Фонтаны цвингера купревич история создания

Где провести выходные? В музее! Часть 2

У композитора Виктора Купревича есть фортепианная миниатюра с загадочным названием «Фонтаны Цвингера». Звуками передано постоянное движение струй, неумолчный говор льющейся воды, но загадка слова «Цвингер» не раскрывается…

Фонтаны Цвингера

А история фонтанов на этот раз имеет немецкие «корни». В средневековой Германии князья во всём копировали «короля-солнце», построившего Версаль. Дань французской моде сочеталась с научными интересами, такими как вторичное открытие фарфора мастерами Саксонии. Потому-то назначение Цвингера менялось.

Поначалу Цвингер, название которого связано с крепостью (буквально — место между двумя валами), построенный в Дрездене в начале XVIII века, был оранжереей, а позднее стал Королевским комплексом естественнонаучных музеев. Нам же интересен тот период, когда Цвингер существовал как место отдыха в восточном стиле. А удивиться тогда было чему, ведь в северной области Германии, где цитрусовые по-настоящему не вызревали, каждую весну расцветал сад, напоминающий иллюстрацию к сказкам про Аладдина. Деревца с оранжевыми и жёлтыми плодами, пахучими лавровыми листьями высаживались в кадки и в тёплое время года выносились прямо во двор.

Позднее, наряду с оранжереей, был выстроен фарфоровый замок Августа Сильного и «водяной театр», названный Купальней нимф. Гуляющие придворные, попадая в отдалённые уголки сада, как будто невзначай могли встретиться с древними божествами, фавнами, нимфами, тритонами и морскими чудовищами, а на балюстрадах увидеть детские фигурки и вазы с цветами.

Разрушенный в 1945 году американской авиацией Цвингер в 60-х годах был восстановлен. До наших дней здесь сохранился Японский дворец и выставлено самое большое в мире собрание фарфора.

Русские хороводы

Не отставала от Запада и Россия. Гатчинская мыза, или загородный охотничий дом, был щедрым подарком Екатерины II своему фавориту, любителю «красной потехи», графу Орлову. Впоследствии достаточно скромная задумка стараниями архитекторов и строителей стала великолепным дворцово-парковым ансамблем.

Сама природа с её живописным рельефом, родниковыми озёрами, с речками и протоками позволила создать в этом месте уникальный пейзажный парк. Любил загородную вотчину и постоянно там жил Павел I, при нём перед дворцом появился плац для военных парадов, регулярные сады, парковые павильоны, каменные ворота и мосты.

Позднее император Александр III избрал Гатчину своей резиденцией и в течение многих лет перестроенный и обновлённый дворец оставался самым любимым, родным и тёплым домом для всех членов императорской семьи.

В настоящее время дворец могут осмотреть все желающие, как, впрочем, это было и в прошлом. Экскурсовод, рассказывая о быте царской семьи, обязательно подчеркнёт, что члены царской фамилии и прислуга занимали лишь несколько комнат на первом этаже. На третьем этаже сохранились в неприкосновенности парадные интерьеры. Музейные атрибуты — картины, драгоценности из золота и серебра, предметы мебели, костюмы, скульптура, драпировки — дополняются живописным видом из окна. Немного воображения — и можно легко перенестись в XIX век, представив, как на полянке девушки водят хороводы, поют и играют, показывая важным, чаще иностранным, гостям идиллические картинки народной жизни.

Интерактивность: развлечение, отдых, обучение

Пришедшие из прошлого века новые «музейные» тенденции показали свою состоятельность и в веке нынешнем. Уже несколько десятков лет и в России, и на Западе успешно существует новый тип музея — интерактивный. Главная идея проста: отказываемся от привычного монолога экскурсовода и пассивного осмотра экспозиции, а вовлекаем людей в активное взаимодействие с экспонатами.

Испытать на себе «новинку» автору этих строк впервые довелось в Гатчинском музее. Для выхода царевен к купальне прямо из дворца строителями был прорыт довольно длинный тоннель. Оказавшись в прохладе таинственного полумрака и несмело ступая по каменному полу, мы по просьбе экскурсовода хором прокричали в невидимую глубину: «Кто здесь прави-и-ил?» И притихшие и окончательно заинтригованные услышали слабое эхо и угадали ответ: «Па-а-авел!»

О музейной тишине и скуке в этом случае можно забыть. Несколько часов и для отдельного посетителя, и для туристической группы пролетают незаметно. Увлекутся все: и школьники, и студенты, и семьи — бабушки-дедушки, папы-мамы с детьми.

В одном случае интерактивность достигается благодаря техническому оснащению. Такие музеи есть в крупных городах России, за рубежом.

Например, музей Виктории и Альберта в Англии. Отдел британского искусства всю информацию о портрете или пейзаже позволяет получить простым нажатием кнопки. Прямо в зале музея можно собрать причудливую старинную раму из магнитиков, одеть куклу в старинные костюмы, смастерить антикварное кресло, заодно по описаниям разобравшись с отличиями в стилях «барокко» и «рококо». Желающим сделать выписки из древних английских манускриптов работники музея предложат присесть на раскладные стулья и снабдят бумагой и карандашом.

Читайте также:  26666 хлоргенератор озонатор для бассейнов intex

Другой же случай — наш. Региональный, природный, экологичный. Музеев деревянного зодчества в России много, вот их неполный список: в Костроме, на территории Ипатьевского монастыря, «Лесная крепость» под Москвой, «Хохловка» в Пермском крае, в уральском посёлке Нижняя Синячиха, на территории усадьбы помещиков Львовых в Тверской области, Новгородский музей Витославицы, «Костромская слобода», «Малые Корелы» недалеко от Архангельска, Томский музей деревянного зодчества и, наиболее известный, музей-заповедник на острове Кижи.

Памятники деревянного зодчества на Руси — явление уникальное, не имеющее аналогов в мире. Первенство по количеству строений у музея «Малые Корелы»: на 140 га располагается 120 памятников деревянного зодчества, а по посещаемости впереди оказывается Суздаль — 250 000 туристов в год.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • pin ap (4)
  • Антиквариат (16)
  • Виртуальные путешествия (19)
  • дворцы Англии (5)
  • дворцы и замки Германии (8)
  • дворцы России (8)
  • детское (7)
  • духовное (10)
  • женские портреты (9)
  • женские портреты (8)
  • живопись (68)
  • живопись 2 (3)
  • замки Англии (3)
  • замки и дворцы Франции (12)
  • замки мира (17)
  • здоровье (52)
  • исторические особы (27)
  • красивые вещи (23)
  • красивые вещи (21)
  • куклы (17)
  • кулинария (6)
  • мебель (10)
  • музыка (4)
  • плейлисты (2)
  • полезная информация (8)
  • природа (6)
  • сады и парки (15)
  • танцы’ балет (9)
  • техника (8)
  • умные мысли и юмор (2)
  • фарфор (5)
  • фильмы (2)
  • фотонатюрморты (5)
  • ювелирное (31)
  • ювелирные украшения Индии (3)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Немецкое барокко: Дрезденский Цвингер

Немецкое барокко:Дрезденский Ц в и н г е р(1)

Дрезденский Цвингер — архитектурный комплекс в Дрездене в стиле позднего барокко и неоренессанс с внутренним садом. Название происходит от его местоположения, в средневековье цвингером называли часть крепости между наружной и внутренней крепостными стенами (в русском языке использовался термин захаб).Дворцовый ансамбль Цвингер построен в лучших традициях барокко – сложная геометрия с изящными деталями. Шесть двухэтажных павильонов, соединенных одноэтажными галереями образуют внутренний двор размером почти с два футбольных поля.

Дворцовый комплекс отличается своеобразным архитектурным решением.

Здания ансамбля Цвингера обрамляют прямоугольный двор с фонтанами: прямые линии изящных галерей разбавлены дугообразными воротами и нарядными павильонами. Здесь не найти ровных фасадов: ниши, колонны, многочиленные скульптурные образы, богатство мотивов и форм создают живописный рельеф.

Цвингер строился около 20 лет при Августе II Сильном , короле Польском (1697–1704 и 1709–1733) и курфюрсте Саксонском (Фридрих Август I, 1694–1733), и свой окончательный облик получил почти случайно.

Август II Сильный

С самого начала для его строительства не создавалось четких планов, кроме того, несколько раз в процессе возведения зданий менялось назначение Цвингера: задумывался он как оранжерея, а в результате стал Королевским комплексом естественнонаучных музеев.

«Коронные ворота», правая сторона — музей фарфора, левая — музей старинных научных приборов

Южной границей Цвингера служат Прямые галереи и Коронные ворота, увенчанные королевской короной из золоченой меди, а северной – пристроенное в середине 19 в. здание Картинной галереи. С восточной и западной стороны композиция почти зеркально повторяется: Закругленные галереи в плане образуют подобие подковы, опирающейся на два небольших павильона.

Резиденция саксонских курфюрстов – Дрезден начала 18 в. представлял собой мощную крепость звездчатой формы. Такие контуры возникли из-за того, что бастионы, сложенные из плит песчаника (самого красивого и дорогого материала страны), резко выдавались вперед.

Выход на театральную площадь через триумфальную арку с памятником королю Иоганну

Там, где сейчас расположен Цвингер, находился бастион «Луна», а внутри его располагался сад Цвингер, название которого было связано с крепостью. В тогдашнем фортификационном деле – науке о строительстве укреплений – понятие «цвингер» означало место между двумя сходящимися под острым углом валами.

Павильон на валу

По центру западной «подковы» расположился Павильон на валу. Два небольших павильона, соединенных с ним Закругленными галереями, называются Физико-математическим (по названию коллекции, которая в нем находится почти 300 лет) и Французским, так как на его верхнем этаже размещались картины французских мастеров

В 1709 Август Сильный дал распоряжение своим архитекторам построить на внутренней стороне цвингеровского вала оранжерею. Слово «оранжерея» (франц. оrangerie, от orange – апельсин) происходит от названия апельсиновых деревьев, но оранжереи предназначались и для других экзотических деревьев (лавров, лимонов).

Скульптурная группа верхней части павильона на валу

Лимоны и апельсины на севере не вызревают, но даже недозрелые плоды ярко окрашены. В теплое время года растения в кадках выносили во двор и составляли из них целые аллеи, по которым прогуливались придворные как по волшебному саду.

Читайте также:  Приставы по борисовским прудам

Наряду с оранжереей, которой первоначально и был Цвингер, на противоположном берегу Эльбы был выстроен фарфоровый замок Августа Сильного, со специальными кабинетами, где хранились работы по лаку. От него сохранились до наших дней Японский дворец и величайшее в мире собрание фарфора, занимающее четвертую часть помещений Цвингера.

Экзотические деревья, лаки, фарфор – были данью моде на все восточное, появившейся при дворе французского короля Людовика XIV (1643–1715), а каждый из немецких князей воображал себя «королем-солнцем».

Но в Германии дань моде сочеталась с научными интересами, яркий пример – упорные поиски и вторичное открытие в Саксонии тайны производства фарфора в начале 18 в. И.Бётгером и Э.Чирнгаузом (Чирнгаузеном). В 1710 в Мейсене возник первый в Германии фарфоровый завод.

пристенные фонтаны Длинной галереи

Французским павильоном, примыкающим к Картинной галерее, находится знаменитый грот – Купальня нимф, попасть в который можно, пройдя через первый этаж Французского павильона…

Фонтан «Купальня нимф». Скульптор — Бальтазар Пермозер

Подобная композиция повторяется и на восточной стороне. В центре между обеими восточными Закругленными галереями расположен павильон, называемый Колокольным, так как по обе стороны часов, установленных в его среднем окне, висят белые колокола из мейсенского фарфора, бьющие каждый час.

Цвингеровская оранжерея – одна из первых оранжерей Германии, превзошла все, что существовало до нее в этом плане. Сохранился набросок, сделанный королем собственноручно, где он раскрывает свой замысел: там, где вал выдавался вперед, Август хотел построить три полукруглые, расположенные одна над другой террасы, на которых рядами должны были располагаться экзотические деревья. Впоследствии король утверждал, что Цвингер построен по его замыслу, однако то, что было создано, мало напоминает королевский набросок.

Король и архитектор М.Д.Пёппельман как будто состязались в изобретательности и, в конце – концов, вместо оранжереи возникло сооружение для празднеств и торжественных церемоний. Правда, для этого многим пришлось пожертвовать: снесли часть имевшихся строений и часть бастионов, защищавших город, углубили фарватер реки Эльбы, начиная от города Кёнигштайн, чтобы доставлять по ней из каменоломен мощные песчаниковые блоки для опор, колонн и монументальной скульптуры.

Небольшой прямоугольный павильон, примыкающий к Картинной галерее на восточной стороне, называется Немецким, так как в его верхнем зале расположен отдел немецкой живописи. Подобный же павильон, стоящий перпендикулярно Прямой галерее, – это Павильон, в котором размещается Музей фарфора.

Галерея старых мастеров

Когда архитектор М.Д.Пёппельман, сын купца из Херфорда в Вестфалии, возглавил строительство Цвингера, ему было 47 лет. До этого более 20 лет он прослужил при Дрезденском дворе и только в 1705 после смерти своего начальника был назначен архитектором земли Саксонии и смог наконец-то выступить с собственными планами.

Начиная с 1707 Пёппельман участвовал в строительстве Ташенбергского дворца, руины которого и сейчас находятся напротив Колокольного павильона.

Еще в 1709 архитектор предложил вместо террас построить две закругленные галереи – постоянные зимние помещения для деревьев. Закругленные галереи Пёппельман поставил на низкую террасу, связанную с садом лестницей, а на их крышах создал верхнюю террасу для променада. Окна галерей доходили до пола, перед каждым окном располагалась консоль, на которую в теплое время удобно было выносить цитрусовые деревья в тяжелых кадках.

Август Сильный послал Пёппельмана в Вену и Рим, чтобы он посмотрел, как надо строить дворцы и разбивать сады. Возвратившись в 1710, Пёппельман предлагает королю пристроить к Закругленным галереям два двухэтажных павильона, а перепад высоты между цвингеровским валом и садом использовать для сооружения каскадов и фонтанов – вода как стоячая, так и текучая приобретает в это время особую функцию в архитектуре. Так в Цвингере появился «водяной театр», позднее названный Купальней нимф. Архитектуру оживляла вода и прекрасные скульптуры, выполненные Балтазаром Пермозером вместе с помощниками.

В 1712 были закончены обе западные Закругленные галереи, а год спустя и оба угловых Павильона, Вслед за этим начали строиться обе южные галереи и Коронные ворота. При постройке Прямых галерей с Коронными воротами дрезденская крепость лишилась вала с оборонительными сооружениями и защитного рва (через него теперь был перекинут деревянный мост, который в случае нападения врагов можно было легко уничтожить).

Даже в 1715 все еще не было точных планов завершения Цвингера.

В 1715 Пёппельман был послан в Париж для изучения дворцовых сооружений и их интерьеров. В это же время архитектор решает проблему, над которой он бился несколько лет – оформление стыка между западными Закругленными галереями – Пёппельман запланировал здесь целое сооружение – Павильон на валу, который должен был увенчать собой всю архитектурную группу и выполнить несколько важных функций: в нем расположены входные двери в обе Закругленные галереи, лестницы, три фонтана, образующие грот, и небольшой парадный зал.

Читайте также:  Пробковое покрытие для бассейна

Павильон на валу был сооружен в 1716–1718, к этому времени завершается отделка Французского и Физико-математического павильонов, которыми заканчиваются западные Закругленные галереи.

Барочные фасады Цвингера лишены ровных поверхностей. Колонны, пилястры, ниши, выступы, углубления и прочие декоративные формы образуют живописный рельеф. Чрезвычайно большое значение придавалось скульптурным фигурам, выполненные под руководством придворного скульптора Б.Пермозера, которому во время строительства уже за 60. Пермозер, сын баварского крестьянина, был необычайно живым человеком, одевался и вел себя по собственному усмотрению, а в своих произведениях попирал законы анатомии. У его веселых детских фигурок оказывались складки жира, круглые животы и чересчур толстые щеки, у фавнов – чрезмерно большие козлиные копыта, у молодых женщин – непомерно длинные изогнутые шеи.
У Пермозера было много помощников, верных выработанному им методу обработки камня и форме, которую сейчас называют цвингеровским стилем. Среди них были и известные мастера: Беньямин Томэ, Пауль Герман, Иоганн Иоахим Кречмар, Кристиан Кирхнер, Пауль Эгель.

Летом 1719 должна была состояться свадьба кронпринца Фридриха-Августа (1733–1763 – Август III, король польский и курфюрст саксонский) со старшей дочерью умершего императора Марией Жозефой. Благодаря этому браку Саксония могла претендовать на императорскую корону. Август II Сильный счел, что свадьбу можно отпраздновать в цвингеровском саду, хоть он еще и не был закончен.


Надо было срочно решать, как достойным образом завершить архитектурный ансамбль, ведь его территория с двух сторон (с севера и востока) оставалась открытой. Всем было ясно, что ничего фундаментального за год не сделать, поэтому все постройки стали сооружать из дерева как временные.

Из камня к 1719 в ужасной спешке были построены два новых угловых павильона – Немецкий и Музей фарфора, а также оперный театр. К августу 1719 года Цвингер, включая временные деревянные строения, был закончен. Расходы почти в три раза превзошли предварительную смету, но даже недостроенный Цвингер, по мнению современников, был ни с чем не сравним. На одной из праздничных декораций Август приказал поместить изречение: «Бессмертие приносят князьям, как великие победы, так и великие здания».

После пышных свадебных празднеств государственная казна была опустошена. Лишь в 1722 закончился мертвый период в строительстве Цвингера. Были сооружены уже из камня обе восточные Закругленные галереи и так называемые Городские ворота (Колокольный павильон). Их увенчала фигура Геркулеса с дубинкой. Все остальные скульптуры были включены в архитектуру лишь как грубо обтесанные каменные блоки. На этом работы в Цвингере прекратились.

В 1728 Август Сильный дал распоряжение забрать деревья и растения из галерей Цвингера, и на их месте организовать естественнонаучные музеи и кабинет графики – назначение Цвингера вновь изменилось.

К 1730 Цвингер становится самым значительным комплексом естественнонаучных музеев Европы, в нем представлены наряду с графикой экспонаты кунсткамеры, коллекции минералов, окаменелостей, раковин, кораллов, янтаря, материалов по зоологии, ботанике, анатомии, а также можно было пользоваться естественнонаучной библиотекой. Теперь Цвингер называют не оранжереей, а Королевским дворцом наук, праздников там больше не устраивалось.

Во время Семилетней войны 1756-1763 годов Цвингер был сильно разрушен прусской армией, занявшей Дрезден. После этого в нем начались реставрационные работы. В следующий раз Цвингер получил серьезные повреждения от пожара во время революционных событий в Дрездене в 1849 году и в очередной раз был восстановлен.

В 1847-1855 годы строится здание знаменитой Картинной галереи, замыкающее дворцовый ансамбль с северной стороны. Песчаник, из которого построен дворец, подвержен выветриванию, поэтому реставрационные работы в Цвингере велись практически постоянно. В 1945 году во время бомбардировки Дрездена англо-американскими ВВС, Цвингер был почти полностью разрушен. Его восстановление практически полностью удалось завершить только к 1964 году.

Венчающая Цвингер позолоченная корона пожалуй, самый фотографируемый мотив Дрездена.

Барочное здание украшают статуи героев древнегреческих мифов.


В некоторых помещениях дворца сегодня располагаются музеи.

Коллекция дрезденского фарфора считается одной из самых крупных в мире.


Большой интерес также представляет Оружейная палата, где представлено ценное собрание костюмов и великолепного оружия.


Обязательно посетите и Дрезденскую картинную галерею, здание которой было создано по проекту архитектора Готфрида Земпера в период 1847-1854 гг.


Здесь представлены полотна великих мастеров от Ренессанса до барокко, среди них знаменитая «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

Недалеко от Цвингера расположена церковь Фрауэнкирхе. Построенная в период 1726-1743 гг. в стиле барокко, она была разрушена в годы Второй мировой войны, а с 1994 по 2005 гг. восстановлена на средства меценатов. Фрауэнкирхе считается самым ценным барочным памятником сакральной архитектуры в Европе.


Отдохнуть и расслабиться приглашает дрезденский Большой парк площадью 147 га.

Источник

Оцените статью