- Статья 15. Элементы монументально-декоративного оформления
- Что такое монументальное искусство
- Что такое монументальное искусство?
- История монументального творчества
- Примеры данного вида искусства
- Разнообразие произведений
- Эпоха СССР и данный вид творчества
- Бессмертное произведение
- Монументальная живопись: примеры
- Монументальное зодчество: шедевры мирового искусства
- Заключение
Статья 15. Элементы монументально-декоративного оформления
Статья 15. Элементы монументально-декоративного оформления
15.1. К элементам монументально-декоративного оформления относятся произведения монументально-декоративного искусства (далее — произведения МДИ).
15.2. Произведения МДИ — памятники, памятные знаки, монументально-декоративные композиции, скульптуры, монументы, мемориалы, мемориальные доски, охранные доски, въездные знаки и другие произведения, специально предназначенные для площадей, улиц, парков, спортивных комплексов и мест массового отдыха.
15.3. Памятники — архитектурные или скульптурные композиции в память или в честь какого-либо лица или события.
15.4. Памятные знаки — локальные тематические произведения с ограниченной сферой восприятия, связанные с историческими событиями, посвященные увековечению события или лица: стела, обелиск, мемориальные доски и другие архитектурные формы.
15.5. Монументально-декоративные композиции — многоплановые городские, садово-парковые скульптурные композиции, скульптурные композиции на фасадах общественных зданий.
15.6. Скульптуры — произведения с ярко выраженным общественным характером, адресованные массовому зрителю, устанавливаемые в общественных местах: на улицах и площадях города, в парках, на фасадах общественных сооружений.
15.7. Монументы — общегородские памятники значительных размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц, крупномасштабные объекты, имеющие важное градоформирующее значение, предполагающие масштабное, ансамблевое художественное решение.
15.8. Мемориалы — архитектурные сооружения, воздвигнутые для увековечения памяти о ком-либо или о чем-либо.
15.9. Мемориальные доски — плиты, содержащие изображения и текст и увековечивающая память о каком либо лице или событии, сыгравших большую роль в истории и социальном развитии города, округа или страны. Мемориальные доски являются памятными знаками, устанавливаемыми на фасадах зданий, сооружений, связанных с историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся граждан.
15.10. Охранные доски — плиты с пояснительным текстом, содержащие основные данные о памятнике истории, культуры и архитектуры местного значения с указанием, что памятник охраняется городом.
15.11. Въездные знаки — своего рода «визитные карточки» любого населенного пункта, культурно-исторического, музейного, туристического или промышленного комплекса, зоны отдыха.
15.12. Произведения МДИ могут устанавливаться на земельных участках или на фасадах зданий, (строений, сооружений).
15.13. При решении вопроса об установке произведения МДИ должны учитываться особенности предполагаемых мест их установки (вопросы благоустройства, техническое состояние, необходимость ремонтных работ).
15.14. Архитектурно-художественное решение произведений МДИ не должно противоречить характеру места их установки, особенностям среды, в которую они привносятся как новый элемент.
15.15. Размер произведения МДИ определяется объемом декоративных элементов и должен быть соразмерен зданию или сооружению, на котором устанавливается.
15.16. Произведения МДИ должны отвечать высоким нравственным и эстетическим требованиям, выполняться только из прочных долговечных материалов (мрамора, гранита, чугуна, бронзы и других видов камня и металла или их сочетаний).
15.17. Произведения МДИ должны создаваться на высоком профессиональном уровне с проработкой архитектурной и скульптурной частей специалистами, имеющими соответствующее образование и квалификацию.
15.18. При решении вопроса об установке произведения МДИ учитывается наличие или отсутствие иных форм увековечения памяти данного исторического события или гражданина на территории города.
15.19. Инициатива об установке произведений МДИ на территории города может принадлежать органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, главе города, группе депутатов Думы города Югорска в количестве не менее пяти человек, администрации города Югорска, организациям, осуществляющим свою деятельность на территории города, а также группе граждан, обладающих активным избирательным правом, численностью не менее 10 человек (далее — инициатор(ы)).
15.20. Текст, располагаемый на произведениях МДИ, должен быть изложен на русском языке в лаконичной форме, содержать сведения о событии, память о котором предлагается увековечить, или о заслугах, достижениях или периоде жизни (деятельности) гражданина, память о котором предлагается увековечить.
15.21. В композицию произведений МДИ, помимо текста, по усмотрению инициатора могут быть включены портретные изображения, декоративные элементы, специальные места или приспособления для возложения цветов (например, в составе мемориальных досок: полочка, ваза, зажим, консоль и т.п.), элементы подсветки.
15.22. Архитектурное решение и масштаб произведений МДИ, а также пропорции и размеры составляющих их элементов зависят от ситуации и особенностей выбранного места размещения, в том числе в случае установки мемориальной доски — от соразмерности фасаду, на котором она устанавливается, от его архитектурного решения, а также материала, рисунка и способа наружной отделки (облицовки).
15.23. При создании произведений МДИ (если заказчиком не установлены жесткие требования к их виду, размерам и содержанию) автор или авторский коллектив самостоятельно определяет параметры в соответствии с общими канонами и принципами композиционного построения, существующими в изобразительном и монументально-декоративном искусстве, архитектуре.
15.24. Для определения правильного масштаба и пропорций мемориальной доски автором или авторским коллективом должна быть выполнена ее фотопривязка к месту размещения. При размещении объемного произведений МДИ в городской среде должен быть выполнен макет с его фотопривязкой к месту размещения с различных ракурсов и основных точек восприятия (в том числе удаленных), а также развертки и визуализации, подтверждающие правильность принятых решений.
15.25. Произведения МДИ устанавливаются на фасадах зданий (сооружений) или на определенной части городского ландшафта, связанных с историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся граждан, на хорошо просматриваемых местах. Мемориальные доски, устанавливаемые на фасадах зданий (сооружений), должны располагаться на высоте не ниже 2 м.
15.26. Если мемориальная доска устанавливается в честь выдающейся личности, в ее тексте полностью указываются его фамилия, имя и отчество, годы жизни и (или) годы проживания в данном доме или годы работы в организации, находившейся в данном здании.
15.27. Если в надписи на мемориальной доске или произведении МДИ указано на то, что в честь выдающейся личности названа улица, то доска или произведение МДИ размещается, как правило, на здании (строении, сооружении) или площади, расположенном (расположенной) в начале данной улицы или в наиболее удачном с градостроительной точки зрения месте данной улицы.
15.28. В память о выдающемся гражданине на территории города может быть установлена только одна мемориальная доска — по бывшему месту его жительства или деятельности. Кроме того, может быть установлено другое произведение МДИ.
15.29. Вне зависимости от того, кто является инициатором установки или за чей счет выполняются работы по проектированию, изготовлению и установке произведения МДИ, проект произведения МДИ, в составе которого должны содержаться решения по благоустройству прилегающей территории, должен быть согласован на Градостроительном совете.
15.30. Для установки произведений МДИ на объектах или землях общей долевой собственности требуется согласие собственников, полученное в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Документы, подтверждающие наличие согласия собственников, представляются на рассмотрение Градостроительного совета.
15.31. Вывод части фасада здания или земельного участка из общей долевой собственности для установки произведений МДИ и выполнения благоустройства прилегающей территории земельного участка не требуется (за исключением случаев принятия собственниками решения о необходимости такого вывода).
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Что такое монументальное искусство
В современных школах ученикам старших классов преподается очень важный и нужный предмет под названием «Мировая художественная культура». Курс МХК рассказывает школьникам о шедеврах архитектуры и изобразительного искусства от древности до наших дней. В программу входит и такой раздел, как монументальное искусство. С ним мы сейчас познакомимся поближе.
Что такое монументальное искусство?
Это особенный раздел изобразительного искусства, отличающийся пластической или смысловой нагрузкой архитектурного произведения, а также важностью и значительностью идейного содержания. Слово «монументальное» произошло от латинского moneo, что означает «напоминаю». И не мудрено, ведь данный тип искусства – один из самых древних на земле.
История монументального творчества
Корни данного вида зодчества и живописи восходят к первобытному обществу. Древние люди тогда только научились рисовать, неумело держали в пальцах уголек, но их произведения монументальной живописи на пещерных стенах уже поражали воображение. Конечно, они были нарисованы коряво, обилие красок отсутствовало, но зато присутствовал смысл. Он заключался в представлении древних людей о силах природы, собственной жизни, различных умениях. Поэтому стены пещер украшали различные сценки из жизни первобытного человека: добыча мамонта, самая красивая женщина в пещере, ритуальные танцы у костра и многие, многие другие.
Первобытное общество сменилось Древним миром, и там монументальное творчество тоже нашло свое место. В Древнем Египте данное искусство очень уважали и любили. Об этом нам говорят сохранившиеся до наших дней сфинксы и египетские пирамиды. В эпоху Возрождения произошел расцвет монументальной архитектуры. На свет появились такие шедевры, как статуя Давида, картина «Сотворение Адама», а также роспись потолка Сикстинской капеллы. Все эти работы выполнены гением своего времени – Микеланджело Буонарроти.
В конце 19-начале 20 века искусство идет по новому пути. Наиболее популярный тогда стиль «модерн» отразился и на данном творчестве, из-за чего большинство монументальных произведений было выполнено в данном направлении. Особенно это коснулось живописи и нашло отражение в работах таких художников, как М. Врубель, М.Дени и другие. Но не было забыто и зодчество, в это время работают такие скульпторы как Э. Бурдель и А. Майоль. Их руками было создано большинство произведений в жанре монументальная скульптура, которыми мы восхищаемся и любуемся по сей день.
Наибольшее развитие и признание данный вид искусства получил в СССР. Страна Советов ставила перед собой наполеоновские планы, и внушительные памятники и постаменты как нельзя лучше отражали ее задумки. Впечатляющие, высокие, стремящиеся ввысь статуи отражают смелость и силу духа рабочих того времени.
Примеры данного вида искусства
Сюда относятся как архитектурные, так и живописные произведения. Монументальное искусство включает в себя мозаики, фрески, памятники и бюсты, различные скульптурные и декоративные композиции, витражи и даже… фонтаны. Теперь можно убедиться, как много сюда входит произведений искусства. Немудрено, что по всему миру созданы тысячи музеев, где на всеобщее восхищение выставлены панно, бюсты и скульптуры самых разных эпох и поколений.
Разнообразие произведений
Сюда входят два вида творчества: скульптура и изобразительное искусство. Монументально-декоративная живопись обычно представляет собой различные панно, росписи на стенах, барельефы и др. Они служат украшением окружающей обстановки и обязательно входят в состав какого-либо ансамбля, являясь его важной частью. В монументальной живописи различают разнообразные техники: это фреска, витраж, мозаика и т.д. Стоит отметить, что монументальная живопись располагается на специально созданной под нее конструкции или на недвижимой архитектурной основе.
Эпоха СССР и данный вид творчества
Монументальное искусство высоко ценилось в СССР. Оно способствует развитию художественного вкуса, воспитанию нравственности и патриотических чувств к своей Родине. Оно эмоционально обогащает, даря при взгляде на него незабываемые воспоминания, которые навсегда остаются в душе и сердцах как детей, так и взрослых. Советскому монументальному искусству присущи гуманизм и художественная организация. Произведения живописи и архитектуры, выполненные в соответствующем стиле, можно было встретить везде: около школ и садиков, заводов и в парках. Умудрялись строить памятники даже в самых необычных местах.
Этот вид творчества получил широкое распространение после Октябрьской революции, когда строилась новая страна с новыми законами, порядками и социализмом. Именно тогда произведения монументального искусства получили особое признание в народе. Все живописцы, скульпторы, архитекторы были охвачены порывом создать шедевр монументального искусства, чтобы показать, что время изменилось, наступила новая жизнь, новый бытовой уклад, новые открытия в науке и новый вид искусства.
Бессмертное произведение
Одним из самых запоминающихся творений тех времен стала великолепная монументальная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», олицетворяющее собой тяжелый труд и подвиг советского народа. История памятника очень интересна и познавательна. В 1936 году заканчивали строительство Дворца Советов, наверху которого должен был стоять памятник «Рабочий и колхозница». Для создания скульптурного сооружения отобрали лучших мастеров, в число которых попала и Вера Мухина. На работу им дали два месяца и сказали, что статуя должна олицетворять собой две фигуры – рабочего и колхозницы. Одну и ту же идею четыре скульптора выполнили совершенно по-разному. У кого-то фигуры спокойно и безмятежно стояли, у кого-то наоборот, яростно рвались вперед, будто стремясь кого-то обогнать. И только Мухина Вера Игнатьевна запечатлела в своей работе прекрасный момент начатого, но не законченного движения. Именно ее работа и была одобрена комиссией. Сейчас памятник «Рабочий и колхозница» находится на реставрации.
Монументальная живопись: примеры
Как уже было сказано выше, изобразительное искусство этого типа уходит корнями в древние времена. Уже тогда создавались великолепные рисунки на стенах пещер, изображающие процесс охоты, древние ритуалы и др.
Монументально-декоративная живопись подразделяется на несколько типов:
- Фреска. Данное изображение создается на сырой штукатурке несколькими типами красок, которые получились из пигмента в виде порошка. При высыхании такой краски образуется пленка, защищающая работу от внешнего воздействия.
- Мозаика. Рисунок выкладывается на поверхности маленькими стеклышками или разноцветными камнями.
- Темпера. Произведения этого типа выполнены красками из пигмента растительного происхождения, разведенного в яйце или масле. Как и фреска, наносится на невысохшую штукатурку.
- Витраж. Схож с мозаикой, так же выкладывается из кусочков разноцветного стекла. Разница в том, что кусочки соединяются между собой спайками, а готовое произведение помещают в оконный проем.
Наиболее известные произведения монументальной живописи – фрески Феофана Грека, например двусторонняя икона «Богоматерь Донская», на другой стороне которой изображено «Успение Богородицы». Также к произведениям искусства можно отнести «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля Санти, «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и другие картины.
Монументальное зодчество: шедевры мирового искусства
Хорошие скульпторы во все времена ценились на вес золота. Поэтому мир и обогатился такими произведениями, как Триумфальная арка, расположенная в Москве, памятник Петру 1 «Медный всадник», скульптура Давида, выполненная Микеланджело и находящаяся в Лувре, статуя прекрасной Венеры, у которой отсечены руки, и многие другие. Такие виды монументально-декоративного искусства завораживают и притягивают к себе взгляды миллионов, на них хочется любоваться снова и снова.
Существует несколько типов зодчества этого типа:
- Памятник. Обычно это скульптура одного или нескольких людей, стоящих неподвижно или замерших в какой-либо позе. Производятся из камня, гранита, мрамора.
- Монумент. Увековечивает в камне какое-либо событие истории, например Отечественную войну, или великую личность.
- Стела. Данный тип зодчества представляет собой плиту из камня, гранита или мрамора, стоящую вертикально и имеющую какую-либо надпись или рисунок.
- Обелиск. Это столб, состоящий из четырех заостряющихся кверху граней.
Заключение
Монументальное искусство — вещь сложная и неоднозначная. У всех людей она вызывает разные чувства, у кого-то — гордость за мастеров, что человеческие руки смогли произвести на свет шедевр. Кто-то чувствует недоумение: как такая работа вообще могла быть выполнена обычным человеком, ведь в ней столько мелких деталей? Иной зритель просто остановится и залюбуется памятниками живописи и архитектуры, как древними, так и современными. Но объекты монументального искусства не оставят равнодушным ни одного человека. Это происходит потому, что у всех мастеров, сделавших что-либо в этом стиле, имеется огромный, недюжинный, самый настоящий талант, терпение и бескрайняя любовь к своему делу.
Источник