10 самых знаменитых фонтанов Парижа!
Самый старый фонтан в Париже. Расположенный на площади Жоашен дю Белле, он увидел свет ещё в XVI веке. Появился он не просто так, а в честь знаменательного события – коронации Генриха II. Изначально творение получило название Фонтана нимф, так как три его стороны украшали изображения нимф и тритонов. Четвёртая же сторона никак не была украшена, так как примыкала к кладбищу.
Это было знаменитое для почитателей истории Франции Кладбище Невинных. В честь него позднее фонтан и переименовали. Само же кладбище с течением времени закрыли, а описываемое нами произведение искусства перенесли на площадь по соседству. Четвёртая сторона фонтана была пристроена в таком же стиле, как и другие три, поэтому ничего не режет глаз. Но на этом путешествия нашего фонтана не закончились, и при Наполеоне III он совершил ещё один, на этот раз последний, вояж.
Объясняется такое перемещения глобальной реконструкцией Парижа. Обратите внимание на сей факт, который очень показательно характеризует французов – эти люди всегда любой ценой стараются сохранить наследие своих предков. Предки же, когда возводили данное творение, придерживались модного для XVI века течения маньеризма. Согласно ему, в вещах и образах должны преобладать изящество и стройность. Добавление ангелочков также вполне в духе того времени. А форма сооружения копирует святилище в честь нимф – нимфеум.
Располагается на одноимённой площади напротив церкви, носящей имя Святого Сульпиция. Этот фонтан считается одним из самых красивых не только во Франции, но и во всём мире. Однако создавался он не красоты ради, а по довольно прозаической причине – Луи-Филипп посчитал, что парижанам не хватает воды. Но куда же без красоты? Если строить, то нечто выдающееся! Именно по этой причине Луи-Филипп поручил данное задание Луи Висконти – очень известному и почитаемому архитектору. Работать с Висконти считалось большой честью и удачей.
Целых пять лет длилось возведение этого произведения искусства. И оно того стоило – достигающее 12 метров в высоту сооружение воистину поражает. Фонтан полностью изготовлен из камня и состоит из трёх восьмиугольных отдельных бассейнов, находящихся на различных уровнях. В основе в специальных нишах расположены фигуры французских епископов. Их взгляды направлены в каждую из сторон света, благодаря чему фонтан иногда так и называется – «Фонтан четырёх сторон света», «четырёх епископов». Второй уровень украшают львы, оскалившиеся в рыке, охраняющие герб города. Третий уровень изящно знаменуют античные вазы. Венчает всё это великолепие купол с острым шпилем. Не поверите, но современники некогда критиковали и такую красоту, придираясь буквально ко всему.
Эдме Бушардон так был, по-видимому, рад королевскому приказу изваять нечто впечатляющее, что совершенно забыл в порыве творчества о том, что фонтан должен ещё быть функциональным. Четыре струи – вот что получилось в итоге. За подобную оплошность Бушардона критиковали нещадно, но справедливости ради стоит сказать, что с эстетической точки зрения восхититься есть чем. Трёхъярусное творение с фигурами четырёх времён года моментально приковывает взгляд. На сегодняшний день знаменитый фонтан по улице Гренель пользуется большой популярностью у туристов, несмотря на то, что в данный момент не работает.
Этот фонтан является превосходным примером органичного сочетания скульптуры и природы. Возведённый в XVII веке по приказу Екатерины Медичи, этот фонтан в стиле барокко окунает зрителя в мифологию. Подойдя к одной стороне, можно увидеть, как Кентавр готовится напасть на Галатею, которая ничего не подозревает и нежится в руках Ациса. Сделав пару шагов в сторону и взглянув на другой бок, вы увидите Леду с лебедем. Такое зрелище не оставит равнодушным ни одного посетителя, который решит прогуляться возле Люксембургского дворца.
Фонтан Мольера – скорее не полноценный фонтан, а монументальный памятник великому драматургу. Стоит он на углу улиц Мольера и Ришелье, неподалёку от театра Комеди Франсез, в котором комедиограф играл и для которого писал, и напротив дома, где он жил и умер. Мольеру стало плохо прямо на сцене, во время спектакля «Мнимый больной», в котором он играл Аргана. Из Комеди Франсез его принесли сюда, в сороковой дом по улице Ришелье, где он и умер через несколько часов.
Фонтан Сен-Мишель – любимое место встреч парижан. Это монументальное сооружение шириной в 15 метров и высотой в 26, размерами с шестиэтажный дом, к стене которого фонтан примыкает. И фонтан, и площадь, на которой он стоит, и бульвар, и набережная, и мост рядом названы именем Архангела Михаила, победителя дьявола.
Знаменитый фонтан Стравинского находится между авангардным Центром Помпиду и готической церковью Сен-Мерри. Здесь всегда полным-полно мамаш с восхищёнными детьми, но инсталляция способна произвести впечатление и на взрослого человека.
Фонтаны на площади Согласия были разработаны известным французским архитектором Жаком-Игнатием Гитторфом по заданию королевской семьи. После установки Луксорского обелиска нужно было преобразить площадь и придать ей законченный вид. И вот, спустя 4 года, 1 мая 1840 году с обеих сторон обелиска появились великолепные монументальные фонтаны, представляющие собой уменьшенные копии римских фонтанов с Площади Святого Петра. Один из них получил название Фонтан четырёх рек, а второй – Фонтан Морей. Эти названия и их архитектурное оформление не случайны – на площади Согласия находится Министрество Морского Флота Франции.
Это своеобразный символ Парижа, фонтанчики питьевой воды из чугуна, идея установки которых принадлежит создателю знаменитой коллекции Уоллеса — английскому баронету Ричарду Уоллесу, получившему в 1870 году наследство и пожелавшему сделать подарок любимому городу, для чего он заказал скульптору эскиз и оплатил отливку (по два на парижский округ) первых фонтанчиков, первоначально имевших также 2 железных стакана на цепочке, которые были сняты в 1952 году по гигиеническим причинам.
Уоллесу также принадлежит идея встроенных в дома фонтанчиков питьевой воды. Сегодня в Париже сохранились 108 фонтанчиков Уоллеса (88 больших, остальные отличаются по форме). Красивая форма фонтанчика способствовала его распространению по городам Франции и других стран мира.
Источник
Фонтаны во Франции — Fountains in France
Фонтаны во Франции обеспечивали питьевой водой жителей древнеримских городов Франции, а также французских монастырей и деревень в средние века. Позже они были символами королевской власти и величия в садах королей Франции. Сегодня, хотя они больше не поставляют питьевую воду, они украшают площади и парки французских городов и поселков.
СОДЕРЖАНИЕ
Римские фонтаны
Первые известные фонтаны во Франции были построены римскими инженерами в первом и втором веках нашей эры в Глануме , Везон-ла-Ромен , Ниме и других городах Прованса . Как и фонтаны в Риме, они питались водой из далеких озер и речных акведуков, иногда более чем в пятидесяти километрах от фонтанов. Остатки акведуков можно найти за пределами Авиньона , Арля , Экс-ан-Прованса , Гланума и других римских городов.
Как только вода поступала в города, ее направляли в свинцовые трубы, которые распределяли ее по уличным фонтанам или прямо в римские бани и виллы. Примеры этих фонтанов можно увидеть в руинах Гланума и в музее Везон-ла-Ромен.
Римские уличные фонтаны представляли собой отдельно стоящие каменные блоки, соединенные свинцовыми трубами под улицей; вода текла по трубам, а затем вверх к водостокам в блоках, выталкиваемая давлением воды из более высоких источников воды и вытягиваемая за счет сифонного эффекта воды, вытекающей из патрубков. Вода вытекала из пасти маски в форме лица животного или человека. Вода текла непрерывно, ее собирали в горшки или кувшины и уносили домой.
Начиная с V века нашей эры, с вторжением варварских племен во Францию, римская система фонтанов начала разрушаться. Акведуки были разрушены или разрушены, города были заброшены, а фонтаны обычно перестали работать либо из-за разрушения, либо из-за запущенности. До XVIII века французские города не имели надежной системы водоснабжения.
Камень римского уличного фонтана из Везон-ла-Ромен в Провансе (1-й или 2-й век нашей эры)
Васка древнеримского фонтана в Лувре, Париж
Римский фонтан в Венеране, Приморская Шаранта, Юго-западная Франция
Остатки монументального римского фонтана возле форума в Глануме (около 20 г. до н.э.)
Французские средневековые фонтаны
В средние века римские акведуки были разрушены или пришли в упадок, и многие фонтаны во Франции перестали работать, поэтому фонтаны существовали в основном в искусстве и литературе или в уединенных монастырях или дворцовых садах.
Фонтаны в средние века были связаны с источником жизни, чистоты, мудрости, невинности и Эдемского сада . В иллюминированных рукописях, таких как Tres Riches Heures du Duc de Berry (1411–1416), Эдемский сад был изображен с изящным готическим фонтаном в центре (см. Иллюстрацию).
Обитель монастыря должна была быть копией Эдемского сада, защищенного от внешнего мира. Простые фонтаны, называемые лавабо, были размещены внутри средневековых монастырей, таких как аббатство Ле Тороне в Провансе, и использовались для ритуального омовения перед религиозными службами и приемами пищи.
Фонтаны были также найдены в огороженных средневековых jardins d’amour , «садах придворной любви» — декоративных садах, используемых для ухаживания и отдыха. Средневековый роман Роман де ла Роз описывает фонтан в центре огороженного сада, питающий небольшие ручьи, окаймленные цветами и свежими травами.
Средневековые фонтаны тоже могли развлечься. В садах графов Артуа в Шато-де-Эрдин, построенном в 1295 году, были знаменитые фонтаны Les Merveilles de Herdin, которые можно было активировать, чтобы мочить удивленных посетителей.
Фонтан Круа-де-Пьер в Руане — один из немногих существующих средневековых фонтанов во Франции. Он был построен в 1517 году рядом с каменным крестом, воздвигнутым местным епископом в 1197 году. Он был снесен кальвинистами в 1562 году, но отстроен заново. В 1792 году, во время Французской революции , крест на вершине был заменен бюстом Марата . но он был удален в 1795 году. В 1872 году фонтан был перестроен по первоначальному плану. Оригинальный фонтан можно увидеть в саду Руанского музея древностей.
Эдемский сад, изображенный в Tres Riches Heures du Duc de Berry (1411–1416 гг.) С фонтаном в центре.
Лавабо в аббатстве Ле Тороне , Прованс , (12 век), где монахи моют руки перед едой и службами.
Васк из монастырского фонтана последней четверти XII века из монастыря Сен-Мишель-де-Грандемон в Лангедоке, Франция. (Музей Клюни, Париж)
Резная шкатулка из слоновой кости с изображением Тристана и Изольды у фонтана (1340–1350 гг.) ( Лувр )
Фонтан XV века, нарисованный Виолле-ле-Дюк
Сельский средневековый фонтан, нарисованный Виолле-ле-Дюк
Фонтен Сен-Лазар (1543 г.) в Отене (Сона-и-Луара)
Фонтаны французской деревни
В то время как во французских городах было построено несколько фонтанов, где воду обычно брали прямо из реки или из колодцев. много фонтанов было построено в деревнях, особенно в Провансе . Эти фонтаны изначально располагались недалеко от деревни или у входа в нее, у источника или поблизости, соединенные подземной галереей. Они часто строились на том же месте, что и более ранний римский фонтан, и те же основные конструкции использовались со средневековых времен до 19 века. Настенные фонтаны строили у источника или у стены здания. У них был резервуар с водой, который наполнялся под действием силы тяжести, а затем вода выливалась из носиков или канонов , которые часто украшались маскаронами или масками в виде голов людей, животных или монстров.
Позже, в 16 веке, появилась более изощренная версия пристенного фонтана, основанная на конструкции старинных римских уличных фонтанов. Эти новые фонтаны продемонстрировали богатство и престиж города или деревни. и обычно размещались на центральной площади, возле церкви. Внутри буфета или стены за фонтаном была полая камера, называемая bassin de repartition , соединенная трубой с источником воды внизу. Канон фонтана был соединен с тазом, вход в который находился чуть ниже уровня воды в тазу. По мере того, как вода выливает канон, он создает сифон, втягивая воду в трубу и сохраняя заполненную басин de repartition.
Когда вода выливала канон , его собирали в глиняный сосуд и уносили домой. Вода, которую не брали таким образом, уходила в каменный резервуар или таз, где ее могли пить крупный рогатый скот, овцы или лошади. Затем переливная вода поступала в отдельный бассейн, лавуар , где ее можно было использовать для стирки одежды. Затем переливная вода использовалась для орошения садов. Поскольку традиционный деревенский способ стирки одежды заключался в использовании в качестве моющего средства древесной золы, богатой калием, промывочная вода была эффективным удобрением для садов.
Еще одним распространенным деревенским фонтаном, начавшимся в 16 веке, был фонтан fontaine ronde à fût , или фонтан-бочка . Этот тип фонтана был изображен на древнегреческих вазах VI века до нашей эры. Фонтан стоял отдельно стоящий в центре площади. Он состоял из круглой каменной чаши, в центре которой находилась каменная колонна с полой полостью в центре для переделанного басина , соединенного с одним или несколькими канонами. Когда вода хлынула из канонов, вода вытягивалась сифонным эффектом из трубы внизу, поддерживая наполнение басина. Верх фонтана прикрывался каменным колпаком или куверкулем, который можно было снимать для обслуживания фонтана.
Третьим распространенным типом деревенских фонтанов был fontaine à Bulbe , или фонтан-лампочка . Фонтан-лампочка работал так же, как фонтан-бочка, за исключением того, что переделка басина располагалась в отдельном каменном контейнере, обычно в форме колбы, помещенном наверху колонны. Каноны фонтана крепились не к колонне, а к колбе. Маски, через которые текла вода, часто высекались прямо на камне колбы.
Фонтан в Туртуараке (Дордонь), вероятно, датируемый римскими временами или ранее. Жители построили стену вокруг источника.
Фонтан-бочка в Нижнем сюр-Иссоле (1542 г.). Железные стержни над фонтаном были предназначены для поддержки кувшинов и кувшинов, когда они были наполнены водой, льющейся из канонов выше.
Фонтан в деревне Кресте на вершине холма в Воклюзе (1588 г.)
Угловой настенный фонтан церкви в Турвесе (Вар), датированный 1792 годом.
Деревенский фонтан и лавуар (умывальник) в Сен-Лотене (Юра)
Французский ренессанс
Итальянский Ренессанс ввел новый вид фонтана в Европу, где скульптура и украшения были столь же важно , как и вода , они в комплект поставки. Они стали произведениями искусства, а не только инженерной мысли.
Между 1546-1549 годами парижские купцы построили в Париже первый фонтан в стиле эпохи Возрождения, Fontaine des Innocents , в ознаменование торжественного въезда в город короля Франции Генриха II . Фонтан, который первоначально стоял у стены церкви Святых Невинных, несколько раз переносился и перестраивался, и теперь он стоит на площади недалеко от Ле Аль. Это самый старый фонтан Парижа.
Генри построил сад в итальянском стиле с фонтаном, стреляющим вертикальной струей воды, для своей любимой хозяйки Дианы де Пуатье рядом с замком Шенонсо (1556–1559). В королевском замке Фонтенбло он построил еще один фонтан с бронзовой статуей Дианы , богини охоты, по образцу Дайан де Пуатье.
Позже, после смерти Генриха II, его вдова Екатерина Медичи изгнала Диану де Пуатье из Шенонсо и построила там свой собственный фонтан и сад.
Король Франции Генрих IV внес важный вклад в создание французских фонтанов, пригласив итальянского инженера-гидротехника Томмазо Франчини , который работал над фонтанами на вилле в Праталино, для изготовления фонтанов во Франции. Франсини стал гражданином Франции в 1600 году, построил фонтан Медичи и во время правления молодого короля Людовика XIII был возведен в должность генерального интенданта короля О и фонтанов, положение, которое было наследственным. Его потомки стали королевскими дизайнерами фонтанов Людовика XIII и Людовика XIV в Версале.
Стиль эпохи Возрождения широко распространился во Франции, поскольку дворяне и придворные превратили свои замки в резиденции в стиле эпохи Возрождения и разбили сады и фонтаны. Один из примеров находится в замке Опм в Оверни, недалеко от Клермон-Феррана , где казначей короля Людовика XIII построил сад и фонтан, спроектированные Жаном Андруэ дю Серсо .
В 1630 году другой Медичи, Мария Медичи , вдова Генриха IV, построила свой собственный монументальный фонтан в Париже, фонтан Медичи , в саду Люксембургского дворца . Этот фонтан существует до сих пор, с длинным бассейном с водой и статуями, добавленными в 1866 году.
Вид спереди и сбоку на Фонтен невинных в Париже (1546–1549) в его первоначальном виде.
Фонтаны в стиле французского барокко
В 1662 году король Франции Людовик XIV начал строительство сада нового типа, Garden à la française , или французского формального сада, в Версальском дворце . В этом саду центральную роль играл фонтан. Он использовал фонтаны, чтобы продемонстрировать власть человека над природой и продемонстрировать величие своего правления. В Версальских садах вода не падала естественным образом в бассейн, а взрывалась в небо или формировалась в форме веера или букета. Танцующая вода сочеталась с музыкой и фейерверком, создавая грандиозное зрелище. Эти фонтаны были работой потомков Томмазо Франсини , итальянского инженера-гидротехника, который приехал во Францию во времена Генриха IV и построил фонтан Медичи и фонтан Дианы в Фонтенбло .
Два фонтана были центральными элементами Версальских садов, оба взяты из мифов об Аполлоне, боге солнца, эмблеме Людовика XIV, и оба символизировали его власть. Фонтен Латон (1668–70), спроектированный Андре Ленотром и созданный Гаспаром и Бальтазаром Марси, представляет собой историю о том, как крестьяне Ликии мучили Латону и ее детей, Диану и Аполлона , и были наказаны превращением в лягушек. Это было напоминанием о том, как французские крестьяне издевались над матерью Людовика, Анной Австрийской , во время восстания под названием Фронда в 1650-х годах. Когда включается фонтан, брызги воды обрушиваются на крестьян, которые в ярости превращаются в существ.
Другой центральный элемент садов, расположенный на пересечении основных осей садов Версаля, — это Бассен д’Аполлон (1668–1671 гг.), Спроектированный Шарлем Ле Бруном и созданный Жаном Батистом Тюби. Эта статуя демонстрирует тему, также изображенную в расписном убранстве Зеркального зала Версальского дворца: Аполлон в своей колеснице собирается подняться из воды, о чем Тритоны объявили трубами из ракушек. Историки Мэри Энн Конелли и Мэрилин Симмс писали: «Созданный для драматического эффекта и льстить королю, фонтан ориентирован так, что Бог Солнца поднимается с запада и движется на восток к замку, что противоречит природе».
Помимо этих двух монументальных фонтанов, Сады на протяжении многих лет содержали десятки других фонтанов, в том числе тридцать девять фонтанов с животными в лабиринте, изображающем басни Жана де Лафонтена .
В Версале было так много фонтанов, что невозможно было запустить все сразу; когда Людовик XIV совершал прогулки, его фонтаны включали фонтаны впереди и выключали фонтаны позади него. Луи построил огромную насосную станцию Machine de Marly с четырнадцатью водяными колесами и 253 насосами, чтобы поднять воду на триста футов от реки Сены , и даже попытался отвести реку Эр, чтобы обеспечить водой свои фонтаны, но водоснабжение никогда не было достаточно.
Фонтен Латоне в садах Версаля (1668–1670 гг.)
Фонтан бассейна Сатурна, олицетворяющий зиму, работы Франсуа Жирардона (1672–777).
Фонтан Бассен-де-Флора, представляющий весну, работы Жана-Батиста Тюби (1672–74).
Фонтен де л’Энселад, б Гаспар Марси (1675–1676)
Фонтан Боскета Триумфальной арки
Фонтан оранжереи, Версаль
Боскет трех фонтанов, Версаль
Fontaine des Trois Ormeaux, Экс-ан-Прованс (1625 или 1632), старейший из исключительных фонтанов Экс-ан-Прованса.
Fontaine des Quatre Dauphins (Фонтан четырех дельфинов) (1667 г.) в квартале Мазарини в Экс-ан-Провансе,
Дельфин был популярным персонажем в фонтанах в стиле барокко. Фонтен дю Дофен, площадь Поля Конта в Тулоне. (До 1668 г.).
Фонтан Банье, улица Шапелье, Экс-ан-Прованс (1687 г.)
18-ый век
В восемнадцатом веке в Париже было построено тридцать новых фонтанов, четырнадцать из которых сохранились до сих пор, а также построены три замка — водохранилища, расположенные внутри больших сооружений. Многие из этих фонтанов были созданы Жаном Бозиром , который, согласно королевскому указу, в период с 1692 по 1740 год был Контролером купален города Парижа. Его фонтаны обычно были небольшими, стоявшими у стены, с нишей и одним изливом. воды в небольшую чашу, но они были величественными и изящными, украшены ракушками, мифологическими фигурами, а иногда имели имитацию кальцинированных стен гротов, имитирующих природные источники.
В середине 18 века Вольтер и другие критики стали требовать больше открытых площадей и декоративных фонтанов. В «Парижских украшениях» , написанных в 1749 году, Вольтер писал: «У нас есть только два фонтана хорошего вкуса, и они, безусловно, должны быть расположены лучше. Все остальные достойны деревни». Правительство отреагировало на эти требования о более грандиозных фонтанах, введя в эксплуатацию Фонтан Катр-Сезон (1739 г.) и еще более грандиозный проект площади с фонтанами, Площадь Людовика XV, которая стала Площадью Согласия .
В массивном фонтане Катр-Сезон на улице Гренель (7-й округ) (1739 г.) скульптора Эдма Бушардона было множество монументальных статуй, но только два крана, и он вызвал раздражение философа Вольтера из-за своего большого размера на узком пространстве. улица.
В Фонтен де Neuf-каноны , один из двух мхов фонтанов в Кур Мирабо в Экс-ан-Прованс (18 век).
Фонтен-де-ла-Плас-де-Таннер, Экс-ан-Прованс. (1761). Скульптор Частель. Он был перестроен в 1861 году. Урна наверху — оригинальная версия.
Фонтен Фоссати на площади Капуцинов в Марселе украшен обелиском и четырьмя дельфинами. (1778).
Fontaine aux Abeilles (Фонтан пчел) в Хагенау, Эльзас (18 век). Первоначально фонтан находился в цистерцианском монастыре Нойбурга в Даундорфе.
19 век
XIX век был золотым веком французского фонтана. В начале века Наполеон Бонапарт начал строительство нового канала в Париж для подачи воды для питья и фонтанов, восстановил десятки более ранних фонтанов, в том числе фонтан Медичи , и построил пятнадцать новых фонтанов, в том числе Fontaine du Palmier in Place. дю Шатле. Король Луи-Филипп (1830–1848) построил более монументальные фонтаны, в том числе Фонтаны Согласия (1836–1840) на площади Согласия. Император Луи Наполеон (1851–1870 гг.) Перестроил многие старые фонтаны, в том числе фонтан Медичи, и построил новые, в том числе фонтан Сен-Мишель (1860 г.).
За пределами Парижа крупные города Франции соревновались в строительстве самых величественных монументальных фонтанов.
В 1862 году город Экс-ан-Прованс построил Ротонный фонтан на перекрестке основных дорог, ведущих в город. Он был построен на месте более раннего фонтана 1697 года. Центральным элементом является бронзовая ваза диаметром восемь метров. Вода течет из сосуда через бронзовые маски вниз в каменный бассейн, украшенный бронзовыми детьми, едущими на лебедях. Скульптурные дельфины на основании сосуда устремляются наружу в нижнюю чашу диаметром 32 метра, украшенную двенадцатью бронзовыми львами, а наверху, на пьедестале в центре сосуда, находятся три статуи женщин, олицетворяющих сельское хозяйство, правосудие , и искусство.
В Марселе , то Palais Longchamp был построен , чтобы отметить конец нового водопровода , который принес чистую воду из реки Дюранс в Марсель, заканчиваясь долго нехватку воды; Фонтан, открытый в 1869 году, был создан Анри Эсперандье , архитектором главной церкви Марселя, Нотр-Дам-де-ла-Гард . Чаши фонтана разместили в центре двойной колоннады, в которой также разместились городской художественный музей и музей естествознания. Фонтан представлял собой аллегорическую группу скульптур, представляющих Дюранс, приносящий благополучие, виноградную лозу и пшеницу, символы изобилия.
В конце XIX века между крупными городами Франции началось соревнование за сооружение самых сложных монументальных фонтанов, состоящих из групп аллегорических фигур.
Город Тулон построил монументальный фонтан Fontaine de la Fédération в 1890 году в ознаменование (на год позже) столетия Французской революции . Это работа двух братьев из Тулона, архитектора Станисласа Годенси Аллара и скульптора Андре-Жозефа Аллара. Фонтан представляет собой человека Франции в лодке, держащего в одной руке факел цивилизации, а в другой — таблицу прав человека и гражданина. У ее ног две фигуры, представляющие Силу и Справедливость. Кажется, что лодка плывет по каскаду воды, из которого поднимаются два водяных фонтанчика.
В 1890 году семья богатого марсельского купца Эстранжена подарила еще один монументальный фонтан, Фонтен Эстранжен , группу аллегорических статуй, изображающих Марсель, сидящего на троне на носу четырех кораблей, представляющих четыре континента, созданных тулонским скульптором Андре Алларом .
Город Ницца построил монументальный фонтан в 1891 году в честь своего родного сына Гарибальди , героя итальянской независимости, который родился в Ницце в 1807 году. На фонтане изображен сам Гарибальди и бронзовые фигуры Франции и Италии.
Первоначально город Бордо заказал монументальный фонтан к 100-летию Французской революции от Фредерика Огюста Бартольди , скульптора, создавшего Государство Свободы. Статуя была закончена в 1889 году и в том же году выставлена на Международной выставке в Париже. В конце концов Бордо решил не финансировать его, и вместо этого фонтан был установлен на площади Терро в Лионе в сентябре 1892 года. Фонтен Бартольди изображает Францию в виде женщины, ведущей колесницу, запряженную четырьмя лошадьми, представляющих четыре великие реки Франции.
Усовершенствованная технология изготовления чугуна впервые позволила массовое производство фонтанов — самым известным примером был фонтан Уоллеса , который появился сначала в Париже, а затем в других городах Франции. В 1872 году британский миллионер, защитник трезвости и филантроп сэр Ричард Уоллес , который провел большую часть своей юности в Париже и жил там во время войны 1870 года, осознавая трудности и затраты на поиск питьевой воды в Париже после войны 1870 года, и следуя программе, которую он уже начал в Лондоне, подарил городу Парижу пятьдесят чугунных питьевых фонтанов. Скульптором фонтанов был Шарль-Огюст Лебур , ученик Франсуа Руде . Он разработал две модели, одну отдельно стоящую, а другую для крепления к стене, а в 1881 году добавил третью, более простую версию. Фонтаны пользовались популярностью, и до начала Первой мировой войны все еще устанавливались новые.
Дворец Лоншан в Марселе (1869 год стал конечной точкой нового акведука, по которому вода из реки Дюранс доставлялась в Марсель)
Источник