Нижний парк . Римские фонтаны
Архитекторы: | Бланк И. Я. Давыдов И. Растрелли Ф.-Б. |
Год постройки: | 1738-1739, 1763 |
Стиль: | Барокко |
Нижний парк . Римские фонтаны
г. Петергоф, Нижний парк, 25 (б/н, лит. РЗ — западный и РВ — восточный)
Фонтан «Римский» (восточный) с барельефами «Венок» (четыре), «Раковина» (четыре), «Гирлянда» (шестнадцать), «Маскарон» (четыре) [аналогично — западный]
1738 — 1739 гг., арх. Бланк И. Я., арх. Давыдов Н.
фонтанный мастер Суалем П.-Ж.
1763 — арх. Растрелли Ф.-Б.
1799-1800 — ск. Андреев Ф., арх. Броуэр Ф. П., арх. Насонов Т. И.
фонтанный мастер Стрельников Ф. А., арх. Штенгель Ф.
1817 — ск. Мартос И. П. (Постановление. )
На просторной площади перед «Шахматной горой» расположены парные Римские фонтаны. Каждый фонтан представляет собою две массивные плоские чаши на высоких восьмигранных постаментах, поставленные одна на другую. Из верхней вазы бьют пять струй, образуя вершину фонтана. Вода, падая, разбивается о края чаш и двумя ярусами стекает в обширный фигурный бассейн. Фонтаны, сооружённые в 1739 году архитекторами И. Бланком и И. Давыдовым (одновременно с перестройкой «Шахматной горы»), первоначально были деревянными. Сходство с фонтанами, стоящими на площади перед собором св. Петра в Риме, обусловило их наименование.
В 1763 году по проекту В. Растрелли фонтаны сделали заново, передвинув их к Монплезирской аллее.
В 1800 году они были облицованы цветным мрамором и украшены бронзовыми венками, гирляндами и масками бога морей Нептуна.
После Отечественной войны [так в тексте — s.] фонтаны введены в действие в 1948 году. Их бронзовый декор, состоящий из 48 деталей, воссоздан в 1954 году».
(Н. Н. Фёдорова, «Парки Петродворца», Лениздат, 1964, С. 80-81)
1890-е? ([6*], Mary)
Малый грот или
Шахматная гора.
1894 г. ([12*], Mary)
Римский фонтан.
6* — Петергоф. его парки, его дворцы, его фонтаны. в прошлом и настоящем К. М. Муханова. СПб. М. 1894.
12* — Петергоф. с фотографиями Е. П. Вишнякова. 1894.
Вид на Римские фонтаны
с каскада «Шахматная гора»
Фото — snegir, 17.08.2016
Фонтаны включены в «Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга…» как объекты федерального значения на основании Постановления Правительства РФ № 527 от 10.07.2001. ( Постановление. 24.04.2017.)
Источник
Римские фонтаны в Петергофе
Римские фонтаны расположены в восточной части Нижнего парка Петергофа недалеко от каскада Шахматная гора. Высота струи воды поднимается в них на десять метров в высоту. Свое название Римские фонтаны получили из-за их сходства с фонтанами, установленным в Риме в центре площади перед собором Святого Петра.
Описание
Римские фонтаны состоят из двух плоских каменных чаш — верхнего и нижнего яруса. Поток воды из верхнего яруса устремляется высоко вверх, последовательно падает на верхнюю и нижнюю чаши и затем стекает в широкий бассейн. Тем самым создается водная блестящая завеса, придавая фонтанам удивительно красивый вид.
Эти фонтаны часто называют Пирамидальными, поскольку по своей форме они напоминают две восьмигранные пирамиды, как бы вырастающие друг из друга.
Из истории
Строительство двух фонтанов было запланировано еще в начале 1720-х годов, когда велись работы по созданию Руинного каскада (сейчас Руинный или Мраморный каскад называется Шахматной горой). По проекту Николы Микетти водометы планировалось разместить на площади перед Руинным каскадом.
Вместе с тем, к сооружению источников приступили лишь в 1738 году. Проект был разработан архитекторами Иоганном Бланком и Иваном Давыдовым.
Работы по прокладке труб велись под руководством фонтанного мастера Поля Суалема. Сначала вода поступала от небольшого водоема, расположенного на горе, затем для усиления напора фонтанные трубы проложили к недавно вырытому водоему — Красному пруду. Работы завершились осенью 1739 года.
Первоначально Римские фонтаны были выполнены из дерева, покрытого свинцовыми листами. Для оформления бассейна использовались плиты из путиловского песчаника и пудовский известняк.
В 1756 –1759 годах Бартоломео Франческо Растрелли подготовил проект, согласно которому пирамиды планировалось перестроить в каменные.
В 1763 году их перенесли на восемь метров дальше от Руинного каскада в сторону Монплезира, установив на оси Березовой аллеи (эта аллея связывает Марли и площадь Шахматной горы).
Однако, замысел архитектора был реализован лишь частично: сами чаши и пьедесталы остались деревянными, их окрасили под мрамор и только фундамент был сделан из камня. Вместе с тем, сооружения стали выглядеть монументальными, а резные деревянные детали придали им пышность и нарядность.
Со временем деревянные конструкции обветшали и в 1797 году вышел указ о сооружении Римских фонтанов из гранита и мрамора. Работы велись под руководством архитекторов Франца Броуэра, Фридриха Штенгеля и Тимофея Насонова, а также мастера фонтанных дел Федора Стрельникова.
Римские пирамиды украсили разноцветной мраморной облицовкой и отлитыми из свинца маскаронами, фестонами и венками, гирляндами и раковинами.
Работы были завершены к лету 1800 года. В 1817 году по рисункам скульптора Ивана Мартоса были выполнены новые маскароны из позолоченной бронзы, которые установили на нижних восьмигранных чашах. В таком виде фонтаны сохранились до настоящего времени.
Интересно, что русский художник Александр Бенуа создал серию цветных литографий с изображением Римских фонтанов.
В 1836 году о них писал и поэт Федор Тютчев:
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Во время войны немецкие оккупанты разрушили мраморную облицовку пирамид и бассейны, подорвали водопроводы.
В послевоенное время Римские фонтаны Петергофа были отреставрированы. Утраченные детали, в том числе и похищенные немецкими оккупантами свинцовые украшения, в 1954 году были заменены на новые.
Источник
Римские фонтаны в Петергофе
Римские фонтаны в Петергофе получили наименование за сходство с сооружениями перед собором Святого Петра. Правда, здешние чаши более стилизованы, напоминают большие диски, специально установленные для отражения водяных струй. Фонтаны у главной католической церкви имеют чаши более натуральные, верхняя – поменьше и вверх дном. Их выполнил зодчий Карло Мадерно в 1614 году по заказу Папы римского Павла Пятого. Прототипы созданы на столетие с лишним раньше, чем Римские фонтаны в Петергофе, но бесперебойно работают.
Римские фонтаны в Петергофе строились Бланком и Давыдовым в 1739 году, использовав древесину с покрытием листами свинца. Целью было украшение пространства возле каскада Шахматная гора, но поставили новинки слишком близко. Эта теснота в сочетании с износом недолговечных материалов потребовали реконструкции уже в 1763-м. Растрелли отодвинул Римские фонтаны в Петергофе от каскадного холма и применил долговечный камень.
Римские фонтаны в Петергофе – от истории к показу
Каждый из фонтанов комплекса выглядит совершенным повторением соседа, подчеркивая общую симметричность всех элементов площади. Массивное граненое основание держит первую тарелку, его уменьшенное продолжение – вторую, завершенную группой водометных сопел. Форма центральных элементов повторяется контуром неглубокого бассейна, сама граненая колонна богато декорирована. Применены маскароны, гирлянды и венки из бронзы.
Не потерялись Римские фонтаны в Петергофе и среди обширного регулярного партера, представляющего многочисленные декоративные элементы. С башнями фонтанов контурами перекликаются конусы высокорослых туй, по ним взгляд достигает нижнего яруса. Здесь искусно созданы и тщательно поддерживаются красочные цветники с узорами из цветущих растений. Для отдыхающих выставлено много скамеек, некоторые предпочитают ограждения бассейнов.
Своей гидравлической системой Римские фонтаны в Петергофе схожи со многими сооружениями аналогичного назначения. Направленные вертикально стволы сопел извергают струи различной высоты, центральная достигает 10 метров, периферийные – поменьше. Падающая с высоты водяная масса разбивается о козырек верхней тарелки, далее жидкость перетекает кольцевым водопадом на нижнюю и с нее – в бассейн.
Мраморная облицовка нижнего и верхнего пьедесталов красива сама по себе, да еще и украшена многочисленными декоративными элементами. Круговая занавеска из стекающих струй не столь плотна, чтобы затруднить рассмотрение деталей убранства. Маскароны здесь, похоже, не включены в систему сопел, или тонкие струи на солнце неразличимы. Римские фонтаны в Петергофе рассчитаны именно на резкий выброс воды и спокойное стекание.
Окружение и соседи
Конусообразные туи уже были отмечены при общем рассмотрении площади перед Шахматной горой. Еще один вид на западный из фонтанов показывает, что садовники Петергофа используют разные геометрические формы. Есть пирамиды остроконечные и усеченные, есть даже увенчанная шаром, есть шары и кубы из кустарников. Причудливой конфигурацией Римские фонтаны Петергофа от четкой геометрии отличаются разнообразием форм.
Римские фонтаны в Петергофе — далеко не единственные приметные устройства, использующие водные потоки и струи. Их единственное назначение и смысл их существования состоит только в изумлении и услаждении взоров публики. По сути, они эксплуатируют не до конца понятную человеческую привязанность к животворной жидкости. Объяснять непонятное сложно, поэтому и Римские фонтаны в Петергофе лучше показывать, чем о них распространяться.
Тем не менее покажем еще ближний план верхней части одного из объектов нашего посещения. Просто чтобы напомнить, что иногда даже мелкие детали ближнего плана очень информативны. Вид подобного украшения, маскарона с женским лицом, в оформлении Львиного каскада навел на некоторые размышления.
Ближний план наводит на мысль о неправильности критики отклонений при копировании римского подлинника. На самом деле при выбранной системе перетекания жидкости форма диска оптимальна, а в Риме нижняя – как емкость. Наверняка там возникают неприятное хлюпанье, неравномерный перелив при заполнении из-за явления поверхностного натяжения. Так что сто лет разрыва Римские фонтаны в Петергофе могут считать плюсом.
Взгляд свысока на Римские фонтаны в Петергофе
Следующий вид на Римские фонтаны в Петергофе запечатлен с лестницы подъема на каскад Шахматная гора. Неважно, что попали в кадр мраморные статуи, да еще спиной к читателю, не разворачивать же. Зато хорошо видна вся территория вокруг предметов нашего интереса, которая нам также небезразлична. Пользу взгляда с высоты мы познали с коптером, а здесь можно обойтись без него.
Довольно высокая плотность посетителей на всей территории сверху особенно заметна, находясь среди людей это не так заметно. Регулярная планировка территории приятна многим, заросли для любителей планировки пейзажной тоже имеются, совсем рядом. Есть где присесть, отдохнуть и посмотреть на воду во всех видах. Однако мало кто из публики праздно отдыхает, скорее всего планируют маршрут дальнейшего похода.
Не отрицая привлекательности каскада Шахматная гора, как и всех достопримечательностей музея-заповедника, скажем коротко. Не всегда самая высокая вершина – твой пик и мечта, иногда надо и вокруг посмотреть, чтобы не пропустить Римские фонтаны в Петергофе или еще что-то ценное.
Источник
Петергоф. Нижний парк. Римские фонтаны
Аудиогид
Фотографии
Нельзя побывать на площади перед каскадом «Шахматная гора» и не восхититься парными, абсолютно идентичными внешне, фонтанами, получившими название Римских. Скульптурные композиции в восточной части Нижнего парка действительно похожи на два фонтана-близнеца, сооруженных в XVII веке на площади возле базилики Святого Петра в Риме.
Петергофские водометы были включены в проект Николо Микетти по строительству Руинного (ныне Шахматного) каскада и обустройству площади перед ним еще в начале 20-х годов XVIII столетия. Однако непосредственно их возведение началось лишь в 1738 году.
Авторами первоначального внешнего вида Римских фонтанов являются архитекторы Иван Давыдов и Иоганн Бланк. Гидротехнические работы проводились под руководством мастера Поля Суалема. В ходе возведения пришлось решать вопрос подачи воды, поскольку небольшой водоем на горе не обеспечивал нужный напор. Проблемы удалось избежать после прокладки труб к новому Красному пруду. Осенью 1739 года все работы были закончены.
Первоначально все элементы традиционной для того времени двухъярусной композиции были деревянными. Плоские чаши, отличавшиеся размерами, но повторявшие форму друг друга, получили свинцовую оболочку. Круглые бассейны были обшиты плитами из путиловского песчаника, также использовался пудостский известняк.
В 1763 году в связи с реконструкцией площади, на которой находились водометы, по подготовленной Растрелли планировке их разобрали и соорудили заново в 8 метрах в сторону Монплезира на Березовой аллее. На том этапе чаши фонтанов водрузили на постаменты из камня, а всю деревянную отделку покрасили «под мрамор». Тогда же на ней появляется 48 позолоченных украшений из дерева: маскаронов, гирлянд, венков, раковин. Живописность сему уголку Нижнего парка придали и разбитые садовым мастером Фоком цветники, повторяющие очертания водоемов Римских фонтанов.
В 1798-1880 годах обветшавшие конструкции, напоминавшие пирамиды, решено было заменить на гранитно-мраморные. Обновлением занимались архитекторы Франц Броуэр, Фридрих Штенгель, Тимофей Насонов и гидротехник Федор Стрельников. Так появилась разноцветная мраморная облицовка, дополненная уже не деревянным, а свинцовым декором. В 1817 году на нижних восьмигранниках установили позолоченные бронзовые маскароны, созданные по эскизам Ивана Мартоса. Внешний вид водометов этого периода сохранился на цветных литографиях авторства Александра Бенуа.
Несмотря на разрушение бассейнов и трубопровода Римских фонтанов во время войны, а также повреждение мраморной обшивки и утрату декоративных деталей, достопримечательность была отреставрирована и открыта для осмотра в 1949 году. Похищенные немцами украшения воссоздавались в 1954 году по модели Андрея Гуржия.
С тех пор изменения во внешний вид фонтанов не вносились. Пирамидальные 10-метровые великаны, словно в облаке, всегда скрыты водяной завесой: 5 струй из верхней чаши устремляются вверх, дабы потом блестящей пеной стечь в нижний ярус и бассейн, образуя водопадный каскад.
Источник