захотели. Сегодня это недействующий фонтан.
Последний фонтан-поилка находился на перекрестке у Средней Рогатки. Сегодня здесь площадь Победы.
Он получил имя «Старик» из-за по рельефной маски неизвестного улыбающегося бородатого божества. Вода падала изо рта маски в гранитную чашу.
Фонтан исчез в 1910-1920-е годы. Его судьба не известна.
Поилками в экстремальную жару могли служить и стенные фонтаны которые сохранились в Петербурге. Сегодня все они недействующие.
Источник