- Северный речной вокзал Москвы: история и достопримечательности
- Северный речной вокзал Москвы: несколько фактов
- Северный речной вокзал Москвы на карте
- Реставрация Северного речного вокзала
- Входы в вокзал
- Фонтаны
- Парадная лестница
- Интерьеры
- Кабинет Сталина
- Ресторан «Волга-Волга»
- Музей Транспорта Москвы
- Смотровая площадка
- Макет канала имени Москвы
- Парк Северного речного вокзала
- Шпиль со звездой, фонтаны c дельфинами и скульптура краснофлотца: как идет реставрация Северного речного вокзала
- Главный миф речного вокзала
- Порт пяти морей: новая жизнь Северного речного вокзала
- Как в фильме «Волга-Волга»
- Более 77 процентов «активных граждан» поддержали проект реставрации
Северный речной вокзал Москвы: история и достопримечательности
Северный речной вокзал Москвы (СРВ) называют парадными воротами порта 5 морей. Грандиозное по своему замыслу строение в стиле сталинский ампир было построено в 1937 году на берегу Химкинского водохранилища и стало одним из советских символов города. Вокзал, пришедшей в запустение и заброшенный на многие годы, был отреставрирован и открыт в день города — 5 сентября 2020 года, сейчас он вновь обрел былую славу.
Северный речной вокзал Москвы называли речными воротами города. Отсюда можно было добраться до Белого, Балтийского, Азовского, Черного и Каспийского морей.
Северный речной вокзал Москвы: несколько фактов
Сайт: северный-речной-вокзал.рф Адрес: Москва, Ленинградское шоссе, д. 51, строение №2. Ближайшее метро: станция «Речной вокзал».
- В 1932 году началось строительство водного канала Москва — Волга, сейчас канал имени Москвы (КИМ). Северный речной вокзал стал самым значительным и крупным зданием сооружений канала.
- Автор проекта — Алексей Рухлядев. Считается, что автора вдохновил дворец Дожей в Венеции.
- Здание вокзала выглядит, как огромный двухпалубный корабль-дворец: отрытые галереи напоминают палубы, а центральный шпиль играет роль мачты. Архитектор сделал здание одновременно монументальным и изящным.
- Центральная башня в стиле эпохи Ренессанса выполнялась нарастающими кубическими объемами и завершалась металлическим шпилем, имевшим механизм подъема и спуска.
- Широкая парадная лестница со стороны реки — украшение вокзала.
- Высота здания вместе со шпилем — 75 метров, длина вокзала — 150 метров.
- На территории вокзала работал ресторан «Волга-Волга», который вновь открылся после реставрации здания.
- Северный речной вокзал Москвы можно увидеть во многих кинофильмах: «Волга-Волга», «Новая Москва», «Гонки по вертикали», «По семейным обстоятельствам» и других.
- От вокзала отправлялись полярные экспедиции на север страны.
- В 1990-годы из-за резкого сокращения речных перевозок вокзал пришел в запустение.
- В 2009 году Речной вокзал был закрыт из-за аварийного состояния, более 70 лет здесь не проводился капитальный ремонт.
- В 2015 году вокзал был передан на баланс города, а в декабре 2018 года начались работы по его восстановлению.
- Строительство канала и его объектов находилось в ведении НКВД, все архивные документы, связанные с вокзалом, были засекречены. Благодаря реставрации Северного речного вокзала документы стали доступны.
Северный речной вокзал Москвы на карте
Реставрация Северного речного вокзала
С 5 сентября 2020 года, Северный речной вокзал в Москве, долгое время простаивавший из-за аварийного состояния, вновь начал свою работу. Реставраторы восстанавливали здание, буквально по крупицам находя нужную информацию и документы с чертежами. Благодаря их стараниям большая часть поврежденных и утраченных элементов были восстановлены, и теперь речной вокзал вновь стал важной достопримечательностью столицы, где жители города и туристы даже при внешнем осмотре могут увидеть много интересного.
Позолоченная звезда на шпиле вокзала, украшенная уральскими самоцветами и оснащенная подсветкой, в былые времена исправно служила маяком для судов. При реставрации самоцветы общим числом 731 единиц были вынуты из гнезд, осмотрены, почищены и большей частью возвращены на место. Заменили только 17 камней: 7 из-за утраты, а остальные 10 из-за плохого состояния. Перебрали и почистили также серп и молот, крепившиеся к звезде. Сейчас звезда полностью возродила былое сияние.
Шпиль, возносящий на 75-метровую высоту позолоченную звезду, обладает солидными размерами. Его высота достигает 27 метров. Восстановлен подъемный механизм шпиля, который изначально предполагал его подъем и спуск в начале и конце навигационного сезона. Правда, запущен этот механизм был всего один раз, в 1941 году, чтобы сбить с толку немецких летчиков, летавших бомбить Москву. Сейчас он может продолжать функционировать.
Башня вокзала – четырехугольное сооружение, оснащенное часами. В процессе реставрации им постарались вернуть первоначальный вид. Были найдены оригинальные декоративные накладки, сделанные в виде солнца, ранее крепившиеся на циферблате, но по каким-то причинам снятые с него. Они заняли положенные им места. Правда, пришлось заменить часовой механизм, так как старый полностью утратил функциональность. Кроме того, ремонту или реставрации подверглись и 4 фигуры, красноармейца, краснофлотца, девушки-колхозницы и охотника-северянина, стоящие по углам башни.
За годы существования Северного речного вокзала его внешняя отделка сильно пострадала и практически пришла в полную негодность. Реставраторы восстановили оригинальную терразитовую штукатурку, элементом которой была каменная крошка. Разрушенные балюстрады полностью заменили. То же самое пришлось сделать и с окнами. Однако всем новым элементам фасада придали полное сходство с оригинальными изделиями. Новые окна из новых материалов даже улучшили, сделав их двойными и более долговечными.
Входы в вокзал
Входы в вокзал, как со стороны парка, так и со стороны набережной украшены тремя парадными арками и имеют интересную особенность — они украшены 24 майоликовыми тарелками-медальонами с уникальными полихромными рисунками.
Тема этих рисунков – достижения СССР в различных областях науки и техники. Там изображены Кремль, мавзолей Ленина, различные корабли, самый крупный дирижабль советской постройки СССР-В6 «Осоавиахим», театр Красной армии, станция метро «Киевская» и не построенный проект Дворца Советов. Все керамические тарелки-медальоны имеют диаметр 1,5 метра. Они были изготовлены на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1937 году и расписаны вручную.
Фонтаны
Изначально в боковых галереях вокзала находились два симметрично расположенные фонтана. Их оформление было тематическим: северный фонтан оснащался фигурками белых медведей и выполненных из бронзы северных птиц, а южный украшала скульптурная группа из дельфинов. Из-за того, что фигуры животных северного фонтана сильно пострадали от времени, их пришлось изготавливать заново. А вот бронзовые дельфины были обнаружены в здании вокзала и установлены на прежние места.
В настоящее время старые фонтаны «Север» и «Юг» дополнены новым, светодинамическим. Он установлен на площади перед вокзалом и имеет площадь свыше 110 квадратных метров. Мало кто знает, но Северный речной вокзал имеет еще два небольших фонтана-родничка, сделанных в виде осетров, из голов которых в каменные чаши бьют струйки воды.
Парадная лестница
Из-за разного уровня высот парковый фасад здания — двухэтажный, а речной фасад — трехэтажный. Со стороны набережной построена высокая широкая лестница, ведущая в центральный вход вокзала.
Учитывая, что от данного речного вокзала начинались все северные экспедиции советских ученых в 1930-1940-е годы, часть декора вокзала посвящена именно этой тематике. Сейчас у его главной лестницы установлена точная копия первого серийного советского самолета, летающей лодки Ш-2, разработанного конструктором Шавровым.
Интерьеры
Всем внутренним интерьерам возвратили первоначальный исторический вид. На главных входах восстановили полы из брекчии. Для внутренней отделки использовали оселковый мрамор. Плафоны светильников сделали из нарезного хрусталя. Были восстановлены и деревянные элементы в гардеробной, а также некоторые из поврежденных дверей. Там, где требовалось, отреставрировали росписи, панно и витражи. Во многом этому помогло то, что на втором этаже в малом зале ожидания под слоем гипсокартона были обнаружены оригинальные росписи.
Круглые изображения с гербами 15 союзных республик по-прежнему украшают главный зал. Они расположены по три штуки по четырем сторонам. Над главным входом гербы расположены на стеклах, они несут функцию окон.
В минувшие годы внутри вокзала существовало множество помещений, каждое из которых выполняло собственную функцию. Для пассажиров здесь были залы ожидания и билетные кассы, почта и телеграф, парикмахерская и детская комната, кафе и ресторан. Кроме того, здесь находилась масса служебных помещений. Все это привели в первоначальный вид.
Кабинет Сталина
На первом этаже вокзала восстановлено небольшое помещение, получившее название «кабинет Сталина». Некогда там первые лица государства могли ожидать посадки на пароход либо проводить деловые встречи. Сейчас в кабинете воссоздана обстановка 30-х годов ХХ столетия, и в нем также могут проводиться некие камерные встречи крайне узкого круга лиц.
Ресторан «Волга-Волга»
После реставрации в вокзале возобновил работу ресторан «Волга-Волга», название которого полностью соответствует названию знаменитой кинокомедии 1930-х годов с актрисой Любовью Орловой в главной роли. Ресторан был открыт в 1939 году, воссозданы первоначальные интерьеры. Ресторан «Волга-Волга предлагает «русско-советскую кухню в современном прочтении».
Музей Транспорта Москвы
В здании речного вокзала после его открытия 5 сентября 2020 начал работать Музей Транспорта Москвы. Им представлены сменные экспозиции, рассказывающие об истории строительства вокзала, развитии речного и морского транспорта. Здесь также работает сувенирный магазин Музея Транспорта Москвы.
Смотровая площадка
По бокам здания находятся лестницы, по которым можно подняться на верхние веранды и смотровую площадку, расположенную на крыше здания. С плоской крыши-террасы открываются панорамные виды на Химкинское водохранилище и парк Северное Тушино. Здесь можно полюбоваться историческими фонарями-ландышами и сфотографироваться на фоне вокзальной башни с часами.
Крыша Северного речного вокзала стала еще одной интересной смотровой площадкой Москвы.
Макет канала имени Москвы
Новой деталью привокзальной территории стал искусственный ручей, полностью повторяющий конфигурацию канала имени Москвы с латунными макетами 8 шлюзов и самого вокзала. Начинается макет около причала №1, разбивается на 4 части. Длина искусственного потока – 400 метров, выглядит он красиво и необычно. Детям очень нравится запускать по нему кораблики. Макет канала подсвечивается в темное время суток.
Парк Северного речного вокзала
Рядом с Северным речным вокзалом находится парк, который был разбит в 1936-1938 годы по проекту Тимофея Шафранского. Парк расположен на искусственной террасе из насыпного грунта. Были посажены несколько видов деревьев и кустарников, высажены цветники. Парк украшали 14 скульптурных групп, фонтаны и вазоны. Фигурная чугунная ограда архитектора Мельчакова И.Д. протянулась вдоль Ленинградского шоссе.
Скульптура «Спорт»
Сейчас парк, как и вокзал значительно обновлен, возвращен первоначальный вид парадному партеру и аллеям с цветниками. Кроме двух воссозданных исторических фонтанов появился еще один, возведены павильоны в стиле 1930-1950 годов, а также отреставрированы сохранившиеся скульптуры «Спорт» и «Водный путь». Построены детские и спортивные площадки, зоны отдыха с шезлонгами и пуфами в виде камушков.
Источник
Шпиль со звездой, фонтаны c дельфинами и скульптура краснофлотца: как идет реставрация Северного речного вокзала
Уникальный памятник истории и архитектуры Северный речной вокзал скоро вернет свой прежний облик. Об истории здания, снятых здесь фильмах, а также о том, как идет реставрация, — в материале mos.ru.
Северный речной вокзал — памятник архитектуры 1930-х годов и образец сталинского ампира. Он давно стал одним из символов Москвы. Вокзал не раз снимали в кино: он появляется в легендарной «Волге-Волге», в «Гонках по вертикали», «По семейным обстоятельствам» и других картинах.
В первую очередь при упоминании белого ажурного здания на берегу Химкинского водохранилища многие москвичи вспоминают его уникальные детали, например звезду с самоцветами, венчающую шпиль. По первоначальному плану звезда должна была опускаться после закрытия навигации и подниматься вновь с ее началом. Но эта идея так и не была реализована. К ней вернулись только сейчас.
Главный миф речного вокзала
Строить вокзал начали в 1933-м одновременно с каналом Москва — Волга (сегодня — канал имени Москвы), работы завершились в 1937-м. С тех пор речные суда, отправлявшиеся отсюда, благодаря системе каналов могли дойти до Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого морей. И за столицей закрепилось название «Москва — порт пяти морей».
Трехэтажное здание, построенное по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского, напоминает огромный плывущий двухпалубный корабль с высоким 27-метровым шпилем. К входу со стороны реки ведет широкая парадная лестница. Известно, что при создании проекта архитекторы вдохновлялись обликом Дворца дожей в Венеции.
Главный миф здания речного вокзала связан со звездой: якобы она прежде венчала Спасскую башню Кремля, а после была водружена на шпиль.
«Это всего лишь миф, — говорит Константин Беляев, главный архитектор проекта реставрации Северного речного вокзала. — Звезды, которые венчали Спасскую башню и речной вокзал, существенно различаются в деталях — у них разные конструкции лучей. По архивным данным, на Спасской башне была звезда, изготовленная в ЦАГИ — Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского. А на звезде, венчавшей шпиль речного вокзала, есть табличка “Завод им. Молотова № 81”. Кроме того, сам главный архитектор здания Алексей Рухлядев в своих публикациях 1930-х годов упоминал, что на шпиле Северного речного вокзала будет установлена звезда “по типу кремлевских”».
Скорее всего, путаница возникла из-за того, что в том же в 1937 году, когда был построен Северный речной вокзал, звезду на Спасской башне Кремля заменили — она была изготовлена из рубинового стекла. Причем ее демонтировали в октябре (она утратила свой блеск из-за осадков и пыли), а звезду на шпиль вокзала установили на полгода раньше — весной, перед торжественным открытием канала. Ее сделали в 1935-м на автомобильном заводе имени В.М. Молотова в Нижнем Новгороде из нержавеющей стали и облицевали гальванически позолоченным медным листом. В центре звезды были закреплены серп и молот. Их украшали уральские самоцветы — аметисты, топазы, александриты, горный хрусталь и аквамарины. Каждый камень был помещен в отдельное крепление — каст, покрытый золотом.
Пять лучей звезды должны были символизировать, что с Северного речного можно добраться до пяти морей. За счет особого механизма звезда могла вращаться в направлении ветра, как флюгер.
Северный речной вокзал стал образцом при строительстве аналогичных зданий в СССР: речные вокзалы в Красноярске и Нижнем Новгороде тоже были впоследствии возведены с главной башней и шпилем. Но звезда венчает шпиль только в Москве.
«Когда приступили к реставрации звезды, первым делом было необходимо аккуратно демонтировать ее. Команда профессионалов с помощью специализированной техники на протяжении нескольких часов бережно снимала звезду с высоты 60 метров. Главной сложностью стали погодные условия: во время демонтажа поднялся сильный ветер. При этом роль играл и размер звезды: в диаметре она составляет почти пять метров. Также ее пришлось сначала несколько раз прокрутить, чтобы бережно освободить крепление», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
С конца 1980-х вокзал переживал не лучшие времена. Объемы речных перевозок начали сокращаться, здание постепенно пришло в аварийное состояние. Но в 2015 году Северный речной вокзал передали в собственность города, и было решено его отреставрировать.
Порт пяти морей: новая жизнь Северного речного вокзала
Работы начались в августе 2018-го. «Реставрация — очень важное событие в истории Северного речного вокзала. Комплексная реставрация проводилась здесь в 1978–1979 годах. Это были работы по фасадам, по восстановлению парадной лестницы, реставрации полов и живописи в интерьерах. За долгие годы эксплуатации (более 80 лет) уникальное творение Рухлядева и Кринского сильно обветшало, а в 2010 году вовсе было закрыто, поскольку находиться в нем было небезопасно. Первым делом специалисты провели работы по конструктиву, поскольку здание сползало к реке. Когда работы по этой части были проведены, начали восстанавливать его исторический облик», — напомнил руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Специалисты починили механизм шпиля — главного украшения здания. Скоро отреставрированная звезда вернется на свое историческое место.
«Завершены пусконаладочные работы на подвижном механизме шпиля, — рассказал Константин Беляев. — После них провели испытания — все работает. Сейчас приступаем к реставрации 730-килограммовой золотой звезды. Она была демонтирована, помещена в специально выстроенный для нее ангар. И специалисты начали готовить ее к электрохимическому золочению с использованием электродов и электролита с добавлением золота. Части звезды расчищают от ржавчины и загрязнений, а затем в металл с помощью специального оборудования втирается золотой раствор. В итоге слой золота должен достичь одного микрона. Реставраторы приняли решение сохранить авторское золочение: на лучах, конусе и некоторых других деталях будут установлены специальные накладки из нержавеющей стали, чтобы в будущем эти фрагменты оригинальных деталей были доступны исследователям. Металлический конус, на котором стояла звезда, уже позолотили, теперь наступает очередь самой звезды».
Шпиль — важнейший и очень сложный элемент памятника — потребовал к себе особого внимания. Например, во время проведения реставрации оказалось, что в механизме отсутствует стальное колесо, отвечающее за перемещение важных деталей — опорных катков, которые нужны для обеспечения слаженной работы всей конструкции. Его изготовили по архивным документам. Еще одним открытием стал вес шпиля: изначально считалось, что он составляет 16 тонн, а во время дополнительных исследований выяснилось, что вес едва дотягивает до 13. Из-за этого пришлось демонтировать часть противовесов.
Продолжается реставрация фарфоровых блюд, украшавших фасад. По словам Константина Беляева, это одна из самых тонких, специфических работ. Реставраторы восстанавливают керамику, воссоздают утраченные фрагменты, золотят отдельные элементы. Реставрация фарфора с восточной части здания заняла полгода — была проделана колоссальная многоэтапная работа. В теплое время продолжится воссоздание терразитовой штукатурки, как того требует технология.
Восстановлены каменные части фонтанов во внутренних двориках, сделаны новые бетонные чаши, реставрируются скульптурные группы дельфинов и птиц. Причем архитектурную группу из шести птиц — лебедей и гагар — скульптор воссоздает по авторским чертежам и старым фото.
Время не пощадило скульптуры, украшавшие первый ярус башни, — красноармейца, краснофлотца, колхозницы-южанки и рабочего-северянина. Они дошли до нашего времени в очень плохом состоянии. Поэтому сделали их копии для установки снаружи здания, а оригиналы будут демонстрироваться внутри вокзала.
Продолжаются работы по золочению букв на центральном фризе, стрелок часов и солнца, идет реставрация и оселкового мрамора, использованного в оформлении. Кроме того, закончена черновая отделка помещений, ведутся работы по реставрации живописи, элементов декора в интерьерах, реставрация и установка дверных блоков.
Предполагается, что уже в 2020 году здание Северного речного вокзала примет свой прежний облик.
Как в фильме «Волга-Волга»
Исторический парк со скульптурами и набережной станет современным и многофункциональным.
Парк площадью 24 гектаров, как и здание вокзала, — объект культурного наследия регионального значения. Он был разбит в 1936–1938 годах по проекту инженера Т.П. Шафранского. Его осевая композиция с системой перпендикулярных аллей характерна для советского садово-паркового искусства 1930–1940-х годов.
Первоначально в парке было 14 скульптурных групп и фонтанов, но со временем почти все были утрачены. Среди сохранившихся бюст академика А.Н. Крылова по проекту скульптора Л.Е. Кербеля и архитектора Ю.И. Гольцева и скульптура «Водный путь» у входа в парк. Она сделана в 1937 году по проекту скульптора Ю.А. Куна и изображает девушку, которая идет навстречу посетителям, держа над головой модель парусника. Севернее здания установлена сохранившаяся скульптура «Спорт» — юноша и две девушки, играющие в баскетбол. Их отреставрируют.
Сейчас вся территория парка приводится в порядок, обустраиваются набережная, причалы, а также привокзальная площадь. Будут воссозданы утраченные элементы планировочной структуры и декоративного убранства.
Для детей реконструируют или создадут семь детских площадок. Одну из них оформят по мотивам фильма «Волга-Волга». Ее основным элементом станет многопалубный теплоход, прототип «Севрюги». Остальные шесть площадок образуют единую игровую зону в южной части парка.
В парке появятся новые спортивные площадки для стритбола, городков, пинг-понга, бадминтона. Зимой здесь будет где покататься на коньках.
Со стороны Ленинградского проспекта вдоль границы парка воссоздадут историческое ограждение. На одной из аллей вновь заработают два фонтана, и в северной части парка, ближе к набережной, откроется летний кинотеатр.
Территория парка станет очень комфортным местом для прогулок и отдыха. Здесь возведут новые павильоны проката, кафе с террасами, киоски на главной парадной аллее парка. Их внешний облик будет воссоздан по историческим фотографиям.
Заменят, а местами установят новые опоры освещения и сделают архитектурно-художественную подсветку, высадят деревья и кустарники, разобьют цветники в тех же местах, что и много лет назад.
Летом москвичи смогут загорать и купаться в зоне отдыха на набережной. Ее построят на понтонах. На ней предполагается устроить зону бассейна, кафе. В другой части набережной планируется пустить ручей. Это будет уменьшенная модель канала имени Москвы с миниатюрными копиями шлюзов.
Более 77 процентов «активных граждан» поддержали проект реставрации
Проект реставрации Северного речного вокзала был поддержан во время голосования в проекте «Активный гражданин». Всего свое мнение высказал 203 721 человек. Большинство (77,06 процента) участников поддержали проводимые на объекте работы.
Полностью одобрили предложенный проект 63,36 процента проголосовавших. Еще 0,85 процента с проектом согласились и предложили устроить больше мест для семей с детьми, добавить скамеек и урн. 12,85 процента посчитали проект реставрации Северного речного вокзала полезным, но не первоочередным. Не поддержали проводимые работы лишь 2,53 процента участников голосования.
10,56 процента затруднились с ответом, еще 9,85 процента передали право решать этот вопрос специалистам. Также горожане выбрали, что необходимо организовать в здании вокзала после реставрации.
15,23 процента «активных граждан» хотели бы, чтобы после реставрации на Северном речном вокзале были организовано экскурсионное обслуживание. 14,66 процента москвичей выступили за то, чтобы были доступны залы с историческими интерьерами. 12,04 процента — за размещение ресторанов и кафе, а 3,87 процента — пунктов проката спортивного инвентаря. Самым популярным ответом стал вариант «Все вышеперечисленное», который набрал 47,53 процента голосов.
Почти тысяча участников голосования предложили свои варианты, среди которых организация музея речного флота и кинотеатра. Право выбирать активности специалистам предоставили 2,53 процента горожан, еще 3,52 процента затруднились с ответом.
Больше половины участников (53,29 процента) считают, что после завершения реставрации Северный речной вокзал должен быть открыт круглые сутки, чуть менее четверти (24,66 процента) высказались против. Затруднились с ответом 14,67 процента, вариант «Это должны решать специалисты» выбрали 7,38 процента участников.
Источник