Фонтан любви, фонтан живой!
Предыдущая статья была закончена на том, что все правоверные мусульмане перед молитвой совершают обряд омовения. В Ханском дворце рядом с малой мечетью расположен фонтанный дворик.
В средние века в Бахчисарае было около 120 фонтанов, была система водопровода и канализации.
Вода очень ценилась, ведь она всему дает жизнь. У крымско-татарского народа был целый ритуал, который надо было совершить, прежде, чем выпить воды.
Сначала надо было поздороваться с водой, очистить источник, если там были листья или мусор, прочитать молитву в честь того человека, который сделал этот источник и только после этого можно было выпить воды из источника, но пить можно только из посуды или, в крайнем случае, из ладошек.
В фонтанном дворике Ханского дворца есть два фонтана — золотой и фонтан слез.
Золотой фонтан получил свое название из-за обильной позолоты, которой он украшен. Он был построен по повелению хана Каплан Герая в 1733 году.
Сверху на фонтане сделана надпись: «Каплан Герай хан, сын хана Хаджи Селим Герая, да помилует Бог его и родителей его»
Нижняя надпись гласит: «И напоил их (райских юношей) Господь напитком чистым»
В настоящее время в фонтанном дворике установлены металлические укрепления для того, чтобы начать реставрационные работы на втором этаже дворца.
Второй фонтан широко известен под названием Фонтан слез.
Этот всемирно известный фонтан прославил наш любимый поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он был в Бахчисарае в 1820 году и его поразила история создания этого фонтана.
Легенда гласит, что в Ханский дворец привезли наложницу, увидев которую, суровый Крым Герай хан, воскликнул: «О, Диляра Бикеч!» И влюбился суровый хан в прекрасную деву.
Диляра Бикеч в переводе означает прекрасная княжна. Никто не знает, какой национальности была эта девушка — полькой (по версии А.С.Пушкина), черкешенкой, грузинкой, англичанкой.
Также неизвестно, была она женой хана или его наложницей. Зато точно известно, что такая женщина действительно была, на территории Ханского дворца, за его южными воротами есть мавзолей Диляры Бикеч.
Она умерла в 1764 году, хан Крым Герай был безутешен из-за такой потери. Он призвал к себе дворцового мастера Омера и приказал ему сделать такой фонтан, чтобы мрамор заплакал.
Сложную задачу должен был решить мастер, ведь крымские татары — сунниты, у них запрещено изображать лица людей и животных. Поэтому Омер прибег к языку символов.
На тяжелой мраморной плите он изобразил цветы и фрукты, символизирующие райский сад. Еще одна плита утоплена в глубину, которая показывает глубину скорби хана.
В верхней части этой плиты мастер изобразил цветок. Два верхних лепестка — это наморщенный лоб, два других — впалые щеки в морщинах, пятый лепесток — подбородок, а в целом — лицо скорби пожилого человека.
В середине цветка — глаз, из которого днем и ночью капает вода — слезы.
Вода — слезы собирается в большой чаше, переполняя ее, затем переливается в малые чаши, как будто проходит острота ощущений. Но потом воспоминания возвращают хана к любимой Диляре Бикеч и так все повторяется до порога вечности в виде спирали.
Источник
Фонтан Любви, которого нет
Какие возникают у вас чувства, когда в художественных фильмах вы видите знакомые места, места, где вы живете или просто бывали? Мне, честно, несмотря на то, что чудо кино существует уже много лет, всегда очень волнительно видеть такие места «в телевизоре». И более привычно, конечно, когда их показывают в разных программах о путешествиях или документальных фильмах, но так прикольно видеть их в художественных)
Не пишу вообще о фильмах, тут захотелось . На днях посмотрели легкую американскую комедию «Однажды в Риме». Умеют они все-таки снимать такие романтические истории с чувствами, красивыми героями и с обязательным хеппи-эндом, но я не про фильм, хотя мне было приятно его смотреть. Поскольку американка встречает свою любовь в Риме, то и виды этого города, конечно, тоже там присутствуют. А мы там были 3 года назад, и Рим нам очень понравился, поэтому так было приятно узнать знакомые места, вернее, узнать бы)
Дело в том, что главное действо происходит там у фонтана Любви. Я, конечно, представила себе фонтан Треви и не угадала. На экране был фонтан со скульптурой некой богини, вероятнее всего Венеры.
И я даже почти вспомнила место в Риме, где он стоит. Побежала сразу искать его фотографию в нашем архиве, но почему-то не нашла. На помощь пришел спасительный Интернет, который раскрыл мне секрет и оберег от дальнейших поисков. Дело в том, что этого фонтана на самом деле не существует. Это просто реквизит для съемок. Но реквизит настолько удачный, что (как я прочитала) в перерывах между съемками туристы подходили к фонтану и кидали в него монетки, удивляясь, почему они не нашли этот фонтан на карте.
Ну, а венчались главные герои в реально существующей церкви, которую тоже, мне думалось, мы видели. Но оказалось, что как раз мимо нее мы, увы, не проходили, а это чуть не самая знаменитая в Риме церковь Марии Магдалены в стиле рококо,
Источник
Бахчисарайский фонтан любви (автор текста Зинаида Торопчина)
Декламация Светланы Калининой 5
«Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы».
А.С.Пушкин.
Есть во Дворце Бахчисарая
Воспетый Пушкиным фонтан.
Стоят толпой там, замирая,
Туристы из различных стран.
Хоть есть фонтаны побогаче
И краше, золотом горят,
Но этот . он века уж плачет,
О скорби капли говорят.
Столица ханская в предгорье
На многих наводила страх.
Несли набеги ханов горе,
Всё превращая в тлен и прах.
Особой лютостью средь ханов
В то время славился Гирей,
И воевал он неустанно,
И был свирепей всех, хитрей.
Ни слёзы женские, ни дети —
Ничто не трогало его.
Лишь по душе одна на свете —
Страсть к власти, больше ничего!
О нём недаром говорится,
Что вместо сердца — шерсти клок.
Сполна смог властью насладиться.
Но в жизни есть всему свой срок.
Почувствовал от войн усталость,
Уже не радует и власть,
Подкралась незаметно старость,
И — вспыхнула вдруг в сердце страсть!
К наложнице — красивой, юной —
Душою всею воспылал,
О ней мечтал он ночью лунной,
Пред нею робким он бывал.
Но для Диляры жить в неволе,
От близких и родных вдали —
Мучительно, нет хуже доли!
Чужда краса другой земли.
Её не радуют наряды,
Кругом — притворство и обман,
Других невольниц злые взгляды,
И неприятен старый хан.
И вот Диляра, как ни странно,
Покинула вдруг белый свет.
У хана в сердце — словно рана,
Ему покоя больше нет.
Чтоб выразить своё страданье,
К себе Омера вызвал хан,
Даёт он Мастеру заданье
Создать из мрамора фонтан.
Такой, чтоб камень плакал даже
И высказал души всю боль,
Чтоб постоянно, как на страже,
Оплакивал его любовь.
И Мастер воплотил в узоре
Боль сердца, что не превозмочь,
И капли капают от горя
Из чаши в чашу день и ночь.
. Поэт увидел: словно слёзы,
Не льётся — капает вода,
И положил он в чашу розы —
Теперь здесь розы есть всегда.
«Фонтан слёз» (сельсебиль) построен в 1764 году. Из мраморного цветка
в верхнюю чашу капает вода, напоминая слёзы. Наполнение чаши водой
символизирует наполнение сердца горем. Затем вода переливается из чаши в
чашу. А внизу — спираль, она символизирует вечность. Этот памятник был
установлен у мавзолея Диляры, а во внутренний дворик дворца был перене-
сён при Потёмкине (перед приездом Екатерины II).
О Диляре не осталось никаких сведений, поэтому возникло несколько
легенд. То она грузинка, то черкешенка, то гречанка. И причина смерти
разная: то её утопили в бассейне, то отравили, то зарезали. А Пушкин
услышал версию, что ею была польская княжна Мария Потоцкая, об этом он
и написал поэму «Бахчисарайский фонтан».
Источник
Фонтан Любви, которого нет
Какие возникают у вас чувства, когда в художественных фильмах вы видите знакомые места, места, где вы живете или просто бывали? Мне, честно, несмотря на то, что чудо кино существует уже много лет, всегда очень волнительно видеть такие места «в телевизоре». И более привычно, конечно, когда их показывают в разных программах о путешествиях или документальных фильмах, но так прикольно видеть их в художественных)
Не пишу вообще о фильмах, тут захотелось . На днях посмотрели легкую американскую комедию «Однажды в Риме». Умеют они все-таки снимать такие романтические истории с чувствами, красивыми героями и с обязательным хеппи-эндом, но я не про фильм, хотя мне было приятно его смотреть. Поскольку американка встречает свою любовь в Риме, то и виды этого города, конечно, тоже там присутствуют. А мы там были 3 года назад, и Рим нам очень понравился, поэтому так было приятно узнать знакомые места, вернее, узнать бы)
Дело в том, что главное действо происходит там у фонтана Любви. Я, конечно, представила себе фонтан Треви и не угадала. На экране был фонтан со скульптурой некой богини, вероятнее всего Венеры.
И я даже почти вспомнила место в Риме, где он стоит. Побежала сразу искать его фотографию в нашем архиве, но почему-то не нашла. На помощь пришел спасительный Интернет, который раскрыл мне секрет и оберег от дальнейших поисков. Дело в том, что этого фонтана на самом деле не существует. Это просто реквизит для съемок. Но реквизит настолько удачный, что (как я прочитала) в перерывах между съемками туристы подходили к фонтану и кидали в него монетки, удивляясь, почему они не нашли этот фонтан на карте.
Ну, а венчались главные герои в реально существующей церкви, которую тоже, мне думалось, мы видели. Но оказалось, что как раз мимо нее мы, увы, не проходили, а это чуть не самая знаменитая в Риме церковь Марии Магдалены в стиле рококо,
Источник
Фонтан любви
Описание картины «Фонтан любви»
Если бы вам случилось родиться знатной дамой и жить во Франции приблизительно в середине XVIII века, вы непременно повесили бы у себя в жилище картину Франсуа Буше «Фонтан любви» . Ну, или что-то очень похожее. Потому что тогда это был самый писк интерьерной моды.
«Свирели, овечки, пастушки… – рассеянно подумаете вы, – Стоп! И зачем бы я стала украшать собственный дом сельской сценой? Сказано ведь, что дамой я была знатной!»
Именно так. К концу первой трети «галантного века» французское общество разуверилось в серьёзных темах, которые предлагало им искусство классицизма. Долг, честь, высокие идеалы – всё это как-то быстро и значительно девальвировалось. В это больше никто не верил. Складывающийся стиль рококо не переваривал пафоса и героики. Все теперь хотели, чтобы искусство дарило им лишь наслаждение, ощущение беззаботности и расслабленности, сверкающего праздника жизни. Никто не желал думать о серьёзном и, уж тем более, видеть его на картинах.
Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки. Еще недавно ваши предки украшали сцены парадными портретами и торжественными полотнами с героями античности. Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Вы ведь в курсе, что нынче в моде? То, что раньше считалось низким и недостойным. Пастухи и пастушки! К тому же кому теперь интересны парадные залы? Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах. Вот насколько всё переменилось! Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая.
1748-й, год написания «Фонтана любви», – это как раз тот год, когда Буше начал работать для мадам де Помпадур. Задачи, стоящие перед ним, не живописного, а декоративно-интерьерного плана. Он должен писать то, что украсит стены и дверные проёмы. Но картина – это что-то уникальное, в идеале существующее в единственном экземпляре. А во Франции с 1730-х годов живопись становится подспорьем для промышленного производства. Сюжеты наподобие «Фонтана любви» массово воспроизводятся на шпалерах (безворсовых коврах) и гобеленах.
И если бы даже вам случилось быть не очень знатной и не настолько богатой, чтобы приобрести оригинал Буше (всё-таки придворный художник!), вы всё же смогли бы приобщиться к моде на рококо. Как? Очень просто – приобретя для своего дома гобелен или шпалеру. До Буше они бывали кричаще яркими, грубоватыми и безвкусными. Рококо изменило это: теперь шпалеры в точности могут повторить лучшие живописные шедевры.
Буше лично рисовал картоны для шпалер, чуть позже с подачи мадам де Помпадур возглавил Королевскую мануфактуру гобеленов. А его товарищ, художник Жан-Батист Удри разработал тончайшую цветовую шкалу, где каждый оттенок нитей в гобелене имел собственный номер. Теперь ткачи уже не могли подбирать цвета наобум, по своему непритязательному вкусу: им выдавался шаблон, где все оттенки были строго просчитаны, как на картине.
Только взгляните на то, как написано небо в «Фонтане любви»! И теперь представьте, сколько оттенков серого, голубого и бежевого понадобилось бы, чтобы в точности передать светлый и ненавязчивый колорит Буше, его знаменитую «жемчужную гармонию» ! Так что гобелены – это тоже искусство. Особенно если для них поработал Буше.
Нежные и звонкие краски «Фонтана любви» так же ласкают взор, как любовное воркование пастушков и пастушек – смягчает сердце. А то, что о самой этой картине мы больше не в состоянии сказать ничего особо осмысленного, – это совершенно правильно. Мы ведь заметили вначале: искусство рококо – оно не для того, чтобы думать. Оно для того чтобы «расслабиться и получить удовольствие».
Источник